Иосиф (Моржаков), архиепископ Московский и всея Руси. Расстрелян свщм

Дата рождения: 11 сентября 1964 г. Страна: Россия Биография:

В 1979-1983 гг. обучался в Рязанском техникуме электронных приборов, в 1983-1987 гг. — в Рязанском высшем военном командном училище связи.

В 1987-1990 гг. проходил службу в Белорусском военном округе. Для дальнейшего прохождения службы в августе 1990 г. был переведен в Рязанское высшее военное командное училище связи на должность командира учебного взвода курсантов.

В июле 1991 г. был уволен из рядов Вооруженных сил по собственному желанию в звании старшего лейтенанта. Сразу же подал прошение о принятии в братию Иоанно-Богословского мужского монастыря .

16 июля 1991 г. пострижен в иноки, а 1 августа — в монахи с именем Иосиф в честь святого праведного Иосифа Обручника.

20 февраля 1992 г. назначен благочинным Иоанно-Богословского монастыря, а 1 сентября 1993 г. — помощником наместника.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. () назначен ректором Иваново-Вознесенской духовной семинарии.

Тезоименитство в Неделю по Рождестве Христовом.

Образование:

1987 г. — Рязанское высшее военное командное училище связи.

Дядя поэтессы Марии Сергеевны Петровых.

Детство и образование

Был 4-м ребёнком (всего в семье было 9 детей) в семье мещанина уездного города Устюжны - Семёна Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой. Дом находился в Казанском переулке (ныне Валентины Терешковой). Был крещён, как и все его братья и сестры, в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье (разрушена в 1939 году).

Окончил Устюжское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию, Московскую духовную академию в 1899 со степенью кандидата богословия. Успешно выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899-1900 - профессорский стипендиат. Магистр богословия (1903); тема диссертации: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия».

Монашество и преподавание

С 9 сентября 1900 года - исполняющий должность доцента Московской духовной академии по кафедре Библейской истории.

26 августа 1901 года был пострижен в монашество, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября - во иеромонаха.

С 1903 года - доцент Московской духовной академии.

18 января 1904 года возведён в сан архимандрита. Был уволен из академии в 1906 по прошению из-за конфликта с радикально настроенными студентами.

В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии.

С 1907 года - настоятель Юрьева монастыря Новгородской епархии.

Архиерей

  • В декабре 1925 митрополит Петр (Полянский) в своём завещании перед арестом поставил его третьим кандидатом в Заместители Патриаршего Местоблюстителя.
  • С 1920 - архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. В 1922 был приговорён к 4 годам лишения свободы, но уже в январе 1923 был досрочно освобождён.
  • В 1923-1926 управлял Ярославской епархией во время ареста митрополита Агафангела (Преображенского).
  • В июле 1919 был арестован по обвинению в срыве кампании по вскрытию мощей посредством колокольного звона и крестного хода. Был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В августе того же года освобождён. В 1920 приговорён к одному году заключения условно.
  • 15 марта 1909 года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Угличского, викария Ярославской епархии (правящий епархиальный архиерей до декабря 1913 года - архиепископ (впоследствии Патриарх) Тихон (Беллавин)). С 27 февраля того же года был настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове - вплоть до окончательного закрытия обители в 1923 году; 22 мая 1913 года встречал в монастыре императора Николая II, посетившего Ростов в ходе Романовских торжеств.
  • В 1920-1925 управлял Новгородской епархией во время ареста архиепископа Арсения (Стадницкого).

Митрополит Ленинградский

В августе 1926 архиепископ Иосиф был назначен митрополитом Ленинградским и 29 августа (по Юлианскому календарю) прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти св. Александра Невского) и утром в день праздника он совершил торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 31 августа выехал обратно в Ростов, чтобы проститься с прежней паствой и подготовиться к переезду, но власти запретили ему возвращаться обратно. Был арестован и отправлен на год в Николо-Моденский монастырь.

Лидер «иосифлянства»

В 1927 митрополит Иосиф не признал «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского).

Осенью 1927 года отказался принять назначение от 17 сентября в Одессу (вместо Ленинграда, куда его не допускали власти); проживая в Ростове, продолжал именоваться митрополитом Ленинградским. Его позиция пользовалась значительной поддержкой среди «староцерковного» духовенства и народа в Ленинграде, где от его имени епархией управлял один из викариев - епископ Димитрий (Любимов). 6 февраля 1928 подписал акт об отходе от митрополита Сергия, став во главе особого течения в Патриаршей Церкви, именуемого в литературе по его имени «иосифлянством». Был запрещён в служении митрополитом Сергием и его Временным Синодом решением от 27 марта 1928; запрещения не признал.

