Правила этикета в школе для учащихся. Правила поведения учащегося в школе

Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе. Дети, так же как взрослые, должны знать как себя вести. А мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, все близкие и родные люди должны помочь им в освоении этикета.

Важность детского этикета

Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет, и лишать его беззаботного детства? Кому это нужно? Ответим на эти вопросы и расскажем о важности детского этикета. А ведь он им очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.

В каком возрасте учить детей этикету?

Рассказывая малышу о правилах этикета, мы учим его хорошим манерам. Объяснять ребенку, как себя можно вести, а как нельзя, нужно с того времени, когда он начнет самостоятельно ходить, есть за общим столом, разговаривать, активно общаться с людьми, сверстниками. Приблизительно с 1,5-летнего возраста малышу нужно объяснять, показывать, как вести себя за столом. Если до этого времени, ему прощался замазанный кашей стол, лицо, руки, прощалось, что он мог взять еду из чужой тарелки и т.п., то сейчас следует относиться к этому серьезнее. У ребенка уже достаточно хорошо сформировалось осознание того, что происходит, что ему говорят, что от него требуют. Когда он начнет разговаривать, нужно объяснять, как вести себя с людьми. Например, при встрече знакомого человека просите малыша поздороваться, при прощании – сказать «до свидания». Для легкости общения, обычно, совсем маленьких малышей сначала учат говорить слова «привет», «пока», «ты». Это тоже воспитание, на самом начальном уровне. В возрасте 2-3 лет надо пояснить, что такое обращение уместно со сверстниками, а с взрослыми нужно общаться иначе, более сдержано.

Основы этикета

Правил хорошего тона можно вспомнить великое множество. Но для юного возраста многие из них еще не нужны. Напомним основные правила поведения, которым родители должны научить своих детей.

Этикет за обеденным столом

  • Мыть руки перед едой;
  • Есть аккуратно, стараться не запачкать себя и рядом сидящих;
  • После еды умыться или вытереть губы салфеткой;
  • Поблагодарить взрослых за обед.
  • Играть едой, кидаться ею;
  • Торопиться, набивать полный рот;
  • Есть из чужой тарелки или чужими ложками, вилками;
  • Разговаривать с полным ртом;
  • Размахивать руками, кривляться, баловаться, качаться на стуле.

Этикет в гостях

  • Поздороваться с хозяевами дома;
  • Вести себя спокойно, не шуметь, не бегать;
  • Перед уходом поблагодарить за гостеприимство и попрощаться.
  • Трогать и брать без разрешения хозяев любые предметы в комнате;
  • Долго засиживаться в гостях;
  • Напрашиваться на чай или обед.

Этикет в общении

  • При встрече нужно здороваться со знакомыми людьми, а при расставании прощаться, говоря «до свидания»;
  • Помнить, а при необходимости использовать в речи «волшебные слова»: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
  • Обращаться к взрослым по имени-отчеству, на «вы». Здороваясь, говорить «здравствуйте», а уходя – «до свидания»;
  • Со сверстниками можно общаться на «ты», говорить «привет», «пока»;
  • Нельзя давать прозвища другим детям, обзывать, обижать, унижать их;
  • Не следует жаловаться, ябедничать взрослым по каждому пустяку.

Вот, пожалуй, самые-самые главные правила этикета для детей. Кажется, что их здесь не так уж много, однако, чтобы ребенок понял и принял их все, понадобится еще очень много времени. Чтобы упростить задачу можно совместить полезное – изучение этикета, и приятное – игры.

Игры в освоении этикета

Процесс обучения ребенка правилам поведения никак не влияет на его безоблачное, счастливое детство и веселое времяпрепровождения. То есть, малыш не будет загружен настолько, что у него не останется времени на игры, также другие интересные занятия. Любое обучение маленького ребенка ни в коем случае не должно сводиться к каким-то урокам, не должно разграничиваться временем. Этот процесс должен проходить незаметно, между делом либо в игровой форме. Благодаря этому малыш не будет ощущать на себе давление, ведь его не заставляют, от него не требуют, поэтому он все усвоит лучше, быстрее.

