Можно выделить следующие формы родительских собраний:
1.Собрание – беседа. Один из вариантов толкования слова «беседа» - это «официальный разговор». Именно так и следует воспринимать родительское собрание в форме беседы. Происходит официальный разговор учителя и родителей на данную тему.
Беседа – это традиционная форма проведения родительских собраний. Беседа имеет огромное значение в воспитательном плане. Беседу лучше всего использовать в профилактических целях, предупреждая возможные конфликтные ситуации. Хороша беседа для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми и между родителями и педагогами. Собрание –беседа помогает создать доверительную атмосферу, выявить проблемные точки взаимоотношений. Структура такого собрания, как правило, состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведение итогов.
2.Собрание дискуссия. Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.
Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.
Собрание –дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова учителя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.
3.Круглый стол. Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.
4.Собрание – конференция. Собрание - конференция – это расширенное родительское собрание. Конференция проводится с участием представителей различных организаций (детская поликлиника, комиссия по делам несовершеннолетних, консультативные психологические центры, госавтоинспекция и т.п.), интересующих родителей, администрации школы, психологов, социальных педагогов. Родители имеют возможность услышать компетентные ответы из уст профессионалов.
Особенностью собрания-конференции является то, что она принимает определённые решения и может определять комплекс мероприятий по выполнению решений.
На родительских собраниях-конференциях чаще всего обсуждаются проблемы общества, активными членами которого станут учащиеся. Это могут быть проблемы пьянства и наркотиков, сексуального воспитания в семье, проблемы религии в обществе и её роли в воспитании подрастающего поколения и другие.
Родительские конференции должны готовиться основательно, с обязательным привлечением участников конференции. Предварительно можно провести социологические или психологические исследования по проблеме конференции и их анализ, а затем использовать результаты исследований при проведении конференции. Родители, как активные участники конференций, могут тоже подготовить анализ проблемы с позиций собственного опыта.
5.Пресс-конференция. Пресс-конференция – это официально созываемое собрание представителей прессы: печати, радио, телевидения для сообщения какой-либо информации или ответов на вопросы. Почему бы не организовать встречу редколлегии школьной газеты, школьного радио-альбома с участием в присутствии родителей для подготовки выпусков школьных новостей? Или не взять интервью силами школьной «прессы» у специалистов, интересующих родителей?
6.Собрание-семинар (семинар-практикум) Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании, проводимом в форме семинара, учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями. Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике.
7.Собрание-тренинг. Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.
8.Собрание организационно - деятельностная игра. Организационно – деятельностная, или деловая, игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети», «администрация школы», «учителя», «родители», «эксперты».Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.
9.Педагогическая мастерская. Мастерская – это, всем известно, место, где работают мастера своего дела. Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» - учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.
10.Собрание-конкурс. Название такого родительского собрания говорит, что на нём будет организованно соревнование кого или чего-либо, например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Конечно, при проведении конкурса работает жюри и выбирает победителей. Например, можно провести конкурс «Папа, мама, я- читающая семья», в процессе которого родители познакомятся с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению.
11.Собрание-презентация. Презентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.
12.Устный журнал. Журнал – это, всем известно, периодическое издание в виде книжки, содержащее произведения разных авторов, научные статьи, заметки, юмор, тесты, иллюстрации, полезные советы и многое другое.На родительском собрании можно «перелистывать» странички устного журнала, который готовится заранее или непосредственно в процессе собрания. Здесь у учителя, родителей и учащихся есть поле для творчества.
13.Вечер вопросов и ответов. Вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.
14.Родительский ринг. Ринг – площадка для бокса, поэтому и родительское собрание в форме ринга – своего рода состязание. Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.
15.Интеллектуальный марафон. Марафон подразумевает какую-либо продолжительную деятельность. Учитывая это, родительское собрание в форме интеллектуального марафона можно планировать в том случае, если проблема, обсуждаемая на родительское собрание, требует достаточно длительного обсуждения, и если у учителя есть достаточный запас информации для этого обсуждения. Интеллектуальный марафон требует серьёзной подготовки.
