Жан кальвин краткая биография. Кальвин Жан – краткая биография Чем знаменит жан кальвин

«Предопределение Кальвина сделалось машиной для фабрикации мучеников.… Если где-нибудь в Европе требовались кровь и мучения, если нужен был человек для сожжения или колесования, этот человек уже стоял наготове в Женеве - он поднимался и шёл на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы». Жюль Мишле

В 1517 г., в Германии, проповедник и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) публикует одно из первых и одно из важнейших своих сочинений: «95 тезисов». Продолжая грандиозную задумку Яна Гуса, Лютер начинает дело, волной прокатившееся по всей Европе - реформу церкви - называемую в истории Реформацией и имеющую глубокие последствия.

Реформация затронула жизнь Англии, Франции, Германии, Северо-западной и Северной Европы - страны, где новое движение больше всего проявило себя, хотя не совсем так, как мечтали сами реформаторы.

Все приверженцы Реформации называли себя протестантами (выражали протест против существующей церкви). Два крупнейших направления протестантства были: лютеранство (в большей мере распространилось в Германии, Северо-западной и Северной Европе) и кальвинизм (во Франции).

За восемь лет до «95 тезисов» Мартина Лютера, 10 июля 1509 года, в Нуайоне (город в Пикардии), в семье епископского секретаря Каувина, родился мальчик, ставший в будущем, наряду с Лютером, Цвингли и др., одним из знаменитейших реформаторов. В историю он вошёл с именем Жан Кальвин, так как позже латинизировал свою фамилию, как это было принято у учёных.

Его мать умерла очень рано, а отец, вечно погружённый в работу, мало обращал внимания на Жана, его братьев и сестер. Вскоре умного мальчика замечает одна из нуайонских аристократических семей, в которой он и воспитывался. Позже это проявилось в его проповеднической деятельности: в отличие от Лютера, у Кальвина всегда были утончённые, аристократические манеры. Отец хотел направить Жана по своим стопам, и в 1521 году он добивается, чтобы сыну дали пребенду - доход на содержание духовных лиц - и в 1523 году Жан Кальвин переезжает в Париж.

Именно в столице Франции формируется характер и мировоззрение будущего реформатора. Сначала он учится в коллегии Ламарше, где на него обращает внимание один из учителей, приверженец новых реформационных идей, Матюрин Кордье. Свое обучение Кальвин продолжает в коллегии Монтегю. (Интересно, что несколько лет спустя в этой же коллегии учился человек, сыгравший совершенно противоположную роль в истории Реформации - Игнатио Лойола).

Кальвин живет в Париже и под покровительством Кордье изучает грамматику и диалектику. Однако вскоре, по совету отца, Жан переезжает в Бурже, где, один из самых известных юристов тех времен, Альциати, преподает ему юриспруденцию.

В новом университете характер Кальвина становится более открытым и общительным, его замечают другие учителя. Одним из них был Мельхиор Вольмар, гуманист, приверженец Реформации, человек, оказавший огромное влияние на молодого Кальвина. Именно он предлагает Жану заняться теологией.

В 1531 году умирает отец Кальвина, что освобождает его от обязанности изучать нелюбимые для него науки. Он начинает углубленное изучение теологии. В это же время Сорбонна осуждает Лютера в ереси, что еще больше повлияло на его популярность. По всей Франции начинают распространяться листовки, обличающие сорбонистов. Теология становится модной наукой. Возможно, что именно в это время Кальвина посещают первые религиозные сомнения. Под влиянием учения Лютера он изучает Библию, усваивает идею оправдания веры. Жан даже сам пробует выражать новые идеи, он проповедует в соседнем городке Линьере. Спустя некоторое время Кальвин встречается с известным реформатором Буцером и знакомится со своим будущим соратником и биографом Теодором Де Беза (1519-1605). Некоторые историки считают, что уже тогда Кальвин полностью переходит на сторону Реформации и складывается его учение. Однако, это мнение ошибочно. Хотя Кальвин и начинал сомневаться в католицизме, но с его любовью к порядку, привитой юриспруденцией, он считал, что устранение церковного авторитета приведет к хаосу. Жан Кальвин был сторонником так называемой «легальной» оппозиции к папству и стремился не к разрушению, а к очищению церкви. Его больше привлекает «спокойная» слава Эразма Роттердамского. Кальвин хочет оставить свой след в науке и поэтому переезжает снова в Париж, где продолжает свое обучение.

Несмотря на свое плохое материальное положение, он пробует себя и на литературном поприще, в то время почти не приносящего дохода. В 1532 году выходит в свет первый научный труд Кальвина - комментарии к трактату Сенеки «О кротости», где, наряду с самими комментариями, он указывает на несовершенность правосудия того времени и злоупотребления правительства. Особенно он порицает принцип абсолютизма власти, говоря, что опора трона исходит из любви и благосостояния подданных. Кальвин очень рад успеху своего первого произведения. Он рассылает экземпляры всем своим друзьям, прося их о помощи в распространении книги. Однако это была первая и последняя философская работа Кальвина.

В это время в Европе все чаще и чаще происходят маленькие победы реформаторов. Вдохновленный этим, Кальвин снова обращается к изучению религиозных вопросов. Возможно, именно в это время, окончательно осуществляется его переход на сторону Реформации. Кальвин пишет предисловие к псалмам, где говорит о себе: «В какой бездне заблуждений погрязла моя душа! Но тогда, о, Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по твоему пути».

Очень быстро Кальвин становится во главе евангелической общины Парижа. В своих пламенных речах он громил папство, проповедовал учение об оправдании верой, отрицал исповеди, индульгенции и излишнее роскошество церкви.

Это время было сравнительно благоприятное для Реформации во Франции, так как на троне сидел король Франциск I, который был покровителем наук и искусств, а под влиянием своей сестры Маргариты Наваррской снисходительно относился к протестантам. Католическая лига не могла полностью перетянуть короля на свою сторону. Пользуясь этим,

Кальвин делает попытку вызвать движение Реформации «сверху». В 1533 году одного из друзей Кальвина избирают ректором Парижского университета, который при вступлении в должность произносит речь, написанную Кальвином, где, хотя и не прямым текстом, осуждались теологи Сорбонны и проповедовались основные принципы Лютеранской теологии.

Сорбонна была возмущена. Французский парламент принял ее сторону. На Кальвина, как на автора речи, началась «охота», и проповедник бежит из Парижа.

С этих пор у Кальвина начинается беспокойная жизнь. Биографы разукрасили этот период жизни реформатора разнообразными романтическими сюжетами, скорей всего не имеющей действительной исторической подоплеки. Поэтому об этом времени деятельности Кальвина известно очень мало. Сначала он путешествует по южной Франции, где довольно успешно проповедует. Затем он отправляется в родной Нуайон, где отказывается от своих приходов. Известно также, что некоторое время он проводит при дворе Маргариты Наваррской в Нераке. Там же он заканчивает свое первое теологическое произведение «Сон душ», в котором нападкам подвергаются распространившееся тогда учение анабаптистов. Эта секта утверждала, что души людей после смерти пребывают во сне до наступления страшного суда.

