Замените выделенное обособленное определение придаточным предложением. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Компоненты формулировки:


  • Сложноподчиненное предложение состоит из нескольких частей. Важно понимать границу между ними. От главного к придаточному можно поставить вопрос. Поскольку в задании А6 используются придаточные-определительные, то чаще всего они присоединяются словом который в одной из форм. Важно понимать, к чему это слово относится.

  • Обособленное определение. Определение - это то, что вы подчеркиваете волнистой линией (хотите более научное объяснение - сами смотрите в учебнике). Обособленное - значит выделенное запятыми.

  • ^ Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами: "низко пролетевший над бруствером" .
Механизм выполнения задания:

С каждым предложением нужно сделать именно то, что просят в задании. Как? Очень просто.

1)Определить границы частей сложного предложения.

2)Найти союзное слово (обычно "который" ) в начале придаточной части и определить, к чему оно относится и выступает ли оно в роли подлежащего.

3)Попытаться заменить придаточное причастным оборотом: союзное слово нужно отбросить, а глагол заменить причастием и согласовать с ним все зависимые слова.

Разбор примера

1) 1 Французские слова и выражения , 2 которые проникают в русский язык, 1 называют галлицизмами.

Главное разбито на две части. 2-я часть - придаточное: "которые проникают в русский язык" . Слово "которые" относится к объекту в главной части ("французские слова и выражения" ). Поэтому трансформация возможна. Измененное предложение звучит так: "Французские слова и выражения, проникающие в русский язык , называют галлицизмами" . В этом предложении только одна часть. Фрагмент "проникающие в русский язык" - это и есть обособленное определение, отвечающее на вопрос "какие?".

2) 1 Окружающая среда , 2 в которой существуют живые организмы, 1 постоянно меняется.

Опять же придаточное-определительное вставлено внутрь главного. Здесь замена невозможна! Почему? Смотрите "совет №1", он же ключ к заданию. Во второй части свой объект ("организмы" ) - не тот, что в главном предложении ("окружающая среда" ). Как не верти, ничего не получится. "Окружающая среда, существующая..." Не получается. Ведь "существует" не среда, а организмы. Это и есть вариант, который надо записать в ответ (зачеркиваем в бланке вторую клеточку).

^ НЕЛЬЗЯ переделать:


  • Если сказуемое в придаточном выражено глаголом в будущем времени . Причина: не может быть причастия будущего времени. Пример: "Брокер, который первым почувствует смену тренда..."

  • Если придаточная часть содержит безличную конструкцию . Пример: "Вот правила, которые необходимо помнить ".

  • Если союзное слово стоит в В. падеже с предлогом или в Р., Д., Т., П. падеже (с предлогом или без) . Пример: "Картина, за которой охотилась полиция, наконец всплыла на черном рынке".(нельзя сказать: Картина, охотившаяся полиция,…) При этом надо иметь в виду, что если союзное слово использовано в Р.П при глаголе с отрицанием, то замена возможна! Однако такие предложения встречаются в современном языке крайне редко. Пример: "Клад, котор ого (Р.П.) так и не нашли пираты, преспокойно лежал под развесистой секвойей" > "Клад, так и не найденный пиратами..."

  • Если в главной части есть указательное местоимение (напр., "тот", "те" и т.д.) + существительное, связанное с союзным словом ("который"): "Он увидел на столе тот самый конверт , который был доставлен накануне" (стилистически неверно будет сказать "тот самый конверт, доставленный накануне").

  • Если после сказуемого в придаточной части следует частица бы . Пример: "Среди моряков не было ни одного, который согласился бы снова выйти в море в такую погоду".
Спишите, заменяя опредилительные придаточные предложения обособленными определениями. (Не забывайте ставить, где нужно, знаки препинания,)

1.Гребцы, которые и раньше энергично работали вёслами, казалось, удвоили силы.
2.И все суда, которые встречали нашу лодку, давали три приветственных гудка.
3. Грузы направлялись в Вологду, которая стала штабом Северной армии.

Найдите сложноподчиненные предложения с местоименно-определительными придаточными предложениями.Укажите разряды местоимений выступающих в качестве

указательных слов. Разграничьте союзные слова и союзы в придаточных предложениях.

1.Каждый кто был летом на Севере навсегда запомнит белые ночи. 2.С кем те сердца которым жизнь зажег?Где те друзья которым ты помог? 3.Но небо высоко и полно над теми кто трудно живет. 4.И то что жил я не напрасно и не напрасно принял бой за мной идущие прекрасно докажут собственной судьбой. 5.Хороший человек это тот вблизи которого мне легче дышится. 6.Всякий кто видел ее в первый раз испытывал изумление.
там несколько предложений должно быть

1. Найдите обособленное определение и определяемое слово в данном предложении:

Уже поздно ночью, усталого, возбужденного, укладывала меня мать в глубокие бабушкины перины.

2. Найдите приложение:
Много их, весенних луж, больших и маленьких, мелких и поглубже.