В сентябре 1929 арестован и выслан в Казахстан в Аулие-Ата (Джамбул). Был арестован в ссылке и привлечён к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» (Истинно-православной церкви) 9 сентября 1930. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. 27 сентября 1930 в своих собственноручных показаниях так характеризовал отличие «иосифлян» от сторонников митрополита Сергия: «Сергий хочет быть лакеем Советской Власти, мы - хотим быть честными, лояльными гражданами Советской Республики с правами человека, а не лакея, и только». В других показаниях писал: «Била меня когда-то и Царская власть - я терпел… Готов терпеть и от нынешней Советской - все что угодно, твердо веря, что и она без воли Божией не сильна мне сделать никакого зла. (Ев(ангелие от) Иоанна, 19 гл, 10-11 ст)»

По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 был приговорён к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил на окраине Чимкента около арыка, за которым простиралась нераспаханная степь. В маленьком казахском глинобитном доме он занимал комнату с верх­ним светом, обставленную очень скромно: в ней стоял грубо сколоченный стол, топчан и пара стульев. Каждое утро один служил за аналоем, на который ставил небольшой резной складень.

Арест и мученическая кончина

В 1937 был вновь арестован в ходе массовых репрессий в отношении духовенства.

19 ноября 1937 года был приговорён к расстрелу Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, 24 часа был расстрелян вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым); захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.

Вопрос о канонизации

Прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей. Русская православная церковь, однако, не прославляет его, хотя некоторые сторонники митрополита Иосифа были канонизированы РПЦ. Видимо, препятствием к канонизации является не руководство «расколом» (современная РПЦ признаёт, что «иосифляне» были во многом правы), а признание им своей вины в 1937 в «контрреволюционной деятельности»; хотя в РПЦЗ мнигие считают, что контрреволюционная деятельность и враждебное отношение к советской власти не может являться препятствием для церковного прославления, а, напротив, свидетельствуют о жизненном подвиге Владыки Иосифа. Впрочем, существует точка зрения, что этот протокол был сфабрикован чекистами (в пользу этой версии говорит казённая стилистика текста и стандартная для подобных признаний форма показаний). Если церковь примет эту точку зрения в качестве официальной, вопрос о канонизации может быть решён положительно.

Церковный писатель

Главный труд владыки Иосифа: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия» (Сергиев Посад, 1903, магистерская диссертация). Задачей своего труда видел в том, чтобы «забраковав негодное, установить важное» в тексте Флавия. Подчеркнул две крайности в оценке Флавия - гиперкритицизм и полное доверие: «Понадобились до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого исследователя заключался в том, что Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьёзными документами, кроме Ветхого Завета, зато его сведения о последних двух веках до н. э. имеют огромную ценность, тем более, что этот период освещён в Библии не полностью.

В 1905-1910 издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока», состоявший из двенадцати томов. Из текста видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлётах его духа, и об искушениях, которым он подвергался.

Начав с меня, и других, активных сельских священников, епископ Иосиф, со своим Уткиным, ведут войну "по всем фронту" епархии проводя нападения и приводя к разрушению всего доброго и социального, что в епархии существует. Все настоятели монастырей, все настоятели храмов, без исключения, уже получили от него и грубость и нападки и многих он уже "удалил" Очередной скандал, теперь с самым известным и достойным монастырем, с самым трудолюбивым настоятелем, это всего лишь продолжение политики ненависти и разрушения, которая идет несколько лет в епархии. От этого, в прямом смысле, гибнут люди (умерло два известных пожилых священника после его "разносов" их в алтаре), уходит из храмов народ, падает вера. Доколе? Новая статья, это новый крик о помощи к Патриарху, молчание которого, глядя на эти безобразия, уже вызывает недоумение.

Оригинал взят у borman784 в

Оригинал взят у expertmus в Ивановский архиерей и вл. Арсений (Епифанов) vs о. Амвросий (Юрасов)