  • Сказки, рассказы, мультфильмы – это один из самых простых, доступных каждому, притом, интересных способов, как научить ребенка хорошему поведению. Все что нужно – это просматривать с малышом любимые мультики, читать любимые сказки, объяснять поведение героев. Чтобы вы ни читали, что бы вы ни смотрели, всегда можно найти персонажей с правильным и неправильным поведением.
  • Можно дать ребенку возможность выступить в роли учителя, объяснить вам или, например, плюшевому медвежонку, как себя вести, позволить делать замечания. Все дети без исключения хотят чувствовать себя хотя бы чуточку взрослее, поэтому ребенок вряд ли откажется от игры, где он главный, старший.
  • Найдите или сочините самим короткие стишки с задействованными в них вежливыми словами. Продолжи малышу продолжить рифму. Пример:

Всем знакомым при прощании,

Говорим мы …(«до свидания»)

  • Пословицы, поговорки – это еще один интересный способ рассказать детям о правильном поведении. Например, говорят: «вежливость ничего не стоит, но много приносит». Детям будет интересно слушать о том, что это означает. Это своего рода загадка, которая имеет и разгадку, то есть скрытый смысл.
  • В магазинах детских товаров есть разнообразные настольные игры по этикету. Это могут быть, например, картонные карточки с изображениями хорошего и плохого поведения, задачей детей является выбрать правильный вариант.

Если в сложном возрасте 3-4 лет малыш время от времени ведет себя капризно, невоспитанно, некультурно, то сильно расстраиваться, переживать, а тем более ругать, наказывать за это его не надо. Хорошим подспорьем к правильному воспитанию является посещение с детьми различных общественных мероприятий: театры, кафе, праздники. Ребенку нужен опыт общения, живые примеры хорошего тона. Сами родители всегда должны быть вежливы, придерживаться норм этикета, ведь дети копируют все со своих родителей.