3. Найдите обособленные определения:
Для них, сильных духом, отважных и смелых, море было родным домом.

Расставить знаки препинания, определить вид придаточных предложений.

Я не знаю где граница меж товарищем и другом.
Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.
Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.
Я не знаю, когда это будет.
Познаём друзей и близких в час когда грозит беда.
Люди перестают мыслить когда перестают читать.
Когда наступили сумерки пришлось вернуться домой.
Пушкин пишет что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Катер который приближался к берегу был замечен пограничниками.
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
Парусное судно было далеко от берега и шло туда где море и небо сливались в синюю бесконечность.
Отметьте знаком + или - данные утверждения (если согласны с утверждением – плюс, если нет, то ставим минус
№ Утверждения +
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: однородное, параллельное и последовательное.
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное.

«Урок Обособленные определения» - Можно ли сказать, что распространенные согласованные определения обособляются всегда? КАРТОЧКА № 1. Сгибаемая ударами ветра и дождя трава ложилась на землю. – Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Согласованные и несогласованные определения смысловой отрезок распространенные и одиночные определения обособленные и необособленные определения выделительные знаки препинания.

«Урок Обособленные члены предложения» - Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Соотнесите условия обособления членов предложения с примерами. Теория + практика. Разв..вая седые покрытые инеем гривы храпели лошади. Комплексная работа с художественным текстом: Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел визжа под полозьями.

«Обособленные члены предложения» - 6. Среди предложений 19-23 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространённым определением. 7. Среди предложений 19-23 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. 5. Среди предложений 13- 19 укажите предложение с обособленным обстоятельством.

«Обособленные определения» - От чего зависит обособление определений? Проверим себя! Какие задачи мы должны решить? Огромное солнце, тусклое и оранжевое, опускается в быстро растущую тучу. Проверим себя? Какие выводы можно сделать? Определение Отвечает на вопросы: какой? чей? который? Какие цели стоят перед нами? Обособленные согласованные определения.

«СПП с придаточными» - Последовательное Параллельное Однородное. Главное. Какая? СПП с двумя придаточными 1) времени 2) причины С параллельной подчинительной связью. Для чего? Когда? Спишите предложение, расставьте з. п., определите вид подчинения, значения придаточных. Думалось, что небо обрушится, что налетит откуда-то смерч.

«Обособленные члены» - Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу (А.Погорельский). А. Причастный оборот. Там церковь, не похожая ни на одну из прежних (С. Бородин). 1. Приложение относится к личному местоимению. Установите причину обособления приложения. 2. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова.

Урок русского языка в 11-м классе «Обособленные определения»

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

    обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»

    знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом

    формирование умений:
    1) выделять интонационно обособленные члены;
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

    контроль и оценка ЗУН по данной теме

    расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

    активизация самостоятельной деятельности

    развитие познавательной активности

    развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли

    формирование потребности выражать собственное мнение

Воспитательные:

    воспитание коммуникативности

    привитие культуры общения

    воспитание интереса к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.

III. Повторение ранее изученного материала

1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисова лись (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небо склоне . (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё) |, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.

2. Составление предложений по схемам.

Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

    […сущ.], (который…).

    […гл.], (союз что…).

    […указ. сл. туда], (союз. слово куда…).

1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места

На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?

3 . Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который .

Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.

Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.

IV. Сообщение нового материала

1. Слово учителя

В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

2. Знакомство с теорией

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит .)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола ). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

V. Закрепление изученного материала

1) Групповая работа (у доски и на местах).

Задание: Объяснитьграфическиорфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?

1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.

вдоль (производный предлог)

делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)

влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)

вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)

(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль ).

2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.

Объяснение орфограмм и пунктограмм:

Распол о ж ились – пишется буква о перед согласной ж

во з вышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной

засея н о – краткое причастие

рожь ю – разделительный мягкий знак перед ю

(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)

Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)

2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся).

Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?

3. Самостоятельная работа

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

    [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).

    [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).

    [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).

    [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).

    [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).

    [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].

    [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].

    [Она мечтала о том ], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).

    [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы ), (что не любит море).

    [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

VI. Итог урока:

    Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

    Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?

    Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?

    Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

VII. Домашнее задание: Выполнить задания данные в карточках. (Карточки раздаются каждому ученику).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Готовимся к ЕГЭ А6 (Синтаксические нормы. Замена придаточного предложения в СПП на обособленное определение)

Что для этого нужно знать: 1. Что такое СПП (сложноподчиненное предложение); 2. Виды придаточных предложений (изъяснительные, определительные, обстоятельственные); 3. Что такое обособленное определение. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Это сложное предложение, в состав которого входят два или более неравноправных предложения: главное и зависимое (придаточное, которое зависит от главного); В зависимости от вопроса, заданного придаточному предложению, эти предложения делятся на три группы: и зъяснительные предложения(задаем вопросы косвенных падежей – от кого, чему, о ком); о пределительные предложения (задаем вопросы определений – какой, чей, который); о бстоятельственные предложения (задаем вопросы обстоятельств – где, куда, зачем, сколько). Что такое СПП(сложноподчиненное предложение)

