Когда был создан государственный совет. Создание государственного совета российской империи как попытка реализации идеи разделения властей

От времян Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали.

При издании самых благоразумных и спасительных законов вопрос, на чем они основаны и что может удостоверить их действие, сей вопрос оставался всегда не разрешенным, и в сердце народа умерщвлял всю силу их и доверенность.

Сему иначе и быть невозможно. Во всяком государстве, коего политическое положение определяется единым характером государя, закон никогда не будет иметь силы, народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит. Воссядет на престол дух сильный и предприимчивый, один из сих духов, что небо посылает на землю для преобращения судьбы царств, он пожелает народ грубый и упрямый одним махом передвинуть и поставить на той точке совершенства, к коей смежные государства веками доходили – и царство сие покроется всем блеском заимственного просвещения. Успехи войны и наружное сходство внутреннего устроения заставят возмечтать народ, что он все сделал, нарядившись в чужое платье и переменив внешний свой вид. С сего времяни подражание войдет в свойство народа, и природная гордость северных обитателей обратится в тщеславие и напыщенную уверенность. Все займутся украшением поверхностей и, введя иностранные названия в образ правления, будут думать, что переменили самое существо его – позлатят цепи свои и нарекут себя свободными. Ослепись призраками роскоши и меняя кровавый пот на игрушки, возмечтают, что обогатились торговлею. Откроются академии, явятся Бернуллии и Ридингеры, прославятся в Европе деяния мудрых, а народ чтение грамоты будет считать еще между смертными грехами. Таким образом пройдет и другое царство по глубокой бразде, проложенной первым. Обуреваемый царедворскими интригами, престол достанется властолюбивым министрам, кои под имянем восседящей на нем слабости, дозволят себе в европейском государстве самые азиатские жестокости и самовластие. Народ, угнетенный под сим ярмом, переведет дух при царстве милости и благочестия, и хотя судьба его в существе своем не переменится, но сладкая уверенность владеющего милосердия поддержит несколько дух его от падения.

Сперанский М. М. Размышления о государственном устройстве империи // Сперанский М.М. Проекты и записки. М., Л., 1961 http://stepanov01.narod.ru/library/speransky/chapt02.htm

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.

Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.

В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным , мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

XII. Министры не могут быть председателями департаментов.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.

XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.

XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.

XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.

Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gossovet.htm

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.

Второе. Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.

Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи.

Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

Государственный совет

1) высшее законосовещательное учреждение Российской империи. Образован 1 (13) января 1810 в соответствии с планом государственных преобразований М. М. Сперанского (См. Сперанский). В Г. с. предусматривалось рассмотрение всех законопроектов перед утверждением царём, что часто не исполнялось. Внесение законопроектов в Г. с. определялось волей царя. Законодательной инициативой Г. с. не обладал. Первоначально в Г. с. было 35 членов, в 1890 - 60. Члены Г. с. и председатель назначались царём из высших сановников. Министры являлись членами Г. с. по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. В 1812-65 председатель Г. с. являлся одновременно и председателем Комитета министров. Г. с. состоял из 4 департаментов: департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касавшимися финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; военного департамента, существовавшего до конца 50-х гг. 19 в. С 1832 по 1862 существовал департамент Царства Польского: в 1866-71 с аналогичными функциями - Комитет по делам Царства Польского; в 1901-06 - департамент промышленности, наук и торговли. Все дела поступали в Государственную канцелярию. Во главе канцелярии стоял государственный секретарь. Первым государственным секретарём был М. М. Сперанский. Кроме того, в составе Г. с. был ряд комиссий, отделений и пр.

Роль Г. с. была не всегда одинакова. В царствование Николая I [правил в 1825-55] было окончательно определено место Г. с. в системе государственных учреждений как законосовещательной инстанции. В 1815-25 и в 80-е гг. роль Г. с. падает, он подменяется Комитетом министров. С 1906, в связи с созданием Государственной думы (См. Государственная дума), Г. с., как и Государственная дума, получил законодательную инициативу, исключая вопрос об изменении основных государственных законов. В это время Г. с. составлялся наполовину из членов по назначению, наполовину - по выборам. Члены Г. с. избирались Синодом от православного духовенства (6 чел.), от каждого губернского земского собрания (по 1 чел.), от дворянских губерний и обл. обществ (18 чел.), от академиков и профессоров университетов (6 чел.), от крупнейших организаций промышленников и торговцев (12 чел.), финляндский сейм избирал 2 чел. Члены Г. с. избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1 / 3 состава. Ликвидирован в результате Февральской революции 1917.

Лит.: Сперанский М. М., Проекты и записки, М. - Л., 1961: Отчёт по делопроизводству Государственного совета, т. 1-38, СПБ, 1870-1906; Стенографические отчёты Государственного совета. Сессия 1-13, [т. 1-221, СПБ, 1906-16; Государственный совет. 1801-1901, СПБ, 1901; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.

