Марк эфесский и флорентийская уния. Современное древлеправославие - отменена ли флорентийская уния? Флорентийский церковный собор

(первоначально собор проходил в Ферраре) в июле об объединении Западной и Восточной (православной) Церквей на условиях признания Православной Церковью латинской догматики и главенства папы римского при сохранении православных обрядов.

Подписали унию все греческие епископы присутствовавшие на соборе, кроме Марка Эфесского и патриарха константинопольского Иосифа , который к тому времени умер. Подписал унию и русский митрополит грек Исидор (давно уже согласившийся на нее), за что был низложен Великим князем Московским Василием II Темным (уния так и не вошла в силу ни в Византии, ни в Русском государстве).

Когда в г. Константинополь был взят турками о Флорентийской унии перестали вспоминать.

Литература

  • Аверинцев, С. С., ред., Христианство. Энциклопедический словарь , Москва, "Большая Российская Энциклопедия", 1995, т. 3, 53, 54.

Использованные материалы

  • Статья Большой Советской Энциклопедии :

Отвечая на «дилетантские» утверждения о том, что, якобы, католики не стремились объединиться с православными, пишу этот пост.

При внуке Дмитрия Донского, Василии Темном (слепом) митрополиты на Руси назначались в Царьграде. И вот, в бытность великого князя Василия Васильевича, назначен был митрополитом грек Исидор . В это же самое время сам Константинополь нес большие лишения — натиском шли турки. Власть Папы Римского также шаталась, существовало двоевластие (два Папы), и при этом, как в той сказке про Золушку- «Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде». Греки и Ватикан нашли друг друга- Византия под угрозой турков готова была на все, а Папе Евгению IV не хватало власти, как и все Папы, он мечтал владеть и руководить ВСЕМ христианским миром, т. е. мечтал об унии с православным миром.

В 1437 г. греческий император Иван Палеолог, византийский митрополит Иосиф, русский митрополит Исидор, многие святители отправились в Италию, в г. Ферраре на Собор для заключения унии. Василий Темный, не позозревая ни о чем, напутствуя митрополита Исидора в путь, сказал ему, чтобы он соблюдал благочестие древнее, сохранил его на «латинской земле». Когда посольство подъехало к г. Юрьеву, навстречу Исидору вышли католики и русские-православные люди. Исидор подошел сначала к католикам, поцеловал их крест (!), а затем лишь подошел к православным. По прибытии же в Италию Папа Евгений IV потребовал, дабы византийский Патриарх, престарелый Иосиф, поцеловал ему туфлю (!) — как этого требует обычай католиков. Иосиф, возмутившись, тут же собрался было домой- и тут Папа смилостивился, уступил. Император греческий вел подковерную игру- ему выгодно было объединение церквей. Патриарх Иосиф, мучимый совестью, поначалу был против объединения, однако, под давлением, предал интересы своей церкви. А 5 июля 1439 г., уже во Флоренции, куда переместился Собор, было подписано Соборное постановление по объединению церквей.

Соборная грамота провозгласила Папу Римского главой ВСЕЙ Христианской Церкви, все обряды она предписывала проводить по католическому обычаю, только лишь Божественные Службы читать по- русски и по-гречески. Исидор, русский митрополит, был возведен в сан кардинала)) — в Польше, Литве, Ливонских землях и на Руси.

Вернувшись домой, греки в результате получили «раскол» и 10-летнюю внутрицерковную войну, что и сыграло фатальную роль в распаде Византии и захвате ее турками.

У русских же все было намного проще- вернувшись, Исидор огласил флорентийскую грамоту в Успенском соборе, провел службу, неся перед собой католический крест, прославил во время службы Папу Евгения. Народ окаменел- ведь католическая вера воспринималась православными как ересь. Великий князь Василий тот час назвал Исидора «еретиком» и «волком», и «кардинал» Исидор тут же был арестован и заточен в Чудов монастырь. Сидя там, он упорствовал, отвергал предложения раскаяться, а потом ему позволили «бежать». Бежал он до Твери, там был арестован тверским князем, откуда опять «бежал" — уже до Рима, где и укрылся до конца своих дней. Князь Василий созвал архиреев и приказал им НАВСЕГДА забыть и о флорентийском соглашении, и о том позоре, которому подверг митрополит весь русский православный мир. Князь поставил своего митрополита- без назначения Царьграда, и с тех самых пор никогда московские митрополиты Царьградом не назначались. Кроме того, с тех самых пор Русская митрополия разделилась на Московскую и Киевскую.

