Семейные институты примеры. Функции семьи как социального института

  • РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ
  • СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ
  • СЕМЬЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Cтатья посвящена развитию и функционированию важнейшего социального института семьи. Для лучшего понимания семьи проводится анализ ролевых отношений и ролевых конфликтов в семье.

  • Процесс формирования и функционирования современной семьи

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы .

Семья, являясь подсистемой общества, играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа семья входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры и общественного сознания. Как социальный институт семья участвует в выработке социальных ориентаций и установок, норм морали, в социализации личности. Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность .

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на:

  • супружеские (жена, муж);
  • родительские (мать, отец);
  • детские (сын, дочь, брат, сестра);
  • межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. .

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.
Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу .

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

  • конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
    Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей .

Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий .

В заключение отметим, что семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования .

Список литературы

  1. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  2. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  3. Игебаева Ф.А. Социология. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 236с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  4. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка. // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011.– С.135 –138.
  5. Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 – С.47 – 49.
  6. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. – С.170 –171.
  7. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257– 263.
  8. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи. // Социально-политические науки. - 2013. – №2, С.79 – 81.
  9. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  10. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики – М.: Наука. 2003.
  11. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.

Ф. Энгельс считал, что определяющим моментом в истории являются: а) "ступень развития труда", с одной стороны, "и б) уровень развития семьи". Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Семья - это сложное социальное образование и представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом.

Эта посредническая роль семьи на макроуровне изучается на институциональном уровне, т.е. в качестве простого социального института и его функций. На микроуровне семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих личностей (членов семьи).

В разных школах социологии доминируют эти два подхода к феномену.

1) Семья как социальный институт.

В социологии марксизма, функционализма, закономерности становления и модернизации семьи вместе с эволюцией общества.

  • 2) Социология "социальных групп" представляет семью как малую группу, что выражено во взглядах Э. Бержесса на семью как единство взаимодействующих личностей.
  • 3) Третий подход интегральный в социологии, рассматривает семью как систему, он вбирает в себя институциональный и микрогрупповой подход. Так Т. Парсонс и К. Дэвис отмечали: "Стабильность семьи зависит одновременно как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Согласно Т. Парсонсу, семья это подсистема общества, обеспечивающая стабильность социума, благодаря установлению инструментальных отношений с другими социальными подсистемами и структурами.

Определение понятия семьи

Существует множество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях "супружества - родительства - родства". Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20% и бездетные супруги -10-15%.

Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные группы". Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества.

В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. Полигамная - это брак одного супруга с несколькими.

  • 1) Стадии дикости соответствовал групповой брак в роду (стадо);
  • 2) для варварства характерен парный брак, т.е. брак одного супруга с несколькими членами семьи (по Дж. Моргану).

Полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами (патриархат); 2) полиандрия (основа от андр- муж, мужчина) - брак одной женщины с несколькими мужчинами. Форма брака эпохи матриархата, когда власть в клане принадлежала женщине, и принадлежность детей в браке определялась не по отцовству, а по материнству (одна мать, много мужей). Экзогамия- промежуточная форма брака, где супружество возможно с несколькими партнёрами, но лишь вне данной родственно-семейной группы (фратрии). Эндогамные браки заключаются внутри фратрии (кровосмесительные).

Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (дополняется полигамными отношениями полов вне семьи). Моногамия встречается в истории семьи в 5 раз реже, чем полигамия, полиандрия- в 20 раз реже, чем моногамия, и в 1000 раз реже полигинии.

По критерию социального статуса семьи бывают гомогенные (супруги из одной социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв), и по национально- этническому критерию - браки межнациональные или внутринациональные.

Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми).

На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались племенно-родовыми обычаями (священные синкретические нормы поведения), базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений- родители, дети. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети). Это кровнородственные семьи. Полная расширенная семья - это когда никто из мужчин разных поколений не покидает пределы большой семьи (Китай).

Функции семьи

В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. У каждого социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья вынуждена исполнять в определённых обстоятельствах.

