Сценарий открытого мероприятия "Мы хотим жить!", посвященного проблемам наркомании. "а были вместе детство и война" сценарий литературно-музыкальной композиции Литературно драматический сценарий про наркоманию

ДЕТИ ВОЙНЫ

СЛАЙД 1

Литературно-музыкальная композиция

Цели:

Развитие познавательного интереса, расширение кругозора у учащихся в области знаний о Великой Отечественной войне; формирование представлений учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами людей, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к мероприятию.

Ход мероприятия.

Чтец 1 .

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей.

Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Ведущий 1. Добрый день! Сегодня, накануне годовщины освобождения города Донской от немецко-фашистских захватчиков, мы поговорим о подвиге таких же девчонок и мальчишек, как мы с вами.

Ведущий 2. О таких же, как мы, детях, которые в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали в шеренге бойцов – рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О военном подвиге, о трудовом подвиге, о том, как дети вместе со взрослыми приближали Победу, как они, не жалея сил, не жалея своей жизни, боролись за родную землю.

Ведущий 3 . О том, как они побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на их долю. Мальчишки и девчонки страшных военных лет не играли в войну. Они жили по суровым военным законам.

Ведущий 4 .Давайте вспомним, как всё начиналось…

СЛАЙД 2,3 фото довоенной жизни + видео –хроника с песней «Довоенный вальс»

Ведущий 5 . Г од 1941. Время отсчитывало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа… Сотни фашистских самолётов стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Предрассветная мгла озарилась вспышками взрывов, и всё потонуло в тяжком, оглушительном грохоте, сотрясшем землю.

СЛАЙД 4 ВИДЕОФАЙЛ

Ведущий 6. 22 июня 1941 года в 4 часа без объявления войны германские войска напали на нашу страну. СЛАЙД 5

Звучит фонограмма «Священная война» (музыка А.Александрова, слова Лебедева-Кумача).

Чтец 2. СЛАЙД 6

Звучит седьмая симфония Шостаковича.

Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землей.

С войной слепою и жестокой

Я бок о бок к Голгофе шла…

Четыре очень долгих года

Свой крест недетский я несла...

Чтец 3. СЛАЙД 7

Нет, и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…

Ведь войны жалости не знают,

Война не ведает добро…

Шел по земле жестокий молох –

Не разбирая никого…

Ведущий 1. Великая Отечественная война... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины. Но ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санитарками на полях сражений, кто-то заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях». Так писала Светлана Алексиевич в своей книге "У войны не женское лицо". Но если не женское, то тем более не детское. Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь.

Чтец 4.

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем не спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Ведущий 2. Да, война – не детское дело. Но эта война была особенной…Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Чтец 5.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Ведущий 3. Дети войны.… Так часто называют тех, кто в начале сороковых еще ходил в школу, тех, кто очень рано встал у станка, тех, кто помогал в госпиталях ухаживать за ранеными, тех, кто стал сынами полка, кто воевал рядом со взрослыми.

Чтец 6

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Ведущий 4. СЛАЙД 8, 9 Каждый ребенок, на долю которого выпала война, встречал ее по-разному: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то стоял на пороге юности. Война застала их в больших городах и маленьких деревеньках, дома и пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу.

Чтец 7

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Чтец 8 СЛАЙД 10

Я учился писать...

Мимо школы - колонны, колонны

Колыхались рекой

И впадали в невидимый фронт...

Я учился писать

Не спеша, с нажимом, с наклоном.

И скрипело стальное

Защитного цвета перо,

Я учился писать...

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоевывая

Островки тишины,

И таскал я в карманах

Тяжелые рваные слитки,

Как горячие метеориты войны.

Я учился писать...

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму...

Я учился писать

Изложения о Каштанке,

Я учился страдать

Над судьбою Герасима и Муму.

Я учился писать,

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою.

Я учился писать!..

Ведущий 5. СЛАЙД 11 Дети в годы войны сражались вмести со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.

Ведущий 6. Дети военной поры могут ещё рассказать, как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять – двенадцать лет, только встав на ящиках, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Чтец 9

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Была земля и жёсткой и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Чтец 10

В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернётся радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушала война.

А седины ребячьих чёлок…

Разве этому есть цена?

Ведущий 1 Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Чтец 11

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Чтец 12.

Никто из них не помышлял о славе,

О ней ли думать в страшный час?

Когда родную землю топчет и поганит

Проклятая германская орда.

Ведущий 2. Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной войны!

Ведущий 3 Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали, и пели.

Чтец 13

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры – герои

Навечно остались в строю

Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

“У нас один, один лишь путь – к победе!

И нет других дорог!”

Мы в жизни, мой друг и ровесник,

Дорогой героев пойдем.

Подвиги их мы запомним, как песню,

И сами ее допоем!

Ведущий 4. Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Портреты немногих вы увидите сегодня, они как будто с нами.

Чтец 14

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.

Ведущий 5. СЛАЙД 12 Лёня Голиков Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию.

Ведущий 6. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец 15

Бесстрашное имя – награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистcкого зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

СЛАЙД13

Ведущий 1. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.

Ведущий 2. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. В мае 1944 года, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов. Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Чтец 16

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

Ведущий 3. СЛАЙД 14 Валя Котик. Он ходил по городу, и слезы душили его. Немцы сожгли домик-музей Николая Островского, превратили школу в конюшню. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Валя Котик вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии.

Ведущий 4. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. Он прожил 14 лет и еще неделю - в 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей. Похоронен в садике перед школой, в которой учился.

Чтец 17

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин

Ведущий 4. СЛАЙД 15 Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в г.Керчи, помогая сапёрам расчистить заминированные тропы.

Ведущий 5. СЛАЙД 16 Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Советского информационного бюро, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось.

Чтец 18

Её допрашивал четвёртый день подряд

Фашистский офицер, увешанный крестами,

Ей руки за спину выкручивал солдат,

Её хлестала плеть, её гноили в яме.

Угрюмый офицер сказал,

Что больше нет терпенья у него,

Что это лишь начало жестоких мук,

Каких не видел свет….

