Какие слухи ходили о смерти татьяны юсуповой. Нет, с гением равняться я не смею

А ведь красавиц-Юсуповых в России конца XIX - начала XX вв. могло быть две. Татьяна Николаевна ничем не уступала в очаровании своей старшей сестре Зинаиде. Голубоглазая красавица княжна Татьяна блистала в свете, дружила с великими князьями, была одной из самых завидных невест, но жизнь ее трагически оборвалась в 22 года.

Слева: Зарянко, Сергей Константинович. 1818-1870 Портрет князя Николая Борисовича Юсупова Россия 1868 г. Холст масло 151,8 х 106,8 см Эрмитаж
Справа: Винтерхальтер, Франц Ксавер. 1806-1873. Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой. Франция, 1858; холст, масло; 147 x 104 см Эрмитаж

В семье Н. Б. Юсупова и его жены Татьяны Александровны, урожденной де Рибопьер, было две дочери: Зинаида и Татьяна. О старшей, Зинаиде, известно много - она была дружна с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, ее любили в свете, о ней восторженно писала инфанта Эулалия, ее руки просил болгарский князь. Она блистала на придворных балах, пережила революцию и окончила жизнь в Париже. О младшей сестре, Татьяне, совсем мало информации. Феликс Юсупов, когда у него в эмиграции кончились деньги, написал воспоминания. Чтобы они хорошо раскупались, вспомнил даже о полулегендарной Суюмбике , поведал о пикантных моментах жизни родной прабабушки, а горячо любимой сестре своей матушки не посвятил ни строчки, словно ее вообще не существовало в природе.

Портрет княжны Татьяны Николаевны Юсуповой в детстве

Маленькая Татьяна или Таник, как ее звали в семье, не очень часто живет в России - много времени она проводит за границей: на вилле Юсуповых Татиания, куда уезжает поправлять здоровье ее матушка. В поездках по Европе Таник и ее сестра часто встречаются не только с русскими и европейскими аристократами, но и с представителями правящих династий.

Когда Танёк было всего 13 лет, скончалась ее матушка.

Горит ночник. Я боюсь оставаться одна! Последние слова Мама: Еще четверть часа! Боже мой! Мама нас благословила, всех троих, в последний раз. Отче наш. Богородица. Всеупование.

Папа дает мне кольцо Мама. Я умираю от горя. Дюринг дает мне лекарство.

Фуке, Жан. 1822-1880 (?)
Портрет княгини Т. Н. Юсуповой
Россия, 1875
холст, масло
73,5 х 59,5 см
Государственный Эрмитаж

Со смертью Мама детство для Татьяны закончилось. У нее есть отец, сестра, бабушка, но она чувствует себя одинокой. В ее письмах и записях часто звучит теперь грустная нота. Любовь к матери она теперь переносит на Императрицу Марию Александровну и Великих князей Сергея и Павла:

За десертом Папа велел дать мне клятву, а Зайдэ не дала сладостей за то, что я опять сказала Маруся (об императрице). Зайдэ добавила, что я часто называю Сержем и Полем великих князей!

Великий князь Павел Александрович с братом великим князем Сергеем Александровичем

1877, 14 ноября
Мы идем к Кутузовым! Они нас ждали и очень рады видеть. Саша и Маня рассказывают нам о войне. Я заявила Аглае, что ненавижу турок!

В 1880 году Князь Николай Борисович и его дочери возвращаются в Россию. Танёк наконец снова в Петербурге, она встречается с родными, друзьями, выезжает в концерты и на вечера. В этот же период ее сестра знакомится с Князем Ф. Ф. Сумароковым-Эльстон и сразу же после знакомства с Феликсом отказывается стать невестой князя Болгарского. Об этом пишет Татьяна в записной книжке: Я иду в немецкий театр. Зайде вернулась вся красная с Комендантского, где она познакомилась с болгарским князем и с кавалергардом Сумароковым-Эльстоном.

Зинаида и Татьяна Юсуповы

Два года князь Юсупов противится этому браку. Он мечтал породниться с правящим монархом, а не с кавалергардом Сумароковым и уже видел свою старшую дочь на престоле Болгарии.

Княжна - патриотка. Она всегда искренне радуется возвращениям в Россию и грустит, когда приходится уехать в Европу.

28 октября, 1881
Я проснулась более веселой. Мы покидаем Германию. Скоро мы в России! Не могу передать, какая радость!… Мы пошли ужинать и нам подали ряпчики. Я ела их с удовольствием - не потому, что я - гурман, а потому, что это напомнило мне Петербург, словно я уже там. Я чувствовала себя счастливой - не из-за этих ряпчиков, а из-за того, что опять вижу эту столовую, так давно мне известную, этот большой русский самовар, громко закипающий, всю эту русскую обстановку.

Княжна Юсупова Татьяна Николаевна

Княжна Юсупова Татьяна Николаевна

Татьяна Николаевна была влюблена с ранней юности. Предметом увлечения, а затем любви, которой Татьяна Николаевна осталась верна до последнего дыхания, был Великий князь Павел Александрович, младший сын императора Александра II. Великие князья Павел и Сергей часто бывали в гостях у Юсуповых, о встречах дома и в свете княжна Татьяна упоминает в своих записках.

Умираю от желания пойти на бал Евгении Максимилиановны. Наконец, я изъявила свои намерения, сказала, что пойду. Мы опаздываем, Феликс и я. Мари Оболенская мне протежирует. Я танцую с гусарчиком Бодринским. Спетч разливается с Евгенией М. Танцую мазурку с Ивкиным. Смотрю на цветок в руке Вел. Кн. Засыпаю, молясь за двух братьев. Я кажусь ветренной и кокетливой, но это из-за моей робости и неопытности, и все-таки мне улыбнулись! Какие противоречия уживаются в юном сердце! Как мне не хватало этих увлекающих звуков вальса!

Княжна Татьяна Николаевна Юсупова
Фотография 1880-е гг.
ГМУА

Мой день рождения. Папа меня растрогал: в полночь он меня благословил и надел мне браслет, который походит на мое кольцо. На пороге нового года, на пороге новой жизни я молилась от всего сердца! Что происходит в его душе, когда я молюсь за него?

В зимнем саду я вспоминаю обо всем… Кауффман пригласил меня на мазурку. Это жемчужина бала! Визави с серьезным Татищевым. В.К Алексис и Н.П. действуют мне на нервы! Кауффман несколько надоедлив.

Беспокоюсь за В.К. Поля, которым я слишком много занималась в мечтах. Я хотела выйти за него замуж.

Великий Князь Павел Александрович

1885
Свадьба Поля состоится в Петербурге! Где вы, мои мечты! Я молюсь о Павле и тете Мими.

31 мая, воскресенье
В этом месяце у меня было столько волнений и надежд! Волнений из-за Поля, его хрупкого здоровья, его будущего. Я боюсь, как бы он не женился на ком-нибудь, кроме меня, бедной. Одна мысль о возможности этого приводит меня в ужас!

1886
Играли вальс, при звуках которого я увидела и полюбила Поля - это воспоминание так оживлено любовью, что я вздрогнула! Звуки скрипки не были волшебными, но было очень забавно. Я кружилась, как в вихре!

Павел Александрович в молодости с матерью и сестрой Марией Александровной. 1870-е

Наконец я иду к кузинам Голицыным и сижу у них долго. Портрет Сержа и Елизаветы, которые доставляют мне удовольствие. Портрет моего Поля на фоне Везувия. Княгиня Голицына знает, я в этом уверена, что я его люблю.

Вместе с доброй Дюдюшей и букетом фиалок иду к княгине Любановой, меня встречает бедная Меме. Потом я иду у Ольге. У маленького Жоржика сильный жар. Я признаюсь Ольге, что люблю Поля! Стахович говорит, что я выйду замуж 17 мая. Саша приходит обедать. Спиритизм. Снова предмет моей ненависти. Мой веер сломан. Маленькая драгоценность бальной залы! Здравствуйте - Полю, Фраза Алексису. Элла разговаривает со мной; здесь Ирэн и Вел. герцог Гессенский. Религиозные сюжеты на лестнице. Катя Кузина в туалетной комнате и любимые лица! Я восхищаюсь поцелуем любви. Серж и меня запрягает в работу. Смерть Аксакова зарождает во мне немного надежды. Молодая пара удирает. Я не могу больше сдерживаться. Передо мной одевается Поль. Как он мил! Я думаю о счастливом денечке. Я тревожусь.

