Темы родительских собраний формы проведения. Общешкольное родительское собрание: цели, порядок проведения, темы

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

1.Собрание – беседа. Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.

Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание –беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.

2.Собрание дискуссия. Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Собрание –дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.

3.Круглый стол. Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

4.Собрание – конференция. Собрание - конференция – это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.

Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений.

На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие.

Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.

5.Пресс-конференция. Пресс-конференция – это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?

6.Собрание-семинар (семинар-практикум) Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.

7.Собрание-тренинг. Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.

8.Собрание организационно - деятельностная игра. Организационно – деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты».Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

9.Педагогическая мастерская. Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

10.Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я- читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.

11.Собрание-презентация. Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.

12.Устный журнал. Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое.На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.

13.Вечер вопросов и ответов. Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

14.Родительский ринг. Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

15.Интеллектуальный марафон. Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.

16.Ток-шоу. Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.

17.Гостиная. Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.

Родительское собрание

Р одительское собрание считаю наиболее распространенной формой работы с родителями.

Цели и задачи родительских собраний направлены на сплочение коллектива детей, родителей и учителя.

Цели и задачи родительских собраний:

  • Повысить педагогическую культуру родителей.
  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.
  • Развивать систему сотрудничества с семьей в интересах ребенка.
  • Развивать систему совместного изучения личности ребенка, его психологических особенностей.
  • Выработать близкие по сути требования к уровню воспитанности ребенка.
  • Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии ребенка.
  • Содействовать созданию и поддержанию благоприятного климата в семье, эмоциональному комфорту для ребенка в школе и дома

На собрании обсуждаю проблемы жизни класса и родительского коллектива. По задачам, которые решаются на собрании, я их делю на несколько видов:

  1. Организационные собрания. Обычно это первое собрание четверти. На нем выбираем родительский комитет класса, планируем работу на четверть и на год, разрабатываем классные мероприятия, распределяем поручения, создаем инициативные группы родителей по различным направлениям, разрабатываем план проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
  2. Аналитические собрания. Провожу каждую четверть по мере возникновения проблем и для педагогического просвещения родителей.
  3. Итоговые собрания. Такие собрания направлены на подведение итогов работы класса за определенный период времени. Поэтому чаще всего провожу их в форме праздника, творческого отчета. Очень люблю готовить и проводить именно эти собрания.
  4. Комбинированные собрания. Этот вид собрания использую чаще других, потому что он включает в себя задачи всех предыдущих видов собраний.

Формы проведения родительских собраний.

  • Письменная форма (Классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их, вносят свои предложения).
  • Родительское собрание вместе с учащимися. (Отчетные собрания, праздники.)
  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, взглядов на воспитание.
  • Родительское собрание в форме кафе. (Искусство оформления праздничного стола, карвинг.)
  • Родительское собрание в походе.
  • Родительское собрание в форме игры.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции (Приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей: инспектор ОПДН, врач-педиатр, психолог).
  • Родительское собрание в форме исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих опросов и исследований.
  • Родительское собрание пап.
  • Родительское собрание – праздник.
  • Родительское собрание – спектакль (Дети – актеры спектакля, родители – зрители.)
  • Родительское собрание – пресс-конференция.
  • Родительское собрание параллели для обсуждения важных вопросов и проектов, предлагаемых администрацией школы.

Все родительские собрания стараюсь превратить в «круглые столы» или «праздники», на которых решаются стратегические вопросы, а не производится сбор денег «на нужды класса». Так, в конце первого класса провожу собрание-праздник «Перелистывая страницы учебного года» ). Пишу детям письма . Второй класс заканчиваю родительским собранием-спектаклем , которое ведут сами дети (выступают в роли учителя, психолога, директора школы, инспектора ОПДН и т.д.) В третьем классе устраиваю творческий отчет с участием одаренных детей. А заканчиваем четвертый класс большим семейным шоу-праздником «Родительский дом – начало начал» .