Ведущий 6. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. - Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Чтец 19

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны.

Ведущий 1. Погиб от рук врагов бесстрашный разведчик, наш с вами земляк, ученик школы № 1 пятнадцатилетний Василий Козлов.

Ведущий 2. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее захватчикам. СЛАЙД 17 Это не все герои. О многих из них мы даже ничего не знаем.

Из счастливого детства они шагнули в смерть… Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей.

Чтец 20

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы.

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда! Никогда!

Стук метронома. СЛАЙД 18 - кадры о блокадном Ленинграде).

Ведущий 2. С сентября 1941-го по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград численностью в 2 миллиона восемьсот восемьдесят семь тысяч человек жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Рацион питания был скудным. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 граммов хлеба, а служащим и детям по 125 граммов. Крошечный, почти невесомый ломтик: «Сто двадцать пять блокадных грамм //С огнем и кровью пополам…» СЛАЙД 19

Ведущий 3. Дети в осажденном городе…О них особый разговор. Смотреть на голодающих детей – нет ничего ужаснее для матери. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, на хлебные карточки. Скудные размеры получаемых продуктов распределяли по дням, а в течение дня – по часам.

Чтец 21

Иду в темноте, вдоль воронок,

Прожекторы щупают небо. Прохожие.

Плачет ребенок. И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши.

И вязнет в сугробах и ямах.

Не плачь, потерпи, мой хороший,-

И что-то бормочет о граммах.

Ведущий 4. СЛАЙД 20 У детей блокадного Ленинграда был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Но дети, что бы они ни делали, чем бы ни занимались, всегда думали о хлебе. Сохранились рисунки детей блокады. Трехлетний мальчик Шурик Игнатьев покрыл свой листок беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре: "Это война, вот и все, а посередине булка".

Чтец 22

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Чтец 23.

Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить!»

Чтец 24.

Нет, надо!

Чтобы снова на планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Что вдруг забудется война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

СЛАЙД 21

Чтец 25

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Ведущий 5 . После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Одна из этих историй – о Тане Савичевой, ленинградской школьнице.

Ведущий 6. Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в том, что она написала блокадную историю своей семьи…Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

Чтец 26

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка – ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Ленинград в тисках блокады,

У ворот ликует враг,

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует ветер, давит мрак.

От коптилки не согреться.

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника.

Чтец 27

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нём звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

Ведущий 1. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Ведущий 2. Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в Горьковскую область. Но из-за сильного истощения и нервного потрясения она не смогла выжить. Умерла Таня Савичева 23 мая 1944 года.

Чтец 28

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться!"

СЛАЙД 22 Пискарёвское кладбище. Тихо звучит «Реквием» В.Моцарта

Ведущий 3. В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 29

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На Пискаревых плитах нет имён,

На Пискаревых плитах только даты.

Год сорок первый… Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Ведущий 4 . Война…Как она изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты. СЛАЙД 23 Фашистами были созданы целые комбинаты смерти: Освенцим, Саласпилс, Майданек, Маутхаузен, Бухенвальд. Среди заключенных были и дети. Они напоминали подбитых птенцов.

Ведущий 5. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15-20 часов – на лямках возить груженные разным грузом повозки. Они отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали дети с 4 часов утра.

Ведущий 6. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. В лагерях смерти их заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты.

СЛАЙД 24

Ведущий 1. Дети войны! Мальчики и девочки! Их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения.

Чтец 30

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти. Родина?

Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: Я или Родина.

Самое лучшее, дорогое – Родина.

Горе твое –

Это наше горе, Родина.

Правда твоя –

Это наша правда, Родина.

Слава твоя –

Это наша слава, Родина!

Чтец 31

Уходили мальчики – на плечах шинели.

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями.

Умирали мальчики – где, не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Чтец 32

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ведущий 2. Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает…

Чтец 33

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Ведущий 3. В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания. СЛАЙД 25 Минута молчания - метроном

Чтец 34

Помните! Через века,

Через года, -

О тех, кто уже не придёт никогда, -

Не плачьте,

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой…

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Покуда сердца стучаться, -

Какой ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

СЛАЙД 25 фоном звучит песня «Журавли»

Чтец 35

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить!

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Чтец 36

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Я не знаю войны. Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

СЛАЙД 26 Звучит песня «Я сегодня до зари встану…»

Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»

Цели:

  • Обучение практическим навыкам, противостояние вредным привычкам.
  • Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни.
  • Развитие сотрудничества воспитателя и воспитанников, развитие творческих способностей детей.
  • Создание условия для саморазвития и самореализации детей.

Задача воспитательного часа заключается в развитии практических навыков противостояния вредным привычкам и познавательного интереса, повышение индивидуального уровня учащихся.

Оборудование: выставка книг «Болезнь века: НАРКОТИКИ», рисунков воспитанников, костюмы героев, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Демонстрация слайда 1: «Мы хотим жить!» (Приложение ).

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви в разных ее проявлениях. О любви прекрасной, возносящей нас к небесам и низвергающей в бездны ада. Да, такова она любовь, даже тогда, когда вы любимы, здоровы, красивы. И невозможно найти слова, чтобы выразить любовь к жизни, когда возникает угроза смерти.

2 ведущий: Сегодня всем известна фраза: «СПИД – чума нашего века». (Демонстрация слайда 2) . А что мы скажем завтра? Пока у нас есть это «сегодня», давайте поговорим, пообщаемся.

1 ведущий: Каждый может сказать: «Моя жизнь принадлежит мне». Да, все мы разные и по-разному относимся к одной и той же проблеме. Поэтому давайте вместе обсудим ее.

2 ведущий: В 1983 году ученые Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание – СПИД (демонстрация слайда 3) . Слово «вирус» латинское. А что оно означает в переводе на русский язык? (Спрашивает у зрителей) (Яд)

1 ведущий: Можно ли заразиться СПИДом бытовым путем? (Спрашивает у зрителей .Демонстрация слайдов 4, 5)

2 ведущий: Объясните, пожалуйста, что такое «ВИЧ-инфекция» и «СПИД». Это одно и то же или речь идет о разных вещах? (Демонстрация слайда 6) .