Специфические функции:

  • 1) деторождение (репродуктивная функция). Малодетные семьи - это семьи с 1-2 детьми, состоит из двух пар, т.е. нет воспроизводства. Для воспроизводства нужно примерно 2,5 детей в семье, или 1(4-двухдетных семей, а 1(3- трёхдетных семей, 20% - четырёхдетных, 7% -пятидетных, или 14% -бездетных или однодетных;
  • 2) функция содержания и социализации детей - остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ веке исторически заметен рост тенденции убывания потребности семьи в детях;
  • 3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми.

Неспецифические функции:

  • 1) экономическая- экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
  • 2) передача собственности, статуса;
  • 3) организация отдыха досуга;
  • 4) первичного социального контроля.

В ХХ веке общество и государство всё больше совмещают вместе с семьёй выполнение неспецифических функций.

Таким образом, социальные институты - это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что означает термин "Социальный институт"?
  • 2. Приведите примеры простых и сложных социальных институтов.
  • 3. Что означает процесс институализации социальных отношений?
  • 4. Каковы основные элементы организованных социальных систем?
  • 5. Дайте определение института брака и семьи.
  • 6. Какую эволюцию в истории прошли формы семьи?

социальные институты семья социологическая

Понятие и типология семьи

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному быту.

По мнению Л. А. Колпаковой семья - это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями.

Г. Ф. Шершеневич указывал: "Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих". При этом он особо подчеркивал, что "физический и нравственный склад семьи создается помимо права... Юридический момент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи".

Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода"

Философский словарь определяет семью как "малую социальную группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях"

В социологии семья определяется как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. При этом под браком в социологии понимается социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между мужчиной и женщиной, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Наряду с этим общим (социологическим) определением существует еще и специальное (юридическое) понятие семьи. В правовом смысле семья - это связь юридическая. В частности, семья объединяется не только моральной ответственностью, но и правоотношениями, как между ее членами, так и между семьей и рядом других институтов общества. Поэтому семью в юридическом смысле можно определить как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений на принципах морали. При этом в юриспруденции под браком понимается свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в государственном органе с целью образования семьи, с соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Как справедливо отмечает А. Н. Ильяшенко, определение семьи с правовой точки зрения не отличается простотой, так как нормы различных отраслей права при определении круга членов семьи исходят из особенностей регулируемых ими отношений.

Так, семейное законодательство не дает определение семьи. Государство с помощью норм семейного права устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В теории семейного права также не существует общепризнанного определения семьи. Так, дается понятие семьи как определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода.

Жилищное право вместо понятия "семья" использует термин "член семьи нанимателя" жилого помещения. Сам Жилищный Кодекс Российской Федерации не содержит определения понятий "семья" и "член семьи нанимателя". В ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации указано, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В наследственном праве вообще не используются понятия "семья", "член семьи". Однако фактически о членах семьи идет речь, когда закон определяет круг лиц, являющихся наследниками по закону. Согласно ст. ст. 1142 - 1148 Гражданского Кодекса Российской Федерации к числу наследников по закону, то есть фактически к членам семьи, относятся: родственники 1 - 5-й степени родства (от детей, в том числе усыновленных, супруга и родителей наследодателя до его двоюродных правнуков, племянников, дядей и теть); пасынки, падчерицы, отчим и мачеха; граждане, которые не относятся к указанным выше лицам, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним.

Уголовное законодательство Российской Федерации вместо терминов "семья", "члены семьи" использует понятие "близкие потерпевшему лица" (например, п. "ж" ч. 1 ст. 63, п. "б" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 163, ст. 316 УК России). В уголовном праве под "близкими потерпевшему лицами" понимаются его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки) и иные лица, состоящие с потерпевшим в родстве, свойстве (супруг, родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему (например, жених, невеста, сожитель, сожительница, друзья и так далее).

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации вместо термина "семья" использует такие понятия, как "близкие", "близкие родственники" и "родственники". Согласно ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки; к родственникам - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве; а к близким лицам - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.

