Анализ произведения василий теркин на том свете. 

Сатирическая струя, ощутимая в таких главах книги «За далью - даль», как «Литературный разговор» и «Фронт и тыл» (в образе попутчика «с улыбкой мягко-министерской», рьяно доказывавшего, что именно такие, как он сам, вынесли главную тяжесть войны... в тылу), в полной мере проявилась в поэме «Теркин на том свете» (1954-1963).

Использовав известную в мировой литературе фабулу (недаром выведенный в поэме редактор-перестраховщик негодует на то, что ее автор «новым, видите ли, Дантом объявиться захотел»), Твардовский под видом «мира загробного» сатирически изобразил сложившуюся в тогдашней стране политическую обстановку и засилье бюрократизма.

Еще в «Василии Теркине» упоминалась легенда о гибели героя, который успел пошутить:

- Жаль, - сказал, - что до обеда
Я убитый, натощак.
Неизвестно, мол, ребята,
Отправляясь на тот свет,
Как там, что: без аттестата
Признают нас или нет?

Как в воду глядел! В новой поэме с него спрашивают уже не только продовольственный аттестат: как сквозь строй, должен он пройти Учетный стол, Стол проверки, Стол мед-санобработки, и всюду требуют то анкетное «авто-био», то «фотокарточки... в должных экземплярах», то даже сведения «относительно мочи и солдатской крови» («Ну как будто на курорт мне нужна путевка!» -дивится Теркин).

В поэме «с доброй выдумкою рядом правда в целости жива» - правда о зловещей бюрократической машине, существующей в действительности и стремящейся каменной стеной отгородиться от жизни, людей, их нужд. В сказке, как не раз именует автор свою поэму, реальные явления доведены до гротеска: здесь «от мала до велика все... руководят», им «ни к чему земля и небо - дайте стены с потолком». Местный «старожил» объясняет Теркину:

Тут ни пашни, ни покоса,
Ни заводов, ни станков.
Нам бы это все мешало -
Уголь, сталь, зерно, стада...

В своей критике «того света» Твардовский временами достигает чрезвычайной остроты. Тот же теркинский собеседник рассказывает о диковинном «загробном пайке»: «Обозначено в меню, а в натуре нету». - «Вроде, значит, трудодня?» - восклицает герой, замечая очевидную параллель между «сказкой» и тогдашней колхозной явью. Читатель же мог подумать здесь и о других вещах, существовавших только «в меню», на бумаге (например, свобода слова, печати, собраний, «обозначенная» в «сталинской» конституции). Знаменательны и ответ, полученный Теркиным, когда он возмутился было волокитой: «На том свете жалоб нет. Все у нас довольны», и безрезультатное обращение в «гробгазету».

Сам поэт характеризовал свою поэму как «суд народа над бюрократией и аппаратчиной». При первой попытке напечатать ее она была расценена партийным руководством как «пасквиль на советскую действительность», а Твардовский - уволен с поста главного редактора журнала. В доработанном виде «Теркин на том свете» был опубликован только в 1963 г., но с концом «оттепели» уже почти не переиздавался и не упоминался в печати.

Параллельно с «За далью – даль» Твардовский работает над сатирической поэмой-сказкой «Теркин на том свете» (1954-1963), изобразившей «косность, бюрократизм, формализм» нашей жизни. По словам автора, «поэма «Теркин на том свете» не является продолжением «Василия Теркина», а лишь обращается к образу героя «Книги про бойца» для решения особых задач сатирико-публицистического жанра» (5, 143).
В основу произведения Твардовский положил условно-фантастический сюжет. Герой его поэмы военных лет, живой и не унывающий ни при каких обстоятельствах Василий Теркин оказывается теперь в мире мертвых, призрачном царстве теней. Подвергается осмеянию все враждебное человеку, несовместимое с живой жизнью. Вся обстановка фантастических учреждений на «том свете» подчеркивает бездушие, бесчеловечность, лицемерие и фальшь, произрастающие в условиях тоталитарного режима, административно-командной системы.