Красная (Введенская) церковь Свято-Введенского женского монастыря

«ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» НА РОДИНЕ ПЕРВЫХ СОВЕТОВ

Начало

«Русский Вестник» несколько раз обращался к вопросу об архиерейском служении епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, деятельность которого вносит немалое смущение в души православных людей Ивановской области. Вот и на этот раз мы вынуждены высказать суждение о его очередных деяниях.
В г. Иванове, печально прославившемся как родина большевистских «первых советов», на более чем полумиллионный город к 1990 году оставался всего один небольшой Введенский храм. Несмотря на яростное сопротивление власти храм передаётся Церкви, его настоятелем и строителем управляющим тогда Ивановской епархией епископом Амвросием (Щуровым) назначается игумен Амвросий (Юрасов).
Очень быстро во Введенском соборе вокруг о. Амвросия собирается община, и уже в 1991 г. она получает статус женского монастыря, который стал самым крупным по числу насельниц монастырь в России, только чуть позже по численности с ним сравняется знаменитый Дивеевский женский монастырь. Сейчас монастырь, помимо разстроившейся городской территории, имеет ещё 4 подворья (до 50 насельниц) в сельских местностях Ивановской области, возстановив в них совершенно разрушенные храмы.
В те же годы о. Амвросием из его чад собирается братство «Радонеж», которое создаёт в Москве одноимённые православные радиостанцию и газету, сеть православных гимназий, книгоиздательство, паломническую службу и ведёт деятельную миссионерскую работу. Игумен Амвросий, ставший очень известным пастырем и миссионером, в те же годы возводится в сан архимандрита, и в виде исключения, как основатель Введенского женского монастыря (здесь не было монастыря до революции), возводится Синодом не только на должность духовника монастыря, но и на должность настоятеля (по традиции - настоятельницами женских монастырей являются игуменьи).

Фонд «Вознесение»

В Иванове не хватало храмов, сам главный собор города - Вознесенский, по которому некогда город получил название Иваново-Вознесенск, был взорван большевиками в 1930 г. В 2006 году архимандрит Амвросий получил благословение на создание Вознесенского храма, место для него было выделено властями в центре города у вокзала (недалеко от Введенского монастыря). Благословение дал епархиальный совет под председательством архиепископа Амвросия (Щурова).
Для сбора средств на строительство храма Вознесения Господня духовными чадами архим. Амвросия был создан Межрегиональный Общественный Фонд содействия духовному и нравственному просвещению «Вознесение», который также занимался широкой просветительской деятельностью (в частности - подготовку учителей школ к преподаванию школьникам элементов православных дисциплин). Фонд «Вознесение» и городские власти просили присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «Советы».
Президентом Фонда был избран архимандрит Амвросий (Юрасов). Фонд имел благословение Патриарха Алексия II, затем Патриарха Кирилла и митрополита Кубанского Исидора, действовал в 4-х регионах РФ, устраивал учебные летние лагеря для подготовки учителей воскресных школ на черноморском побережье, издавал литературу, помогал детским приютам и т.д. Но главным делом Фонда - было строительство храма Вознесения. Сама Ивановская епархия не потратила на строящийся храм ни одной копейки.

Новый архиерей

Проблемы начались с появления на Ивановской кафедре епископа Иосифа (Македонова). Само вступление его в должность показательно: в день его приезда в 24.00 (!) здание епархии была захвачено и опечатано, а вещи 76-летнего архиепископа Амвросия уже с раннего утра стали выбрасывать на улицу.
Епископ Иосиф (Македонов) считается племянником архимандрита Авеля (Македонова), друга детства митрополита Никодима (Ротова) . Если его предшественник архиеп. Амвросий (Щуров) храмы открывал (около 170 за 17 лет), то еп. Иосиф их начал закрывать (уже около 20) за неуплату священниками «налога» в епархию (следует учесть, что по храмам епархия была одной из самых разорённых, а по экономическому рейтингу среди регионов РФ находится на предпоследнем месте).
Запрещены и изгнаны из епархии десятки священников (по некоторым сведениям - до сотни). Так, некто о.N, строивший храм в деревне, был вызван еп. Иосифом и обвинён в краже 2,5 млн. руб., при этом ему не было показано ни одного подтверждающего документа. Епископ обещал его посадить в тюрьму, если он не отдаст ему деньги. Напуганный батюшка продаёт квартиру в Подмосковье, купленную когда-то ему родителями, машину, и приносит деньги епископу наличными. Тот забирает деньги, пишет ему отпускную грамоту из епархии и велит убираться прочь, грозя ему тюрьмой, если тот опять появится в епархии. Это только один случай постоянного вымогательства денег с приходов. Еп. Иосиф заявляет так: «Если не могут платить - значит храм им там не нужен. Тогда - закроем».
Неугодное священство подвергается постоянной травле по нелепейшим поводам. Основатель монастыря архим. Амвросий (Юрасов) был снят с настоятельства Введенским женским монастырём («по уставу не положено»), и когда он, как духовник и старший священник большого клира монастыря, подписал расписание месячных служб духовенства монастыря и тогда ещё пяти подворий, висящее в алтаре монастырского собора - он был вызван еп. Иосифом на «дисциплинарную комиссию» епархии. С его точки зрения - составить список служащих должна была игуменья (!).
Отдельная тема - это помощник еп. Иосифа, его секретарь игумен Виталий (Уткин), начавший свою карьеру вместе с Иосифом в рязанском Иоанно-Богословском монастыре. Не касаясь его весьма своеобразных взглядов, обильно разсыпаемых им в интернете (такие как ярый антимонархизм, призывы «войскам подавлять народные волнения и стрелять в народ»), интересна его деятельность вполне материального характера. Иг. Виталий (Уткин), явно с покровительства своего патрона, ездит по епархии и изымает, якобы на «ответственное хранение в епархии» или «на реставрацию», старинные иконы, заставляя настоятелей на их место заказывать копии, но иконы исчезают и их нет в епархии. Распоряжения даются устно, в категорической форме - но не давая расписок в получении икон, чтобы не оставлять следов. Уткин хорошо известен профессионалам чёрного рынка икон. Так, изъяты старинные иконы из древнего храма села Холуй, из храма села Красного под Палехом, из ещё целого ряда храмов. Ряд священников был снят с настоятельства храмами и - кто переведён на другие приходы, а кто и изгнан - именно за то, что отказались своими руками разорять свои храмы и передавать иконы Уткину. Формулировка снятия - «за непослушание правящему архиерею».


