Ракетная небыль адмирала Дёница. Ракетная небыль адмирала Дёница Кормовой батарейный отсек

Подводные лодки типа «Gato» (название произошло от названия кошачьей акулы, заимствование от испанского el gato - кот) - серия американских подлодок времен Второй мировой войны. В качестве основы послужил предыдущий проект «Тамбор». В сравнении с предыдущим проектом подлодки «Гато» претерпели значительные модернизации, в результате чего улучшились боевые и патрульные качества субмарин. Дизельные двигатели, прошедшие модификацию, и аккумуляторные батареи увеличили длительность и дальность патрулирования. Кроме этого, существенно улучшились условия обитания.


Результаты боевых действий ВМФ США на Тихом океане во Вторую мировую войну стали подлинным триумфом американских военно-морских сил. Огромный вклад в победу над Японией был внесен американскими субмаринами, которые потопили японские суда и корабли суммарным водоизмещением 5 миллионов тонн.

Формирование современного американского подводного флота началось в 1930-х годах с постройки нескольких больших подлодок, способных действовать в океане. Друг от друга они отличались оборудованием и характеристиками. Анализ опытной эксплуатации данных субмарин дал возможность сделать выбор наиболее удачного образца. Именно его начали совершенствовать и использовали в серийном производстве.

Это была подлодка Cachalot SS-170. При ее производстве вместо традиционной клепки использовалась сварка. Это снижало массу конструкции при увеличении ее прочности. Кроме этого, данная субмарина выгодно отличалась наличием электромеханического вычислительного устройства TDS, позволяющего решать задачи прицеливания во время ведения огня торпедами. TDS автоматически вводил в систему управления торпеды упреждение, угол цели, а также глубину хода.

На базе субмарин Cachalot в 1933 году заложили серию из 10 подлодок «Туре Р». Новые подводные суда, в отличие от прототипа, имели большие водоизмещение и размеры, что позволяло установить на борт дизель-электрическую энергетическую установку большей мощности (Cachalot был оснащен обычным дизельным двигателем с прямой передачей) и систему кондиционирования воздуха. Последнее усовершенствование было самым важным. Системами кондиционирования не только улучшались условия обитаемости, но и обеспечивалась безопасность, устраняя в отсеках повышенную влажность воздуха (основную причину коротких замыканий в электроцепях).

Максимальная глубина погружения подлодок «Туре Р» равнялась 75 метрам. Основное вооружение состояло из 16 торпед и четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Десять построенных подлодок «Туре Р» можно разделить на две серии. Первая (4 субмарины) вступила в строй в 1935-1936 гг. и вторая (6 подлодок) - в 1936-1937 гг. Подводные лодки второй серии отличались более мощной дизельной энергоустановкой.

Вслед за «Туре Р» американским флотом было заказано 16 субмарин типа Salmon, имеющих усиленное вооружение. На них смонтировали еще пару дополнительных кормовых торпедных аппаратов. Таким образом, количество торпедных аппаратов увеличилось до десяти: 6 носовых и 4 кормовых. Количество торпед возросло до 24. По мнению некоторых специалистов, электродвигатель на подлодках «Туре Р» можно вывести из строя путем повреждения силового кабеля. В связи с этим на первых шести подлодках серии «Salmon» (вступили в строй в 1937-1938 гг.) разработчики не стали устанавливать дизель-электрической энергоустановки, а вернулись к прямой передаче от двигателей к гребному валу.

Но сильные вибрации, большая шумность и увеличение времени для зарядки аккумуляторов заставили разработчиков в остальных десяти подлодках (по имени головного судна их выделяют в отдельный тип «Sargo») вновь вернуться к схеме с использованием дизель-электрической энергоустановкой, в которой отсутствовали вышеперечисленные недостатки. В ходе переделки на подводной лодке удалось дополнительно разместить 44 т топлива и увеличить вдвое емкость аккумуляторов, что увеличило дальность надводного хода (на 1000 миль) и подводного плавания (85 миль).

Следующей ступенью совершенствования американских подводных лодок стали субмарины «Tambor», несущие на борту 24 торпеды и 10 торпедных аппаратов. «Tambor» - последняя серийная подводная лодка, вступившая в строй на Тихом океане до начала войны. По остальным характеристикам, включая и тип энергоустановки, она не отличалась от первой серии подводных лодок «Salmon».

После Перл-Харбора стало понятно, что остановить японскую экспансию получится только с помощью асимметричных ответных действий. Адмиралами Нимитцем и Кингом было предложено действовать в двух направлениях: вести сдерживающие бои и наносить удары в глубь территории Японии. В распоряжении командования флотом были несколько авианосцев, около 30 эскадренных подлодок, 10 старых субмарин класса V и несколько ветхих подводных лодок класса S.

Силами авианосцев удалось сдержать наступление японцев. Японцы проиграли в Коралловом море, а у атолла Мидуэй были полностью разгромлены. В принципе, Соединенные Штаты выигрывали войну на тихоокеанском театре, достаточно было лишь затянуть ее и дождаться, пока Япония истощит ресурсы. Но две эти решительные операции ускорили поражение Японской империи.

Глубокие удары наносились почти исключительно субмаринами. За исключением налета на Токио Дулиттла в апреле 1942 года, самолеты США не могли достать до территории Японии вплоть до середины 1943 г. Американские подводные лодки с первых дней войны действовали в глубине вражеской территории, нанося удары по конвоям. Поначалу эффективность действий подлодок была ниже ожидаемой. Главной причиной была чрезмерная осторожность командиров лодок, еще не получивших реального боевого опыта. Заметную проблему представляла и ненадежность торпедных взрывателей, и частые сходы торпед с курса. Наконец, подлодок было слишком мало для создания серьезной угрозы на коммуникациях противника. 40 с небольшим лодок, включая десяток старых, было явно мало.

Последняя проблема решалась проще всего. Оригинальный бюджет 1941 г., предполагавший строительство 6 подводных лодок, с началом войны был пересмотрен в сторону резкого увеличения их количества. Капитуляция Франции также заставила правительство США резко увеличить финансирование программы по строительству судов. 20 мая 1940 г. к 6 запланированным подлодкам добавили строительство еще 22, а 16 августа заказали еще 43 субмарины. Все подлодки были заказаны фирмами: Electric Boat Company (41); Portsmouth Naval Shipyard (14); Mare Island Naval Shipyard (10). Вскоре у компании Mare Island Naval Shipyard освободились 2 стапеля, и в апреле 1941 г. она получила заказ на 2 дополнительные подлодки. Таким образом, до нападения на Перл-Харбор строилось 73 подводные лодки класса «Gato». К 07.12.1941 г. в строй успели ввести лишь одну подлодку данного типа - «Drum» (SS 228), однако в первые дни после налета было спущено еще 10 лодок, а заложили 21. Темпы производства постоянно увеличивались.

Семидесяти трем подлодкам класса «Gato» были присвоены номера от SS 212 до SS 284. В отличие от флотов других стран, где тактические номера присваиваются произвольно и могут меняться, на американском флоте корабль получает постоянный номер. Как правило, номер состоит из двухбуквенного индекса (тип судна) и порядкового номера. Номера выделяются блоками для различных верфей. Например, блок номеров SS 212-227 выделили Electric Boat Company, a номера SS 228-235 - Portsmouth Naval Shipyard. Данные номера не несли информации об очередности закладки, спуска или введения в строй корабля. Поэтому подводную лодку «Drum» (SS 228) заложили и приняли в строй раньше формально первой подлодки серии «Gato» (SS 212). Номера судов, строительство которых было прекращено, выпадали из последовательности. Хотя последней подлодкой серии «Gato» стала «Grenadier» (SS 525), в серии были промежутки среди младших номеров. Также аннулировали дальнейшую серию, вплоть до SS 562. В связи с этим первой послевоенной серией подлодок стали 6 субмарин класса «Tang» с номерами, начиная с SS 563. В случае, если судно переделывалось, изменялся буквенный префикс, но номер оставался неизменным. Так, например, «Cavalla» (SS 244) в 1952 г. была переделана в ПЛО, ее обозначение изменилось на SSK 244.

От своих предшественниц, подводных лодок класса «Tambor», субмарины класса «Gato» отличались деталями. «Gato» была тяжелее на 51 тонну и длиннее на 1,4 м. Дополнительная длина позволила установить более мощные дизельные двигатели и дополнительные переборки между двигательными отделениями. Первые субмарины «Gato» оснастили старыми дизелями, как у «Tambor». Однако удлинение корпуса улучшило гидродинамику, что дало возможность выиграть в надводном положении пол-узла скорости (21 узел). На подводную лодку также установили более мощные аккумуляторы, что увеличило скорость в подводном положении на четверть узла (до 9 узлов). Дополнительный объем использовался для увеличения запасов топлива и масла до 94000 гал (355829 л). Это обеспечило дальность хода 12 тыс. миль при скорости 10 узлов. По результатам эксплуатации субмарин класса «Tambor» внутренняя арматура была усилена, увеличив на 15 м предельную глубину погружения (до 91,5 метров). Расчетная глубина раздавливания не изменилась - 152 м. Предельная глубина погружения равнялась глубине, на которой подлодка может действовать без проблем и протечек, связанных с ростом давления. Во время боевых действий капитаны довольно часто превышали предельную глубину, стремясь избежать глубинных бомб.

