Своеобразие философского учения джидду кришнамурти. Философские учения и биография джидду кришнамурти Джидду кришнамурти биография

Джидду Кришнамурти был известным оратором на философские и духовные темы. В их число входили: психологическая революция, природа сознания, медитация, отношения между людьми, достижение позитивных изменений в обществе. Он неоднократно подчеркивал необходимость революции сознания каждого отдельно взятого человека и особо акцентировал на том, что подобные изменения не могут быть достигнуты с помощью внешних сил - будь то религия, политика или общество.

Джидду Кришнамурти родился в ортодоксальной брахманской семье. Его отец, Джидду Нарианья (англ. Jiddu Narainiah), был служащим британской колониальной администрации. Мать Кришнамурти, Сандживамма (англ. Sanjeevamma) умерла, когда тому было 10 лет. Родители его приходились друг другу троюродными братом и сестрой, у них было 11 детей, 5 из которых умерли до достижения совершеннолетия. Они были вегетарианцами, не употребляли в пищу даже яиц и избегали любой европейской еды.

Кришнамурти родился 12 мая 1895 года в небольшом городке Манадапалле (округ Читтур штата Андхра-Прадеш). Будучи восьмым ребенком в семье, по индийской традиции, он получил имя в честь бога Кришны. В 1903 году семья Кришнамурти обосновалась в городке Кадаппа (англ. Cudappah), где маленький Джидду уже однажды подхватил малярию, заболевание, припадки которого будут преследовать Кришнамурти в течение многих лет. Он был впечатлительным и больным ребенком. «Рассеяный и задумчивый», отчего часто его воспринимали за умственно отсталого и регулярно били как в школе, так и дома. Спустя десятилетия Кришнамурти так описывал состояние своего детского сознания: «С самого детства мальчик был вот таким - ни одной мысли не посещало его разума. Он лишь наблюдал и слушал, и ничего более. Мысль с ее ассоциациями не возникала. Образов не появлялось. …он часто пробовал мыслить, но ни одной мысли не приходило». В восемнадцатилетнем возрасте Кришнамурти начинает писать, но не заканчивает, мемуары о детстве и раннем юношестве; он описывает «видения», в которых ему являлись к тому времени уже покойные мать и сестра.

Нарианья, отец Кришнамурти, вышел на пенсию в конце 1907 года, в возрасте 52х лет, и, будучи ограниченным в средствах, написал Анни Безант (англ. Annie Besant), в то время президенту Теософского общества, в поисках работы в штаб-квартире Общества в Адьяре. Он, наряду с тем, что был верным ортодоксальным брамином, состоял в Теософском обществе начиная с 1882 года. Его кандидатура была одобрена, и семья переехала в Адьяр в январе 1909 года. Сначала Нарианью и его сыновей разместили в маленький коттедж без должных санитарных условий, в непосредственной близости от территории Общества. Дети недоедали и заразились вшами.

«Открытие» Кришнамурти теософами и его последствия

Раздел:

Навигация по записям

Ему была уготована участь основателя новой мировой религии: Кришнамурти усиленно готовили к этой роли, но он выбрал нечто большее: остаться человеком и заложить основы не культа, а общего духовного пробуждения. Понимание миссии Джидду Кришнамурти возможно лишь в будущем, когда человечество, эволюционируя, достигнет определенного уровня просветленного сознания. Он был странным и неоднозначным, какой и положено быть Истине, не укладывающейся в те или иные канонические шаблоны: легко уверовать, понять мучительно трудно.

Джидду появился на свет 12 мая 1896 г. а в Маданапалле, небольшом горном городке между Мадрасом и Бангалоре. В большой брахманской семье он был восьмым по счету ребенком. Мать его, поклонявшаяся Кришне, назвала сына в честь этого бога. Астролог предсказал, что мальчика ждет великое будущее… Однако в течение десяти лет это казалось невозможным: двухлетний Кришна едва не умер от малярии, а затем, начав посещать школу, показал себя неспособным к учебе, за что неоднократно был бит палками. Но тогда же проявились его иные качества: мечтательность, исключительная наблюдательность, сострадание к нищим и, как ни странно, любовь к технике.

