Всемирное наследие юнеско в китае: пещеры могао. Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в китае Мотивы и развитие стилей

Пещеры Могао - это скальный комплекс, который некогда был местом для буддистских молитв и паломничества. История их началась в далёком IV веке, когда перед монахом Ло Цунь, который волею судьбы оказался на вершине скалы, предстало видение.

Именно на этом месте вырубил первую пещеру. Случайно или нет - мимо неё проходил Великий Шёлковый путь, поэтому в скором времени у него появилось немало сподвижников, желающих обустроить личное место для молитв. Постепенно их количество росло и в итоге достигло 1000.

В XIV веке буддисты покинули пещеры Могао и о них надолго, вплоть до начала XX века, забыли. Когда начались восстановительные работы, часть ниш и культурного наследия, в них хранившегося, была навсегда утрачена.

Сегодня Могао - это 500 пещер, в каждой из которых есть настенные росписи, скульптуры и предметы, связанные с буддизмом. Время создания шедевров - различно. Авторы некоторых известны, имена других - загадка. По сути, это самая настоящая энциклопедия, по которой можно изучать когда-либо существовавшие в буддизме течения. В наши дни этим активно занимаются специалисты из разных стран мира.

Для туристов открыто лишь 30 пещер, однако и этого достаточно для того, чтобы получить представление о прошлом и настоящем буддизма. Отправляясь на экскурсию, следует учесть, что все входы закрыты стальными дверями, открыть которые может только сопровождающий сотрудник. Поэтому, скорее всего, индивидуальным посетителям придётся примкнуть к организованной группе. Кроме того, в Могао полностью отсутствует освещение, поэтому нужно иметь при себе фонарик. Его можно взять напрокат в кассе.

Чтобы гости могли хорошо ориентироваться в пещерах, они пронумерованы. Самая большая, №96, является визитной карточкой комплекса. Именно в честь неё он получил своё название. Главная достопримечательность, хранящаяся под этим сводом - 34,5-метровая статуя Будды, считающаяся самой большой интерьерной в мире.

Планируя путешествие в пещеры Могао, нужно непременно учесть, что количество посетителей, которые могут посещать комплекс каждый день, ограничено шестью тысячами человек. Именно поэтому билет лучше бронировать заранее - на официальном сайте или в одной из касс.

Достопримечательности рядом

Неподалёку от пещер Могао находится ещё одна известная достопримечательность региона - озеро Юэяцюань, имеющее форму полумесяца. Вокруг него, окружённого дюнами, образовался небольшой, но очень красивый оазис, который по праву считается одной из «китайских жемчужин».

Где остановиться

В непосредственной близости от пещер Могао отелей нет. Удобнее всего будет остановиться в городе Дуньхуан, расположенном в 20 километрах. Вариантов размещения здесь очень много - от бюджетных хостелов, например Dunhuang Taoyuan Hostel или Dunhuang 8090 Guest House, где ночь в общем номере, рассчитанном на 8 гостей, можно провести за 350-400 рублей с человека, до роскошного четырёхзвёздочного The Silk Road Dunhuang Hotel, больше напоминающего дворец. Правда, за двухместный номер в нём придётся заплатить не меньше 5000 рублей в сутки.

Как добраться до пещер Могао

Начинать путь к пещерам Могао нужно из уже неоднократно упомянутого города Дуньхуан. От железнодорожного вокзала регулярно отправляется маршрутка, которая довезёт прямо до места. Ещё один вариант - такси. Конечно, оно обойдётся дороже. Кроме того, с водителями нужно торговаться - таксометры по маршруту Дуньхуан-пещеры Могао они никогда не включают.

Пещеры Могао являются всемирно известными руинами, где были обнаружены памятники буддийского искусства, а также достоянием культуры Китая и всего человечества. Их строительство не прекращалось на протяжении десяти веков, то есть велось с 4 по 14 века. Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, в 25 километрах к юго-востоку от города Дуньхуан, что находится в северо-западной провинции Ганьсу. Протяженность пещер с юга на север составляет 1680 метров. Это поистине великолепное зрелище! В 1987 году ЮНЕСКО включило пещеры Могао в Реестр мирового культурного наследия.