Фонд «Вознесение» и новый храм

Как сообщают, оказавшись на Ивановской кафедре, еп. Иосиф заявил окружению, что ему надо избавиться от нескольких священнослужителей, назвав в частности архим. Амвросия (Юрасова), архимандрита Никона (Фомина), схиигумена Митрофана (Лаврентьева) и некоторых иных. С тех пор и началась их постоянная травля.
В 2008 г., когда все проектные работы были завершены, Совет попечителей строящегося храма Вознесения (который возглавляет бывший мэр города Иваново, а теперь замгубернатора А.Г. Фомин) обратились к новому архиерею Иосифу (Македонову) с просьбой освятить место строительства - епископ отказался. Фонд «Вознесение» и городские власти опять обратились с просьбой к епископу Иосифу ходатайствовать перед Патриархом присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «советы», но епископ жёстко отказал.
Виталий Уткин от лица Ивановской епархии официально заявил, что епархия к новому строящемуся храму Вознесения не имеет никакого отношения, вызвав у горожан удивление («Ивановская газета»). Но дальше было интереснее.
Губернатор М. Мень и еп. Иосиф приехали в Москву уже к патриарху Кириллу и просили патриаршего благословения на… строительство нового соборного храма Вознесения. Фактически Патриарха ввели в заблуждение, это если очень мягко сказать. Ему преподнесли всё так, как будто такого храма не существует, его строительства не ведётся, зато они - берутся его построить. Патриарх Кирилл дал еп. Иосифу и губернатору Меню благословение на строительство нового Вознесенского храма, добавив, сколько о той встрече известно, что надеется, что не будет в России недостроенных храмов. По имеющимся сведениям - такой храмовый комплекс строить в нищей Ивановской области не на что.
Весной 2008 года еп. Иосиф встречался с теми предпринимателями, которые помогают в Иванове Фонду «Вознесение» в строительстве храма Вознесения (настоятелем которого с самого начала поставлен архим. Амвросий), и спросил: сколько денег надо для достройки храма? Они отвечали, что ещё больше 25 млн., и на его вопрос: найдут ли они такие деньги - те ответили утвердительно. Но начался кризис и строительство затянулось.
В начале лета 2011, на собрании духовенства епархии, еп. Иосиф обвинил руководство Фонда «Вознесение» в том, что они украли более 26 млн. руб. и пригрозил Фонду уголовным преследованием, если он не получит этих денег. При этом Фонд «Вознесение» - общественная организация, среди его учредителей нет Ивановской епархии, он ни епархии, ни областной власти никак не подотчётен (он межрегиональный, и осуществляет свою деятельность в разных регионах РФ), аккуратно ежегодно сдаёт свою финансовую отчётность и никак не может быть что-то «должен» Ивановской епархии.
После этого начались доносы (сейчас их именуют «рапорты») еп. Иосифа в Московскую Патриархию и местную полицию.
Донос в Патриархию еп. Иосифа от 12.10.2011 не известен по тексту, но по ответу из Москвы видно, что Патриархия была обманута еп. Иосифом, т.к. в нём прямо указано, что это ответ на его рапорт «…по итогам проведённой Епархиальным управлением проверки деятельности Межрегионального общественного фонда «Вознесение»» - тогда как такой проверки не было, ибо общественные организации в принципе не подотчётны епархиям РПЦ (за тем исключением, когда они ими учреждены или соучреждены). Тем не менее, из канцелярии Патриарха 24.11.2011 в Ивановскую епархию на имя еп. Иосифа поступает резолюция (№ ПК-01/2279): ««Патриаршее благословение на деятельность … фонда «Вознесение» отзывается до полного выяснения обстоятельств его деятельности. Прошу проинформировать об этом руководство Фонда» . Архиеп. Истринский Арсений ».
В тот же день (а возможно - и час) еп. Иосиф направляет архим. Амвросию «Указ № 306», в котором сказано: «В соответствии с резолюцией… (следуют повторения текста из канцелярии патриарха) …настоящим указом у архимандрита Амвросия (Юрасова) с 25.11.2011 г. отзывается благословение на занятие поста президента вышеупомянутого фонда вплоть до полного выяснения обстоятельств деятельности этого фонда… еп. Иосиф
Но этого мало. Началась компания по оклеветанию руководства Фонда . Так, в прямом телефонном разговоре с прот. Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, еп. Иосиф заявил, что на Фонд заведено более «20 уголовных дел» (!!). При этом сделанный из Фонда запрос о подобных «делах» - вызвал в Ивановской прокуратуре и поначалу даже в полиции лишь недоумение (от 08.12.2011, № 15-529-2001). Но затем местные полицейские чины во главе с замом начальника УМВД по Ивановской области А.Л. Римским стали пытаться нарыть на Фонд и его основателя компромат, опрашивая местных жителей и прихожан монастыря, «известно ли им, как много денег разворовал монастырь и Фонд?» Такие вопросы вызывали изумление местных жителей.
Также Фонд «Вознесение» был оклеветан еп. Иосифом перед митрополитом Кубанским Исидором, в епархии которого действовали отделения Фонда по подготовке православных учителей. Митрополит Исидор 8 декабря также отозвал своё благословение и распорядился: «С данного числа отделения прекращают свою деятельность».
Но этим, понятно, не кончилось. Последовал новый «Указ № 332 от 12.12.2011 г.», в котором «на основании решений Епархиального Совета и Духовного Собора (??) Введенского женского монастыря г. Иваново (п.2 Протокола № 14 от 10.12.2011 г.) БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ:
1. Запретить проживание лиц мужского пола в ограде Введенского женского монастыря города Иваново.
2. Игумении Марии (Перепеча), настоятельнице Введенского женского монастыря г.Иваново, в срок до 10 Января 2012 г. обеспечить создание мужской монашеской общины на подворье Свято-Введенского женского монастыря «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на.
3. В состав данной общины включить всех лиц мужского пола (священнослужителей, монашествующих, послушников и трудников), ныне проживающих на территории Введенского женского монастыря…
4. …
5. Старшим священнослужителем мужской монашеской общины «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на назначить духовника Введенского женского монастыря г. Иваново архим. Амвросия (Юрасова).
6. Для размещения священнослужителей на период несения ими в Введенском монастыре седмичной череды настоятельнице … игумении Марии подготовить место проживания за пределами монастырской ограды.
…Еп. Иосиф» (везде сохранена орфография указа)

