Сообщение об экологическом отряде школы. Программа работы экологического отряда "экос"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Задачи работы:

    Изучение природы и истории родного края; Освоение навыков исследовательской работы; Организация экологического просвещения для всех участников; Формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира; Приобретение навыков экологически грамотного поведения и природоохранной деятельности; уметь использовать свои знания о взаимосвязях в природе в конкретных ситуациях; Определение наиболее характерных для данной территории видов и состав растительного и животного мира; изучение последствий варварского отношения ко всему, что нас окружает.

Целевая группа: учащиеся 5-8 класса (57 человека)

Руководители: июнь - ,

Сроки проведения: с 1.06.2016г.-31. 08. 2016года.

Июнь-40 человек

Июль-8 человек

Август-9 человек

Программа экологического отряда «ЭКО» ориентирована на участников разного возраста (дети 10-15 лет), отвечает основным требованиям доступности и простоты освоения. Она предусматривает три основных направления:

    исследовательское - «Исследователи природы», практическое - «Спасатели природы», познавательное - «Знатоки природы».

Принцип работы экологического отряда основан на сочетании с физическими нагрузками и развлекательными мероприятиями.

    Исследовательское направление «Исследователи природы»

Проведена игры «Удивительный мир природы»


Проведена исследовательская работа: «Посадка и приживаемость черной смородины черенкованием» и «Влияние условий на приживаемость семян


С большим энтузиазмом прошла экологическая агитационно-пропагандистская работа: выпуск и распространение экологических , листовок, обращений к жителям посёлка: «Берегите природу!»…


    2.Практическое направление: Спасатели природы.
Проводили работы по облагораживанию школьной территории: сажали однолетние и многолетние цветы.



Подрезали деревья и кустарники, благоустраивали школьную территорию, создавали клумбы и декорировали цветники.


Проводили работы по облагораживанию территории около Поваровского обелиска Славы.

Проводили работу на пришкольном участке по посадке, поливу, пересадке, пропалыванию учебно - опытных участков. Проводили работы по высадке, прополке, поливу и закладке компостной кучи на пришкольном опытном участке.



Выкорчевывавали и сажали новые кустарники.



    Познавательное направление: Знатоки природы

1.Викторина «Люби, изучай, охраняй!»


2. Использование пластиковой тары для переработки.


3.Экологическая игра «Давайте с природой дружить!»


Итоги работы экологического отряда:


Проведены работы на учебно - опытном участке, созданы новые опытные гряды, проведены посевы и посадки овощных культур (кабачки, свекла, огурцы, петрушка, листовой салат, многолетние цветы.
Продолжен опыт по посадке черенкованием кустов смородины, проверке и учету приживаемости которых сделаны выводы.

Начат опыт по проверке выращивания клена из семян «Влияние условий на приживаемость семян клена »
Проведена экологическая агитационно-пропагандистская работа: выпуск и распространение экологических буклетов, листовок, обращений к жителям посёлка: «Берегите природу!»…
В рамках шефской помощи помогли ветерану ВОВ

Подрезаны кусты, подстрижены газоны.
Выкорчеваны старые кусты за спортивным залом, упорядочены ряды черной смородины.

8. Проводили работы по облагораживанию территории около Поваровского обелиска Славы.

9. Проведены игры «Удивительный мир природы»

Викторина «Люби, изучай, охраняй!»

Экологическая игра «Давайте с природой дружить!»

10. Научились использовать пластиковую тару повторно, для создания композиций.

В течение работы экологического отряда анализировалась активность участников, подводились итоги работы, отмечены лучшие члены отряда, для последующего награждения.