Дополнительная литература 1. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. – Вып. 1. – 234 с. 2. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 3. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 4. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 5. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. Занятие 4. Православная народная педагогика (4 часа) Ключевые понятия: система воспитания, народная педагогика, пра- вославная христианская семья, христианские заповеди, нравственность бытовой обрядности. Проблемный вопрос: в чем проявляется созидательная сила право- славной церкви? Вопросы для обсуждения 1. Традиционные системы воспитания детей у разных народов мира. 2. Православная народная педагогика. 3. Идеал православной христианской семьи. 4. Основные христианские заповеди. 5. Христианский идеал человека. Христианский критерий нравственности. Христианское понятие о долге и совести. Христианство и труд. Семейно- брачный кодекс христианства. 6. Воспитательная роль бытовой обрядности. Кумовство и его воспита- тельная роль. 7. Народная педагогика о воспитании детей в младшем возрасте. 8. Семейные традиции в воспитании детей среднего возраста. 9. Общинные традиции и их влияние на духовное становление ребенка. Педагогика многодетной семьи. Творческое задание Привести примеры и факты влияния народной педагогики на соб- ственное воспитание: назидание бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей. Основная литература 1. Введение в этническую психологию / [под ред. Ю.П. Платонова]. – СПб., 2000. – 248 с. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 3. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 4. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. 11 Дополнительная литература 1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Василь- цова. – М. : Педагогика, 1983. – С.141. 2. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. Вып. 1. – 234 с. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 4. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 5. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. 6. Рачинский С. Христианское воспитание детей / С. Рачинский. – М., 1905. 7. Рыбаков Б.А. Люди и нравы Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М. : Про- свещение, 1966. 8. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Питер, 2000. – 302 с. Занятие 5. Основы народной педагогики Ключевые понятия: народная педагогика, воспитательные традиции народов, исповедующих разные религии. Проблемный вопрос: почему воспитание и культура народа должна опираться на религию? Вопросы для обсуждения 1. Воспитательные традиции христианских народов. 2. Воспитательные традиции мусульман. 3. Воспитательные традиции народов, исповедующих буддизм. 4. Воспитательные традиции иудаистов. Творческое задание 1. Написать эссе на тему «Педагогические воззрения различных народов на воспитание и обучение». 2. Подготовить реферат по теме «Религия как стержневой фактор в форми- ровании духовности личности. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений: буддизм, христианство и ислам». Основная литература 1. Введение в этническую психологию / [под ред. Ю.П. Платонова]. – СПб., 2000. – 248 с. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 3. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 4. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. 12 Дополнительная литература 1. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. Вып. 1. – 234 с. 2. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 3. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 4. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 5. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. Занятие 6. Средства народной педагогики Ключевые понятия: средства народной педагогики: пословицы, загадки, сказки, народные песни. Проблемный вопрос: почему пословицы, загадки, сказки, народные песни выступают средствами народной педагогики? Вопросы для обсуждения 1. Пословицы. Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц. 2. Загадки. Задачи загадок. Особенности загадок. Различные формы загадок. 3. Народные песни. Колыбельная песня. Поэзия раннего возраста. Песни от- рочества. Юношеские песни и песни зрелого возраста. Комплексное воздей- ствие песни. 4. Сказки. Познавательная роль сказок. Педагогические идеи сказок. Сказки как проявление народного педагогического гения. Творческое задание 1. В этнопедагогике народные пословицы принято считать «моделями вос- питания». Попробуйте подобрать несколько народных изречений, соответ- ствующих такому определению. 2. Самыми гениальными сказками в мире представляются «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Постарайтесь это обосновать рассуждениями. Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 2. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 3. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. Дополнительна литература 1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педаго- гики / Р.Я. Антонова. – Якутск: ИИФ, 1995. 2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Василь- цова. – М. : Педагогика, 1983. – С. 141. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 13 4. Кузина Т.Ф., Батурин Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М. : Академия, 2001. – 145 с. Занятие 7. Факторы народного воспитания Ключевые понятия: природа, игра, слово, труд, традиции, искусство как факторы народного воспитания. Проблемный вопрос: почему природа, игра, труд, традиции, искусство выступают факторами воспитания подрастающего поколения? Вопросы для обсуждения 1. Природа как фактор народного воспитания. Традиционный образ жизни и природа. 2. Игра как фактор народного воспитания: игра как сфера деятельности детей. Примеры игр. 3. Слово как фактор народного воспитания. Многообразие в народной педа- гогике словесных форм, спонтанность процесса овладения родным языком. 4. Труд и его место в народной педагогике. 5. Традиции и связь поколений. 6. Искусство как фактор воспитания. Творческое задание 1. Судьбу каждого человека и любого народа, в конечном счете, решают три любви – любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль. 2. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Порассуждайте по поводу этого изречения в связи с темой преемственности поколений. 3. Взять любую игру, прописать ее цель и методику организации. 4. Объяснить влияние всех факторов на народное воспитание. Привести свои примеры. Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 2. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 3. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. Дополнительная литература 1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педаго- гики / Р.Я. Антонова. – Якутск: ИИФ, 1995. 2. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. – С. 334. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 4. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 14 5. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурин. – М. : Академия, 2001. – 145 с. Занятие 8. Современные проблемы этнопедагогизации образования Ключевые понятия: национальное образование, проектирование эт- нического образования, этнодидактические способы, методы, приемы, формы и средства обучения. Проблемный вопрос: каковы причины деформации сложившейся ве- ками системы обучения и воспитания? Вопросы для обсуждения 1. Идея национального образования. Этнодидактический подход к проек- тированию этнического образования (трехкомпонентное структурирование его содержания: этнического, межэтнического и полиэтнического). 2. Этнодидактические принципы: Принцип этнической природосообразно- сти, принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнопедагогическим традициям, принцип соответствия содержания обра- зования и способов обучения этнопсихологическим особенностям. 3. Этнодидактические способы обучения. 4. Этнодидактические методы и приемы обучения. 5. Этнодидактические формы и средства обучения. Творческое задание Создайте модель национальной школы. Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 2. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. Дополнительная литература 1. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. – С. 334. 2. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа развития науки и воспита- ния // Народное образование Якутии. – 1993. – № 1. – С. 32. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 4. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 5. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 6. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П.Оконешникова. – Пермь, 1996. 15 Задания для контролируемой самостоятельной работы студентов Написать реферат по следующим темам Народные традиции трудового обучения и воспитания детей дошколь- ного возраста. Этническая система физического воспитания. Педагогическая культура народа. Народный этикет и проблемы его возрождения. Словарь нашей свадьбы. Сельская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. Чему можно научиться у казаков? Что интересного в горском этикете? Игры моего детства и детства моих предков. Народные приметы и поверья. Народные заговоры. Русские престольные праздники и их воспитательная роль. Легенды и их нравственно-воспитательный характер. Легенды моей малой Родины. Уличные или станичные клички и прозвища. Народные колядки и щедровки. Рождественская и крещенская обрядность. Языческое и христианское в «Масленице». Мусульманский праздник. Нравственный аспект Великого Поста. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение. Эстетическое начало в народной обрядности. Какому этикету учит нас сама природа. Животные, морально, психологически и энергетически лечащие людей. Практическая индивидуальная самостоятельная работа Разработка универсального этического кодекса студенческой группы на основе правил народной педагогики. Разработка анкеты для обследования классного коллектива на предмет употребления наркотиков, алкоголя, никотина с учетом традиционных на- родных воззрений на эти допинги. Методика организации школьного вечера с использованием народно- го опыта воспитания. Методика организации работы фольклорного кружка. 16 Контрольные вопросы к зачету 1. Структура этнической психологии. 2. Этнопсихологические основы общения и социальной регуляции поведения. 3. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей. 4. Понятие о народной педагогике. 5. Общее и разное в народной педагогике и этнопедагогики. 6. Истоки народной педагогики. 7. Религия и народная педагогика. 8. Природа и народная педагогика. 9. Этнопедагогики как составная часть культуры. 10. Нравственный идеал как цель народной педагогики. 11. Труд - основа народной педагогики. 12. Религиозная обрядность и нравственное воспитание. 13. Феномен этнопедагогики. 14. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение. 15. Особенности православной народной педагогики. 16. Этические основы христианства – источник нравственного воспи- тания русских, украинцев, белорусов, поляков, армян, греков. 17. Православный христианский этикет. 18. Русский фольклор и его роль в эстетическом воспитании. 19. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей. 20. Воспитательное значение народной медицины. 21. Воспитательное значение народной метеорологии. 22. Воспитательная роль русской обрядности. 23. Представления русского народа об умственном, трудовом, эстети- ческом и нравственном воспитании молодежи. 24. Воспитательная роль танцев. 25. Патриотическое воспитание детей и подростков народными тради- циями христиан и мусульман. 26. Воспитательная роль народной архитектуры. 27. Особенности семейного воспитания в католической семье. 28. Специфика воспитания в цыганской семье. 29. Гуманизм народной педагогики. 30. Языческие элементы в нашей жизни и их воспитательная роль. 31. Влияние основных принципов народной педагогики на развитие современных образовательных парадигм. 17 Приложение 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Выдержки) Введение Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктри- на) – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет об- разования в государственной политике, стратегию и основные направления его разви- тия. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредст- вом государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития россий- ского общества, включая: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского госу- дарства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать обра- зовательный уровень в течение всей жизни. Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эф- фективного вложения капитала. Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответствен- ность социальных партнеров – государства, общества, семей, работодателей – в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрас- тающего поколения. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодатель- ства в области образования и является основой для разработки программ развития об- разования. Основные цели и задачи образования Система образования признана обеспечить: историческую преемственность по- колений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; вос- питание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способ- ных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разно- стороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование 18 у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззре- ния, развитие культуры межэтнических отношений; формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессио- нальной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывность образования в течение всей жизни человека; многообра- зие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных про- грамм, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; преемственность уровней и ступеней образования; создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие от- крытого образования; академическую мобильность обучающихся; развитие отечест- венных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; противодействие негативным социальным процессам; экологи- ческое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Основные задачи государства в сфере образования Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов. Государство в сфере образования призвано обеспечить реализацию кон- ституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества; – сохранение и развитие единого образовательного пространства России; – участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муници- пальных образовательных учреждений; – формирование в общественном сознании отношения к образованию как выс- шей ценности гражданина, общества и государства; – расширение участия общества в управлении образованием; – участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образо- вательной политики на федеральном и региональном уровнях; – светский характер образования; условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов; – гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; – сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; – сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации; – развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; – сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства; – качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обуче- ния, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности. 19 Приложение 2 ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НРАВОУЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в. (по книге Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII–XVIII вв.)) О нравственных основах поведения «... добродетель состоит не только в том, чтобы не делать зла, но также, чтоб делать добро». Арк Ф.О. Апология... – С. 17. «... делай добро и удаляйся худа». «... Делай то, что тебя и состояние твое приводит в совершенство». «Бога мы беспредельно любить должны»; «Всю надежду на Бога возлагать должно». «Разум учит всякаго Божией предаваться воле». «Любовь наиболее споспешествует к оказанию взаимных услуг, и к утвер- ждению благосклонностей». Бавмейстер Ф.Х. Нравоучительная философия... – С. 49, 106, 107, 140. «Пристойность в наружности, в душевных движениях, в словах, в делах... ». «Весьма трудно нравиться в обществе... прямая вежливость в речах, в по- ступках, в делах». «Вежливость заключается в безпрерывном жертвовании упрямством, само- любием, своенравием, и странномыслием... Она соединяет людей, обязует их лю- бить друг друга... без нее общество представляло бы только непристойность, по- роки и сражения». Ле Клерк Н.Г. Искусство явиться в свет... – С. 18, 23, 25, 26. «Вежливость и непринужденное поведение заменяет многия несовершенст- ва в человеке: оно придает дурным видом пригожество и старости молодость и живость. Грубое же поведение не только обезображает красоту, но и у добрых ка- честв отьемлет цену прямаго их достоинства. Незнакомые люди ни на что с боль- шим примечанием не смотрят, как на внешность нашего обращения и по мнению, какое из того заключат о нашем нраве, судят об нас хорошо или худо». Сели Н.Ж. Прививание здравого разума... – С. 4, 5. «Человека всегда узнать можно чрез тех с кем он обхождение имеет». «Не будь перенощиком вестей. Кто не умеет молчать, тот не умеет и говорить». Теплов Г.Н. Наставление сыну. – С. 43, 81 О внешности и манерах поведения «Трудно к такому человеку с перваго виду склонности не иметь, которой приятным лицем и с добрыми манирами в компанию придет. Один вид обнадежи- вает о добродетелях его, а вольныя поступки и умныя слова его засвидетельству- ют, что он добраго рода и честной человею).» «Худое употребление лучшия вещи портит, а человеческая невоздержан- ность многим не порядкам причиною». Бельгард Ж.Б.М. Совершенное воспитание детей... – С. 45, 24. «Ежели смеешься, смейся без хохотания, и притом умеренно. Ибо усмехать- ся при всяком слове и действии есть знак глупцов; а при всем важничать свойст- венно нечувствительным. И так умеренность как везде, так и здесь соблюдай». «Ежели случится позевать, и чихать и кашлять, то или отворотись или рот закрой рукою, и звук умеряй». 20