1 ведущий: Мы часто слышим слова: «группа риска». Ответьте мне, пожалуйста, что означают эти слова и кто относится к так называемой «группе риска»? (демонстрация слайда 7).

2 ведущий читает стадии заболевания ВИЧ на сладе (Демонстрация слайда 8).

1 ведущий:

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов,
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя,
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.
Себя преодолеть!

1 ведущий: …Источенная, с исколотыми венами рука. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни… и все это не в глубокой старости, а в наши 14-16 лет! Это страшная болезнь слабых, безвольных и недальновидных людей, ее название – наркомания.

2 ведущий:

Вот он тащился, почти что умирая,
Через минуту ж –
Где достал, бог весть!
О радостях искусственного рая
Мир может на лице его прочесть!
А сколько их сейчас бредет по свету.
Чья участь то сладка, а то тяжка!
И, видимо, уже спасенья нету
От этого простого порошка.

1 ведущий: Наркомания, наркотик, что это? Молниеносное счастье пьянящего дурмана, оцепенение, мания, восторг? Но верно говорят, что дерево познается по плодам его…

2 ведущий: Не только восторга, даже слабого отблеска радости, теплоты счастья не увидим мы в глазах тех, кто оказался во власти наркотиков. В разрушающемся сознании наркомана меркнет прошлое и теряет очертание будущее. Путь туда, в страну миражей, легок и прост, но вернуться оттуда порой не возможно! Это начало конца. Лет через пять у любителя наркотических грез происходит деградация личности и крушение семьи…

Читает стих воспитанник:

Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь…
И тишина.
Дети – в школе умственно отсталых,
И в психиатрической – жена…
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он при все при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.

1 ведущий: Почти ничего в мире не бывает абсолютно плохим или безоговорочно хорошим. Но наркомания – это стопроцентное зло. Никому еще зло не приносило счастья. Здесь зло приняло изощренный вид: быть наркоманом сегодня, завтра – быть ВИЧ-инфицированным. У наркомана два пути: или передозировка, или СПИД. Но в конце обоих – только смерть.

2 ведущий: Проблемы наркомании и СПИДа неразделимы. По статистике 80% всех выявленных ВИЧ-инфицированных – наркоманы. Скажите, пожалуйста, какие виды наркотиков вы знаете? (демонстрация слайда 9).

Демонстрация слайдов 10, 11 «Уголовная ответственность».

1 ведущий: Наркотик – отрава, ведущая к болезням, преступлениям, смерти. Но, может быть, это судьба, которой не избежать, рок?

Читает стих воспитанник:

Становится страшно год от года сильней,
Уже входит в привычку терять старых друзей.
И хочется плакать, даже не плакать, а выть,
Ты понимаешь, что не в силах ничего изменить.
Тебя не трогают чужие слезы и боль,
Не надо тебе ничего, ты занят только собой.
Задача твоя необычна, но предельно проста:
Как можно быстрей уничтожить себя.
Не остается любви, проходят страхи и боль.
Неужели ты действительно доволен собой,
Когда рвотные массы из горла рекой,
Когда на следующий день ломит каждый сустав,
Когда желание кайфа душит, словно удав.
Тебе нужны твои руки, чтобы только звонить,
И голос нужен для того, чтобы об этом говорить,
И ноги нужны, чтоб за этим бежать,
И деньги только для того, чтобы отдать.
Ты говоришь, что ты свободен,
Ты об этом кричишь,
Но ты зависишь от того, на чем ты торчишь.
Вы, вроде бы, вместе и, вроде, друзья.
И ты делишься с ним всем тем, что есть у тебя.
Ты сейчас ему отсыплешь, а он это возьмет,
А через месяц или год твой лучший друг умрет.
И ты будешь убиваться: почему случилось так?
А просто был еще третий – ваш общий враг.
Тебе надо решать, что ты будешь делать с ним:
Или ты, или он – ОДИН НА ОДИН.

2 ведущий: Как хочется, чтобы это для вас для всех оставалось лишь только призраком, миражом. А теперь вашему вниманию предлагается не большая сценка в исполнении воспитанников пришкольного интерната.

«Музей восковых фигур»

(Демонстрация слайда 12)

Голос из-за кулис: Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире радио села Нялинского. Если вы хотите узнать последние новости, то оставайтесь с нами. Сегодня в нашем селе состоялось торжественное открытие нового музея. Желающие могут посетить светлые залы, в которых размещаются необычные экспозиции. Одна из них посвящена вредным привычкам, пагубно влияющим на здоровье человека. Особенно интересны для посетителей такие экспонаты, как застывшие фигуры, способные оживать от обычного прикосновения.

Вывеска: «Музей восковых фигур», под ней размещены застывшие фигуры: Никотин, Алкоголь, Наркомания, СПИД. На сцену выходят экскурсовод и группа подростков.

Экскурсовод:

А в этом зале собраны исчадья ада,
Стоят здесь те, кому не может быть пощады.
Экспонаты руками не трогать!
Вот Никотин и Алкоголь. Здоровье губят,
А большинство людей их очень любит.
Вот Наркомания. Дурманит разум.
А это СПИД. Болезнь страшна, заразна.

1-й подросток:

Ребята, посмотрите! (Читает.)
«Минздрав предупреждает…»
Как будто бы Минздрав не знает,
Что сигареты нынче в моде:
Все курят, при любой погоде!

2-й подросток:

Если курить ты не привык,
Какой же ты тогда мужик!

Подросток дотрагивается до сигареты. Экспонат Никотин оживает, поет на мелодию песни «Я Водяной, я Водяной».

Никотин:

Я – Никотин, я – Никотин.
Давай с тобою подымим.
Ведь у меня подружки –
Все пьянки да пирушки.
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка!
А ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне курить, а мне курить,
А мне курить охота!

Экскурсовод: Никотин – самый ядовитый компонент табака. Он вызывает резкое суждение кровеносных сосудов, спазмы которых могут быть причиной паралича. Астма, туберкулез, рак легких, сердечно-сосудистые заболевания – вот результат курения.