Если перевести весь этот «Указ» на человеческий язык, то это всё значит, что один из самых уважаемых духовников в России, которого многие почитают за старца, 73-летний архимандрит выкидывается среди зимы из основанного и отстроенного им более чем за 20 лет монастыря на улицу. Причем это решение подаётся так, как сам «Духовный Собор» священнослужителей - сам выставил себя из монастыря, который они окормляют, в самое подходящее, для жизни в чистом поле, время года. Поистине «шедевр» в данном указе - это повеление игуменье женского монастыря (!!) «обеспечить создание мужской монашеской общины», да ещё в срок меньше месяца - уникальный «духовный рывок», не имеющий в современности аналогов.
Примечательно указание игуменье Марии «подготовить место проживания за пределами монастырской ограды» для служащих отцов. Во-первых, для священнослужителей был выстроен отдельный корпус, совершенно отделённый от сестринских келий. Во-вторых, монастырь едва сводит концы с концами, ибо сам строит Вознесенский храм (монастырь - заказчик, а Фонд «Вознесение» является подрядчиком работ по строительству и изыскивает на него деньги), несёт большую социальную нагрузку по помощи бедным и больным, школам и колониям, и не имеет возможности купить в городе жильё для своих священников. И в третьих, но главное: жить монахам на съёмных квартирах, среди мирян - есть для монаха соблазн и нарушение «уставной монашеской жизни» много большее, чем на монастырской территории в отдельном корпусе, чего епископ, обязанный хотя бы формально поддерживать в епархии «монашеские правила» - не может не знать.
Но еп. Иосиф идёт дальше. Он уже отнял у монастыря гостиницу на 50 мест, построенную архим. Амвросием для паломников (приезжавших отовсюду во множестве в Введенский монастырь), чтобы поселить в ней… 5 учениц «иконописного класса» своего микроскопического духовного училища. О духовных училищах - речь отдельная: хоть они формально и есть, но на практике в течении многих лет он очень мало кого рукополагает, и все выпускники Ивановских «духовных школ» (если их можно так громко назвать) - уезжают рукополагаться в другие епархии, хотя, это возможно и оттого, что и они понимают - с каким владыкой придётся имеет дело…