Согласно источникам, пещеры Могао были созданы в 366 году. Когда святой старец, монах Лэцзунь путешествовал по этим местам, ему было видение тысячи сверкающих Будд. Он решил создать здесь первую пещеру. Впоследствии сооружение пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. К 7 веку нашей эры, в эпоху династии Тан в Дуньхуане был наконец создан грандиозный комплекс, состоящий из более тысячи пещер, где располагались буддийские изваяния. Именно поэтому пещеры Могао получили название пещеры "тысячи Будд".

Пещерные храмы представляют собой образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства. Для верующих они служили местом религиозных отправлений, для других - волшебным храмом, дающим возможность насладиться прекрасным. Уровень художественного мастерства, с которым выполнены фрески, позволяют судить о состоянии искусства в Китае в средние века; тематика фресок навеяна буддийскими легендами.

Хотя пещеры Могао значительно пострадали от различных повреждений, но, на сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, из которых в 492 пещерах имеются раскрашенные статуи и фрески, общая площадь которых составляет 45 тысяч квадратных метров.

Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в один ряд, то длина такого «свитка» превысит 30 километров. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы. Недаром их называют «энциклопедией средневековья».

После того, как даоский монах Ван обнаружил пещеры, где хранились буддийские сутры, он взял несколько из них и продал. По мере распространения среди народа этих культурных ценностей весть о хранилище древних рукописей в пещерах Могао облетела с быстротой молнии весь Китай. Сюда стали отовсюду стекаться так называемые "исследователи". С попустительства цинского правительства, за менее чем 20 лет такие "исследователи" из России, Великобритании, Франции, Японии, США и других стран разграбили Дуньхуан, они вывезли около 40 тысяч священных буддийских канонов и огромное количество фрагментов настенной росписи, скульптуру, причинив памятнику огромное разорение.

В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях в Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республике Корея, Финляндии и США. Общая стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от всех культурных ценностей, оставшихся в Китае. После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, ряд китайских ученых приступил к их изучению в чрезвычайно трудных условиях. В 1910 году вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану, именно тогда появилось специальное направление в изучении, посвященное этой проблематике.

В течение нескольких десятков лет ученые всего мира с большим интересом приступили к изучению искусства Дуньхуана, в частности итоги исследований китайских ученых имели далекоидущие перспективы для дальнейшего изучения. В качестве бесценного сокровища, принадлежащего китайской культуре, пещеры Могао в Дуньхуане постоянно находились под пристальной охраной со стороны китайского правительства. В 1950 году пещеры Могао были включены в список первых объектов, которые находятся под особой охраной государства.

В 1987 году ЮНЕСКО включила их в Реестр мирового культурного наследия. Сегодня у подножия горы Саньвэйшань, что находится напротив пещер Могао, создан Музей Дуньхуанского искусства. В этом Музее воссоздан облик некоторых пещер, только таким образом можно сохранить культурные ценности пещер, открыв их для широкой публики. Зарубежные туристы после посещения павильона дают высокую оценку сокровищам пещер Могао: "Это величайшая сокровищница буддийского искусства в мире".

На фото каменные стражники города храмовых пещер Могао - буддийские ступы. Приближаясь к священному месту, паломники склоняли головы перед ступами, испрашивая разрешения у высших сил принести дары и вознести молитвы в искусно вырезанных гротах.

Храмовый комплекс Цяньфодун

Храмовый комплекс Цяньфодун включает сотни святилищ, но чаще всего именуется по самой большой пещере - Могао. Здесь были обнаружены памятники буддийского искусства, создававшиеся на протяжении целого тысячелетия. В 1987 г. пещерные храмы Могао были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства.

Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, неподалеку от уездного города Дуньхуан на северо-западе провинции .

Могао - собрание самых ранних буддийских храмов Китая. Они были созданы на восточной границе пустыни , вдоль которой протянулся Великий шелковый путь. Караваны не только везли товары, но и были распространителями учения Будды.