3-й подросток:

Да ладно, испугали…
Вот интересный экспонат:
Любой бутылке будет рад!
Улыбка, на лице блаженство –
Не экспонат, а совершенство!

1-й подросток:

А что? Я пиво очень пить люблю,
А в праздник и вина налью!

Подросток дотрагивается до экспоната. Алкоголь оживает.

Алкоголь:

На заре ты выпей сто грамм,
На заре ты выпей, братан…

Экскурсовод: Опьянение – главная причина бытового и уличного травматизма. Большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Цирроз печени и алкогольный психоз, деградация личности – вы этого хотите?

2-й подросток:

Вы нас не убедили!
Принять немножко можно:
Все в меру, осторожно –
И ничего не будет.
Живут же как-то люди!

3-й подросток:

А этот тащится, смотрите!
Здесь что угодно говорите,
Но этот точно кайф словил.
И я за ним бы повторил!

Подросток дотрагивается до экспоната. Наркомания оживает и поет на мелодию песни «Александра».

Наркомания:

Наркоманчик, наркоманчик!
Этот шприц для нас с тобою,
Мы живем одной иглою,
Ты вглядись в мое лицо.
Не пугайся, не пугайся!
Поскорее ты ширяйся,
Чтобы стала эта доза
Твоим сладостным концом!

Экскурсовод: Наркомания – опаснейшее заболевание, при котором глубоко поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства. Употребление наркотиков внутривенно приводит к заражению СПИДом.

1-й подросток:

Про СПИД мы в школе проходили,
О нем нам много говорили.

2-й подросток:

Ну, кто здесь СПИДа устрашился?
Он к нам еще не докатился!

Подросток дотрагивается до экспоната. СПИД оживает и поет на мелодию песни «Как много девушек хороших».

СПИД:

Как много девушек хороших,
Не помню даже их имен.
Но лишь одно меня тревожит,
Унося покой и сон, - я заражен!
А СПИД нечаянно нагрянет,
Когда его совсем не ждешь.
И каждый день и вечер станет
На ужас и кошмар похож.
И ты умрешь…

Экскурсовод: угроза заражения ВИЧ представляет большую опасность для всех. Современная медицина не располагает ни лекарствами, ни вакциной против ВИЧ. Единственная мера защиты – профилактика!

Участники (по очереди) :

– Как страшно жить в кромешной тьме!
Свой путь ты правильно найди.
– Чтобы всегда тебе и мне
Был свет надежды впереди.
– У всех есть выбор: быть или не быть –
Земля в цветах или огонь в потемках.
– Нельзя нам так бездушно хоронить
То, что на свете вверено потомкам!
– И мы повторяем на всех языках:
«Тревога! Проснитесь, люди!
– Спасенье планеты в наших руках –
Другого шанса не будет!»

1 ведущий: Давайте жить интересно, ведь сколько удовольствия можно получать от занятий спортом, танцами, а самое главное, от общения друг с другом. Ведь жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и, случается, меньше всего берегут.

2 ведущий: Закончить наше мероприятие хочется словами:

Не хочу я смириться с судьбой
И скажу всем девчонкам,
Мальчишкам: «Постой!
Эти игры со смертью
К беде приведут
И для жизни, для счастья
Ничего не дадут».
И совет мой, наверное,
Очень простой,
Скажем дружное «НЕТ»
Этой смерти пустой.
Будет счастлив по-своему
Каждый из ВАС,
Чтоб костер этой жизни
Никогда не погас!

(Демонстрация слайда 13).

1 ведущий: На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Литература:

  • Бразюль Г.В. Тематический вечер для старшеклассников по проблемам СПИДа и наркомании «СПИД – болезнь души»// Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок». № 4, 2003 г.
  • Гуща М.А. Сценарий выступления агитбригады «Мы – за здоровый образ жизни!»// Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок». № 6, 2005 г.
  • Широкова Н. Внеклассное мероприятие со старшеклассниками «Есть выбор: жизнь без наркотиков»// Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». № 9, 2004 г.

Мероприятие в школе к Международному дню борьбы с наркоманией.

Сценарий

К этому дню силами актива школы можно подготовить театрализованную композицию для учеников школы «Мир иллюзий», направленную на профилактику наркомании, как асоциального явления, среди подростков. Все асоциальные явления влекут за собой тяжелые последствия, которые влияют не только на жизнь отдельного человека, но и на общество в целом. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Необходимо актуализировать эту проблему среди подростков и молодежи, предупреждая формирование асоциальных явлений. В наше время особенно важно уделять внимание подрастающему поколению, как новому этапу развития жизни современного общества. Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между слоями, поколениями людей, всегда остается актуальной проблема обеспечения воспитания российской молодежи.

Эту зарисовку можно отыграть «в живую», а можно записать все слова как фонограмму.

Сценарий спектакля «Мир иллюзий»

Действующие лица : подростки - Роман, Андрей, Женя, Руслан, Наташа, Яна, Ира, Света, Лена, Оля; родители Оли, Смерть, массовка - 5-7 человек.

Еще недавно слово «наркомания» употреблялось не иначе как для обозначения одного из многочисленных чуждых нам пороков буржуазного общества. Сегодня наркомания - бич нашей страны, угрожающая здоровью нации. Однажды, перешагнув, дозволенную черту, человеку трудно вернуться назад. Эта новая реальность опутывает его сетью порока, превращая человека в безличную тень.

(Звучит музыка из сериала «Х-files», полумрак, по сцене начинают ходить люди, одетые в светлую одежду - они общаются, иногда появляются люди, одетые в черную одежду, они подходят к «белым». пытаются заговорить с ними. Некоторые отказываются, но некоторые соглашаются и тогда «черные» оставляют на их белых одеждах отпечатки черных рук - заранее необходимо намазать ладони черной гуашью, «белые» удивляются появившимся отпечаткам, но постепенно начинают общаться с «черными».)

