Псалтирь. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях Псалмы, читаемые на разные случаи жизни

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

- Продолжаем разговор о Псалтири. Сегодня мы разберем 24 псалом.

24 псалом Псалтири царя Давида очень значим для каждого христианина, потому что в нем Давид научает всех верных правильно молиться, учит, как нужно себя вести в трудных жизненных обстоятельствах. Когда на долю человека выпадают какие-либо жизненные потрясения, нужно обращаться к Богу, но молиться необходимо не только о себе. Молитва должна расширяться и уходить за пределы своего «я», будучи наполненной прошением о своих близких. Попадая в трудные обстоятельства, нужно читать этот псалом, в котором молящийся испрашивает милости Божией и получает ее.

«К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеют ми ся врази мои». Давид говорит, что «я воздвигаю к Тебе душу свою», то есть представляю ее перед Господом. Но чтобы душа предстояла перед Богом, ее нужно освободить от всего лишнего, наносного, земного, к чему она прилеплена в течение нашей жизни.

Мы идем в храм, встаем на молитву только тогда, когда сможем оторваться от своей повседневности, суеты, лени. Только тогда душа вместе с телом обращается к Богу в молении. «На Тя уповах, да не постыжуся ». Упование на Господа никогда не посрамляет человека. Когда он с Богом, ему никогда не бывает стыдно - без Бога он может быть посрамлен, потому что в состоянии богооставленности человек остается один на один со своей немощью, скудостью и попадает в руки врагов.

«Ниже да посмеются ми ся врази мои ». Можно даже не пояснять эти слова, потому что, действительно, будет посмеян человек без Бога. Почему Бог выступал на стороне Давида? Потому что Давид всегда возлагал свое упование в любом деле, в любой битве - на Господа. И это упование никогда его не подводило.

«Ибо вси терпящии Тя не постыдятся ». Что значит «терпящии »? В данном контексте слово «терпящии» не означает терпение. Здесь говорится о тех, кто уповает на Бога, призывает Его милосердие. И надежда на Бога никогда не посрамит.

«Да постыдятся беззаконнующии вотще ». Что значит «беззаконнующии вотще »? Всякий человек грешен, нет безгрешных людей. Но бывают грехи - ведомые и неведомые, вольные и невольные. Если человек совершает невольные грехи, согрешает нечаянно, то эти грехи не вменяются ему в великое согрешение. А те грехи, которые он совершает целенаправленно, пребывает в них, низводят грешника до преисподней. На них псалмопевец обращает внимание, говоря, что эти грехи напрасны, с ними нужно бороться, их нужно преодолевать.

«Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя ». Псалмопевец Давид очень часто употребляет увеличительное, подчеркивающее значение произносимых слов, усиливая их повторами, заменяя синонимами, подобными словами. «Пути», «стези» - стежки, дорожки - казалось бы это одно и то же. Только есть пути широкие, есть узкие, но любые пути Божии являются святыми. Если говорится о путях Божиих, то речь идет о следовании воле Божией через соблюдение Его заповедей. Псалмопевец говорит: «Покажи мне путь, научи меня заповедям Твоим».

«Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день », то есть на тебя уповаю весь день. «Настави мя на истину Твою, научи мя » - научи меня заповедям Твоим. «Яко Ты еси Бог Спас мой ». Почему Давид называет Бога - «Спас мой »? Потому что только Господь избавляет человека от тех трудностей, скорбей, болезней, которые есть в его жизни. Он называет Его Спасителем, потому что без Бога невозможно обрести мир и покой. И Давид просит, чтобы Господь научил, показал истину, наставил в ней. Благодаря этому человек обретает спасение от тех трудностей, с которыми он встречается в своей жизни.

«И Тебе терпех весь день ». Для евреев понятие «день» включало в себя все световые дни, это понимание всей жизни. Ночь они не считали за жизнь, это временное упокоение человека, временная смерть, потому что ночью человек не созидает, не живет. Здесь говорится о том, что «я уповаю на Тебя всю свою жизнь».

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть» . Давид говорит: «Помяни, Господи, милости Твои, на которые я уповал в течение всей своей жизни. Для меня это является сутью жизни, я не могу по-другому в своей жизни поступать». Действительно, Давид всегда очень милостиво поступал ко всем, помня о том, что Господь дает милость Свою только тем, кто явил эту милость в своей жизни. Далее он говорит: «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» . Давид просит, чтобы грехи юности и неведения не поминал Господь. В юности человеку присуща горячность, поэтому с такой легкостью он совершает грехи, неосознанно. Эти грехи, как говорят святые отцы, в единой покаянной молитве может простить Господь. Сознательные же грехи нуждаются не просто в покаянной молитве, но и в удручении тела. Такие тяжкие грехи прощаются только через несение каких-то серьезных тягот, скорбей.

«Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути». По мнению всех толкователей, Господь благ потому, что Он совершенен. Благость может быть только в Господе. Мы помним слова Священного Писания, когда Господь сказал одному законнику: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк, 10:18). Действительно, благость, как высшее добро, благодать - только в Господе находится в полноте. Такое обращение подобает только Богу. Правым называется тот судья, который совершает суд без всякой предвзятости, лицемерия, мздовоздаяния, неправды. Правым называют Господа, потому что Он совершает праведный суд, без всякого лицеприятия.

«Сего ради законоположит согрешающим на пути» . Здесь говорится о том, что закон Господь дает для согрешающего и по закону этому судит его. «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим». Кроткие оправдываются судом. Им показывается правильный, спасительный путь, по которому они идут - «научит кроткия путем своим ». Господь всегда научает кротких заповедям Своим.

Мы говорили о том, что Псалтирь христологична: в ней есть много пророчеств о Христе. По-настоящему кротким мы не можем назвать ни одного человека до пришествия Христова, потому что в полноте этот подвиг не был совершен до страданий Христа. Кротости мы научаемся только от Господа. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем»(См.: Мф, 11: 28-29). Кротости и смирению в полноте могли научиться от Господа только ученики Христовы. По святоотеческому толкованию, в словах о кротких, идущих путем Божиим, говорится об учениках Христа - святых апостолах, которые с радостью стали исполнять повеления Христа, те заповеди, которые оставил им Господь.

«Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его». «Свидением» и «заветом » называются заповеди Божии. Тот, кто поучается от Господа заповедям Божиим, тому Господь являет милость и истину. Во всем нужно стремиться исполнять заповеди Божии.

«Ради имени Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть» . Конечно, у человека множество грехов, неправд, но ради прославления имени Божия, Господь очищает человека.

«Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егоже изволи». Здесь говорится о святости и благочестии. Когда человек живет по заповедям Божиим, тогда Господь являет ему милость Свою, пути его становятся правильными и праведными. В то же время «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю ». Здесь говорится о селениях праведников, о времени открытия Царства Небесного в райских селениях. Двери Царства Небесного в ветхозаветное время были закрыты, но в аду были селения праведных. Естественно тот, кто живет по заповедям Божиим, у того душа водворится в селениях праведников. Что значит «наследит землю»? У евреев была важная задача - иметь продолжение своего рода, чтобы через это их род освятился встречей с Мессией, с Избранным, Который придет спасти человечество. Для них это была задача номер один, поэтому многодетность всегда поощрялась. В то же время человек, который не имел детей, считался грешником. В детях заключалось не только продолжение рода, но и осмысленность земной жизни. Родители не расточали богатство, которое накопили, чтобы им пользовались их дети. В этом заключается великая радость.

«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». То есть явит им заповеди. «Держава» - значит «крепость». Господь является для нас крепостью, защитой всех тех, кто боится Бога.

«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Здесь говорится об уме человеческом. «Исторгнет от сети нозе » - сети расставляет враг рода человеческого, а Господь сохраняет человека, его жизнь и путь от искушений диавольских.

«Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз». Здесь псалмопевец говорит о себе: о том, что бывает такое время, когда человек остается один в своих духовных поисках, оставленный всеми. В таком состоянии он говорит: «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя». «Скорби сердца моего» - это очень тяжелые внутренние переживания, которые касаются не каких-то физических немощей, а состояния богооставленности, уныния. Человек говорит: «Я одинок в этой жизни, нищ, и все оставили меня». Тогда рождается сильное сердечное переживание, когда все от тебя отворачиваются, готовы предать тебя, тогда ты думаешь и взываешь к Богу: «От нужд моих изведи мя».

«Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя». Что мы можем предложить Господу? Только показать то, что есть в нашем сердце смирение и труд. «Ради этого, Господи, избавь меня от всех грехов моих».

«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя» . Очень много врагов у человека. Бывает, он чувствует одиночество и страшится того, что его одолело множество врагов. Что может сказать он Богу? Возненавидели его неправедно. Здесь Давид говорит о том, что во всем должна быть правда: если я сделал человеку что-то плохое и лукавое, подвел его, за что он возненавидел меня, значит, по правде ненавидит он меня. А если я ничего плохого не делал, не предавал, никакого зла ему не делал, тогда почему и как возненавидел он меня суть неправедно.

«Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя». Когда каждый человек испытывает такие трудности, мучения, остается один на один с собой, своими испытаниями, то он знает, что есть еще Кто-то, кто может разделить с ним скорби, переживания, может помочь в этом испытании. В этом заключается молитва Давида. Он просит Бога о помощи, о том, чтобы Он сохранил, исправил, научил; приносит покаяние в этом псалме, просит, чтобы Господь простил грех юности и неведения. В то же время говорит: «Господи, я не делал ничего такого, чтобы эти люди восстали против меня, возненавидели. Я одинок, Господи, помоги».

Этот псалом как некий плач, стенание к Господу о том состоянии, в котором сейчас находишься. В конце псалма Давид просит: «Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя» . Этими словами он хочет сказать: «Сохрани меня, Господи, избави, покажи, что я правильно верую, чтобы все знали, что я только на Бога уповаю, все делаю с благословения Божия». Сила псалмопевца Давида заключена не в мудрости, не в уме, не в поддержке своего народа. Все что он имеет - он всегда об этом говорил - все это только благодаря тому, что он уповает на Бога, верит в Него и считает Его своим помощником, защитником и избавителем от всего злого.

«Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи » - постоянно уповал на Тебя, возлагал свои надежды. Какие «незлобивии и правии» ? Это те, которые видели, что Господь помогает Давиду, дает ему силы, крепость, победу. И тогда они обращались к нему и становились рядом, ощущая силу Божию и почитание Бога. Видя такое упование, они присоединялись к Давиду, понимая, что сила Давида в его Боге.

«Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его». Это замечательные слова псалмопевца Давида, в которых он показывает, чем должна заканчиваться молитва. Молясь, нужно просить не только за себя, о своих нуждах и скорбях, но и за тот народ, который дорог тебе и близок. Многие по этому поводу утверждают, что молиться надо за самого себя, нужно знать тех, за кого ты молишься, нельзя молиться за тех, кого не знаешь. Псалмопевец Давид отвечает нам, говоря о том, что молиться надо за всех, особенно за свой единоверный народ. Поэтому он заканчивает свою молитву прошением за весь Израиль, так как является частью израильского народа.

Расшифровка: Людмила Кедысь

Каждый стих данного псалма начинается от буквы евр. алфавита, почему он и называется алфавитным. Такой способ письма был довольно употребителен не только у евреев, но и вообще у восточных народов, представляя один из видов художественного построения речи, облегчающего ее запоминание.

Псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает двойственность его содержания: с одной стороны, Давид называет своих врагов беззаконниками, незаслуженно преследующими его (Пс. 24_3, 19), с другой – просит Бога о прощении своего греха, который он считает очень великим (Пс. 24_7, 11–18). Другие части псалма, изображающие Давида одиноким, оставленным (Пс. 24_16), только с небольшим количеством преданных ему лиц (Пс. 24_19) и ввиду большой, угрожающей ему опасности (Пс. 24_1, 20), соответствуют его положению при Авессаломе, во время бегства из Иерусалима.

Спаси меня, Господи, от врагов и научи меня следовать правде (1–6). Ты милостив, прости мои грехи и наставь меня (7–10). Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя (11–21).

Пс.24:3. да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

«Беззаконнующие втуне» – нападающие на меня без оснований, поводов к тому с моей стороны.

