Рэй чарльз биография. Рэй Чарльз: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

23 сентября 1930 года родился Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson) – американский певец, музыкант, композитор, один из известнейших в мире исполнителей музыки соул, кантри, джаз и ритм-энд-блюз. Фрэнк Синатра называл его «единственным настоящим гением в шоу­бизнесе», а певец Билли Джоэл заявил: «Это может прозвучать кощунственно, но я считаю, что Рэй Чарльз был важнее, чем . … Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!»

На самом деле его звали Рэй Чарльз Робинсон. Сократить имя посоветовал один из продюсеров фирмы Swingtime Records, увидевший в парне восходящую звезду. На то время фамилия «Робинсон» на звездном Олимпе Соединенных Штатов была прочно занята боксером-чемпионом Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson), и, чтобы избежать путаницы, было решено создать сценическое имя «Рэй Чарльз». Впрочем, голос, талант и страсть к музыке, которой был одержим Рэй, вознесли бы его к вершинам славы под любым именем.

В роду Робинсонов музыкантов, а тем более известных не было. Родители Рэя (родился в городе Олбани, штат Джорджия) слыли самыми бедными жителями черной общины крошечного поселка Гринвилль во Флориде, куда семья вскоре переехала. «Мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных… ниже нас – только земля», – вспоминал Чарльз. Мальчишке было 5 лет, когда младший брат Джордж на его глазах начал тонуть в лохани с водой (их мать подрабатывала прачкой). Как ни старался Рэй, спасти брата не смог – тот был для него слишком тяжел. Эта сцена потом преследовала музыканта всю жизнь. Спустя год Рэй вдруг начал терять зрение, а к 7 годам ослеп совершенно. Спасли мальчика мама, которую он боготворил… и музыка. Арета Робинсон была сильной женщиной – не причитала, а действовала: зная, что сын вот­вот ослепнет, научила его самым необходимым для незрячего навыкам, пока Рэй еще видел. И отправила в интернат для глухих и слепых детей. Так что читать слова и ноты он учился одновременно – по системе Брайля. Здесь же парень освоил кучу инструментов – трубу, кларнет, орган, саксофон и пианино. К последнему, правда, Рэй пристрастился гораздо раньше: еще трехлетним мальчуганом он без конца бегал в соседнюю аптеку, хозяин которой играл на пианино, и пытался имитировать буги­вуги.

Забегая вперед, скажу, что причина слепоты Рэя Чарльза так до конца и не была установлена: один из предполагаемых диагнозов – глаукома. Поговаривали, что много лет спустя, в 1980­е гг., став состоятельным человеком, музыкант подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать ему один глаз. Впрочем, операция так никогда и не состоялась – врачи сочли ее бессмысленным риском. Сам Рэй довольно иронично относился к собственной слепоте: всегда брился перед зеркалом, носил солнцезащитные очки, снимался в кино, водил автомобиль, даже пилотировал аэроплан! А вот автографы не давал никогда – ведь певец не мог видеть, что именно ему подсовывают на подпись (!); да и с журналистами общался крайне неохотно. Когда однажды Рэю задали вопрос, не чувствует ли он себя несчастным из­за слепоты, музыкант удивился: «Почему? Когда ты слеп, то, возможно, теряешь примерно 1/99 того, что дает тебе жизнь. Я знаю, очень важно видеть своих детей или любоваться красотой луны. Ладно, один процент долой. Но ведь из­за этого моя жизнь не остановится, не так ли?» Друзья Рэя утверждали, что никогда не встречали более независимого человека, чем этот слепой музыкант.

С детства читая ноты пальцами и играя на слух, Чарльз настолько натренировал память, что без труда сочинял аранжировки, даже не прикоснувшись к инструменту. Своими учителями в музыке почитал Фредерика Шопена, Яна Сибелиуса, Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.

Еще в годы учебы Рэй слыл первым музыкантом школы, где не раз выступал с сольными концертами и в составе группы «The Florida Playboys». К 17 годам, потеряв обоих родителей, парень решил попытать счастья в большом городе: положив в карман накопленные $600, Рэй отправился на другой конец континента – в Сиэтл.

Ray Charles 2 Рэй Чарльз: темнота, обращенная в светСначала вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio», а спустя некоторое время стал записываться. Его первый хит «Confession Blues» (1949) и популярная песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951) были записаны на Swingtime Records. Затем Чарльз заключил контракт с фирмой грамзаписи Atlantic: здесь у него появилось гораздо больше творческой свободы и опытные продюсеры – Ахмед Эртегюн и Джерри Векслер. Именно под их руководством Рэй Чарльз начал движение от талантливого имитатора стилей известных музыкантов до обретения своей творческой индивидуальности. Сингл «Mess Around» (1953 г.), разошедшаяся миллионным тиражом пластинка с композицией «The Things That I Used To Do» (записанная вместе с блюзменом Гитар Слимом) и, наконец, считающийся первой записью в стиле соул и вышедший на первую строку хит­парада сингл «I Got a Woman» (1955 г.) стали вехами на пути будущей легенды музыки XX cтолетия. Работая в эти годы в основном с госпелами, со светскими текстами и блюзовыми балладами, Рэй Чарльз создает новый сплав, электризуя неторопливые меланхоличные ритмы религиозных гимнов энергичными разрядами ритм­энд­блюза. «Черный» рок­н­ролл многим обязан этому музыканту, сумевшему увлечь традиционной африканской музыкой огромную аудиторию белых слушателей.