До проникновения буддизма в Китай даосские и конфуцианские храмы строили из дерева. Традиция пещерных храмов пришла вместе с буддизмом из Индии, где бедность и отсутствие строительного материала вынуждали прибегать к подобным методам строительства.

Храмы Могао начали создавать в 353-366 гг. В то время старый монах Лэцзунь (по другим сведениям - Юэцзунь, Ли Зун или Ло Чун), странствовал в этих местах. Остановившись под склоном горы, он испытал невероятное по силе ощущение, когда ему было видение тысячи сверкающих Будд. Посчитав это знаком свыше, Лэцзунь решил вырезать в склоне горы пещеру и превратить ее в храм. Пожертвования на строительство он собирал среди торговцев, путешествовавших с караванами. Постепенно, по мере распространения буддизма, пещеры превратились в место паломничества.

В дальнейшем сооружение пещер не прекращалось: этим занимались как странствующие монахи, так и работники, специально нанятые местными правителями, сановниками и богачами - торговцами и землевладельцами.

Новые и новые храмы появлялись в пещерах, и к VII в., в эпоху династии Тан, здесь был создан грандиозный комплекс более чем тысячи пещер. Отсюда и его название: в переводе с китайского Цяньфодун - «Пещера тысячи Будд», а Могао - «Пещера для маленьких». В нее требовалось входить с почтительным поклоном.

К XIV в. Великий шелковый путь утрачивает свое значение как торговый путь между Востоком и Западом, нарастает исламизация, и буддизм теряет свое главенствующее значение в этом районе. Пещеры Могао были заброшены и практически забыты.

Пещеры вырезаны в горном склоне, в 3-4 яруса, на протяжении более чем 1,5 км. Ранние скальные храмы имеют центральную колонну, поддерживающую потолок. С VI в. потолки становятся пирамидальными, необходимость в колоннах исчезает, и свободная площадь пола увеличивается.

В пещерах сохранилось около 2,5 тыс. глиняных статуй Будды и бодхисаттв. Среди изваяний есть совсем крошечные, размером с ладонь, а есть и гигантское высотой свыше 30 м.

К настоящему времени из тысячи храмов восстановлено несколько сот, для обозрения доступно только около 30. Прочие закрыты либо потому, что не представляют значительного интереса для туристов, либо же реставрационные работы в них пока еще не завершены.

Пещерные храмы располагаются в оазисе, который еще в глубокой древности находился на пересечении торговых путей. Здесь останавливались торговые караваны перед изнурительным переходом через пустыню, за которой, уже на горных тропах, их поджидали разбойники. Появление храмов в этом месте было вызвано необходимостью в святилище, в котором можно было обратиться к высшим силам с мольбой о покровительстве.

Рукописи и фрески пещер

Главное сокровище пещер - хранящиеся в них десятки тысяч буддийских рукописей, рисунков на шелке, гравюр, вышивок и образцов каллиграфии.

В более поздних пещерных храмах Китая, таких как Лунмэнь и Юньган, главным элементом внутреннего убранства является скульптура, тогда как в Могао - это фресковая живопись общей площадью свыше 40 тыс. м 2 .

Техника изображения практически везде одинакова: фрески, исполненные разноцветными клеевыми красками, нанесены на сухой грунт.

Росписи включают изображение множества персонажей и выполнены как в виде фриза, так и покрывают всю стену пещеры целиком, включая своды.

Тематика фресок - от иллюстраций учения Будды до затейливых цветочных орнаментов. Цель у всех одинакова: наставлять и вдохновлять неграмотных верующих примерно так же, как витражи средневековых соборов и иконы православных церквей.

И по прошествии многих веков изображения, исполненные внутреннего динамизма, поражают своей живостью.

В 1900 г. даосский монах-отшельник Ван расчищал одну из пещер от нанесенного ветром песка, когда часть боковой стены обвалилась и обнажилась другая пещера с горой старых письменных свитков высотой более 3 м.