По оценкам экспертов от 3 до 5 миллионов россиян пробовали наркотики. В основном потребителями наркотиков являются россияне в возрасте до 30 лет. Последние 10 лет их число возрастает ежегодно на 66 тыс. человек. Из года в год увеличивается количество преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотического опьянения. Число официально зарегистрированных больных наркоманией в России составляет 450 тысяч человек. Более 100 000 из числа стоящих на учете - дети и подростки, среди них 99% больны гепатитом, а 20-30% - являются носителями ВИЧ-инфекции. Это 450 тысяч искалеченных жизней, 450 тысяч несостоятельных родителей, 450 тысяч деградирующих членов общества.

(После этих слов оставшиеся «белые» становятся в одну линию, а «черные» начинают снимать с них белые одежды, под которыми остаются черные.)

Очень трудно понять тех, кто сознательно предпочитает обыденному миру другую реальность. Но они обманывают себя, считая ее лучшей. Они окунаются в этот омут снова и снова и порой не возвращаются никогда. По статистике, каждый наркоман, в среднем, втягивает в наркотики еще четверых. Каждый из тех четверых, еще четверых, и еще... Как же остановить эту ужасную прогрессию?

(Фонограмма сменяется на музыку из фильма «Реквием по мечте», на сцене появляются подростки, они рассаживаются, общаются, курят - декорации имитируют подвал, голос за кадром.)

Все они каждый день собирались в этом грязном, вонючем подвале. Кто-то начал приходить сюда уже давно, кого-то пригласили недавно, но у всех до этого подвала была своя жизнь, которую они сменили на этот мир иллюзий.

(Ребята начинают разговаривать между собой.)

Роман : Эх, сейчас бы оттянуться в удовольствие.

Андрей: Скоро придет Женька, у него всегда есть наркота, дозы хватит на всех. Попутешествуем в волшебных замках.

(Входят Женя и Руслан.)

Женя: Смотрите, кого я привел!

Руслан : Всем привет!

Роман : Неужели?! Ты решил вернуться? Как будет рад твоему возвращению кое-кто...

(Появляется Наташа.)

Руслан: Здравствуй, Наташенька!

Наташа: Глазам своим не верю! Я уже думала, этого никогда не случится, тебя так долго не было.

Руслан: Я же тебе писал, я был в другом городе, лежал в больнице - лечился.

Наташа : Я думала, что ты останешься там навсегда.

Руслан : Не мог же я там остаться без тебя. Смешно?

Наташа : Скорее грустно...

Руслан: Не надо грустить, принцесса. Помнишь осенний бал? Потом мы все вместе обсыпали друг друга осенними листьями. Ты была такая веселая, жизнерадостная. Когда я думал о тебе, то вспоминал именно такую принцессу.

Наташа: Смешно... Это все так далеко... Теперь я здесь, в этом подвале, я уже не та принцесса и живу я совсем в другом мире.

Руслан: Что ты хочешь этим сказать?

Наташа: Я - наркоманка, вот и все. Такая же, как все здесь, понятно?

Руслан: Я тебе не верю!.. Ты была моей последней надеждой. Полгода я провел в лечебнице. Мне прочищали кровь. Я решил, что больше никогда не прикоснусь к этой отраве. Я все время думал о тебе. Ты была, как клочок земли в океане. Что ты наделала? Я ведь тебя предупреждал.

Наташа: Что мне было делать?.. Я была, как сумасшедшая. Ты уехал, даже не попрощавшись. Я слонялась по городу. Никто про тебя ничего не знал. Но однажды я встретила Андрея, он привел меня сюда. Сначала мне было легче. Только не на долго... Захотелось повторить. Дальше... сам знаешь, как это бывает.

Руслан: Бедная, моя маленькая принцесса... Я уеду, Наташа. Хрустальный замок разбит вдребезги.

(Руслан поворачивается к выходу, все замирают, Наташа выходит на авансцену, музыка сменяется на вступление к песни Линды «Северный ветер», звучит голос за кадром.)

Холодно. Мокро. Темно. Одиноко.

Душа моя, словно беззвучная нота.

Небо роняет капли на землю,

Похожа на старую серую тень я.

Наташа: Неужели из-за этой отравы я потеряю любовь?! Господи, как же все сжимается внутри. Все тело начинает скручиваться адской болью, от которой раскалывается голова. Выворачивает желудок. Выламывает все суставы. Сердце бешено колотится, словно пытается вырваться из груди. Совершенно явственно видишь, как по всему телу ползают белые жирные черви, похожие на могильных. Они впиваются в кожу, прогрызая ее... Дай мне что-нибудь, скорее. Умоляю, скорее.

(Женя встает и подходит к Наташе, подает ей полный шприц, Наташа, отворачиваясь, как бы делает укол в вену и постепенно сползает на пол, звучит музыка из фильма «Реквием по мечте», Олег подходит к Руслану и кладет ему руку на плече, Руслан оборачивается и видит Наташу, быстро подходит к ней.)

Руслан: Наташа, Наташа, это я, Руслан. Моя маленькая принцесса! Нет!.. Малышка, не пугай меня так, слышишь? Этого не может быть! Кто ей дал такую большую дозу? Не лежи на полу, простудишься. Ты совсем холодная... Совсем холодная?! Что ты наделала, крошка моя! Как же ты могла меня так бросить?.. Что ты наделала!!!

(Руслан берет Наташу на руки, гаснет свет, звук разбитого окна, милицейской сирены, свет включается на авансцене стоит Яна со свечей в руках.)

Яна : Я - наркоманка. Да, теперь я знаю, как все это выглядит на самом деле. Ведь начиналось все с развлечения, с глупого детского любопытства. Мне 16 лет. Два года назад мне впервые вкололи наркотик. Я всегда мечтала быть свободным человеком, а превратилась в рабу заряженного шприца. Ловлю свой призрачный кайф. Я даже не думала, что это так гладко пройдет, боялась страшно. Аптека находилась в каком-то глухом месте. Мы прошли с черного входа. Женя сбил замки. Я тоже зашла внутрь, собирали все, чем можно «поправиться».

(Яна опускает голову, к ней выходит Ира, в руках держит свечу.)