Всю последующую историю католический мир стремился объединиться с православными под властью Папы. То же самое была и Брестская уния- решение ряда епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением православного богослужения. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте, чему Папа был несказанно рад. В результате чего произошел раскол Киевской митрополии на униатов и противников унии, а также к длительной кровопролитной войне. Также, к примеру, в 1964 году встретились Патриарх Константинопольский Афинагор и Папа Римский Павел VI, где было подписано соглашение об отмене анафем. После этого Папа стал упоминаться первым по чинопочитанию, а потом уже Патриарх- это было разновидностью унии.

Любые соглашения с православным миром означают для Папы и католиков провозглашение его верховной власти, ведь Папа Римский для католиков- наместник Бога на Земле. То есть Богочеловек в телесном воплощении, и это один догматов их церкви. Но самые изощренные- это скрытые унии, основанные на иезуитских методах работы с «человеческим материалом», внушением, пропагандой, разведкой, по сравнению с которыми наши святые отцы- просто ангелы божьи. Методики и наработки иезуитов используются лучшими разведками мира. Нынешний Папа- иезуит… И сейчас Святой Престол обсуждает вопрос о создании «Организации объединенных вер». Руководство РПЦ, судя по всему, идет на сближение- патриарх Кирилл помолился «о единении церквей Востока и Запада» у мощей Николая Чудотворца. Хотите ли вы «целовать туфлю Папы», хотя эта традиция уже ушла в прошлое? Лично я — нет.

Флорентийская уния 1439 - организационное объединение под властью римского папы вселенских католической и православной церквей, провозглашенное на церковном соборе во Флоренции (Италия).

Сторонниками унии наряду с папством были руководящие круги Византийской империи, в том числе император Иоанн VIII Палеолог и царгородский патриарх Иосиф II (1416-1439), которые надеялись в обмен на уступку в догматике получить помощь католической Европы в борьбе с турецкой угрозой и защите Византийской империи. Участие восточнославянской церкви в задуманном греками соединении церквей обеспечивалось назначением в 1436 на Киевскую митрополию своего соотечественника Исидора, образованнейшего человека того времени, известного своими симпатиями унии.

Исидору принадлежит первостепенная роль инициатора и главного устроителя Флорентийской унии. Будучи патриотом Византийской империи, он не видел другого способа ее спасения от турок как путем получения помощи католического Запада. Сведущий философ, он, пользуясь своим громадным авторитетом, повлиял на самого византийского императора Иоанна VIII Палеолога и умирающего царгородского патриарха Иосифа II, убедив их подписать унию. Русское «Слово о составлении осьмаго собора» всю вину за унию возлагает на Исидора, обращаясь к нему: «Царя обольстил еси, патриарха смутил еси и царствующий град погибели исполнил еси».

Уния была подписана 5.VII.1439 и на следующий день торжественно провозглашена. С католической стороны свои подписи под актом унии поставили сам папа римский Евгений IV, 143 кардинала, примасы, бискупы и арцибискупы, с православного - византийский император Иоанн VIII Палеолог, митрополиты Антоний, Досифей, Исидор и еще 15 митрополитов. Подпись патриарха Иосифа II в акте унии отсутствует, потому что он умер 10.VI.1439. Но он оставил документ, в котором засвидетельствовал свое согласие. Под актом унии стоит подпись Исидора: «Подписуюсь с любовью и одобрением», а также суздальского епископа Авраамия: «Смиренный епископ Авраамие суждальский подписую».

В соответствии с Флорентийским соглашением, Царгородская церковь вместе с дочерними церквами соединялась с Римом. Латиняне и греки принадлежали теперь к единой Христовой церкви на равных условиях. Православная церковь признавала ряд католических догматов, в том числе филиокве (в компромиссном варианте), при сохранении обрядности и богослужения на греческом, церковнославянском и др. языках, брака светского духовенства, права светских людей причащаться вином и т.д.

На обратном пути из Флоренции в 1440-1441 Исидор попробовал ввести унию в Польше и ВКЛ. Она встретила толерантное отношение в Кракове, Перемышле, Холме, Львове, Киеве, Смоленске, Полоцке и некоторых других городах и землях. Православная знать ВКЛ доброжелательно принимала Исидора.