Через некоторое время Кальвин возвращается в Париж, так как Маргарита Наваррская договорилась с королем о прекращении «дела об университетской речи». Но все было не так уж хорошо для Кальвина. Спокойному сосуществованию католицизма и протестантства помешали беспорядки в среде самих реформаторов. Во-первых, наряду с учениями Лютера и Цвингли, из Германии во Францию проникало множество сектантских учений (анабаптистов, антитринитариев и др.). Некоторые из них не только враждовали с католицизмом, но и переворачивали каноны христианства. Во-вторых, не довольствуясь мирной пропагандой своего учения, приверженцы Реформации начали проводить враждебные папству демонстрации, совершали разорение церквей, что было похоже на Крестьянскую войну в Германии (1524-1525). И Кальвин, и Лютер осуждали подобные события. В Париже появились, так называемые, «летучие» листки, в которых осмеивалось папство и в оскорблениях говорилось «о великих и отвратительных злоупотреблениях папской мессы». Листки ночью развешивали на дверях монастырей, на воротах Сорбонны. Везде доказывалось, что католики только профанируют таинство причащения. Этого король вместе с католической лигой стерпеть не могли. И в 1535 году Франциск I с солдатами и с огромной толпой народа прошел по улицам Парижа к епископскому дворцу, где заявил, что не потерпит оскорблений. Этой же ночью в городе запылали костры, на которых погибли шесть осужденных протестантов.

Кальвину было опасно оставаться во Франции, поэтому он со своим другом Тиллье переходит границу и добирается до Страсбурга, где можно чувствовать себя спокойно. Но вскоре Кальвин перебирается в Базель и решает там поселиться окончательно. В окружении гуманистов, среди которых бы Эразм Роттердамский, он занимается переводом Библии на французский язык. К переводу Кальвин пишет предисловие, где, как и Лютер, он заявляет, что изучение Библии является самостоятельным правом каждого верующего.

Но вести, приходящие с родины, тревожат его. Франциску I для победы над своим вечным врагом, королем Испании Карлом V, нужна помощь протестантских князей. Поэтому он заявляет, что все гонения в Париже были направлены против сект с их антимонархическими претензиями. Тогда Кальвин решает помочь своим оклеветанным соратникам и заканчивает давно подготавливаемый труд «Наставления христианской вере». Первоначально «Наставления» были задуманы, как краткое популярное изложение принципов нового учения, но ввиду сложившихся обстоятельств, труд был подвергнут некоторым изменениям. В 1536 году в Базеле выходи первое издание «Наставлений», состоящее из 6 глав, а в 1559 году книга состояла из 4 томов, включавших 80 глав. Кальвин всю свою жизнь дополнял книгу, включая в нее все новые принципы. За латинским изданием всегда следовал французский перевод. «Наставления» можно назвать первым образцовым памятником французской прозы, так как до Кальвина ученые сочинения писались на латинском языке. Многие считают «Наставления» самым выдающимся произведением эпохи Реформации. Мысль и попытки изложить основные теории протестантизма были и до Кальвина, но никто не смог создать такой цельный труд. В книге отражается и характер самого Кальвина. Можно заключить, что по сравнению с Лютером Кальвин более радикален. Германский реформатор, выросший в католицизме и пропитанный его духом, так и не смог отрешиться от старой религии, он признал бы и Папу, не мешай тот ему проповедовать. Кальвин же сделал шаг к новой религии, уже не бросая взглядов назад. Он признает единственный авторитет - Священной писание. Центральный пункт Мартина Лютера - учение об оправдании верой, рассматривается и как важнейший пункт кальвинистской догматики, однако Кальвин продвигает его дальше и делает его более решительным и безвыходным для самого человека. Немец доказывает, что спасти человека может только одна вера в спасительный подвиг Христа, да и то вера считалась подарком Бога. Кальвин, мысля логически, приходит к тому, что если вера является благодатью Бога, то и спасение человека зависит только от Божественной воли. Человек всецело зависит от Бога, свободы воли человека нет, спасение не полагается даже только на веру. Истинно верующим может быть человек «избранный» Богом. Поэтому, несмотря на свои плохие или хорошие дела, человек обречен либо на спасение, либо на не спасение. Бог сам, по мнению Кальвина, толкает к злу. Дьявол же может только искушать и мучить по велению Бога, но никогда не одержит победы. Но реформатор, сам, понимая безысходность этой идеи, которая к тому же открывала произвол желаниям человека, заявляет, что никто не может и не должен предвидеть тайну божественного решения и не может знать «избран» он или нет, но обязан добиваться этого своим безупречным поведением, чтобы быть достойным являться спасённым. «Человек падает, - говорит Кальвин, - потому что так постановлено свыше, но грешит он по собственной вине».

Из этого учения выходила и теория церкви по Кальвину. Он полагал, что истинная церковь состоит только из «избранных», но так как никто не знает, избран он или нет, то получается, что все люди входят в церковь. Эта всеобщая церковь является оболочкой той настоящей, главной. Каждая община должна пользоваться самоуправлением в делах веры. По Кальвину церковь должна иметь некое олигархическое устройство. Носителями церковной власти являются проповедники - пасторы. Они избираются всеми, но решающий голос отдаётся другим проповедникам, по этому власть оказывалась в руках немногих. Лютер подчинил церковь государству. Кальвин же расходится с германским реформатором во мнениях: государство установлено Богом и должно быть строгим и справедливым. В сущности, и церковь, и государство преследуют одну и туже цель - духовное самосовершенствование и совершенствование подданных. Поэтому государство должно нести Слово Бога, карать неверных, защищать угнетённых и поддерживать спокойствие и порядок. Но смешение светской и духовной власти противно Слову Бога. Государство должно всеми силами поддерживать церковь, таким образом, государство, как и в католицизме, является теократическим. Подданные должны подчиняться власти и могут протестовать только в том случае, если действия властей противоречат Богу. Из этого следует, что в принципе подданные терпят все притеснения государства и выражают покорность, так как оно создано и поставлено Богом. В вопросе богослужения Кальвин опять уходит дальше Лютера, он отменяет все праздники в честь святых, оставляя только воскресный день, католическая месса упразднена, статуи и иконы причисляются к идолопоклонству, Кальвин отменяет даже церковную музыку.

Ещё в одном из знаменитейших разделов «Наставлений» Кальвин оспаривает тезисы Лютера и Цвингли о евхаристии (греч.- благодарение) - таинства священного причащения, принесение великой жертвы Тела и Крови Христа. Лютер говорит о реальном существовании Христа в евхаристии («сие есть тело мое (хлеб)» и «сие есть кровь моя (вино)»). Цвингли утверждает, что «есть» равно «знаменует» и потому проповедует символическое значение таинства. По мнению Кальвина, при евхаристии сообщается субстанция Божественной благодати, если конечно причащающийся «избранный».

Скорее всего, Кальвин не подозревал, что ему придётся осуществлять свои идеи на практике, он решил, что будет разоблачать папство только на бумаге.

«Наставления» производят фурор среди реформаторов и ужасное негодование со стороны церкви. Кальвин даже вынужден на время покинуть Базель. В 1536 году он проповедует в Ферраре Рене Феррарской, дочери французского короля Людовика XII и полностью склоняет её на сторону Реформации, с тех пор между ними завязывается оживлённая переписка. Однако Кальвин недолго пробыл в Италии, так как на него обращает внимание инквизиция, и уезжает во Францию. В это время идёт война с Италией, и, чтобы объехать спектакль военных действий, реформатор едет через Савойю и попадает в Женеву.