Правила проведения родительских собраний

При подготовке к родительскому собранию я строго придерживаюсь следующих правил:

  1. Выбираю наиболее благоприятный для родителей день и час.
  2. Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, на первом родительском собрании очень важно, чтобы родители видели друг друга. Поэтому ставлю столы в форме полукруга.
  3. Встречаю родителей в хорошем настроении, радушно, приветливо.
  4. Совместно с родителями обговариваем правила для всех участников собрания. Например: входить в класс с улыбкой на лице, не опаздывать, обязательно снимать верхнюю одежду, называть друг друга по имени или по имени и отчеству, не молчать во время обсуждения проблемы, отвергая какое-либо предложение, обязательно высказывать свое.
  5. Начинаю родительское собрание строго в назначенный час.
  6. Родительское собрание не должно быть длительным и утомительным.
  7. Устанавливаю регламент и строго его соблюдаю. Берегу время родителей.
  8. Тщательно подбираю тему родительского собрания. Она должна учитывать возрастные особенности детей.
  9. Стараюсь, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
  10. При обсуждении проблем класса опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, педагогов.
  11. Стараюсь провести собрание на таком уровне, чтобы родителям было не только интересно, но ещё возникло желание не пропускать собрания. Использую презентации, демонстрирую опыты.
  12. Если хвалю детей на собрании, то всех.
  13. Важно, чтобы с родительского собрания все родители (и благополучных детей, и «сложных») ушли с верой в своего ребенка!
  14. После собрания провожу консультации для родителей (при необходимости). Не допускаю, чтобы во время разговора присутствовали другие родители.

Устанавливая определенные правила поведения, я обращаю внимание родителей на то, что все проблемы можно и нужно решать только в спокойной обстановке. В школе часто возникают конфликтные ситуации среди детей. Родители решают такие вопросы в одностороннем порядке: «Мой ребенок всегда прав». Эту позицию они стараются отстоять в школе, часто в грубой форме. Моя задача – показать родителям, что для меня все дети равны, и что решать проблемы я буду с точки зрения правил поведения в школе. Грубые разборки неприемлемы для школы. Так возникли практические советы для родителей.

Советы для родителей.

Если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  • Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным.
  • Ребенок растет в понимании, дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни…» (А.Макаренко)

Эти советы появились в процессе наблюдений за семьями учащихся. Советы и правила успешного проведения родительских собраний используются мною в практической работе с родителями, на родительских собраниях, дискуссиях с родителями.

Правила успешного проведения родительских собраний

  • Уважайте!
  • Помогайте!
  • Объясняйте!
  • Доверяйте!
  • Учитесь!
  • Спрашивайте!
  • Благодарите!

Считаю, что родительское собрание должно просвещать родителей, а не указывать на ошибки и неудачи детей, не обсуждать и не осуждать личности учащихся. Золотое правило , которому я не изменяю никогда: найти такое качество ребенка, за которое его можно похвалить на собрании. Никогда не ругаю детей! Если нужно подкорректировать поведение ребенка, делаю это во время индивидуальной беседы или консультации с родителями.

У меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу с родителями необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем живут и дышат наши дети и получить такой же бесценный опыт от родителей. И хочется отметить, что родители с большим интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать их, огорчаются, если по каким-либо причинам не могут принять участие в том или ином мероприятии. Радуюсь, когда слышу восторженный отзыв родителей о собрании, празднике или о совместном классном часе.

Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и учителей. На мой взгляд, пожалуй, самое главное – всегда следует помнить, что главной целью общения учителя и родителей является ребенок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, её нужно преодолевать во имя ребенка.

Существует мнение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо и комфортно в классном коллективе.


Ольга Егорова
Деловая игра «Современные формы проведения родительских собраний»

Деловая игра

Подготовила воспитатель Егорова О. А

Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников .

Задачи :

Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями через внедрение современных форм проведения родительских собраний

Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования современных форм проведения родительских собраний , стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Ход игры:

Педагоги заходят, берут листья различного цвета и рассаживаются за соответственные столы.

Ведущий : Главная цель педагогов дошкольного учреждения в работе с родителями – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию воспитательных функций.

Не подлежит сомнению важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей иногда существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы : нехватка времени, ощущение несостоятельности, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают налаживанию взаимоотношений детский сад – семья. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка, что и заставляют искать новые формы взаимодействия , уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией через эффективно построенное родительское собрание .

Поэтому, тема нашей деловой игры : "Современные формы проведения родительских собраний "

1 часть : теоретическая

Ведущий : Предлагаю вам немножко вспомнить материал по теме : «Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ », в форме блиц-опроса :

Вопрос 1 :Как выбрать тему родительского собрания ?

Мониторинг образовательных запросов родителей в конце учебного года (анкетирование, опрос, беседа и т. д.)

Ознакомление с направлениями работы ДОУ в новом учебном году

Индивидуальные потребности родителей группы , возникшие в течении учебного года.