Но уния вводилась медленно и до 1443 не имела государственной поддержки. Дело в том, что в то время унии никто особенно не жаждал: ни православные, ни католические иерархи, которые ее проигнорировали, ни правительство, ни даже сам папский престол. С начала 1430-х и до 1450-х отношение к унии в правительственных кругах Польши и ВКЛ было в значительной мере неоднозначным.

Во-первых, католическая церковь имела свои внутренние проблемы, и ее иерархи были сначала враждебно настроены к ее инициатору папе Евгению IV, победителю на последних папских выборах, и подчинялись папе Феликсу V, избранному альтернативным Флорентийскому Базельским собором. Позицию непризнания Евгения IV занимала и политическая элита государств. Признание Флорентийской унии князем Юрием Лугвеновичем, который в 1440-1441 на короткое время восстановил независимость Смоленского княжества от ВКЛ и рассчитывал получить поддержку Рима, было еще одной из причин, почему правящие круги ВКЛ в то время не признали Флорентийской унии.

Важным фактором, который препятствовал Флорентийскому объединению в ВКЛ и Польше, было негативное отношение местных латинских иерархов и духовенства как к «руской» церкви, так и к объединению с ней. Прямое окатоличивание православного населения Беларуси и Украины было им более по душе. Уния же означала, что продолжается параллельное существование «руской» иерархии. Католические епископы не собирались поступаться и равняться в правах с «никчемными» владыками восточного обряда до тех пор, пока эти владыки придерживаются своих предрассудков. Единение «руской» церкви с Римом подрывало привилегированный социально-правовой статус римско-католического меньшинства в белорусско-украинских землях ВКЛ и Польши.

С другой стороны, по словам иезуита Антония Поссевино, папского посла к Ивану Грозному, восточные епископы насмехались над недолговечной Флорентийской унией, к заключению которой они не имели отношения и подчиняться которой по собственной воле не собирались. Враждебное отношение к «руской» церкви среди католических церковных и светских кругов Польши и ВКЛ не могли остаться вне внимания православных и отворачивали их от идеи объединения с Римом.

В сравнении с умеренной реакцией на Флорентийский собор и унию на белорусско-украинских землях в Московском государстве на них отреагировали бурно. По возвращении Исидора с собора его низложили и заключили в монастырскую тюрьму, откуда он убежал в ВКЛ, а затем в Рим.

Хотя много греческих иерархов по доброй воле - или и по глубокому убеждению - на Флорентийском соборе высказались за объединение церквей, большинством рядового духовенства, монахов и мирян уния не была принята и стала яблоком раздора в византийской православной общности. Большинство греков, которые одобрили Флорентийскую унию, со временем дезавуировали свои подписи. Многие из них считали, что турецкое нашествие было божьей карой за грехи греческого народа, общества и церкви, и прежде всего - за капитуляцию перед католической ересью, осуществленную во Флоренции. С приходом на патриарший престол антиуниата Геннадия Схолария (1454-1456, 1463, 1464-1465) противники флорентийского компромисса взяли верх. Хотя новый патриарх увлекался произведениями Фомы Аквинского и сначала склонялся к унии, а на самом Флорентийском соборе даже отстаивал правильность католической доктрины про происхождение святого духа, теперь он почти 10 лет верно носил мантию лидера антиуниатской партии, переданную ему Марком Евгеником на смертном одре (1444 или 1445). Схоларий не был более склонен поддаваться на западноевропейские церковно-политические инициативы. На соборе 1484 греческая церковь формально аннулировала Флорентийское соглашение. Есть также сведения, что оно было отвергнуто Иерусалимским 1443, Константинопольскими 1450 и 1472 и другими церковными соборами. И хотя вопрос унии с Римом еще не раз вставал в дискуссиях православных духовных, было похоже, что среди посполитого греческого люда он был решен окончательно.

Хотя попытка церковного объединения Востока и Запада в XV в., резонанс которой еще долго витал в Киевской митрополии, окончилась-таки неудачей, и разделение на католиков и православных утвердилось вновь, Флорентийская уния на многие десятилетия определила судьбу белорусско-украинской церкви и всего востока Европы. Одним из ее последствий было самостоятельное, без санкции Царгорода, который «запятнал» свою веру, приняв папские «ереси», поставление митрополита в Москве и окончательный раздел православной церкви Восточной Европы на 2 части: Киевскую и Московскую митрополии. В Москве поднялась буря полемических произведений, которые обвиняли флорентийских перебежчиков - греческого патриарха и византийского императора, противопоставляя их вероломству непреклонную православную веру московского князя.