Таким образом, понятия "семья", "семейно-брачные отношения" являются объектом исследования многих наук. Это и социология семьи, демография, этнография, психология семейных отношений, возрастная психология, медицина, семейное право, педагогика, криминология и, в частности, семейная криминология. В каждой из указанных отраслей семья исследуется в определенном срезе, с тех позиций и под тем углом зрения, который присущ только данной научной дисциплине.

Существуют различные подходы к типологии семьи (рис.1).

Рисунок 1 - Типология семьи малой группы

Наиболее распространенным критерием систематизации выступает критерий детности, то есть количества детей (своих и приемных). Выделяют семьи:

а) многодетные (от четырех детей и более);

б) среднедетные (два-три ребенка);

в) обнодетные;

г) бездетные.

Как уже отмечалось, доминирующей тенденцией для индустриально развитых является рост числа однодетных и бездетных семей (вступив в брак, супруги все чаще не спешат заводить детей, предпочитая сначала получить образование, сделать карьеру и так далее).

Властный критерий показывает, как распределяется власть между супругами. На его основании выделяют два типа отношений внутри семьи.

семья социальный дети защита

Таблица 1 Типы отношений внутри семьи

Демократический

(эгалитарный)

тип связан, как правило, с господством в семье мужа либо кого-то из старших родственников (классический пример -- Кабаниха из драмы А. Н. Островского "Гроза"), гораздо реже -- жены. Данный тип отношений характерен для до индустриальной стадии развития общества, однако по мере эмансипации женщины, роста уровня ее образования и вовлечения ее в общественное производство постепенно исчезает. Этому типу присуща строгая подчиненность детей родителям. Нужно отметить, что в последнее время, как в западной, так и отечественной социологии получило развитие направление, уделяющее особое внимание защите социальных прав детей обществом и государством, в том числе средствами права.

тип предполагает равное участие супругов в принятии решений и воспитании детей, добровольное распределение обязанностей и др. В семье, основанной на данном типе отношений, нет ярко выраженного лидера, поскольку оба ее взрослых члена наделены равными юридическими правами по владению имуществом и воспитанию детей. Здесь женщина, особенно если она работает, более обостренно реагирует на проявления мужского деспотизма и эгоизма, сопровождаемые насилием по отношению к ней и детям, что подтверждает рост числа разводов, инициируемых ею.

Критерий распределения обязанностей (ролей).

Обычно выделяют агрегированный (от лат. segregatio -- отделение), совместный и симметричный типы супружеских ролей.

Сегрегированный тип предполагает разделение супружеских ролей и их обособленность, что находит выражение в строгом разграничении обязанностей и ответственности между мужем и женой. Так, муж, продолжая быть "кормильцем" семьи, добытчиком средств материального существования, в домашнем труде выполняет традиционно мужскую работу. Жена же является домохозяйкой, круг ее занятий ограничен кухней, воспитанием детей, закупкой продуктов и так далее.

Сложившееся разделение ролей находит свое продолжение в формировании так называемых сетей контактов, соответствующих индивидуальным запросам и интересам. Последние обусловливаются, в частности, трудовой занятостью мужа вне дома, чем предопределяется круг его общения, включая и сферу свободного времени. Мужчины, например, предпочитают отдыхать в компании других мужчин на рыбалке, охоте, за распитием спиртных напитков и тому подобное. Наоборот, женщины, все время занятые домашним трудом, стоят ближе к своим матерям, сестрам, предпочитая всем видам контактов общение с родительской семьей.

Совместный тип связан с достижением большего равноправия в семье вследствие наличия у мужа и жены общих интересов и целей, а также с перераспределением ролей внутри семьи в результате того, что оба супруга работают вне дома. В связи с этим свободное время они проводят вместе, сообща принимают решения, касающиеся всей семьи. Круг обязанностей мужа по дому, включая воспитание детей, расширяется.