Между подводными лодками, выпускавшимися разными верфями, существовали небольшие различия. Наиболее заметным из них была конфигурация дренажных отверстий. Дренажные отверстия на субмаринах, построенных на правительственных верфях, были более многочисленны и заходили дальше на корму и нос, нежели у подлодок, выпущенных Electric Boat. Позднее многие подлодки получали дополнительное оснащение и вооружение, поэтому их внешний вид мог меняться в широких пределах.

Подводные лодки класса «Gato» имели два корпуса. Внутренний прочный корпус был окружен легким наружным корпусом, внутри которого размещались топливные баки, дифферентные цистерны и балластные цистерны. Центральная часть прочного корпуса - цилиндрическая конструкция из стали 14,3 мм. Прочный корпус к носу и корме конически сужался, а к корпусу сверху крепился цилиндр боевой рубки. Прочный корпуса имел максимальный диаметр 16 футов (4,9 метров).

К внешнему корпусу сверху палубы и крепилась надстройка. Формой наружного корпуса обеспечивалась высокая скорость надводного хода. На носу находились кабестан и якорь, цистерна плавучести и передние рули глубины. Конструкция палубы перед мостиком и позади него была усилена. Здесь устанавливались две пушки калибра 76,2 мм (длина ствола 50 калибров), но на практике оставляли одну пушку или обе демонтировали.

Под палубой скапливался воздух, что замедляло погружение субмарины. Для устранения этого недостатка в палубе проделывали дренажные отверстия. Сверху боевую рубку закрывало ограждение мостика. Палуба за рубкой получила прозвище «сигаретной», поскольку именно туда выходили матросы покурить. Здесь же устанавливался зенитный пулемет: Browning калибра 12,7 или 7,62 мм. При погружении пулемет убирался внутрь подлодки.

Прочный корпус подводной лодки класса «Gato» внутри разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков.

Носовой торпедный отсек

Носовой торпедный отсек служил для размещения шести торпедных труб (4 - выше уровня палубы, 2 - под палубой). Отправляясь в боевой поход, лодка несла по одной торпеде в каждой трубе. К 4 верхним торпедным аппаратам имелось по 2 запасных торпеды, к подпалубным аппаратам - только по одной. Всего к носовым трубам имелось 16 торпед. Из переднего торпедного отсека наружу выдвигался и вращался сонар, а также гидродинамический лаг. Кроме этого, в носовом торпедном отсеке имелось 14 спальных мест.

В отсеке было установлено следующее оборудование: гидронасос; механизм управления носовыми рулями глубины; гидродвигатель для управления рулями; воздухопровод для вентиляции и продувания торпедных аппаратов; баллоны со сжатым воздухом для запуска торпед; клапанная коробка продувки; коллектор и клапаны нормальных топливных цистерн №№ 1 и 2; коллектор и клапаны санитарной цистерны №1; коллектор и клапаны цистерн с пресной водой №№ 1 и 2; механизмы управления клапаном продувки балластной носовой цистерны и управления продувкой цистерны главного балласта.

Носовой батарейный отсек

Носовой батарейный отсек располагался между шпангоутами 35 и 47. От носового торпедного отсека он отделялся герметичной переборкой. Подлодка несла 252 аккумуляторные батареи (6 рядов по 21), половина из которых находилась под палубой носового батарейного отсека. Возникавший при работе аккумуляторов водород удалялся специальной вентиляционной системой. Палуба отсека служила для размещения помещений для офицерского состава: буфетная; кают-компания; 3 жилые офицерские каюты. Одна из кают предназначалась для 3 младших офицеров. Во второй каюте жили первый лейтенант и старший помощник капитана. У капитана подводной лодки имелась отдельная каюта, он был единственным человеком на субмарине, у которого было отдельное помещение. В четвертой каюте размещалось 5 старших унтер-офицеров. Экипаж лодки в некоторых случаях мог насчитывать до 10 офицеров, в офицерских каютах было довольно тесно. Унтер-офицерская каюта служила для хранения и ведения корабельного журнала.

В отсеке размещалось следующее оборудование: переборочные захлопки; вытяжные и нагнетающие вентиляционные магистрали; компрессоры вентиляции аккумуляторных батарей; механизм управления вентилем цистерны балласта 2А-2В; внешние и внутренние штуцеры аварийной подачи воздуха.

Пост управления

В центральной части подлодки между шпангоутами 47 и 58 размещался пост управления. Отсюда управляли курсом, скоростью и глубиной погружения подводной лодки. Пульт управления рулями, люк в насосное отделение, главный гироскоп, а также шахты радиолокационной мачты и перископов находились в диаметральной плоскости отсека. На подволоке смонтировали магистрали системы вентиляции, штуцеры внешней аварийной подачи воздуха, люк в боевую рубку и переборочные захлопки.

По правому борту на палубе отсека были установлены клапанная коробка системы воздуха высокого давления, электрические распределительные щитки, 225-фунтовый воздушный коллектор, коллекторы продувки 10- и 600-фунтовых цистерн главного балласта, а также распределительный щит силовой сети вспомогательных механизмов.

По левому борту размещались сигнальный эжектор, оружейная группа, клапанная коробка гидросистемы, клапан вентиляции цистерны быстрого погружения, боевой пост всплытия и погружения и управление кормовыми горизонтальными рулями, аварийные вентиляционные захлопки и клапанная коробка дифферентовочной магистрали. Здесь же размещалась панель индикаторов отверстий прочного корпуса, в шутку прозванная «рождественской елкой». Данное прозвище было дано потому, что каждый люк в прочном корпусе имел два огня: красный и зеленый. Красный сигнал означал открытие люка, зеленый - закрытие. Отсюда появилось сленговое выражение green board («зеленая панель»), означавшая, что все люки задраены, и субмарина может погружаться.

Под палубой поста управления располагалось насосное отделение, служащее для размещения ручного и гидравлического механизмов управления отрицательной плавучестью, компрессоров воздуха высокого давления, компрессора низкого давления, трюмного насоса, насоса дифферентной системы, вакуум-насоса, гидравлического аккумулятора, машины системы кондиционирования, холодильника и кладовой.

В кормовой части поста управления находилась радиорубка, в которой были установлены радиостанция, шифровальная машина CSP-888 (скорость работы 45-50 слов в мин.), индикатор радиопеленгатора.

Боевая рубка

Особый, довольно тесный отсек, расположенный за пределами обводов корпуса над постом управления, цилиндрической формы, оснащенный собственной системой вентиляции и кондиционирования. В ней располагались приборы управления стрельбой, навигационное оборудование, гидроакустическое оборудование, перископы, гирокомпас, пульт управления рулями, различные индикаторы и датчики давления. Боевая рубка соединялась с постом управления через нижний рубочный люк.

Здесь размещалось оба перископа. Первые субмарины класса «Gato» оснащались перископом «тип 2» или «тип 3». Перископ «тип 2» также назывался боевым или игольчатым, он был малозаметен, имея минимально возможный диаметр. «Тип 3» обеспечивал большее поле зрения, но был толще. Начиная с 1944 г. на подлодки начали ставить перископы «тип 4» или вместо перископа «тип 3» ночной перископ. Перископ «тип 4» был короче и толще, поэтому имел большую светосилу. На перископе стоял радар-дальномер ST, который помогал осуществлять ночные подводные атаки. По левому борту на задней переборке размещался калькулятор курса торпед (TDC, Torpedo Data Computer). Рядом находились дисплеи сонара и радаров, а также запасные органы управления субмариной. Во время подводной атаки в боевом отделении становилось тесно, поскольку здесь размещались боевые места капитана, первого помощника, одного или двух операторов сонара и радара, одного или двух операторов TDC и телефонист.

Кормовой батарейный отсек

Под палубой кормового батарейного отсека между 58 и 77 шпангоутами находились остальные 126 аккумуляторных батарей, а также трубопроводы и компрессор системы вентиляции. На палубе размещались камбуз, главный буфет, морозилка и холодильник. Здесь же стояла корабельная аптечка и была оборудована столовая матросов. Кроме того, здесь находились 36 спальных мест и шкафчики для личных вещей экипажа. Здесь же были двухместная матросская душевая и посудомоечная машина. Кормовой батарейный отсек был самый вместительный на субмарине.