Пс.24:4. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

Пс.24:5. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

«Пути» и «стези» – это Божественные заповеди. Давид молит Бога о научении как этим заповедям, так и Его «истине», т. е. правде, закону. Под этим научением разумеется не внешнее усвоение тех заповедей, не простое лишь изучение писанного Моисеева закона, что для Давида не трудно было сделать, но развитие в себе внутренней силы неуклонного следования предписаниям закона, от которого, как Давид говорит ниже, он отступал. – «На Тебя надеюсь всякий день» – всю жизнь провожу в надежде на Тебя, т. е. при всех страданиях я только от Тебя ищу и жду помощи.

Пс.24:6. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

Пс.24:7. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

«Щедроты» и «милости», большею частью означают – первое слово – внешние выражения божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ, а «милости» – духовных, напр., душевного спокойствия от сознания близости Бога, чистоты и возвышенности воззрений и т. п.

– «Грехи юности... и грехи преступлений» – грех с Вирсавией. Давид сознает виновность и незаконность этого поступка, но называет его не намеренным и не сознательным нарушением Божественной заповеди, а плодом увлечения («юности»), бессознательным. Этот грех был следствием временного господства над Давидом чувственного влечения, тем порывом, каким отдается юный возраст, когда еще не выработалась способность строгой оценки своих поступков и помыслов, но когда человеком руководит больше область чувствований, направляющая волю, а потому и поступки человека часто не в ту сторону, куда они направлялись бы, если бы были освещены разумом. Смотря по тому, что лежит в основании последних – возвышенные ли побуждения, или низменные – соответственными являются и поступки, то как подвиги героизма, самопожертвования, или наоборот, грубого эгоизма и низменных страстей. Таким порывом, затемнившим в Давиде сознание и оценку делаемого, и был его поступок с Урией и Вирсавией. Выяснение Давидом внутренней, психологической стороны своего греха не было однако ж попыткой самооправдания и выражением желания остаться безнаказанным, но столь глубоким сознанием своего падения и своей виновности пред Богом, что он молит Его о своем помиловании лишь по великому снисхождению Бога к человеку, по Его необыкновенной щедрости и милости к недостойному, что Бог часто проявлял над евреями (6).

Пс.24:8. Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

Пс.24:10. Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

«Наставляет грешников на путь». Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми – особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду – обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. – «Все пути Господни» – все действия Бога; «хранящие завет Его и откровения» – жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

Пс.24:11. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Очищение ради великого имени Бога указывает на высоту благоговения Давида пред Ним. Бог всесовершенен, в Нем нет и не может быть никакого недостатка; соответственно тому и Его чтители должны быть людьми высокой нравственной чистоты; недостойные же как бы умаляют величие Его имени. Это то же, что мы видим и в обыденной жизни: чем выше положение человека, тем достойнее должно быть его лицо; ничтожный человек как бы грязнит, унижает самое звание свое. Давид свой грех называет тяжким («велико оно») и себя великим грешником пред Богом, унижающим Его своим поклонением в том случае, если он не позаботится о своем очищении.

Пс.24:12. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

Пс.24:13. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

Пс.24:14. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им», т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.

Пс.24:18. призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

«Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями.

Пс.24:20. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

«Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя.

Пс.24:21. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня», пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех.

Пс.24:22. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка.

В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося (Пс. 24:1, 7, 11) для достойного присутствия при совершении литургии.

Этот псалом наполнен благоговейными чувствами к Богу, порывами святых желаний, направленных к Его благоволению и благодати, живыми поступками веры в Его обетования. Исходя из его содержания, мы можем научиться,

(I) что значит молиться (ст. 1,15).

(II) О чем мы должны молиться: о прощении греха (ст. 6,7,18), направлении на путь долга (ст. 4,5), о благоволении Бога (ст. 16), об избавлении от бедствий (ст. 17,18), защите от наших врагов (ст. 20,21) и спасении Церкви Божьей (ст. 22).

(III) В молитве говорить о своем уповании на Бога (ст. 2,3,5,20,21), о своем отчаянии и злобности наших врагов (ст. 17,19), о своей искренности (ст. 21).

(IV) Какие драгоценные обетования мы имеем, способные ободрять нас в молитве, вести и направлять (ст. 8,9,12), о привилегиях завета (ст. 10) и удовольствии от общения с Богом (ст. 13,14). Воспевая этот псалом, очень легко применить некоторые из его отрывков к себе, ибо мы часто сталкиваемся с трудностями, всегда грешим и имеем повод жаловаться у престола благодати.

Псалом Давида.

Стихи 1-7 . Здесь Давид исповедует свое стремление к Богу и свою зависимость от Него. Он часто начинает псалмы с подобных исповеданий, но не для того чтобы побудить Бога, а чтобы побудить себя и заставить соответствовать этим исповеданиям.

I. Давид исповедует свое стремление к Богу: «К Тебе, Господи, возношу душу мою (ст. 1). В предыдущем псалме (ст. 4) нам представлен характер благочестивого человека, который не клялся душой своей напрасно, а затем прозвучал призыв для вечных врат, чтобы они поднялись и позволили войти Царю славы (ст. 7). И здесь Давид отвечает на этот призыв, на требования к этому характеру: «К Тебе, Господи, возношу душу мою». Обратите внимание, что, поклоняясь Богу, мы должны возносить к Нему свои души. Молитва – это восхождение души к Богу; наша душа должна быть нацелена на Бога. «Sursum corda – вознеситесь сердцами» - эта фраза использовалась в давние времена как призыв к поклонению. Со святым презрением к этому миру и его благам, с активной верой и сконцентрированной мыслью мы должны иметь Бога перед собой и позволить своим желаниям стремиться к Нему, как к источнику нашего блаженства.

II. Давид исповедует свою зависимость от Бога и как следствие этого просит привилегий и утешений (ст. 2): «Боже мой! на Тебя уповаю». Его совесть свидетельствует, что он не полагается на себя или какое-нибудь другое творение, что у него нет недоверия к Богу, к Его силе или обетованиям. Он угождает себе этим исповеданием веры в Бога. Положив свое упование на Господа, он спокоен, удовлетворен и не боится зла. Он говорит все это Богу, для которого честь помочь тем, кто почтил Его упованием на Него. То, на что люди уповают, приносит им либо радость, либо позор, в зависимости от того, чем это окажется. И здесь Давид под наставлением веры ревностно молится, (1) чтобы на его долю не выпал позор: «Да не постыжусь я своего упования на Тебя; да не поколеблюсь я из-за своих страхов; и чтобы в итоге я не был огорчен тем, что полагался на Тебя, сохрани залог мой». Если мы делаем свое упование на Бога оплотом, то не постыдимся; если мы ликуем в Нем, то наши враги не будут ликовать над нами, как они это делали бы, если бы мы не померли от страха; или в итоге мы лишились бы своих надежд.