Говорят, что «What`d I Say» – знаковую песню стиля соул, вобравшего в себя рок, r&b, джаз и кантри, Рэй сочинил во время одного из выступлений: надо было заполнить время, которое он был обязан отыграть по контракту. Трудно сказать, скольких музыкантов, певцов и композиторов «What`d I Say» потом «завела», вызвав к жизни новые произведения. Впоследствии именно это непостижимое чутье и умение Рэя проникнуть в суть любого стиля, невероятная свобода, с которой он смешивал и сплавлял стили и жанры, игнорируя их границы, обусловили его творческое кредо.

Чарльз двигался теперь в новых направлениях: записывал песни с участием крупных симфонических оркестров, известных джазовых музыкантов; обратился к стилю кантри и, записав альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», достиг невороятного по тем временам для чернокожего музыканта – вошел в «оборот» этого типично «белого» стиля музыки. Переход в ABC Records не только вознес Рэя в категорию одного из самых высокооплачиваемых музыкантов мира того времени, но и существенно расширил творческую свободу и возможности. Сюрприз! Вместо того, что удариться в новаторские эксперименты, музыкант принялся записывать песни в стиле поп, близкие к мейнстриму. Биг­бэнды, струнные квартеты, большие хоры на подпевке – новые аранжировки Рэя Чарльза резко отличались от камерных произведений времен Atlantic. Переехав в самый крупный особняк на Беверли­Хиллз, музыкант теперь периодически записывает и так называемые «поп­ и джаз­стандарты»: «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin" Whoopy» и другие. В то же время выходят и его хиты «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine». «Hit The Road Jack».

Однако символом периода ABC все же стала другая песня. «Georgia On My Mind» (композиция бродвейского классика Ходжи Кармайкла, изначально посвященная девушке по имени Джорджия) 24 апреля 1979 г. была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил ее в здании законодательного собрания штата. За 19 лет до этого события музыкант отменил свой концерт в штате – в знак протеста против расовой сегрегации (по тогдашним законам чернокожие и белые зрители во время его концерта должны были сидеть отдельно). Многие годы Чарльз выступал против расизма, поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

В отличие от стремительно идущей вверх музыкальной карьеры, личная жизнь Рэя была весьма турбулентной. Наркотики он попробовал в 17 лет. С тех пор – вплоть до ареста за хранение героина и марихуаны в 1965 г. в Бостоне – музыкант носил «эту мартышку на моей спине» (так он называл свою зависимость от зелья). Рэй прошел курс лечения в лос­анджелесской клинике – и это спасло его от реального срока в тюрьме, который заменили на год условно. К наркотикам он больше никогда не вернулся, заменив их «Коктейлем Рэя Чарльза» – крепким кофе с сахаром и джином. «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это было как аспирин – тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли», – вспоминал Рэй.

С женщинами отношения также были непростыми. Два официальных брака и 12 детей от 9 женщин – короткая, но емкая статистика. Кстати, каждому из своих детей музыкант завещал 1 млн. долларов.

«Фрэнк Синатра, а до него Бинг Кросби были мастерами слова. Рэй Чарльз же – мастер звуков». А легенда рок­н­ролла Билли Джоэл называет Чарльза «обладателем самого уникального голоса в поп­музыке... Он взял визг, крик, рычание, стоны и сделал из них музыку».

Проекты, концерты, выступления по всему миру, запись новых альбомов – Рэй продолжал работу до самой смерти, наступившей от рака печени в 2004 году. Тысячи поклонников прощались с музыкантом в церкви, под сводами которой звучала «Over the Rainbow» – песня, выбранная самим Рэем Чарльзом.

А спустя два месяца вышел его последний альбом – «Genius Loves Company», в который вошли песни, исполняемые совместно с многими выдающимися музыкантами. В 2005­м – еще один альбом – «Genius&Friends», в 2006­м – «Ray Sings, Basie Swings» и т. д. Рэй Чарльз – «пионер, который смел барьеры между светскими и духовными стилями, между белой и черной поп­музыкой»; певец, награжденный 17 премиями «Грэмми» и официальным званием «Сокровище Лос­Анджелеса»; музыкант, чья звезда установлена на голливудском бульваре Славы, а бронзовые бюсты – во всех залах Славы (рок­н­ролльном, джазовом, блюзовом и кантри), продолжает главное дело своей жизни – правда, из иных миров.

Его музыка касалась каждого. Американский дирижер и трубач Квинси Джонс назвал ее «болью, преображенной в радость, темнотой, обращенной в свет». Сам Рэй Чарльз сказал просто:

«Музыка была на свете очень давно и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что­то хорошее».