Как впоследствии выяснилось, рукописи представляют собой энциклопедическое собрание трудов по истории, географии, политике, демографии, стратегии и тактике боевых действий, филологии, каллиграфии, религии, искусству, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Губернатор провинции приказал Вану хранить свитки под замком, но спустя семь лет о находке узнал британский археолог Аурел Стейн. Обманом ему удалось вывести в Лондон тысячи свитков. Затем библиотеку свитков разобрали по европейским и российским музеям почти полностью.

Власти династии Цин ничего не сделали для того, чтобы остановить массовое разграбление национальных сокровищ. Когда же опомнились, большинство свитков - самые ценные - уже оказались за пределами страны. За границу «утекло» около 40 тыс. священных буддийских канонов, бессчетное количество фрагментов настенной росписи и скульптур.

Сейчас уже известно, что клад рукописей в Дуньхуане был бесценной монастырской библиотекой. Древнейшие рукописи относились к V в. Около 1035 г. объявились враги, свитки были замурованы, а позднее - забыты. В числе самых ценных - текст «Алмазной сутры» 868 г.: древнейшей печатной книги мира.

После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, китайские ученые приступили к их изучению. В 1910 г. вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану.

В 1949 г. китайское правительство отправило сюда археологическую экспедицию, работа которой продолжается и сегодня. В 1950 г. пещеры Могао были включены в список особо важных объектов, находящихся под охраной государства.

Входы же в сами пещеры Могао закрыты стальными дверями, в них нет никакого освещения. Все пещеры пронумерованы, каких-то конкретных названий у них нет, кроме одной. Пещера №96 - самая большая, она и есть собственно пещера Могао, созданная в 695 г., в период династии Тан. Так как она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи похожа на пагоду. Находящееся в ней изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой размещенной в помещении фигурой Будды в мире.

Для тех, кому затруднительно осматривать сами пещеры, создан Музей искусства храмовых пещер, расположенный у подножия горы Саньвэйшань, напротив Могао. В музее воссоздано внутреннее убранство храмов.


Общая информация

Местонахождение : северо-запад Китая.

Административная принадлежность : провинция Ганьсу.

Ближайший городской уезд : Дуньхуан - 187 578 чел. (2010).

Создание : IV-XIV вв.

Языки : китайский и диалекты.

Этнический состав : хань, хуэйцзу.

Религии : буддизм, ислам.

Денежная единица : китайский юань.

Аэропорт : Ланчжоу (международный).

Цифры

Пещеры : количество - 735, месторасположение - протяженность утеса, в котором вырезаны пещеры - 1680 м с юга на север, высота свода самой большой - 40 м, самой маленькой - менее 1 м.

Рукописи : количество - около 60 тыс.

Фрески : общая площадь - 45 тыс. м 2 .

Изваяния: общее количество - 2415, высота - от 10 см до 33 м.

Высота над уровнем моря : 1330 м.

Удаленности : 25 км к юго-востоку от оазиса Дуньхуан.

Климат и погода

Умеренный, резкоконтинентальный, пустынный.

Продолжительная холодная зима, жаркое и засушливое лето.

Средняя температура января : -8,5°С.

Средняя температура июля : +24,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 50 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 45%.

Достопримечательности

Природные

    Поющие песчаные дюны пустыни Такла-Макан

    Озеро Юэяцюань

Исторические

    Юменский проход (Нефритовые ворота Великой китайской стены) и руины сторожевых башен эпохи династии Хань (206 до н. э. - 220)

    Храмовые пещеры Могао (фрески, статуи, рукописи, IV-XIV вв.)