Как ни странно, в Женеве уже прошли первые религиозные войны. Сначала они проходили просто как политические столкновения патриотичных жителей Женевы под предводительством епископа с герцогом Савойским. Но из Берна туда начал проникать протестантизм, а в 1532 году в город попал один из знаменитейших проповедников - Фарель, который начал активную проповедь Евангелия. После нескольких разочарований и поражений он, однако, смог пополнить партию Женевских протестантов. Огромную поддержку ему оказывал Берн, уже полностью покорившийся новой религии, на помощь в борьбе с католическим герцогом город выслал небольшую армию, состоявшую исключительно из лютеран. В 1536 году между Женевой и Берном был заключён «вечный мир». Женева признаётся независимой, но обязуется не искать союза с другими государствами без совета с Берном. Ручательством в сохранении мира должно служить полное единомыслие в делах веры. Но всё обернулось другой стороной. В Женеве протестантизм проповедовался в основном из тщеславных интересов правительства. Город открыл ворота разбойникам, грабителям монастырей, прикрывающихся под маской нового учения. Протестантство в Женеве походило скорее на антиклерикализм. На месте разрушенного строя, должен был быть воздвигнут новый. Но Фарель не мог один справиться с этим.

Приехав в Женеву, Кальвин встречает своего старого друга Тиллье, и через последнего весть о приезде автора «Наставлений» передаётся Фарелю. Положение этого проповедника было очень сложным. После победы протестантизма он являлся лишь управителем церкви и всецело зависел от Совета - главного управляющего органа в городе. Фарель настаивал на наведении дисциплины, чтобы все в намеченный срок посещали проповедь, старался поднять уровень образования в школах. Но его строгость вызывала ропот населения, да и Совет подозрительно относился к реформам. Члены Совета хотели полностью подчинить церковь государству. Фарелю не хватало организаторского таланта, и он просит Кальвина остаться. После долгих уговоров, пламенных речей Фареля, французский проповедник соглашается помочь в наведении порядка в церкви. На некоторое время Кальвин уезжает в Базель, но потом, завершив там свои дела, возвращается.

Два реформатора Женевы полностью дополняли друг друга. Фарель - пылкий, обладающий ораторским красноречием, увлекающий за собой людей, поддерживался четкой рассудительностью, ученостью и точностью Кальвина. Им содействовал третий человек - Вире - тоже обладающий блестящим красноречием, однако больше успокаивающий, чем возбуждающий публику.

Сначала Кальвин не особо выделялся на арене борьбы и только всё время сопровождал Фареля на диспутах и проповедях. Но он делал колоссальную работу в практическом управлении. Церковь действительно находилась в плачевном состоянии, и проповеди Кальвина начинали иметь большой успех. Совет принимает его под свою опёку и выплачивает ему жалование.

В 1536 году Кальвин составляет катехизис, где излагались идеи кальвинизма, в сущности, это был конспект «Наставлений» для горожан. Катехизис с успехом начинает преподаваться в школах. После этого Кальвин составляет евангельское исповедание в 21 тезисе.

Но письменных мер оказалось недостаточно. Французский реформатор настаивал на введении отлучения от церкви, как сильного средства для введения дисциплины. Чтобы не профанировать причащение и не осквернить это таинство, Совет должен выбрать несколько людей глубоко приверженных протестантизму. Этим доверенным людям даются участки города, где они следят за нравственностью граждан и отлучают их от церкви за непослушание, если же это не исправит виновного, его отдают гражданским властям.

Как ни странно, 16 января 1537 года Совет сочувственно отнёсся к требованиям Кальвина и Фареля и провёл ряд реформ, обойдя только отлучение от церкви. Несмотря на требовательность реформаторов, катехизис был принят единогласно.

Кальвин всё больше и больше начинает оказывать влияние на Совет. Часто он с Фарелем приходит в зал заседания и читает проповеди. Совет же всё более строго относится к нарушителям нравственности. Были запрещены роскошные костюмы, шумные публичные увеселения, танцы, азартные игры. И богатые, и бедные одинаково подчинялись закону. Католический культ искоренялся полностью. Всякий, у кого находили иконы, чётки или другие подобные элементы старого учения подвергался строгим наказаниям.

В итоге горожане, которые сначала доброжелательно относились к проповедникам, начали проявлять негодование. Первым признаком надвигающихся неудач было появление в Женеве анабаптистов. Фарель решил устроить им диспут, после долгих споров не победил никто и Совет просто приказал сектантам покинуть город, под страхом смертной казни. Однако приверженцы данного учения всё же остались в Женеве. В это же время Кальвина обвиняют в отрицании Святой Троицы (арианизме). Обвинил его в ереси проповедник Евангелия Кароли. Это нападение в большей степени потрясло Кальвина тем, что его обвинял протестант. Срочно созвав Совет, француз с таким жаром нападает на оппонента, что Женева и Берн выдают ему письменное удостоверение его правоты.

Оппозиционная партия всё возрастала, подкрепляясь Женевскими патриотами, не хотевшими принимать новую формулу веры. Совет даже отказался изгонять бунтующих из-за их огромного количества. Противники проповедников заявляли о себе всё громче и громче. Только лишь Совет не позволял им нападать на иностранцев.

Однако вскоре подвернулся удобный случай. Оппозиция не замедлила воспользоваться вопросом о «бернских обычаях». Бернская церковь, при принятии нового учения, всё-таки сохранили отголоски католицизма, оставив пресный хлеб для причастия, камни при крещении и четыре главных праздника. По Женевско-бернскому договору Берн требовал, чтобы и Женева приняла эти условия. Но Кальвин и Фарель были более радикально настроены и «обычаи» принимать не хотели. Этим и воспользовались оппозиционеры, объявив, что они борются за внедрение «бернских обычаев».

Вскоре наступило 3 февраля 1538 года - выборы нового Совета. Как не старались проповедники, в новом Совете было большое количество противников. И уже на Пасху, когда Кальвин отказался причащаться по католическому обряду, Совет запретил ему и Фарелю проповедовать. Но всё же Кальвин в назначенное время входит на кафедру. Оскорбленный неповиновением Совет принимает решение об изгнании и Кальвина, и Фареля из Женевы. С гордыми лицами проповедники уезжают из города и сразу отправляются в Берн просить помощи.

Берн, понимая, что такой поворот событий может привести к очень плохим последствиям, как, например возрастание католической партии в Женеве, или же вообще отрыв этого города от Реформации, приняли проповедников довольно милостиво. Кальвин жаловался на подготовленную интригу, на то, что он не отказывался от «обычаев», а только не хотел профанировать таинство. Берн отправляет делегацию в Женеву, откуда пришли дурные для реформаторов вести: женевцы ответили, что Кальвин представил дело в ложном свете. Тогда реформаторы обращаются в Швейцарский Синод, заседавший в Цюрихе. Там Кальвин заявил, что реформации в Женеве грозит опасность и выдвинул 14 статей, на условии которых он вернулся бы к проповедничеству в городе. Но и эта попытка оказалась неудачной, женевцы снова доказали посланникам, что Кальвин не прав. И действительно: реформация в городе шла нормальным ходом. Фарелю и Кальвину вообще запретили появляться в Женеве. Решение от 23 апреля отменено не было. Испытывая разнообразные унижения, проповедники покидают Берн и уезжают в Базель, а оттуда Фарель едет в Невшатель, а Кальвин, по приглашению Буцера, отправляется в Страсбург.