Вначале, попав в «загробное царство», очень уж напоминающее нашу земную реальность целым рядом узнаваемых бытовых деталей, Теркин вообще не различает людей. С ним разговаривают, на него смотрят казенные и безликие канцелярские, бюрократические «столы» («Учетный стол», «Стол Проверки», «Стол Медсанобработки» и пр.), лишенные даже малейшего признака участия и понимания. И в дальнейшем перед ним вереницей проходят мертвецы – «с виду как бы люди», под стать которым вся структура «загробного царства»: «Система», «Сеть», «Органы» и их производные – «Комитет по делам

Перестройки Вечной», «Преисподнее бюро», «Гробгазета» и т.п.

Перед нами возникает целый реестр мнимых, абсурдных, лишенных содержания предметов и явлений: «душ безводный», «табак без дыма», «паек загробный» («Обозначено в меню,

А в натуре нету»)... Показательны характеристики:,Кандидат потусторонних

Или доктор прах-наук», «Надпись: «Пламенный оратор» – /И мочалка изо рта». Через все это царство мертвых и бездушных солдата ведет «сила жизни». В герое Твардовского, символизирующем жизненные силы народа, попавшем в столь необычную обстановку и подвергшемся нелегким испытаниям, возобладали присущие ему живые человеческие качества, и он возвращается в этот мир, чтобы бороться за правду.

Сам Твардовский вел непримиримую борьбу с наиболее мрачным, мертвящим наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведенного до абсурда бюрократизма. И делал это с позиций утверждения жизни, правды, человечности, высокого нравственного идеала. В сочетании фантастического сюжета и реалистически-бытовых деталей в изображении загробного мира реализовался творческий принцип автора: «С доброй выдумкою рядом

Правда в целости жива...»

Параллельно с “За далью – даль” Твардовский работает над сатирической поэмой-сказкой “Теркин на том свете” (1954-1963), изобразившей “косность, бюрократизм, формализм” нашей жизни. По словам автора, “поэма “Теркин на том свете” не является продолжением “Василия Теркина”, а лишь обращается к образу героя “Книги про бойца” для решения особых задач сатирико-публицистического жанра” (5, 143).

В основу произведения Твардовский положил условно-фантастический сюжет. Герой его поэмы военных лет, живой и не унывающий

Ни при каких обстоятельствах Василий Теркин оказывается теперь в мире мертвых, призрачном царстве теней. Подвергается осмеянию все враждебное человеку, несовместимое с живой жизнью. Вся обстановка фантастических учреждений на “том свете” подчеркивает бездушие, бесчеловечность, лицемерие и фальшь, произрастающие в условиях тоталитарного режима, административно-командной системы.

Вначале, попав в “загробное царство”, очень уж напоминающее нашу земную реальность целым рядом узнаваемых бытовых деталей, Теркин вообще не различает людей. С ним разговаривают, на него смотрят казенные и безликие

Канцелярские, бюрократические “столы” (“Учетный стол”, “Стол Проверки”, “Стол Медсанобработки” и пр.), лишенные даже малейшего признака участия и понимания. И в дальнейшем перед ним вереницей проходят мертвецы – “с виду как бы люди”, под стать которым вся структура “загробного царства”: “Система”, “Сеть”, “Органы” и их производные – “Комитет по делам

Перестройки Вечной”, “Преисподнее бюро”, “Гробгазета” и т. п.

Перед нами возникает целый реестр мнимых, абсурдных, лишенных содержания предметов и явлений: “душ безводный”, “табак без дыма”, “паек загробный” (“Обозначено в меню,

А в натуре нету”). Показательны характеристики:,Кандидат потусторонних

Или доктор прах-наук”, “Надпись: “Пламенный оратор” – /И мочалка изо рта”. Через все это царство мертвых и бездушных солдата ведет “сила жизни”. В герое Твардовского, символизирующем жизненные силы народа, попавшем в столь необычную обстановку и подвергшемся нелегким испытаниям, возобладали присущие ему живые человеческие качества, и он возвращается в этот мир, чтобы бороться за правду.