14 февраля, воскресенье
Мне двадцать лет! Бог хочет, чтобы я больше не плакала! Папа дарит мне восхитительный браслет, а Зайдэ - прекрасный листик увядшего плюща из бриллиантов с рубином. Я тронута! Я иду в церковь, куда приношу свое волнение и не могу сдержать слез!

Сегодня гаданье по карандашу! Саша заходит на минутку и приносит мне Huf с огромной и очень красивой фотографией Поля. Я влюблена в него! Григорьев и Анна обедают.

Павел. Татьяна. Зачем спрашиваешь? Бог не велит! Не тревожь душу мою. Папа взволнован.

Князь Николай Юсупов с дочерьми Зинаидой и Татьяной и внуком Николаем. 1887-1888

Саша обедает. Я секретничаю с ней по поводу Валериана. Она сейчас же бежит к Наташе и запаздывает. Я вижу, как из-за ширмы появляется мой взрослый Поль с его доброй улыбкой! Он ни разу не танцует со мной, ни разу его взгляд не падает на меня, он улыбается другим. Я страдаю от этого.

Я хотела бы не проснуться. Папа заставляет меня плакать разговорами о Поле. Приходит Ольга вместе с госпожой Геркен и долго сидит.

Папа лучше, я встала очень поздно. Лиза говорила о своей матери. Мне от этого грустно. Феликс утверждает, что свадьба Поля решена, а Мих. Миха - вероятна. Игнатьевы пробовали зондировать почву, но это глас вопиющего в пустыне. Зайдэ и Феликс идут в театр. Аурелия мне читает. Боже мой! Я хочу любить всегда.

Вероятно, Татьяна по примеру своей тезки, пушкинской героини, призналась в чувствах к Великому князю. Он не ответил ей взаимностью и детская дружба была прекращена, отныне Павел избегает Татьяну. Ее сердце разбито.

Мне абсолютно невозможно отныне быть счастливой, что бы ни произошло. Дружба - самое чистое Божье благословение, но я не сумела сохранить это сокровище, и я умру, не осуществив мечту всей моей жизни. Как и ты, Поль, я не являюсь чьей-то половиной. Меня мало заботит мысль о том, что я постарею, но я очень не хочу стареть одинокой. Я не встретила существа, с которым хотела бы жить и умереть, а если и встретила, то не сумела удержать возле себя.

Татьяна Александровна Юсупова, Зинаида Юсупова, Татьяна Юсупова и их родственница

С апреля 1888 года Татьяна гостит в Архангельском у сестры Зинаиды, где перед нею - картина живого воплощения ее мечтаний о счастье: союз двух любящих сердец. Она рада за сестру и Феликса, но в ее стихотворении, написанном по приезде, звучит грустная, даже тревожная нота:


Их парус - апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…

Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!

Телеграммы из Архангельского в Берлин князю Н.Б. Юсупову рассказывают о последних днях Татьяны Николаевны:

24. 06. 1888 У Танёк небольшой жар у нас хороший доктор не волнуйся Зинаида.

Усадьба Архангельское. Большой дворец 1890-е

«Не искушай меня без нужды», – просил в своем знаменитом стихотворении член Московского Английского клуба поэт Евгений Абрамович Боратынский. Николай Борисович Юсупов-младший судьбу искушал, по крайней мере, дважды в жизни.

Князь хорошо знал историю своего рода – не только общепринятую, которую изложил в подготовленном при его непосредственном участии обширном двухтомнике документов, но и тайную, тщательно сокрытую от посторонних взглядов. Семейное проклятие или точнее – рок, не обошел стороной и его семью.

Царевич Алексей Петрович, так любивший князя Бориса Григорьевича Юсупова, по легенде, предрек ему постепенную гибель всего Юсуповского рода из-за участия князя в судебном «деле» несчастного сына Петра Великого. Это неправедное «дело» погубило род Романовых, который фактически пресекся на императрице Елизавете Петровне, а окончательно на царевиче Алексее. Оно же обратилось страшным роком и против потомков Бориса Григорьевича. Существует другая версия, согласно которой родовое проклятие оказалось наложено на Юсуповых из-за перемены Веры. На другую, обедневшую ветвь рода, переменившую религию много раньше, проклятие не сочло нужным подействовать столь же решительно

З. Н. Юсупова на фоне портрета умершей сестры

О смерти Татьяны, случившейся в 1888 году, на 22-м году жизни, ходили самые разноречивые слухи. Официальная версия сводилась к столь «любимому» в княжеском роду тифу, на регулярные эпидемии которого можно было свалить все, что душе угодно. Тоскующей же душе отца – князя Николая Борисовича-младшего угодно было запрятать эту семейную тайну как можно глубже, что он благополучно и сделал…

Княжну Татьяну похоронили у южной стены усадебной церкви Архангела Михаила в Архангельском, на высоком холме, круто сбегающем к старице Москвы-реки. Здесь всегда красота. Летом виден заречный луг и лес. А осенью, зимой и ранней весной, когда на деревьях нет листвы, с холма открывается тот самый восхитительный вид, которым учила любоваться маленькую Танёк Мама. Позже на могиле была установлена статуя М. М. Антокольского Ангел. Работу над ним художник начал в ноябре 1892 года, судя по его письмам к Зинаиде Николаевне Юсуповой.

Марк Матвеевич писал: «...буду очень очень рад показать Вам, княгиня, и князю мои новые наброски... Переделавши мои наброски вижу, что князь был прав, я докончил также и начатый эскиз и к моему [стыду] - удачно, по крайней мере так мне кажется».

В следующем письме он благодарил Зинаиду Николаевну за полученные в счет работы 10 тысяч франков. Антокольский не был в Архангельском, не видел места захоронения Татьяны, что, безусловно, затрудняло творческие поиски. Юсуповы, вероятно, ознакомили Марка Матвеевича с описанием местности, с фотографиями княжны для воссоздания ее портретных черт в скульптуре; сообща обсуждали замысел памятника, искали композиционное решение, видоизменяя и совершенствуя его. Первоначальный эскиз из гипса - небольшая статуэтка (высота 37 см) со взрыхленной отрывистыми мазками поверхностью. Намечен только общий контур фигуры: не обозначены черты лица, не проработаны складки одежды; крылья, опущенные вниз, велики и невыразительны; у основания нет цветов. Но уже в подготовительной работе (боцетто) ваятель выделил главное - устремленность девушки-ангела вверх.

О лепке глиняной модели большого размера мы узнаем из статьи «В мастерской Антокольского». Анонимный автор посетил ателье художника в Париже и подробно сообщил о его творческом методе. «Я зашел в соседнюю комнату, где работал Марк Матвеевич. Это была мастерская. На каменном полу лежала кучками мокрая глина, валялся гипс и были разбросаны разные инструменты и технические приспособления. Статуй здесь было две. Одна, еще из глины, не оконченная - М[арк] М[атвеевич] над нею и работал - представляла собою высокую, стройную женщину-ангела с крыльями, стремящуюся в высь (заказ для памятника). Не смотря на то, что фигура была мало выработана, она поразила меня своей красотой, легкостью и грациозностью. Она целиком тянется вверх с такой стремительностью, что кажется, вот еще миг - и она улетит.

М[арк] Матвеевич] работал нервно, лихорадочно. Он вырабатывал складки платья женщины. Смелой рукой прибавлял он тут и там куски глины, быстро срезывал лишнее, отходил в сторону, бросал внимательный нервный взгляд, опять подходил, снова срезывал, подправлял, сильно нажимал ладонью на мокрую глину, проводил пальцем складку...».

Модель из глины была положена в основу композиции второго гипсового эскиза - окончательного варианта памятника - идентичного с мраморным экземпляром в Архангельском. О последнем Антокольский писал из Парижа в мае 1895 года скульптору И. Я. Гинцбургу: «Заканчивается у меня группа из мрамора: «Сестра милосердия». Другую фигуру, «Ангел», рубят мне из мрамора».

В этом произведении мастер реалистически передал состояние элегической грусти, смирения и отрешенности, создав поэтический одухотворенный образ. Юное красивое лицо девушки обращено к небу, глаза закрыты; она словно молится, слегка приоткрыв губы и прижимая к груди крест. У ног рассыпаны цветы и лежит огромный букет «из роз благоуханных душистей мира и кадил». Очень эффектны взметнувшиеся за плечами крылья, в отличие от первого эскиза они широко распростерты, приподняты и усиливают иллюзию движения. Кажется, что княжна - ангел, так легко шествующая, через мгновение взойдет на небесную лестницу, по которой Ангелы Божии восходят в рай. Скульптура отмечена высоким техническим исполнением. Мастерски моделированы струящиеся складки длинного одеяния, будто они колышатся под дуновением ветра.