Рэй Чарльз – известный американский певец, композитор, аранжировщик. Родился в 1930 году в США. Всю свою жизнь он посвятил музыке, несмотря на то, что был слепым от рождения.

Рэй Чарльз родился в сентябре 1930 года в Олбани, штат Джорджия, США. Его родители не были музыкантами и вообще никак не связаны с творчеством. Мать работала на лесопилке, а отец трудился механиком. Чуть позже семья перебралась во Флориду, во многом этому способствовал непростой период жизни общества, Великая депрессия. Семья была самой простой, и испытания не оставляли ее.

Так, в возрасте 5 лет Рэй потерял младшего брата, который по трагической и нелепой случайности утонул в корыте. Нерадостное детство было и у самого будущего музыкального гения, ведь врачи диагностировали ему слепоту, от которой он так и не сумел оправиться в жизни, оставаясь практически полностью слепым. Но, как он вспоминал впоследствии, его поддерживала мать и музыка, к которой он был неравнодушен с самого рождения. Уже в возрасте 3 лет он вполне прилично научился подпевать песням, которые доносились из соседнего двора.

Становление и первые музыкальные шаги

Поскольку он имел явно выраженный физический дефект и не мог обучаться в обычной школе со сверстниками, то освоение грамоты он начал в специализированном интернате для глухих и слепых детей.


Фото: Рэй Чарльз в молодости

Примечательно, что вместе с чтением по особой методике он освоил и нотную грамоту, причём сделал это одновременно — настолько интересно ему было познавать музыкальные основы. Только лишь нотной грамотой всё не закончилась, с таким же упорством и талантом он освоил игру на пианино, саксофоне, органе, кларнете и трубе, подражая лучшим музыкантам, но и привнося в исполнение собственное видение процесса. В качестве своих учителей он называется Шопена, Каунта Бейси и других исполнителей.

Судьба по-прежнему испытывала его на прочность, в возрасте 15 лет он лишился родителей. Эта утрата ещё больше подтолкнула его к музыке, в которую он ушел с головой и даже создал собственную кантри-группу. Во многом он действовал интуитивно и даже импульсивно. Так, в 1948 году в его распоряжении было всего лишь 600 собранных долларов, которые он потратил на переезд в город Сиэтл, то есть совершенно в другой конец большой страны. Приехав туда, он незамедлительно принялся за дело их создал группу «Maxim».

Профессиональный путь

Со свойственной ему энергией он принялся за дело, создавая удивительные по красоте и звучанию музыкальные композиции.

К сожалению, этот период жизни связан и с употреблением наркотиков. Для полноты картины стоит отметить, что наркотики в то время были сильно распространены в обществе, хотя и считались нелегальными. До сих пор целое движение хиппи, возникшее несколько десятилетий назад, ассоциируется во многом с употреблением запрещенных препаратов. А если говорить про музыкантов и других людей из шоу-бизнеса, то становится понятно, что только единицы удержались от этого пристрастия.

В конце 40-ых годов он обосновывается в Лос-Анджелесе, здесь же выходит его первая пластинка и заключение официального контракта с одной из записывающих студий. Rhythm and blues & rock gospel — вот два направления, которые прочно ассоциируются с его именем, поскольку песни в этом жанре музыкант исполнял виртуозно.

В середине 50-ых годов его композиции стали попадать в хит-парады, в частности, «I Got a Woman» полюбилась многим слушателям не только в США, но и за пределами страны. Музыкант прославился виртуозным исполнением и тем, что он смело перекраивал ритмы. Например, жанр госпел ассоциировался долгие десятилетия с серьезным и даже несколько заунывным пением религиозной тематики. Рэй Чарльз добавил жизнь в этот ритм и сделал его по-настоящему живым, но сохранил характерные для жанра черты.

Такой подход вызвал настоящий фурор, и миллионы людей заинтересовались творчеством музыканта.

В 50-ые годы последовали многочисленные пластинки. Затем он подписал контракт с звукозаписывающей компанией ABC-Paramoumt, которая показалась ему самой перспективной на тот момент. Благодаря такому плодотворному сотрудничеству он вновь выстрелил хитами, среди которых «Georgia On My Mind», эта музыка до сих пор часто попадает в хит-парады и так или иначе обыгрывается разными исполнителями.

Творческий расцвет

Рассвет его деятельности и пик популярности приходятся на 60-ые годы. Одной из культовых стала песня «What`d I Say», которую певец исполнил с такой чувственностью, что некоторые пуританские радиостанции посчитали ее слишком сексуальной и не стали пускать в эфир. Но это лишь подстегнуло интерес к ней.

Обратив внимание на его потрясающе выразительный голос, который может излучать чувственность и металл, музыканта власти попросили исполнить гимн штата Джорджия. Исполнение было настолько удачными, что быстро стало хитом, а само название штата Джорджия стала популярным женским именем.