Сам Твардовский вел непримиримую борьбу с наиболее мрачным, мертвящим наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведенного до абсурда бюрократизма. И делал это с позиций утверждения жизни, правды, человечности, высокого нравственного идеала. В сочетании фантастического сюжета и реалистически-бытовых деталей в изображении загробного мира реализовался творческий принцип автора: “С доброй выдумкою рядом

Правда в целости жива. “

(3 оценок, среднее: 3.33 из 5)



Сочинения по темам:

  1. битый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол...
  2. «Василий Теркин» – замечательная поэма А. Т. Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии....
  3. Поэма состоит из 30 глав, пролог а и эпилог а, условно разделяясь на три части. Каждая глава – небольшая новелла...
  4. Среди стихов Александра Твардовского очень мало произведений, которые можно было бы отнести к разряду любовной лирики. И в этом нет...
  5. Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное...
  6. В русской литературе есть такие произведения, которые не только художественно отображают исторически важный момент, повествуют о необычных событиях, рисуют героя...
  7. В пехотной роте - новый парень, Василий Теркин. Он воюет уже второй раз на своем веку (первая война - финская)....

Тридцати неполных лет -
Любо ли не любо -
Прибыл Теркин
На тот свет,
А на этом убыл.

Поэма «Тёркин на том свете» создавалась Твардовским в 50-х годах XX века, в тот же период, что и книга «За далью – даль». Я рассказывала уже, что идея продолжения «Василия Теркина» буквально висела в воздухе начиная с момента публикации её первых глав. Неужели Твардовский решился спустя столько лет вернуться к теме, сделавшей его невероятно известным? Вот что пишет он сам в своей Автобиографии: «Она (поэма «Тёркин на том свете» ), конечно, не является «продолжением «Василия Тёркина» в смысле многочисленных читательских предложений на этот счет, по поводу которых я давал объяснения в «Ответе читателям», хотя и связана с «Книгой про бойца» непосредственно взятым из неё образом героя. Она возникла из иного, главным образом сатирического задания и обращена к некоторым сторонам послевоенной действительности в том духе, как их оценивали ХХ и ХХII съезды нашей партии.»

Считается, что Твардовский начал работать над «Теркиным на том свете ещё в 1944 году – как над последней главой поэмы, а позже, когда сформировалась концепция новой поэмы, включил в неё исключенные цензурой фрагменты «Василия Тёркина».

Так что же происходит с Тёркиным в мире ином? Оказавшись в чистом, похожем на метро месте, Теркин сталкивается с бюрократизмом местных обитателей: требуют аттестат, фотокарточку, справку от врача, жалоб не принимают, а редактор «Гробгазеты» не хочет даже слушать Теркина. Теркин встречает фронтового товарища, который объясняет: иных миров два - наш и буржуазный. Конечно же наш тот свет - «лучший и передовой». Товарищ показывает Теркину отделы: Военный, Гражданский, Особый. В Особом отделе – погибшие в Магадане, Воркуте, на Колыме, а управляет этим отделом сам кремлевский вождь. Он еще жив, но в то же время «с ними и с нами», потому что «при жизни сам себе памятники ставит». Товарищ обещает показать Теркину Стереотрубу, хотя это только «для загробактива», в которую виден соседний, буржуазный тот свет. А Теркин вспоминает о земле… Вдруг слышится звук сирены, что означает: ЧП, на тот свет просочился живой, которого нужно поместить в «зал ожидания», чтобы он стал «полноценным мертвяком». Это, конечно, Теркин, онхочет вернуться в мир живых. Товарищ объясняет: поезда везут людей только туда, но не обратно, Теркин догадывается, что обратно идут порожняки. Он прыгает на подножку порожняка не замеченным… Но в какой-то момент исчезают и подножка, и состав. Во тьме Теркин пробирается на ощупь, перед ним – все ужасы войны. … И он слышит: «Редкий случай в медицине». Тёркин в госпитале, рядом доктор, за стенами война… Наука дивится Теркину и заключает: «Жить ему еще сто лет!»

Вот такая сатира… Не удивительна та реакция, которую вызвала эта поэма. На заседании Секретариата правления Союза писателей обсуждалось опубликованное в журнале «Дружба народов» письмо «читателя», шельмующее поэму Твардовского «Василий Теркин на том свете». «Новый мир», журнал, которым руководил А. Т. Твардовский, выражал умонастроения «оттепели» и был объектом пристального внимания властей. Но об этом в следующей заметке…

Для тех, кто нуждается в более подробной информации, могу порекомендовать обширную работу Р. Романовой «Александр Твардовский. Труды и дни».

