Методы взаимодействия детского сада и школы. Формы сотрудничества по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы

Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Исполнители: директор школы, социальный педагог, психолог, зам.директора по д/о, зам.директора по воспитательной работе, зам. директора по учебной работе, воспитатели, учителя начальных классов.

Объекты программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.

Цели непрерывного образования:

  1. Воспитание нравственного человека.
  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Задачи непрерывного образования:

  • на дошкольной ступени:
  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

на ступени начальной и средней школы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Проблемы непрерывного образования.

  1. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
  2. Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.
  3. Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
  4. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
  5. Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
  6. Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.
  7. Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
  8. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
  9. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Преемственность образовательного процесса:

1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.

2. Содержательная – обеспечение “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения “сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы – единые.

3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.

Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.

4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:

  1. учет возрастных особенностей
  2. снятие психологических трудностей,
  3. адаптация переходных периодов,
  4. обеспечение их достаточной двигательной активностью;
  5. общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
  6. обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
  7. использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
  8. снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.

5. Управленческая и структурно-организационная – наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.

Хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
  2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
  3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
  5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
  6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей;
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
  3. Умственные и нравственные способности учащихся;
  4. Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;
  5. Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.

Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.

1 этап - поступление ребенка в детский сад:

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • проведение общих метод объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
  • проведение открытых уроков и занятий
  • участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика.
  • воспитание и обучение.
  • разработка “сквозных” программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,
  • ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
  • выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников)

На втором этапе, самом длительном с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, организатор по воспитательной работе, учитель ОБЖ.

3 этап – плавный переход из детского сада в школу.

Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты:

  • целостный педагогический процесс
  • реализация единой линии развития ребенка

Приложение 1 – план совместной работы со школой

Приложение 2 – презентация семинара по преемственности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ст.воспитатель

Перякина О.В.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Цели:

Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.


Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты
(знания, умения, навыки).


2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др


3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

Замену учебного блока на образовательные области

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

Изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

Изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Портрет выпускника

Выпускник ДОУ

Выпускник начальной школы


Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками

Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительноотносится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Формы осуществления преемственности:

I. Работа с детьми:

2) посещение школьного музея;

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок;

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) семинары, мастер- классы;

3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

7) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7) визуальные средства общения;

Заседания родительских клубов

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей

5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе

6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования

План работы по преемственности МБДОУ №115 и МОУ СОШ № 58 на 2014-2015 учебный год

Стратегическая идея:

· обеспечить высокий уровень развития личности;

Приоритетные направления для начальной школы:

· формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

· раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

Главная цель:

· реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы

I. Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

II. Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

III. Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

IV. Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2014-2015 учебный год.

Мероприятия

Ответственный

Методическая работа


1

- День знаний;
-Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

2

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

3

- Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;
- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь


зам. зав по УВР

воспитатели


4

- Подведение итогов адаптации первоклассников;
- Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май


зам. директора по УВР,
психолог, учителя

5

- Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. зав. по УВР

6

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

Во второй половине года:
цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.


Завуч
Зам. зав. по УВР
Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.


7

Педагогические совещания.
Вопросы для обсуждения:
- актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Завуч
Зам. зав. по УВР Психолог

8

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Инструктор по физ. воспитанию

9

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2013 – 2014 г.

Май

Зам. зав. УВР

Работа с родителями


Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»
- Родительское собрание для будущих первоклассников
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Психолог
Зам. зав. по УВР


Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Психолог

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.
Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.

Работа с детьми


Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. группы

Экскурсии в школу:
ü Знакомство со спортивным залом;
ü Знакомство с созданием школы;
ü Знакомство с классами (кабинетами);
ü Знакомство с библиотекой.

В течение года

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. гр.

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Зам. зав. по УВР, завуч

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль


воспитатели подг.гр.
психолог

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»
Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель


Воспитатели,
уч. нач.классов

Участие первоклассников в празднике
«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,
муз руководители

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ».

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном, позволяющим понять работу каждого изнутри.


Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе. Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая: в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая: в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни.

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника». Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы, в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе, играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе, с легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Реализация взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальными на всем протяжении существования системы образования, основанной на выделении основных этапов образования согласно возрасту ребенка, т.е. уже около ста лет.
На сегодняшний день проблема сохранения единого образовательного пространства является актуальной для современного дошкольного образования, поскольку, с одной стороны, необходимо учитывать цели и содержание дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка, вводимых новыми образовательными стандартами. А с другой – потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе детского сада и школы.
Уровень требований к поступающим в школу детям усложняется из года в год. Вследствие чего, детскому дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечивать проведение мероприятий по преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, поскольку основные мероприятия по подготовке детей к школе выполняют детские сады. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.
Задача ДОУ состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основу его готовности к обучению в школе, формируя у него систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Но основные мероприятия по подготовке к обучению на начальной ступени общеобразовательной школы проводятся на этапе посещения ребенком подготовительной группы и первого класса школы.
Основными направлениями оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы являются
1. Организационно-правовое.
2. Организационно-коммуникативное.
3. Организационно-педагогическое.
Таким образом, сегодняшнему руководителю ДОУ необходимо осуществить определенные управленческие действия организационного характера, направленные на
создание правовой базы взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой,
обеспечение коммуникации между ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы,
организацию педагогических мероприятий в рамках взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы.
Последовательно рассмотрим необходимые мероприятия в рамках каждого направления.
В первую очередь целесообразно юридически закрепить основные позиции сотрудничества ДОУ и общеобразовательной школы путем заключения договора о сотрудничестве между ДОУ и общеобразовательной школой. Этот документ определит цели, задачи, основные направления, формы и средства взаимодействия, что является крайне важным с точки зрения организации процесса (как управленческой функции). Заключение договора о сотрудничестве позволит избежать недопонимания между субъектами взаимодействия и, как следствие, игнорирования проведения необходимых мероприятий. Определение форм и средств взаимодействия поможет выявить зоны ответственности ДОУ и общеобразовательной школы, что является необходимым, поскольку проведение мероприятий предполагает использование материальных и кадровых ресурсов.
Основной частью договора должно стать приложение «Проект совместной деятельности по обеспечению взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой», включающий в себя перечень и план – график мероприятий.
Данный перечень будет включать в себя совокупность мероприятий в рамках организационно-коммуникативного и организационно-педагогического направления.
Важной задачей ДОУ и общеобразовательной школы является организация коммуникации между администрациями учебных заведений, специалистами детского сада и начальной школы, родителями, воспитанниками детского сада и первоклассниками.