Носовое машинное отделение

Размещалось между 77 и 88 шпангоутами. В нем размещались дизели №№ 1 и 2, которые вращали валы электрогенераторов. Кроме этого, здесь устанавливались масляные и топливные насосы, штуцеры аварийной подачи воздуха, переборочные захлопки, клапан общекорабельной системы вентиляции, нагнетатели воздуха, сепаратор жидкого топлива и откачивающие компрессоры.

Кормовое машинное отделение

За носовым машинным отделением между 88 и 99 шпангоутами располагалось кормовое машинное отделение. Оборудование данного отсека от предыдущего отличалось входным люком в подволоке. Под палубой отсека устанавливался вспомогательный дизель-генератор (мощность 300 кВт), который снабжал электроэнергией зарядные устройства аккумуляторных батарей и вспомогательные механизмы.

В зависимости от производителя подводные лодки оборудовались дизельными двигателями фирм Fairbanks-Morse или General Motors. Fairbanks-Morse 38D81/8 (мощность 1600 л.с.) - 10-цилиндровый, двухтактный, с оппозитным расположением цилиндров. General Motors 16-278А (мощность 1600 л.с.) - 16-цилиндровый, двухтактный, с V-образным расположением цилиндров. Воздух для двигателя подавался компрессором.

Топливный насос (производительность 37,9 л/мин) работал от электродвигателя постоянного тока (мощность при 1150 об/мин 0,736 кВт). Система охлаждения работала на пресной воде, охлаждаемой перед повторным использованием забортной водой. Двигатели запускались от 200-атмосферной воздушной магистрали.

Каждый дизель был соединен с валом генератора (мощность 1100 кВт). При частоте 750 об/мин генератор вырабатывал ток напряжением 415 В. Генераторы постоянного тока имели воздушное охлаждение и параллельное возбуждение. Во время плавания они приводили в действие электродвигатели или заряжали аккумуляторы.

Рулевой/моторный отсек

Размещался между шпангоутом 99 и 107. При этом на палубе размещался пост управления силовой установкой, пульт дистанционного выключения двигателей, вспомогательный распределительный электрощит и токарный станок. Под палубой отсека устанавливалось четыре гребных электродвигателя (мощность каждого при 1300 об/мин 1000 кВт), попарно вращавших гребные валы: на правом борту - правого вращения, на левом борту - левого.

Электродвигатели №№ 1 и 3 через понижающие редукторы (снижали частоту вращения до 280 об/мин), приводили во вращение гребной вал по правому борту, а электродвигатели №№ 2 и 4 - по левому. Кроме этого, под палубой были установлены масляные и циркуляционные насосы.

На подводных лодках поздних выпусков редукторы не устанавливались, поскольку монтировались двухякорные электродвигатели, которые могли менять мощность при частоте вращения 67..282 об/мин в пределах 15 - 2000 кВт.

Кормовой торпедный отсек

В кормовом торпедном отсеке, находящимися между шпангоутами 107 и 125, имелось четыре торпедные трубы (перед походом заряжались торпедами) и четыре запасные торпеды. Также здесь находились инструментальный ящик боцмана и пятнадцать спальных мест. Хотя на субмарине было 70 спальных мест (формально на каждого матроса по одному месту) экипаж лодок на практике был больше, в связи с чем матросы спали в две смены, точнее три матроса спали по очереди на двух постелях. Численность экипажа к концу войны обычно превышала 80 человек. Некоторые постели в торпедных отсеках опускались лишь после того как торпедные аппараты перезаряжались. К концу войны значительно убавилось количество целей в море, подлодки могли возвратиться из похода, так и не сделав ни единого выстрела.

Кроме торпед, подводные лодки класса «Gato» несли и другие виды вооружения. Например, на «сигаретной» палубе устанавливался 7,62- или 12,7-миллиметровый зенитный пулемет Browning. Во время погружения пулемет убирался внутрь лодки.

Пулемет «Browning» калибра 7,62 мм стал первым зенитным , которое устанавливалось на подлодки класса «Gato». Первоначально использовался пулемет со стволом, имеющим водяное охлаждение, однако появился вариант с воздушным охлаждением. Как правило, подлодка оснащалась несколькими пулеметами, устанавливаемыми по периметру рубки на станки. Крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет «Браунинг» популярности не получил. Хотя он и имел большую эффективность при ведении огня по воздушным целям, он имел большие размеры и массу, что затрудняло уборку пулемета при экстренном погружении.

Заменить зенитный пулемет должна была 20-мм пушка «Oerlikon» (длина 70 калибров) швейцарского производства. В Соединенных Штатах ее выпускали по лицензии. Многие подводные лодки после начала войны получили по одной такой пушке. Одноствольные пушки в дальнейшем заменили на спаренные.

Шведская 40-мм пушка «Bofors» (длина 60 калибров) на американском флоте была принята на вооружение вскоре после того, как выяснилось, что американская зенитная пушка калибра 28 мм малоэффективна против современных самолетов. В 1944 году на подлодки класса «Gato» начали ставить по одной пушке «Bofors». Пушка себя отлично зарекомендовала, и ее начали устанавливать на все подводные лодки еще до конца 1944 г.

Перед и позади мостиком палуба имела усиленную конструкцию для монтажа пушек. Артиллерийское вооружение подводных лодок «Gato» отличалось разнообразием. Места и тип расположения орудий зависели от пожеланий командира лодки и времени ее ввода в строй.

У подлодок класса «Gato» перед и позади рубки на палубе имелись усиленные площадки, которые предназначались для установки пушек. Лишь некоторые подлодки несли сразу пару пушек. На субмаринах могли устанавливаться следующие орудия:

76,2-мм пушка с длиной ствола 50 калибров являлась стандартной палубной пушкой американских подводных лодок времен Второй мировой войны. Выпускалось множество модификаций, имеющих разные обозначения. Между собой модификации различались главным образом типом нарезки. Хотя пушка в эксплуатации была проста, в ней использовались слишком легкие снаряды (5,9 кг - 13 фунтов), чтобы быть эффективной даже в противостоянии с небольшими кораблями. Боевой опыт заставил оснастить подлодки артсистемой большей мощности.

Первоначально 102-мм пушки с длиной ствола 50 калибров устанавливалась на нескольких подлодках класса S. В дальнейшем они устанавливались и на субмаринах класса «Gato». Для 102-мм пушки уже использовались 15-кг снаряды. Главным недостатком орудия была высокая начальная скорость снаряда составлявшая 884 м/с, поэтому снаряд часто пробивал легкие цели навылет, не причиняя серьезных повреждений.

Ствол 127-мм пушки (длина ствола 25 калибров) изготавливался из нержавеющей стали, в связи с чем пушке не требовалась заглушка на дульном срезе. Это упрощало перевод орудия из походного положения в боевое. Пушка стреляла 24,4-кг фугасными снарядами (масса фугасного заряда - 2,55 кг). Начальная скорость составляла 808 метров в секунду. Данное орудие считали идеально соответствующим требованиям, которые предъявлялись к палубной артиллерии подлодок.

Между субмаринами, произведенными различными верфями, существовало большое количество визуальных отличий. Наиболее заметными были расположение, число и конфигурация шпигатов. Некоторые подлодки оснащались дополнительными оборудованием и вооружением. Именно поэтому историки флота утверждают, что найти две абсолютно одинаковые подлодки типа «Gato» невозможно.

Модернизация подводных лодок типа Gato продолжалась до конца Второй мировой войны, при этом работа касалась не только вооружения и конструкции, но и оборудования.

Например, постоянно модернизировалось гидроакустическое оборудование. На первых сериях подлодок устанавливали гидролокаторы WCA с гидрофоном JT, работавшем в диапазоне 110 Гц - 15 кГц. Его дальность действия составляла 3429 метров. Он давал возможность определить дальность до цели и пеленг, а если цель - подлодка, то определялась и глубина погружения. В 1945 г. на вооружение был принят более совершенный гидролокатор WFA.

Все 73 подлодки класса «Gato» принимали участие в боях. Из 10 наиболее успешных американских подводных лодок (по величине потопленного тоннажа) 8 относятся к данному классу. Погибло 19 лодок. Одна из них (SS-248 «Dorado») была потоплена американским самолетом по пути к Панамскому каналу в Карибском море, 18 были потеряны в результате противодействия противника в Тихом океане.

Среди подводных лодок типа «Gato» наиболее известными в годы войны стали «Flasher» SS-249 (лидер по потопленному тоннажу, 100231 брт), «Barb» SS-220, «Growler» SS-215, «Silversides» SS-236, «Trigger» SS-237, и «Wahoo» SS-238.