Важным фактором перераспределения супружеских ролей является выравнивание социальных позиций мужчин и женщин. С повышением уровня образования и квалификации возрастает удельный вес женщин в принятии решений. Особенно сильно указанная тенденция проявляется в семьях среднего класса, которые по мере отдаления от родительских семей все более ориентируются на новые культурные стандарты, предполагающие эгалитарность отношений супругов в браке. Этому также способствует то, что жена нередко делает успешную профессиональную карьеру, тогда как муж может оказаться безработным.

Исследователи семьи отмечают, что совместный тип супружеских ролей во многом характеризуется переходностью от старого к новому укладу семейной жизни. Если с диктатом мужчины здесь уже покончено, то нагрузка на женщину не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает вдвое из-за ее занятости на работе и дома.

Симметричный тип супружеских ролей характеризуется большей, чем прежде, закрытостью семьи от сторонних влияний, формированием в ней собственного мира. Отношения подобного типа характеризуются тем, что:

1) муж и жена сосредоточены на проблемах дома, особенно когда дети еще маленькие;

2) минимизируется влияние расширенной семьи (например, живущих поблизости родственников), благодаря чему перестают действовать прежние традиционные культурные стереотипы относительно сферы "мужского" и "женского" труда;

3) в распределении домашних обязанностей наблюдается меньшее разделение труда, например, мужчина чаще занимается работой по уходу за ребенком или уборкой в квартире.

Сегодня муж все чаще принимает на себя равную с женой ответственность за семейные дела. Это нашло отражение в законодательстве многих индустриально развитых стран, где оплачиваемый государством отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен любому из родителей по их выбору. Одновременно женщина получает больше возможностей для своей профессиональной карьеры.

Таким образом, наиболее распространенным критерием систематизации выступает критерий детности. Властный критерий показывает, как распределяется власть между супругами, а "культурный идеал" традиционной семьи при которой женщины являются домохозяйками - женами, а мужья - кормильцами семьи, сегодня фактически потерял свое значение.

Функции семьи

Семья как социальный институт имеет ряд функциональных особенностей, которые необходимо рассмотреть подробно.

1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства, как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Следующая репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим.

8. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

9. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений многих функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим, успехом реализована вне семьи, но совокупность их может осуществляться только в семье

Социально-экономическое положение семьи в современной России

Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья - одно из условий деградации общества.

С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов питания.

Происходящая в последние годы социально-экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур. В этих условиях особое значение имеют изучение и сохранение такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.

Основные принципы семейной политики, провозглашение ООН, заключаются в следующем:

Семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания, защиты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей, многообразия индивидуальных предпочтений и социальных условий;

Необходимо поощрять права и свободы индивида в семье;

Семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении семейных обязанностей и закреплять равные их возможности участвовать в трудовой и общественной жизни;

Все меры семейной политики должны укреплять самостоятельность и независимость семей, обеспечивая помощь семье в выполнении присущих ей функций, не подменяя их государственными структурами.

Мировым сообществом сформулированы также приоритетные для всех государств задачи семейной политики:

Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье;

Улучшение положения неполных семей с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи;

Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, которые связаны с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, и вследствие чего семья часто утрачивает возможность выполнять свои функции;

Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождениями детей и их количества;

Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Проблемы, с которыми сталкивается современная российская семья в результате социальных и экономических изменений:

Низкая материальная обеспеченность;

Увеличение социальной и географической мобильности; миграция, в том числе и за пределы государства;

Ухудшающееся состояние здоровья, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

Фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщины;

Рост количества неполных семей;

Повышение коэффициента иждивенчества;

Насилие в семье, социальное сиротство.

Не всегда последовательное построение государственности России, ошибки, допущенные в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным достижениям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Система эта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодежь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути.

Из-за роста родительской платы и сокращения числа мест из года в год все меньше детей посещают дошкольные учреждения. По этой же причине сокращается число детей, занимающихся в платных спортивных секциях и художественных студиях.

Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты.

Весьма болезненная проблема для большинства семей -- улучшение жилищных условий, особенно для молодых семей, не имеющих собственного жилья.

Растет число семей беженцев и вынужденных переселенцев, как внутри страны, так и из-за ее пределов.