Монумент, установленный в 1899 году на могиле Т.Н.Юсуповой на живописном высоком берегу Москвы-реки, хорошо просматривался со всех сторон, его ясный выразительный силуэт четко вырисовывался на фоне вековых деревьев. Однако в 1939 году в целях лучшей сохранности памятник пришлось перенести в другое, более безопасное, место. В настоящее время он хранится в парковом павильоне «Чайный домик».

В одной из своих статей Марк Матвеевич отмечал: «Скульптура достигла высокой техники, -ею любовались, она ласкала глаз, но не трогала чувств, мне же хотелось, чтобы и мрамор заговорил своим чистым, мощным лаконичным языком и будил в нас лучшие чувства -красоты и добра, таков был и есть мой идеал в искусстве». Этому идеалу вполне соответствует и статуя «Ангел».

Великий князь Павел Александрович и великая княгиня Александра Георгиевна

Великий Князь Павел женится через год после смерти Татьяны - на принцессе Александре Греческой, которой тоже было суждено умереть молодой…


Стихотворения Татьяны Николаевны Юсуповой

Береза (на русском)

Когда я вижу твой узор
Дрожащий, серебристый,
Я вспоминаю Русский бор
И островок тенистый,
И берега Невы,
И все, что я люблю…

Фиалка
(перевод И. В. Никифоровой)

Фиалка, скромница лесная,
Ты плачешь,ты забыть не можешь
О счастье в солнечном Крыму,
Где цвел твой ландыш, твой душистый щеголь.

Любимый мой!
Тебя я предпочла
Всем кавалерам мира,
Всем усладам!

Ты так чувствителен -
Не мни моих цветов,
Не рви их лепестков,
Не разбивай мне сердца!

Мое желание
(перевод И. В. Никифоровой)

Обратится галера гондолой,
И шипы превратятся в цветы,
Если стану я Поля женою!
Боже мой, воплоти же мечты!

Полю
(перевод И.В. Никифоровой)

Не исчезай! Ведь жизнь полна тобою!
И в горе, что тебя покинула и Мать,
Я плакала одной с тобой слезою,
Тая в душе надежды благодать.

Теперь мне двадцать.
После слез и боли, я все еще надеждою живу,
Я все еще молю: "О, сохрани мне душу!
Благослови, Господь, любовь мою!"

На печальном балу
(перевод И.В. Никифоровой)

Прижав к губам букет,
К нему шагнула я,
Скрывая горечь слез,
И муку затая.

Другая рядом с ним, а мне -
Страданья темный сон!
Угасла память о былом,
Любить не будет он!

Полю

(перевод И. В. Никифоровой)

Прости мой гнев, прости!
Я покорюсь судьбе.
Жизнь - не веселый бал,
Не ровня я тебе!

Но если бы твой взгляд
Проникнуть в сердце мог!
Моя немая боль -
Моей любви залог!

Полю
(перевод И.В. Никифоровой)

Ты посмеялся надо мной!
Смеясь, ты осудил
Воспоминания, любовь,
Все, чем когда-то жил!

Бал, музыка, цветы -
И влага моих слез.
Святой огонь любви
Мне счастья не принес!

Взяты материалы из книги: И.В. Никифорова Княжна Татьяна. Письма дневниковые записи, воспоминания

В семье Н.Б. Юсупова и его жены Татьяны Александровны, урожденной де Рибопьер, было две дочери - Зинаида и Татьяна. О старшей - Зинаиде известно много - она была дружна с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, ее любили в свете, о ней восторженно писала инфанта Эулалия, ее руки просил болгарский князь. Она блистала на придворных балах, пережила революцию и окончила жизнь в Париже. О младшей сестре - Татьяне - почему-то совсем мало информации. О ней совсем ничего не пишет племянник - Феликс Юсупов, осталось лишь несколько портретов и фотографий, которые лишь говорят о том, что Татьяна не уступала своей сестре в красоте.

Что же, чем меньше известно о Татьяне Николаевне Юсуповой, тем интереснее находить хоть какие-то факты и упоминания.

Маленькая Татьяна или Таник, как ее звали в семье, не очень часто живет в России - много времени она проводит за границей - на вилле Юсуповых Татиания, куда уезжает поправлять здоровье ее матушка. В поездках по Европе Таник и ее сестра часто встречаются не только с русскими и европейскими аристократами, но и с представителями правящих династий.

Когда Танёк было всего 13 лет, скончалась ее матушка.

"Горит ночник. Я боюсь оставаться одна! Последние слова Мама: Еще четверть часа! Боже мой! Мама нас благословила, всех троих, в последний раз. Отче наш. Богородица. Всеупование."

"Папа дает мне кольцо Мама. Я умираю от горя. Дюринг дает мне лекарство."

Со смертью Мама детство для Татьяны закончилось. У нее есть отец, сестра, бабушка, но она чувствует себя одинокой. В ее письмах и записях часто звучит теперь грустная нота. Любовь к матери она теперь переносит на Императрицу Марию Александровну и Великих князей Сергея и Павла:

"За десертом Папа велел дать мне клятву, а Зайдэ не дала сладостей за то, что я опять сказала "Маруся" (об императрице). Зайдэ добавила, что я часто называю "Сержем" и "Полем" великих князей!"

Мы идем к Кутузовым! Они нас ждали и очень рады видеть. Саша и Маня рассказывают нам о войне. Я заявила Аглае, что ненавижу турок!"

В 1880 году Князь Николай Борисович и его дочери возвращаются в Россию. Танёк наконец снова в Петербурге, она встречается с родными, друзьями, выезжает в концерты и на вечера. В этот же период ее сестра знакомится с Князем Ф.Ф. Сумароковым-Эльстон и сразу же после знакомства с Феликсом отказывается стать невестой князя Болгарского. Об этом пишет Татьяна в записной книжке: "Я иду в немецкий театр. Зайде вернулась вся красная с "Комендантского", где она познакомилась с болгарским князем и с кавалергардом Сумароковым-Эльстоном".

Два года князь Юсупов противится этому браку. Он мечтал породниться с правящим монархом, а не с кавалергардом Сумароковым и уже видел свою старшую дочь на престоле Болгарии.

Княжна - патриотка. Она всегда искренне радуется возвращениям в Россию и грустит, когда приходится уехать в Европу.

"Я проснулась более веселой. Мы покидаем Германию. Скоро мы в России! Не могу передать, какая радость!… Мы пошли ужинать и нам подали ряпчики. Я ела их с удовольствием - не потому, что я - гурман, а потому, что это напомнило мне Петербург, словно я уже там. Я чувствовала себя счастливой - не из-за этих ряпчиков, а из-за того, что опять вижу эту столовую, так давно мне известную, этот большой русский самовар, громко закипающий, всю эту русскую обстановку."

Татьяна Николаевна была влюблена с ранней юности. Предметом увлечения, а затем любви, которой Татьяна Николаевна осталась верна до последнего дыхания, был Великий князь Павел Александрович, младший сын императора Александра II. Великие князья Павел и Сергей часто бывали в гостях у Юсуповых, о встречах дома и в свете княжна Татьяна упоминает в своих записках.

"Умираю от желания пойти на бал Евгении Максимилиановны. Наконец, я изъявила свои намерения, сказала, что пойду. Мы опаздываем, Феликс и я. Мари Оболенская мне протежирует. Я танцую с гусарчиком Бодринским. Спетч разливается с Евгенией М. Танцую мазурку с Ивкиным. Смотрю на цветок в руке Вел. Кн. Засыпаю, молясь за двух братьев. Я кажусь ветренной и кокетливой, но это из-за моей робости и неопытности, и все-таки мне улыбнулись! Какие противоречия уживаются в юном сердце! Как мне не хватало этих увлекающих звуков вальса!"

"Мой день рождения. Папа меня растрогал: в полночь он меня благословил и надел мне браслет, который походит на мое кольцо. На пороге нового года, на пороге новой жизни я молилась от всего сердца! Что происходит в его душе, когда я молюсь за него?

В зимнем саду я вспоминаю обо всем…Кауффман пригласил меня на мазурку. Это жемчужина бала! Визави с серьезным Татищевым. В.К Алексис и Н.П. действуют мне на нервы! Кауффман несколько надоедлив.