    Пагода Белая Лошадь (384)

Культурные

    Музей искусства храмовых пещер

Любопытные факты

    В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

    На раннем этапе строительства храмовых пещер проповедовавшийся в них буддизм призывал к самоотречению вплоть до самопожертвования. Каноническое выражение этой позиции прослеживается в джатаках - древнеиндийских легендах о прежних реинкарнациях Будды Гаутамы. Храмовое изображение событий конкретной легенды представляет собой серию картин, частично в форме буквы S, начинаясь вверху справа. Да и стиль ранних изображений в пещерах Могао носит ярко выраженные индийские черты: люди носят бесшовные юбки или набедренные повязки, торс обнажен, кожа темная, а черты лица - типично индийские. Но с конца VI в. и с приходом к власти династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, по мере распространения китайского махаяна-буддизма, обещавшего избавление не только монахам, но и мирянам, в изображениях все чаще доминирует не абстрактная нирвана, а вполне наглядный рай. Он представлен в виде множества прекрасных прудов, где в центре, на цветах лотоса, восседают Будды, играют музыканты, танцовщицы застыли в эротических позах. При этом у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица.

    В 1920 г. большая группа русских военных - белоэмигрантов использовала пещеры в качестве казарм, что привело к порче фресок.

    В пещере №323 начала VII в. изображена ранняя история Великого шелкового пути: император У-ди из династии Хань и Чжан Цянь, путешествовавший по его повелению в «западные земли» - до нынешнего Узбекистана и составивший отчеты, послужившие основой для планов завоеваний, расширивших территорию Китая.

    В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республики Корея, Финляндии и США. По некоторым подсчетам, общая аукционная стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от стоимости всех культурных ценностей эпохи раннего буддизма, оставшихся в Китае.

    Пещера № 16 - очень большая, с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. В пещере №61 находятся изображения основательниц храма в полный рост, в том числе принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. В пещере № 130, пробитой В 713-741 гг. при династии Тан, также имеется изображение монументального Майтрейи высотой 26 м. В пещере № 148 775 г. находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, бодхисаттвы и другие существа. В пещере № 158 есть изображения скорбящих бодхисаттв, заглушающих боль, нанося себе раны кинжалом.

    В ходе исследований пещер были обнаружены уникальные свитки не только буддийского содержания, но также манихейские, христианские и зороастрийские тексты. Среди прочих здесь хранились самый древний текст зороастрийской молитвы и так называемые «Сутры Иисуса», которые, предположительно, являются доказательством путешествия Иисуса Христа на Восток.

    В пещерах много иллюстраций индийских легенд-джатак. В пещере № 257 можно увидеть известную джатаку о чудесной девятицветной антилопе: она спасает утопающего, взамен просит не выдавать место ее обитания, но спасенный предает ее, за что подвергается наказанию. В пещере №428 представлены изображения сразу нескольких джатак, где демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы; о щедром царевиче Судане, подарившим вражеской соседней стране, охваченной засухой, волшебного слона, умеющего заклинать дождь; история о царевиче Саттве, который принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

В течении тысячи лет сотни мастеров создавали полтысячи святилищ, которые сегодня являются каменной энциклопедией истории буддизма. Пещеры Могао– это целая система храмов, вырезанных в скале словно пчелиные соты. Наполненные фресками и скульптурами, комплекс иллюстрирует жизнь Будды в разные периоды жизни и даже после.

Пещеры Могао расположились на восточном склоне Песчаной Поющей Горы – Миншашань– в 25 км от города Дуньхуан на юго-востоке пустыни Такла-Макан. Пещерный комплекс разместился в самом сердце оазиса, сочная зеленая растительность которого поддерживается водами реки Данцюань. Именно здесь в древние временасходились две ветки Великого Шелкового пути. Через эти места в Китай купцы привозили драгоценные камни, ковры, шерсть и религии.

До того, как буддизм прибыл в страну из Индии, все китайские храмы строились из дерева. Традиция сооружать пещерные культовые сооружения также берет начало в Индии: из-за бедности и отсутствия строительного материала паломники находили себе убежище в пещерах, которые затем перестраивали в духовные обители.

Как же появились китайские пещеры Могао? Существует легенда, что в 366 году у одного монаха по имени Ло Цунь случилось видение тысячи Будд. Именно после этого Ло Цунь принялся вырубать первую пещеру в скале. Помогали проезжавшие мимо купцы: монах просил жертвовать деньги на обустройство пещерных храмов. И так постепенно, по мере распространения буддизма на территории Китая, пещеры Могао стали местом паломничества. В них работали сотни художников и ремесленников, причем условия жизни были более чем аскетичные: мастера жили в крошечных пещерах на севере комплекса, а спали на кирпичных кроватях.