Исследования специалистов показывают, что отказ части семей от рождения детей из-за неблагоприятных экономических и психологических условий может при продолжении социально-экономического кризиса перерасти в новые репродуктивные установки, выражающиеся, в частности, в резком снижении ценностей детей для родителей, что приведет в дальнейшем к новому витку депопуляции -- например, к сокращению численности населения и трудовых ресурсов, а также к безнадзорности и запущенности детей.

Ухудшается психологический климат в обществе, что напрямую связано с ростом насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. Семья, являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Как следствие, число неблагополучных семей увеличивается.

Тем не менее, ослабление негативных последствий реформирования общества вполне возможно. Выход видится не в отказе от реформ, а в придании им социальной направленности, подъеме экономики, стабилизации общественно-политической обстановки. Государство ставит задачу рассматривать интересы семьи как цель развития экономики и социальной сферы.

Государство не должно навязывать семье образ жизни, число детей, занятость родителей. Семья автономна в принятии всех решений, ее право -- выбирать меры поддержки.

Социальное рыночное государство призвано осуществлять социальную защиту семьи дифференцированно, обеспечивая приемлемый уровень жизни для нетрудоспособных членов семьи: детей, инвалидов, пенсионеров, а также многодетных семей.

Особого внимания требуют неполные семьи с одним кормильцем: одинокие матери, разведенные мужчины и женщины с детьми, вдовы и вдовцы с детьми, а также опекунские семьи.

В то же время в обществе необходимо создать условия для самообеспечения семей с трудоспособными членами на трудовой основе. Нужна новая политика доходов. Заработная плата и пенсионное обеспечение должны, в частности обеспечивать все потребности семьи в условиях платности социальных услуг (здравоохранения, бытового обслуживания и т.п.).

Важно обеспечить условия для партнерства государства, разделения ответственности за судьбу российских семей со всеми гражданскими институтами и всеми гражданами на основе сотрудничества.

Семья и семейные роли Задачи социологии семьи. Основные функции семьи и тенденции ее развития как основного социального института Заключение Список литературы Введение Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Актуальность изучения семьи как социального института обусловлена тем что важным социальным институтом общества является именно семья чья деятельность отношения между родителями родителями и детьми методы воспитания и т. Цель работы – изучение семьи как...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Контрольная работа

по социологии

на тему: «Семья как социальный институт общества».

Введение

  1. Семья и семейные роли
  2. Задачи социологии семьи.

Заключение

Список литературы

Введение

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг.

Актуальность изучения семьи как социального института обусловлена тем, что важным социальным институтом общества является именно семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм.

Цель работы – изучение семьи как социального института.

Задачи работы:

Определить понятие семьи и ее исторические типы;

Изучить семью и семейные роли;

Изучить основные функции семьи и тенденции ее развития как основного социального института.

Структурно работа представлена введением, четырьмя пунктами, заключением и списком литературы.

  1. Брак – основа семейных отношений.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. 1 Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие 2 :

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются семьи:

  • моногамная
  • полигамная.

Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей.

В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

  1. Семья и семейные роли

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе, и подразделяются в первую очередь на 3 :

  • супружеские (жена, муж),
  • родительские (мать, отец),
  • детские (сын, дочь, брат, сестра),
  • межпоколенные, (дед, бабка),
  • внутрипоколенные (старший, младший) и т.д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи.

В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет в роли главы семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться сразу в новую, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как 4 :

  • конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги строго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.

В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д. 5

  1. Задачи социологии семьи.

Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем 6 :

  • несоответствие функционирования семьи общественным потребностям
  • противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы
  • падение престижа традиционного брака.

Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнение А.Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие 7 :

  1. Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи; какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.
  2. Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.
  3. Изучать исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.
  4. Разрабатывать методологические и методические проблемы социологии брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.
  1. Основные функции семьи и тенденции ее развития как основного социального института

Семья всегда выполняет целый ряд функций. Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально- экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию.

Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции (таблица 1) 8 .

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержка социального здоровья членов общества, уход за детьми

Предоставление хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим.