16.Ток-шоу. Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.
17.Гостиная. Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.
Родительское собрание
Р одительское собрание считаю наиболее распространенной формой работы с родителями.
Цели и задачи родительских собраний направлены на сплочение коллектива детей, родителей и учителя.
Цели и задачи родительских собраний:
- Повысить педагогическую культуру родителей.
- Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.
- Развивать систему сотрудничества с семьей в интересах ребенка.
- Развивать систему совместного изучения личности ребенка, его психологических особенностей.
- Выработать близкие по сути требования к уровню воспитанности ребенка.
- Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии ребенка.
- Содействовать созданию и поддержанию благоприятного климата в семье, эмоциональному комфорту для ребенка в школе и дома
На собрании обсуждаю проблемы жизни класса и родительского коллектива. По задачам, которые решаются на собрании, я их делю на несколько видов:
- Организационные собрания. Обычно это первое собрание четверти. На нем выбираем родительский комитет класса, планируем работу на четверть и на год, разрабатываем классные мероприятия, распределяем поручения, создаем инициативные группы родителей по различным направлениям, разрабатываем план проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
- Аналитические собрания. Провожу каждую четверть по мере возникновения проблем и для педагогического просвещения родителей.
- Итоговые собрания. Такие собрания направлены на подведение итогов работы класса за определенный период времени. Поэтому чаще всего провожу их в форме праздника, творческого отчета. Очень люблю готовить и проводить именно эти собрания.
- Комбинированные собрания. Этот вид собрания использую чаще других, потому что он включает в себя задачи всех предыдущих видов собраний.
Формы проведения родительских собраний.
- Письменная форма (Классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их, вносят свои предложения).
- Родительское собрание вместе с учащимися. (Отчетные собрания, праздники.)
- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, взглядов на воспитание.
- Родительское собрание в форме кафе. (Искусство оформления праздничного стола, карвинг.)
- Родительское собрание в походе.
- Родительское собрание в форме игры.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции (Приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей: инспектор ОПДН, врач-педиатр, психолог).
- Родительское собрание в форме исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих опросов и исследований.
- Родительское собрание пап.
- Родительское собрание – праздник.
- Родительское собрание – спектакль (Дети – актеры спектакля, родители – зрители.)
- Родительское собрание – пресс-конференция.
- Родительское собрание параллели для обсуждения важных вопросов и проектов, предлагаемых администрацией школы.
Все родительские собрания стараюсь превратить в «круглые столы» или «праздники», на которых решаются стратегические вопросы, а не производится сбор денег «на нужды класса». Так, в конце первого класса провожу собрание-праздник «Перелистывая страницы учебного года» ). Пишу детям письма . Второй класс заканчиваю родительским собранием-спектаклем , которое ведут сами дети (выступают в роли учителя, психолога, директора школы, инспектора ОПДН и т.д.) В третьем классе устраиваю творческий отчет с участием одаренных детей. А заканчиваем четвертый класс большим семейным шоу-праздником «Родительский дом – начало начал» .
Правила проведения родительских собраний
При подготовке к родительскому собранию я строго придерживаюсь следующих правил:
- Выбираю наиболее благоприятный для родителей день и час.
- Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, на первом родительском собрании очень важно, чтобы родители видели друг друга. Поэтому ставлю столы в форме полукруга.
- Встречаю родителей в хорошем настроении, радушно, приветливо.
- Совместно с родителями обговариваем правила для всех участников собрания. Например: входить в класс с улыбкой на лице, не опаздывать, обязательно снимать верхнюю одежду, называть друг друга по имени или по имени и отчеству, не молчать во время обсуждения проблемы, отвергая какое-либо предложение, обязательно высказывать свое.
- Начинаю родительское собрание строго в назначенный час.