Валентина Вильчинская
Проект «Чему учит нас природа»

Аннотация

В высказываниях древних и современных мудрецов мы часто встречаем совет: «Учись у природы». Что имеется в виду? Может, это – поэтическое преувеличение? Как можно учиться у людей, мы можем себе представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Разве может свежий горный воздух, наполненной праной, дать нам ещё что – то, кроме здоровья и жизненности? Прогуливаясь среди деревьев, созерцая течение реки, наблюдая смену времён года, можем ли мы получит новые знания? Как и чему может научить нас природа?

У природы человек научился всему, что умеет, множество идей преобразования окружающей действительности, ее изменения, подчерпнуто человеком именно из самой же природы. Человек сам как часть природы, изменяет и преобразует ее.

Во время подготовки проекта ребёнок имел возможность удовлетворить свою любознательность, что позволило расширить представление о том, как можно учиться у природы. Самостоятельно обобщать полученные представления и делать выводы.

В работе определена цель: выяснить чему учит нас природа.

Выдвинута гипотеза: дети, получив знания об экологических явлениях и поведении животных, будут бережнее к ним относиться.

При работе над проектом были использованы методы исследования:

Теоретические

Анализ литературы.

Сравнение и наблюдения.

Эмпирические

Наблюдение.

Практические

Изготовление буклетов

Вывод: Из данной работы можно сделать вывод, что познавательно - исследовательская деятельность позволяет расширить представление об окружающем мире, помочь, детям с раннего возраста, понять, что они - часть природы, учит обобщать полученные представления и делать выводы.

Введение.

Чему нас учит природа

Нас солнце учит не жалеть,

Река - на месте не сидеть,

Звезда - гореть, земля - искать,

Простор небес - с земли взлетать.

Дожди нас учат чистоте,

Цветы - любви, закат - мечте,

Сопротивленью - паруса,

Прощенью - мамины глаза.

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира НатановичаОрлова:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Как можно научиться у людей, я себе могу представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Чему она может нас научить? Я решил выяснить, чему же всё-таки мы можем научиться у природы.

Цель работы: выяснить, чему мы можем научиться у природы.

Объектом изучения стала природа.

Предметом исследования стали природные явления и повадки животных.

Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:

1. Изучение явлений природы, жизнь и повадки животных;

2. Освоение представлений и понятий о живой и неживой природе;

3. Умение находитьответ, на волнующий вопрос, используя разнообразные источники.

4. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.

Описание работы.

1-2 слайд

Здравствуйте. Меня зовут Разумов Владислав. Я хожу в детский сад «Ягодка» в подготовительную группу.

3 слайд

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира Натановича Орлова: «Чему учит нас природа». И мне стало интересно, а чему мы ещё можем научиться у природы. Я беседовал с воспитателем, с мамой читали энциклопедии, искали информацию в интернете. И сегодня я хочу рассказать о том, что я узнал. Надеюсь, вам тоже будет интересно, как и мне.

4 слайд

Перед нами изображено дерево. Оно стоит неподвижно.

5 слайд

Терпит всё: ветер и стужу, дождь и снег. Обрежут ветку, оно ничего не говорит. Дерево по своей природе очень терпеливое. У него можно научиться терпению.

6 слайд

Чему учит нас собака? Собака – внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Её такту и способности налаживать контакт с людьми зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений стоит поучиться.

7 слайд

Когда мы видим собаку, мы видим, полную верность во взгляде. Почему собак любят? Потому что они верные животные.

8 слайд

Если сравнить собак и волков, то волки неверные, хотя похожи на собак. Когда мы смотрим в глаза волка (например в зоопарке, то у него взгляд напряжённый, подозрительный, у него нет никого, кому бы он верил. Хотя внешне они похожи с собакой. Собаки верные,поэтому находятся рядом с человеком. У собаки можно научиться верности.