"Беспокоюсь за В.К. Поля, которым я слишком много занималась в мечтах. Я хотела выйти за него замуж."

"Свадьба Поля состоится в Петербурге! Где вы, мои мечты! Я молюсь о Павле и тете Мими."

"В этом месяце у меня было столько волнений и надежд! Волнений из-за Поля, его хрупкого здоровья, его будущего. Я боюсь, как бы он не женился на ком-нибудь, кроме меня, бедной. Одна мысль о возможности этого приводит меня в ужас!"

Великий князь Павел

"Играли вальс, при звуках которого я увидела и полюбила Поля - это воспоминание так оживлено любовью, что я вздрогнула! Звуки скрипки не были волшебными, но было очень забавно. Я кружилась, как в вихре!"

"Наконец я иду к кузинам Голицыным и сижу у них долго. Портрет Сержа и Елизаветы, которые доставляют мне удовольствие. Портрет моего Поля на фоне Везувия. Княгиня Голицына знает, я в этом уверена, что я его люблю."

" Вместе с доброй Дюдюшей и букетом фиалок иду к княгине Любановой, меня встречает бедная Меме. Потом я иду у Ольге. У маленького Жоржика сильный жар. Я признаюсь Ольге, что люблю Поля! Стахович говорит, что я выйду замуж 17 мая. Саша приходит обедать. Спиритизм. Снова предмет моей ненависти. Мой веер сломан. Маленькая драгоценность бальной залы! "Здравствуйте" - Полю, Фраза Алексису. Элла разговаривает со мной; здесь Ирэн и Вел. герцог Гессенский. Религиозные сюжеты на лестнице. Катя Кузина в ткалетной комнате и любимые лица! Я восхищаюсь поцелуем любви. Серж и меня запрягает в работу.Смерть Аксакова зарождает во мне немного надежды. Молодая пара удирает. Я не могу больше сдерживаться. Передо мной одевается Поль. Как он мил! Я думаю о "счастливом денечке". Я тревожусь."

"Мне двадцать лет! Бог хочет, чтобы я больше не плакала! Папа дарит мне восхитительный браслет, а Зайдэ - прекрасный листик увядшего плюща из бриллиантов с рубином. Я тронута! Я иду в церковь, куда приношу свое волнение и не могу сдержать слез!"

Сегодня гаданье по карандашу! Саша заходит на минутку и приносит мне Huf с огромной и очень красивой фотографией Поля. Я влюблена в него! Григорьев и Анна обедают.

Павел. Татьяна. Зачем спрашиваешь? Бог не велит! Не тревожь душу мою. Папа взволнован.

Саша обедает. Я секретничаю с ней по поводу Валериана. Она сейчас же бежит к Наташе и запаздывает. Я вижу, как из-за ширмы появляется мой взрослый Поль с его доброй улыбкой! Он ни разу не танцует со мной, ни разу его взгляд не падает на меня, он улыбается другим. Я страдаю от этого."

"Я хотела бы не проснуться. Папа заставляет меня плакать разговорами о Поле. Приходит Ольга вместе с госпожой Геркен и долго сидит."

"Папа лучше, я встала очень поздно. Лиза говорила о своей матери. Мне от этого грустно. Феликс утверждает, что свадьба Поля решена, а Мих. Миха - вероятна. Игнатьевы пробовали зондировать почву, но это глас вопиющего в пустыне. Зайдэ и Феликс идут в театр. Аурелия мне читает. Боже мой! Я хочу любить всегда".

Вероятно, Татьяна по примеру своей тезки, пушкинской героини, призналась в чувствах к Великому князю. Он не ответил ей взаимностью и детская дружба была прекращена, отныне Павел избегает Татьяну. Ее сердце разбито.

Сестры Танёк и Зайде Юсуповы

"Мне абсолютно невозможно отныне быть счастливой, что бы ни произошло. Дружба - самое чистое Божье благословение, но я не сумела сохранить это сокровище, и я умру, не осуществив мечту всей моей жизни. Как и ты, Поль, я не являюсь чьей-то половиной. Меня мало заботит мысль о том, что я постарею, но я очень не хочу стареть одинокой. Я не встретила существа, с которым хотела бы жить и умереть, а если и встретила, то не сумела удержать возле себя."

С апреля 1888 года Татьяна гостит в Архангельском у сестры Зинаиды, где перед нею - картина живого воплощения ее мечтаний о счастье: союз двух любящих сердец. Она рада за сестру и Феликса, но в ее стихотворении, написанном по приезде, звучит грустная, даже тревожная нота:

Их парус - апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…
Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!

Телеграммы из Архангельского в Берлин князю Н.Б. Юсупову рассказывают о последних днях Татьяны Николаевны:

24.06. 1888 "У Танёк небольшой жар у нас хороший доктор не волнуйся Зинаида."
27.06. 1888 "Княжна Татьяна скончалась в полночь без страданий очень спокойно не приходя в сознание подготовьте отца Сумароков".

«Не искушай меня без нужды», - просил в своем знаменитом стихотворении член Московского Английского клуба поэт Евгений Абрамович Боратынский. Николай Борисович Юсупов-младший судьбу искушал, по крайней мере, дважды в жизни.

Князь хорошо знал историю своего рода - не только общепринятую, которую изложил в подготовленном при его непосредственном участии обширном двухтомнике документов, но и тайную, тщательно сокрытую от посторонних взглядов. Семейное проклятие или точнее - рок, о котором я уже писал в начале книги, не обошел стороной и его семью.

Царевич Алексей Петрович, так любивший князя Бориса Григорьевича Юсупова, по легенде, предрек ему постепенную гибель всего Юсуповского рода из-за участия князя в судебном «деле» несчастного сына Петра Великого. Это неправедное «дело» погубило род Романовых, который фактически пресекся на императрице Елизавете Петровне, а окончательно на царевиче Алексее. Оно же обратилось страшным роком и против потомков Бориса Григорьевича. Существует другая версия, согласно которой родовое проклятие оказалось наложено на Юсуповых из-за перемены Веры. На другую, обедневшую ветвь рода, переменившую религию много раньше, проклятие не сочло нужным подействовать столь же решительно

О смерти Татьяны, случившейся в 1888 году, на 22-м году жизни, ходили самые разноречивые слухи. Официальная версия сводилась к столь «любимому» в княжеском роду тифу, на регулярные эпидемии которого можно было свалить все, что душе угодно. Тоскующей же душе отца - князя Николая Борисовича-младшего угодно было запрятать эту семейную тайну как можно глубже, что он благополучно и сделал…

Княжну Татьяну похоронили у южной стены усадебной церкви Архангела Михаила в Архангельском, на высоком холме, круто сбегающем к старице Москвы-реки. Здесь всегда красота. Летом виден заречный луг и лес. А осенью, зимой и ранней весной, когда на деревьях нет листвы, с холма открывается тот самый восхитительный вид, которым учила любоваться маленькую Танёк Мама. Позже на могиле была установлена статуя М.М. Антокольского "Ангел". Работу над ним художник начал в ноябре 1892 года, судя по его письмам к Зинаиде Николаевне Юсуповой.

Марк Матвеевич писал: «...буду очень очень рад показать Вам княгиня и князю мои новые наброски... Переделавши мои наброски вижу, что князь был прав, я докончил также и начатый эскиз и к моему [стыду] -удачно, по крайней мере так мне кажется». В следующем письме он благодарил Зинаиду Николаевну за полученные в счет работы 10 тысяч франков. Антокольский не был в Архангельском, не видел места захоронения Татьяны, что, безусловно, затрудняло творческие поиски. Юсуповы, вероятно, ознакомили Марка Матвеевича с описанием местности, с фотографиями княжны для воссоздания ее портретных черт в скульптуре; сообща обсуждали замысел памятника, искали композиционное решение, видоизменяя и совершенствуя его. Первоначальный эскиз из гипса - небольшая статуэтка (высота 37 см) со взрыхленной отрывистыми мазками поверхностью. Намечен только общий контур фигуры: не обозначены черты лица, не проработаны складки одежды; крылья, опущенные вниз, велики и невыразительны; у основания нет цветов. Но уже в подготовительной работе (боцетто) ваятель выделил главное - устремленность девушки-ангела вверх.