Благодаря профессиональному исполнению музыку одинаково любили белые и чёрные жители страны, несмотря на то, что это было жестокое время борьбы и противостояния. Не менее удивительна и потрясающая работоспособность музыканта, который очень не хотел замыкаться в рамках каких-то определенных жанров и постоянно экспериментировал, придумывал что-то свое, а также перепевал известные классические композиции, которые в его исполнении звучали совершенно по-другому. Например, в свойственной ему манере блюза, джаза и соула он перепел культовую песню «Yesterday», чем вновь привел в восторг аудиторию.

Семидесятые годы

70-ые годы стоит выделить особо, поскольку жизнь музыканта кардинально изменилась. К сожалению, он известен не только как гениальный музыкант, но и как человек, периодически попадавший в беду из-за наркотиков. Несколько раз полиция обнаруживала наркотики в его гостиничном номере, но ему чудом удалось избежать реального срока заключения.

Когда в очередной раз полиция потребовала выдать наркотики, которые музыкант хранил в номере, то от ареста его спас только тот факт, что у полицейских не было ордера на обыск и они не смогли документально зафиксировать наличие героина. Певец признается, что после этого решил покончить с употреблением наркотиков и всячески в интервью впоследствии подчеркивал, что это единственно верное решение.

Публика прощала ему многое не только из-за того, что он был полностью слепым, но потрясающе жизнерадостным, но и из-за его искренности. Так, он честно признавался в своей наркотической зависимости и особо подчеркивал, что смысл и образ его жизни кардинально изменились.

Популярность исполнителя была столь велика, что его приглашали выступать даже на инаугурации Президентов, в частности, Рональда Рейгана, Билла Клинтона. Известно, что певец относил себя к ярым демократам, однако выступил на инаугурации Рональда Рейгана, который, как известно, являлся республиканцам.

Такой поступок был воспринят неодобрительно частью общества. Тем более, что менеджер певца подлил масла в огонь, заявив, что выступал исполнитель исключительно из-за гонорара. Гонорар составил 100 000 долларов, это фантастическая сумма по тем временам. Это породило ещё больше неодобрение. Что же, каждый шаг известных людей общество рассматривает под лупой и любое действие, которое не вписывается в формат, обсуждается с особым энтузиазмом.

Личная жизнь

Несмотря на слепоту и увлеченность музыкой, которая занимала подавляющее большинство времени артиста, личная жизнь его также оставалась бурной. Формально он был женат два раза, но при этом у него 12 детей от 9 женщин.


Фото: Рэй Чарльз с семьей

Певец не оспаривал этот факт и не пытался оправдываться, спасая свою репутацию. Напротив, он признал всех своих детей, а за год до своей смерти выдал каждому из наследников по миллиону долларов из своего внушительного состояния.

Последние годы жизни

Умер певец в 2004 году, но доподлинно известно, что до последнего момента он занимался музыкой. Под конец он уже не мог разговаривать, но, собрав все свои силы, всё равно приезжал в студию и занимался работой.


Фото: Рэй Чарльз в последние годы

В многочисленных интервью он подчеркивал, что считает хорошим показателем не количество прожитых лет, а качество, яркость жизни, насыщенность событиями. Считается, что исполнитель умер от рака печени, который проявился за 2 года до смерти. Даже в это нелегкое время мужественность артиста поражает. Теряя силы, он был несломленный морально и занимался музыкой в прямом смысле до последнего вздоха. После смерти вышло еще несколько альбомов с песнями, которые тоже имели большой успех.

Артиста похоронили в штате Калифорния. На голливудском бульваре славы есть его звезда, а в нескольких залах славы: блюза, джаза, рок-н-ролла, кантри установлены его бюсты. Также ему была присвоена Национальная медаль искусств, которую вручил сам Билл Клинтон в 1993 году.

Это лишь одни из многих наград потрясающего человека, впрочем, он не придавал им особого значения, лучшей наградой за свое творчество справедливо считая любовь зрителей вне зависимости от цвета кожи, социального статуса и политических предпочтений.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Этого выдающегося певца, пианиста и композитора называли Братом Рэем и Гением, но его настоящее имя Рэй Чарльз Робинсон, под которым он родился 23 сентября 1930 года. В самом раннем детстве мальчика поразила глаукома, и к семи годам он полностью лишился зрения. Учился Рэй во флоридской школе для глухих и слепых детей: там он освоил чтение методом Брайля, а также активно занимался музыкой. За несколько лет парень стал хорошо играть на различных инструментах, таких как классическое пианино, орган, труба, альт-саксофон и кларнет, а в дополнение начал сочинять собственные композиции. В 16 лет Рэй уже был профессиональным музыкантом и выступал с различными флоридскими коллективами. В 1948-м он перебрался в Сиэтл, где сперва основал джаз-блюзовый проект "The Maxim Trio", а потом начал сольную карьеру, взяв себе сценический псевдоним Рэй Чарльз. Несколько лет артист работал на "Swingtime Records", пытаясь копировать стиль Ната "Кинга" Коула и Чарльза Брауна. Первые его пластинки особого успеха не имели, но в 1951 году сингл "Baby, Let Me Hold Your Hand" прорвался в ритм-энд-блюзовые чарты и обратил на себя внимание крупных записывающих фирм.