Вопрос 2 :Назовите основные этапы подготовки родительского собрания

Разработка плана проведения и хода мероприятия

Анкетирование родителей по теме собрания

Изготовление приглашений каждой семье

Подготовка красочных плакатов по теме собрания

Изготовление памяток с советами на тему собрания

Подготовка конкурсов, выставок

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания

Вопрос 3 :Какие современные формы родительского собрания вы знаете ?

«Круглый стол»

Деловая игра

Семинар-практикум

Семейный калейдоскоп

Дискуссия и т. д.

Вопрос 4 :Перечислите части родительского собрания

Вводная часть

Основная часть, которая делиться на теоретическую и практическую подчасти.

Вопрос 5 :Где фиксируется ход и решение родительского собрания ?

В протоколе родительского собрания

Игровая разминка :

Участники на месте.

Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза.

Если вы недовольны тем, что кто-то стучит кулаком по столу и что-то требует от вас, покачайте головой;

Если вы полагаете, что ваше настроение не зависим от настроения окружающих, подмигните друг другу;

Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь

Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.

Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.

2 часть : практическая

Ведущий : Предлагаю перейти к практической части нашей игры. Каждая команда выберет себе форму и тему родительского собрания и подготовит соответственную презентацию, которую представит нам

Работа педагогов и представление презентации

3 часть : «Открытый микрофон» (рефлексия)

Ведущий предлагает ответить в «микрофон» на следующие вопросы

какова, по вашему мнению, практическая польза сегодняшней игры?

что нового вы узнали лично для себя?

Ведущий (заключительные слова) :

Мы сегодня вспомнили об современных формах проведения родительских собраний , а о необходимости их внедрения мы с вами все хорошо знаем. В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

Формы собрания :

1. Собрание - дискуссия .

2. «Круглый стол»

3. Деловая игра

4. Семинар-практикум

Собрание - дискуссия .

Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе . Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать , если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление воспитателя на собрании , а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова воспитателя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания .

Круглый стол.

Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа , на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания , участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание , проводимое в форме круглого стола , можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания

Собрание организационно - деятельностная игра или Деловая игра

Организационно – деятельностная, или деловая , игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети» , «администрация школы» , «воспитателя» , «родители » , «эксперты» . Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.

Собрание-семинар (семинар-практикум)

Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании , проводимом в форме семинара , воспитатель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов , которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями . Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике .

Темы :

«Растим любознательных»

«Разные подходы к воспитанию детей дошкольного возраста»

«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка»

«Задачи развития и воспитания детей ….лет»

Татьяна Забелина
Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду»

Семинар – практикум

Тема : «Виды , формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду ».

Одной из основных форм общения воспитателей с родителями в детском саду являются родительские собрания . Они помогают родителям раскрыть важные стороны воспитания , развития и обучения ребёнка, а также выстроить правильную педагогическую стратегию. Однако родители – люди занятые , им порой некогда поговорить с воспитателем , посетить собрание или они считают , что и так всё уже знают о своём ребёнке. Поэтому педагогу нужно знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией и как эффективнее провести родительское собрание .

Виды родительских собраний :

Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет , распределяются мероприятия с участием родителей ;

Установочные (инструктивные, на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива , режиме его работы, воспитательно -образовательном процессе, нормативно-правовой базе;

Консультативные, где обсуждаются те или иные (общие) групповые мероприятия, требующие совета, поддержки и одобрения родителей ;

Внеплановые, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

Тематические, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания , развития и образования воспитанников данной группы ;

-Информационно -просветительские как система педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах по вопросам воспитания и обучения ;

Отчётные (итоговые, имеющие целью показать воспитательно -образовательный процесс как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;

Собрания проводятся не реже 2 раз в течении учебного года. Основным методом проведения собрания должен стать диалог . Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

Подготовка к родительскому собранию начинается как минимум – за неделю (объявление, анкетирование, изготовление пригласительных открыток, памятки с советами, благодарственные письма и др.)

Перед собранием необходимо подготовить и удобно расположить мебель (стулья и столы по кругу, подготовить ручки, листы бумаги для записей, а также продумать кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания .

Время проведения собрания 1 час , оно традиционно состоит из 3-х частей : вводной 15 мин. (цель : организовать родителей и создать благоприятную психологическую атмосферу, основной 30 мин. (выступления педагогов, специалистов) и 15 мин. «разное» (обсуждение вопросов содержания ребёнка в детском саду ).