Этот город не даром протестанты называли «Новым Иерусалимом». Страсбург очень сочувствовал новым течениям. Там были общины почти всех существующих христианских конфессий того времени. Кальвин быстро стал лидером во французской общине города, а также лектором академии и проповедником при церкви Святого Николая. Общине предоставлялась полная свобода действий, и именно в Страсбурге Кальвину впервые удалось установить свой порядок. Уже в первый месяц своей деятельности он ввёл ежемесячное причащение, отлучение от церкви, при необходимости, и пастырей, присматривающих за нравственностью. Кальвину удалось ввести дисциплину, которой удивлялись немецкая и другие общины в городе. Велики были его успехи и в проповедях, его приезжали слушать даже из Англии.

В 1539 году Кальвин отправляет в печать самую значительную переработку «Наставлений», а также издает толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии», последняя книга была написана на французском и предназначалась для обыкновенной публики. Но материальное положение Кальвина в Страсбурге было не лучшим. Большие затраты требовались на издание книг, ему даже пришлось продать свою Женевскую библиотеку. Жалование страсбургского совета было небольшим. Кальвин, очевидно, решает остаться в городе на долго и принимает гражданство, записавшись в цех ткачей. Тут же, в Страсбурге, он встречает свою будущую жену, это была Идилетта Штёрдер, вдова одного из обращенных Кальвином анабаптистов.

На сеймах, проходивших в это время в Германии, в Регенсбурге, Вормсе, Франкфурте, Гагенау, реформатор встречался и общался со многими знаменитыми теологами (именно тогда Кальвин сближается с Меланхтоном). Французский проповедник очень надеялся на эти сеймы. Это было спокойное для протестантов время, на католическом фронте было уныние, и была надежда, что Папа пойдет на уступки. Кальвин хотел с помощью сеймов собрать в союз всех протестантских князей. Он пытался даже сблизить их с королём Франциском I, для борьбы с Карлом V, за что получил благодарность из Франции. Вначале всё шло как будто хорошо, Кальвин издавал анонимные брошюры против папства, призывая протестантов к объединению. Однако вскоре выяснилось, что это ни к чему не привело. Не состоялось ни соглашение с католиками, ни соединение князей. Главным камнем преткновения между протестантов был вопрос о причастии. Лютер толковал его не так как Кальвин. Француз вообще не мог сойтись с немцами, считая их ещё полностью не освободившимися от элементов католического учения и возмущаясь отсутствием дисциплины в их устройстве общества.

Хотя проповедник и не проявлял того, что хотел возвращения в Женеву, но роль простого пастыря маленькой общины его не устраивала, тогда, как в Женеве он мог управлять целой протестантской «республикой». Кальвин из Страсбурга и Фарель из Невшателя зорко следили за оставшимися в швейцарском городе кальвинистами. Основную их силу составляла организованная Кальвином коллегия проповедников, которая начинала всё громче и громче заявлять о себе. Тогда Женевский совет предпринял уже отработанный ход, потребовав раздавать причастие «по-бернски», а тех, кто отказался, изгоняли из города. После этого Совет издаёт ряд строгих законов, которые, однако, не приводят к укреплению дисциплины, неудовольствие народа начинало возрастать. Анархия росла, и вместе с этим люди начали всё чаще вспоминать порядок Кальвина.

В это время попытку обращения Женевы от Реформации предприняли католики. В Лионе собралась конференция прелатов, которая решилась написать обращение к Женеве и выбрала для этого кардинала и епископа Карпантра, одного из образованнейших людей своего времени, сочувствовавшего некоторым идеям Реформации и гуманизму - Садолета. Он даже вел дружбу с Меланхтоном и был не против реформы церкви, но при условии признания главенства Папы. С пафосом Садолет рисует преимущества католической церкви, мягко упрекает женевцев в наивности и приглашает их вернуться старую церковь. Особенно сильный эпизод - заключение послания, где описывается Страшный суд, на котором встречаются представители старого и нового учения. Первые указывают на почитание отцов церкви, существовавшее в течение многих веков, другие же осуждают всё это. Женевский совет принял обращение и обещал, что рассмотрит его. Католики приободрились, в самом городе появились те, кто был за Садолета. Множество ранее изгнанных вернулись обратно. Понимая, что это может нанести удар по Реформации, Совет готовит ответ, но соперник очень силен. Всё чаще и чаще в городе начало раздаваться имя Кальвина.

1 сентября 1539 года появился ответ Садолету, но пришел он из Страсбурга. Ответ этот был написан Кальвином и является одной из лучших работ реформатора. Садолет отмечает единство и старшинство католичества, Кальвин же заявляет об испорченности церкви, снимая вопрос. Итальянец только мельком касается догматических вопросов, а француз выдвигает их на первый план. Шаг за шагом Кальвин разбивает оппонента. Защищая себя, он объявляет, что венцом всему служит Божественная воля. Защищая свою деятельность, он отсылает Садолета к внимательному прочтению катехизиса. А заканчивается ответ Кальвина, в противовес описанию Суда, словами: «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что слово Божье намеренно утаивается от сынов церкви, что же мне оставалось делать?.. Если нельзя назвать изменником того, кто, видя расстройство воинов, поднимает знамя полководца и снова строит их в ряды, то неужели я заслуживаю этого названия, я, который, видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа?». На этот ответ из Лиона возражений не последовало. Конференция разъехалась, и католики на некоторое время притихли. Кальвинисты ликовали. Это способствовало примирению Кальвина и Женевы.

В Женеве оппозиционеры сильно скомпрометировали себя. Жан Филипп - главный синдик - отдал часть женевских владений Берну, за что был казнён, после эта же участь постигла и других трёх членов Совета, а в выборах нового победили кальвинисты. Начинаются долгие решения по возвращению Кальвина. Женева отправляет посланника Амми Перрена в Страсбург. Там посол уговаривает теологов давление на Кальвина, дабы тот вернулся обратно. После согласия Страсбурга Перрен отправляется в Вормс, где тогда находился сам реформатор, и после долгих уговоров

женевцев, теологов и Фареля, угрожающего Божьей карой, Кальвин как победитель, на должности восстановителя церкви соглашается вернуться в Женеву. А после того, как и страсбургские, и бернские власти дают ему разрешение, Кальвин торжественно въезжает в «покорённый» город.

Женева долго готовилась к встрече, вернули многих изгнанных, как, например Матюрина Кордье. Семья Кальвина за деньги города была переведена в новую квартиру, данную Советом, жалование проповедника увеличилось почти в два раза. Совет также постарался восстановить все реформы Кальвина, отменённые после изгнания. Сам реформатор, всегда отличавшийся раздражительностью, педантичностью, нетерпением к ошибкам чужих, при приезде проявляет кротость и гуманность, он пощадил прежних проповедников и не стал изгонять оставшихся оппозиционеров.