Флорентийская уния стала основной «правовой базой» толерантного отношения к восточным христианам на католическом Западе (например, в Венеции, где была значительная греческая диаспора).

Результатом Флорентийской унии было то, что римские папы стали принимать непосредственное участие в делах «руской» церкви, и это - с переменным успехом - имело место до начала XVI в. После Флорентийской унии, создания отдельной Московской митрополии и падения Византийской империи, когда папа назначил киевского митрополита, а царгородский унийный патриарх жил в Риме, юрисдикционный статус Киевской митрополии на протяжении нескольких десятилетий оставался неопределенным. Во второй половине ХV в. киевские митрополиты, как представляется, все еще не признавали категорического конфессионального размежевания, хотя в глазах и Рима, и Царгорода их примирение, достигнутое на Флорентийском соборе, завершилось. До начала ХVI в. киевские митрополиты, не разрывая с Царгородом, искали способы продолжения или восстановления отношений с Римом, когда, увидев, что папство - и прежде всего высшее католическое духовенство ВКЛ и Польши - считают Флорентийскую унию уже расторгнутой, положили конец этим начинаниям.

После восстановления в 1458 отдельной от Московской Киевской митрополии в ВКЛ (с кафедрой в Новогрудке) Флорентийской унии придерживался великий князь литовский Казимир. Он поставил митрополитом сторонника унии Григория Болгарина, который, однако, не смог ее ввести и от нее отрекся. Преемник Григория нареченный митрополит Мисаил в 1476 организовал обращение высших духовных и светских особ к папе Сиксту IV о готовности продолжать дело унии. С аналогичным посланием обратился в Рим в 1500 киевский митрополит Иосиф Болгаринович. Подсчитано, что пятеро из девяти митрополитов, избранных в ВКЛ в ХV в., были униатами или сторонниками унии. Они формально считали ее действительной на территории Польши и ВКЛ. Однако это фактически не сказывалось на жизни духовенства и верующих, хотя сделало, например, возможным выпуск папой специальных индульгенций, сбор от которых должен был пойти на отстройку Киева, разрушенного в 1482 крымским ханом Менгли-Гиреем.

Создается впечатление, что в конце XV в. в Риме стали свыкаться с мыслью о бесперспективности Флорентийской унии на белорусско-украинских землях. Уже в 1501 папа Александр VI признал ее недействующей в ВКЛ. На протяжении большей части ХVI в. папский престол, начав борьбу с Реформацией, только время от времени проявлял интерес к православному населению ВКЛ. В 1577, в частности, он финансировал издание на греческом языке актов Флорентийской унии, правомочность которых всячески отстаивалось в предисловии, которое ошибочно приписывают Геннадию Схоларию. Целью этого издания было возродить среди греков идею церковного объединения флорентийского узора.

В ХVI в. улеглось возбуждение в православном мире, вызванное Флорентийской унией, и противоречия между про- и антиуниатской православной партиями, которые перед самым приходом турок в Византию так ревностно боролись между собой, немного стерлось. Флорентийская традиция была забыта или призабыта до последней трети ХVI в., когда ее вновь вспомнили и в Киевской митрополии, и в Риме.

На принципах Флорентийской унии была основана провозглашенная через полтора столетия Берестейская церковная уния 1596. Ее организаторы хотели возродить дух флорентийского экуменизма на локальном уровне, поскольку видели, что универсальная, глобальная уния в новых условиях неосуществима. В своей концепции унии с Римом К.Острожский брал за образец модель объединения, оговоренную на Флорентийском соборе. Особенно часто обращался к примеру Флорентийской унии И.Потей. Но белорусско-украинские владыки вряд ли осознавали, что взгляды Рима на церковное объединение далеко отошли от времен Флорентийского соглашения.

Организаторами Берестейской унии двигала сознание наследования замыслу и делу предков: «…то вже и продкове наши давно промышляли…». На их авторитет ссылались в соборной грамоте от 2 декабря 1594 г.: «…в которой едности … завжды продкове наши были». Свое моральное право решать судьбу всей церкви и народа, подвергнутое сомнению доревалюционной российской и советской историографией, они основывали на давности унийной традиции в ВКЛ. «Эта едность не от нас началась, а здесь в государстве давно была, но только злыми людьми утоена», - сообщал в 1601 И.Потей Л.Сапеге о находке в Вильне и Лаврышове древних рукописей, которые эту давность падтверждали.