Егорушка в надежде, что туча уходит мимо, выглянул из рогожи.(СПП с придаточным определительным). Мы знали, что Петька принес всего двух карасей, но молчали. (СПП с придаточным изъяснительным). Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.(СПП с придаточным обстоятельственным). П римеры

Обособленное определение - это определение, которое выделяется интонацией и на письме запятыми. Определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др. Определения бывают СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ. СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены: 1. причастным оборотом: Тропинка, зарастающая травой, вела к реке. 2. прилагательным с зависимыми словами: Довольный своими успехами, он рассказал мне о них. 3. одиночным прилагательным или причастием: Счастливый, он рассказал мне о своих успехах. Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения. 4. однородными одиночными прилагательными: Ночь, облачная и туманная, окутала землю. Что такое обособленное определение

1) Нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, те придаточные части, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, с которым, о котором, при котором и т.д.). Например: «Идиот» - роман, В КОТОРОМ творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере. Комментарий: мы не можем заменить придаточную часть причастным оборотом, т.к. союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с предлогом В. Для правильного выполнения задания нужно знать следующие правила:

2) Нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, те придаточные части, в которых употреблён глагол в форме условного наклонения. Это связано с тем, что причастие не имеет форм условного наклонения. Например: Он ждал от неё слова, которые так ХОТЕЛ БЫ услышать. Комментарий: мы не можем произвести необходимую замену, т.к. глагол в придаточной части употреблён в форме условного наклонения, а, как известно, причастие обозначает признак предмета по действию, которое происходит или происходило в настоящем или будущем времени на самом деле.

3) Нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом, те придаточные части, в которых употреблён глагол в будущем времени. Это связано с тем, что причастие не имеет форм будущего времени. Например: Но ведь есть же на свете человек, который ПОЙМЁТ меня! Грядущая третья технологическая революция, которая ИЗМЕНИТ саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека. Комментарий: мы не можем произвести необходимую замену, т.к. глагол в придаточной части употреблён в форме будущего времени.

4) Нельзя заменить обособленное определение, выраженное причастным оборотом, придаточным определительным, если в главной части СПП имеется указательное местоимение (такой, такая, такое, такие, тот, та, то, те). Например: Уже в ранних произведениях Достоевского обнаружились ТАКИЕ черты реализма, которые выделили его из круга писателей натуральной школы. Грушницкий – один из ТЕХ людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. Комментарий: мы не можем произвести необходимую замену, т.к. в главной части употреблены указательные местоимения такие, тех.

5) Нельзя заменить обособленное определение, выраженное причастным оборотом, придаточным определительным, если придаточная часть является безличным предложением. Например: Близкие родственники – это люди, которых нам следует уважать. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей. 6) Нельзя заменить обособленное определение, выраженное причастным оборотом, придаточным определительным, субъекты (производители действия) в главном и придаточном предложениях не равны друг другу: Например: Вскоре домик, в котором они прожили много лет, совсем осел и разрушился. Все струны, которыми по-своему владеет автор, есть в сердцах у читателей.

1. Существует традиция: альпинисты, которые взошли на вершину, оставляют записку о себе как свидетельство своего достижения. 2. В ней указывают руководителя и участников группы, маршрут, по которому проходил подъем, дату и время. 3. Записку кладут в место, которое защищено от ветра и осадков. 4. На памятнике в честь знаменитого восхождения выбито имя организатора, но при этом был забыт его спутник, который также поднимался на вершину. Ответ: 2 (потому что союзное слово в придаточном не было подлежащим). В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. Кораблям удалось избежать бурь, которым не могли бы противостоять изнуренные долгим плаваньем матросы. 2. Их путь пролегал мимо многочисленных островов Полинезии, которые утопали в зелени. 3. Моряки еще не успели оправиться от потрясения, которое вызвала смерть Магеллана, как пришла новая беда. 4. После 20 лет поисков был наконец открыт пролив, который был позже назван именем Магеллана. Ответ: 1 (потому что союзное слово в придаточном не было подлежащим, к тому же глагол могли бы стоит в условном наклонении, а причастий условного наклонения не бывает.) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. Погружение на глубину 940 метров, которое долго оставалось рекордным, состоялось 19 августа 1934 года. 2. Мимо батисферы в лучах прожектора иногда неспешно проплывали саблезубые рыбы, чешуя которых отливала медью. 3. Встречались плоские, словно подошвы, рыбы, которые неуклюже следовали своей дорогой. 4. Ученые под водой встретились с огромным количеством новых видов, совсем не похожих на жалкие экземпляры, которые в изуродованном виде были подняты на борт. Ответ: 2 (потому что союзное слово в придаточном не было подлежащим. Кажется, можно было бы сказать отливавшие медью, но в исходном предложении речь шла не о рыбах, а о чешуе.) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?


Загрузка...
Top