Итоги

Духовенство и насельники Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново решили молить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о даровании монастырю ставропигиального статуса (по возможности - со всеми отстроенными подворьями) и, по возможности, обращение строящегося Вознесенского храма в Патриаршее подворье. Иначе в результате разжигающегося еп. Иосифом и коррумпированной полицией скандала вокруг строительства храма и монастыря могут быть уничтожены и то, и другое. Совет попечителей Фонда «Вознесение» готов просить об этом Святейшего Патриарха Кирилла.
Недавно в в монастыре прошел обыск, при котором были изъяты все документы деятельности Фонда на основании того, что «по их данным», как заявила следователь Осмачко О.Н., у них «есть доказательства» в растрате из Фонда 19 тыс. руб. в начале 2010 г. (!). Документы изъяты без описания и даже без расписки об их изъятии. Были также обысканы помещения монастыря, к Фонду «Вознесения» не имеющие никакого отношения. Нужно ли говорить, что обыском и изъятием этих документов командовал иг. Виталий (Уткин) с группой полиции, причём монахиням и священникам Свято-Введенского монастыря было искренне непонятно: кто из них обыском и друг другом командует?
Были даны два репортажа по Ивановскому телевидению (телекомпания «Барс»), в которых опорочено как руководство Фонда «Вознесение», так и само строительство храма. В первом репортаже 31.12.2011 (http://rutube.ru/tracks/5191770.html) было вполне серьёзно, но абсолютно бездоказательно поведано о «жутких преступлениях» в Фонде.
Самое пикантное здесь то, что если сам Фонд - есть юридическое лицо, пострадавшее от чьей-то растраты, - то именно это «пострадавшее лицо» и подвергается атаке и расправе самым ошеломляющим образом.
Второй репортаж - должен был, видимо, исправить идиотизм предыдущего. Что из этого вышло - судить зрителю. Теперь уже А.Л. Римский, выступив по местной телесети, поведал о том, что разоблачена «преступная группа» в лице руководства Фонда «Вознесение», которая расхитила несметные сокровища, увела деньги зарубеж и скупила там недвижимость. Обалдевшие жители Ивановской области теперь, похоже, с помощью тов. Римского, скоро начнут понимать, в чём подлинная причина разрухи в их несчастном отечестве: все их беды - а главное: безысходная нищета и разорение родных предприятий и ферм - именно от того, что появился несколько лет назад в их городе Фонд «Вознесение», который и привёл область к полному разорению…

Сергей ПИСЕМСКИЙ

«Русский Вестник», 3 (839) 2012


2 июня исполняется 120 лет со дня рождения – известного и глубоко почитаемого подвижника, исповедника, поэта и проповедника, которого называли одним из самых одухотворенных архиереев последнего времени. Неизвестное свидетельство о владыке Иосифе приводит в своей статье Ксения Кириллова.

Старец и исповедник веры, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Иван Михайлович Чернов) родился ровно 120 лет назад в Белоруссии, в Могилеве-на-Днепре в семье военного 2 июня 1893 года, в день памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского.

Владыка отсидел двадцать лет в советских лагерях, чудом избежал фашистского расстрела. При этом, по словам очевидцев, он никогда не унывал, охотно утешал других и даже юродствовал.

Первый арест таганрогский епископ Иосиф (Чернов) пережил в 1935 году, когда особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию». Владыка был освобожден в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. В этот период владыка Иосиф принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года он возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.

С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был кратковременно арестован. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал.

Более того, отец Иосиф помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую.

Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск из Умани 11 января 1944 года.

После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Он содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Ростов-на-Дону. В феврале 1945 года владыку приговорили к 10 годам лишения свободы. Срок заключения он отбывал в Челябинском лагере особого назначения, а с 1948 года - в посёлке Спасск в Карагандинском лагере. С 1954 владыка находился в ссылке в посёлке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области, и окончательно освобождён из неё был только в 1956 году.

Сейчас о владыке Иосифе вышла целая книга воспоминаний «Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф», по мотивам которой был снят одноимённый фильм. Мы же представляем вашему вниманию не вошедшие в книгу воспоминания о митрополите Иосифе одной из его духовных дочерей, родной сестры игуменьи Верхотурского Покровского женского монастыря Софии (Любых) – Марии Ивановны Сащиной(в девичестве – Любых).