В Индии традиционно высокая детская смертность: Кришна потерял сначала старшую сестру, затем четверых братьев и сестер. Настоящая трагедия наступила, когда умерла мать, Саньевамма. Без необходимого ухода дети буквально запаршивели, и отец только гадал, кто из его чад вскоре покинет этот мир: самый младший, слабоумный Садананд или хилый Джидду. Помог случай. Отец выхлопотал место секретаря в Теософском обществе и перевез туда своих детей. Кришна случайно попался на глаза одному из главных теософов, Чарльзу Ледбитеру, и тот был поражен его мощной и прекрасной аурой. Как и некогда астролог, Ледбитер пророчил мальчику великое будущее, а потому взялся за его физическое, общее и духовное образование. Вскоре телеграфировал руководителю Общества Анни Безант о своей находке, а так же о том, что по астральной связи Лорд Майтрейя велел отправить душу мальчика в Шамбалу, для знакомства. Миссис Безант откликнулась тут же: «Пользуйтесь для медитации моей комнатой. Наделяю вас всеми полномочиями от своего имени».

С понедельника 10 января до утра 12 января 1910 г. Ледбитер провел взаперти вместе с мальчиком. О том, что астральная аудиенция состоялась, свидетельствуют воспоминания Джидцу. Особое впечатление на него произвело, что Господин Мира, Будда Будущего оказался «подростком, чуть старше меня, но необыкновенной красоты, весь сияющий и восхитительный, с улыбкой, подобной солнечному свету. Он сильный, словно море, ничто не устоит перед Ним, и, тем не менее, Он - воплощение Любви, поэтому я совсем не боялся его».

Когда Джидду Кришнамурти вышел из комнаты Безант, все ожидавшие снаружи пали перед ним ниц. И уже в начале 1911 г. энергичная миссис Безант основала Международный Орден «Звезда Востока». Главой Ордена она провозгласила новоявленного мессию - Кришнамурти, себя и Ледбитера - его покровителями. В феврале этого же года она с Джидду и его братом Нитьей поехала в Бирму, затем - в Англию: мадам хотела, чтобы ребята получили Оксфордское образование.

В это время спохватился отец Джидду. Вначале так искавший помощи у теософского общества, он понял наконец, что его пытаются навсегда разлучить с сыновьями, и подал в суд требование вернуть ему Джидду и Нитью. Когда юноши узнали об этом, то написали Безант письмо из Англии.

От природы деликатный восьмой сын, который вошел в пору совершеннолетия, сообщал: «Я знаю, что единственное, чего вы хотите, - это чтобы я помог другим, как помогали мне вы, и я всегда буду об этом помнить, теперь, когда я достиг совершеннолетия и свободен следовать своей воле без наставника».

Когда братья приехали в Индию, то первым делом отправились в Мадрас, чтобы повидаться с отцом. Они упали перед ним, касаясь лбом его ног, и были полностью прощены.

Тогда же Джидду решил восстановить связь с Лордом Майтрейей. Своей английской знакомой, леди Эмили, он писал: «Я собираюсь восстановить свою связь с Учителями, в конце концов, это единственное, что в жизни имеет смысл».

Если бы он только мог предположить, какая мучительная агония будет сотрясать его тело при попытках изменения сознания! Бывший рядом с ним брат Нитья писал:

«Нам, присутствующим при этом, казалось, будто мы на какое-то время перенеслись во времена, когда Боги ходили среди людей. Думаю, не будет преувеличением сказать, что происшедшее глубоко изменило нас».

И тем более оно изменило сознание самого Джидду: события 17-20 августа 1922 г. полностью перевернули его жизнь. Он несколько раз умирал, затем, оживая, впадал в несвойственную ему ярость, громко разговаривал со своей умершей матерью. Нитья сообщал: «Вечером в четверг семнадцатого, Кришна чувствовал себя немного уставшим, и мы заметили сзади посередине шеи болезненную шишку, напоминавшую сморщенный орех». Затем его перенесли и усадили под молодое перцевое дерево, росшее посреди двора. Почти сразу же над деревом вспыхнула ярчайшая звезда. Зазвучала музыка космических ангелов-гандхарвасов, которую, узнав, нельзя ни забыть, ни спутать ни с чем иным.