Ира : Сижу на морфии, чтобы не думать о том, что я натворила. Ведь я вступила на преступный путь. Что теперь? Привет вам, тюремные стены? Но я не хочу за решетку, не хочу так же сильно, как хочу колоться. До чего я еще докачусь в своей жизни, что еще такого совершу, чтобы уже даже не чувствовать к самой себе и быть способной только на то, чтоб себя убить? Я знаю, что надо сидеть тихо. Жизнь в бегах похожа на кошмар.

(Ира опускает голову, к девушкам выходит Женя, держит свечу.)

Женя : Всех, кто брал аптеки, накрыли. Меня и Янку пока еще нет, но это дело нескольких дней. Наркоманы за один укол сдадут маму родную.

(Женя опускает голову, к ребятам выходит Смерть в черном плаще с надвинутым на лицо капюшоном, сначала подходит к Яне берет из ее рук свечу, звучит трагичная музыка, голос за кадром.)

Знайся только с достойными дружбы людьми,

С подлецами не знайся, себя не срами.

Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!

Если мудрый подаст тебе яду - прими!

От безбожья до бога - мгновенье одно.

От нуля до итога - мгновенье одно.

Береги драгоценное это мгновенье.

Жизнь - ни мало, ни много - мгновенье одно!

Смерть : Яна «под кайфом» выпала из окна тринадцатого этажа. Ее размазанное по асфальту тело очень отдаленно напоминало человеческие останки. Жить - не ново и умирать - не ново. Все фикция... Ей не удалось найти себя в этой жизни. Она сама себя загубила. Хотела ли она этого?.. Не знаю... О чем думаешь, что чувствуешь, когда наступает конец?

(Смерть задувает свечу Яны, подходит к Ире и берет ее свечу.)

Смерть : Ира... Она была хорошей девушкой, пока не связалась с ними. Теперь она готова на все ради новой дозы. Ее посадили за многочисленные кражи в аптеках. Но и в тюрьме она не смогла удержаться. Ее убила сокамерница, за постоянные конфликты.

(Смерть задувает свечу Иры, подходит к Жене и берет его свечу.)

Смерть: Женька... Совсем молодой, всего 13 лет, а впереди - глупая судьба...

(Смерть, Яна и Ира уходят со сцены, музыка сменяется на лиричную, на сцену выбегает Света и окликает Женю.)

Света : Женя, постой. Хорошо, что я тебя нашла. Я заходила к тебе домой... Там Людмила Геннадьевна, твоя мама, она плачет. Женя, у вас что-то случилось?

Женя: Случилось... Случилось то, что я - ничтожество. Я не помню своего отца. Мама растила меня одна, вкладывая все в своего любимого сыночка. В школе я всегда и во всем был первым: в учебе, в спорте, на сцене. Со всех сторон мне твердили, какой я особенный и великолепный.

Света: Оля: Но ведь это так и есть!..

Женя: Вот именно. И я так решил. Поверил, что способен справиться с чем угодно. А поскольку в жизни все надо попробовать … Но откуда мне было знать, что наркотики так быстро затягивают невозможно остановиться, мы с ребятами грабили аптеки. А мама... Она обо всем догадалась.

Света : Так это из-за той отравы, которую ты куришь, она расстроилась? Ну, так брось. Я тебе помогу.

Женя : Ты?! Глупыш, ты ведь представления не имеешь, что это такое. Как ты можешь мне помочь?

(Свет гаснет, Женя уходит со сцены, звучит музыка из фильма «Реквием по мечте», включается приглушенный свет, на сцене появляется Света с письмом в руках.)

Света: Женька пропал на несколько дней, дома не появлялся, а вот теперь, получила письмо от него, ничего не понимаю?!

Здравствуй, Светочка. Когда ты получишь это письмо, меня уже не будет. Я собираюсь покончить с собой. Наркоман доставляет слишком много горя своим близким, убивает не только себя, но и других.

(Света молча скользит глазами по письму, за кадром звучит голос Жени.)

Физически я уже сошел на «нет». Быть наркоманом - это значит скатиться на самое дно. Но кто же толкает туда людей, которые приходят в жизнь молодыми и полными сил? Пусть это письмо будет предостережением для всех, кто стоит перед вопросом: «А, может, я попробую?» Сохрани их, боже, от моей участи. Прощай, моя милая! Твой Женька.

(Свет гаснет, Света уходит со сцены, звучит композиция Ричарда Клаудермана, на сцене появляются две девушки, общаются, звучит голос за кадром, появляется Роман.)

Лена и Оля - подруги с детства. В 14 лет у Ольги с одноклассником Романом завязались дружеские отношения. Он все свободное время проводил с Ольгой. Но через некоторое время Рома стал все чаще пропускать занятия в школе, редко заходил к Оле. Когда она поинтересовалась, где он пропадает, то Рома объяснил это тем, что °н проводит все время с друзьями и, если Ольга хочет с ним чаще видеться, то ей необходимо общаться с его компанией. Чтобы сохранить их отношения, Оля согласилась познакомиться с друзьями Романа.

(Рома берет за руки девочек и ведет их в подвал, где все его друзья.)

Придя в квартиру, где постоянно встречались друзья Романа, льга ужаснулась. Там Рома ей признался, что он уже два года сидит На Игле и что все его друзья - наркоманы.

Сначала Оля с Леной пытались помочь Роману выбраться из этого омута, но все было тщетно...

(Оля с Леной берут Рому за одну руку, а друзья за другую, каждая сторона пытается перетянуть его к себе, но в итоге наркоманы перетягивают Рому.)

Через 2 месяца он умер от передозировки...

(Свет гаснет, звучит композиция «Dubley», свет включается, на авансцене стоит Оля, в черном платке, белом длинном балахоне.)

Оля: Вчера хоронили Романа. Врачи не смогли его спасти, слишком большая доза. Это я не смогла его спасти, не уберегла от стального жала бездушного шприца. Его смерть на моей совести.

(Оля опускает голову, к ней выходят друзья Ромы, голос за кадром.)

Ольгу утешали друзья Ромы, и она стала все чаще приходить к ним, они много раз предлагали ей уколоться, чтобы забыть о несчастье. Сначала она отказывалась, но однажды... согласилась...