Окружной этап областного конкурса

социальных проектов

«Гражданин»

Создание экологического отряда

Работу выполнили учащиеся

ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

9 класса

Руководители проекта:

Иванова Светлана Николаевна

Бочкова Нина Геннадьевна

с. Новое Ганькино

2013

«Создание экологического отряда»

Лес и родники – это наше богатство, это ягоды, грибы, это чистый воздух, это лекарственные травы, ценные породы деревьев и многое другое. Наше село Новое Ганькино со всех сторон окружено лесами, а на территории сельского поселения много родников, протекает река Сургут, исток которой совсем недалеко от нас. А один островок леса располагается не далеко, всего с 1 км от села. В этом лесу мы проводим различные мероприятия – осенний и весенний кросс, дни здоровья, сюда ходят на экскурсии ребята начальных классов и воспитанники детского сада, здесь проводят воспитатели мероприятия во время работы лагеря дневного пребывания « Колокольчик» на экологическую тему, это место, где проводят занятия лыжная и легкоатлетические секции, здесь же проходит праздник СПК «Красная звезда» «Акатуй». Это всенародное гуляние, которое посвящается окончанию весенних полевых работ. Но очень часто человек бывает безжалостен к природе. В летнее время можно увидеть, как сельская молодежь едут на машинах в лес и после себя оставляют горы мусора. Такую же картину можно наблюдать после окончания праздника «Акатуй», после того, как торговцы сворачивают свои палатки. И мы, учащиеся школы, идем и убираем мусор. Если бы мы не убирали, то лес давно превратился бы в свалку.

Вода дарит почве плодородие, питает растения и животные, наполняет водой колодцы. Человек может прожить без пищи около 40 дней, а без воды – лишь трое суток. Тело взрослого человека на 65 % состоит из воды. Еще больше воды в организме ребенка. При весе 40 кг в нем 34 кг воды. Природа дала нам колоссальное богатство – это пресную воду! На Земле ничто живое без воды обойтись не может. Качество воды определяет и здоровье человека, и продолжительность его жизни. Очищать речную воду для употребления стали в XX веке, с развитием науки и техники.

В народе говорят: «Капля воды – крупица золота» и это в действительности так. Вода – это наша жизнь, наше богатство, без которого не может прожить ничто живое: ни растения, ни животные, ни человек. А люди так безжалостны к тем богатствам, которые дает сама природа. Человек вырубает леса, загрязняет реки, родники, озера и пруды и не задумывается над тем, сколько воды ему необходимо в сутки для нормальной жизни. А богатство не бывает долговечным, когда-нибудь оно иссякнет и перед человечеством встанет вопрос: «А что же дальше?»

Вода, водные объекты, как и земля, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека.

По территории нашего поселения протекает река Сургут, которая питает своими водами реку Сок, а Сок уже впадает в Волгу. Ее протяженность по территории нашего поселения 3 - 4 км. Но чего только нет на берегах нашей реки – это и битые стекла, банки, покрышки от колес автомашин, бытовые отходы, навоз. Особенно в половодье весной с паводковыми водами в реку Сургут попадает очень много мусора, который застревает между деревьями, растущими по берегам реки, а 1м 3 грязной воды портит 10 м 3 чистой воды. А летом берега зарастают крапивой, образуя непроходимые джунгли.

В истоках реки Сургут есть запруды, которые возвели бобры – это верный признак того, что воды реки у нас пока еще чистые и необходимо сделать все, чтобы так было и дальше.

У нас в поселении имеется 9 родников и только 2 родника более или менее благоустроены. Жители чаще всего бывают на Святом источнике.

Летом на реке бывает много людей и каждый по разному ведет себя по отношению к водам реки. Кто-то рыбачит, кто-то купается, а кто-то кидает камни и палки в реку.

По соотношению к потребности в воде на территории области выделяются 4 степени обеспеченности: надежно обеспеченные, обеспеченные, частично обеспеченные, недостаточно обеспеченные. Наш район относится к надежно обеспеченным. И все же состояние водных ресурсов района оставляет желать лучшего.

Перед нами встала такая проблема .

Родники, место отдыха в лесном массиве, где проводят мероприятия в весенне-осеннее время наша школа, СПК «Красная звезда» и сельское поселение находится в экологической опасности.

Перед собой мы поставили следующую цель.