На уровне администрации учебных заведений и специалистов детского сада и начальной школы необходимо проведение педагогических советов и заседаний методических объединений, с целью определения целей и ключевых направлений сотрудничества.
Оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы способствует создание координационного совета по вопросам преемственности и взаимодействия.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников необходимо
проведение семинаров и круглых столов по вопросам преемственности и адаптации к школе с целью определения задач и конкретных мероприятий;
взаимопосещение воспитателями и учителями начальных классов, набирающими детей в первый класс в следующем учебном году, уроков и занятий друг друга. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей с учетом особенностей их личностного и интеллектуального развития.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников и воспитанников детского сада традиционными формами коммуникации являются
знакомство со школой в форме экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, посещение музея школы (при наличии), школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы (первоклассниками, которые посещали тот же детский сад);
знакомство со школой в День открытых дверей, на который организуется концерт с участием воспитанников детского сада, первоклассников и других желающих учеников школы, организуется выставка детских рисунков и поделок.
Также развитию коммуникативных связей на этом уровне способствуют проведение совместных праздников детсадовцев и первоклассников, совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх – соревнованиях, эстафетах. Все это вызывает у ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Однако знакомство со школой важно не только для будущего первоклассника, но и для его родителей, которым предстоит сделать выбор школы с учетом сегодняшнего разнообразия программ обучения и широкого спектра образовательных услуг. При этом необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка («зону его ближайшего развития» о которой родители, не имеющие педагогического образования как правило не задумываются), личностные качества будущего учителя и многое другое.
На уровне воспитателей, учителей начальной школы, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников и родителей необходимы
проведение анкетирования родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии начала школьной жизни ребенка;
проведение работы с родителями на протяжении всего учебного выпускного года:
 оформление информационных стендов, папок-передвижек «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию», «Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами», «Мотивация к учебе», «Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки»;
 проведение родительских собраний, круглых столов по проблемам подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей, на которых учителя будущих первоклассников и психолог школы могут ответить на все вопросы родителей;
 проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
Работа с родителями тем более важна, поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема завышения требований к готовности ребенка к школьному обучению. В части при поступлении в гимназию или лицей от выпускника детского сада зачастую требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.
Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
В связи с этим, для оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы необходимо:
обеспечение проведения занятий, направленных на формирование готовности детей к обучению к школе с учетом их возрастных и личностных особенностей;
ведение совместной деятельности по адаптации детей к школе;
проведение диагностики готовности к школе;
совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Комплексное проведение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы и достичь необходимого уровня преемственности и непрерывности образовательного процесса.

Авторы: Смирнова Елена Григорьевна, заведующий МБДОУ детским садом №70 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Булинок М.Б., заведующий МБДОУ детским садом №41 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Джамалова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный институт,
г. Одинцово Московская область

Наименование материала: статья, методическая разработка
Наименование предмета: управление

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Как нам удается создать единое культурно-образовательное пространстве в нашем городе?

Под преемственностью мы понимаем последовательный переход от одной ступени образования к другой, сохраняя и постепенно изменяя содержание, форму, методы, технологии обучения и воспитания. Считаем, что важно убедить родителей: преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не означает подготовку детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Задача взрослых - обеспечить счастливое детство в едином развивающемся мире дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, помочь им быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А дошкольников знакомят со школой, учебной и общественной жизнью школьников даем возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развиваем интерес к школе, желание учиться.

Преемственность реализуем с помощью определенных форм и методов в союзе администрации и педагогов по созданию условий для подготовки к школьной жизни, эффективного и безболезненного перехода детворы в начальную школу.

Преемственность осуществляем, используя разнообразные формы взаимодействия. В начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

Работа с детьми;

Взаимодействие педагогов;

Сотрудничество с родителями.

Видим эффективность работы:

в разнообразных видах деятельности воспитанников и учеников:

    экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки;

    знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    участие в совместной деятельности, игровых программах;

    выставки рисунков, игрушек;

    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

    совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.), спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    участие в театрализованной деятельности.

Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- класс; круглые столы;

    психологические и коммуникативные тренинги для родителей, педагогов-психологов, медработников.

Сотрудничество с родителями:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные», творческие мастерские;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов, родительские клубы;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    игровые тренинги и практикумы для родителей, деловые игры;

    семейные вечера, тематические досуги;

    визуальные средства общения.

Мы уверены - важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. В школе: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем..

Поэтому основными задачами сотрудничества детского сада и школы являются:

    создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих естественность перехода из детского сада в школу;

    не улучшение подготовки к обучению в школе 6 - летних детей, обеспечение счастливого дошкольного детства;

    не заменять дошкольную жизнь школьной;

    расширение интереса к жизни в школе;

    оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к школьной жизни.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуем на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования приемлемых технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Накопленным опытом работы по вопросам преемственности готовы делиться с коллегами, так как понимаем актуальность темы для современного образования.

Литература:



    Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

    Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.

    Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.

Невольник Н.И., методист МК

управления образования администрации

г. Шахтерска.

Загрузка...
Top