Дело кончилось тем, что "Atlantic Records" выкупила контракт у "Swingtime" за 2500 долларов. Получив большую свободу действий, Рэй начал развивать свой собственный стиль и спустя некоторое время нашел нужную форму. Взяв за основу госпел "Jesus Is All The World To Me", Чарльз наложил на него мирские тексты, добавил немного танцевальности и получил свой первый значительный хит "I Got A Woman" (впоследствии эту песню назовут первой реальной записью в стиле соул). С этого момента популярность музыканта стала неуклонно расти, а в 1958-м он подтвердил звание восходящей звезды, с триумфом выступив на престижном "Newport Jazz Festival".

На протяжении 50-х Чарльз записал немало классных песен (среди них "This Little Girl Of Mine", "Drown In My Own Tears", "Hallelujah I Love Her So", "Lonely Avenue", "The Right Time"), но самой удачной его работой "атлантического" периода стала композиция "What"d I Say", угодившая в Топ 10 как в ритм-энд-блюзовых, так и в поп-чартах. В 1959-м вышел еще один намбер-уан сингл, "Georgia On My Mind". Изначально написанная для девушки Джорджия, эта композиция впоследствии стала официальным гимном штата с таким же именем. Кстати, Рэй Чарльз не замыкался на песенном жанре и мог параллельно альбомам с вокалом выпускать диски с джазовыми инструменталами типа "The Great Ray Charles". В начале 60-х музыкант перешел на "ABC Paramount Records", где ему пообещали дополнительную степень творческой свободы и дали создать собственный подлейбл "Tangerine Records". Одной из первых работ на новом месте стал альбом с прозрачным названием "Genius + Soul = Jazz". В "Billboard" пластинка заняла четвертое место, а спустя несколько месяцев Рэй выдал свой самый знаменитый трек "Hit The Road Jack". Еще один известный поп-хит "Unchain My Heart" вышел в 1962-м, после чего музыкант неожиданно (и очень удачно) свернул в сторону кантри с альбомом "Modern Sounds In Country And Western Music".

Диск побывал на самой верхушке "Billboard", продержался в чартах три месяца и принес Чарльзу "Грэмми" за песню "I Can"t Stop Loving You". Успех имел и сиквел "Modern Sounds In Country And Western Music Volume Two" (№2), да и два других альбома начала 60-х попали в горячую десятку, но в 1965-м карьера Рэя была приостановлена в связи с его арестом по обвинению в хранении героина. Тюрьмы, правда, удалось избежать, зато на лечение от дурной привычки у музыканта ушел целый год. Закончив с неприятными процедурами, артист вернулся к творчеству, однако пик его популярности уже миновал, и карьера покатилась под гору. В конце 60-х Чарльз сделал два удачных битловских кавера, "Yesterday" и "Eleanor Rigby", но его собственный материал оставлял желать лучшего. Рэй все больше тяготел к легкому оркестровому попу, иногда вторгался на территорию джаза и кантри, а его фирменный соул поклонники теперь могли услышать только на концертах.

И все же ранние заслуги артиста не были забыты: в 1976-м имя Чарльза занесли в "Songwriters" Hall Of Fame", в 1979-м – в "Georgia Music Hall Of Fame", а в 1986-м он стал одним из первых музыкантов, введенных в Зал Славы Рок-н-Ролла. Популярность его поддерживалась и некоторыми другими способами: например, появлением в фильме "The Blues Brothers", исполнением своей версии "America The Beautiful" на инаугурации Рональда Рейгана или участием в рекламе "Диет-колы". В 1973-м Рэй расстался с "ABC Records" и начал выпускать диски на собственной фирме "Crossover Records", а записанная в 1975-м обработка уандеровской "Living For The City" принесла ему очередную "Грэмми". Немного погодя возобновились отношения артиста с "Atlantic Records", однако к концу декады лейбл стал больше интересоваться рокерами, а для соулстеров оставалось мало внимания. Большую часть 80-х артист провел под крышей "Columbia", причем единственным относительно крупным достижением данного периода стал кантри-альбом "Friendship" (№ 75). Также в 1986-м Рэй основал именной фонд, нацеленный на поддержку молодых людей с нарушением слуха.

В начале 90-х Чарльз продолжал выпускать новые диски для "Warner Bros", однако более востребованным он оставался на концертах. Его последней студийной работой стал альбом дуэтов "Genius Loves Company", записанный с участием Би Би Кинга , Вэна Моррисона , Норы Джонс, Джеймса Тэйлора, Элтона Джона , Дайаны Кролл и рядом других известных личностей. Хотя пластинка вернула его на вершину "Billboard", сам Гений уже не увидел своего триумфа - за два месяца до релиза 10 июня 2004 года он умер в своем доме в Беверли Хиллз. В 2005-м и в 2006-м вышли еще два посмертных альбома: снова собранный из дуэтов "Genius & Friends" и "Ray Sings, Basie Swings" с записями середины 70-х, где Рэй Чарльз пел в сопровождении оркестра Каунта Бэйси.