При проведении основной части собрания можно использовать следующие формы :

Классические (донесение информации до родителей )

Педагогическая лаборатория;

День открытых дверей;

Мастер – класс;

Круглый стол (спор с обязательным использованием рефлексивных приёмов );

Ток-шоу «Есть мнение» (обсуждение одной проблемы с разных точек зрения) ;

Мозговой штурм (генерация идей по проблемам воспитания в семье ) ;

Дискуссия (спор, определение позиции по тому или иному вопросу) ;;

Конференция (обмен опытом семейного воспитания ) ;

Семинар-практикум (освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания );

Диалог (вопросы-ответы) ;

Аукцион (предложение полезных советов) ;

Видеокоррекция (просматривание видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и педагога , родителя и ребёнка , педагога и ребёнка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение);

На первом родительском собрании педагог знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. Можно использовать приёмы организации такой работы. Приёмы начала родительского собрания :

«Игра в имена» , «Карусель» , «Любимое занятие» , «Предмет моего детства » , «Презентация соседа» , «Хобби глухих» , «Узелки» , «Сообщение» , «Игра в мяч» , «Здравствуйте» , «Снежный ком» , «Ребёнок в нас» , «Клубочек знакомств» , «Ассоциации» и др.

«Клубочек знакомств» - Родители садятся в один большой круг, у одного в руках клубок ниток. Каждый сообщает своё полное имя и что-то о себе, например : «Меня зовут…я очень люблю петь… Зажимает в руке свободный конец нити и и кидает клубок следующему родителю . Таким образом клубок передаётся всё дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем родители обговаривают понятие «сплочённость» и что этому может способствовать. После разговора нужно будет снова распутать паутину. Каждый родитель возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. Так клубок возвращается к первому участнику.

«Ребёнок в нас» - Родители становятся в круг . Бросая мяч, участники обращаются друг другу фразой : «Мне кажется в детстве ты был (озорной, скромной,и т. д.) ». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей .

«Хобби глухих» - Каждый изображает на листе бумаги символ своего хобби-увлечения (кулинария, рукоделие, рыбалка, охота, альпинизм, садоводство и т. д.) . Разговаривать при этом запрещается. Каждому нужно, используя только наглядное представление, найти партнёра по интересам. Далее идёт презентация друг-друга с определением точности совпадения хобби.

Родительское собрание целесообразно завершить рефлексией (оценкой ожиданий участников, оправдались ли они) . Важно выяснить каждому, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Решить для себя : что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.

Приёмы проведения рефлексии :

«Что нового вы сегодня узнали?» письменный ответ.

«Рисунок дня» родители выражают своё отношение к собранию рисунком , поясняя его смысл.

«Слово дня» , «Жест дня» , «Блиц-опрос» , «Анонимный совет» и др.

Публикации по теме:

Деловая игра «Современные формы проведения родительских собраний» Деловая игра "Современные формы проведения родительских собраний" Подготовила воспитатель Егорова О. А Цель: повышение профессиональной.

Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Консультация-практикум для воспитателей «Организация досуговой деятельности в детском саду» Все мы любим наблюдать за детьми во время праздника. Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно.

Методика проведения родительских собраний в детском саду «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.

Формы проведения

родительских собраний.

Гуськова Наталья Александровна-

–учитель начальных классов,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Галиева Юлия Николаевна-

заместитель директора по воспитательной работе

Последнее десятилетие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития общего среднего обра­зования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетно­сти собственно обучения.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономиче­ским и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дез­организация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейно­го уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и про­блемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, пси­хиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса вос­питательной работы в рамках одного из немногих социальных институ­тов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через се­мейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняш­нем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново опреде­лять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически означает формулирование «социального заказа» нашего общества.

Семья и школа – это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности. Семья воспитывает под девизом «Делай как я!»; школа стремится формировать правильное поведение, правильные взгляды. Ребёнок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние. Поэтому воспитание рассматривают во взаимодействии влияющих на личность компонентов.

Семья для ребёнка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятыё в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

В современных условиях роль родителей в воспитании детей, повышение их педагогической культуры особенно актуальна. Повышение эффективности воспитательного воздействия семьи, поиск новых методов и средств взаимодействия школы с семьей – одна из важнейших задач образовательного учреждения.

В начале учебного года утверждается составы:

    Управляющего совета школы

    Попечительского совета

    Общешкольного родительского комитета

    Классных родительских комитетов,

Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей; формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

Примерный план работы родительского лектория.

(тематику занятий можно менять с учетом актуальных проблем

данного образовательного учреждения)

Форма проведения

Ответственные

Технология семейного воспитания в условиях модернизации образования

лекция с элементами беседы

соц. педагог, психолог

Семейные традиции в воспитании детей и подростков

обмен опытом воспитания

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Враги воспитания: пьянство, табакокурение, сквернословие, наркомания, ничегониделание.