(На этих словах, наркоманы срывают с Оли белый балахон, под ним оказывается черная одежда.)

И вот она уже год - наркоманка, все уговоры подруги Лены не имеют никакого действия...

(Наркоманы уходят, к Оле подходит Лена, звучит композиция «Е1о».)

Лена:

Подруга, милая, пойми,

Все, что сейчас скажу я,

И все мои слова прими

И сердцем и душою!

Нельзя доверить жизнь игле –

Тебе я говорила.

Хозяйка ты в своей судьбе

И выбор ты вершила.

Нельзя уйти из жизни вон

От лишней капли яда

И жизнь твоя, поверь, не сон,

А часть кошмара ада!

Не уж то нравится тебе

Искать, болея, траву?

Вся жизнь повисла на игле,

Вся в капле той отравы!

Опомнись, голову ты вскинь

И твердую рукою,

Ты чашу с ядом опрокинь

И снова стань собою!

И ты поймешь, как не права

Была ты в эти годы!

Ведь ты родить детей должна,

Ведь мать ты от природы!

(Музыка сменяется - «Rise of Harkonnen», Лена выводит на сцену родителей Оли, звучит голос за кадром.)

Лена, желая помочь подруге, рассказала обо всем родителям Ольги. Они решили вылечить дочь, но Оля наотрез отказалась сама ехать в больницу. Мама решила изолировать Олю от ее друзей и закрыла в квартире до приезда врачей...

Именно в этот день у Оли началась ломка...

(Оля обыгрывает ломку, вокруг нее быстро двигаются люди, одетые в черное, в руках у них красные ленты, они угнетают Олю, бросают из стороны в сторону, женский голос читает стихи за кадром.)

Меня опять ударило в озноб,

Грохочет сердце,

Словно в бочке камень, -

Во мне живет мохнатый злобный жлоб

С мозолистыми цепкими руками.

Но я собрал еще остаток сил, -

Теперь его не вывезет кривая:

Я в глотку, в вены яд себе вгоняю -

Пусть жрет, пусть сдохнет, - я перехитрил.

Не выдержав таких мук, сердце Оли остановилось...

(Гаснет свет, звук разбитого окна, постепенно останавливающийся стук сердца, грустная музыка, на сцену выходят люди со свечами, головы у них опущены, они выстраиваются клином из глубины сцены, голос за кадром.)

Вот он тащился, чуть не умирая.

Через минуту ж - где достал, бог весть!

О радостях искусственного рая

Мир может на лице его прочесть.

А сколько их сейчас бредет по свету,

Чья участь то сладка, а то тяжка!..

И видимо уже спасенья нету

От этого простого порошка.

(Люди резко поднимают голову вверх, и в тишине звучит запись многих голосов с эффектом эха.)

Подумайте, а стоит ли призрачный мир иллюзий вашей жизни?!!!

(Все тушат свечи, занавес.)

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Недетское дело - война»

Ведущий 1

Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?

Ведущий 2

И сам ответил: слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка...

(«Священная война»: звучат первые строки)

Ведущий 1

Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, лишения, потери родных и близких.

Ведущий 2

Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. Огромное кровавое колесо, запущенное фашистами, уничтожило надежды и мечты, желания и стремления, жизни миллионов детей.

ТАНЕЦ С ПОЛОТНАМИ

Чтец 1
Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей Над взрослыми серьезными людьми, И в чём-то человечество отстанет, И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают, Хлеба растят и строят города, Кто землю по-хозяйски обживают Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела, На много поколений недород, И грусть с надеждой, как в лесу горелом: Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше, А в Ленинграде – каменный Цветок, Чтоб в памяти людей остался дольше Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней - Кровавый след коричневой чумы. Их мертвые глазёнки с укоризной Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни, Из бликов пискаревского огня: "Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике, В предсмертном зове милых мам своих... О, матери стран малых и великих! Услышьте их и помните о них!

Ведущий 1

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Чтец 2

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей.

Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик,

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Ведущий 2

Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось; кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса…

Ведущий 1

Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящики, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки.

Ведущий 2

Как получали от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Чтец 3 А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,

Была земля и жёсткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ведущий 1

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели.

Ведущий 2

В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Чтец 4

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Ведущий 1

Сутками трудились ребята на заводах и фабриках, делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, собирали противогазы. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки, девочки вязали теплые вещи: варежки, носки, шарфы.

Ведущий 2

Ребята помогали раненым в госпиталях, ставили спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

1-й мальчик

Сорок трудный год. Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

Санитарка:

«Господи, до чего же артисты маленькие»

1-ая девочка

Мы идем коридорами длинными,

Мы почти растворяемся в них

С балалайками, мандолинами

И большими пачками книг.

1-ый мальчик Что в программе?

2-ая и 3-ья девочки

В программе чтение,

Пара песен военных, правильных.

1-ая девочка

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением.

2-ой мальчик

Двое здесь.

Майор артиллерии с ампутированной ногой.

В сумасшедшем бою под Ельней

На себя принявший огонь.

На пришедших глядит он весело.

2-ая девочка

И другой, до бровей забинтованный,

Капитан, таранивший «мессера»

Три недели назад под Ростовом.

3-ья девочка

Мы вошли, мы стоим в молчании.

Вдруг срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

Объявляет:

1-ый мальчик Начало концерта!

1-ая девочка

А за ним, не вполне совершенно,

Но вовсю запевале внимая,

О народной поем, о священной,

Так, как мы ее понимаем.

Песня «Священная война»

2-ой мальчик

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвездные мчатся танки,

В ней шагают наши в атаке,

А фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится.

В ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

Нравится нам такая война!

1-ая девочка Мы поем…

1-ый мальчик

А в нем укор:

«Погодите, постойте, хлопчики,

Погодите, умер майор»

2-ая девочка

Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо, будто в бреду.

Санитарка

Вот и всё о концерте в госпитале

В том году.

Ведущий 2

Война не щадила никого. Все силы были брошены на борьбу с врагом. Повзрослевшие защитники Родины из счастливого детства шагнули в смерть… Юные, красивые, полные надежд...