Last update 24.03.15

Американец Рэй Чарльз - пианист, вокалист и автор песен в стиле джаз, блюз, рок-н-ролл и кантри, сплетающий эти стили в единое целое. Гениальность поставила Чарльза в один ряд с лучшими музыкантами ХХ века и превратила в один из символов американской культуры. Журнал Rolling Stone назвал его имя на десятом месте в «Списке Бессмертных» и на втором – в сотне лучших вокалистов всех времен.

Детство и юность

Родился Рэй Чарльз Робинсон 23 сентября 1930 года в семье Ареты и Бэйли Робинсонов. Но вскоре родители расстались, и Арета с сыновьями переехала из Джорджии в Южную Флориду, в крошечный поселок Гринвилл. Там она воспитывала сыновей, пытаясь выбраться из беспросветной нищеты. Когда Рэю было пять лет, утонул его младший брат Джордж. Старший брат не смог его спасти.

После этой трагедии Рэй начал терять зрение и к семи годам ослеп. С этим надо было учиться жить, и мальчика отправили в школу-интернат. Там Рэй развил свои музыкальные способности. Он пел в хоре, научился играть на пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете. После смерти родителей слепому юноше предстояло пробиваться в жизни самостоятельно. В семнадцать лет Рэй Робинсон создал группу MacSon Trio. В 1949 году впервые его песня стала хитом.

Музыка

В 50-е годы родился официальный псевдоним музыканта. Фамилия была отброшена во избежание путаницы с боксером Рэем Робинсоном. Рэй Чарльз ищет свой стиль, добиваясь уникального звучания композиций. Экспериментирует с голосом, включая в песни хрипы, крики и другие звуки, усиливающие эмоциональную окраску слов.


В 1955 году его сингл в стиле соул I Got a Woman поднялся на высшие позиции в R&B чартах. В это время Рэй пел госпелы и блюзовые баллады. Он исполнял традиционную «чёрную» музыку, открыв ее красоту всем.

Первая знаковая песня, написанная полностью Рэем, - What’d I Say - стала классикой рок-н-ролла. Рэй сотрудничал с крупными оркестрами, джазменами, экспериментировал с кантри. Итогом стало присуждение ему «Грэмми». Мощный и объемный экспрессивный голос вокалиста впечатлил музыкальных критиков и простых слушателей.

К началу 60-х певец зарабатывал столько денег, что смог не только пройти полное медицинское обследование у именитых врачей, но и приобрести роскошный особняк в "Золотом треугольнике" Беверли-Хиллз. Впрочем, вернуть хотя бы частично зрение Рэю не удалось.


Получив свободу творчества, певец расширил совместную работу с другими музыкантами. Песню Hit The Road Jack Рэй исполнил дуэтом с Маржи Хендрикс. Новое звучание на две недели вынесло композицию на вершину популярности. Слава была так велика, что докатилась и до России: советские джаз-бэнды включили ее в репертуар.

В этот же период записана «визитка» Рэя, Georgia On My Mind. Изначально автор песни Хог Кармайкл посвятил ее девушке с этим именем. Но исполнитель сделал песню хитом, а впечатленные его вокалом жители штата Джорджия объявили ее своим гимном.

После 70-х годов музыкант много выступал, уделял все больше внимания композициям кантри-направления. В последние десятилетия жизни Рэй Чарльз включал в свои мелодии звучание электронных инструментов. Сплетал в единое целое музыку разных народов, ставших к ХХ веку населением США. Классическая песня America the Beautiful родилась заново благодаря исполнению Рэя и аранжировке в стиле госпел/ритм-н-блюз.

Личная жизнь

Музыкант любил женщин, и девять из них стали матерями его детей. Но лишь с двумя женщинами Рэй заключил официальный союз: с Эйлин Уильямс (31 июля 1951 г) и Деллой Беатрис Говард Робинсон (5 апреля 1955 г). Первый брак распался через год, второй союз продержался 22 года, супруги воспитали троих сыновей: Дэвида, Рэя Чарльза и Реверенда Робинсонов.


Помимо них, Рэй признал еще девять внебрачных детей. Перед тем, как завершить жизненный путь, отец выдал каждому ребенку по миллиону долларов. Последней спутницей музыканта была Норма Пинелла.

Смерть

Последние два года жизни Рэй Чарльз боролся с онкологией. Он тяжело восстанавливался после хирургической операции. Тем не менее, даже лишившись возможности ходить, музыкант ежедневно ездил на собственную студию звукозаписи RPM, где работал над альбомом Genius Loves Company. Умер 10 июня 2004 года у себя дома. Похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, что в Калифорнии.


Осенью в Лос-Анджелесе концерт памяти Рэя Чарльза собрал в одном зале двадцать тысяч зрителей и знаменитых музыкантов, исполнивших его песни, ставшие культовыми.