Производственно- экономическая

Развитие мелкого производства и сферы услуг, получение дохода за счёт использования семейной части, семейных фирм, фермерства

Предоставление экономической независимости одних членов семьи другим, используя семейные предприятия, фирмы и т.д.

Материального обеспечения

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов

Предоставление материальных средств одними членами семьи другим в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу

Первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества, а также ответственности и обязательств между родителями и детьми, представителями старших и средних поколений

Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за нарушение норм взаимоотношений между членами семьи

Духовного общения

Развитие членов семьи как личности, как полноценных членов общества

Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная

Передача определённого статуса членов семьи в обществе, воспроизводство его социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга членов общества, социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов, связанных с досугом

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация членов общества

Предоставление психологической защиты и эмоциональной поддержки членов семьи, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуальная

Контроль сексуального поведения членов общества

Удовлетворение сексуальных потребностей

Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций, поскольку функции семьи в ходе истории изменяются, как и изменяется сама семья. Происходит значительное переплетение функции семьи и общества, и последнее берёт на себя значительную часть функций семьи.

Экономические функции. В любом обществе семья играет основную экономическую роль. В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи.

Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества.

Наследственная монархия представляла собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремёслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию “благосостояния” людей, например, заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития общества. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению полностью ликвидировали необходимость для семьи брать на себя помощь её членам в период их экономических трудностей. Точно также социальные пособия, больницы, и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых. 9

Социализация. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семьи этой функции.

В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания детей. Это связано с тем, что, во-первых, в большой семье в воспитании детей принимали участие все члены семьи. Материнские обязанности в такой семье разделялись сёстрами отца и матери, отцовские- с братьями отца и матери; заметную роль играли бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры. Сейчас все эти влияния сведены к минимуму, а малодетность даже устраняет воспитательное воздействие старших братьев и сестёр.

Во-вторых, внесемейная работа родителей вынуждает их всё в большей мере передоверять уход за детьми и их воспитание даже в самом раннем возрасте общественным учреждениям: яслям, детским садам, школе и т.д. В этом отношении нуклеарная семья становится предельно открытой, общественное воздействие на характер семейных отношений оказывается всё более весомым.

В-третьих, относительная изоляция нуклеарной семьи от старших родственников затрудняет усвоение социальных ценностей, житейской мудрости и нравственного богатства, накопленных прежними поколениями.

В-четвёртых, отделение труда от семьи усложняет проблему трудового воспитания. Раньше ребёнок воспитывался на труде, на примере и под надзором старших членов семьи. Он знал, что его труд необходим семье. У него были обязанности, которые он не мог ни на кого переложить. Общественные формы трудового воспитания пока ещё не сумели восполнить отсутствие трудового семейного воспитания. Они скорее являются трудовым обучением, чем воспитанием.

В-пятых, отсутствие профессиональной семейной ориентации, невозможность по наследству передать детям свою специальность делает сам процесс воспитания более универсальным, но в тоже время и более противоречивым. Родители не могут однозначно определить, каким нравственным качествам отдать предпочтение: какие навыки детям в будущей деятельности в наибольшей степени понадобятся.

В-шестых, отдаляется включение подрастающих поколений в широкую социальную жизнь, трудовую деятельность. Длительный период жизни сводится только к подготовке к труду и социальной деятельности. Выигрыш, который получает общество в развитии личности, во многом обесценивается запаздыванием в социальном развитии молодого поколения, развитием у части молодёжи социально-психологического инфантилизма, искусственным сдерживанием энергии молодёжи, которая подчас находит себе выход в асоциальном поведении. Нравственные ценности, ориентированные на отсроченное будущее, воспринимаются молодёжью как пустые абстрактные проповеди.

Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию - воспроизводство людей. Сейчас наличие одного ребёнка характерно для большинства городских семей.

И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

И в этом смысле практически во всех индустриальных странах наблюдается тенденция к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).

Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию, является занятость замужних женщин в сфере производства. Со времён Второй мировой войны доля работающих женщин в сфере производства значительно возросла. Статистика фиксирует обратную корреляцию между уровнем профессиональной занятости женщины и уровнем рождаемости.

Занятость женщин оказывает глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети. Тем не менее, число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают женщины, возрастает. Согласно данным статистики, почти половина женщин планирует вернуться на работу, когда их младшим детям исполнится 6 лет и в более ранние сроки.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Изменилось отношение к разводу, он перестаёт быть исключительным и становится обычным, ординарным явлением. В последние 30 лет возросло число разводов.

Можно выделить следующие причины разводов: во-первых, в большинстве случаев брак перестал связываться с передачей собственности и статуса от поколения к поколению, за исключением небольшой доли богатых людей. Во-вторых, в связи с ростом экономической самостоятельности женщины, она всё в меньшей степени становится экономически независимой от мужа. В-третьих, брак приобрёл значительную эмоциональную окраску, всё чаще стал рассматриваться как способ получения удовольствия брачной парой.

Быстрое увеличение количества разводов способствовало созданию множества нетрадиционных семей. Семья с одним из родителей представляет собой существенное отклонение и в значительной мере посягает на почти полную монополию традиционной семьи с двумя родителями. За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.

Какое значение имеют перемены в семейной жизни? На этот вопрос нет однозначного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают “мрак” и “гибель”. Они считают, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим. На жизни взрослых людей завтрашнего дня отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве.

Однако оптимисты придерживаются противоположной точки зрения. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи и с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды для самовыражения всех членов семьи.

Существует множество различных предсказаний о будущем семьи, например, Эдвард Корниш (1979г.) предположил несколько тенденций развития будущей семьи. Среди них 10 :

  • сохранение современной семьи;
  • уничтожение семьи;
  • возрождение семьи (путём усовершенствования службы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций);
  • создание “ненастоящих семей”, основанных на общих интересах и потребностях;
  • возврат к традиционной семье.

То, что произойдёт в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказание “мрака и гибели ” отражает скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, полного уничтожения семьи не наблюдается.

А вместе с тем можно уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое.

Как мы видим, история семьи сопровождается постепенной утратой её функций. Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранятся и в будущем. Однако произойдёт частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьёй, будет в большей мере разделена между семьёй и посторонними людьми (воспитателями игровых центров).

Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займёт своё место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку изменение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из общества.

Заключение

В результате проведенного исследования семьи как основного и важнейшего социального института в современном обществе, можно сделать следующие выводы:

  • семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи.
  • для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья – это и результат, и еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство человека.

Список литературы

  1. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2008.
  2. Смелзер Н. Социология: Учебник. – М.: Феникс. 2006.

1 Радугин А.А., К.А. Радугин. Социология: Курс лекций. - М.: Гардарика. – 2004.

2 Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 2006.

3 Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2005.

4 Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.

5 Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины / Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6 Кондауров В.И., Страданченков А.С. Социология: Курс лекций. – М., 2008.

7 Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М.: Норма. 2008.

8 Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2005.

9 Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10 Смелзер Н. Социология: Учебник. – М.: Феникс. 2006