Поэма «Тёркин на том
свете» вышла в середине
1950-х и стала ещё одним
программным
произведением
Твардовского.
Первоначально
он
планировал написать её
как
последнюю
главу
поэмы «Василий Тёркин»,
но замысел вырос в
самостоятельное
произведение, в которое
также вошли некоторые
не прошедшие цензуру
отрывки
из
«Василия
Тёркина» .

Сатирическая
струя,
ощутимая
в
таких
главах
книги
«За
далью - даль», как
«Литературный
разговор» и «Фронт и
тыл»

образе
попутчика «с улыбкой
мягко-министерской»,
рьяно доказывавшего,
что именно такие, как
он
сам,
вынесли
главную
тяжесть
войны... в тылу), в
полной
мере
проявилась в поэме
«Теркин на том свете»
(1954-1963).

Использовав известную в
мировой
литературе
фабулу
(недаром
выведенный
в
поэме
редакторперестраховщик
негодует на то, что ее
автор «новым, видите
ли, Дантом объявиться
захотел»), Твардовский
под
видом
«мира
загробного» сатирически
изобразил сложившуюся
в
тогдашней
стране
политическую
обстановку и засилье
бюрократизма.

Еще в «Василии Теркине» упоминалась
легенда о гибели героя, который успел
пошутить:
- Жаль, - сказал, - что до обеда
Я убитый, натощак.
Неизвестно, мол, ребята,
Отправляясь на тот свет,
Как там, что: без аттестата
Признают нас или нет?

Как в воду глядел! В
новой поэме с него
спрашивают
уже
не
только
продовольственный
аттестат:
как
сквозь
строй, должен он пройти
Учетный
стол,
Стол
проверки,
Стол
медсанобработки, и всюду
требуют
то
анкетное
«авто-био»,
то
«фотокарточки...
в
должных экземплярах»,
то
даже
сведения
«относительно мочи и
солдатской крови» («Ну
как будто на курорт мне
нужна
путевка!»
-
дивится Теркин).

В поэме «с доброй выдумкою рядом правда
в целости жива» - правда о зловещей
бюрократической машине, существующей в
действительности и стремящейся каменной
стеной отгородиться от жизни, людей, их
нужд. В сказке, как не раз именует автор
свою поэму, реальные явления доведены до
гротеска: здесь «от мала до велика все...
руководят», им «ни к чему земля и небо -
дайте стены с потолком». Местный
«старожил» объясняет Теркину:
Тут ни пашни, ни покоса,
Ни заводов, ни станков.
Нам бы это все мешало -
Уголь, сталь, зерно, стада..

В своей критике «того света»
Твардовский временами достигает
чрезвычайной
остроты.
Тот
же
теркинский собеседник рассказывает
о диковинном «загробном пайке»:
«Обозначено в меню, а в натуре нету».
- «Вроде, значит, трудодня?» -
восклицает герой, замечая очевидную
параллель
между
«сказкой»
и
тогдашней колхозной явью. Читатель
же мог подумать здесь и о других
вещах, существовавших только «в
меню», на бумаге (например, свобода
слова,
печати,
собраний,
«обозначенная»
в
«сталинской»
конституции).
Знаменательны
и
ответ, полученный Теркиным, когда
он возмутился было волокитой: «На
том свете жалоб нет. Все у нас
довольны»,
и
безрезультатное
обращение в «гробгазету».

Сам
поэт
характеризовал
свою поэму как «суд народа
над
бюрократией
и
аппаратчиной». При первой
попытке напечатать ее она
была расценена партийным
руководством как «пасквиль
на
советскую
действительность»,
а
Твардовский - уволен с поста
главного редактора журнала. В
доработанном виде «Теркин на
том свете» был опубликован
только в 1963 г., но с концом
«оттепели» уже почти не
переиздавался
и
не
упоминался в печати.
Загрузка...
Top