Биография певца отражена в фильме «Рэй», вышедшем в прокат в октябре того же года. Сюжетом послужила автобиография «Брат Рэй», написанная в 1978 году. В процессе работы съемочная группа консультировалась с Чарльзом. В главной роли снялся , награжденный за нее «Оскаром». Иногда фото актера в этой роли путают с фотографиями музыканта.


Второй посмертный альбом включил в себя новые работы с современными поп- и соул-звёздами. Для записи третьего посмертного альбома использовались достижения компьютерной обработки звука. Отреставрированные вокальные записи певца удалось совместить с мелодиями в исполнении оркестра Каунта Бэйси.

Современные технологии позволяют певцу общаться со слушателем даже спустя десятилетие после ухода из жизни. Concord Records продолжает работу со старыми записями Рэя, возвращая поклонникам его композиции в новом звучании.

Дискография

  • 1956 - The Great Ray Charles
  • 1960 - Basin Street Blues
  • 1961 - Modern Sounds in Country & Western Music
  • 1962 - Hit the Road Jack
  • 1963 - Ingredients in a Recipe for Soul
  • 1965 - Country & Western Meets Rhythm & Blues
  • 1972 - A Message from the People
  • 2000 - Sittin" on Top of the World
  • 2004 - Genius Loves Company
  • 2005 - Genius & Friends
  • 2005 - Genius Remixed
  • 2006 - Ray Sings, Basie Swings
  • 2009 - Genius The Ultimate Ray Charles
  • 2010 - Rare Genius:The Undiscovered Masters
  • 2012 - Extraordinary Ray Charles

Его отец, Бэйли Робинсон, был механиком, а мать работала на лесопилке. В разгар Великой депрессии семья переехала в Гэйнсвилль, Флорида. Когда Рэю было пять, его младший брат утонул в корыте, которым мать пользовалась для стирки. Еще через год Рэй ослеп. В качестве причины называли глаукому, но диагноз так и не был толком поставлен. Он вспоминал потом, что его спасли мама и музыка. С трех лет Рэй начал напевать, подражая таперу из соседнего кафе. У него был талант от Бога. В интернате для глухих и слепых детей он одновременно научился читать слова и ноты - по системе Брайля. Играл на множестве инструментов - трубе, кларнете, органе, саксофоне и пианино.

Своими учителями Рэй Чарльз называл Шопена, Сибелиуса, Дюка Эллингтона и гигантов джаза Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.



После того как Рей осиротел в пятнадцатилетнем возрасте, во Флориде он создал собственную кантри-группу. Затем в 1948 году будущая звезда поддалась внезапному порыву, и на собранные $600 уехал на другой конец континента, в Сиэтл, где основал трио Maxim. В этот период Чарльз начал употреблять героин.

Обосновавшись в конце 1940-х годов в Лос-Анджелесе, он записал первую пластинку. Заключив контракт с фирмой грамзаписи Atlantic, Чарльз выпустил несколько пластинок, две из которых – ритм-энд-блюзовая «Им должен был быть я» («It Should`ve Been Me») и рок-госпел «Я обрел женщину» («I Got a Woman») – в 1954 попали в хит-парады, а певец снискал славу новатора, трансформировавшего меланхолический жанр госпел (религиозный гимн) в энергичный ритм-энд-блюз. Во многом благодаря Чарльзу сложился «черный» рок-н-ролл, выросший из традиционного блюза и госпела.

В 1950-е годы Чарльз выпускает многочисленные записи, составившие «канон» фирменного стиля певца и пианиста, – «Зелененькие» («Greenbacks»), «Моя малышка» («This Little Girl of Mine»), «Аллилуйя, я ее люблю» («Hallelujah I Love Her So»), «Что мне сказать» («What`d I Say») и др.

Понимая, что студия звукозаписи Atlantic всегда будет отдавать предпочтения R$B-музыкантам, Рей Чарльз принимает решение сменить лейбл и в 1959 году подписывает контракт со студией ABC-Paramoumt. А уже в начале 1960-х годов выходят его основные соул-хиты: «Палочки и камешки» («Sticks and Stones»), «Проваливай, Джек» («Hit the Road, Jack»), «Джорджия в моей душе» («Georgia On My Mind»), «Руби» («Ruby»).

В 1959 году песня «What`d I Say» сделала его звездой. Некоторые радиостанции снимали ее с эфира, находя голос Чарльза чересчур эротичным. Вскоре он уже выступал в Карнеги-холл и на джазовом фестивале в Ньюпорте.

Именно в этот период к нему и приходит первый значительный, когда его выбрали в качестве исполнителя гимна американского штата Джорджия, написанного Ходжи Кармайклом - бродвейским классиком 30-60-х гг. Казалось бы, гимн не подразумевает ничего, кроме стандартно-патриотического излияния чувств. Но Чарльз, исполняя «Georgia on my mind» достигает настоящего катарсиса. «Georgia on my mind» стала мировым хитом, а имя Джорджия - модным женским именем.