В конце XVI в., когда стали возникать проекты нового церковного объединения, Флорентийская уния вновь стал предметом усиленных дискуссий. Среди массива полемической литературы, связанной с Берестейской церковной унией, не было ни одного более-менее серьезного произведения, где бы не вспоминалась Флорентийская уния - ее или усердно охаивали, или не менее рьяно защищали.

На волне пробудившихся национально-религиозных чувств, вызванных Берестейской унией, обостряется историческая память общества, закипели страсти вокруг прошлого, сквозь призму которого возникла необходимоть осмыслить соглашение 1596, чтобы определить место своей страны в общерелигиозных процессах. Идеологи унии делали нажим на единство папства и патриархата во время крещения Руси, на потерю веры предков, какой она была до раскола 1054, апеллировали к национальной исторической традиции преодоления односторонней ориентации на византийский Восток. Особенно бурные страсти разгорелись вокруг наследия на «Литве и Руси» Флорентийского собора 1439, решения которого, приемлемые как для Рима, так и для Царгорода, основателями унии воспринимались как свидетельство самой истории в пользу восстановления союза Киевской митрополии с апостольским престолом. Они заявляли о своей верности «духу и букве» флорентийского экуменизма, а свою унию читали продолжением дел предков.

Этот сильнейший аргумент должен был производить небезразличное впечатление на общество, ибо противники объединения сильно налегали на дискредитацию события полуторавековой давности. Послы от альтернативного Берестейского собора 1596 заявили королю, что оны рады приступить к унии, но поскольку «из истории видно, что это святое соединениее сколько раз не заключалось, всякий раз и разрывалось, потому что не были ликвидированы все препятствия для него, то и мы, не желая более без нужды создавать такие непрочные дела, желаем приступить к этому соглашению осмотрительнее, надлежащими средствами и путями, чтобы оно, утвержденное на крепкой основе, могло быть долго и, дай бог, вечно».

Оппозиция объединению церквей была не против унии в принципе, но против ее регионального характера. Она хотела универсального объединения двух ветвей христианства, а отказу от подчинения патриархам и признанию примата папы противопоставляла соглашение, основанное на паритете двух всемирных христианских центров. В брошюре «История о листрикийском, то есть о разбойническом Ферарском или Флоренском синоде, вкратце правдиво списаная» (1598), основанной на враждебных Флорентийской унии афонских и московских писаниях, клирик Острожский пытается доказать неканоничность соборных постановлений 1439. На этот более эмоциональный, чем интеллектуальный антиисторический опус И.Потей ответил научным трактатом «Оборона Флорентийского собора осьмого» (1603-1604), в котором дал историографию собора, проанализировал источники и на конкретных и авторитетных свидетельствах его римских и византийских участников доказывал его историческую оправданность, церковную каноничнасть и выводил генезис Берестейской унии из его постановлений. Исторические выкладки «Перестороги» анонимного автора (1605) и «Палинодии» З.Копыстенского (1621) о ненадежности, непрочности, непринятии Флорентийской традиции на «Руси» пытался опровергнуть в своей книге «Защита церковного единства» (Вильно, 1617) Л.Кревза, доказывая, что уния существовала на «Руси» всегда и что теперь она введена законно и добросовестно.


Литература:

1. Белы А.В. Фларэнтыйская унія 1439 // Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. - Мн., 2001. - С. 340.

2. Гудзяк Б. Криза і реформа: Киівська митрополія, Царгородский патріархат і генеза Берестейськоі уніі: Пер. з англ. - Львів, 2000.

3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. - Репринт. Париж, 1959. - М., 1991. - Т. 1. - С. 349-362.

4. Мартос А. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. - Репринт. Буэнос-Айрес, 1966. - Мн., 1990. - С. 111-124.

5. Потей І. Оборона Флорентійского собору восьмого проти фальшивого [собору], недавно виданого ворогами з"единення - у Вільні - 160 року // Analecta Ordinis S. Basilii Magni. Sectio II. Vol. XV. - Romae. - P. 396-459.

6. Gill J. The Council of Florence. - Cambridge, 1982.

7. Halecki O. From Florence to Brest (1439-1596).- Romae, 1958.

8. Halecki O. Od unii Florenckiej do unii Brzeskiej / Przekł. A.Niclewicz. - Lublin - Rzym, 1997. - T. I.

July 6th, 2016 , 07:33 pm

Ферра́ро-Флоренти́йский собо́р — собор христианских церквей, который проходил с 1438 по 1445 год. При этом в первый год он проходил в Ферраре (Италия), последние 2 года в Риме , а вот три года с 1439 по 1442 год собор проходил во Флоренции , откуда и получил название Ферраро-Флорентийский.