Уже на первом совете Кальвин заявляет о том, что он начинает наводить порядок в церкви. Ему была предоставлена комиссия из шести человек, которая помогала ему осуществлять реформы, пока только на теоретическом уровне. Через некоторое время были готовы церковные ордонансы, предоставленные Совету. У многих членов Совета реформы вызвали плохие предчувствия, однако ордонансы были приняты беспрекословно. Позже их приняли и другие управляющие органы - Совет двухсот и Генеральное собрание граждан. Но всё-таки Кальвина попросили сделать уступки Совету, и, после небольших исправлений, ордонансы издаются. Это был полный кодекс будущей церкви.

Рассмотрим эти церковные реформы. Кальвин разделил всех людей, причастных к церковным делам, на четыре должности: проповедники, учителя, старейшины и дьяконы. Главными в церкви были проповедники. По ордонансам это «слуги Божественного слова». Проповедник должен учить, причащать и проповедовать. Он обязан пройти испытание в учрежденной коллегии проповедников, где удостоверятся в его правоверности, безупречной нравственности и умение нести слово своей религии не кальвинистам. После всех испытаний будущий проповедник предстаёт перед Советом, который высказывает своё мнение и оповещает все остальные правительственные инстанции, а также горожан, хотя последнее было всего лишь формальностью, так как ни один человек не мог сказать ничего против выбора церкви. После принятия в должность проповедник не имеет права выезжать за пределы города без согласия на то Совета, не имеет права он и требовать смены должности. Совет мог лишить проповедника должности только за открытую ересь или преступное поведение. В одной из статей ордонансов, Кальвин не порицает материальную обеспеченность духовных лиц, считая это признаком большей независимости духовного сословия. По этому вся городская община должна помогать проповедникам и в финансовой части. Кальвинистское духовенство, как и католическое, имеет право вмешиваться во все сферы жизни подопечных. Оно обязано управлять всей религиозно-нравственной жизнью общества. По этому были созданы некоторые организации. Коллегия проповедников или конгрегация собиралась еженедельно. Её целью было «охранение чистоты и единства учения». Здесь обсуждались различные теологические вопросы, новые реформы, здесь же был суд для обвиняемых духовников. Этот духовный совет, собиравшийся под предводительством Кальвина, решало и множество политических проблем, решающее слово предоставлялось французскому реформатору, то есть он являлся фактически правителем Женевы. Другое учреждение Кальвина это консистория или коллегия старейшин. Это было и духовное, и светское учреждение, представляющее нечто среднее между инквизицией и судом. В консисторию входили все проповедники и ещё двенадцать горожан - старейшин. Они должны были преследовать богохульство, безнравственность, отступления от веры. Старейшины, надзирали за жизнью каждого члена общины, и, вместе с проповедниками, выносить наказания. Чтобы членам консистории было легче выполнять свои обязанности, им дали право входить в любую квартиру, а ежегодно проводить обход всего города. Когда служитель находит какой-нибудь признак нарушения нравственности или порядка, он обязан донести об этом консистории, через которую дело передаётся в судебный трибунал. Консистория существовала отдельно от других инстанций. Его работа была беспристрастна, так как старейшина совмещал в себе сразу три должности: он обвинял, он докладывал, и он же выступал судьёй. Учреждение было полностью независимо и в финансовой сфере, старейшины получали жалование из штрафных денег.

Помимо церковных реформ, Кальвин издал ряд законов наводивших порядок и в светской власти. Уже к 1543 году, когда были выполнены все церковные преобразования, реформатор установил точные рамки деятельности всех государственных органов, обязанности должностей. Он поставил новый строгий религиозный аристократический характер Женевы. Небольшим дисциплинарным преобразованиям подверглось и судебное дело. Кальвин пишет инструкции даже для пожарных, строителей, ночных сторожей.

Вся эта педантичность приводит к полному изменению Женевы. Из шумного, весёлого города она превращается в тихий огромный монастырь. Кальвина можно назвать теперь «женевским Папой», его слово решающее, он отдаёт распоряжения и собирает всю власть в руках немногих. Генеральное собрание граждан почти ликвидируется, Совет двухсот уходит на задний план, главный Совет затмевается коллегией проповедников. Власть сосредотачивается в руках малого собрания из двадцати пяти человек. Женева превращается в «монастырскую» олигархическую республику.

Но наряду с дисциплиной и спокойствием, существовала ещё и обратная сторона жизни в городе. При строгости порядка система наказаний тоже была не мягкой. Читая ордонансы, мы видим: смерть богохульнику, смерть подрывателю строя государства, смерть сыну, поднявшему руку на отца, смерть изменникам, смерть еретикам. Всё это не могло остаться без последствий, так получилось, что в сравнительно небольшой промежуток времени в Женеве произошло пятьдесят восемь смертных казней и семьдесят шесть декретов об изгнании, больше чем во всей Европе. Однако это только законченные процессы, само судопроизводство было ещё более жестоким, пытка считалась необходимым при допросе. Все судебные власти Женевы того времени придерживались мнения о том, что осуждение невинного - меньшее зло, чем безнаказанность виновного, по этому множество людей привлекались только за подозрение.

Особенный произвол суда можно было увидеть во времена эпидемии чумы, охватившей тогда всю Европу. Распространение болезни приписывалось отдельным людям, «отравителям», которых обвиняли в колдовстве. В 1545 году все темницы были пере полнены, пленных уже некуда было сажать. Эти процессы «отравителей» продолжались очень долго и с всё более нарастающей жестокостью, пока сам Кальвин не высказался против них.

Французский реформатор вносил свои исправления и ограничения во все сферы жизни. Он даже определял цвет и фасон костюмов, законы женской причёски и количество еды на столах. Исчезли все увеселения - театры, ярмарки, игры. Были созданы так называемые аббатства, в которых женевские граждане могли провести свой досуг и удовлетворить потребность в общении. Хозяин заведения следил за тем чтобы гости садились за стол с надлежащей молитвой, за нравственностью посетителей.

Женева, по определению французского историка Мишле, стала «городом духа, основанным стоицизмом на скале предопределения».

- (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Исторический словарь

КАЛЬВИН ЖАН - (Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение Наставление в христианской вере (… … Политология. Словарь.

Кальвин Жан - (Calvin, John) (1509 64), франц. теолог, крупнейшая фигура второго поколения протест, реформаторов (протестанты). Сын клерка. Обучался в Париже, Орлеане и Бурже. Ок. 1533 г. перешел в реформатскую веру. В своей книге «Наставление в христианской… … Всемирная история

Кальвин Жан - (Calvin, Calvinus) (1509 1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля … Википедия

КАЛЬВИН Жан - КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался … Большой Энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое… … Большая советская энциклопедия

КАЛЬВИН Жан - (1509 1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной… … Энциклопедия Кольера

Кальвин, Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Кальвин Жан () французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Реформация и контрреформация. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола , Филиппов М.М.. В книге представлены художественно-биографические очерки о ярких исторических личностях эпохи Реформации и котрреформации. Герой чешского народа - Ян Гус, основатели протестантизма - Мартин… Купить за 1228 грн (только Украина)
  • Жан Кальвин. Теология и религиозно-общественная мысль XVI века , Н. В. Ревуненкова. В монографии впервые в отечественном религиоведении дается комплексный анализ наследия Жана Кальвина. На широком историческом фоне рассматриваются проблемы критики католического учения и…

Жан Кальвин, создатель нового направления в протестантизме, родился в 1509 г. в семье епископского секретаря города Нуайона в Северной Франции.