Создать и организовать работу экологического отряда для улучшения состояния окружающей среды, так как уборка территории отдыха и родника проходят не регулярно и проводить различные мероприятия по экологической тематике.

Для реализации проекта мы поставили следующие задачи.

1. Анализ состояния лесного массива и родников.

2. Составление плана действий экологического отряда «ЭКО».

3. Проектирование зоны отдыха.

4. Составление проектной стоимости.

5. Встреча с директором школы.

6. Встреча с председателем СПК «Красная звезда».

7. Встреча с главой поселения Новое Ганькино.

8. Организация работы «Зеленого патруля» и «Голубого патруля» отряда «ЭКО».

Актуальность.

Мы считаем, что экологическая проблема на данном этапе актуальна не только в нашем поселении, но и в нашей стране, ведь не зря 2013 год объявлен годом Экологии, т.к. еще не поздно что-то изменить в лучшую сторону на нашей планете и в частности в нашем села.

С точки зрения закона.

С точки зрения закона наши действия правомерны, так как существует закон об охране зеленых насаждений. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию о всемирном наследии, объединяющую две области, традиционно считающиеся совершенно обособленными, охрану культурного и природного наследия.

Российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). Все это изложено в Водном кодексе Российской Федерации от 18.10.1995 года.

Законы об охране водных ресурсов есть и в Самарской области

Перспективность.

Работа экологического отряда имеет перспективу развития, потому что отряд может работать постоянно, пополняясь новыми членами из года в год. Возьмем шефство над родниками. А это значит обязуемся содержать в надлежащем виде чистые источники воды. Совместно с членами кружка «Краеведение», «Юный биолог», «Занимательная химия» планируем проводить мониторинг родников, так как члены кружков уже занимаются данной проблемой.

Ожидаемый результат.

Благоустройство родников, зоны отдыха в лесном массиве и экологической поддержки этих зон экологическим отрядом, озеленение территории школы.

В ходе нашего проекта мы встретились с директором нашей школы, где Кузьмина Галина Николаевна ознакомилась с нашей работой.

Ознакомили со своим проектом главу сельского поселения Новое Ганькино Любовь Леонидовну Андрееву.

У нас была встреча и с председателем СПК «Красная звезда» Немовым Валерием Геннадьевичем.

Мы считаем, что наш проект реален, так как мы можем его сами реализовать, если, конечно, поможет СПК «Красная Звезда» нам со строительными материалами – это доски шириной 30 см и длиной 3 м в количестве 40 штук, которые мы могли бы использовать для постройки скамеек и сцены (все съемное), гвозди 5 кг., работа транспорта (ГСМ) – доставка стройматериалов. По нашим подсчетам наш проект требует 10390 руб. - это только на приобретение строительных материалов, работу будут проводить учащиеся школы 7-9 классов, учителя технологии, работники СДК.

Наши планы по реализации проекта

С этого года мы решили взять шефство над нашим лесом и родниками, организовали профильный экологический отряд «ЭКО», куда входят два патруля: « Зеленый патруль» и «Голубой патруль». Нами было принято решение, что 1 раз в учебную четверть мы будем убирать накопившийся мусор. Мы хотим убедить жителей села соблюдать чистоту и порядок в лесу и на родниках. Наш отряд «Зеленый патруль» разнообразит работу, до этого года мы просто убирали территорию леса, вывозили мусор на свалку, в этом году мы хотим поставить таблички с надписями«Не мусорить!», ящики для мусора, вывесить где можно скворечники, обустроить то место в лесу, где проходит праздник «Акатуй», установить ящики для мусора, установить съемные лавочки, небольшую сцену, где проходят выступления самодеятельных артистов, руководителя предприятия и главы администрации.

Мы на одной из полян леса поставили столик, подготовили место для кострища, вкопали лавочки, и, конечно же, вкопали вывеску «Убери мусор за собой!» и отдыхающим не нужно будет искать по всему лесу место для отдыха, а оно уже подготовлено, не нужно портить зеленый покров леса и топтать траву, цветы.