Капитан SS-215 «Growler» Говард В. Гилмор стал первым подводником, награжденным Медалью Почета. Гилмор 7 февраля 1943 г., будучи на мостике, был ранен с японского транспорта «Hayasaki». Капитаном был отдан приказ на немедленное погружение, хотя сам Гилмор не успел добраться вовремя до люка.

SS-227 «Darter» - единственная американская субмарина, затонувшая в результате удара о дно.

SS-238 «Wahoo» под командованием Дадли «Маш» Мортона стала первой из американских подводных лодок, которая проникла в Японское море. В 1943 году она была потоплена во время возвращения из второго похода в тот район.

SS-245 «Cobia» была потоплена японскими транспортами, которые шли с танковыми частями на Иводзиму в качестве подкрепления.

SS-257 «Harder» под командованием Samuel D. Dealey - единственная подлодка, потопившая за свою карьеру пять эскортных кораблей. Четыре из них были потоплены за один поход.

SS-261 «Mingo» после войны была продана в Японию и служила под именем «Kuroshio».

SS-244 «Cavalla» потопила авианосец Shōkaku, который принимал участие в атаке на Перл-Харбор.

Некоторые подводные лодки класса «Gato» сохранились в качестве памятников: в Seawolf Park установлена USS Cavalla (SS-244), в морском музее в Висконсине - USS Cobia (SS-245), в музее Battleship Memorial Park - USS Drum (SS-228).

Технические характеристики:
Длина - 95 м.
Ширина - 8,3 м.
Надводное водоизмещение - 1526 т.
Подводное водоизмещение - 2410 т.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Надводная скорость - 20 узлов.
Подводная скорость - 8 узлов.
Силовая установка:
4 дизеля мощностью по 1400 л.с.
4 электромотора мощностью по 1370 л.с.
2 аккумуляторные батареи по 126 элементов в каждой.
Автономность плавания - 75 суток.
Экипаж - 60/85 человек.
Вооружение:
Артиллерия - палубное орудие калибра 76 мм.
Торпедное вооружение - 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм, 24 торпеды.
Противовоздушное вооружение - 2 пулемета калибра 12,7 мм или 7,62 мм.





















































Подготовлено по материалам:
dic.academic.ru
wunderwafe.ru
anrai.ru

Водолазы Русского географического общества и Минобороны России впервые изучили потопленную около острова Матуа американскую подводную лодку Herring. Субмарина SS-233 была уничтожена японской береговой артиллерией в 1944 году. Точные координаты подлодки переданы американской стороне, чтобы место ее гибели на картах было обозначено как братское захоронение.

Журналисты телеканала "Звезда" сняли исследовательские работы на видео.

Научно-поисковые работы начались в августе в районе мыса Юрлова, где на глубине 110 метров покоится (в переводе с английского языка - сельдь) и 83 члена ее команды. В экспедиции было задействовано спасательное судно "Игорь Белоусов", а также телеуправляемый поисково-спасательный аппарат "Пантера Плюс" и необитаемый подводный робот-разведчик Tiger. С их помощью водолазы детально исследовали затонувшую субмарину.

Подлодка лежит на дне практически ровно. За 73 года под водой лодка поросла плотным слоем ракушечника. Однако на видео можно различить рубку, палубные орудия и другие элементы корпуса.

"Подводная лодка была достаточно большой для своего времени, ее длина составляет порядка 95 метров. Находится в очень хорошем состоянии, отчетливо видны пробоины от снарядов, лодка практически не разрушена, сохранились даже рули, винты, сохранилась рубочная надстройка", - рассказывает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.

Ширина подлодки, относящейся к типу Gato, чуть больше восьми метров. На субмарине находилось 24 торпеды. В мае 1944 года американская подлодка, которой командовал лейтенант Дэвид Забриске, сообщила о торпедировании в районе Курильских островов двух японских судов - "Ишигаки" и "Хокуйо Мару". Затем субмарина атаковала и потопила еще два торговых судна - "Хибири Мару" и "Иваки Мару" в гавани, образованной проливом между берегом Матуа и располагающимся вблизи него небольшим островком Топорковый. При отходе по узкому мелководному фарватеру лодка, находившаяся в надводном положении, не могла маневрировать и была обстреляна японской береговой артиллерией. После нескольких попаданий снарядов она практически сразу затонула.

Справка "РГ"

Остров Матуа находится в центральной части Курильской гряды. Простирается на 11 километров в длину и 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки - пика Сарычева (вулкан Фуё) составляет 1485 метров. Накануне Второй мировой войны японцы превратили остров Матуа в мощнейшую крепость с подземными дотами. Здесь располагался крупный аэродром, с которого авиация японцев могла контролировать весь северо-запад Тихого океана. Защищали остров-крепость части 42-й пехотной дивизии японской армии и третьей морской бригады, которые капитулировали перед советским десантом 26 и 27 августа 1945 года.

Последнее обновление: 23.08.2017 в 17:01

Водолазы Тихоокеанского флота и исследователи Русского географического общества готовятся к исследованию подводной лодки времен Второй мировой войны, затонувшей в районе острова Матуа. По мнению экспертов, объектом изучения является американская субмарина Herring (SS-233), которую японская береговая артиллерия потопила в 1944 году.

В исследовательской операции активно применяется нормобарический скафандр АС-55 и уже проведено несколько глубоководных погружений с целью детального обследования подводного объекта.

Как сообщает пресс-служба Минобороны России, научно-поисковые работы пройдут в районе мыса Юрлова на глубине 110 метров. В них будут задействовано спасательное судно «Игорь Белоусов», а также телеуправляемый поисково-спасательный аппарат «Пантера Плюс» и необитаемый подводный робот-разведчик Tiger.

«В исследовательской операции активно применяется нормобарический скафандр АС-55. Уже проведено несколько глубоководных погружений с целью детального обследования подводного объекта», — говорится в официальном сообщении пресс-службы Минобороны.

Напомним, что подлодка была обнаружена 25 июня во время подводного обследования побережья около острова Матуа, где во время Второй мировой находилась крупная военная база Японии.

«Исследования архивов позволяют предположить, что это американская подводная лодка Herring, потопленная японской береговой артиллерией», — цитируют РИА Новости секретаря научного совета Российского военно-исторического общества Александра Кирилина.

В мае 1944 года американская подлодка сообщила о торпедировании в районе Курильских островов двух японских судов — «Ишигаки» и «Хокуйо Мару». Затем субмарина атаковала и потопила еще два торговых судна — «Хибири Мару» и «Иваки Мару» в гавани, образованной проливом между берегом Матуа и располагающимся вблизи него небольшим островком Топорковый. При отходе по узкому мелководному фарватеру лодка, находившаяся в надводном положении, не могла маневрировать и была обстреляна японской береговой артиллерией. А выйдя из пролива она затонула после полученных повреждений на глубине 330 футов, что соответствует указанной российскими специалистами глубине в 104 метра. Вместе с лодкой погиб весь экипаж — 83 человека.

Справочная информация

Остров Матуа относительно небольшой — 11 километров в длину и 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки — пика Сарычева (вулкан Фуё) составляет 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды. Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа — кстати, на японском языке остров звучит как Мацуа-то — в мощнейшую крепость с подземными дотами.

Здесь располагался крупный аэродром, с которого авиация японцев могла контролировать весь северо-запад Тихого океана. На острове-крепости располагались части 42-й пехотной дивизии японской армии и третьей морской бригады. Они капитулировали перед советским десантом 26 и 27 августа 1945 года.

Подводные лодки… Пожалуй, нет более таинственного и грозного вида оружия, созданного человеком. Начиная с первого их появления, первых боестолкновений с их участием, они внушали ужас и приводили в трепет сначала моряков, а с постановкой на субмарины ракетного оружия – и обычных обывателей, жителей крупных городов. Пенная дорожка перископа вызывала и вызывает оторопь у большинства, кто видел её в реальности. Всю свою историю действия субмарин и их экипажей были окутаны полумистическим ореолом тайны и романтики. Зачастую – вполне заслуженно, ведь сам принцип оперативно-тактического применения этого вида вооружений в основе своей подразумевает СКРЫТНОСТЬ.
Тема – неизмеримо огромна! Одно упоминание о возможности появления вражеских субмарин могла склонить чашу весов в пользу более слабого (Русско-японская война 1904 г – тому подтверждение). Действия германских подводников в Первую Мировую, действие «небритых мальчиков адмирала Денница» – во Вторую до такой степени обросли легендами, что зачастую невозможно отличить, что правда, а что – вымысел и фантастика.