Сам же Кришнамурти испытывал чудовищные боли, о которых позже говорил, что это было необходимо для подготовки тела к приему Лорда Майтрейи и потому нельзя было даже пытаться остановить или смягчить «процесс». Когда «они», поднимаясь все выше по позвоночному столбу, дошли до головного мозга и вскрыли там нечто, Джидду, не выдержав мучений, вскричал: «Пожалуйста, закройте! Пожалуйста, закройте!»

Чтобы успокоить присутствующих «они» передали Нитье, что работа, совершаемая сейчас, исключительной важности и тонкости. Подобный эксперимент в мире проводится впервые. Домашние же должны содействовать этой работе, не принимая во внимание чьи-либо неудобства, даже самого Кришны. И процесс продолжался, из месяца в месяц!

Биограф Кришнамурти Мери Латьенс в книге «Жизнь и смерть Кришнамурти»

попыталась понять происходившее с ним, но так и не смогла: «Так что же это был за «процесс»? Объяснение, данное Нитьей в то время и принятое остальными, состояло в том, что пробуждалась кундалини Кришны, иногда называемая змеиным огнем и располагавшаяся у основания позвоночника; разбуженная упражнениями истиной йоги, она высвобождала огромную энергию и силу ясновидения… Во всяком случае, «процесс» слишком затянулся, чтобы принять объяснения о кундалини. Время от времени врачи, психиатры… делали предположения относительно природы этого явления, останавливаясь на мигрени, истерии, эпилепсии, шизофрении. Ни одно из них не подходит… Несомненно, что случившееся с телом Кришны позволило ему стать проводником какой-то высшей силы или энергии, которая являлась источником его учения».

Вся кажущаяся необычной, а подчас и непостижимой, философия Джидду становится понятной, если принять версию о том, что тело его было занято Лордом Майтрейей - Буддой Грядущего.

Кришнамурти много писал, читал лекции и последнюю из них закончил словами: «Творчество - это нечто наиболее святое. Самая священная вещь в жизни; и если в вашей жизни царит беспорядок, измените ее. Измените сегодня, а не завтра… Это моя последняя беседа. Не хотите ли посидеть тихонько все вместе некоторое время? Хорошо, господа, посидим тихонько чуть-чуть».

Перед смертью он признался: «Оно не хочет обитать в больном теле, не способном функционировать».

Он умер во сне 17 февраля 1986 г., прожив среди нас ровно девяносто лет и дав нам учение, обаяние которого мы можем ощутить, но не понять.

Джидду Кришнамурти - поистине уникальная личность. Он был философом и оратором, писателем и высокодуховным человеком. Кришнамурти добровольно отказался быть мировым Учителем, понимая, что каждый должен познать истину самостоятельно и никакие учителя и наставники в этом не помогут. Он считал, что никакие истины, даже если они правильные, не должны навязываться человеку другими людьми, так как это приводит к внутренним конфликтам и переживаниям.

Биография Джидду

Как и у многих великих людей, детские годы Джидду Кришнамурти проходили далеко не в лучших условиях, и его биография достаточно непростая. Его часто били и обижали, однако, возможно, благодаря этому он и стал тем, кем его знают и помнят сегодня.

Детство

Джидду родился в маленьком горном городке на юге Индии, недалеко от долины Риши, которая считается священной. Его семья была по индийским меркам с неплохим достатком, поскольку отец работал в Британской администрации. Все они придерживались вегетарианства. Отец Джидду Нарианья принадлежал к теософам, а мать Саньевамма была почитательницей Шри Кришны. Именно в его честь и был назван будущий философ, который стал восьмым ребёнком в семье.

Знаете ли вы? Шри Кришна тоже был восьмым ребёнком, и именно благодаря этому совпадению Джидду и получил его имя.