Мы, конечно, сомневаемся, что все сразу будут убирать за собой пустую тару, но надеемся, что постепенно люди привыкнут к такому порядку. И в дальнейшем сами, встав взрослыми, не будем засорять родную природу.

План действия «Голубого патруля»

    Раз в учебную четверть проверять состояние родников и при необходимости проводить уборку

    В течении года проводить мониторинг состояния водных объектов.

    С весны по осень по возможности убирать территорию водных объектов с членами отряда.

    Во время экскурсий на водоемы временным отрядам во главе с членом отряда «Голубой патруль» и классным руководителем следить за порядком места проведения экскурсии.

    Проводить беседы по охране воды с младшими школьниками в течении учебного года.

План действия «Зеленого патруля»

    С весны по осень по возможности убирать территорию школы, территорию приусадебных участков пожилых людей приравненных к статусу «дети войны»,прикрепленных за каждым классом нашей школы, лесных объектов поселения с членами отряда

    Проводить беседы, викторины по охране природы с младшими школьниками в течении учебного года.

    Провести озеленение школьных коридоров и пришкольной территории

Приложение №1

Приложение №2

Викторина «Экологический светофор» (5 класс)

(Для подготовки использована книга: Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.)

Для проведения мероприятия используются желтые, красные, зеленые кружочки, которые раздаются детям (комплект из трех кружочков на каж дого учащегося класса). На доске или сиене крупное изображение светофо ра и ряд карточек-символов, обозначающих действия; разрушающие при роду - с красной обводкой; зеленым цветом - природоохранная работа; желтым - знаки-предупреждения. (Можно провести заранее конкурс ри сунков-знаков.)

Проведение мероприятия

Ведущий. Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять.

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитанны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:

1. Зеленый - помогаете природе.

2. Красный - ясно, что вредите ей.

3. Цвет желтый вас предупреждает.

А вместе все кружочки покажут нам все кочки, которые мешают приро де и детишкам навечно подружиться.

1. (1-й ряд.) Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят до мишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети зарази лись глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

2. (2-й ряд.) Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет... Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

3. (1-й ряд.) Зайку серого найду,

Принесу его домой -

Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпушенные снова в лес, не живут.)

4. (2-й ряд.)3автра утром в лес пойдем

И опята, и маслята,

И груздочки соберем.

Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

5. (2-й ряд.) Вот как плачет травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня зеленую,

Да все детушки, да все малые,

Во зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных пло щадках?

6. (2-й ряд.) Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит. (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

7. (1-Й ряд.) Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол. Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

8. (2-й ряд.) Мы пыхтим и морщимся: - Что мы вам - уборщицы? Газон никак не подмету, Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям? (Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

9. (1-й ряд.) Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала...

Да вдруг застыла на бегу. Почему нельзя убивать животных?

10. (2-й ряд.) Зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь,

В чаще муравейники не спят -

Шевелятся, зыблются, кишат. Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

11. (1-й ряд.) Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой. Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

12. (2-й ряд.) Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

13. (1-й ряд.) Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

14. (2-й ряд.) Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана? (Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)

15. (1-й ряд.) Какой вред приносит дым из фабричных труб? (Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

16. (2-й ряд.) В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

17. (1-й ряд.) О чем поют воробушки в последний день зимы?

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам? (Кормушки развешиваются по деревьям, корм.)

и регулярно подсыпается

18. (2-й ряд.) Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

19. (1-й ряд.) Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

20. (2-й ряд.) Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

21. (1 -и ряд.) Воду носят все из лужи, Выливают в реку вновь. Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

22. (2-й ряд.)Поливаем клумбы дружно.

Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб? (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

23. (1-й ряд.) Принесли из леса шишки,

Желудей несем мешок,

От берез нашли сережки.

Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород? (Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

24. (2-й ряд.)Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

25. (1-й ряд.) Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи | и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина I разрушается.)

26. (2-й ряд.) Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?

(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

27. (1-й ряд.) Едем на автомобиле

И гордимся, как красиво

Позади клубится дым.