О лепке глиняной модели большого размера мы узнаем из статьи «В мастерской Антокольского». Анонимный автор посетил ателье художника в Париже и подробно сообщил о его творческом методе. «Я зашел в соседнюю комнату, где работал Марк Матвеевич. Это была мастерская. На каменном полу лежала кучками мокрая глина, валялся гипс и были разбросаны разные инструменты и технические приспособления. Статуй здесь было две. Одна, еще из глины, не оконченная - М[арк] М[атвеевич] над нею и работал - представляла собою высокую, стройную женщину-ангела с крыльями, стремящуюся в высь (заказ для памятника). Не смотря на то, что фигура была мало выработана, она поразила меня своей красотой, легкостью и грациозностью. Она целиком тянется вверх с такой стремительностью, что кажется, вот еще миг - и она улетит.

М[арк] Матвеевич] работал нервно, лихорадочно. Он вырабатывал складки платья женщины. Смелой рукой прибавлял он тут и там куски глины, быстро срезывал лишнее, отходил в сторону, бросал внимательный нервный взгляд, опять подходил, снова срезывал, подправлял, сильно нажимал ладонью на мокрую глину, проводил пальцем складку...».

Модель из глины была положена в основу композиции второго гипсового эскиза - окончательного варианта памятника - идентичного с мраморным экземпляром в Архангельском. О последнем Антокольский писал из Парижа в мае 1895 года скульптору И.Я.Гинцбургу: «Заканчивается у меня группа из мрамора: «Сестра милосердия». Другую фигуру, «Ангел», рубят мне из мрамора».

В этом произведении мастер реалистически передал состояние элегической грусти, смирения и отрешенности, создав поэтический одухотворенный образ. Юное красивое лицо девушки обращено к небу, глаза закрыты; она словно молится, слегка приоткрыв губы и прижимая к груди крест. У ног рассыпаны цветы и лежит огромный букет «из роз благоуханных душистей мира и кадил». Очень эффектны взметнувшиеся за плечами крылья, в отличие от первого эскиза они широко распростерты, приподняты и усиливают иллюзию движения. Кажется, что княжна - ангел, так легко шествующая, через мгновение взойдет на небесную лестницу, по которой Ангелы Божии восходят в рай. Скульптура отмечена высоким техническим исполнением. Мастерски моделированы струящиеся складки длинного одеяния, будто они колышатся под дуновением ветра.

З.Н. Юсупова на фоне портрета умершей сестры

Монумент, установленный в 1899 году на могиле Т.Н.Юсуповой на живописном высоком берегу Москвы-реки, хорошо просматривался со всех сторон, его ясный выразительный силуэт четко вырисовывался на фоне вековых деревьев. Однако в 1939 году в целях лучшей сохранности памятник пришлось перенести в другое, более безопасное, место. В настоящее время он хранится в парковом павильоне «Чайный домик».

В одной из своих статей Марк Матвеевич отмечал: «Скульптура достигла высокой техники, - ею любовались, она ласкала глаз, но не трогала чувств, мне же хотелось, чтобы и мрамор заговорил своим чистым, мощным лаконичным языком и будил в нас лучшие чувства - красоты и добра, таков был и есть мой идеал в искусстве». Этому идеалу вполне соответствует и статуя «Ангел».

Великий Князь Павел женится через год после смерти Татьяны - на принцессе Александре Греческой, которой тоже было суждено умереть молодой…

Стихотворения Татьяны Николаевны Юсуповой

Береза (на русском)

Когда я вижу твой узор
Дрожащий, серебристый,
Я вспоминаю Русский бор
И островок тенистый,
И берега Невы,
И все, что я люблю…

Фиалка (перевод И.В. Никифоровой)

Фиалка, скромница лесная,
Ты плачешь,ты забыть не можешь
О счастье в солнечном Крыму,
Где цвел твой ландыш, твой душистый щеголь.

Любимый мой!
Тебя я предпочла
Всем кавалерам мира,
Всем усладам!

Ты так чувствителен -
Не мни моих цветов,
Не рви их лепестков,
Не разбивай мне сердца!

Мое желание (перевод И.В. Никифоровой)

Обратится галера гондолой,
И шипы превратятся в цветы,
Если стану я Поля женою!
Боже мой, воплоти же мечты!

Не исчезай! Ведь жизнь полна тобою!
И в горе, что тебя покинула и Мать,
Я плакала одной с тобой слезою,
Тая в душе надежды благодать.

Теперь мне двадцать.
После слез и боли, я все еще надеждою живу,
Я все еще молю: "О, сохрани мне душу!
Благослови, Господь, любовь мою!"

На печальном балу (перевод И.В. Никифоровой)

Прижав к губам букет,
К нему шагнула я,
Скрывая горечь слез,
И муку затая.

Другая рядом с ним, а мне -
Страданья темный сон!
Угасла память о былом,
Любить не будет он!

Полю (перевод И.В. Никифоровой)

Прости мой гнев, прости!
Я покорюсь судьбе.
Жизнь - не веселый бал,
Не ровня я тебе!

Но если бы твой взгляд
Проникнуть в сердце мог!
Моя немая боль -
Моей любви залог!

Полю (перевод И.В. Никифоровой)

Ты посмеялся надо мной!
Смеясь, ты осудил
Воспоминания, любовь,
Все, чем когда-то жил!

Бал, музыка, цветы -
И влага моих слез.
Святой огонь любви
Мне счастья не принес!

Взяты материалы из книги: И.В. Никифорова "Княжна Татьяна. Письма дневниковые записи, воспоминания"

Снова меня нашел дом с интересными легендарными обитателями. На Литейном проспекте расположилось это красивое здание. Обычно я проезжала мимо, сворачивая с улицы Белинского. Этот дом не заметить невозможно. Он выделяется среди остальных и сразу привлекает внимание.

Дом княгини Зинаиды Юсуповой
Сделав несколько фото, я решила изучить историю его жильцов и опять нашла мистическую тему. Этот дом был построен в 1858 году для княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (урожденная Нарышкина), которой суждено было столкнуться с проклятьем рода. С жизнью этой дамы тоже связаны легенды.

По фамильной легенде, род Юсуповых был проклят. Юсуповы были потомками ногайского хана Юсува, которые приехали на службу Ивану Грозному. Однажды один из Юсуповых – Абдул-Мирза решил удивить приехавшего к нему в гости патриарха. Он подал гостю "рыбу". Когда патриарх закончил трапезу, гостеприимный хозяин сказал, что это гусь – хвастаясь искусством своего повара, который может гуся как рыбу приготовить. Это случилось в постный день, когда христианину дозволялось только рыбу, но не мясо. Узнав о своей оплошности, Абдул-Мирза испугался попасть в опалу и лишиться своего имущества. Раскаиваясь, он сообщил своем решении принять христианство.

Новость о предательстве веры возмутило соотечественников Юсупова. По легенде, ногайская колдунья прокляла Абдул-Мирзу. Ведьма наложила заклятье «из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода». Говорили, что во сне Юсупову являлся сам разгневанный пророк Мухаммед.

Проклятье сбывалось, из всех родившихся детей до 26 лет доживал лишь один, остальные умирали.


Хозяйка дома Зинаида Юсупова (урожденная Нарышкина)


Борис Юсупов. Первый муж княгини Зинаиды - Борис Юсупов был старше ее на 15 лет. Их свадьба состоялась в 1827 году, невесте было 18 лет, жениху – 33 года. Муж умер в 1849 году в возрасте 55 лет.

Зинаида Ивановна родила первенца - сына Николая. Вторым ребенком была дочь, которая умерла во младенчестве. После смерти дочери княгиня узнала о проклятье – что только одному из ее детей суждено дожить до 26 лет. Пережив горе, Зинаида заявила мужу, что отказывается «рожать мертвецов» и настояла на прекращении супружеских отношений. Муж не возражал. Супруги жили в мире и согласии, отдельно каждый своей личной жизнью. Их единственный сын Николай пережил роковой рубеж - 26 лет.

Современники вспоминали, что во время венчания Юсупова и Нарышкиной случилась "дурная примета". Обручальное кольцо невесты выскользнуло из рук и укатилось так далеко, что пришлось принести другое. Примета сбылась, большую часть семейной жизни супруги прожили отдельно.

Род Юсуповых славился своим богатством. Борис Юсупов сумел приумножить благосостояние рода.
Свой успех в коммерции князь Борис объяснял своим разумным отношением к своим подчиненным. «Вы должны знать мой мысли, что все богатство своё я поставляю в благоденствии моих крестьян... прозорливый помещик тогда богат, когда крестьяне в хорошем состоянии и когда они благословляют жребий свой» - писал он управляющему.