Вопреки всем законам индийских учений, мать настояла на родах в комнате для молитв, поскольку астролог предсказал ей, что это дитя будет особенным. Хотя на первых порах казалось, что предсказанию сбыться не суждено. Мальчик рос хилым и часто болел. В школе он учился плохо, ему там было не интересно. Джидду начали считать отстающим в развитии, часто дразнили и били. Любимым занятием Кришнамурти было наблюдение за окружающим миром - деревьями, травой, цветами, насекомыми.

Он мог часами разглядывать облака на небе, разных жучков и паучков. А ещё ребёнок рос чрезвычайно щедрым. Он делился сладостями с братьями и сёстрами, а свои вещи мог просто так отдать более бедным детям. После смерти сестры, а затем и матери, к нему стали приходить видения. Он отчётливо видел покойных, а также удивлялся, что другие не видят в цветах крошечных фей.

После выхода на пенсию отца денег в семье не хватало, и семья переехала в Адьяр, где он получил работу в штаб-квартире Теософского общества. Вскоре мальчика заметил Ч. Ледбитер, который был высокопоставленным теософом. Он увидел в ребёнке нечто особенное и утверждал, что в мальчике полностью отсутствует . Ледбитер был намерен сделать из мальчика великого оратора и учителя. Благодаря опеке теософов и индивидуальным занятиям Джидду научился писать и читать по-английски. Как позже он сам говорил, если бы не Ледбитер, то он бы умер.

Знаете ли вы? Правительство Индии в 1975 году выпустило памятную марку, посвященную 100-летнему юбилею создания Теософского общества. На марке нарисована печать общества, а также его девиз: «Нет религии выше истины».

Юность и молодость

Посвящение произошло в январе 1910 года. Накануне двое суток Кришна и его наставник находились в состоянии глубокой , покинув свои астральные тела. В 1911 году Кришнамурти становится главой Международного Ордена Звезды Востока. Орден быстрыми темпами наращивал количество поклонников и имел несколько тысяч приверженцев во всём мире. Сам Джидду с братом на 10 лет уезжает в Англию для дальнейшего обучения. Там он активно общается с писателями и музыкантами, местной интеллигенцией, художниками. Ему не слишком нравилось, когда задавали вопросы «Каково быть инкарнацией Бога на Земле?», и он по этому поводу в основном отшучивался. Ненадолго вернувшись в Индию в 1921 году, Джидду уезжает в Австралию на собрание Теософического общества, после чего едет в Калифорнию. Здесь он оседает в имении Оджаи, что рядом с Санта-Барбарой, где и происходит духовное пробуждение и изменение сознания Кришнамурти.

Зрелые годы

Джидду в зрелые годы особенно слился со своей ролью Мессии и Мирового Учителя. Он даёт советы своим почитателям и излучает сочувствие и радость. Философ уверен в том, что способен подарить всем . Особенно чётко это стало проявляться после посещения Италии в 1924 году. Однако уже тогда начало вырисовываться его личное видение и философия, которые шли вразрез с учениями теософов.

Важно! Философ твёрдо уверен в том, что каждый способен постичь истину сам, и для этого не нужны наставники. Это убеждение он пронёс через всю свою жизнь.

В 1929 году он в присутствии трёх тысяч своих почитателей заявляет о прекращении существования Ордена. Кришна поясняет своё решение тем, что вера внутри каждого, и истину нужно искать в себе, а не на коллективных собраниях. Только заглянув внутрь себя, человек может обрести счастье и покой, а любые авторитеты и учителя только вредят. После ликвидации Ордена философ живёт до 1947 года в Калифорнии обыкновенной жизнью, хотя многие знаменитые личности, как прежде, ищут встречи с ним. Среди них были Б. Рассел, Чарли Чаплин, К. Ишервуд. За 10 следующих лет он несколько раз посетил Индию и выступал там перед довольно большим количеством людей, однако на родине его тогда принять оказались не готовы. И только после окончания Второй мировой обновлённая Индия приняла его учения, и он выступает перед большими аудиториями до самой кончины, излучая энергию любви, давая людям сострадание и неся истину. Следующие сорок лет он выступает, кроме Индии, в других странах - Америке, Швейцарии, Европе. Он не отказывал в общении ни богатым, ни бедным, не взирал на статусы и сословия. В его присутствии люди ощущали глубокие перемены внутри себя - в своих душах и умах. Джидду Кришнамурти покинул этот мир в 1986 году.