Отец готовил его к карьере юриста, направив с этой целью учиться на славившийся в то время юридический факультет Буржского университета.

Наряду с правом Кальвин изучал философию и примкнул к гуманистическому течению.

По окончании обучения Кальвин занимался преподавательской и литературной деятельностью Несколько лет он прожил в Париже, где, по-видимому, в 1534 г., перешёл в протестантизм.

Он примыкал к наиболее радикальным кругам французских протестантов я дальнейшем развил их представления и идеи в своём реформационном учении.

В связи с гонениями на протестантов Кальвин эмигрировал в Германию, а в 1536 г переехал в Женеву, которая в ту пору являлась убежищем для протестантов, особенно французов.

В этом же году в Базеле вышла в свет его главная работа «Наставление в христианской вере». Эта книга, неоднократно впоследствии дорабатывавшаяся н переиздававшаяся, содержала основные положения кальвинизма.

Учение Кальвина было заострено, с одной стороны, против католицизма, с другой - против течений народной реформации, представителей которых он обвинял в полном безбожии и материализме. Одним из главных догматов Кальвкна являлось учение о божественном предопределении.

У Кальвина оно получило формулировку учения об абсолютном предопределении. Бог, утверждал Кальван, заранее определил одних людей к спасению и блаженству в потустороннем мире, других -к погибели.

Предначертания бога неизвестны людям, и лада бессильны изменить их своими поступками. Вера в бога и благочестие человека не зависят от его воли, так как, согласно учению Кальвина, само стремление человека совершать поступки, гарантирующие его спасение, есть не что иное, как действие в нём божества, предызбравшего его к спасению.

Люди могут лишь догадываться об уготовленной им участи по тому, как складывается их жизнь на земле. Если онв преуспевают в своей профессиональной деятельности (т. е. в той деятельности, которая им предначертана богом), если они добродетельны, набожны, трудолюбивы и покорны властям, установленным богом, это служит внешним показателем благоволения к ним бога.

Эта часть кальвиновской доктрины была в своей развитой форме окончательно сформулирована уже преемниками и последователями Кальвина и получила название учения о «мирском призвании» и «мирском аскетизме».

Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином.

Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой дона, и он откажется от использования такой возможности, он совершит греховный поступок.

В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические и социальные потребности нарождавшейся молодой хищной буржуазии периода первоначального накопления: её преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, скопидомство и жажда наживы.

Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не « деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. «Определяет не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие» могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение».

Из теории предопределения вытекали и другие следствия. В свете её положений теряли своё значение благородство происхождения и сословные привилегии класса феодалов, ибо не ими определялись предызбранность и спасение.

Следовательно, буржуазия получала религиозное обоснование своих прав на руководящее положение в политической жизни общества в качестве наиболее преуспевающей его части.

Кальвинизм был в то же время весьма гибкой идеологической формой воздействия на массы.

Беднякам кальвинистские проповедники внушали, что, усердно работая на хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни, они достигнут успеха и заслужат благоволение божие.

КАЛЬВИН (Calvin, от латинизированного Calvinus, французский Cauvin - Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, провинция Пикардия, Франция - 27.5.1564, Женева), французский и швейцарский богослов, деятель Реформации, основатель одного из течений в протестантизме - кальвинизма. Родился в семье секретаря епископа. В 1523-27 годах учился в парижских коллежах Ла-Марш и Монтегю, первоначально готовясь к карьере священнослужителя. Позднее, по настоянию отца, посвятил себя занятиям юриспруденцией: с 1528 в университетах Орлеана и Буржа, славившихся факультетами права, проходил курс юридических и гуманитарных наук (у П. де Летуаля, А. Альциати), овладел древними языками - греческим и латинским, основательно изучил Священное Писание. Юридическое образование оказало значительное влияние на склад мышления Кальвина, выработав в нём способность развивать мысль в строгом логическом порядке. На формирование его личности повлияли также идеи гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. В 1531 году Кальвин завершил обучение, получив степень лиценциата права. В связи со смертью отца он был вынужден вернуться в Нуайон, откуда вскоре отправился в Париж, где в 1532 за свой счёт издал первое сочинение - комментарии на книгу Сенеки «О добродетели великодушия», свидетельствовавшие о высокой образованности Кальвина.

Познакомившись ещё в Бурже (через немецкого гуманиста М. Вольмара) с учением М. Лютера и У. Цвингли, Кальвин постепенно стал приверженцем Реформации, однако окончательно порвал с католической церковью только в конце 1533, когда ему пришлось бежать из Парижа, спасаясь от преследований. В 1534 году он отказался от своего церковного бенефиция, полученного в 1527 стараниями отца. Вскоре, в связи с усилившимися гонениями на протестантов, Кальвин покинул Францию и через Страсбург отправился в Базель. Там он сблизился со многими деятелями Реформации [М. Буцером (1491-1551), Г. Буллингером (1504-75), В. Капитоном], занялся изучением древнееврейского языка, чтобы лучше понять Священное Писание, в частности Ветхий Завет. В 1536 в Базеле на латыни вышло первое издание его главного сочинения «Наставление в христианской вере» («Institutio Christianae religionis»). Посвятив его французскому королю Франциску I, Кальвин хотел разъяснить своё представление о христианском вероучении, с тем чтобы защитить своих единомышленников, подвергавшихся во Франции гонениям.

Весной 1536 года Кальвин предпринял путешествие в Италию; жил при дворе Рене Французской, герцогини Феррарской (дочери французского короля Людовика XII, кузины Маргариты Наваррской). После короткой деловой поездки во Францию Кальвин остановился в Женеве; в сентябре 1536 был там избран пастором и, возглавив сторонников Реформации, стал энергично проповедовать собственное учение. Суровые нравственные требования Кальвина восстановили против него значительную часть женевского общества. В 1538 оппозиция достигла такой силы, что Кальвин был вынужден покинуть Женеву и отправиться в Базель, а затем в Страсбург, где опубликовал ряд теологических сочинений, включая существенно дополненное издание латинского текста «Наставлений в христианской вере» (1539) и его перевод на французский язык (1541). В 1540-41 по приглашению немецких теологов он участвовал в религиозных коллоквиумах в Вормсе и Ратисбонне (Регенсбург); познакомился с Ф. Меланхтоном - другом и соратником Лютера.