9 слайд

Обратите внимание на кошку. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей, в самом деле, подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать её холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное животное, а её привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает её верным другом, готовым поддержать и успокоить посредством нежных прикосновений. Она всё время расслаблена. Это значит, что в жизни надо научиться всё принимать так как кошка:быть расслабленным и спокойным. Кошка даёт нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

10 слайд

Те, кто разводит пчёл, знает насколько это удивительное насекомое, они знают, что нельзя ставить улей слишком далеко от цветов. Она просто износит свои крылья и умрёт в дороге и поэтому улья ставят поближе, чтобы пчёлы летали не так далеко. Чтобы не сильно уставали, потому что пчёлы сами себя беречь не будут. Они будут до последнего жить для этого улья. Пчела не живёт для себя. У пчелы можно научиться коллективному мышлению. Глядя на пчёл мы понимаем, что в коллективе надо делать всё вместе.

11 слайд

Наблюдая, как паук плетёт паутину, человек научился плести сети.

12 слайд

Если дельфин находит раненого дельфина, он помогает ему оставаться на плаву. Дельфины учат нас не бросать друг друга в беде.

13 слайд

Слоны никогда не бросают пожилых. Слоны учат уважать старших.

14 слайд

Некоторые растения и моллюски подсказали человеку, как делать капканы: моллюски захлопывают свои раковины, а растения – свои створки, когда в них попадает пища.

15 слайд

Наблюдая, как хамелеон, тщательно прицелившись, выстреливает в добычу своим длинным липким языком, человек придумал гарпун.

16 слайд

Когти, клыки и клювы – орудия охоты животных – стали примером для изготовления наконечников стрел и копий.

17 слайд

Змеи и скорпионы убивают свою жертву ядом – это подсказано человеку, как пользоваться отравленным оружием.

18 слайд

Даже такой приём охоты, как засада, людям подсказали животные. Понаблюдайте за кошкой, как терпеливо она может сидеть, притаившись и наблюдая, не потеряли ли бдительность воробьи. Так же подкарауливают добычу крупные кошки – пантеры, леопарды, рыси и ягуары.

19 слайд

Особыми учителями людей были волки. В их охоте строго распределены все роли: одни затаиваются в засаде, другие загоняют добычу. В такой охоте уже требуется разум. Может быть поэтому древние люди особенно почитали умных, смелых и сильных животных: медведей, волков, тигров.

Заканчивая своё выступление, я хочу рассказать ещё о 4 вещах, которым животные могут нас научить:

Кормление и забота о здоровье своего питомца учит нас ответственности.

Животные либо любят нас, либо нет. Я думаю, что животные способны любить. И учат нас этому.

Забота о животном учит нас терпению.

Попробуйте кинуть мячик собаке, или поиграйте верёвкой со своей кошкой и вы поймёте, что удовольствие можно получать и от мелочей.

А ещё я понял, что мы должны делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Такой закон природы. И мы должны жить по этому закону.

Заключение

Работая над своим проектом я узнал, что человек с древности учился у природы. Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. А главное – учиться у неё всю жизнь, и тогда нас ждёт много новых открытий.

Современный этикет - это целый комплекс правил поведения и хороших манер, который учит, как нужно знакомиться, здороваться, как вести себя в общественных местах, как ходить в гости, как правильно накрывать на стол и вести себя во время приема пищи и так далее. Правила этикета в школе начинают прививать с самого детства.

Общие для учащихся

1. В школу нужно приходить заранее, примерно за 15 минут до уроков.

2. Внешний вид должен соответствовать учебному заведению, одежда должна быть чистой и опрятной.

3. У учащегося с собой всегда должна быть сменная обувь, которую, как и верхнюю одежду, нужно снимать в школьном гардеробе.

4. Перед началом урока ученик должен подготовить все необходимое к предстоящему уроку, проверить наличие дневника, ручки, тетради, учебника и так далее.

5. Строго запрещено проносить на школьную территорию любой вид оружия, алкоголь, сигареты, наркотические и ядовитые вещества и тому подобное.

6. Нельзя без спроса покидать учебное заведение во время уроков и переменок. Пропуск занятий по уважительным причинам должен быть подтвержден справкой от врача (в случае болезни), либо объяснительной запиской от родителей.

7. Правила поведения учащегося в школе базируются на принципах уважения к более старшим по возрасту и заботливом отношении к учащимся младших классов.

8. Учащимся необходимо беречь и сохранять в первозданном виде школьное имущество, в том числе мебель, книги и так далее.

Поведение учащихся во время урока

Учащиеся непосредственно на самом уроке также должны соблюдать определенные правила вежливого поведения в школе. Как только преподаватель заходит в кабинет, ученики стоя приветствуют учителя либо другого взрослого, заглянувшего в класс. Во время урока вести себя нужно прилично, не шуметь, не кричать, не заниматься посторонними делами, тем более без разрешения не покидать свое рабочее место и не гулять по классу. В случае возникновения необходимости все же выйти из класса, предварительно необходимо спросить разрешения у учителя. Правила поведения детей в школе одинаковы абсолютно для всех. Если нужно о чем-либо спросить преподавателя, нужно поднять сначала руку, а не выкрикивать с места.