Работа не прекращалась долгие годы, десятилетия, века. И лишь в 7 веке образовался храмовый комплекс, похожий на то, что мы можем видеть сейчас. Кстати, все пещеры имеют разный размер. Есть совсем крошечные, самая маленькая меньше метра. 16 храмов просто необъятного размера. А 96 пещер имеют высоту до 40 метров. До наших дней сохранилось 492 храма.

Перед мастерами стояла задача не только соорудить храмы, но и украсить их согласно традициям. Так на стенах появлялись фрески, а внутри пещер – скульптурные композиции из глины. В Могао хранятся почти две с половиной тысячи глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв – существ, помогающих человеку на пути к просветлению. Размеры статуй от 10 до 33 метров. Более того, на стенах пещер сохранилось 50 тысяч квадратных метров росписей и рисунков по разным сюжетам: от орнаментов и сказок до учений самого Будды и священных книг. Все эти реликвии должны были наставлять необразованных верующих по примеру витражей в средневековых соборах. Еще в пещерах Могао сохранилось 5 деревянных построек. Расцвет изобразительного искусства храмового комплекса пришелся на времена династии Тан.

Однако, начиная с 14 века,пещеры Могао были заброшены и практически забыты. В 1900 году даосский монах по имени Ван, живший отшельником, очищал одну из пещер от нанесенного ветром песка. В этот момент обрушилась одна из стен, за которой он обнаружил гору старых свитков три метра высотой. Монах нашел тайник коллекции рукописей и картин на бумаге и шелке. Были там и сутры, и буддийские тексты на разных языках. Самым ценным из всех трудов стал текст «Алмазной сутры» – древнейшая печатная книга в мире. Её датируют 868 годом.

О своей находке Ван сообщил губернатору провинции, а тот, не желая тратиться на транспортировку ценнейшего груза, приказал ему охранять свитки. Через 7 лет о горе древних рукописей узнал английский археолог АурелСтейн. Британец сумел расположить Вана к себе и забрал более трети из 20 000 свитков, которые тут же увез в Лондон. Сейчас все они хранятся в британском музее.

Заполучить часть клада смог и французский исследователь Поль Пелльо. Владевший китайским языком, он перебрал оставшиеся рукописи, выбрал самые ценные и увез их в Париж. Когда китайские власти наконец опомнились, большая часть национального достояния уже была вывезена за пределы страны.

Находка монаха Вана была ничем иным, как монастырской библиотекой. Самые древние рукописи были датированы 5 веком. Когда в 1035 году пещеры Могао атаковали чужеземцы, свитки замуровали, а затем просто забыли по прошествии лет.

В 1949 году китайское правительство отправило к Могаоархеологическую экспедицию, которая работает в пещерах и по сей день.

В 1961 году пещеры Могаополучили статус национального памятника, а в 1987 году стали считаться объектом Всемирного наследия.

Из тысячи буддийских храмов только шесть сотен были восстановлены. А для посетителей доступно в разы меньше – всего 30 святилищ. Остальные храмы закрыты, так как они или не представляют большого интереса, или содержат тантрические фрески.

Наиболее древние пещеры расположены в центре скалы. Каждый храм четко обозначен при входе. Для сохранности фресок и скульптур, в пещерах отсутствует искусственное освещение, поэтому все посетители и их проводники должны запастись фонариками, чтобы окунуться в историю религиозных верований и во всех деталях рассмотреть пещеры Тысячи Будд.

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун , воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в провинции Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао, объединяет более 700 пещер, общая протяженность которых составляет 1680 метров.

В 492-х пещерах Магао имеются раскрашенные статуи и фрески. Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Могао - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на востоке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэна и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многие росписи покрывают стены пещер целиком.

<

Загрузка...
Top