(2) Чтобы эта участь миновала всех, кто верит в Бога. Все святые обрели одинаково ценную веру; и поэтому, несомненно, она приведет к похожему для всех успеху в конце. Подобное общение святых поддерживается даже их молитвами друг за друга. Истинные святые возносят молитвы за всех святых. Безусловно, что ни один из тех, кто, веруя, уповает на Бога и верующей надеждой ожидает Его, не постыдится своей надежды и упования.

(3) Чтобы таковой была участь беззаконников: «Да постыдятся беззаконнующие втуне (без причины или напрасно)».

Без повода. Они восстали против Бога и своего долга, против Давида и его правления (как понимают некоторые) без какого-либо повода, не имея возможности притвориться, что нашли хоть какое-то беззаконие в Боге или в том, что Он навязал им. Чем слабее искушение, которым люди склоняются ко греху, тем сильнее порочность, посредством которой они привлекаются ко греху. Самые худшие те злоумышленники, которые грешат, чтобы грешить.

Без цели. Они знают, что их выпады против Бога будут бесплодны; они представляют себе невозможное и поэтому скоро постыдятся своих поступков.

III. Давид просит наставлений от Бога, чтобы идти правильным путем (ст. 4,5). Вновь и вновь Он молится Господу, чтобы тот научил его. Давид сам был знающим человеком, но даже самый образованный и самый наблюдательный человек нуждается и стремится быть наученным от Бога; от Него мы должны постоянно учиться. Обратите внимание,

1. Чему Давид хочет научиться: «Научи меня, но не красивым словам или интересным знаниям, а истине Твоей, стезям твоим – тем путям, по которым Ты идешь к людям и которые все есть милость и истина (ст. 10), тем путям, по которым Ты хочешь, чтобы я шел к Тебе». Лучше всего наставлены те, которые понимают свой долг и знают, что должны были бы они делать (Еккл 2:3). Пути Господни и истина – одно и то же; все божественные законы основываются на божественных истинах. Путь божьих заповедей – это путь истины (Пс 118:30). Христос есть путь и истина, и поэтому мы должны изучать Христа.

2. Чего Давид хочет от Бога в связи с этим.

(1) Чтобы Господь объяснил, в чем заключается его долг: «Укажи мне, Господи, пути Твои и таким образом научи меня». В сомнительных случаях мы должны ревностно молиться, чтобы Бог дал нам четкое понимание, чего Он хочет от нас.

(2) Чтобы Господь склонил Свою волю сделать это и укрепил его: «Направь меня и таким образом научи меня». Эта ситуация не похожа на случай, когда мы ведем плохо видящего человека и поддерживаем его, чтобы он не потерял дорогу. Она напоминает тот случай, когда мы ведем слабого, больного, теряющего силы человека и помогаем ему идти вперед по дороге, поддерживая от падения. По пути к небесам мы идем не далее того места, куда Богу угодно вести нас и поддерживать.

3. О чем Давид говорит.

(1) Его великие надежды на Бога: «Ты Бог спасения моего». Обратите внимание, что тот, кто избрал своей целью спасение от Бога и сделал Его Богом своего спасения, может смело приходить к Нему за наставлением по пути, ведущему к этой цели. Если Он спасает нас, то научит и поведет нас. Тот, кто дает спасение, даст и наставление.

(2) Постоянные обращения псалмопевца к Богу: «На Тебя надеюсь всякий день». От кого еще слуга ожидает получить наставление, что ему делать, как не от своего господина, на которого он надеется всякий день? Если мы искренне желаем знать свой долг и решили исполнить его, то не должны сомневаться в том, что Бог направит нас исполнить его.

IV. Он взывает к безграничной милости Бога и полностью полагается на нее, не рассчитывая на собственные заслуги (ст. 6):

«Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, и ради этих милостей веди и учи меня, ибо они от века».

(1) «Ты всегда был милостивым Богом; таково имя Твое, Твоя природа и Твое право – творить милость».

(2) «Твои заповеди и желание миловать были от вечности; сосуды милости были готовы до создания миров и предопределены для славы».

(3) «Примеры Твоей милости для Церкви в общем, а для меня в частности, были ранними и древними, а следовательно и постоянными; они начались давно и никогда не прекращались. Ты учил меня от юности моей, научи меня и сейчас».

V. Он особым образом просит прощения своих грехов (ст. 7): «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; Господи, вспомни милости твои (ст. 6), которые говорят за меня, а не мои грехи, которые говорят против меня». В этих стихах звучит (1) полное исповедание греха; Давид особенно выделяет грехи своей юности. Обратите внимание, что мы должны каяться в грехах и ошибках юности и смиряться много лет спустя, так как время не стирает вину греха. Старые люди должны скорбеть из-за греховного веселья и страдать из-за греховных удовольствий своей юности. Псалмопевец отягощает свои грехи, называя их преступлениями; и чем более свят, справедлив и добр закон, преступлением против которого является грех, тем более чудовищным и греховным он должен становиться для нас.

(2) Выразительная просьба о милости,

Чтобы он мог быть оправдан от вины: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, то есть не вспоминай грехов, свидетельствующих против меня, не призывай меня к ответу за них, не судись со мной из-за них». Писание говорит, что когда Бог прощает грех, то Он не вспоминает его больше, что означает безоговорочное прощение; Он прощает и забывает.

Чтобы он был допущен в присутствие Бога: «Вспомни обо мне; подумай обо мне для блага моего и приди своевременно на помощь». Мы не должны желать большего счастья, чем то, когда Бог с благоволением вспоминает о нас. Просьба Давида сопровождается словами «по милости Твоей» и «ради благости Твоей». Обратите внимание, это Божья благость, а не наша; это Его милость, а не наши заслуги должны приводиться в прошении о прощении греха и всех тех благ, в которых мы нуждаемся. Мы всегда должны полагаться на такую просьбу, как люди, осознающие собственную нищету и недостойность, как люди, удовлетворенные богатствами Божьей милости и благодати.