Чтец 5 Ю. Друнина «Баллада о десанте»

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был...

Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь...

А три парашюта, а три парашюта

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды...

1 М Уходили мальчики – на плечах шинели.

2 М Уходили мальчики – храбро песни пели.

3 М Отступали мальчики пыльными степями.

4 М Умирали мальчики – где, не знали сами.

1М Попадали мальчики в страшные бараки,

2 М Догоняли мальчиков лютые собаки.

3 М Не хотели мальчики поддаваться страху,

4 М Поднимались мальчики по свистку в атаку.

1 М Повидали мальчики – храбрые солдаты –

2 М Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.

3 М Показали мальчики за четыре года,

4 М Кто такие мальчики нашего народа!

Ведущий 1

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Ведущий 2

«Ленинградские дети»…

Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

Ведущий 1

В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода.

Ведущий 2

У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 6

Девчонка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

(Музыка)

Чтец 7 Мечты блокадного мальчишки

На окнах – надоевшие кресты...
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.
Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!
Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!
Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть
взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!
(Музыка)

«БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала... ни одна крошечка...

Чтец 8

Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,

Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.

Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково-

Небольшое село на краю новгородской земли.

Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года

Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав -

Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,

Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.

Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,

Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,

Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,

И над их поездами нависнут машины с крестами?..

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,

только дети бегут от вагонов - десятки детей!..

Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,

Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.

И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,

И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,

И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,

И кровавились детскою плотью земля и кусты.

Ведущий 1

Бесчисленные злодеяния творились на земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Ведущий 2

Освенцим, Треблинка, Бухенвальд, Дахау, Малый Тростенец, Саласпилс. Жестокие издевательства, непосильный физический труд, болезни, истощение, бесчеловечные медицинские опыты, смерть...

(«Бухенвальдский набат»)

Чтец 9

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было!

Мужчины мучили детей!

ТАНЕЦ «Заключённые»

Чтец 10
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

"Три тысячи двести девятый".

"Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой..."

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

"Три тысячи двести девятый"?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц – на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.
(Музыка) Чтец 11 Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...

ТАНЕЦ «Мать и дитя»

Чтец 12 Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла

Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя... Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,- показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она... Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,- это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.

Ведущий 1

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

Ведущий 2

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

(лирическая музыка, все чтецы на сцене, после своего воспоминания уходят )

"А я все равно хочу маму..." (девочка)

В сорок первом...

Я окончила первый класс, и родители отвезли меня на лето в пионерский лагерь под Минском. Приехала, один раз искупалась, а через два дня – война. Нас начали отправлять из лагеря. Посадили в поезд и повезли. Летали немецкие самолеты, а мы кричали: "Ура!" То, что это могут быть чужие самолеты, мы не понимали. Пока они не стали бомбить... Тогда исчезли все краски... Все цвета... Появилось впервые слово "смерть", все стали говорить это непонятное слово. А мамы и папы нет рядом...

"Жить хочу! Жить хочу!.." (мальчик)

От этих зрелищ, от этих огней... Это – мое богатство... Это – роскошь, то, что я пережил...

Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: "Жить хочу! Жить хочу!" Боялся умереть, хотя, что я мог тогда знать о смерти? Ну что?

Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить... маленький кусочек... И не смог. Брат тоже не смог... Нам было стыдно. Ужасно стыдно.

Война – это мой учебник истории. Мое одиночество... Я пропустил время детства, оно выпало из моей жизни. Я человек без детства, вместо детства у меня была война.

"На кладбище покойники лежали наверху... Как будто еще раз убитые..." (мальчик)

Черное небо...

Черные толстые самолеты... Они гудят низко. Над самой землей. Это – война. Как я помню... Помню отдельными проблесками...

Нас бомбили, а мы прятались в саду за старыми яблонями. Все пятеро. У меня было еще четверо братиков, самому старшему – десять лет.

Сожгли нашу деревню. Разбомбили деревенское кладбище. Прибежали люди туда: покойники лежали наверху... Они лежали, как будто еще раз убитые... Наш дедушка лежал, который недавно умер. Их опять хоронили...

И в войну, и после войны мы играли "в войну". Надевали на головы солдатские каски, наши и немецкие, каски валялись всюду: в лесу, на полях. Никто не хотел быть немцем, из-за этого мы даже дрались. Играли в настоящих блиндажах и окопах. Сражались на палках, бросались в рукопашную. А матери качали головами, им не нравилось. Плакали.

Мы удивлялись, потому что раньше... До войны они нас за это не ругали...

"Просим: можно облизать?.." (девочка)

Взрослые плачут: война, а мы не испугались. Мы часто играли "в войну", и это слово было нам очень хорошо знакомо. Я удивлялась, почему мама всю ночь рыдает. Только позже поняла...

Мы ели... воду... Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить ее нечем. Даже травы нет. Помню солнечный день такой, ветер гонит паутину. Горит наша деревня, горит наш дом. Мы вышли из лесу. Маленькие дети кричат: "Костер! Костер! Красиво!" А все остальные плачут, мама плачет. Крестится.

Дом сгорел... Мы копались в золе, но там ничего не нашли. Одни вилки обгорелые. Печь как была, так и осталась, там стояла еда - блины драные.

Картофельные драники. Мама вынула сковороду руками: "Ешьте, дети". А есть блины нельзя, дымом пахнут, но ели, потому что ничего, кроме травы, у нас больше не было. Осталась трава и земля.

Сколько лет прошло... А все равно страшно...

"Он висел на веревочке, как ребенок..." (мальчик)

Не хочу... Я не хочу даже повторять это слово "война"...

Как пришли немцы, почему-то не помню... Помню, что они уже были, давно были, и вот согнали всех нас, всю деревню. Поставили впереди пулеметы и приказали отвечать, где партизаны, к кому они заходили. Все молчали. Тогда они отсчитали каждого третьего и вывели на расстрел. Расстреляли шесть человек: двух мужчин, двух женщин и двух подростков. И уехали.

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

4:Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

5: Хлебом и песней

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

6: Каждой секундой…

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

7: Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

8:Какой ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Загрузка...
Top