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Воспитание у детей любви к отчему дому, родному краю, уважения к символам Родины

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудовое участие детей в жизни семьи

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Трудности возраста. Детская агрессия. Что это такое?

круглый стол

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Семейные уроки этики

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

Как избежать стресса при подготовке и во время экзаменов

зам. директора по ВР, классный руководитель,

соц. педагог, психолог

    при подготовке к проведению лектория используются:

    Конвенция о правах ребенка;

    Конституция РФ;

    закон РФ «Об образовании»

    закон Саратовской области «Об области»

    Федеральная программа развития образования;

    Региональная программа развития образования;

    Программа развития воспитания в системе образования Саратовской области;

    закон РФ «О защите прав потребителей»;

    «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ»

    закон РФ «Об ограничении курения табака»(2001г.)

    закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    программа «Патриотическое воспитание детей и подростков Саратовской области»;

    программа «Основы ОЗОЖ», Устав ОУ

    серия книг «Деятельность классного руководителя»

    журналы: «Родителям о детях» (педагогический факультет)

«Престижное воспитание»

«Наука и школа»

«Школьный психолог»

«Школа духовности»

«Дитя человеческое» и др.

    газеты: «Аргументы и факты» (семейный совет)

«Добрая дорога детства»

Задачи и цели родительского собрания:

Расширение педагогического кругозора родителей, стимулирование их желания стать хорошими родителями, организация совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:

    Знакомство с:

Документацией школы;

Учителями - предметниками;

Основными направлениями работы школы;

Перспективными и текущими задачами, стоящими перед школой;

Итогами работы школы и др.

    Анализ учебно-воспитательного процесса в классе.

    Цели, задачи и планирование работы. Подведение итогов.

    Актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы.

    Обмен опытом по вопросам воспитания и обучения детей.

    Использование знаний, умений, навыков, возможностей родителей в работе с детьми.

    Оказание помощи школе в решении хозяйственных вопросов.

Права родительских собраний.

    Родительское собрание имеет право:

Обратить внимание родителей на:

Выполнение решений собрания;

Выполнение п.4ст.52 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об ответственности родителей за воспитание и получение детьми основного общего образования);

Выполнение Устава школы.

    Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решение в форме предложений.

    Приглашать на собрание специалистов (юристов, врачей, психологов, работников правоохранительных органов, членов администрации школы, представителей общественных организаций).

Документация родительских собраний.

Все родительские собрания протоколируются.

Протоколы родительских собраний:

Подписываются председателем, секретарем родительского собрания и классным руководителем;

Протоколы классных родительских собраний хранятся у классного руководителя;

Протоколы общешкольных родительских собраний хранятся в канцелярии и относятся к документации школы.

Виды родительских собраний:

Общие (классные или по параллелям);

Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);

Собрания, периодичность которых определяется куратором.

Собрание может быть:

Организационным;

Аналитическим;

Итоговым.

Формы проведения собраний:

Директивно-консультационные;

Дискуссионные;

Семинары;

Творческие встречи и отчет и т.д.

В МБОУ СОШ №22 общешкольные собрания проводятся в различных формах, например,

    родительское собрание для родителей будущих первоклассников проходит традиционно в конце января каждого учебного года в виде презентации опыта работы школы, после которой родители и их дети приглашаются на фрагменты уроков (не более 15 минут каждый урок) тех учителей, которые набирают первые классы. Занятия проходят в интересной и увлекательной форме.

    итоговая конференция для родителей всех учащихся школы, проводится в конце апреля каждого учебного года в виде отчётного концерта, на котором подводятся итоги работы школы за год с вручением благодарственных писем родителям.

Организаторам родительского лектория необходимо позаботиться о содержании и результативности всех мероприятий во избежание пустой «говорильни».

Каждое занятие завершается небольшим практическим заданием и рекомендациями.

Обязательно необходимо оставить немного времени для ответов на вопросы родителей, при этом обеспечить, если это понадобится, комфорт для индивидуальных консультаций или бесед.

Не забывайте постоянно демонстрировать свое полное уважение к семье и родителям учащихся.

Воспитательная работе в классе ведется под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности.

«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому было очень важно интерес школы превратить в интерес семейныйи наполнить его общими делами.

Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется учителем, обсуждается на родительском комитете.

Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.

Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.

Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно проходит этическая беседа с родителями и детьми 3 класса

Загрузка...
Top