Чих-чих-чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

28. (2-й ряд.) Бутылки и банки бросаем в походе,

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

29. (1-й ряд.) Красива обувь, суперсовременна

Рифленая подошва, блеск!

Прошли красивые ботинки -

Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

30. (2-й ряд.) Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

После проведения викторины награждаются самые активные участники викторины открытками с изображением живой природы.

Ведущий. Наш праздник заканчивается стихами Е. Каргановой.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Приложение №3

Приложение №4

Акция «Чистое село»

Уборка школьной территории

Уборка территории сельского поселения Новое Ганькино

Помощь пожилым людям в уборке территории

Приложение №5

План экологических мероприятий

в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

п/п

Мероприятия

Сроки

Участие в конкурсах экологической направленности

в течение года

октябрь, ноябрь

Акция «Чистый родник»

май

апрель

«Урок чистой воды»

март, апрель

Акция «Чистое село»

апрель, май

Экологическая викторина для средних классов

март

Конкурс поделок из бросового материала (среди начальных и средних классов)

сентябрь

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8

Реализация проекта

Основные мероприятия, проведенные в учебном заведении в рамках экологических мероприятий

  1. Участие в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

    Школьная акция «Помоги птицам зимовать»

    Акция «Чистый родник»

    Акция «Сбережем «легкие» планеты»

    «Урок чистой воды»

    Акция «Чистое село»

    Экологическая викторина для начальных и средних классов

Участники организации и проведения мероприятий

Мероприятия были организованы учителями и школьным объединением «Экологический отряд «ЭКО»».

В мероприятиях были задействованы все классы с 1-го по 11-ый. Вопросы экологии рассматривались на уроках биологии, географии, физики, химии, природоведения, «Мир вокруг нас». Экологический отряд включает в себя два патруля – это «Голубой патруль» и «Зеленый патруль», так же в школе работают кружки «Юный биолог», «Занимательная химия» и «Краеведение», «Умелые руки», «Рукодельница». Во всех мероприятиях были задействованы не только дети, но и их классные руководители, родители и руководители кружков - это 11 классов, 11 классных руководителей, 2 руководителя экологического отряда, руководители кружков, родители учащихся начальных классов, учителя предметники.

СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

«ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ»

п/п

Фамилия и имя члена отряда

Класс

Командир отряда-

Утверждаю

Директор школы:_________

Положение

о школьном экологическом отряде

«Зелёный патруль»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

I. Общие положения

1. Экологический отряд МБОУ Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа является добровольным объединением учащихся, их родителей и учителей, образованным для изучения и охраны природы.

2. Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно школьному Уставу и в соответствии с законодательством РФ.

3. Экологический отряд является открытой школьной организацией, действует на территории села Сарсаз Багряж Заинского района и имеет свою символику.

4. Цель экологического отряда: привлечение учащихся, их родителей и учителей к активному изучению природы и ее охране.

5. Задачи экологического отряда:

а) изучение истории и природы своего края;

б) применение на практике знаний вопросов экологии и путей их решения;

в) овладение нормами экологической культуры;

г) вовлечение учащихся школы и общественности села в практическую работу по сохранению природы;

д) участие в районных, российских экологических программах и проектах.

6. Организатором школьного экологического отряда является администрация МБОУ Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа

7. Экологический отряд «Зелёный патруль» - это группа детей 5-8 классов, объединенных общей идеей любви к природе и стремящихся внести свой практический вклад в охрану окружающей среды.

II. Содержание деятельности

Для достижения своих целей экологический отряд имеет право действовать всеми легальными методами, согласно законодательству РФ, включая ниже перечисленные:

1. Изучение истории своего села, изучение и охрана растений и животных, их естественных местообитаний, восстановление нарушенных.

2. Распространение знаний и информации об исторических местах, о природе, действиях, наносящих угрозу существованию растениям, животным, человеку, способах их охраны.