Лучшие дня

Экспрессивный надтреснутый голос, виртуозная игра на клавишных, неподдельное обаяние слепого исполнителя снискали ему любовь и успех, как среди черных, так и белых слушателей еще в пору существования жестких расовых барьеров в американском шоу-бизнесе.

В 1959 году вышла его знаменитая «What`d I Say», с которой и началась история «соула» - неподражаемого сочетания рока, r&b, джаза и кантри.

С течением времени жанровый диапазон певца существенно расширялся, по мере того как в его репертуар включались новые вещи самых разных жанров – от классики кантри до старомодных романтических баллад, от рок-н-ролла до современных поп-шлягеров.

В те же золотые годы Чарльз записывает знаменитую версию хита группы «Граундхогз» «I can`t stop loving you», чуть позже - свои необычные и таинственные вариации на битловские «Eleanor Rigby» и «Yesterday». Все та же искренность грусти поражала американцев.

Как и Фрэнк Синатра, Рей Чарльз записывался много и, что называется, с жадностью.

Он брался за любую работу - записывал звуковые дорожки к фильмам и снимался в кино (самый известный фильм – «Братья Блюз»), вытягивал молодых (Бетти Картер), искал «новую музыку» с мультиинструменталистом Арнольдом Киллером и вибрафонистом Милтом Джексоном («Модерн Джаз квартет»). И все-таки визитная карточка Чарльза - его сольные записи конца 50-60 гг., многие из которых до сих пор ни на секунду не выходят из моды, несмотря на старый, «шестидесятнический звук».

Слушая Чарльза, каждый раз поражаешься глубине его артистического перевоплощения - будто учился он у самого Станиславского. Настоящим реквиемом по Джону Кеннеди стала его отчаянная и горькая «Busted» («Разжалованный»), выпущенная на следующий день после смерти президента и намекающая на то, что антирасистской политике, которую проводил Кеннеди, с его гибелью пришел конец. Знаменитый историк современной американской культуры Ларри Ли отметил, что Чарльз вернул сытой американской попмузыке и американской культуре в целом «способность к душевным переживаниям».

Имени Рэя Чарльза неизменно сопутствует словосочетание «живая легенда» и это нельзя считать преувеличением. Публикации о нем могут составить огромную библиотеку. Все сходятся в таких определениях, как «непревзойденный гений» и «суперзвезда». Рэй Чарльз удостоен множества званий и наград. В его активе 14 премий «Грэмми», огромное количество золотых и платиновых дисков.

В 1993 году Билл Клинтон вручил ему Национальную медаль искусств, а с 1996 года за ним официально закреплено звание «Сокровище Лос-Анджелеса». Звезда с его именем находится на голливудском Бульваре Славы, а его бронзовые бюсты есть во всех Залах Славы: рок-н-ролльном, джазовом, блюзовом и кантри. Есть также бронзовый медальон, отлитый и подаренный Рэю Чарльзу во Франции от имени французского народа.

Рей Чарльз является «отцом вдохновителем» всех крупнейших рок и поп-звезд ХХ века. Элвис Пресли, Джо Кокер, Билли Джоэл и Стиви Уандер считают Рэя Чарльза своим учителем. В его честь и его песни исполняли также Эрик Клэптон, Карлос Сантана, Майкл Болтон, Майкл Джексон и многие другие известные музыканты.

К собственной слепоте он относился слегка иронично - снимался в кино, водил автомобиль, когда-то пилотировал аэроплан и всегда брился перед зеркалом. Перед каждым выступлением Рей Чарльз принимал стакан джина с кофе. По его словам, это придавало ему бодрости и куража.

«Иногда я чувствую себя ужасно, но, когда я выхожу на сцену и начинаю играть, это вроде как если вы испытывали боль, а потом приняли аспирин, и все прошло. Не знаю, как это получается», - говорил он.

Рэй Чарльз никогда не раздавал автографы, поскольку не видел, что именно ему дают подписывать, и крайне неохотно общался с журналистами.

10 июня 2004, в возрасте 73 лет, из-за обострения болезни печени музыкант умер. «Я не буду жить вечно, - как-то сказал Рэй Чарльз во время интервью на студии звукозаписи. – Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только – насколько красивой будет моя жизнь».

Посмертный альбом дуэтов Чарльза «Genius Loves Company» менее, чем за пол года стал платиновым – было продано больше миллиона его экземпляров, чего покойному музыканту не удавалось добиться за всю свою 53-летнюю карьеру. На своем последнем альбоме музыкант выступает дуэтом с такими исполнителями как Нора Джонс, Вэн Моррисон и Элтон Джон. Позже на экраны был выпущен фильм «Рэй» с участием Джейми Фокса по мотивам биографии Рэя Чарльза.

«Единственный гений в нашей профессии», - сказал о нем Фрэнк Синатра.

Сам Рэй Чарльз говорил о себе скромнее. «Музыка была на свете очень давно, и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что-то хорошее».

Загрузка...
Top