Вот в этом соборе Флоренции, который носит название Санта-Мария-дель-Фьоре зараждалась Греко-Католическая Церковь после подписании в 1439 году Флорентийской унии.

Римско-Католическая Церковь считает Ферраро-Флорентийский собор Семнадцатом Вселенским Собором , что отрицает Православная Церковь и все решения этого собора отвергают .

Этот собор созвал Римский Папа Евгений Четвёртый . Папа Венецианец Евгений Четвёртый 16 лет возглавлял Западную Церковь и собор был созван на седьмой год его праления.

В самом начале своего папства этот папа, наладил отношения Святого Престола и Великим княжеством Московским : первые письма к Московскому великому князю Василию II Тёмному были написаны в 1434 году.

Хотя значительную часть своего понтификата Евгений провёл во Флоренции , он приложил большие старания, чтобы вернуть Риму былой блеск. Благодаря его усилиям в Вечный город приехало много выдающихся гуманистов, мыслителей, писателей, художников, скульпторов и музыкантов.

Понтификат Евгения был бурным и неоднозначным , якобы сам папа на смертном одре сожалел, что навсегда покинул свой монастырь. Тем не менее он внес большой вклад в церковное единство. Евгений IV был добропорядочным, но неопытным и нерешительным папой , обладал легко возбудимым темпераментом. Суровый в своей ненависти к ереси, он, тем не менее, проявил доброту к бедным. Он трудился, чтобы реформировать монашество, особенно францисканцев, и никогда не был уличен в кумовстве. Он также был ценителем искусства и покровителем образования.

Вот этот Папа и созвал собор, а организатором этого собора был Византийский Император Иоанн Восьмой, Палеолог . Первым браком был женат на княжне Анне Васильевне (1393 —1417 ), дочери московского великого князя Василия I.

Его усилиями и стараниями был доведён процесс соединения западной и восточных церквей. Император понимал, что без унии с католиками Византийская империя не получит помощи с запада и будет неминуемо завоевана османскими турками , чьи владения после договора 1424 года продвинулись к самим предместьям Константинополя.

В 1437 году вместе с патриархом и представительной делегацией православных архиереев Иоанн отправился в Италию и провел там более двух лет безвыездно, сначала в Ферраре, а потом на Вселенском соборе во Флоренции. По инициативе императора делегацию православных в спорах с католиками возглавил Марк Эфесский, возведённый по указанию Мануила незадолго до отъезда из Константинополя в сан митрополита. Не раз на этих заседаниях обе стороны заходили в тупик и готовы были разъехаться. Но император запретил своим епископам покидать собор до принятия компромиссного решения. В конце концов, православные делегаты были вынуждены уступить католикам почти по всем принципиальным вопросам.

Подписанная 6 июля 1439 года уния была если не полной, то значительной победой католиков . Но ожидаемого облегчения эта уступка не принесла. Другие православные церкви, в первую очередь русская , отказались принять унию. А в самой империи уния породила раскол и смуту .


На этот собор во Флоренцию прибыл и Православный Константинопольский Патриарх Иосиф Второй . Этот Патриарх был большим сторонником объединения с католиками. Папа Евгений , Патриарх Иосиф и Император Иоанн нашли полное согласие между собой в объединении Заподной и Восточной Церквей . На собор Константинопольский Патриарх приехал уже старым и очень больным человеком .

Других Патриархов на Соборе не было, но были присланы представители Патриархов Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей .

Так же на Собор прибыли два представителя Грузинской Православной Церкви (епископ и племянник грузинского царя Александра), Митрополит Молдавский, епископы Эфеса, Трапезунда (турецкого ныне города Трабзона), Ираклии, Кизика, Сард, Никомидии, Никеи, Тырнова, Монемвасии, Лакедемона, Амасии, Митилины, Ставрополя , Молдовлахии, Родоса, Маленика, Драмы, Ганка, Драстры, Анхиала, плюс около 700 богословов.

Прибыл на собор и Митрополит Киевский и Всея Руси Исидор . Действия Исидора, (грека по происхождению), направленные на утверждение неприемлемой для Русской православной церкви Флорентийской унии , стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии .

Этот митрополит Киевский в Москве был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Тёмным, как поставленный против его воли. Будучи опытным дипломатом, сумел убедить великого князя в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви . Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, 8 сентября 1437 года выехал из Москвы на Собор в Западную Европу.

По дороге в Италию его принимали с честью в Твери, Новгороде, Пскове, Таллине (Юрьеве), Владимире, а 4 февраля 1438 года, Митрополит Киевский и Всея Руси Исидор служил литургию в Риге . Из Риги конный обоз направился через Любек в Италию. Митрополит сел на корабль в сопровождении архиепископа Суздальского Авраамия. тверским послом Фомой и Архимандритом Вассианом.

Митрополит Всея Руси Исидор, привёз Папе Римскому Евгению очень ценный подарок, сакос вышитый киевскими мастерами.

Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, император и духовенство надеялись получить от Запада право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду . Митрополит Всея Руси Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии .

Позже, когда Уния не имела мирового результата, митрополит Всея Руси будучи сторонником Запада оказался в Католической Церкви .

6 сентября 1439 во главе русской делегации покинул Флоренцию, 15 сентября был в Венеции, 16 сентября назначен легатом Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии .

За заслуги в деле унии папой Евгением IV 18 декабря 1439 года Исидор был возведён в сан кардинала Римской Католической Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).

19 марта 1441 года приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Православной Церквей . Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии — вначале папу Римского Евгения , позже патриарха Константинопольского Митрофана , папу Александрийского Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочёл с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора и тут же был взят под стражу и заключён в монастырь до покояния в Унии, но Исидор бежал из под стражи на Запад.

Умер в Риме 27 апреля 1463 года, имел честь быть похоронен в базилике Святого Петра среди Римских Пап .


Но вернёмся к собору . Во Флоренции решались разные вопросы. Особенно подробно рассматривались разногласия между западной (католической) и восточными (православными) Церквями .

Особенный упор делался на различия в догматах, в частности, на так называемом филиокве (filioque ) — добавлении, сделанном Римской церковью в Символ веры (О Духе Святом от Отца и Сына исходящим ). Рассматривались и другие догматические вопросы - о чистилище , главенстве папы римского во Вселенской Церкви , совершении таинства евхаристии .

Большенство Восточных епископов по многим вопросам не соглашались, особенно по редоктированию Символа Веры . Символ Веры (Святой Дух от Сына исходящий ) был главным камнем преткновения собора .

Собор был объявлен Вселенским . Но уже в начале соборных заседаний латинские епископы не исполнили уговора о своевременном содержании византийской делегации, так что православным приходилось закладывать и продавать свои вещи ради пропитания , что среди епископов не способствовало сближению и объединению двух Церквей. Греческая делегация хотела покинуть собор, но, патриарх, император и папа хотели не допустить побега представителей православной делегации в Византию до завершения заседаний. Именно потому собор был перенесён из Ферраро в глубь Италии во Флоренцию . Официально озвучили, что в Ферраре начинается чума .

На переезд во Флоренцию для греков у Папы не нашлось денег. Греческая делегация тратилась на свои деньги и сильно роптала на Папу. В ходе собора большинство представителей византийской делегации, 5 месяцев не получая денег на пропитание , опять недовольство и трата своих денег.

Всё же уния среди Востоком и Западом была подписана . Но подписана она была под давлением Византийского Императора и Константинопольского Патриарха, который не дожил считанные дни до подписания документа.

Но нашлись епископы которые не подписали унию , среди них митрополит Иверский Григорий из Грузии (чтобы за своеволие избежать наказание он на соборе притворился сумасшедшим ), митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия ( последний чтобы не подписать унию,тайно бежал из Флоренции и позднее получил защиту брата императора .)

Но самый большой противник унии, объединения Церквей был святой святитель Марк Эффеский . В начале работы Собора Марк был положительно настроен по вопросу принятия унии. Об этом свидетельствует его речь, обращённая к папе Евгению IV: " Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгаго времени; уврачуй смутившихся. Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим Ангелам, как подражатель Бога: «Путь сотворите людем Моим, и ка́мение, еже на пути, размещи́те » ".

За время работы комиссии Марк написал ряд богословских работ: «Десять аргументов против существования чистилища », «Сумма изречений о Святом Духе », «Главы против латинян », «Исповедание веры » и «О времени пресуществления ». За это время он отошёл от идеи принятия унии , найдя учение Западной церкви противоречащим догматам Вселенских соборов и полностью рассорился с западными иерархами. .