Я родилась в православной семье в конце сороковых годов прошлого столетия, и была последним ребенком. Невзирая на богоборческую политику, родители ходили в церковь и меня учили христианским добродетелям, - вспоминает Мария Ивановна. - Во время революции мой дедушка был старостой в церкви, и в 1929 году его выселили в Сибирь, туда, где сейчас находиться город Нижневартовск. Хотя до совершеннолетия родители боялись рассказывать мне о нём, всё детство мое прошло в церкви. Папа работал пономарём в соборе. Я помню, что и мне очень нравилось пение, торжественность богослужения.

В 1956 году была образована Петропавловская епархия, и в Петропавловск, где тогда жила с семьёй маленькая Маша Любых, приехал новый архиерей - епископ Иосиф (Чернов), только освобождённый из ссылки в Кокчетаве.

Он так молитвенно служил и радовался снова славить Господа, что нам, детям, казалось как будто мы на Небе. Его горячие и образные проповеди, свои воспоминания об испытаниях в годы двадцатилетних скитаний по ссылкам и помощи Божией для перенесения тех унижений, которые выпали ему, на всю жизнь остались в сознании, и всегда помогали в сложных жизненных ситуациях, - рассказывает Мария Сащина.

B те годы основными прихожанами храма были женщины, тогда как архиерею были необходимы иподиаконы - мужчины, которые могли бы входить в алтарь.

Я любила стоять слева от кафедры, и вот владыка Иосиф разрешил держать мне слyжебник и жезл, когда он стоял на кафедре. Мне было тогда семь лет, я стояла и замирала от счастья, держа книгу или жезл. Но когда мне исполнилось восемь, Владыко объяснил мне, что больше девочке нельзя участвовать в богослужении, и чтобы было не так мне горько, подарил брошь. Я очень горько плакала, что я не мальчик, - вспоминает Мария Ивановна.

Когда владыку перевели в Алма-Ату, повзрослев, Мария старалась 2-3 раза в год летать к нему.

Общение с ним, его беседы, советы помогли мне справиться в жизни со своими невзгодами и болезнями. Это был человек удивительной доброты. Помню, первый раз я поехала к нему в 67-м году со своим папой. Мне было тогда 18 лет. Печь тогда топили дровами, притом дерево, которое для этого использовали, было очень тяжёлым и твёрдым. Какого же было моё удивление, когда, ранним утром выглянув в окно, я увидела, как владыка носит эти тяжёлые поленья. Он даже не сказал мне, что собирается делать, не попросил помочь. Я когда я вышла во двор, он сказал мне, что сейчас натопит титан, чтобы мы с папой помылись с дороги. Представляете? Архиерей, которому за семьдесят лет, сам таскал дрова, чтобы согреть нам воду! - вспоминает она. - Для меня это стало образцом смирения.

По словам Марии Ивановны, в общении с людьми владыка Иосиф был удивительно простым, добрым, и в то же время удивительно проникновенным. Многие духовные чада вспоминают его ласковые, чуть с хитринкой, глаза.

Владыка очень чувствовал людей. Те, кто с ним однажды пообщался, не могли о нём потом не вспоминать. Однажды у митрополита Иосифа я познакомилась с одним священником, отцом Наумом. Затем, уже после смерти родителей я собралась ехать на Украину, и даже взяла на это благословение. Тогда отец Наум сказал мне: «Сдавай билет и лети в Алма-Ату». Мне показалось странным всё менять, тем более это было не так просто, да и благословение лететь на Украину было уже получено. Словом, я не поехала тогда в Казахстан - а вскоре владыка умер. Отец Наум говорил мне потом: «Знали бы вы, какого человека оставили!». Но откуда я могла знать тогда, что его не станет - ведь я была ещё девчонкой лет 25-ти. Сейчас, наверное, я повела бы себя по-другому, - сокрушается Мария Ивановна.

Или ещё одно воспоминание из «петропавловского» периода жизни владыки. В 50-е годы в первое воскресенье после каникул школьников частенько засаживали за парты - якобы вспоминать забытое за время отдыха. Маленькая Маша стояла на службе на Вербное воскресенье, боясь опоздать в школу, когда владыка Иосиф обратился к ней со словами: «Вот уехала Мария - а кто же будет жезл держать?».

На тот момент мне уже давно было за семь лет, и жезл мне держать запретили. Я не могла понять, о чём он говорит. Уже много лет спустя, когда теперь мне приходится держать жезл, помогая матушке в монастыре, я вспоминаю те его слова. Значит, он знал, что в моей жизни будет ещё один жезл, - рассуждает Мария Сащина.

Мария Ивановна вспоминает один случай прозорливости владыки: когда, после операции на желудок, он позвонил ей со словами: «Ну вот, теперь до конца жизни посты у тебя отменяются».