Однако, исходя из собственного личного опыта, берусь утверждать, что РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕГДА ОПЕРЕЖАЕТ ВЫМЫСЕЛ. Какой бы фантастической и невероятной она не казалась. Как пример, вспомните известную с детства книгу « 20 000 лье под водой» Ж.Верна. Гениальный и таинственный Капитан Немо на своём подводном чудо-электроходе «Наутилус» таранит вражьи корабли и проч и проч! А в это же время реальный подводный электроход «Нарвал» (кстати, тоже французский!) уже имеет на вооружении торпеды – «самодвижущиеся мины Уайтхеда». И – перископ.

В самом начале нашего 21-го века американские дайверы обнаружили на дне гавани Перл Харбор две японские субмарины, затонувшие во время атаки японской авиации на корабли флота США. Одна из субмарин перевозила самолеты, а вторая была небольшого размера, и должна развивать высокую скорость.

Известно, что с начала 30-х годов в Японии уделялось очень серьезное внимание созданию скоростных так называемых карликовых подводных лодок. Первые две опытные лодки с экипажем из двух человек, оснащенные электрической установкой, позволяющей развивать под водой скорость 24 уз, появились в 1934 г. Их предполагалось доставлять в район боя эскадры (в количестве 12 единиц) на борту специально оборудованного для этой цели авианосца «Шитозе» и спускать на воду в течение 17 мин. После успешных испытаний лодок в глубочайшей тайне Япония приступила с 1936 г. к серийному строительству скоростных карликовых подводных лодок, в целях секретности названных "корабль-цель типа А" . Несколько из них были доставлены на больших подводных лодках в район военно-морской базы США Пирл-Харбор перед внезапным нападением на нее Японии в декабре 1941 г.

Из-за недостаточного радиуса действия этих лодок уже в ходе второй мировой войны в Японии были созданы новые карликовые подводные лодки типа Корю , строительство которых осуществлялось в 1944 – 1945 гг. Первые из них имели подводную скорость 24 уз, которую по мере роста водоизмещения модифицированных лодок пришлось снизить до 19, а позже – до 16 уз. Одновременно с лодками типа Корю в Японии строились подводные лодки еще меньшего водоизмещения типа Кайриу , внешним видом напоминавшие торпеду с небольшой рубкой и побортно расположенными в ее районе стабилизаторами, в которые для управления лодкой по глубине были встроены рули. Обращает на себя внимание возможность одноразового использования лодок типа Кайриу при размещении в носовом отсеке взрывчатки. Лодка этого типа стала переходной от карликовой подводной лодки к пресловутой человеко-торпеде (Кайтен) . Быстроходные лодки типа Кайтен строились большой серией. Вооружение – 550 кг взрывчатки в носовом отсеке. Водоизмещение около 8 т, длина 15 м, диаметр корпуса 1 м. Лодка могла пройти со скоростью 30 уз – 13 миль, 20 уз –24 мили и 12 уз – 42 мили. К месту боевого использования Кайтены доставляли специально оборудованные для этой цели надводные корабли и подводные лодки. После вывода лодки на цель водитель фиксировал рули управления и покидал ее через специальный люк в нижней части кабины. Однако впоследствии от подобного использования Кайтенов руководство ВМС Японии отказалось, превратив водителя в смертника, после чего лодки стали называть человеко-торпедами. Очевидно, такое варварское отношение к жизни моряков было запланировано еще на стадии создания Кайтенов , подтверждением чему является само название, в переводе с японского означающее – дорога в небо. Всего Япония построила около 700 человеко-торпед. Официально считается, что их использование являлось жестом отчаяния и не смогло спасти Страну восходящего солнца от сокрушительного разгрома. Но так ли это и для того ли эти лодки строились?

…В конце прошлого года очередная экспедиция под руководством Евгения Верещаги обнаружила в подземном ангаре одного из островов Курильской Гряды

довольно хорошо сохранившуюся подводную лодку Императорского Флота Японии.

Подводный тоннель, ведущий в убежище, а точнее – один из этих тоннелей, был взорван японцами, однако ребятам удалось найти способы «разгрести» завал и вытащить лодку на поверхность.

А теперь – широко известная иллюстрация из работы Шапиро:




Подводная лодка типа Кайриу

Необходимо отметить, что вообще все экспедиции «Бел.Кам,Тур»а под реководством Е.М.Верещаги имели под собой достаточно конкретную цель. Впрочем, предоставим слово самому Е.М.В.

«…Ежегодно 1 июня американские ветераны-подводники с почтением поминают бесстрашный, неутомимо-атакующий "Херринг", крайнее такое поминовение состоялось в этом году 4 июня. Но почему-то никто и никогда не пытался точно установить место гибели героической пятизвездной (!) лодки, а то и поднять ее. Тем более что на ней служили и погибли многие отпрыски заслуженных моряков США: баронские, графские и княжеские титулы "младший" в экипаже официально носили 8 человек и один имел дополнительную приставку к имени "внук", т.е. - третий. В таком равнодушии американских чиновников к судьбе заслуженной лодки имеется своеобразная тайна. Какая?

Когда американский посол США в России Александр Вершбоу находился в Петропавловске-Камчатском и журналист Владимир Ефимов сказал ему в телевизионной беседе о планах экспедиции почтить память лодки "Херринг" специальным знаком и призвал даже поучаствовать американцев в этом, то членораздельного ответа от Вершбоу почему-то не последовало. Зато он был очень удивлен, а то и встревожен (раздосадован?) тем, что мы вообще что-то знаем об этой лодке.

Мы о ней знаем больше, чем они. Мы действительно чтим ее память, ведь она погибла за Курилы! Памятный знак в честь экипажа "Херринг" надежно хранится в каюте нашей яхты "Арктур", а мы, пользуясь хорошей погодой в океане, высыпали на палубу и, держась за леера и всевозможные растяжки, любуемся островами. Да, мы знаем, что американцы не давали здесь жизни японцам в период 1943-45 годов. Мы как раз проплываем мимо тех мест, где 60 и более лет назад происходили активные морские и воздушные баталии между этими странами. Например, точно установлены координаты, а кое-где у берегов Парамушира еще видны останки японских транспортов, потопленных американскими подводниками. Немногим южнее устья самой большой реки этого острова - Тухарки, возле Соловьиных скал лежат обломки японского транспорта, подбитого лодкой SS-136 (S-31). Другой транспорт лежит за мысом Крузенштерна, и т.д. На дне Тихого океана покоятся и обломки американских лодок и самолетов. Например, в июле 1942 года где-то здесь безвозвратно пропала лодка "Grunion", а 7 октября 1943 года у берегов Парамушира японский эсминец "Ishigaki" потопил любимицу американского подводного флота базы Пёрл-Харбор лодку S-44 (SS-155).

Похоже, американцы устроили мстительную охоту на "Ishigaki", и 31 мая 1944 года его все-таки выследила и потопила знаменитая американская субмарина SS-223 "Херринг". Именно экипажу этой героической лодки мы и будем устанавливать памятный знак на острове Матуа, в 2 км. от которого лодка лежит на дне. Вообще-то на истории этой американской лодки стоило бы остановиться подробнее, ведь мы так мало знаем о союзнических действиях в Тихом океане. Субмарина "Херринг" сошла со стапелей Портсмутской верфи 15 января 1942 года и принадлежит к классу "Gato" - новейшему в то время классу американских лодок серии SS. До ноября 1943 года она несла службу в Атлантике, где успешно топила "мелких" немцев, после чего была переведена на Тихий океан. И здесь лодка не стала последней. К моменту гибели на ее счету числятся японские корабли "Hakozaki Maru", "Nagoja Maru", фрегат-эсминец "Ishigaki", транспорты "Hokujo Maru", "Iwaki Maru", "Hiburi Maru", а также героическое нападение на японский конвой 190 nm S Сидзуоки в Токийском заливе, где "Херринг" почти сутки преследовала, а затем и потопила AKV "Nagoja Maru". 16 мая 1944 года "Сельдь" ("Херринг") под командованием лейтенанта Дэвида Забрисски-младшего ушла из Пёрл-Харбора в свой восьмой по счету и, увы, последний, боевой патруль в район Курильских островов. Через пять суток связь с лодкой оборвалась, но у нее оставался радиоконтакт с другой американской лодкой - SS-220 "Зубец" (по-английски - "Barb".