Марк Эффесский был большим авторитетом для всех восточных иерархов, но ни кто как он не мог открыто и смело выступить против Унии, когда Унию заставляли принять Император и сам Патриарх.. Тогда православные иерархи сказали "Что они ознакомились с учением Римской Церкви и пришли к выводу, что оно основано на Священном Писании и Священном Предании. Однако Восточные церкви не станут вводить их у себя ."

Марк стал единственным из числа греческих иерархов, кто не признал унию. В своём «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» он писал: « Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они — „лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы“ ».

Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: « А подписал ли Марк? », и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: « Итак, мы ничего не сделали! ».

Вокруг Марка сплотилась многочисленная партия не признавших унию , многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно. Отрицательное мнение Марка об унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на православное население.

Корабль, на котором плыл Марк, пристал к острову Лемносу, митрополит был арестован по указанию императора и заточён в местную крепость Мундрос, в которой провёл два года. В этот период не перестал вести переписку, в которой по-прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться православия.

Во время собора Константинопольский патриарх Иосиф II скончался в 1439 году во Флоренции не дожив 8 дней до подписания унии. Во Флоренции Патриарха и похоронили. Это было великое горе для Папы Римского, который потерял своего сторонника и единомышленника.

Ан глийские послы, направляющиеся к папе, тоже отвергли унию .

Епископ Константинополя Сильвестр Сиропул , участник собора, позже писал: " Греки знали, что орос подписан императором, подписали и они. Знали и латиняне, что он подписан греками и папой, подписали и они. При этом большинство даже не знало, что в нем написано. Ведь кроме немногих из латинян и греков, которые изучили орос, или тех, кто оказался рядом, когда его писали, большинство не знало о его содержании. И когда собирались подписывать, ни среди греков орос не был прочитан ни перед подписанием, ни сразу после, ни среди латинян" .,

По возвращении императора в Константинополь место предстоятеля было предложено Марку, но он отказался принять патриаршее достоинство. Патриархом был избран Митрофан II, являвшийся сторонником унии . .


1 февраля 1440 года греческая делегация вернулась в Константинополь встреча их была безрадостной и на вопрос «победили ли мы? » они ответили: « Продали мы веру нашу, променяли благочестие на нечестие; изменив Святым Дарам, стали азиматами-опресночниками ».

Духовенство церкви святой Софии в Константинополе не хотело сослужить с теми, кто подписал орос собора , также и народ почти не посещал их служб. А новый Патриарх даже побоялся всенародно зачитать документ подписанный во Флоренции . Народ Византии не хотел посещать службы тех, кто впал в латинство.

Уния стала причиной того, что после смерти Патриарха Константинополя, ни кто не желал занимать кафедру Патриарха чтобы признавать главенство Римского Папы .

Митрополит Ираклийский принес собравшемуся синоду публичное покаяние за подписание ороса и вопреки многим уговорам отказался от патриаршества по причине одобрения членами синода унии.

Другой кандидат, митрополит Трапезундский (города Трабзона), также отказался от патриаршества по причине многого волнения в Церкви и порицания им унии .

На патриарший престол был избран митрополит Кизический Митрофан , одобрявший унию. Избрание происходило по жребию, но на всех жребиях было написано только его одно имя!!! .

Святитель Марк Ефесский и митрополит Ираклийский отказались сослужить с новым патриархом на Пятидесятницу, в этот же день они тайно покинули Константинополь.

Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго . Уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе епископы и митрополиты стали открыто отрицать своё согласие с Собором или утверждать, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства . Таким образом, уния была отвергнута большинством восточных церквей.

Помимо унии с Греческой церковью, были подписаны буллы об униях с Армянской церковью (1439 ), Яковитской церковью (1441 ); далее Собор был переведен в Рим (25 апреля 1442 ), где были подписаны буллы об униях с сирийцами Месопотамии, халдеями, маронитами Кипра . Собор закончил работу 29 июля 1445 года..

Причиной всемирной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власть которого не признавали многие государи Европы .

Однако, во всём мире по сегодняшний день имеются сторонники Флорентийской Унии, которые именуются Греко-Католиками .


На фото, церковь Флоренции Санта-Мария-Новелла , в которой похоронен Константинопольский Патриарх, сторонник унии с католиками Иосиф Второй , умерший во время Флорентийского собора.


В 2012 я смог посетить во Флоренции собор в котором была подписана Флорентийская Уния, а так же базилику в которой покоится Константинопольский Патриарх Иосиф Второй.
Загрузка...
Top