Анализ стихотворения тютчева эти бедные селенья. Эти бедные селенья тютчев Эти бедные селенья тютчев композиция

Ф. И. Тютчев всю свою жизнь смотрел на мир как поэт, не претендуя на это звание. Более 20 лет он жил за границей, служа там дипломатом - это и было делом его жизни. Но именно тоска по Родине пробудила в нем те прекрасные чувства, благодаря которым потомки могут читать его великий стихи. В этой статье мы проведем анализ Тютчева «Эти бедные селенья».

Любовь автора к Родине

Ф. И. Тютчев, находясь вне России, очень скучал по ней, и каждый приезд сюда считал личным праздником. Любя Родину, он, конечно, осознавал, как отстала она от прогрессивной Европы. При этом поэт никогда своего происхождения не стыдился. В 1855 году «Эти бедные селенья» Тютчев выпускает из-под пера. Именно в этом произведении он объясняет, почему же бедная Россия с ее голодными и ветхими деревнями ему дороже сытой и лощеной Европы. А все дело в великом русском народе! Самородки и гении, добрые и отзывчивые, терпеливые люди умеют нести тяжкую ношу с настоящим благородством, какого европейцу и не снилось.

Поэт называет Россию «краем долготерпенья». Он знает, что страна несовершенна. Но также знает Тютчев и то, что пока русский народ богат внутренне, он вытерпит все! Главным качеством народа он считает духовность, ведь Россия, по мнению Ф. И. Тютчева, страна, избранная Богом.

Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья»: анализ контрастов

Наиболее важный контраст в произведении - противопоставление гордости и смирения. Гордыня - это смертный грех, застилающий взор человеку, а смирение - путь к спасению у христиан. В этом и кроется глубокий подтекст стиха, выходящий на религиозно-философскую тематику.

Произведение поражает читателя еще одним контрастом - противопоставление убогого внешнего вида селений и великой силы духа русских людей. Постоянная тоска по Родине заставляет поэта-философа смотреть на нее иначе. С грустью пишет он о природе России, ее деревнях, заброшенных и одиноких. Серые ветхие избенки и тропы, уходящие в поля, вызывают в его сердце щемящее чувство тоски.


Но именно этот пейзаж может гармонировать с чистой и смиреной душой русского человека.

Тютчев «Эти бедные селенья»: деление на строфы

Стихотворение в целом представляет собой повествовательную и описательную лирику. В нем поэт делится с читателями своими чувствами и настроением. Анализ Тютчева "Эти бедные селенья" нужно проводить и с точки зрения деления на строфы. Стих состоит из трех строф. В первой строфе мы вместе с автором видим «бедные селенья» и «край долготерпенья». Тютчев сочувствует людям, живущим здесь. Анафора («эти-эта», «край-край») придает особую экспрессивную окраску строкам, усиливая параллелизм и выразительность слов. Восклицательная интонация привлекает внимания читателя к проблеме. Во второй строфе речь заходит о загадке русской души, которую никогда не понять иностранцу, «взору иноплеменных». Третья строфа показывает идею стихотворения, его смысл. Тютчев верит в то, что Бог не оставил русскую землю, он благословил ее. Анализ Тютчева «Эти бедные селенья» помогает понять, насколько автор верит в счастливое будущее своей Родины.

Символ света в лирике Тютчева

Ценность человеческой души - смирение, доброта, духовность - вот, что ценит поэт в русском народе. Именно их он наделяет тайным светом и благословляет. Свет - это устойчивый символ всей лирики Ф.И. Тютчева, он ассоциируется с высшей земной ценностью. Неяркая красота России все равно освещена этим невидимым светом. Но нельзя смешивать либерализм автора с революционизмом. Известно, что он был против восстания декабристов. Но в отсутствии патриотизма Тютчева никто обвинить не посмеет.

Не зря анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья» выявляет интересные аллитерации. Звуки «Р» и «С» слышны в каждой строфе, они словно отождествляются со словами Россия и Русь.

Тютчев пишет свое великое произведение с использованием перекрестных женских рифм.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Написанное в 1855 году, стихотворение является выражением взгляда поэта на состояние России. Данное произведение - политическая лирика.