Стихи 8-14 . В этих стихах молитвы Давида перекликаются с Божьими обетованиями. Многие прошения были представлены в предыдущей части псалма и многие мы найдем в последней. А здесь, в средней части этого псалма, Давид размышляет об обетованиях и своей энергичной верой насыщается и удовлетворяется из этих грудей утешения. Ибо обетования Бога являются не только наилучшим фундаментом для молитвы, рассказывая нам, о чем молиться, и ободряя нашу веру и надежду в молитве, но являются и ответом на молитву. Пусть же молитва соответствует обетованию, и тогда обетование может быть прочитано, как ответ на молитву; а мы должны верить, что молитва услышана, так как обетование исполнится. Но среди обетований мы находим одно прошение, которое, похоже, появляется внезапно и должно следовать за стихом 7. Это слова: «Прости согрешение мое» (ст. 11). Но молитва о прощении греха никогда не может быть неуместной; во всех наших поступках присутствует грех, и поэтому подобные прошения должны повторяться в наших молитвах. Псалмопевец усиливает свое прошение двойной мольбой. Первая звучит очень естественно: «Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, так как Ты провозгласил Свое имя милующим и благодатным, прощающим беззаконие ради Своей славы, ради Своего обетования и ради Себя самого» (Ис 43:25). А последняя мольба звучит удивительно: «Прости согрешение мое, ибо велико оно». Чем больше грех, тем больше возвеличена божественная милость, проявившаяся в Его прощении. Слава великого Бога проявляется тогда, когда Он прощает великие грехи, беззакония и преступления (Исх 34:7). «Мой грех велик, и поэтому я погиб, погиб навечно, если только безграничная милость не вступится, чтобы простить его. Он велик; таким я вижу его». Чем больше нам открывается отвратительность грехов, тем более мы подходим для того, чтобы обрести милость у Бога. Исповедуя грех, мы должны усиливать его.

А теперь давайте рассмотрим великие и драгоценные обетования, которые представлены в этих стихах, и обратим внимание на следующее:

I. Кому принадлежат эти обетования и кто может надеяться получить от них выгоду. Мы все – грешники; и разве можем мы надеяться иметь хоть какое-то продвижение благодаря им? Да (ст. 8), Он научит грешников, хотя они и грешники, ибо Христос пришел в мир, чтобы спасти грешников, а чтобы призвать их к покаянию, их необходимо научить. Эти обетования предназначены для тех, кто хотя и был грешником, хотя и оставил свой путь, но в то же время сохранил Слово Божье.

(1) Для тех, кто сохранил свой завет и свое свидетельство (ст. 10), кто взял Его постановления, как правило для себя, а Его обетования - как свою часть; кто, приняв Господа своим Богом, живет, основываясь на этом, а отдав себя Ему, как народ, живет в соответствии с этим. Хотя иногда из-за слабости плоти они нарушают заповеди, но, благодаря искреннему покаянию, каждый раз, когда поступают неправильно, и постоянной приверженности Богу, как своему Господу, они хранят завет и не нарушают его.

(2) Эти обетования принадлежат тем, кто боится Его (ст. 12,14), кто пребывает в благоговении перед Его величием и поклоняется Ему с почтением, подчиняется Его власти и повинуется радостно, боится Его гнева и страшится обидеть Его.

II. На чем основаны эти обетования, и какое ободрение мы должны получать от них. Есть две вещи, которые ратифицируют и подтверждают все обетования:

(1) совершенства природы Бога. Мы ценим обетование по характеру Того, Кто дал его. Поэтому мы можем положиться на Божьи обетования, ибо благ и праведен Господь; и поэтому Он будет так же благ, как и Его Слово. Он так добр, что не может обмануть нас, и так истинен, что не может нарушить Свое обетование. Ибо верен Обещавший, который совершит обещанное. Бог был благ, давая обетование, и поэтому Он будет праведен, исполняя его.

(2) Соответствие Его слов совершенствам Его природы (ст. 10): «Все пути Господни (то есть все Его обетования и провидения) - милость и истина; они все, как и сам Бог, благи и праведны. Он поступает со Своим народом в соответствии с милостью Своих целей и истинностью Своих обе-тований. Все, что Он делает, исходит от любви, любви заветной; и верующие могут увидеть в ней Его милость явленную и Его слово исполненное. Каким богатым удовлетворением может быть для добрых людей сознание того, что, какие бы страдания им ни приходилось выносить, все пути Господни - милость и истина. Так все и окажется, когда их путешествие подойдет к концу.

III. Что это за обетования.

1. Бог наставит и направит их на путь долга. Это настойчиво утверждается, ибо это ответ на молитву Давида (ст. 4,5): «Укажи мне, Господи, пути Твои и направь меня». Мы должны концентрировать и воплощать свою веру особенно в тех обетованиях, которые больше всего подходят нашей ситуации.

(1) Он наставляет грешников на путь, потому что они - грешники и поэтому нуждаются в учении. Когда они увидят себя грешниками и захотят учиться, тогда Он научит их пути примирения с Богом, пути основательного мира в совести и пути к вечной жизни. Своим Евангелием Он сделает этот путь известным для всех, а Своим Духом откроет разумение и поведет раскаявшихся грешников, которые просят об этом. Дьявол ведет людей с завязанными глазами в ад, а Бог просветляет глаза людей, выставляет вещи перед ними в истинном свете и таким образом ведет их на небеса.

(2) Он направляет кротких; Он будет учить кротких, то есть тех, которые смиренны и низки в своих собственных глазах, которые не полагаются на себя, желают быть наставленными и искренне принимают решение следовать божественному водительству. «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Таких Он будет направлять к правде, то есть по принципу Своего написанного Слова; Он будет вести их к тому, что познается на практике, что имеет отношение ко греху и долгу, чтобы они имели непорочную совесть. Он будет делать это благоразумно (как понимают это место некоторые), то есть Он подстроит Свое поведение к их ситуации; Он научит грешников мудрости, нежности и состраданию, насколько это возможно. Он научит их Своему пути. Все благочестивые люди делают путь Господа своим путем и желают быть наставленными в нем, и таковые будут наставлены и водимы на этом пути.