Для меня это было странно. Я строго соблюдала все посты и думала: ну хорошо, сейчас я болею, а потом выздоровею и снова начну поститься. Кто ж знал, что мне предстоит ещё 15 операций, и в одной из них мне удалят желудок? Но он, видимо, знал…

Уже после смерти митрополита Маша Любых вышла замуж - по её словам, не очень удачно.

Интересно, что я успела сказать владыке, что хочу замуж. Он сказал мне тогда: «Мария, пожалеешь». И, как обычно, он оказался прав.

Отдельные воспоминания Марии Сащиной связаны с воспоминаниями владыки Иосифа о лагерях:

Один раз батюшка рассказывал, как они встречали Пасху в лагере, сидя в одной камере с Чебоксарским владыкой Эммануилом. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах - ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мёртв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

Кстати, в отношении к советской власти, по словам духовных чад, владыка сохранял мудрую осторожность, например, разрешал надевать в школе пионерский галстук, чтобы не злить учителей, но не благословлял носить его дома. Крестик же он снимать не велел.

Он старался давать такие советы, чтобы мы могли не идти на открытый конфликт с властью, но в то же время сохраняли свою душу, - отмечает Мария Ивановна.

Уже через много лет Мария Сащина попала на сеанс к Кашпировскому - разумеется, не из-за увлечения оккультизмом, а по ошибке решив, что он - обычный врач (дело было в 80-е годы). Тогда знаменитый «целитель» неожиданно признался ей: его «лечение» на неё не подействует, потому что он чувствует за ней какого-то сильного покровителя. Пожалуй, в этом со скандально известным экстрасенсом согласна и сама Мария Ивановна - молитвенную помощь владыки Иосифа она чувствует до сих пор.

Родился в с. Пиявочное Озеро (Арзамасский район Нижегородской обл.), в старообрядческой семье (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родители — Михаил Степанович и Евдокия Афанасьевна .

Шести лет от роду Иван лишился отца. С 11 лет воспитывался при старообрядческом монастыре близ д. Елесино Борского района Нижегородской губернии. Находясь в послушании у епископа Кирила нижегородского и епископа уральского, живших при монастыре, он изучил церковное пение и устав. С 1907 г. служил уставщиком в с. Климотино Горьковской области.

В 1909 г. епископ нижегородский рукоположил его в диакона к храму в с. Василёво (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.). В 1916 г. владыка Иннокентий поставил его в сан иерея и определил настоятелем в Н.Новгороде.

В 1924 г. умерла его жена Пелагия , оставив ему семерых детей. Вскоре о. Иоанн был арестован и 10 лет провел в тюрьмах и лагерях. Выйдя на свободу, он еще около 10 лет скрывался, прячась у христиан и нигде подолгу не останавливаясь.

По данным ЦА ФСБ «Моржаков И.М., священник старообрядческого прихода, портной», был вновь арестован в 1935 г. по обвинению в нелегальном проживании в Москве и участии в «контрреволюционной старообрядческой организации» . Особым совещанием при НКВД 25 октября 1935 г. как «социально опасный элемент» был приговорен к заключению в Карагандинский лагерь. По данным ГИЦ МВД РФ освобожден 30 апреля 1938 г. (реабилитирован 24 сентября 1992 г.).

В 1945 г. протоиерей Иоанн принял иноческий постриг и был хиротонисан во епископа кишиневского, одесского, временно черновицкого и измаильского. Иноческий постриг и хиротонию совершили на Рогожском кладбище архиепископ и епископ .

В 1953 г. на Освященном соборе епископу Иосифу было предложено первосвятительское служение, но он по смирению отказался в пользу епископа . Епископ Иосиф был избран заместителем (наместником) архиепископа московского и всея Руси. После смерти архиепископа Флавиана он избирается на московский престол.

19 февраля 1961 г. в на Рогожском кладбище епископы клинцовский и новозыбковский Вениамин (Агольцов) , киевский и винницкий Иринарх (Вологжанин) , волго-донской и кавказский Александр (Чунин) совершили возведение владыки Иосифа в сан архиепископа Московского и всея Руси.

На первосвятительском посту в полной мере проявился выдержанный и твердый характер владыки Иосифа. По воспоминаниям современников, несмотря ни на какие ситуации, он никогда не повышал тон, обращаясь к провинившемуся, а когда принимал решение, то следил за неуклонным его исполнением.

Погребен на Рогожском кладбище. Погребение совершил 9 ноября 1970 г. в Покровском соборе на Рогожском кладбище епископ кишиневский в сослужении с епископами Иринархом киевским, винницким и одесским и Иоасафом клинцовско-новозыбковским.

Загрузка...
Top