- Родительское собрание не должно быть длительным и утомительным.
- Устанавливаю регламент и строго его соблюдаю. Берегу время родителей.
- Тщательно подбираю тему родительского собрания. Она должна учитывать возрастные особенности детей.
- Стараюсь, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
- При обсуждении проблем класса опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, педагогов.
- Стараюсь провести собрание на таком уровне, чтобы родителям было не только интересно, но ещё возникло желание не пропускать собрания. Использую презентации, демонстрирую опыты.
- Если хвалю детей на собрании, то всех.
- Важно, чтобы с родительского собрания все родители (и благополучных детей, и «сложных») ушли с верой в своего ребенка!
- После собрания провожу консультации для родителей (при необходимости). Не допускаю, чтобы во время разговора присутствовали другие родители.
Устанавливая определенные правила поведения, я обращаю внимание родителей на то, что все проблемы можно и нужно решать только в спокойной обстановке. В школе часто возникают конфликтные ситуации среди детей. Родители решают такие вопросы в одностороннем порядке: «Мой ребенок всегда прав». Эту позицию они стараются отстоять в школе, часто в грубой форме. Моя задача – показать родителям, что для меня все дети равны, и что решать проблемы я буду с точки зрения правил поведения в школе. Грубые разборки неприемлемы для школы. Так возникли практические советы для родителей.
Советы для родителей.
Если:
- Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
- Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным.
- Ребенок растет в понимании, дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни…» (А.Макаренко)
Эти советы появились в процессе наблюдений за семьями учащихся. Советы и правила успешного проведения родительских собраний используются мною в практической работе с родителями, на родительских собраниях, дискуссиях с родителями.
Правила успешного проведения родительских собраний
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Считаю, что родительское собрание должно просвещать родителей, а не указывать на ошибки и неудачи детей, не обсуждать и не осуждать личности учащихся. Золотое правило , которому я не изменяю никогда: найти такое качество ребенка, за которое его можно похвалить на собрании. Никогда не ругаю детей! Если нужно подкорректировать поведение ребенка, делаю это во время индивидуальной беседы или консультации с родителями.
У меня уходит намного больше времени на подготовку к родительскому собранию или внеклассному мероприятию с участием родителей, чем на подготовку к классному часу. Стараюсь сделать каждую нашу встречу с родителями необычной, запоминающейся, неожиданной, рассказать как можно больше о том, чем живут и дышат наши дети и получить такой же бесценный опыт от родителей. И хочется отметить, что родители с большим интересом приходят на наши мероприятия, стараются не пропускать их, огорчаются, если по каким-либо причинам не могут принять участие в том или ином мероприятии. Радуюсь, когда слышу восторженный отзыв родителей о собрании, празднике или о совместном классном часе.
Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и учителей. На мой взгляд, пожалуй, самое главное – всегда следует помнить, что главной целью общения учителя и родителей является ребенок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, её нужно преодолевать во имя ребенка.
Существует мнение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо и комфортно в классном коллективе.
Ольга Егорова
Деловая игра «Современные формы проведения родительских собраний»
Деловая игра
Подготовила воспитатель Егорова О. А
Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников .
Задачи :
Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями через внедрение современных форм проведения родительских собраний
Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования современных форм проведения родительских собраний , стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Ход игры:
Педагоги заходят, берут листья различного цвета и рассаживаются за соответственные столы.
Ведущий : Главная цель педагогов дошкольного учреждения в работе с родителями – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию воспитательных функций.
Не подлежит сомнению важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей иногда существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы : нехватка времени, ощущение несостоятельности, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают налаживанию взаимоотношений детский сад – семья. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка, что и заставляют искать новые формы взаимодействия , уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией через эффективно построенное родительское собрание .