2) В некоторых зарубежных государствах (Франции. Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Камбодже, Тунисе, Экуадоре) - одно из центральных государственных учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции (См. Административная юстиция), либо органом конституционного контроля, либо (в отдельных странах - одновременно) консультативным органом при главе государства.

3) В Швеции, Норвегии, Финляндии, в части кантонов Швейцарии, в КНР - официальное наименование правительства.

4) В Польше, ГДР, Румынии - высший коллегиальный орган государственной власти, избираемый представительным органом власти (сеймом, Народной палатой, Великим национальным собранием).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Государственный совет законодательный или совещательный орган в ряде стран: В Российской империи: Государственный совет Российской империи в 1810 1917 годах законосовещательный, а с 1905 года и законодательный орган. В СССР:… … Википедия

    I высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. Рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения… … Энциклопедический словарь

    Государственный Совет Республики Татарста Парламентская система Однопалатная Председатель Мухаметшин, Фарид Хайруллович … Википедия

    Название высших государственных органов в ряде стран. В Российской империи в 1810 1906 годах Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением. Он рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    Высший совещательный орган Российской империи в 1810 1917. Рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов.… …

    Хасэ Республики Адыгея Парламентская система Однопалатн … Википедия

    Государственный совет - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высший совещательный (с 1906 законодательный) орган Российской империи в 1810 1917. Первоначально рассматривал законопроекты до их утверждения императором. Состоял из департаментов и государственной канцелярии (во главе с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    1) в 1810 1906 гг. высшее законосовещательное учреждение Российской империи. В 1906 1917 гг. верхняя палата российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а половина избиралась от особых сословных и профессиональных… … Юридический словарь

    В ряде стран название государственных органов различной компетенции. Напр., во Франции высший орган административной юстиции; в Дании, Норвегии и ряде других стран название исполнительного органа власти, в котором председательствует король … Большой Энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. Рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений,… … Русская история

Книги

  • Государственный совет в России, в особенности в царствование Александра Первого. Том 1 , Щеглов В.Г.. Историко-юридическое исследование. История образования государственного советасравнительно с аналогичными западно-европейскими учреждениями. Воспроизведено в оригинальной авторской…

Государственный совет Государственный совет относился к органам верховного управления в Российской империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был учрежден высший законосовещательный орган, получивший название Государственного Совета. Государственный Совет был создан по инициативе М. М. Сперанского, его предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 году. Состав Государственного Совета назначался императором из числа наиболее влиятельных чиновников и приближенных лиц.. Их число в различные годы колебалось от 40 до 80 человек. В состав Совета входили также министры. Председателем Государственного Совета был царь, а в его отсутствие один из членов Совета по назначению императора. Это назначение осуществлялось только на один год. Структура Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент законов, департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия) и государственная канцелярия. Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в департаментах, затем в общем собрании, после чего поступали на утверждение императора. Но император мог издать закон и без предварительного рассмотрения его Государственным Советом, т.е. царь мог одобрить решение Государственного Совета или отвергнуть его, не считаясь с тем, что это решение принято большинством членов Совета. Со второй четверти 19 в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном Совете стало носить формальный характер. Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал деятельность Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената». Предпринимавшиеся попытки расширить состав Государственного Совета за счет выборных членов от дворянства, земств и городов не увенчались успехом. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению. Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был реформирован и Государственный Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет раньше не имел. Состав, структура и компетенция обновленного Совета были определены актами от 29 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение Государственного Совета». Суть преобразования – превращение Государственного Совета в верхнюю палату, что, естественно, существенным образом умаляло права Государственной думы. Выборы в Государственный Совет были организованы так, что демократические элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Половина членов Совета назначалась царем из крупных чиновников, занимавших в прошлом министерские и прочие высшие посты в государстве, а другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских собраний, дворянских общин, буржуазных организаций, от духовенства православной церкви, от Академии наук и университетов. Следовательно, и назначаемая, и избираемая части Государственного Совета обеспечивали царизму возможность через Государственный Совет не допустить принятия Думой закона, неугодного режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три года треть их обновлялась. Структура государственного совета была такова: общее собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и особые совещания. Из членов Совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя Государственного Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял государственный секретарь. В целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя закон предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в действительности он был поставлен над Думой, стал верхней палатой российского «парламента». Государственный Совет, как и Государственная Дума, имел право законодательной инициативы. А главное – без его согласия законопроект, принятый Думой, не представлялся для утверждения. Он отверг ряд важных думских законопроектов, например, о введении Архангельского земства. Государственный Совет мог отклонить любой законопроект, принятый Думой, но неугодный царскому правительству. В случае разногласия между этими палатами дело передавалось в согласительную комиссию. Если не было достигнуто соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также отклоненным и законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не утвержденный царем. Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об одном законодательном учреждении – Государственной Думе.
Для добавления страницы "Государственный совет" в избранное нажмите Ctrl+D

Госсовет - высшее законодательное учреждение России - был создан указом Александра I в 1810 году. Предшественником его был Непременный совет , учреждённый указом императора Александра I 30 марта 1801. Членов Госсовета назначал лично император. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов. Все законы и законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Госсовете.