3. Организация и проведение мероприятий, имеющих целью популяризацию идей охраны природы и исторических памятников - сборов, съездов, встреч с интересными людьми, учеными и др.

4. Осуществление законных действий, имеющих целью предотвратить деградацию природных территорий.

5. Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению и экологии, охране безопасности и жизнедеятельности людей.

6. Публикация научно-исследовательских и научно-популярных работ учащихся и педагогов школы.

7. Подготовка, издание и распространение буклетов, газет, альбомов и других материалов по темам экологии.

8. Организация конкурсов, выставок поделок, рисунков.

9. Проведение экологического мониторинга, экологических акций, экодесантов, экспедиций, походов выходного дня.

10. Организация экологического туризма.

11. Сотрудничество с другими организациями села, района, области, а также участие в экологических мероприятиях различного уровня, в совместных проектах, обмене информацией.

III. Члены экологического отряда

1. Членом эколого-краеведческого отряда может стать любой человек (ребенок или взрослый), солидарный с целями и задачами организации и желающий поддержать ее работу.

2. Все члены экологического отряда имеют равные права избирать и быть избранным на любую деятельность в рамках Устава; право голоса в обсуждении любого вопроса и принятии решения.

3. Желающий вступить в экологический отряд должен сделать устное заявление в Совет отряда. Прием происходит на собрании Совета отряда.

IV. Структура отряда

1. Учащиеся - члены отряда, командир отряда, Совет отряда.

2. Командир и Совет отряда осуществляют руководство деятельностью отряда, распределение объема работы, соблюдение режима и графика работы.

3. Состав Совета: ____________ директор школы

ЗДВР

Учитель биологии

командир отряда (назначается и переизбирается)

Совет следит за выполнением планов работы, за режимом труда и отдыха. Выходит на общее собрание с предложениями по улучшению деятельности отряда.

V. Права и обязанности

ПРАВА:

Каждый участник имеет право:

Проводить экологическую работу в классе, школе.

ОБЯЗАННОСТИ:

Каждый участник отряда обязан:

Быть личным примером для сверстников;

Оказывать помощь в труде сверстникам;

Принимать активное участие в озеленении и благоустройстве прилегающих территорий;

Соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, нормы санитарии, установленные в экоотряде;

Агитировать в члены отряда сверстников, друзей по месту жительства;

Освещать деятельность отряда в СМИ.

План работы экологического отряда

на 2014-2015 уч.год

Цель: формирование у учащихся нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды своего края

Задачи:

    Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Формирование экологической культуры подрастающего поколения.

    Улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников.

    Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий.

    Воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории.

    Распространение передового опыта образцового содержания территории сельского поселения.

    Развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.

Экологическим отрядом «Зелёный патруль» организовываются экологические десанты по благоустройству школьной территории, по очистке посадочных полос и старого сада, по благоустройству села (оказание помощи сельской администрации в содержании в соответствии с санитарными требованиями сельских улиц, колодцев, паркового комплекса в центре поселения), по очистке территории пруда, экологические операции «Первоцвет», «Живи, елка!», «Птичья столовая», «Родник».

Членами отряда ведется реконструкция станций на экологических тропах, продолжается исследовательская работа по формированию материалов экосистем большой и малой тропы. Члены экологического отряда «Зелёный патруль» работают над выпуском информационных бюллетеней экологической направленности «Живая вода», «Наши зеленые друзья», готовятся к проведению Недели сада, дней защиты окружающей среды, Декады озеленения. Большое внимание уделяется разработке творческих экологических проектов. В течение всего учебного года члены экологического отряда принимают активное участие в эколого-патриотической акции «Алая гвоздика» (уход за памятником и братским захоронением воинов Великой Отечественной войны).

Социальный эффект данных мероприятий: формирование благоприятного имиджа школы, села, удовлетворение культурных и эстетических потребностей широких слоев населения, нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в селе; улучшение состояния здоровья населения; формирование нравственной и гражданской ответственности школьников за экологическое состояние окружающей среды своего края, бережное отношение к природе, улучшение экологического образования и культуры подрастающего поколения.