Дом княгини Юсуповой в 19 веке


Дом княгини в наши дни


Княгиня Зинаида Ивановна была одной из первых красавиц и пережила множество любовных приключений.

Хозяйка светского салона Долли Фикельмон писала о Юсуповой:
«Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит».
Поговаривали, что сам император Николай I обратил внимание на княгиню, светская сплетница Долли писала: «неизменная доброта императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивом и изысканном лице, - вот единственная причина, которая заставляет его продолжать выказывать ей своё почтение».


Зинаида Юсупова
В 1830 году у молодой княгини начался роман с офицером Николаем Жерве. Их история любви, продлившись 11 лет, закончилась печально. Жерве был убит в 1841 году на Кавказе. Перед отъездом Жерве на войну, его приятель Михаил Лобанов-Ростовский с беспокойством писал: «У него такой вид, как будто он погибнет в первом же деле». Эти слова оказались пророческими.

Узнав о смерти Жерве, императрица Александра Федоровна записала в своем дневнике: «Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды»


Зинаида Юсупова
Вскоре в свете обсуждали роман княгини с молодым народовольцем. Когда его заточили крепость, Юсупова договорилась, чтобы любовника отпускали к ней ночью. Есть легенда, что когда молодой человек умер, она наняла медиков забальзамировать его тело. Зинаида похоронила любимого в стене дома рядом со своей спальней. Княгиня пожелала, чтобы и после смерти любовник был рядом с ней.


В стенах своего дома княгиня Зинаида Юсупова похоронила мумию умершего любовника


Но мир живых оказался привлекательнее. В 1861 году княгиня, которой было 52 года, вышла замуж за офицера де Шаво и провела последние годы жизни с мужем в Париже. Чтобы их брак не выглядел мезальянсом, она купила для мужа графский титул. Былая страсть к мертвецу оказалась забыта.

Возможно, призрак революционера, похороненного в стене дома, до сих пор бродит по коридорам, ожидая возвращения ветреной княгини.


В этой церкви при доме княгини состоялось ее венчание с офицером де Шево.


Дом унаследовал правнук Зинаиды - Феликс Юсупов, прославившийся убийством Распутина.
Прожила Зинаида Юсупова 83 года.


Правнук князь Феликс писал в своих «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение...

…Так и вижу прабабку, как на троне, в глубоком кресле, и на спинке кресла над ней три короны: княгини, графини, маркизы. Даром, что старуха, оставалась она красавицей и сохраняла царственность манер и осанки. Сидела нарумяненная, надушенная, в рыжем парике и снизке жемчужных бус».


Однако проклятье снова напомнило о себе. Внучка княгини, которую тоже звали Зинаида, тяжело заболела. В 1878 году она поранила ногу во время конной прогулки, что привело к заражению крови. Зинаиде Юсуповой-младшей было 23 года. Когда она уже примирилась с мыслью о смерти, к ней во сне явился Иоанн Кроншта́дтский, славящийся своим даром целителя-чудотворца. Проснувшись, княжна попросила позвать отца Иоанна.


Зинаида Юсупова-младшая, в чертах лица есть сходство с бабушкой
Иоанн Кронштадский откликнулся на просьбу барышни. Когда он вошел в комнату умирающей, знаменитый врач Боткин, которому доверили лечение княжны, произнес «Помогите нам». К удивлению скептиков, визит Иоанна Кроншта́дтского помог молодой Юсуповой, и она выздоровела.
О проклятье рода княжна узнала после смерти своей младшей сестры Танечки и чувствовала вину, будто своим выздоровлением обрекла сестру на смерть.


Татьяна Юсупова, ставшая жертвой проклятья


Зинаида и Татьяна Юсуповы
К Зинаиде Юсуповой-младшей сватался болгарский принц Баттенберг, но внимание княжны привлек офицер Феликс Сумароков-Эльстон, сопровождавший принца. Эльстон сделал предложение Юсуповой на следующий день после знакомства.

Сын Феликс так описывает выбор матушки:
«Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова Эльстона, простого гвардейского офицера».

В отличие от бабушки-тезки, жизнь которой оказалась очень бурной, Зинаида Юсупова-младшая любила своего мужа и хранила ему верность.

Чтобы фамилия рода Юсуповых не пресеклась, муж Зинаиды взял ее фамилию. Обычно, если у знатного рода не было сына-наследника, родители наследницы настаивали, чтобы ее супруг взял их фамилию - так дети и внуки получат фамилию рода. Если жених сам был потомком древней фамилии и тоже заботился о продолжении рода, то фамилия становилась двойной – фамилия мужа и фамилия жены.

У Зинаиды Юсуповой-младшей было двое сыновей Николай и Феликс. Она надеялась, что проклятье, наконец, отступит от их семьи.


Зинаида Юсупова-младшая с мужем Феликсом и сыновьями Николаем и Феликсом.
«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться…
…Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет. Глаза ее сияли добротой и кротостью. Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях»
- вспоминал сын Феликс.


Зинаида Юсупова-младшая с сыновьями
Несмотря на богатство, Юсупова воспитывала сыновей в строгости, не позволяя превозносить себя над другими. Феликс писал о воспитании матушки:
«Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».

Но проклятье снова сбылось. Старший сын Николай погиб в 1908 году на дуэли накануне своего 26-летия. Он был влюблен в Марину Гейден, которая вышла замуж за графа Мантейфелема. Влюбленный Николай следовал за Мариной даже во время ее свадебного путешествия. Возмущенный супруг вызвал поклонника жены на дуэль, выстрел оказался роковым.


Старший сын княгини Юсуповой - Николай, погибший на дуэли накануне 26-летия
Феликс Юсупов так описал трагедию семьи:
«Раздирающие крики раздавались из комнаты отца. Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».


Так выглядела "роковая особа" ради которой погиб Николай Юсупов, неприметная барышня
Спасибо duchesselisa , которая нашла фото
Зинаида Юсупова-младшая обладала даром предвидения и предчувствовала трагедию царской семьи. Она пыталась предупредить Николая II и его супругу, но безуспешно. Слишком поздно император поверил, что ее предчувствия княгини были не напрасны.
Как записал Феликс Юсупов:
«В 1917 году лейб медик, дантист Кастрицкий, возвратясь из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел нам последнее государево послание, переданное ему:
«Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупреждения. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».


Феликс Юсупов с женой Ириной
У Феликса Юсупова и его супруги Ирины была одна дочь – названная в честь матери Ириной. При замужестве она взяла фамилию мужа – Шереметьева.


Зинаида Николаевна Юсупова с внучкой Ириной


Внучка Ирина Юсупова (Шереметьева) с дочерью Ксенией

В наши дни живы потомки Юсуповых.


Ксения Сфири - потомок Юсуповых
У Ксении одна дочь - Татьяна Сфири (р.1968), у которой двое детей - Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006). Девочки не носят фамилию Юсуповых, значит, проклятье их не коснется.