(3) Человеку, боящемуся Господа, укажет Он путь, который избрать: то ли путь, который изберет Бог, то ли этот добрый человек изберет путь. Это одно и то же, ибо тот, кто боится Господа, выбирает то, что угодно Богу. Если мы выбираем правильный путь, то Тот, кто направлял наш выбор, будет направлять наши шаги и вести нас по нему. Если мы делаем мудрый выбор, то Бог даст нам благодать идти по нему мудро.

2. Бог сделает их жизнь легкой (ст. 13): «Душа его пребудет во благе». Тот, кто посвящает себя страху Божьему и отдает себя, чтобы быть наставленным от Бога, будет пребывать во благе, если только не совершит ошибок. Душа, освященная Его благодатью и, более того, утешенная миром от Бога, пребывает во благе. Даже когда тело болит и страдает от боли, душа может благополучно пребывать в Господе, может вернуться к Нему и отдохнуть в Нем, как в своем покое. Многое происходящее заставляет нас беспокоиться, но в завете благодати есть достаточно благ, чтобы уравновесить их и сделать нас благополучными.

3. Бог даст им и их близким столько мирских благ, сколько полезно для них: «Семя его наследует землю». После заботы о собственных душах идет забота о своих потомках, и у Бога в запасе есть благословения для последующего поколения. Боящиеся Бога будут наследовать землю, они будут иметь материальное обеспечение и утешение от нее, а участь их детей, благодаря их молитвам, будет намного лучше после того, как они уйдут.

4. Бог допустит их к тайне общения с собой (ст. 14): «Тайна Господня - боящимся Его». Они понимают Его Слово; ибо кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Иоан 7:17). Тот, кто принимает истину, любя ее и ощущая ее силу, лучше поймет ее тайну. Такие люди лучше других знают значение Его провидения и то, что Бог совершает с ними. «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать?» (Быт 18:17). Он называет их не слугами, а друзьями, как Он называл Авраама. Они знают по опыту о благословениях завета и удовольствии общения, которое имеют благодатные души с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Эта честь оказана всем Его святым.

Стихи 15-22 . В этих стихах Давид, получив ободрение от обетований, над которыми он размышлял, возобновляет свое обращение к Богу и заканчивает этот псалом так же, как и начал: с исповедания своего упования на Него и своего стремления к Нему.

I. Он открывает перед Богом свое бедственное положение. Его ноги оказались в сети, накрепко связанные таким образом, что он сам не мог освободиться из своих трудностей (ст. 15). Он был одинок и угнетен (ст. 16). Очень часто люди, попавшие в трудную ситуацию, оказываются в одиночестве; их друзья оставляют их, и им остается лишь сидеть уединенно и молчать (Плач 3:28). Давид называет себя одиноким и угнетенным, потому что не полагался на своих слуг и воинов, а полностью доверился Богу, словно не надеялся вообще получить помощь от кого-либо иного. Находясь в отчаянии и окруженный бедами, когда скорби сердца его умножились (ст. 17), он становится более и более печальным и обеспокоенным. Ощущение собственного греха поражало его больше, чем что-либо другое: это было то, что сокрушало и ранило его дух, окружало его внешними проблемами. Он находился в страдании и изнеможении (ст. 18). Враги, преследовавшие его, были многочисленны и злобны; они ненавидели его; они были варварами и ненавидели его лютою ненавистью (ст. 19). Такими же были враги Христа и враги Его Церкви.

II. Оказавшись в этих бедствиях, Давид выражает свое упование на Бога (ст. 15): «Очи мои всегда к Господу». Идолопоклонники имели богов, которых могли видеть своими телесными глазами, и их глаза были постоянно направлены к идолам (Ис 17:7,8). Но мы должны направлять глаз веры к Богу, который есть Дух (Зах 9:1). Наши размышления о Нем должны быть приятными, и Он всегда должен быть перед нашими глазами: во всех наших путях мы должны признавать Его и делать все для Его славы. Таким образом мы должны жить общением с Богом: не только в постановлениях, но и в провидениях, не только в действиях поклонения, но и в общем образе жизни. В своих страданиях Давид имел утешение, ибо, так как его глаза всегда были направлены на Господа, он не сомневался, что Бог освободит Его ноги из этой сети и избавит от порочности собственного сердца (как некоторые понимают это место), от замыслов его врагов (как понимают другие). Те, чьи глаза постоянно направлены на Бога, не долго будут страдать от того, что ноги попали в сеть. Псалмопевец повторяет исповедание своего упования на Бога (ст. 20): «Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю», и своих надежд на Него: «Ибо я на Тебя надеюсь» (ст. 21). Очень хорошо подобным образом надеяться и тихо ожидать спасения от Господа.

III. Давид ревностно молится Богу об избавлении и помощи.

1. Для себя.

(1) Обратите внимание, как он просит.

Он просит Бога простить его грех (ст. 18): «…прости все грехи мои». Это была его самая тяжелая ноша, и результатом ее были все остальные трудности. Давид уже просил Бога простить грехи его юности (ст. 7), простить беззаконие (ст. 11), которое считал особо великим (по мнению некоторых, - это его грех в отношениях с Урией). Но здесь он молится: «Господи, прости все грехи мои». Заслуживает внимания тот факт, что, упоминая свои беды, он просит Бога обратить на них Свое внимание: «Призри на страдание мое и на изнеможение мое; и делай, что Тебе угодно». Давид просит полного прощения всех своих грехов: «Прости все грехи мои». Оказываясь в какой-то беде, мы должны более беспокоиться о своих грехах (чтобы они были прощены), а не о страданиях (чтобы они были удалены). В то же время псалмопевец молится,

Чтобы Бог избавил его от страданий. Его разум был обеспокоен тем, что Бог удалился от него, и Давид чувствовал Его недовольство. Поэтому он молится (ст. 16): «Призри на меня». И если Господь поворачивается к нам, тогда неважно, кто отворачивается от нас. Положение Давида было бедственным, и, ссылаясь на это, он молится: «Выведи меня из бед моих. Я не вижу пути избавления, но Ты сможешь либо найти его, либо сотворить его». Его враги злорадствовали, и, ссылаясь на это, он молится: «Сохрани душу мою, чтобы она не попала в их руки, или избавь меня от них».