Основные идеи и учения Кришнамурти

Учения Кришнамурти сложно отнести к восточному или западному направлению - корни восточные, но представлено учение таким образом, что понятно всем.

  • Главный принцип всех учений философа - человек должен быть свободен от любых авторитетов, не создавать себе идола. Никто не может указать путь, по которому идти, и давать наставления, как поступать. Именно поэтому он отказался стать учителем. Он был уверен, что каждый способен найти истину сам, без внешнего вмешательства.

Важно! Он также считал, что единственный способ измениться - это перестройка ума, и никакие молитвы и религии в этом не помогут. Человек должен сам захотеть осуществить внутреннюю трансформацию, и тогда вслед за переменами внутренними станут заметны и внешние изменения.

  • Человек есть источник психологических и социальных проблем общества, и от него зависит окружающий мир. Пытаясь понять, кто он, человек ассоциирует себя со своими эмоциями и чувствами, а нужно научиться смотреть внутрь себя.
  • У Кришнамурти своеобразное восприятие времени. Оно неразрывно связано с человеческим сознанием и заполнено разным содержимым. Философ утверждал, что есть два критерия времени - хронологический, т. е. то, что измеряется часами, и психологический, т. е. то, что есть в нашей памяти. Мы должны воспринимать каждый новый день как новую жизнь и не переносить с собой в него ношу прошлых проблем.

Самые известные книги учителя

Наряду с большим количеством изданных собраний рассуждений и бесед Джиду Кришнамурти есть ещё несколько книг, написанных им: «Записные книжки», «Единственная революция», «Немедленно измениться», «Книга жизни», «Первая и последняя свобода», «Вне насилия», «Свобода от известного».

Джидду Кришнамурти - поистине личность уникальная, и его учения заслуживают отдельного внимания. Многим людям они помогли найти себя, разобраться в своих проблемах и докопаться до их сути, стать добрее и терпимее к окружающим, избавиться от эгоизма. Философия Джидду при её глубоком изучении способна принести покой и мир в душу, а также кардинально изменить мышление.

+

Человек велик в своем потенциале, но так мало его использует. Увлекшись разумом, мы почти отказались от глубин и вершин собственного Духа.

Мы захлебываемся, бродя по колено в море информации, и отчаянно боимся упасть, если только поднимаем глаза к небу. Но тот же разум требует расширить взаимодействие с миром, смотреть и видеть, прикасаться и чувствовать, ощущать и переживать его во всей полноте.

ЭЗО-terra – территория тех, кто уже вдохнул воздух свободы и попытался рассказать об этом остальным. Это мир глазами видящих, зов в слове услышавших, воплощение Духа в сосудах человеческой смелости, безрассудства и мудрости.

ЭЗО-terra – взгляд на нашу жизнь со следующей ступени бытия, набор инструментов для будущего, оставленный нам Мастерами.

Пришло время действия со знанием!

Джидду Кришнамурти – рожденный Звездой Востока, облаченный именем Майтерйи, воплощения Будды, перешагнувший границу, отделяющую бога от человека и оставшийся свободным навсегда. Кто он? Что он? О чем он говорит?

Его судьба похожа на танец огня. То вспыхивая и освещая, то разбрасывая жгучие искры, он горел своей верой, своим сознанием свидетельствуя потенциал человеческого духа. Вплотную подойдя к истине, не пал ослепленной жертвой, а остался жить, неся в себе радость и боль собственного прозрения. Его слова – это речь свидетеля, который своей верой в человека открывал путь свободной истины каждому, никого не исключая и никому не закрывая путь.

Кто он, оставивший божественные доспехи на алтаре своей...

Загрузка...
Top