Разделы,

содержание работы

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Планирование деятельности

Планирование деятельности

2014

сентябрь

Эколого-просветительская работа

Социальный эффект:

сформированность нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды своего края;

бережное отношение к природе, улучшение экологического образования и культуры подрастающего поколения

Выпуск информационных бюллетеней экологической направленности

Февраль

2015

Руководитель пресс-центра

Проведение Недели сада.

Апрель

2015

Командир экологического отряда

Проведение дней защиты окружающей среды.

Апрель

2015

Проведение Декады озеленения.

Апрель

2015

Командир экологического отряда

Выпуск фотогазеты

Апрель

2015

Руководитель пресс- центра

Участие в эколого-патриотической акции «Алая гвоздика» (уход за памятником и братским захоронением воинов Великой Отечественной войны)

В течение всего периода

Ответственный за акцию «Алая гвоздика»

Экологические десанты

Социальный эффект: нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в микрорайоне поселения

Апрель

2015

Руководитель пресс- центра

Экологическая операция «Первоцвет»

Апрель

2015

Ответственный за экологическую операцию «Первоцвет»

Экологическая операция: «Живи, елка!»

Декабрь 2014

январь

2015

Ответственный за экологическую операцию «Живи, елка!»

Экологическая операция: «Птичья столовая»

ноябрь декабрь

2014

январь

февраль

март

2015

Ответственный за экологическую операцию «Птичья столовая»

Экологическая операция: «Родник»

Апрель

2015

Продолжить оборудование станций на экологических тропах, продолжение исследовательской работы по формированию материалов экосистем большой и малой тропы

В течение всего периода

Ответственный за исследовательскую деятельность

Благоустройство сельского поселения

Социальный эффект: формирование благоприятного имиджа школы, села, удовлетворение культурных и эстетических потребностей широких слоев населения;

нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в селе; улучшение состояния здоровья населения; формирование благоприятного имиджа школы и села

Экологические десанты по благоустройству села (оказание помощи сельской администрации в содержании в соответствии с санитарными требованиями сельских улиц, колодцев, паркового комплекса в центре поселения)

Апрель-июнь

2015

Командир экологического отряда

Экологические десанты по очистке посадочных полос и старого сада

Апрель-июнь

2015

Командир экологического отряда

Экологические десанты по очистке территории пруда

Апрель-июнь

2015

Ответственный за операцию «Родник»

Экологический десант по благоустройству родников на территории села

Апрель-июнь

2015

Ответственный за операцию «Родник»

Участие в благоустройстве школьной территории

Апрель-июнь

2015

Ответственный за благоустройство школьной территории

Г.Л. БАРСУКОВА,
руководитель детского экологического отряда,
учитель биологии и экологии ЦО № 1943, г. Москва

Организация работы экологического отряда

Детский экологический мобильный отряд (ДЭМО), существует в ЦО № 1943 с весны 2004 г. Необходимость создания такого движения возникла давно и этому было немало причин. Наш ЦО расположен на самой границе Москвы, около Красногорского леса, который является зоной отдыха жителей района и г. Красногорска. Из года в год экологическая ситуация в лесу становилась все хуже. Из-за бытовых и промышленных загрязнений гибли многие растения, исчезали звери и птицы.

Отсутствие мероприятий, направленных на оказание помощи лесу, безразличие властей, низкий культурный уровень населения в целом, отсутствие объективной информации о состоянии леса – вот далеко не полный перечень того, что заставило нас задуматься. Необходимость конкретных действий стала объективной реальностью. С чего начать работу? Создавать просто еще один отряд, группу детей, которые ходят в лес и убирают мусор, изначально не хотелось, т.к. виделись более широкие цели такого движения:

– организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения;
– сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.