Обновления блога в моем

(урожденная Энгельгардт) - родная племянница светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического, родилась 1 января 1769 г. в небогатой дворянской семье Смоленской губернии. Отец ее, ротмистр Смоленской шляхты Василий Андреевич Энгельгардт, был женат на Елене Александровне Потемкиной, и благодаря этому родству, все дочери его сделали блестящие партии. Раннее детство Татьяны Васильевны совпало с фавором ее знаменитого дяди. Она была младшей из своих сестер и, подобно им, отличалась замечательной красотой. Покровительство дяди, счастливая наружность, мягкий характер - все обещало ей счастливое будущее. Не достигши еще двенадцатилетнего возраста, она была сделана фрейлиной, и императрица взяла ее под свое покровительство. Попав из бедной провинциальной обстановки к шумному двору Екатерины II, Татьяна Васильевна сделалась предметом внимания многих, не только как племянница вельможи, но как очень интересная, умная, живая и очень красивая девушка. К этому времени относится ее знакомство с герцогиней Кингстон, графиней Варчь, которая на собственной роскошной яхте тогда посетила Петербург и была принята при Дворе. Привлекая всеобщее внимание своим умом, красотой, блеском и богатством своего путешествия, герцогиня, в то время уже не первой молодости, полюбила, как дочь, пятнадцатилетнюю фрейлину императрицы Татьяну Васильевну Энгельгардт. Она так к ней привязалась, что соглашалась сделать ее наследницей всего своего громадного состояния, лишь бы Татьяна Васильевна согласилась покинуть Россию и уехать с ней в Англию. Но на это не могла согласиться юная фрейлина: она любила свою родину, привязалась к императрице, и никакие заманчивые предложения не могли склонить ее покинуть Россию. Предложение герцогини было отвергнуто, и вскоре после этого в 1785 г. Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина. Сама императрица устроила эту свадьбу и убирала к венцу юную невесту. Только шесть лет продолжалась их семейная жизнь. В 1791 г. совершенно случайно, переправляясь через реку, ее муж утонул, и она осталась вдовой с двумя малолетними детьми, из которых дочь Екатерина была крестницей императрицы. Смерть мужа была тяжелым ударом для Татьяны Васильевны. Она удалилась от двора и стала проводить время в уединении, не принимая участия в шумной жизни тогдашнего общества. Только уступая настойчивым просьбам императрицы, она наконец решила снова изредка появляться в придворном кругу. Здесь вскоре она встретилась с кн. Николаем Борисовичем Юсуповым, своим будущим супругом. В это время кн. Николай Борисович только что вернулся из-за границы, куда он ездил с чрезвычайным посольством в Италию. Опять при благосклонном согласии императрицы состоялась в 1793 г. свадьба Татьяны Васильевны с кн. Юсуповым. Через год у них родился сын Борис Николаевич. После замужества Татьяна Васильевна снова стала редко появляться при Дворе; она искала тихой спокойной жизни и всецело посвятила себя воспитанию сына. С этого времени и до самой кончины жизнь княгини протекла мирно в семейной обстановке и в обществе лиц, которых она любила и которые сами ценили и уважали Татьяну Васильевну как хорошего и интересного человека. В ее гостиной собирался избранный круг лиц, к которому между прочим принадлежал поэт Державин, написавший в альбом княгини прекрасное стихотворение "Спящий Эрот", внушенное ему видом лежащего в кроватке сына Татьяны Васильевны. Кроме того, Державин написал также в альбом княгини обращенное к ней стихотворение "К матери, которая сама воспитывает детей своих". Ее дом посещали также баснописец Крылов, поэт Жуковский и знаменитый поэт А. С. Пушкин; вообще, много знаменитостей артистических и литературных можно было встретить в гостиной княгини Юсуповой.

Здесь, в Петербургском доме княгини, жила и другая знаменитость, дочь сибирского ссыльного Прасковья Лупалова, пришедшая в 1804 г. в Петербург из далекой Сибири искать милости для своего сосланного отца. Она нашла приют и покровительство у княгини Татьяны Васильевны, которая помогла ей выйти из затруднительного положения, дав известному французскому романисту графу де Местру материал для его известного рассказа "Параша-Сибирячка", в котором описана скромная Прасковья Лупалова.

Владея громадным состоянием, Татьяна Васильевна сама занималась управлением своих многочисленных имений, причем отличалась большой аккуратностью и бережливостью, подавших повод считать ее скупою. Одно время княгиня увлекалась составлением собрания эмблем и девизов, причем она просила своих знакомых предложить какую-нибудь эмблему и надпись и затем заказывала талантливым художникам вырезать их на сердоликах, ониксах и разных дорогих камнях. Гораздо более дорогой оказалась для княгини ее склонность к собиранию драгоценных камней. Составленная ею коллекция была очень ценной. В этой коллекции находились между прочим известный бриллиант, по своей величине и красоте названный "Полярной звездой", затем серьги королевы Марии-Антуанетты, алмаз, называемый la tête du bélier (Альдебаран), большой сапфир, разные солитеры и проч. Среди них находилась также славная жемчужная и алмазная диадема королевы Неаполитанской, супруги Мюрата. Знаменитая жемчужина, известная под именем "Перегрина", которую в 1620 г. купил за 200000 рублей Филипп II, украшала также коллекцию княгини.

Широко и спокойно текла жизнь Татьяны Васильевны, и она незаметно достигла преклонной старости. Сохранив до конца дней доброе, отзывчивое сердце, княгиня не переставала всю свою жизнь заниматься делами благотворительности. Она скончалась совершенно неожиданно 23 мая 1841 г. в С.-Петербурге, где и погребена в притворе Александро-Невской лавры.

"О роде князей Юсуповых, собрание жизнеописаний их, грамот и писем к ним Российских Государей, с XVI до половины XIX века, и других фамильных бумаг, с присовокуплением поколенной росписи предков князей Юсуповых с XVI века". Часть первая, СПб., 1867 г., стр. 169-176, 417. - Кн. А. Б. Лобанов-Ростовский , "Русская родословная книга", изд. 1895 г., т. II, стр. 418. - Сочинения Г. Р. Державина (Академическое изд. под редакцией Грота). - "Русские портреты XVIII и XIX ст.", т. I, № 10; т. IV, № 206. Изд. великого князя Николая Михайловича.

Б. Алексеевский.

  • - княгиня, жена кн. Алекс...
  • - талантливая актриса для благородных спектаклей, при Екатер. II , бывшая фрейлина, урожденная Хованская, супруга князя Ф. С. Барятинского...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - статс-дама, ур. Пашкова, 2-я супр. Председ. Госуд. Сов. Дополнение: , ур. Пашкова, благотворительница и писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - при Елиз. Петр., ур. кн. Куракина, обер-гофмейстерина...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вдова; 1624 г. сентября 15 пожалована в верховые боярыни Москов. двора; по смерти царицы Марии Владимировны удалилась в монастырь...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ур. Романова; † 21 июля 1610 г. - сестра царя Мих. Федоровича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - композитор-дилетант, автор романса "Скажите ей", часто исполнявшегося Тамберликом в СПб. Вообще романсы ее были в 50-80-х гг. XIX столетия очень популярны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - статс-дама и кавалерственная дама орд. св. Екатерины, супруга канцлера...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дочь вел. кн. Василия Дмитриев. , 1418 г. жена боярина кн. Юрия Патрикиевича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дочь великого князя Василия Димитриевича. О ней только и известно, что в 1418 г. она выдана была в замужество за московского боярина кн. Юрия Патрикиевича Патрикеева. "Полн. собр. русск. летоп.", VII, 254; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дочь в. кн. московского Василия Дмитриевича, жена боярина московского князя Юрия Патрикеевича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гофмейстерина имп. Марии Александровны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - старшая дочь кн. Бориса Григорьевича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - урожд. Энгельгард, статс-дама...

    Большая биографическая энциклопедия

"Юсупова, княгиня Татьяна Васильевна" в книгах

Княгиня Ольга Святая княгиня

Из книги Сильные женщины [От княгини Ольги до Маргарет Тэтчер] автора Вульф Виталий Яковлевич

Княгиня Ольга Святая княгиня Нет в русской истории женщины более уважаемой и более прославляемой, чем святая княгиня Ольга. Хотя все историки отмечают, что среди ее деяний были и излишняя жестокость, и обман, и вероломство, она, тем не менее, считается одним из

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547)

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547) После смерти

Ирина Юсупова

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Ирина Юсупова ГОЛУБАЯ КРОВЬВ этой хрупкой, невероятно красивой девушке текла кровь одного из знатнейших родов Европы. Казалось, ее ждет блестящая судьба – дочь великого князя, жена самого завидного жениха империи, фантастически богатого красавца и аристократа; ей

Байки от Феликса Юсупова 1. "Стреляли"

Из книги Исторические байки автора Налбандян Карен Эдуардович

Байки от Феликса Юсупова 1. "Стреляли" 1916 год. Убийство Распутина. Распутин демонстрирует чудеса живучести, убийцы – чудеса непрофессионализма.На стрельбу и вопли в конце концов прибегает городовой – типа "А чё это вы тут делаете, а?".Феликс Юсупов начинает нести чушь про

Юсупова, И. А.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Юсупова, И. А. ЮСУПОВА, Ирина Ал-др. (1895), кн., ур. Романова, кн. имп. крови, дочь в. к. Ал-дра Мих. и Ксении Ал-др., внучка имп. Алекс. III и имп. Марии Фед., племянница имп. Ник. II. В замуж. с 1914 за гр. Ф. Ф. Сумароков.-Эльстон, получившем 28 янв. 1914 титул и фамилию кн. Юсупова. IV, 24,

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и великая княгиня Ксения. – Великий

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и

88. ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА, великая княгиня

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

88. ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА, великая княгиня вторая жена Василия Третьего Ивановича, великого князя московского и всей Руси, дочь князя Василия Львовича Глинского прозванием Слепой, православного литовского выходца татарского происхождения, и жены его Анны, известной только по

116. ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬКОВНА (Васильевна), великая княгиня