Поэтому, тема нашей деловой игры : "Современные формы проведения родительских собраний "
1 часть : теоретическая
Ведущий : Предлагаю вам немножко вспомнить материал по теме : «Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ », в форме блиц-опроса :
Вопрос 1 :Как выбрать тему родительского собрания ?
Мониторинг образовательных запросов родителей в конце учебного года (анкетирование, опрос, беседа и т. д.)
Ознакомление с направлениями работы ДОУ в новом учебном году
Индивидуальные потребности родителей группы , возникшие в течении учебного года.
Вопрос 2 :Назовите основные этапы подготовки родительского собрания
Разработка плана проведения и хода мероприятия
Анкетирование родителей по теме собрания
Изготовление приглашений каждой семье
Подготовка красочных плакатов по теме собрания
Изготовление памяток с советами на тему собрания
Подготовка конкурсов, выставок
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания
Вопрос 3 :Какие современные формы родительского собрания вы знаете ?
«Круглый стол»
Деловая игра
Семинар-практикум
Семейный калейдоскоп
Дискуссия и т. д.
Вопрос 4 :Перечислите части родительского собрания
Вводная часть
Основная часть, которая делиться на теоретическую и практическую подчасти.
Вопрос 5 :Где фиксируется ход и решение родительского собрания ?
В протоколе родительского собрания
Игровая разминка :
Участники на месте.
Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза.
Если вы недовольны тем, что кто-то стучит кулаком по столу и что-то требует от вас, покачайте головой;
Если вы полагаете, что ваше настроение не зависим от настроения окружающих, подмигните друг другу;
Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь
Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.
Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.
2 часть : практическая
Ведущий : Предлагаю перейти к практической части нашей игры. Каждая команда выберет себе форму и тему родительского собрания и подготовит соответственную презентацию, которую представит нам
Работа педагогов и представление презентации
3 часть : «Открытый микрофон» (рефлексия)
Ведущий предлагает ответить в «микрофон» на следующие вопросы
какова, по вашему мнению, практическая польза сегодняшней игры?
что нового вы узнали лично для себя?
Ведущий (заключительные слова) :
Мы сегодня вспомнили об современных формах проведения родительских собраний , а о необходимости их внедрения мы с вами все хорошо знаем. В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.
Формы собрания :
1. Собрание - дискуссия .
2. «Круглый стол»
3. Деловая игра
4. Семинар-практикум
Собрание - дискуссия .
Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в беседе . Таким образом, дискуссия – это часть беседы.
Такую форму проведения родительского собрания можно использовать , если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление воспитателя на собрании , а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.
Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после вступительного слова воспитателя или другого специалиста, в котором обозначается обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные точки зрения, и только затем подводит итоги собрания .
Круглый стол.
Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа , на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания , участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание , проводимое в форме круглого стола , можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания
Собрание организационно - деятельностная игра или Деловая игра
Организационно – деятельностная, или деловая , игра – это такой вид деятельности, когда поставленная проблема решается в процессе игры, а её участники примеряют на себя различные роли и пытаются увидеть проблему глазами разных людей. В ходе игры участники ищут пути и способы решения проблемы, объединившись в группы, например, «дети» , «администрация школы» , «воспитателя» , «родители » , «эксперты» . Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного анализа проблемы находится одно или несколько её решений.
Собрание-семинар (семинар-практикум)
Семинар – групповые практические занятия под руководством педагога. На родительском собрании , проводимом в форме семинара , воспитатель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов , которые коллективно пытаются решить ту или иную поставленную задачу практическим путём. Проведение родительского собрания в форме семинара требует предварительной «теоретической» работы с родителями . Целесообразно дать родителями информационные материалы для ознакомления с тем, чтобы на собрании они могли не только обсудить пути решения проблемы, но и поучиться применять полученную информацию на практике .
Темы :
«Растим любознательных»
«Разные подходы к воспитанию детей дошкольного возраста»
«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка»
«Задачи развития и воспитания детей ….лет»
Татьяна Забелина
Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду»
Семинар – практикум
Тема : «Виды , формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду ».