Кстати, эта субмарина 2 июля 1945 г. первой, впервые в мире применила баллистические ракеты с обычными боеголовками для обстрела японцев на Сахалине. Напоследок, чтобы через перископ удовлетвориться эффектом, подлодка ударом ракеты потопила японский сторожевой корабль №112. В дальнейшем предполагались атомные боеголовки. Эта история пока не имеет широкого информационного распространения )"Зубец" и "Сельдь" совместно работали в Курильских водах, и "Зубец" стал свидетелем потопления "Сельдью" японского фрегата "Ishigaki", а затем нескольких транспортов возле острова Матуа. Причем, фрегат был взорван "Сельдью" всего одной торпедой. Это произошло 31 мая, а 1 июня связь с "Сельдью" потеряла и "Зубец". Позже по японским источникам выяснилось, что "Сельдь" (станем снова называть ее "Херринг", ведь она - скорбь и гордость американцев) не удовлетворилась победой и снова пошла в неустрашимую атаку практически с разряженными батареями, в результате которой потопила еще два японских транспорта, стоящих возле мыса Таган на острове Матуа. Но так как лодка из-за густого тумана, чтобы лучше видеть цель, атаковала транспорты в надводном положении, ее тут же накрыла огнем японская береговая батарея. Лодка затонула в 2 км. от берега. Экипаж погиб, он состоял из 83 человек. Американцы считают "Херринг" одной из успешных лодок Второй мировой войны. За полтора года боевой жизни ею потоплены суда общим водоизмещением 20 тысяч тонн, в том числе японских - 13,2 тысячи тонн, остальные - немецкие (в Атлантике).»

Итак, американская лодка ещё до конца Второй Мировой Войны использовала ракетное оружие. И это – установленный исторический факт.

Но, зная о том, что наши «потенциальные друзья» НИКОГДА НЕ БЫЛИ ЛИДЕРАМИ (на том историческом отрезке, по крайней мере), ни в разработках ПЛ, ни в разработках ракет подобного уровня, что лидерами в этой научно-технологической гонке безоговорочно выступали немцы, попробую разобраться, а ПЕРВЫМИ ЛИ применили ракеты американцы?

Цитата:
«…В это время новые субмарины впервые начали оснащать «шноркелями», или «шнорками». Это северонемецкое слово означает «нос». Голландия снабдила свои подлодки воздухозаборниками в конце 1940 года, но они использовали их только для вентиляции. Немецкий же шнорк, поднимаемый и опускаемый под гидравлическим давлением, позволял использовать двигатели внутреннего сгорания под водой и тем разрешил многие серьезные проблемы. Подлодка могла теперь двигаться под водой в течение всего периода, пока подается топливо, и таким образом была своего рода ответом радару.

Новый промежуточный тип, снабженный шноркелем, известен как тип XXI. Он имеет обтекаемый корпус и создавался как настоящая подводная лодка, а не просто «способная к погружению». Его подводная скорость впоследствии выросла до 16 узлов, и корабль мог сохранять эту скорость долгое время. Кроме того, новый тип был оснащен шестью носовыми торпедными аппаратами с 12 торпедами, уложенными позади них. Это устройство позволяло стрелять залпом из шести торпед, перезаряжать, стрелять и перезаряжать снова, выстреливая все 18 торпед в течение 15 минут. Более того, новый тип дальномера позволял этим подлодкам стрелять торпедами с глубины 50 футов, не используя перископ.

Но самую большую угрозу представляли наши акустические торпеды, отличавшиеся от обычных электрических сложным прослушивающим устройством, соединенным с рулевым механизмом. Мы могли стрелять торпедами этого типа, даже не видя объекта и не устанавливая расстояния. Такая торпеда, вылетавшая из аппарата, делала круги, пока подлодка не погружалась на большую глубину, чтобы не оказаться на ее пути. Потом она шла в направлении, с которого шли звуки корабельных винтов, и ударяла в корму, где размещались двигатели и аппараты управления. Прослушивающее устройство было таким чувствительным, что могло уловить даже стоящее судно по звуку его вспомогательных двигателей. В течение только одного месяца 1944 года этими фантастическими торпедами потопили 80 эсминцев и корветов.

Это привело к тому, что, когда мы начали применять эти торпеды, вражеские охотники за подлодками вынуждены были почти прекратить атаки, так как для них это стало просто самоубийством. Позже на кораблях противника устанавливали различные, однако не слишком эффективные контрустройства.

Источник: Хайнц Шаффер. U-BOAT 977. Москва ЦЕНТРПОЛИГРАФ 2002 г. стр. 177-178.


Лодка U -2502 XXI серии, рядом – лодка XXIII серии. 1944-й.

Аквалангисты из дубайского клуба дайверов впервые сняли на видео и окончательно идентифицировали немецкую подводную лодку U-2502, потопленную союзниками во Время второй мировой войны в Оманском заливе,. Из 53 человек команды тогда удалось выжить лишь одному. Лодка лежала на глубине 108 метров в 46 километрах от побережья эмирата Фуджейра. U-2502 класса ХХI -XC/40 была спущена на воду в 1944 году. Она входила состав группы “Монсун” (”Gruppe Monsun”), охотившейся за союзными транспортами в Индийском океане, и по некоторым данным, имела на борту ракетное вооружение.

U-2502 была потоплена 16 октября 1944 года пилотом британских ВВС Льюисом Уильямом Чепменом (Lewis William Chapman), который на бомбардировщике Blenheim в тот день осуществлял патрулирование Оманского залива. В 1999 году лодка была поднята, отреставрирована и восстановлена.


На снимке:
U -2502 XXI проекта. Наши дни.


Идея вооружения подводной лодки ракетным оружием – не нова. Она возникла практически одновременно с возникновением и самой ПЛ, как класса. Вспомим проект Шильдера:

В 1942 году по инициативе доктора Штейнхофа, работающего на знаменитом (в наше время) ракетном центре Пенемюнде, проводились опыты по запуску ракет с борта подводной лодки.

Для опытов были выбраны два типа ракет - WGr kal 28 cm Wz40 и WGr kal 21 cm Wz42.

Турбореактивный снаряд WGr kal 28 cm к тому времени широко применялся в Вермахте, хотя его карьера уже катилась к закату. Он состоял из фугасной боевой части калибром 280 мм и ракетного двигателя твердого топлива диаметром примерно 160 мм. Стабилизация снаряда осуществлялась вращением, для чего двигатель имел сопловой блок со скошенными соплами. Стартовый вес снаряда составлял 82 кг, а дальность стрельбы - на воздухе - 2200 м.

Для опытов на палубе подводной лодки установили четыре стандартные пусковые установки под углом в 45° к вертикали, перпендикулярно к продольной оси корабля. Такая ориентация ПУ определялась, по-видимому, опасением повредить обшивку подводной лодки пороховыми газами в момент старта снаряда.

Другим снарядом для «подводной стрельбы» была выбрана только что принятая на вооружение Вермахта фугасная граната WGr kal 21 cm Wz 42. Этот снаряд имел совершенную аэродинамическую форму и был выполнен в одном калибре - 210 мм, вес снаряда составлял 112,6 кг, дальность стрельбы (на воздухе) - 7850 м. Стабилизация снаряда также осуществлялась вращением. Шесть стандартных пусковых установок в виде труб устанавливались на палубе ПЛ, аналогично предыдущему случаю.

Для использования ракет в море они подвергались некоторым доработкам, главная из которых заключалась в герметизации корпуса двигателя, чтобы предотвратить поступление воды к топливному заряду, трудность состояла в том, что двигатель имел много сопел. Например, у WGr kal 21 их было 23, и загерметизировать их нужно было так, чтобы с одной стороны - не допустить поступление воды, особенно под давлением на глубине, а с другой стороны - герметик в момент старта должен был одновременно исчезнуть из всех сопел, чтобы не допустить скачка давления в камере сгорания и не создавать ассиметричную тягу, которая снижает точность стрельбы.



Возможные схемы применения реактивных снарядов (PC) с подводных лодок


Монтаж пусковых установок для 28-см ракет на палубе подводной лодки
В случае если бы дело дошло до боевого применения, пришлось бы дорабатывать взрыватели. Пуски ракет из-под воды носили чисто исследовательский характер и должны были продемонстрировать саму возможность запуска реактивных снарядов в водной среде. В результате проведенных пусков с глубин от 2 до 15 метров было установлено что:
1. Использование ракет из под воды вполне возможно.
2. Дальность полета сильно зависит от глубины, с которой произведен пуск.
3. Необходимо разработать специальный реактивный снаряд для подводной стрельбы,
4. Требовала решения проблема управления стрельбой.

При проведении этих опытов возник вопрос - каким образом наиболее эффективно использовать ракетное оружие с борта подводной лодки? Были рассмотрены следующие предложения:

1. АТАКА НАДВОДНОЙ ЦЕЛИ ИЗ НАДВОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В этом случае ракета, по сравнению с артиллерийским снарядом, имеет только одно преимущество - более мощный боевой заряд. Однако ракеты имели намного худшую точность стрельбы, по сравнению с пушкой. Кроме того, была проблема хранения ракетного боезапаса. Маловероятно, чтобы все ракеты хранились в пусковых установках в постоянной боевой готовности во время всего похода. Ясно, что внутри прочного корпуса подводной лодки пришлось бы оборудовать погреб боезапаса. Но тогда как подавать ракету на палубу через узкие лодочные люки? Ведь вес ракеты был значителен (см. таблицу). Кроме того, - обслуга не могла находиться возле ПУ во время пуска. Это снижало точность стрельбы, ведь пока наводчик будет прятаться в лодку через люк, прицел наверняка собьется. И последнее - из-за яркого факела ракетный пуск демаскирует подводную лодку - особенно ночью.