1906-1917

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых Императором членов и избираемых членов. Выборные члены Государственного совета избирались: от губернских земских собраний - по 1 человеку на 3 года; от губернских и областных дворянских обществ - 18 человек; от Православной Российской Церкви - 6 человек, избиравшихся Синодом по представлению епархиальных архиереев; от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской Академии наук и университетов - 6 человек; от Финляндского Сейма - 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет; каждые 3 года обновлялась треть состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях.

См. также

  • Общий хронологический список членов Государственного совета Российской империи с 30 марта 1801 г. по 1917 г.

Литература

  • Шилов Д. Н. , Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801-1906: Биобиблиографический справочник. С.-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. 992 с. ISBN 5-86007-515-4.
  • Государственный совет Российской империи, 1906-1917: Энциклопедия. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2008. 343 с. ISBN 978-5-8243-0986-7.

Ссылки

  • Свод законов Российской империи. ТОМ ПЕРВЫЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Основные государственные законы. Издание 1906 года. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий .
  • С. В. Кодан.¨Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона…¨: Государственный Совет в России

Wikimedia Foundation . 2010 .

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный совет … Википедия

    Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. Художник И. Репин (1903). Холст, масло. 400 × 877 см. Государственный Русский музей. Санкт Петербург Государственный совет высший… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - учрежден 1 января 1810 г. как высший законосовещательный орган. Иначе говоря, все законы сначала представлялись в Г. с. Р. И. и лишь после его одобрения поступали к Императору на утверждение. В русской литературе высказывалось мнение о том, что… … Энциклопедический словарь конституционного права

    - … Википедия

    Государственный банк Российской империи - был основан по Указу императора Александра II от 12 июня (31 мая по старому стилю) 1860 г. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 г. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Государственный Банк Российской империи. Харьковское губернское отделение, 1900 Государственный банк центральный банк в дореволюционной России был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного … Википедия

Учреждение Государственного Совета, первого Высшего законосовещательного органа в Российской Империи, произошло в 1810-м году. Он рассматривал законопроекты, внесенные министрами, до того как их утвердит император. Создание Государственной Думы, как и высшего законосовещательного органа, происходило с использованием выборной системы. При этом одна часть членов назначалась императором, а другая выбиралась.

Первое время создание Государственного Совета происходило по указанию императора. Первые тридцать пять членов были министрами (в соответствии с положением) и назначенными доверенными сановниками. Председателем считался сам император, а в случае его отсутствия - назначенный им один из членов Совета. С 1812-го по 1865-й год председателем Высшего органа был премьер-министр.

Учреждение Государственного Совета предполагало и формирование Комиссии по составлению законов и Канцелярии, которую возглавлял секретарь правительства. Канцелярия занималась не только ведением делопроизводства, но и законопроектов, которые выносились на обсуждение, а также проведением работы по составлению законов.

Учреждение Государственного Совета позволило рассматривать законопроекты после обсуждения их в департаментах. После утверждения их императором законы вступали в силу. Вместе с этим император мог согласиться как с большинством, так и с меньшинством Государственного Совета, а мог и вовсе отвергнуть любое мнение.

Комитет состоял из председателей департаментов. На него возлагалось рассмотрение проекта по преобразованию министерств.

Государственный Совет обсуждал также штаты и сметы учреждений, жалобы относительно определений департаментов от Сената и прочих органов. При Высшем Органе функционировала комиссия по прошениям. Государственный Совет выполнял важную задачу при разработке и издании Свода Законов и первого Полного Законодательного Сборника Российской империи. Так, в 1833-м году было разработано и подготовлено тридцать три тома Полного Сборника и пятнадцать томов Свода Законов. В эпоху правления Александра Второго Государственный Совет участвовал в разработке законодательной основы преобразований 1860-1870-х годов.

После провозглашения Манифеста 1905 года в административном аппарате произошли определенные реформы. Так, Государственный Совет преобразовали в верхнюю палату в Парламенте страны. С этого момента половина участников назначалась правителем, а вторая половина была избираемой. Выборы осуществлялись в соответствии с профессиональными и сословными куриями. Членами становились представители дворянских обществ, духовенства. Высший орган рассматривал законопроекты, принятые Государственной Думой до утверждения их императором. Правитель при этом рассматривал только те нормативные акты, которые были утверждены в обеих палатах. Следует отметить, что Совет и Дума обладали различными законодательными правами.

В 1917 году после революции Высший орган перестал существовать.

Повторное учреждение Государственного Совета произошло в 1991-м году по СССР Горбачева. Он же стал и председателем Высшего органа. Государственный Совет существовал до распада Советского Союза. Снова он был сформирован Президентом Путиным. Учреждение Государственного Совета как органа совещательного было в 2000 году, первого сентября. Обеспечение его деятельности возложено на Управление Президента по внутриполитической деятельности.

В составе Государственного Совета присутствуют высшие руководители от В соответствии с решением Президента в составе органа могут присутствовать и другие деятели.

Загрузка...
Top