В 1541 году партия сторонников Кальвина взяла верх в Женеве, и он смог туда вернуться. Женева стала местом, где реформаторские взгляды Кальвина нашли практическое применение. Кальвин проводил строгое различие между «видимой» и «невидимой» Церковью. «Видимая» Церковь представляет собой совокупность верующих на земле, «невидимая» - собрание избранных, известных лишь Богу. «Видимая» Церковь должна состоять из самоуправляющихся общин, руководители которых избираются и контролируются их членами. Кальвин ввёл четыре вида церковного служения, которое осуществляли священники (совершали богослужения, проповедовали), старейшины (надзирали за чистотой веры и нравственности), доктора (преподавали теологию) и диаконы (ведали благотворительностью). Священники (пасторы) и старейшины (пресвитеры) были объединены в консисторию, которой вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей (при условии автономии Церкви). Однако на практике в Женеве постепенно сложился режим теократического типа. На основании написанных Кальвином и принятых городским советом «Церковных установлений» («Ordonnances ecclésiastiques», 1541) магистраты взяли на себя заботу о моральном облике горожан. Город был разделён на кварталы, старейшины строго следили за посещением церковных служб, регулярно проводили проверки жилищ, предписывали обязательные правила относительно ношения одежды, поведения за столом и др. Увеселения, включая пение и танцы, азартные игры запрещались как греховные. Желая воссоздать простоту церковной обстановки и богослужения апостольских времён, Кальвин опубликовал общий «Чин церковных молитв и песнопений» («Forme des Prières et de Chantz ecclesiastiques», 1542), в соответствии с которым упразднялись церковные таинства, кроме крещения и причащения (Вечери Господней), церковные праздники, кроме воскресного дня, из храмов удалялись церковные украшения и утварь. В богослужении главную роль приобретали молитвы и проповеди. Кальвин написал также краткий Катехизис.

Неукоснительно придерживаясь избранного курса и назначая суровые наказания за отступления от чистоты вероучения, Кальвин постоянно вступал в конфликты с оппонентами. Всего за время его «правления» в Женеве за ересь было казнено более 150 человек, особенный резонанс получило сожжение в 1553 испанского врача М. Сервета, отрицавшего учение о Святой Троице. В качестве наказания широко практиковалось и изгнание из Женевы. Лишь в 1555 году сторонники Кальвина окончательно возобладали в городском совете. С этого времени ни одно важное решение не принималось без его участия или вопреки его воле, хотя формально он стал гражданином Женевы только в 1559. Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университет). К тому времени его власть и авторитет настолько возросли, что его стали называть «женевским папой». В Женеве наблюдался приток иммигрантов со всей Европы: к 1562 население города выросло в два с лишним раза по сравнению с 1535. В конце 1562 года здоровье Кальвина серьёзно ухудшилось, с 1563 он уже больше не преподавал и не проповедовал.

Кальвин написал множество сочинений: толкования и гомилии почти на все книги Священного Писания (от Книги Бытие до Книги Иисуса Навина, на все книги пророков, кроме глав 21-48 Книги Иезекииля, и на весь Новый Завет, кроме 2-го и 3-го Посланий апостола Иоанна и Откровения апостола Иоанна Богослова), теологические трактаты, полемические памфлеты антикатолической направленности (в частности, «О реликвиях», 1543), а также окончательный вариант «Наставления в христианской вере» (латинская версия опубликована в 1559, французская - в 1560). Важнейшим вкладом Кальвина в идеи протестантизма было развитие доктрины о «двойном предопределении» (смотри Предопределение), присутствовавшей уже у Августина. Согласно Кальвину, спасение или осуждение определены Богом для каждой сотворённой Им души ещё до рождения. Человек не способен изменить свою судьбу, спасти или погубить душу добрыми или злыми делами. В то же время человек располагает свободой относительно своего места в жизни («призвания»), на котором он полнее всего воплотит провиденциальный замысел. Чем добросовестнее человек трудится и выполняет предписанные Богом мирские обязанности, тем полнее он реализует своё «призвание». Необходимо веровать в свою избранность и молиться, готовясь смиренно принять любую волю Божию. Сомневаться в собственной избранности человек не должен, поскольку подобное беспокойство является симптомом недостатка веры. Хотя в сочинениях самого Кальвина идея «двойного предопределения» не являлась центральной, она стала доминирующей у его последователей (особенно у Т. Беза).

С догмой о «двойном предопределении» в системе взглядов Кальвина была связана и трактовка Евхаристии. Он утверждал духовный характер причастия и считал, что Божию благодать при его совершении получают только избранные, истинно верующие. Первоначально Кальвин стремился к компромиссу с трактовками Евхаристии как Лютера, так и Цвингли (трактат «О Вечере Господней», 1541), но в 1549 году заключил по этому вопросу Цюрихское соглашение с цвинглианами, что привело к его разрыву с лютеранами.

Идеи Кальвина и созданная им в Женеве модель церковного и государственного устройства оказали также большое влияние на политическую теорию. Хотя сам Кальвин наилучшей формой правления считал аристократическую республику, сформулированный и реализованный им принцип самоуправляющихся религиозных общин, перенесённый в сферу политики, способствовал развитию теорий выборности власти и демократического республиканского устройства (в том числе в ходе Нидерландской революции 16 века, Английской революции 17 века и Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). Исходя из принципа абсолютного суверенитета Бога, Кальвин признавал за подданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей Его установления, что стало важным вкладом в развитие концепции прав человека.

Представления о важности реализации каждым человеком своего «призвания» и об успехе (в том числе и материальном) как признаке «избранности» привели к возникновению новой этики труда, которая, согласно теории М. Вебера, сыграла существенную роль в становлении капиталистических отношений.

Соч.: Opera quae supersunt omnia / Hrsg. Von G. Baum, Е. Cunitz, Е. Reuß. Brunsvigae, 1863-1900. Bd 1-59; Наставление в христианской вере. М., 1997-1998. Т. 1-2.

Лит.: Stauffer R. Dieu, la création et la providence dans la prédiction de Calvin. Berne, 1978; Bouwsma W. J. J. Calvin: а sixteenth-century portrait. Oxf., 1989; Helm Р. J. Calvin’s ideas. Oxf., 2004; Schützeichel Н. Der Herr mein Hirt. Calvin und der Psalter. Trier, 2005.

Введение

1.Жан Кальвин: жизнь и деятельность

2. Протестантизм - движение в оппозицию гуманизму

Введение

Великим вкладом Франции в дело Реформации стал ее выдающийся сын Жан Кальвин. Во Франции он родился, вырос, учился, принял евангельскую веру, был арестован, выслан и наконец обрел поддержку малочисленных, но воинственных последователей, которые были готовы сражаться и умереть за свои убеждения. Третья военная кампания Габсбургов и Валуа вынудила Кальвина избрать окольный путь из Парижа в Страсбург. В женевском гостиничном номере, где Кальвин намеревался задержаться не более одной ночи, обладатель огненно-рыжих бороды и волос, французский реформатор Гийом Фарель, который вместе с Пьером Вире изгнал из этого города папизм, уговорил его остаться и помочь в реформировании Женевы.

Все время, которое Кальвин был в Женеве, он не переставал проповедовать: два раза в воскресенье и три раза среди недели. Кальвин верил, что все Слово Божие, без исключения, написано для верующих и оно должно быть проповедано все, а не только какие-то выбранные места. Писание объясняет само себя. Поэтому Кальвин проповедовал книгу за книгой, стих за стихом. Когда он через три года вернулся из изгнания, то взял для проповеди стих, следующий за тем, на котором вынужден был прерваться и продолжил проповедовать.