Одной из основных форм общения воспитателей с родителями в детском саду являются родительские собрания . Они помогают родителям раскрыть важные стороны воспитания , развития и обучения ребёнка, а также выстроить правильную педагогическую стратегию. Однако родители – люди занятые , им порой некогда поговорить с воспитателем , посетить собрание или они считают , что и так всё уже знают о своём ребёнке. Поэтому педагогу нужно знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией и как эффективнее провести родительское собрание .
Виды родительских собраний :
Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет , распределяются мероприятия с участием родителей ;
Установочные (инструктивные, на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива , режиме его работы, воспитательно -образовательном процессе, нормативно-правовой базе;
Консультативные, где обсуждаются те или иные (общие) групповые мероприятия, требующие совета, поддержки и одобрения родителей ;
Внеплановые, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
Тематические, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания , развития и образования воспитанников данной группы ;
-Информационно -просветительские как система педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах по вопросам воспитания и обучения ;
Отчётные (итоговые, имеющие целью показать воспитательно -образовательный процесс как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы;
Собрания проводятся не реже 2 раз в течении учебного года. Основным методом проведения собрания должен стать диалог . Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
Подготовка к родительскому собранию начинается как минимум – за неделю (объявление, анкетирование, изготовление пригласительных открыток, памятки с советами, благодарственные письма и др.)
Перед собранием необходимо подготовить и удобно расположить мебель (стулья и столы по кругу, подготовить ручки, листы бумаги для записей, а также продумать кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания .
Время проведения собрания 1 час , оно традиционно состоит из 3-х частей : вводной 15 мин. (цель : организовать родителей и создать благоприятную психологическую атмосферу, основной 30 мин. (выступления педагогов, специалистов) и 15 мин. «разное» (обсуждение вопросов содержания ребёнка в детском саду ).
При проведении основной части собрания можно использовать следующие формы :
Классические (донесение информации до родителей )
Педагогическая лаборатория;
День открытых дверей;
Мастер – класс;
Круглый стол (спор с обязательным использованием рефлексивных приёмов );
Ток-шоу «Есть мнение» (обсуждение одной проблемы с разных точек зрения) ;
Мозговой штурм (генерация идей по проблемам воспитания в семье ) ;
Дискуссия (спор, определение позиции по тому или иному вопросу) ;;
Конференция (обмен опытом семейного воспитания ) ;
Семинар-практикум (освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания );
Диалог (вопросы-ответы) ;
Аукцион (предложение полезных советов) ;
Видеокоррекция (просматривание видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и педагога , родителя и ребёнка , педагога и ребёнка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение);
На первом родительском собрании педагог знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. Можно использовать приёмы организации такой работы. Приёмы начала родительского собрания :
«Игра в имена» , «Карусель» , «Любимое занятие» , «Предмет моего детства » , «Презентация соседа» , «Хобби глухих» , «Узелки» , «Сообщение» , «Игра в мяч» , «Здравствуйте» , «Снежный ком» , «Ребёнок в нас» , «Клубочек знакомств» , «Ассоциации» и др.
«Клубочек знакомств» - Родители садятся в один большой круг, у одного в руках клубок ниток. Каждый сообщает своё полное имя и что-то о себе, например : «Меня зовут…я очень люблю петь… Зажимает в руке свободный конец нити и и кидает клубок следующему родителю . Таким образом клубок передаётся всё дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем родители обговаривают понятие «сплочённость» и что этому может способствовать. После разговора нужно будет снова распутать паутину. Каждый родитель возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. Так клубок возвращается к первому участнику.
«Ребёнок в нас» - Родители становятся в круг . Бросая мяч, участники обращаются друг другу фразой : «Мне кажется в детстве ты был (а(озорной, скромной,и т. д.) ». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей .
«Хобби глухих» - Каждый изображает на листе бумаги символ своего хобби-увлечения (кулинария, рукоделие, рыбалка, охота, альпинизм, садоводство и т. д.) . Разговаривать при этом запрещается. Каждому нужно, используя только наглядное представление, найти партнёра по интересам. Далее идёт презентация друг-друга с определением точности совпадения хобби.
Родительское собрание целесообразно завершить рефлексией (оценкой ожиданий участников, оправдались ли они) . Важно выяснить каждому, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Решить для себя : что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.
Приёмы проведения рефлексии :
«Что нового вы сегодня узнали?» письменный ответ.
«Рисунок дня» родители выражают своё отношение к собранию рисунком , поясняя его смысл.
«Слово дня» , «Жест дня» , «Блиц-опрос» , «Анонимный совет» и др.
Публикации по теме:
Деловая игра «Современные формы проведения родительских собраний» Деловая игра "Современные формы проведения родительских собраний" Подготовила воспитатель Егорова О. А Цель: повышение профессиональной.
Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.
Консультация-практикум для воспитателей «Организация досуговой деятельности в детском саду» Все мы любим наблюдать за детьми во время праздника. Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно.
Методика проведения родительских собраний в детском саду «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.
Формы проведения
родительских собраний.
Гуськова Наталья Александровна-
–учитель начальных классов,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Галиева Юлия Николаевна-
заместитель директора по воспитательной работе
Последнее десятилетие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития общего среднего образования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетности собственно обучения.
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.
В отличие от стабильного общества, в котором в течение хотя бы столетия осуществлялась преемственность между поколениями через семейное и общественно-государственное воспитание, в нашем сегодняшнем обществе, переживающем революционные изменения всех базовых общественных и государственных структур, приходится заново определять как социальные идеалы человека, так и способы их достижения в конкретных учебных заведениях. В связи с этим очень важно определить, что такое социальный идеал, что фактически означает формулирование «социального заказа» нашего общества.
Семья и школа – это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности. Семья воспитывает под девизом «Делай как я!»; школа стремится формировать правильное поведение, правильные взгляды. Ребёнок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние. Поэтому воспитание рассматривают во взаимодействии влияющих на личность компонентов.
Семья для ребёнка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятыё в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.
В современных условиях роль родителей в воспитании детей, повышение их педагогической культуры особенно актуальна. Повышение эффективности воспитательного воздействия семьи, поиск новых методов и средств взаимодействия школы с семьей – одна из важнейших задач образовательного учреждения.
В начале учебного года утверждается составы:
Управляющего совета школы
Попечительского совета
Общешкольного родительского комитета
Классных родительских комитетов,
Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей; формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.
Примерный план работы родительского лектория.
(тематику занятий можно менять с учетом актуальных проблем
данного образовательного учреждения)
Форма проведения |
Ответственные |
|||
Технология семейного воспитания в условиях модернизации образования |
лекция с элементами беседы |
соц. педагог, психолог |
||
Семейные традиции в воспитании детей и подростков |
обмен опытом воспитания |
зам. директора по ВР, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
||
Враги воспитания: пьянство, табакокурение, сквернословие, наркомания, ничегониделание. |
зам. директора по ВР, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
|||
Воспитание у детей любви к отчему дому, родному краю, уважения к символам Родины |
зам. директора по ВР, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
|||
Трудовое участие детей в жизни семьи |
зам. директора по ВР, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
|||
Трудности возраста. Детская агрессия. Что это такое? |
круглый стол |
зам. директора по ВР, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
||
Семейные уроки этики |
зам. директора по ВР, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
|||
Как избежать стресса при подготовке и во время экзаменов |
зам. директора по ВР, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
при подготовке к проведению лектория используются:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
закон РФ «Об образовании»
закон Саратовской области «Об области»
Федеральная программа развития образования;
Региональная программа развития образования;
Программа развития воспитания в системе образования Саратовской области;
закон РФ «О защите прав потребителей»;
«Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ»
закон РФ «Об ограничении курения табака»(2001г.)
закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
программа «Патриотическое воспитание детей и подростков Саратовской области»;
программа «Основы ОЗОЖ», Устав ОУ
серия книг «Деятельность классного руководителя»
журналы: «Родителям о детях» (педагогический факультет)
«Престижное воспитание»
«Наука и школа»
«Школьный психолог»
«Школа духовности»
«Дитя человеческое» и др.
газеты: «Аргументы и факты» (семейный совет)
«Добрая дорога детства»
Задачи и цели родительского собрания:
Расширение педагогического кругозора родителей, стимулирование их желания стать хорошими родителями, организация совместных усилий по достойному образованию и воспитанию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.
Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:
Знакомство с:
Документацией школы;
Учителями - предметниками;
Основными направлениями работы школы;
Перспективными и текущими задачами, стоящими перед школой;
Итогами работы школы и др.
Анализ учебно-воспитательного процесса в классе.
Цели, задачи и планирование работы. Подведение итогов.
Актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы.
Обмен опытом по вопросам воспитания и обучения детей.
Использование знаний, умений, навыков, возможностей родителей в работе с детьми.
Оказание помощи школе в решении хозяйственных вопросов.
Права родительских собраний.
Родительское собрание имеет право:
Обратить внимание родителей на:
Выполнение решений собрания;
Выполнение п.4ст.52 Закона Российской Федерации "Об образовании" (об ответственности родителей за воспитание и получение детьми основного общего образования);
Выполнение Устава школы.
Обсуждать вопросы школьной жизни и принимать решение в форме предложений.
Приглашать на собрание специалистов (юристов, врачей, психологов, работников правоохранительных органов, членов администрации школы, представителей общественных организаций).
Документация родительских собраний.
Все родительские собрания протоколируются.
Протоколы родительских собраний:
Подписываются председателем, секретарем родительского собрания и классным руководителем;
Протоколы классных родительских собраний хранятся у классного руководителя;
Протоколы общешкольных родительских собраний хранятся в канцелярии и относятся к документации школы.
Виды родительских собраний:
Общие (классные или по параллелям);
Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей);
Собрания, периодичность которых определяется куратором.
Собрание может быть:
Организационным;
Аналитическим;
Итоговым.
Формы проведения собраний:
Директивно-консультационные;
Дискуссионные;
Семинары;
Творческие встречи и отчет и т.д.
В МБОУ СОШ №22 общешкольные собрания проводятся в различных формах, например,
родительское собрание для родителей будущих первоклассников проходит традиционно в конце января каждого учебного года в виде презентации опыта работы школы, после которой родители и их дети приглашаются на фрагменты уроков (не более 15 минут каждый урок) тех учителей, которые набирают первые классы. Занятия проходят в интересной и увлекательной форме.
итоговая конференция для родителей всех учащихся школы, проводится в конце апреля каждого учебного года в виде отчётного концерта, на котором подводятся итоги работы школы за год с вручением благодарственных писем родителям.
Организаторам родительского лектория необходимо позаботиться о содержании и результативности всех мероприятий во избежание пустой «говорильни».
Каждое занятие завершается небольшим практическим заданием и рекомендациями.
Обязательно необходимо оставить немного времени для ответов на вопросы родителей, при этом обеспечить, если это понадобится, комфорт для индивидуальных консультаций или бесед.
Не забывайте постоянно демонстрировать свое полное уважение к семье и родителям учащихся.
Воспитательная работе в классе ведется под девизом «Союз трех сердец»: учитель - ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи - формирование творческой личности.
«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому было очень важно интерес школы превратить в интерес семейныйи наполнить его общими делами.
Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.
Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:
1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется учителем, обсуждается на родительском комитете.
Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.
Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.
Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно проходит этическая беседа с родителями и детьми 3 класса