Такие простые правила

Ученик должен стараться выражать свои мысли при ответе четко, ясно и понятно, используя все необходимые для этого наглядные материалы. В день, когда в расписании занятий есть такой предмет, как физическая культура и здоровье, с собой необходимо иметь спортивную форму и обувь. Заходить в спортзал можно только с позволения учителя. Учащиеся, которые по различным причинам освобождены от уроков физкультуры, все равно должны быть в спортзале. Считается, что звонок в конце урока звенит для преподавателя, а учащиеся покидают класс после объявления учителя о завершении занятия.

Школьный этикет

Правила этикета в школе обязуют иметь это касается одежды, прически, разумного использования косметических средств и аксессуаров. Школьный этикет подразумевает доброжелательное отношение учащихся друг к другу. Вежливые учащиеся приветствуют и здороваются со всеми учителями, а не только с теми, с кем знакомы лично. Друг друга следует называть по имени, не использовать обидные прозвища.

Правила поведения учащегося в школе подразумевают также самодисциплину. Мусорить на территории учебного заведения (и не только) запрещается, для этого существуют урны. Культурно нужно вести себя не только на уроках, но и на переменах. Бегать, кричать и толкаться запрещается, следует осторожно вести себя на лестницах. Цивилизованно должны вести себя дети также в столовой, кушать только в отведенном для этого месте, а после трапезы убирать за собой посуду.

Правила этикета в начальной школе

Уроки этикета в начальной школе обязательно включаются в план по воспитательной работе с учащимися. Очень важно с самого детства прививать ребенку основы правильного поведения в той или иной ситуации. Неотъемлемой составляющей поведения должно быть взаимоуважение. Начиная с первого класса детей учат быть благодарными, знакомят со словами «спасибо» и «пожалуйста». Этикет предполагает уважительное отношение к старшим, обращение к которым должно быть обязательно на «Вы».

Существует также так называемый Если ребенок звонит своему преподавателю или классному руководителю, первым делом нужно поздороваться и назвать свое имя. В где обычно много людей, по телефону стоит разговаривать, не привлекая к себе большого внимания, а в таких местах, как музей, театр или кинозал, мобильник вообще лучше отключить.

  • Чтобы комфортно чувствовать себя на уроках, обязательно нужно выполнять заранее заданное на дом задание.
  • Школьный дневник лучше иметь заполненным на две недели вперед, вести его нужно аккуратно и держать на парте во время уроков.
  • Сумку или школьный рюкзак должны быть собраны заранее, обязательно проверить наличие учебников, тетрадей, ручек и карандашей и других необходимых вещей.
  • Мобильник во время занятий должен быть выключен или поставлен на беззвучный режим. Позвонить или отправить смс можно и на перемене.
  • Прилично вести себя нужно не только на уроках, но и на улице, дома и в общественных местах. Это не просто правила поведения учащегося в школе, которые нужно соблюдать, это должно стать неотъемлемой частью личности образованного современного человека.
  • Покидать школу без ведома и позволения учителя или медсестры строго-настрого запрещается.
  • Опрятным нужно быть всегда, чистоту следует поддерживать во всем, в своем внешнем виде, на рабочем месте.
  • В обязанности ученика входит дежурство в классе в порядке очереди. Выполнять эту обязанность стоит добросовестно.
  • На время перемены из класса лучше выйти и дать возможность учителю проветрить помещение. Это, кстати, очень хороший способ пройтись и размяться

Уроки этикета: в школе и в жизни

Этикет в школе - это не только свод правил, которые необходимо соблюдать в школьных стенах. В первую очередь это формирование и развитие навыков культурного общения, это уроки учтивости, внимательности и доброты. Эти качества просто необходимы для развития полноценной гармоничной личности в будущем.

Правила этикета в школе включают в себя правильное отношение к разным группам людей. Всем известно, что дам следует пропускать в первую очередь, а женщинам в положении, а также пожилым людям и инвалидам стоит уступать место в общественном транспорте. Этикет в школе и вне ее соблюдать следует также и взрослым, ведь именно на них в первую очередь равняются дети.

Чтобы учеба приносила полезные знания и радость общения, необходимо соблюдать определенные правила этикета в школе, которые сделают комфортным пребывание в стенах учебного заведения всех участников учебного процесса.

Если смотреть на эту сказку под культурологическим, антропологическим и юнгианским углом, она становится жуткой, но и сразу понятной – как зловещая считалочка:

– Если зверь ты или бес:
Вон ступай из хаты в лес!
Если ж – добрый человек,
Жить тебе без горя – век!