Экологическое движение школьников существует давно. Его опыт, методики и значение известны (пример – школьные лесничества). В нашем же проекте нужно было совместить воспитательную деятельность среди школьников и взрослого населения района; обосновать необходимость организации движения, проведя экологический мониторинг леса и прилегающих территорий; создать общественное мнение и пробудить интерес к экологическим проблемам леса с помощью СМИ и сотрудничества с управой (администрацией района).

Перед нами встали две главные проблемы:

1) как организовать детское экологическое движение в рамках одной школы;

2) какими методиками лучше воспользоваться для экологического воспитания не только школьников, но и взрослого населения?

Обе проблемы, как нам кажется, удалось решить. Практическая значимость проекта создания и работы детского экологического отряда виделась в следующем:

– создание методики организации экологического отряда в отдельно взятой школе (ЦО);
– разработка системы мероприятий по сохранению леса, проводимых совместно с лесничеством и управой;
– накопление опыта взаимодействия учащихся с общественностью;
– организация детского досуга;
– профориентационная работа со старшеклассниками;
– организация научно-исследовательской работы с учащимися в рамках отряда.

После того как определились цели и задачи, мы перешли непосредственно к работе. От этапа к этапу изменялась не только форма деятельности – постепенно складывалось биоцентрическое мировоззрение школьников.

I этап: « Ознакомительный»

На этом этапе учитель проводит для школьников ознакомительную экскурсию в лес, чтобы показать масштабы антропогенного воздействия. По результатам этой экскурсии организуется диспут, на который приглашаются «старожилы» с фотографиями и видеоматериалами 10–15-летней давности.

II этап: «Скорая помощь»

На этом этапе организуется субботник. Его цель – показать экологическую обстановку в районе объекта в целом. Вторая и главная цель этого этапа – попробовать объединить ребят в группу, имеющую общую природоохранную задачу.

III этап: «Внимание! Опасность!»

В результате проведения субботника у учащихся формируется чувство сопричастности, тревоги за судьбу леса (реки и т.д.) Это сплачивает детский коллектив, т.к. появляется нечто, объединяющее детей.

IV этап: «Действуй!»

Учащиеся делают главный вывод: одноразовые мероприятия проблему не решат. На этом этапе важно так организовать работу отряда, чтобы ребята начали поиск путей решения проблемы. Экологический отряд – сумма личностей, детских индивидуальностей, каждая из которых может проявить свои способности в разных видах деятельности. Например, можно предложить следующие действия:

– проведение экологического мониторинга состояния леса и близлежащих водоемов;
– выступление с результатами и предложениями в СМИ района, создание общественного мнения;
– ознакомление администрации района с проблемами и предложение мероприятий по сохранению объекта живой природы;
– организация постоянных мероприятий по уборке леса в рамках работы отряда и совместно с администрацией района, лесничеством, другими школами и местными жителями.

V этап: «Анализ опыта»

VI этап: «Преемственность»

Работу экологического отряда невозможно представить законченной, потому что все проблемы охраны природы нельзя разрешить сразу. Опыт взрослых ребят необходимо передать приходящим им на смену молодым.

Старшие ребята помогают руководителю отряда не только в обучении младших, выполняют многие аспекты воспитательной работы. Общее дело сплачивает учащихся, создает условия взаимоответственности и сопричастности, формирует активную жизненную позицию.

Подводя итоги трехлетней работы ДЭМО, можно сделать некоторые обобщения и выводы. На разных этапах работы отряда мы видим, как постепенно меняется мировоззрение ребят.

Изменить мировоззрение нельзя только одними экологическими десантами, хотя их роль очень велика. Через исследовательскую деятельность (изучение биоценоза, химико-экологические пробы, экологический мониторинг), через опыт общения с людьми (жители и администрация района, редакции газет, корреспонденты), тяжелый и неблагодарный физический труд, опыт борьбы с обывательской инертностью и публичные выступления пролагается путь к новому биоцентрическому мировоззрению.

Можно быть уверенным, что дети, прошедшие через такие формы работы, вырастут настоящими личностями, способными отстаивать свою жизненную позицию и изменять в лучшую сторону мир, который их окружает.

Загрузка...
Top