2. АТАКА БЕРЕГОВОЙ ЦЕЛИ ИЗ НАДВОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Все высказанные выше мысли относятся и к этому случаю. Но кроме этого добавляется еще одна трудность - для решения задачи подводная лодка должна будет подойти близко к берегу - ведь дальность полета реактивного снаряда была небольшой, а это - чистое самоубийство.

3. АТАКА ПОДВОДНОЙ ЦЕЛИ

Эффективность такой стрельбы вызывала большое сомнение. По аналогии - американский реактивный бомбомет «Хеджехог» давал залп из 24 ракет. Вероятность поражения цели при этом была очень небольшой. На подводной лодке вряд ли удалось бы увеличить число ракет в залпе, поэтому такое оружие носило бы чисто психологический характер.

4. АТАКА НАДВОДНОЙ ЦЕЛИ ИЗ-ПОД ВОДЫ

Это предложение было признано наиболее перспективным. Подводная ракета, по сравнению с торпедой, имеет значительно большую скорость хода, поэтому на нее меньше влияют различные возмущения, а у цели не останется времени для проведения маневра уклонения. Все это должно было увеличить шансы поразить цель. Но ракета имела один существенный, по сравнению с торпедой, недостаток. Дело в том, что при торпедной стрельбе командир наводит аппарат только по азимуту, а заданную глубину хода выдерживает установленный на торпеде автомат глубины. Установить на ракете подобный прибор весьма сложно, поэтому при стрельбе придется наводить оружие как по азимуту, так и по углу места.

Применять ракеты предполагалось совместно с торпедами, при этом тактика проведения атаки практически не изменялась. Подводная лодка выходила на цель и атаковала ее торпедами. Затем, уходя от преследования, подныривала под нее. В этот момент возможна повторная атака цели ракетами из пусковых установок, смонтированных вертикально.

Так как боевой заряд у ракеты меньше, чем у торпеды, то подводная лодка не должна пострадать от своего оружия. После прохода под целью, ракетами можно было бы еще раз обстрелять цель или преследующие лодку противолодочные корабли из пусковых установок, направленных в корму.


Для реализации такой схемы боевого применения был предложен реактивный снаряд для подводной стрельбы, обозначенный как «калибр 165 мм». «Калибр 165» имел ряд особенностей, отличающих его от наземных собратьев.

Так топливный заряд имел внутренний канал малого диаметра, что говорит о том, что двигатель имел сравнительно небольшую тягу, при возросшем времени работы. Поэтому подводный снаряд весь путь до цели проходил с работающим двигателем, что естественно, ведь подводная ракета (в отличие от наземных сестер) не могла долго двигаться по инерции-сопротивление воды намного больше, чем у воздуха. Обращает на себя внимание малая степень расширения сопла, что связано с тем, что истечение происходит в воду, давление в которой довольно велико. Для стабилизации использовали гидродинамические поверхности - раскручивать снаряд в воде сочли невыгодным.

Снаряд для подводной стрельбы калибра 165 мм

1 - насадка с радиальными отверстиями для выпуска пороховых газов и формирования газовой каверны; 2-трубка для подачи пороховых газов к насадке; 3 - боевая часть; 4-топливный заряд; 5 - воспламенитель; 6 - колосниковая решетка; 7 - крышка с выводами электровоспламенителя; 8 - сопло; 9 - стабилизатор

Но самым важным изобретением, заложенным в проект, было использование газовой каверны. Часть пороховых газов отбиралась из двигателя и по трубке подавалась в головную часть ракеты, где истекала в воду через несколько радиальных отверстий, выполненных в специальной насадке. В результате образовывался газовый кокон - «газовая каверна», в которой двигался снаряд. Сопротивление воды при этом резко снижалось. После войны газовая каверна была использована в нескольких образцах авиационных торпед и реактивных всплывающих мин.

Других данных о «калибре 165» у меня нет - неизвестно, был ли снаряд построен, проходил ли испытания, и каковы при этом были результаты.

Нет также данных о типах лодок, на которых предполагалось использовать реактивные снаряды. На испытаниях, скорее всего, использовалась лодка серии VII. Так как пусковые установки имеют простую и легкую конструкцию, не было бы существенных трудностей по их установке на большинстве типов германских подводных лодок.

Еще меньше известно о проектах торпед на жидкостно-реактивных двигателях. Так реактивная торпеда по проекту UGRA снабжалась ЖРД, который работал на окислителе - 70% перекиси водорода (запас окислителя - 20,8 кг) и топливе - 50% гидразингидрата +50% спирта + 0,6 г меди на литр (запас горючего 1,18 кг). Данное сочетание было самовоспламеняющимся. Обе жидкости подавались в камеру сгорания с помощью сжатого воздуха, находящегося на борту. Общий вес торпеды составлял 74,6 кг, длина - 2 м, диаметр - 244 мм. Под водой торпеда должна была развивать скорость 30 узлов на дальности 1000 м. Камера сгорания охлаждалась морской водой.

По проекту Lt 1500 реактивная торпеда должна была иметь размеры, сопоставимые с обычными торпедами: общий вес - 1500 кг, длина - 7050 мм, калибр - 553 мм. Силовая установка состояла из ЖРД, камера сгорания которого охлаждалась забортной водой. В качестве окислителя использовался «Ингалин» - 82-83% перекись водорода, запас которой составлял 380 кг. Горючим служил «Декалин» - чистый декагидронафталин, запас которого составлял 46,7 кг. В качестве катализатора для разложения перекиси водорода использовался концентрированный раствор перманганата натрия или кальция (запас - 90 кг).

Все три жидкости (окислитель, топливо и катализатор) с помощью сжатого воздуха подавались в камеру сгорания, где происходило разложение перекиси водорода с выделением кислорода, водяного пара и тепла. В этой смеси "Декалин" мгновенно самовоспламенялся, температура в камере сгорания возрастала, а отработанные газы истекали через сопло, создавая тягу.

По расчетам скорость хода должна были составить 40 узлов на дальности 1830 м. Эти торпеды остались только в проектах или каких-либо лабораторных образцах, которые не получили дальнейшего развития из-за того, что не сулили каких-либо существенных преимуществ по сравнению с обычными торпедами.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Немецкое «Чудо-оружие» - самолет-снаряд Фау-1 и баллистическая ракета Фау-2, по планам фашистской верхушки, должно было переломить ход войны. Однако его характеристики оказались таковы, что оно годилось только для террора против гражданского населения. Точность стрельбы была такова, что попасть можно было только в крупную площадную цель типа города, что и осуществлялось во время обстрела Лондона и некоторых других Британских городов. Однако Американский континент для подобных обстрелов был недосягаем.

Для обстрела Нью-Йорка было предложено установить Фау-1 на подводную лодку, которая переплывет Атлантический океан, подойдет к цели на дистанцию 220 км и запустит снаряд. Этот проект обсуждался в Министерстве авиации Рейха 29 июля 1943 года, однако из-за недоведенности оружия и недостатка подходящих подводных лодок был отложен до лучших времен.

Когда Фау-1 был принят на вооружение и стал использоваться против Англии, к проекту вернулись вновь.

В качестве ракетоносца предполагалось использовать подводные лодки XXI серии. У меня нет данных о технических подробностях немецкого проекта, однако мы можем представить его основные черты по аналогии с американской программой создания подводных лодок - ракетоносцев. Дело в том, что, используя немецкий опыт, а после войны и немецких специалистов, американцы создали копию Фау-1, которая во флоте получила обозначение «Лун» (LTVN-2). Для проведения испытаний были переоборудованы две подводные лодки: «Каск» и «Карбонеро». Позади рубки у них устанавливался цилиндрический контейнер со сферическими крышками. Сразу за контейнером монтировалась пусковая установка ферменной конструкции с постоянным утлом возвышения. Перед стартом лодка всплывала, открывалась крышка контейнера, и ракета на стартовой тележке выкатывалась на пусковую установку. Здесь к ней пристыковывались крылья, и после проведения предстартовой подготовки проводился пуск. Взлет осуществлялся при помощи твердотопливных стартовых ускорителей, которые затем сбрасывались вместе с тележкой. Первое летное испытание было проведено в июне 1948 г.

Однако вернемся к немецкому проекту. По-видимому, он полностью совпадал с американским, хотя некоторые источники говорят о двух ангарах - одном за рубкой и втором перед ней. Американские успехи показали, что технические трудности были вполне преодолимы и, вне всякого сомнения, немцы осуществили бы этот проект, однако эффективность нового оружия вызывала большие сомнения.