Дикая Чаща и Культурная Пашня

Место то было прежде – лес, чаща, пустыни.
Идеже живяху – заицы, лисицы, волцы.
Иногда же и медведи посещаху,
Другоици же и бесы обретахуся.

Епифаний Премудрый

У Германа Гессе тоже есть чудесная сказка об аналогичном архетипическом противостоянии Дикого Леса и Культурной Равнины: сказка «Лесной Человек».

«В начале древнейших эпох были лесные люди. Они боязливо жались друг к другу в сумраке диких лесов, жили в вечной вражде со своими сородичами обезьянами, и один только бог, один закон владычествовал над их бытием – Лес. Лес был им родиной и пристанищем, колыбелью, норой и могилой, и никто из лесных людей не мыслил жизни вне леса.

Лесные люди были низкорослы, смуглы, волосаты, ходили пригнувшись, смотрели вокруг настороженно, словно звери. Они умели ходить, как люди, и лазать, как обезьяны, с испугом смотрели на яркие звёзды. Солнца они не видели никогда и страшной опасностью почитали увидеть в воде его отблеск».

Что же Вороний Царь, Хозяин тёмного леса?

Зачем он пришёл к крестьянину-бедняку на его поле – и зачем поставил перед человеком такой тяжёлый выбор: отдать Ворону кормильцев-волов или отдать – младшего сына?..

Вы помните, какие слова сказал Ворон?

- «Хорошо, мужик, хорошо, что ты решил мне отдать своих кормильцев-волов, а не сыночка! Иначе бы тебе – погибель!»

Какой человек достоин вырубать лес и «окультуривать» дикую чащу?

Выходили из избы здоровенные жлобы
Порубили все дубы... на гробы!

Хозяин Дикой Природы (Ворон) вынужден смириться с Человеком... С человеком, который вырубает его – Лес! Что ж делать? Культура наступает на Дикость... Но тут просто необходим – компромисс.

Вот Ворон и устраивает Человеку проверку. Человеку и его Сыновьям...

Кто не достоин наследовать Землю?

Как вы помните, старший брат оказался – ленивым и жадным. Поэтому он не понёс на своём плече хромую старую ворону и не поделился лепёшкой. Ну натуральное – Животное в образе человека. Ступай в лес и никогда из него больше не выходи.

Второй брат – оказался – агрессивно-воинственным и злопамятным. Он не покромил старую хромую ворону и не понёс её на плече, потому что видел в Вороне Врага. Вы все знаете таких людей... Они во всех видят Врагов – чуть только тронь... Это оказался настоящий «гордый бес». Что бы он сделал с Землёй? Пожарище... Воронки от взрывов... Залил бы кровью?..

Если первый (лентяй и жадина) истощил и испортил бы землю, то второй превратил бы её в настоящий ад.

«Но кто-то страшный,
Кто вечно прёт в атаку,
Приказал наступать на небо
И покрыл меня хаки».

И второй брат был приговорён Вороном – идти на постоянное место жительства в лес.

Метафора Леса и людей, приговорённых в нём жить

Вы думаете братья погибли физически? Ничего подобного! Они погибли - метафорически, в культурном смысле.

Они исчезли для Цивилизации, для Истории. Не оставили по себе никакой след.

Да это и невозможно, живя в лесу...

Про таких людей существует древнерусская пословица: «Погибоша аки обре». Был такой народ – обры. Злые они были, как те старшие братья. Вот и осталось от них одно лишь название в той поговорке...

Что такое асоциальное поведение – вывод социального психолога

Асоциальное поведение – это как раз такое поведение, которое демонстрируют «первые» братья.

Это когда твоя лень и твоя жадность не позволяет тебе – оказать социальную и гуманитарную помощь ближнему.

Или когда твоя ненависть, предрассудки, агрессивность – диктуют тебе: кого спасать в нужде, а кому показывать злорадную дулю. А лучше вообще никому не помогать – ведь «все люди – враги»?..

Вот таких людей – Сказка, Судьба и Природа – отстраняет от участия в строительстве Божьего Мира, лишает места в истории и Памяти и выгоняет бродить одичалым зверем в бескультурном нехорошем лесу...

***
Просмотр этого фильма с нашим разбором будет очень полезен детям. Но и нашим взрослым всё ещё нужны эти уроки. Ведь некоторые так не видят в себе самом вот этих неприятных «первых братьев», пока не приложат басню … к своей жизни и не поймут, наконец: отчего им всё кажется, будто они всю свою жизнь уныло блуждают в каком-то тёмном, опасном, нехорошем, – некультурном – Лесу без надежды увидеть – Солнце!..

Загрузка...
Top