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

116. ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬКОВНА (Васильевна), великая княгиня Так в своде летописей Татищева именуется вторая жена Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимирского и суздальского, называемая другими Анною, тело которой погребено, как указывают

III. Княжна Сбыслава. – Княжна Измарагд. – Княгиня Верхуслава. – Гертруда, княгиня Галицкая. – Ольга, княгиня Волынская и ея приемыш Изяслав. – Княгиня Кончака-татарка. – Елена Омулич, служанка Анны, княгини Литовской. – Александра, княгиня Нижегородская. – Ульяна, княгиня Вяземская

автора Мордовцев Даниил Лукич

III. Княжна Сбыслава. – Княжна Измарагд. – Княгиня Верхуслава. – Гертруда, княгиня Галицкая. – Ольга, княгиня Волынская и ея приемыш Изяслав. – Княгиня Кончака-татарка. – Елена Омулич, служанка Анны, княгини Литовской. – Александра, княгиня Нижегородская. – Ульяна,

I. Первые русские переводчицы: княгиня Меншикова, г-жа Макарова, девица Орлова, княгиня Голицына, княжны Волконские

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

I. Первые русские переводчицы: княгиня Меншикова, г-жа Макарова, девица Орлова, княгиня Голицына, княжны Волконские Небольшой период времени, начиная от конца 50-х и кончая 80-ми годами XVIII-го столетия, этот промежуток лет в 30 – не более, по справедливости, может быть назван

Доронина Татьяна Васильевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Татьяна, княгиня N, Муза (из прочтений VIII главы «Евгения Онегина»)

Из книги Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений автора Чумаков Юрий Николаевич

Татьяна, княгиня N, Муза (из прочтений VIII главы «Евгения Онегина») Когда Пушкин, выбирая между «романом в стихах» и «поэмой», остановился на первом жанровом обозначении, он задал читателям и критикам «Евгения Онегина» определенный угол восприятия. В романе ищут фабулы,

Ираида Юсупова «ТОЛЬКО МОЙ» ПРИГОВ

Из книги Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов автора Липовецкий Марк Наумович

Ираида Юсупова «ТОЛЬКО МОЙ» ПРИГОВ Наша творческая дружба началась четыре года назад. Мне казалось, что она будет длиться вечно, мы сделаем все, что наметили, и много еще чего наметим. В этом убеждала спокойная, несуетливая и какая-то «дзенская» уверенность Дмитрия

Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский Пока благоверные князья русские усердным служением родине, подвигами молитвы и смирения среди

Доронина Татьяна Васильевна

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Доронина Татьяна Васильевна Советская и российская актриса театра и кино, певица, театральный режиссер, 1933 г.р. Однажды Татьянину Доронину спросили после выхода на экраны фильма «Старшая сестра», где ее героиня играет на гитаре:– Вы действительно это умеете или только

Татьяна Васильевна Юсупова

Юсупова Татьяна Васильевна (1.1.1769-23.5.1841) (урожденная Энгельгардт), княгиня, младшая из пяти племянниц светлейшего князя Потемкина-Таврического, родилась 1 января 1769 в небогатой дворянской семье Смоленской губернии Отец ее, ротмистр Смоленской шляхты Василий Андреевич Энгельгардт, был женат на Елене (Марфе) Александровне Потемкиной, родной сестре князя Таврического, и благодаря этому родству все дочери его сделали блестящие партии. Раннее детство Татьяны Васильевны совпало с фавором ее знаменитого дяди. Она была младшей из сестер и, подобно им, отличалась красотой. Покровительство дяди, привлекательная внешность, мягкий характер - все обещало ей счастливое будущее. Не достигши еще двенадцатилетнего возраста, она была сделана фрейлиной, и императрица взяла ее под свое покровительство. Попав из бедной провинциальной обстановки к шумному двору Екатерины II, Татьяна Васильевна стала предметом внимания многих не только как племянница вельможи, но как очень интересная, умная, живая и красивая девушка. К этому времени относится ее знакомство с герцогиней Кингстон, графиней Варчь, которая на собственной яхте посетила Санкт-Петербург и была принята при дворе. Привлекая всеобщее внимание своим умом, красотой, блеском и богатством своего путешествия, герцогиня отнеслась к пятнадцатилетней фрейлине императрицы Татьяне Васильевне Энгельгардт как к дочери. Она так к ней привязалась, что соглашалась сделать ее наследницей всего своего громадного состояния, если Татьяна Васильевна уедет с ней в Англию На это Татьяна не согласилась. К тому же племянница светлейшего князя, подобно своим старшим сестрам, получила большое приданное, хотя и не играла в жизни дяди такой роли, как те. Предложение герцогини было отвергнуто, и вскоре после этого в 1785 Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, бывшего на 25 лет старше ее Сама императрица устроила эту свадьбу и убирала к венцу юную невесту. Только шесть лет продолжалась их семейная жизнь. В 1791 совершенно случайно, переправляясь через реку, ее муж утонул, и она осталась вдовой с двумя малолетними детьми, из которых дочь Екатерина была крестницей императрицы Смерть мужа была тяжелым ударом для Татьяны Васильевны. Она удалилась от двора и проводила время в уединении. Только уступая настойчивым просьбам императрицы, она наконец решила снова изредка появляться в придворном кругу. Здесь вскоре она встретилась с блестящим екатерининским вельможей, богатым князем Николаем Борисовичем Юсуповым, своим будущим супругом В это вре-мя князь Николай Борисович только что вернулся из-за границы, куда он ездил с чрезвычайным посольством в Италию. Опять при благосклонном согласии императри-цы состоялась в 1793 свадьба Татьяны Васильевны с кня-|зем Юсуповым. Через год у них родился сын Борис Ни-колаевич. Брак этот был неудачен, и скоро супруги стали жить врозь. После замужества Татьяна Васильевна снова стала редко появляться при дворе, всецело посвятила себя воспитанию сына В ее гостиной собирался избранный круг лиц, к которому принадлежал и Г.Р Державин, написавший в альбом княгини стихотворение «Спящий Эрот», внушенное ему видом лежащего в кроватке сына Татьяны Васильевны. Кроме того, Державин написал так-же в альбом княгини обращенное к ней стихотворение «К матери, которая сама воспитывает детей своих». Ее дом посещали также И.А. Крылов, В.А. Жуковский и A.C. Пушкин. В петербургском доме княгини жила дочь сибирского ссыльного Прасковья Лупалова, пришедшая в 1804 в Санкт-Петербург из далекой Сибири искать ми-лости для своего сосланного отца. Она нашла приют и покровительства у княгини Татьяны Васильевны, которая помогла ей выйти из затруднительного положения, дав известному французскому романисту графу де Местру материал для его известного рассказа «Параша-Сибирячка», в котором описана скромная Прасковья Лупалова. Владея громадным состоянием, Татьяна Васильевна сама занималась управлением своих многочисленных имений. Одаренная тем же практическим умом, как и старшие две ее сестры, графиня Браницкая и княгиня Голицына, она очень умело вела свои дела, управляла обширными поместьями мужа и увеличила громадное юсуповское состояние не только своим приданным и своею частью потемкинского наследства, равнявшегося 18 млн, но и искусным управлением делами. Юсупова считалась знатоком в финансовых вопросах, и многие обращались к ней за советами в денежных делах. Ее скромный образ жизни, привычка к простому столу и нелюбовь к роскоши многими приписывались скупости, что, однако, не препятствовало ей много тратить на благотворительность. Нередко люди, действительно нуждавшиеся в финансовой помощи, как по волшебству получили необходимую им сумму, и лишь иногда случайно узнавалось, что деньги эти шли от княгини Юсуповой. Одно время княгиня увлекалась составлением собрания эмблем и девизов, причем она просила своих знакомых предложить какую-нибудь эмблему и надпись и затем заказывала талантливым художникам вырезывать их на сердоликах, халцедонах, агатах, ониксах и других камнях. Гораздо более дорогой оказалась для княгини ее склонность к собиранию драгоценных камней. В этой коллекции находились известный бриллиант, по своей величине и красоте названный Полярной звездой, серьги королевы Марии Антуанетты, алмаз Аль-дебаран, большой сапфир, жемчужная и алмазная диадема королевы Неаполитанской, супруги Мюрата Каролины. Знаменитая жемчужина, известная под именем Перегрина, которую в 1620 купил за 200 тыс. рублей Филипп II Испанский, также украшала коллекцию княгини.

Загрузка...
Top