Кальвин проповедовал без каких бы то ни было записей, но тем не менее сохранилось 2200 записанных его проповедей. Это стало возможно благодаря приставленному к нему стенографисту, который записывал то, что говорил Кальвин с кафедры.

Кальвин был теологом-миссионером. Хотя он и не жил во Франции, но много сделал для распространения там благой вести. В 1550г. он основал школу, где обучались пасторы и проповедники для Франции. Они стали глашатаями благовестия в этой стране, где проповедовать было опасно для жизни. В Женеве жили многие эмигранты из Франции, в том числе и печатники. И в городе с населением всего 15000 человек работали 30 издательских домов. Огромное количество литературы, включая Библию, отправлялось во Францию. В 70-е годы во Франции каждый десятый был протестантом. Когда Кальвин покидал Францию в 30-е годы, там их практически не было.

Кальвин действительно был человеком великого мужества и самоотверженного служения. Беза писал: «Я знал его на протяжении шестнадцати лет и считаю себя вправе утверждать, что в этом человеке все являет образец христианской жизни и смерти, который трудно умалить и с которым трудно соревноваться». При всех своих ошибках, упрямстве, нетерпимости и внезапных вспышках раздражительности, недостатке простоты, великодушия и открытости, Кальвин был духовным гигантом в эпоху ужасного хаоса. Умеренный скептик девятнадцатого века Эрнст Ренан заключил: «Кальвин имел успех, потому что был величайшим христианином своего времени». Сам Кальвин счел бы эти слова ложью или, в лучшем случае, пристрастным суждением.

Целью исследования является рассмотрение религиозно-политического учения Жана Кальвина.

Основные задачи:

    Изучить литературу по проблеме исследования.

    На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о биографии Жана Кальвина.

    Рассмотреть сущность и специфику религиозно-политического учения Жана Кальвина.

1. Жан Кальвин: жизнь и деятельность

Жан Кальвин родился в Нуайоне, около Парижа, в 1509 году. Его прошлое интересно с точки зрения его симптоматичности для нового строя. Отец его, Жерар Кальвин, происходил из семьи, многие поколения которой обслуживали баржи на реке Уазе. Сам Жерар, отказавшись от этой профессии ради духовной карьеры, вполне заслуженно занимал ряд должностей с весьма звучными наименованиям: “апостолический нотариус”, “фискальный прокурор графства”, “клерк церковного суда”, “секретарь епархии” и “агент капитула” Жан второй сын Жерара, сначала предполагал стать священником, но отказался от своего намерения по совету отца и посвятил себя юриспруденции. До этого момента он был молодым человеком эразмовского склада: общительным в кругу друзей, с изысканным вкусом и блестящим знанием латыни -словом, типичным представителем эпохи Возрождения. И все же в нем было нечто такое, за что он получил прозвищеВинительный падеж.

В течение 1533 года с Кальвином произошла перемена: он нашел свое жизненное призвание, “подсказанное ему, - как он говорил позже, - и одобренное божественным провидением”. Теперь Кальвина стали подозревать в ереси, и он оказался под угрозой наказания. В 1534 году Жан Кальвин нашел себе убежище в швейцарском городе Базеле. Там, в следующем году, он опубликовал богословский трактат, где изложил все протестантское вероучение, -“Christianae religionis institutio” (“Наставление в христианской вере”). Нелегко найти сочинение, равноценное по своему значению труду Кальвина. Кальвин свел воедино все протестантские идеи, создав ясную, систематизированную и исчерпывающую концепцию в возрасте двадцати шести лет. Он был одним из тех талантов, которые придают вещам окончательный вид, делая дальнейшую работу излишней. У Кальвина бог является вдохновителем и творцом, как добра, так и зла. Он относится к нам, как драматург к своей пьесе: персонажи пьесы говорят и делают все то, что требует от них автор. Как картина человеческой жизни это выглядит страшно, но в то же время нельзя не признать, что перед нами великолепный театральный спектакль. Теория предопределения утверждает, что все существенно важные вопросы уже решены давным-давно и что все планы людей-это, в сущности, только une chiquenaude de Dieu, то есть достаточно богу щелкнуть пальцами, чтобы они рассыпались в прах. Зачем мы должны что-то обдумывать, если за нас все уже решено? Зачем нам трудиться, если не мы достигаем результата? Доктрина о предопределении внушала всем жаждущим этого такую же уверенность, что вся мощь Вселенной на стороне избранных.

В 1536 году Кальвин приехал в Женеву, торговый город, с определенным, устоявшимся укладом жизни и однородным населением. Женевцы только недавно отказались от католицизма и изгнали местного епископа. Сюда дошла слава о выдающихся способностях Кальвина, проявившихся в столь раннем возрасте, и его сейчас же избрали в органы власти. Царству божьему теперь предстояло стать божьей республикой, а закон божий должен был тщательно проводиться в жизнь членами городского магистрата. Граждане Женевы, которые только что избавились от тирании, отнеслись неодобрительно к первым мероприятиям Кальвина. Одного человека поставили к позорному столбу за игру в карты. Какая-то невеста появилась в слишком блестящем и пышном свадебном наряде, и ее портниху, мать и двух подружек арестовали. Пара, обвинявшаяся в прелюбодеянии, подверглась наказанию кнутом на улицах города, а потом была изгнана из Женевы. После двух лет такой деятельности Кальвина женевцы изгнали и его самого.

Однако в 1541 году те же самые женевцы снова призвали его к себе. С тех пор и до своей смерти в 1564 году ценой невероятных усилий, почти без сна Кальвин создавал великую теократию, власть бога на земле, вызвавшую множество подражаний и вместе с тем подвергавшуюся ожесточенной критике. При Кальвине Женева превратилась как бы в стеклянный, открытый взору город, где следили за малейшими проступками, фиксируя их, и, если требовалось, публично осуждали за них или даже наказывали. Вы не могли улыбнуться во время церковной службы, не должны были спать во время проповеди, не имели права играть в кости. Вам не следовало петь легкомысленную песенку или танцевать в воскресенье. Вы не могли назвать своего сына Клодом, если члены магистрата хотели, чтобы он был назван Авраамом. И, конечно, появились ереси - новые ереси, обнаруженные впервые, а с ними -и новые жертвы. Между 1542 и 1546 гг. , когда теократия еще только начинала расцветать, было пятьдесят восемь казней и среди них- что кажется чудовищным -обезглавление ребенка за то, что он ударил своих родителей. Всего в Женеве за период в шестьдесят лет было сожжено на костре сто пятьдесят еретиков. Не так уж много по сравнению с тем, что делали реакционные изуверы, но все же ощутимо, да, ощутимо.

Всякое насилие порождает тоже насилие, и насилию внутренне присуще зло. Массовые казни, устраивавшиеся реакционерами, могут объяснить поведение Кальвина, но оправдать его могут только отчасти. Можно ли чем-нибудь оправдать обезглавливание ребенка? Исключительно верно выразился в те годы французский гуманист Кастелио, написавший трактат “О еретиках”; он сказал прямо: “Христос был бы Молохом, если бы требовал приносить ему в жертву людей, сжигая их живыми на костре”.

Загрузка...
Top