Как уже говорилось, Фау-1 имел плохую точность стрельбы - по результатам «наземных» пусков было известно, что только 80% долетевших до цели снарядов попадали в круг диаметром 13 км. Но при использовании снаряда с борта корабля точность должна была еще больше снизиться. Дело в том, что перед стартом необходимо как можно точнее определить координаты подводной лодки. А это не простая задача, ведь у немцев в течение всей войны не было никакой навигационной системы у американского побережья. Подтверждением этого довода служит тот факт, что они не смогли заложить в том районе даже метеостанции (кроме нескольких эпизодов).

Требовалось также повысить надежность самих снарядов и системы их пуска. Ведь по «наземному» опыту известно, что многие Фау-1 взрывались непосредственно на старте или вскоре после отрыва от ПУ. Если бы это произошло на подводной лодке, то она получила бы серьезные повреждения с угрозой ее гибели.

Необходимо было сократить время предстартовой подготовки, которое составляло примерно 30 минут. Понятно, что находиться в надводном положении у вражеского побережья в районе с интенсивным судоходством и сильной противолодочной обороной - занятие весьма опасное.


Эффективность самолетов-снарядов можно было бы повысить путем использования радиокомандной системы управления с телевизионным наблюдением цели или используя инфракрасную головку самонаведения. Тогда их можно было бы использовать против надводных целей. Но в то время немцы только работали над такими системами и до успеха было далеко. Не исключался вариант использования пилота-смертника.

Плавучая пусковая установка для ракеты Фау-2

Радикально повысить эффективность оружия могло бы применение ядерной (или, в меньшей степени, химической) боеголовки. Тогда бы не стояла так остро проблема точности стрельбы. Но у немцев ядерного оружия не было, а применять отравляющие вещества они опасались.

И последний аспект проблемы - экономический. Сколько-нибудь заметно повлиять на население и правительство противника могло только массированное применение самолетов-снарядов, а как его добиться, если одна подводная лодка брала только один снаряд, а перед пуском ей приходилось совершать трансатлантический рейс? В общем - затраты были велики, а толку мало. Этим и объясняется тот факт, что проект в металле воплощен не был, однако многие германские изобретения нашли применение после войны во флотах их бывших противников. Это, прежде всего, касается применения герметичных контейнеров вне корпуса лодки для транспортирования ракеты и использование твердотопливных ускорителей для ее старта.

Для удара по Америке планировалось использовать и другой вариант «чудо-оружия» - баллистическую ракету Фау-2. В 1942-1944 гг. инженер Дикман предложил концепцию запуска Фау-2 с плавучей пусковой установки, которую на буксире доставит к месту старта подводная лодка. Проект получил обозначение «Спасательный жилет».

Контейнер вмещал одну ракету и представлял собой автономный аппарат, размером с небольшую подводную лодку. Да, по сути, это и была подводная лодка, только без силовой установки.

Ракета располагалась в центральной шахте и фиксировалась в четырех направляющих, выполненных в виде балок. В шахте располагались фиксированные и откидные площадки для обслуживания и предстартовой подготовки всех систем ракеты. Непосредственно под двигателем ракеты располагался рассекатель пламени и газоотводные каналы, которые проходили вдоль наружного корпуса контейнера к верхнему люку шахты. Количество газоотводных каналов могло быть от двух до четырех. Под шахтой находилось помещение с контрольно-проверочной аппаратурой и автоматикой пуска. Из этого помещения осуществлялись основные операции предстартовой подготовки и пуска.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ, ПЛАНИРУЕМЫХ К ВООРУЖЕНИЮ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Далее в корме располагался «топливный отсек», основной объем которого занимал бак с окислителем - жидким кислородом. Так как кислород во время рейса испарялся, то бак был выполнен в виде сосуда Дьюара, снабжен теплоизоляцией, а также системами перекачки, дренажа и компенсации объема. Горючее - спирт - во время рейса хранилось непосредственно в баке ракеты, а в контейнере располагался небольшой запас, которым дозаправлялся снаряд, для компенсации испарения и протечек.

Бак с перекисью водорода, со всеми необходимыми системами, также располагался в топливном отсеке.

Контейнер имел две воздушные системы. Одна, предназначенная для дозаправки баллонов ракеты, имела систему осушения и очистки. Другая предназначалась для общекорабельных нужд - привода корабельных механизмов и продувки балластных цистерн. Обе системы могли подпитываться от лодочного компрессора.

Кроме того, контейнер имел ряд систем, характерных для любого корабля: систему вентиляции, осушения, стабилизации глубины, энергопитания, дифферентовки, погружения-всплытия и т. д.

Как видите, это было весьма сложное устройство с водоизмещением, сравнимым с водоизмещением некоторых подводных лодок - 550 т под водой и 355 т над водой. Длина контейнера составляла около 30 м.

Применять контейнер предполагалось следующим образом: подводная лодка типа XXI брала на буксир до трех пусковых установок. После выхода из порта заполнялись балластные цистерны, и контейнер погружался на заданную глубину. В дальнейшем, в течение всего похода, глубина поддерживалась автоматически. После прибытия в район старта балластные цистерны продувались, и контейнер всплывал, а после заполнения кормовых цистерн переводился в вертикальное положение так, чтобы уровень люка оказывался как можно выше над уровнем воды. После этого стартовая команда на надувных плотиках переплывает с подводной лодки к контейнеру, открывает люк и проникает внутрь.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

Тип ракеты

Длина, м

Диаметр фюзеляжа, м

Размах крыла, (стабилизатора), м

Вес взлетный, кг

Заряд ВВ, кг

Вес топлива, кг

Тип двигателя

ПуВРД Argus 014

ПуВРД IJ-15-1

Тяга двигателя, кг

Максимальная скорость, км/ч

Дальность, км

Система управления

инерционная

инерционная с радиокоррек.

инерционная

Точность стрельбы

На дальности, км

Подводная лодка «Каск», вооруженная самолетом-снарядом LTV-N-2 Loon. Виден контейнер для хранения снаряда и пусковая рампа. Немецкий проект вооружения лодок XXI серии снарядами V-1 имел, по-видимому, такую же схему

Время предстартовой подготовки оценивается в 4-6 часов, что несколько больше, чем при «наземных» пусках, и объясняется более сложной, морской спецификой. После предстартовой подготовки и прицеливания ракеты стартовая команда возвращается на лодку и производит пуск. После взлета ракеты люк контейнера закрывается, балластные цистерны заполняются водой, и контейнер готов к обратной буксировке на базу.

Все технические проблемы, о которых говорилось при описании Фау-1 (особенно в части определения места старта, надежности ракеты и малой эффективности в связи с отсутствием ядерного заряда), относятся и к Фау-2.

Но в этом случае возникла еще одна. Дело в том, что прицеливание по азимуту осуществлялось путем разворота всей ракеты, а такая наводка могла сбиться из за морских течений и ветра, пока стартовая команда будет покидать контейнер. В связи с этим пришлось бы дорабатывать систему управления «морской» ракеты или устанавливать на контейнере специальную систему для стабилизации азимута.

В конце 1944 года на судоверфи Шихау в городе Эльблонг началось строительство одного такого контейнера, но закончить его не успели, и он достался наступающим советским войскам. Дальнейшая судьба этого изделия мне не известна. В принципе этот проект был осуществим, но он был весьма сложен и дорог. Подтверждением этого служит тот факт, что после войны такой способ запуска ракет развития не получил.

Немцы, в том числе и инженер Дикман, разрабатывали и другие способы применения Фау-2 на флоте. По одному из них контейнер с ракетой нужно было установить на палубе подводной лодки в горизонтальном положении. Перед пуском контейнер поднимался, а после взлета ракеты лодка могла его сбросить и заняться своей основной задачей - борьбой с вражеским судоходством. Этот вариант был отвергнут из-за дороговизны - контейнер имел большие размеры, сопоставимые с размерами подводной лодки XXIII серии.

Велись и поисковые работы по запуску ракет из-под воды, но Германия проигрывала войну, и эти ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, что эти проекты так и остались только на бумаге. Но вот что крайне любопытно: сразу после Второй Мировой и у американцев, и у нас появились трофейные лодки ХХ1 проекта, но – имеющие необычный «горб» сзади рубки. Мне в свое время лично довелось видеть такую «красавицу» - она жива до сих пор и используется (по крайней мере – до 1991-го года – точно), в качестве УТС.

УТС-3, до 1978-го – «Н-27 Р2», до 1946-го – U -3515 XXI XC /40.

В заключение следует сказать, что германская научно-техническая мысль оставила глубокий след в истории развития военной техники, и ГЛУБИНЕ этого следа мы будем поражаться и удивляться ещё долгие, долгие годы.

Загрузка...
Top