Тютчев на протяжении всей своей жизни интересовался политикой, однако свободы слова как таковой в то время не было, и поэтому он был вынужден оформлять свои мысли в завуалированные строки стихотворений.

Главная тема произведения

Основная идея "Бедных селений" - осуждение внутренней политики царя и крепостного права, которое существовало на территории нашей страны довольно долгое время. Строки "край родной долготерпенья" именно об этом.

Тютчев пишет о несвободе русского человека и косвенно указывает на его неспособность противостоять власти.

Строки "бедные селенья" и "скудная природа" являются указанием на бедность и униженность народа, а также общую истощенность страны.

И хотя лирический герой исытывает душевную боль, видя истинное положение вещей, он все равно остается горд за свою родину, о чем свидетельствует строка с восклицанием: "Край ты русского народа!".

Судьба россиян предстает в строках стихотворения не только как несправедливая ноша, но и как нечто святое. Тютчев возывашает народ и воспевает его смирение, косвенно упоминая в стихотворении о христианских ценностях. "Гордый взор" иностранцев противопоставляется спокойствию и кротости русских жителей.

В этом контексте автор упоминает, что русский народ находятся под покровительством Иисуса Христа - "царя небесного", который благославляет наши земли. В то же время в стихотворении образ Христа и образ русского народа как бы сближаются и становятся единым целым. Это видно из выражений "в рабском виде" и "удрученный ношей".

Символика стихотворения и применяемые средства

Размер: четырехстопный хорей. Тип рифмы в стихотворении перекрестный.

Следует также обратить внимание на обилие и чередование звуков "с" и "р". Первый является приглушенным, а второй - звонким. Это задает ритм и отражает общую направленность: смирение и рабская покорность противопоставляются благословению и гордости за свою родину.

Средства выразительности:

  • Иносказания (царь небесный);
  • Метафоры (взор иноплеменный, край долготерпенья);
  • Эпитеты (смиренной, скудная, бедные).

Основные символы:

1. Христос

Произведение не просто наполнено христианскими мотивами.

В первую очередь, Христос является выражением архетипа Героя. Сближая в своих строках Христа и простых людей, автор негласно заявляет о героизме русского народа.

В поэтике Тютчева свет принято толковать как выражение чего-то высшего и знак благословения.

Кроме того, в широком смысле свет - символ обновления и надежды.

Авторский посыл

Это стихотворение является неким посланием русскому народу, а также "душевным криком" автора о несправедливости и несовершенстве тех политических и экономических реалий, во время которых он жил.

Тютчев анализирует главные проблемы, свойственную нашему менталитету, и подводит небольшой итог. Русский народ по природе своей - смиренный мученик, которого спасают терпение и вера.

Уже в юности, Федор Тютчев решил, что посвятит свою жизнь общественно – политическому направлению. Казалось бы, в свои девятнадцать лет он уже отправился в Германию, для решения дипломатических вопросов. Однако, пребывание в странах Европы подарило ему и уникальный опыт, который он мог использовать в своих литературных стихотворениях.

Заграничные поездки привили поэту любовь к романтизму, в стиле которого он и стал изображать многие творческие работы. Наблюдая за жизнью и культурой европейцев, Тютчев понимал, что россиянам еще очень далеко до такого высокого уровня. Однако в своих побратимах он видел то прекрасное, чего не было в жителях Европы.

Оставив дипломатическую карьеру, Тютчев с головой погрузился в литературное искусство. Стихотворение «Эти бедные селенья … » раскрывает мысли автора. Он пытается сказать, его родина намного милее для его души, не зависимо от всех тех недостатков и проблем, которые царили по всей ее территории.

Мнение Тютчева сходились с мыслями и другого любителя России – с Некрасовым. Автор стихотворения не пытался скрыть от читателей всю ту бедность и нищету, которую ощущает русский народ. Он в открытую говорит о том адском труде, который ежедневно выполняют рабочие. Однако, сейчас, он опускает все те трудности и прославляет родные земли, которые входят в состав могучей России.