(2) В своей просьбе Давид упоминает четыре момента, которые усиливают эти прошения, и передает себя и их для Божьего размышления.

Он просит Бога о милости: «Помилуй меня». Люди, обладающие самыми великими заслугами, погибнут, если они не имеют общения с Богом безграничной милости.

Он говорит о своем бедствии, о своем отчаянии, страдании и боли, особенно о скорбях своего сердца, и все это сделало его достойным объектом для божественной милости.

Давид говорит о беззакониях своих врагов: «Господь, посмотри на них, как они жестоки, и избавь меня».

Он говорит о своей честности (ст. 12). Хотя псалмопевец считал себя виновным перед Богом и исповедовал Ему свои грехи, в то же время, когда он говорит о своих врагах, то имеет свидетельство своей совести, что он не причинил им вреда, что служило ему утешением, когда они ненавидели его лютой ненавистью. И Давид молится, чтобы его непорочность и правота смогли охранить его. Это подразумевает тот факт, что он надеялся быть в сохранности лишь благодаря собственной непорочности и правоте, и пока он оставался таковым, он не сомневался в собственной безопасности. Искренность будет нашей наилучшей безопасностью в наихудшие времена. Непорочность и правота послужат человеку лучшей безопасностью, чем богатства и почести этого мира, так как они сохранят нас для Царства Небесного. Поэтому мы должны молиться Богу, чтобы Он сохранил нас в непорочности, а потом быть уверенными, что это сохранит нас.

2. Для Церкви Божьей (ст. 22): «Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его». В то время Давид сам был в беде, но эту молитву считает вполне уместной, так как бедствия были участью Божьего Израиля. Почему же тогда судьба одного члена может быть намного лучше, чем у всего тела? Беды Давида умножались, и он был очень искренним, прося Бога избавить его. В то же время он не забывает о страданиях Церкви Божьей; и когда мы имеем очень много личных просьб у престола благодати, то должны помнить и молиться о народе. Благочестивые люди имеют мало утешения от своего собственного благополучия, пока Церковь в беде и опасности. Эта молитва является пророчеством, что в конце Бог даст Давиду покой, а также даст Израилю покой от всех окруживших его врагов. Это также является пророчеством о том, что в нужное время Бог пошлет Мессию и Он избавит Израиля от всех беззаконий его (Пс 129:8) и, таким образом, от всех скорбей. Это место также указывает на блаженство в грядущем состоянии. На небесах и лишь на небесах Бог Израиля абсолютно искупит его от всех скорбей.

Каждый стих данного псалма начинается от буквы евр. алфавита, почему он и называется алфавитным. Такой способ письма был довольно употребителен не только у евреев, но и вообще у восточных народов, представляя один из видов художественного построения речи, облегчающего ее запоминание.

Псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает двойственность его содержания: с одной стороны, Давид называет своих врагов беззаконниками, незаслуженно преследующими его (Пс. 24_3, 19), с другой – просит Бога о прощении своего греха, который он считает очень великим (Пс. 24_7, 11–18). Другие части псалма, изображающие Давида одиноким, оставленным (Пс. 24_16), только с небольшим количеством преданных ему лиц (Пс. 24_19) и ввиду большой, угрожающей ему опасности (Пс. 24_1, 20), соответствуют его положению при Авессаломе, во время бегства из Иерусалима.

Спаси меня, Господи, от врагов и научи меня следовать правде (1–6). Ты милостив, прости мои грехи и наставь меня (7–10). Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя (11–21).

. да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

«Беззаконнующие втуне» – нападающие на меня без оснований, поводов к тому с моей стороны.

. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

"Пути" и "стез и» – это Божественные заповеди. Давид молит Бога о научении как этим заповедям, так и Его "истин е», т. е. правде, закону. Под этим научением разумеется не внешнее усвоение тех заповедей, не простое лишь изучение писанного Моисеева закона, что для Давида не трудно было сделать, но развитие в себе внутренней силы неуклонного следования предписаниям закона, от которого, как Давид говорит ниже, он отступал. – «На Тебя надеюсь всякий день» – всю жизнь провожу в надежде на Тебя, т. е. при всех страданиях я только от Тебя ищу и жду помощи.

. Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

"Щедроты" и "милости" , большею частью означают – первое слово – внешние выражения божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ, а "милости" – духовных, напр., душевного спокойствия от сознания близости Бога, чистоты и возвышенности воззрений и т. п.

«Грехи юности... и грехи преступлений» – с Вирсавией. Давид сознает виновность и незаконность этого поступка, но называет его не намеренным и не сознательным нарушением Божественной заповеди, а плодом увлечения ("юности" ), бессознательным. Этот был следствием временного господства над Давидом чувственного влечения, тем порывом, каким отдается юный возраст, когда еще не выработалась способность строгой оценки своих поступков и помыслов, но когда человеком руководит больше область чувствований, направляющая волю, а потому и поступки человека часто не в ту сторону, куда они направлялись бы, если бы были освещены разумом. Смотря по тому, что лежит в основании последних – возвышенные ли побуждения, или низменные – соответственными являются и поступки, то как подвиги героизма, самопожертвования, или наоборот, грубого эгоизма и низменных страстей. Таким порывом, затемнившим в Давиде сознание и оценку делаемого, и был его поступок с Урией и Вирсавией. Выяснение Давидом внутренней, психологической стороны своего греха не было однако ж попыткой самооправдания и выражением желания остаться безнаказанным, но столь глубоким сознанием своего падения и своей виновности пред Богом, что он молит Его о своем помиловании лишь по великому снисхождению Бога к человеку, по Его необыкновенной щедрости и милости к недостойному, что Бог часто проявлял над евреями (6).

. Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

. направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

. Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

«Наставляет грешников на путь» . Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми – особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду – обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. – «Все пути Господни» – все действия Бога; "хранящи е завет Его и откровения» – жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

. Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Очищение ради великого имени Бога указывает на высоту благоговения Давида пред Ним. Бог всесовершенен, в Нем нет и не может быть никакого недостатка; соответственно тому и Его чтители должны быть людьми высокой нравственной чистоты; недостойные же как бы умаляют величие Его имени. Это то же, что мы видим и в обыденной жизни: чем выше положение человека, тем достойнее должно быть его лицо; ничтожный человек как бы грязнит, унижает самое звание свое. Давид свой называет тяжким («велико оно» ) и себя великим грешником пред Богом, унижающим Его своим поклонением в том случае, если он не позаботится о своем очищении.

. Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» , т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.

. призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

«Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями.

. Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

«Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя.

. Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня» , пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех.

. Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка.

В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося () для достойного присутствия при совершении литургии.

Каждый, кто будет псалом произносить, должен верить, что Господь его услышит. Каждый утешится в своей скорби, произнося псалмы. Тот, кто поможет поющему их, будет под Божьим покровом.

При желании утвердиться в своем бесстрашии и надежде на господа — псалом 90.
Если хочешь переселения в дом Божий — 83.
Испросить щедрот у Царя Небесного — 66.
Трудно жить и духом слаб — 101.
Когда вокруг много злых и гордых — 11.
Если известны чужие недуховные мысли, то надо прибегнуть к 13 и не приобщаться к хулящим.

Утешить обиженного, 19.
Если встречается на пути злое беззаконие, следует читать 35.
Стать сильнее перед схваткой с неприятелем поможет — 38 псалом.
Не поддаться лукавому, не попасть в расставленные сети можно с помощью 7 и 5.
При длительном нападении злоумышленников, при различных обстоятельствах, надо крепиться духом, призывая Бога — псалом 12; 25; 34; 42.

Терпение лишений и притеснений от кого-то, в чем польза терпения подскажет псалом 39.
Просить о помиловании при искреннем раскаянии о содеянном — псалом 50.
При желании поблагодарить Господа, научиться правильно это делать — псалом 28; псалом 104; 106; 134; 145-150.
Благодарение Богу, услышавшего твои скорбные чувства — 4; 74; псалом 114; 45.
При счастливом спасении от жестоких гонителей и злых недругов — 9 псалом, 17.
Зная, что Всевышний не оставляет тебя и путь делает легким, псалом 22.
Избежав умным действием плена, уклонившись от цепей врагов — 33.

Псалмы, обычно употребляемые на Богослужениях

Утреня: 19, 20.
Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142.
Перед каноном: 50.
Хвалительные псалмы: 148-150.

Часы:
Первый: 5, 89, 100.
Третий: 16, 24, 50.
Шестой: 53, 54, 90.
Девятый: 83-85.

Вечеря: 103, «Блажен муж»: 1. На «Господи, воззвах»: 140-141, 129, 116.
В конце вечерни лишь во время Великого Поста: 33.
Певечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.
Перед причащением: 22, 33, 115.
Литургия: 102, 145.
Погребение: 118.

Когда читать в дни седмицы?

Воскресение — 23 псалом.
Понедельник — 47.
Среда — 93-ий.
Пятница — 92-ой псалом.
Суббота – 91.

Псалмы, читаемые на разные случаи жизни

В защиту от всякой нечисти и демонов, желательно прибегать к следующим.

Псалом 6: Дабы снял Бог с человека навеянные чары.
Псалом 8: Обо всех претерпевших злодеяния демонов.
Пс. 9: Во избавление от страха при сновидениях.
Пс. 13: чтение по три раза в течение трех дней, когда демон ужасен.
Пс. 24: О тех, что вызывают завистливые чувства искусителя, чтобы противились.

Псалом 33: Стоящим на пороге смерти, изнывающим от диавольских козней.

Псалом 45: О будущей семье, которым чинят препятствия недоброжелатели.
Псалом 57: Для создания помех лукавым и нечестным. Для помощи добрым людям. Псалом 65: Во избежание попадания в дом лукавого вместе со скорбью и гнусными искушениями.
Пс. 70: О забытых, покинутых всеми по зависти диавола, об отчаявшихся, чтобы Бог стал к ним милосердным.
Пс. 90: На исчезновение диавола, явление которого ввергает человека в испуг.

Псалом 94: Во избежание злого колдовства и чар по отношению к жене и мужу, чтобы не было в семье споров и склок.
Псалом 96: Дабы прогнать чародейство.

Псалом 121: На снятие сглаза, защититься от стихийных катаклизмов.
Псалом 17: При грозе с молниями, сильном ветре и землетрясении разрушающем. Псалом 21: Когда бушует пожар и, чтобы скорее прекратился.
Пс. 28: О тех, на кого морская стихия наводит страх.
Пс. 30: При постоянно плохой погоде, чтобы не погиб урожай в садах и полях. Псалом 31: О заплутавших путешественниках, чтобы нашли правильную дорогу или тропу.
Пс. 47 (читать 40 дней): Жертвам крупных грабежей, у кого разрушено жилище.
Пс. 50: При эпидемиях, морах скота массовой гибели от неизлечимых заболеваний людей.

Псалом 68: При наводнениях, уносящих поселки и дома.

Псалом 5: На исцеление избитого человека, если пострадали глаза.

Псалом 7: На избавление от страха, испуга от угроз, сохранение душевного спокойствия.
Пс. 10: Чтобы умягчить супругов, жестокосердно ругающихся.
Пс. 11: О злорадных, злонамеренных людях.
Пс. 14: О тех, кто грабит, чтобы сменили мысли и покаялись.
Пс. 16 (3 раза каждые 3 дня): Во избежании тяжкой клеветы.

Пс. 22: Чтобы смирились непослушные чада, не уважающие своих родителей.

Пс. 26: О защите Господом населения от войска противника, когда, казалось бы нет выхода никому.

Пс. 29: Когда кто-то в опасном положении, в одиночестве и нет рядом близких. Чтобы враги не злодействовали и усмирились.
Пс. 32: На освобождение тех, кто в темнице несправедливо находится и не должен быть там, чтобы истина эта открылась судьям.

Пс. 33: На защиту от нападения на страну врага, когда уже пересечена граница.

Пс. 34: На освобождение всевышним простых порядочных людей от уловок хитрых и жадных.
Псалом 36: Чтобы выжил человек, кого ранил больно преступник.
Псалом 42: На то, чтобы попавший в плен получил свободу.

Пс. 84: О том, чтобы выздоровел страдающий от насильственных действий, не боялся.

Пс. 87: Защищает бессильных, кто не отвечает на жестокие действия ближних и сам не в состоянии себя оградить от них.
Пс. 93: На вразумление, кто хочет восстать, учинить беспутства и погромы.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Загрузка...
Top