В стоках творческой работы речь идет и о сильнейшем духовном воспитании, которое живет в душе русского народа. Автор отмечает, что сам Бог исходил земли русские, благословляя их. И это стало настоящей наградой и поддержкой для тех людей, которые ежедневно проделывают адский труд и выдерживают тягостные испытания судьбы.

Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и подорожных.
Лирику Ф. Тютчева обычно называют философской. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого никак нельзя сказать о Тютчеве. Его поэзия – это человеческое «я» со своими вечными вопросами перед лицом мира, прежде всего, перед ликом природы. Но тютчевская лирика, часто называемая лирикой природы, не просто поэтизация тех или иных пейзажей. У него, даже когда речь идет о локальной картине, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром.
Органичное, врожденное и усиленное жизненным опытом смирение Тютчева утверждалось также и в его эстетическом освоении и осмыслении мира. И все более это укрепляло поэта в убеждении, что без веры человеку невозможно подлинно существовать в этом мире. Он ясно осознавал несовершенство, противоречивость, слабость, порой и губительность волевых проявлений собственного человеческого «я», и ему становится неприкрыто явным гордое самовозвеличивание.
Гражданско-философская поэзия Тютчева во многом близка взглядам славянофилов в их духовном стремлении к Истине. Однако в жизни поэту приходилось одолевать эти проблемы собственными силами и в одиночку. От поэта потребовался истинный подвиг, и он этот подвиг совершил.
Отторгнутый от России в самой юности, когда ему было восемнадцать лет, замкнутый в дальний Мюнхен, предоставленный самому себе, Тютчев один переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого мужества. Он возвращается в Россию, когда ему пошел уже пятый десяток. Двадцать два года лучшей поры жизни проведены поэтом за границей.
Любовь к России, вера в её будущее, убеждение в её верховном историческом призвании владели поэтом могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего воздыхания. Они жили в нем в степени какой-то стихийной силы, более властной, чем всякое иное, личное чувство. Россия была для него высшим интересом жизни.
Одно из пророческих откровений поэта, оставленное без ответа современниками, оказалось обращенным через их головы прямо в ложе времени – откровение о России:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа.
В сострадании своему народу Тютчев не был одинок в русской поэзии. Но именно его справедливые мысли оказались наполнены благочестивым и любовным отношением. Поэт не ограничивается лишь внешним постижением понятия «Россия»:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и только светит
В наготе твоей смиренной.
Важнейшее здесь – противопоставление гордыни и смирения. Эти понятия порой постигаемы лишь на религиозном уровне. Гордыня – источник мирового зла, смирение – основа спасения, без которой оно невозможно. В христианском значении гордыня застилает взор, смирение открывает истинное зрение.
Тютчев же дает подлинное осмысление внешней мудрости родной земли: за скудностью укрывается смирение, освещающее собою и терпение, покорность воле Христа:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Не называя прямо, поэт подводит читателя к важнейшему для него понятию – Святая Русь. Данное стихотворение имеет глубокий религиозно-философский подтекст и звучание. Уже многие современники отмечали, что по силе лирического чувства это стихотворение во всей нашей поэзии имеет очень немного равных себе. При этом многие критики отмечали, что если пейзаж «бедных селений» и может казаться живописным, то применять эстетическую мерку к таким явлениям, как обездоленность русского народа, скудность русской земли, – значит иметь черствое сердце.
В стихотворении поражает контраст между неприглядностью внешнего и внутренним величием духа народа. Постоянное чувство тоски вызывала у Тютчева скудность, бедность, которую он видел в русской жизни и переносил на русскую природу. С какой тоскливой грустью он пишет о впечатлении полной заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки, теряющиеся в полях. Но именно такая жизнь гармонирует с долготерпением и смирением русского народа.
Поэтическое откровение Тютчева, высказавшего самые заветные мысли о России, о ее высоком призвании и верном служении, прочно вошло в культурное сознание нашего народа. Строки из стихотворения «Эти бедные селенья…» часто цитируют поэты и писатели, историки и священники, публицисты и политики. Оно, как лакмусовая бумажка, высвечивает глубины внутреннего мира человека, направление его духовных устремлений и религиозных исканий. По сути, отношение к тютчевскому откровению – это отношение к выбору жизненного пути.


Загрузка...
Top