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

48. 6.55 KB
Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностнонормативными регуляторами. Основная первая функция семьи как следует из определения А. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: а воспитательная социализация молодого поколения поддержание культурного воспроизводства общества; б хозяйственнобытовая поддержание физического здоровья членов общества уход за детьми и престарелыми членами семьи; в экономическая получение материальных средств одних...
4707. 16.73 KB
Понятие «институт» означает явление надындивидуального уровня; комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Под социальным институтом понимается сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий
1159. 28.62 KB
Средства массовой информации как институт гражданского общества. Средства массовой информации как институт гражданского общества Средства массовой информации изначально позиционировались в качестве важнейшего института гражданского общества играющего важную роль в обеспечении законных прав граждан на получение и распространение информации сохранение и развитие российского государства его многонациональных культурных традиций. При этом СМИ не должны иметь отношение к властным структурам и коммерческим...
12935. Семья и подростковая делинквентность 27.4 KB
Насилие – это усвоенная в процессе социализации модель поведения что превращает его в настоящую эпидемию распространяющуюся от одного поколения к другому. Практически все опрошенные родители полагают что применение физических наказаний – это воспитательная мера. При этом не следует забывать о том что способы воспитания устойчиво транслируются из поколения в поколение. Опросы школьников в возрасте от 8 до 14 лет в различных городах России Саратов Ижевск Самара Казань показывают что 57 детей знают о том что в семьях практикуется...
13733. Семья и семейные ценности 15.18 KB
Что такое семья Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта взаимной помощью моральной и правовой ответственностью. То есть семейные ценности это то что нельзя купить ни за какие деньги получить по наследству или украсть. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием а может видеться как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный неблагодарный и тяжелый труд ожидающий каждого сразу за школьными...
1315. Пчелиная семья. Развитие пчелиной особи 341.58 KB
Состав пчелиной семьи Пчелиная семья сложный организм состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел нескольких сот трутней и матки связанных в единое целое обменом веществ. Рабочие пчелы заботливо ухаживают за маткой чистят ее убирают за ней и кормят ее. Во время кормления пчелы передают матке...
9688. Социальный интеллект 62.1 KB
Адекватность понимания процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая умственная способность - социальный интеллект. Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности. Психологическая культура рассматривается в аспекте компетентности в общении, интеллектуальной компетентности
36. Розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами торговой организации «Семья» 7.61 MB
Для этого торговые организации прибегают к определенному набору средств продвижению товаров среди которых важнейшими являются совершенствование организации и стимулирование продаж продовольственных товаров. Для торговых предприятий продовольственных товаров проблема совершенствования организации и стимулирования продаж продовольственных товаров имеет особую значимость так как потребительский рынок России достаточно насыщен и на нем ведется жесткая борьба за покупателя. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:...
596. Индивидуальный и социальный риск 12.11 KB
Индивидуальный и социальный риск Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Риск частота реализации опасностей. Риск расценивается или как опасное условие при котором выполняется деятельность или же как действие совершаемое в условиях неопределенности. Различают индивидуальный и социальный риск.
14649. Девиация и социальный контроль 14.3 KB
Понятие природа и исторические типы девиантного поведения 2.Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм. Полное принятие нормы выражается в конформизме полное соглашение отклонение от нормы – в различных видах девиации девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные нормы человеческого поведения.
12 июня 2012

Социальный институт в большинстве случаев понимается как устойчивая форма социальной организации, обусловленная наличием нормативно-ценностных ролей, основное предназначение которых - гарантированная реализация социальных потребностей. Проще говоря, социальные институты регулируют взаимоотношения внутри некой группы с целью повышения ее функциональности в целом и удовлетворения потребностей каждого ее члена. В настоящее время большинство социологов называют 5 фундаментальных видов социальных институтов, среди них:

  • экономика;
  • политика;
  • образование;
  • семья;
  • религия.

Вхождение человека в каждый из социальных институтов накладывает на него определенные обязанности и сопровождается возникновением потребностей, свойственных конкретному институту.

Семья - классический пример социального института, со всеми надлежащими составными элементами. Выделяются функции, потребности, цели и этапы становления семьи. В данной статье более подробно будут рассмотрены функции семьи как социального института.

Институт семьи и его функции

Семья как социальный институт имеет ряд функциональных особенностей, которые необходимо рассмотреть подробно.

  • Репродуктивная . Основная функция семьи, в личном плане удовлетворяющая желание и потребность иметь детей, в общественном - потребность социума в продолжении вида.
  • Воспитательная. В рамках семьи закладывается и воспитывается личность человека, будущего члена общества. Успешность выполнения функций семьёй прямым образом влияет на формирование зрелой и ответственной личности.
  • Хозяйственно-бытовая функция подразумевает уход (в первую очередь материальный) и заботу о членах семьи, не способных в силу возраста о себе самостоятельно позаботиться. Речь идет о предоставлении крова, пищи и т.д.
  • Социальный контроль. Суть этой функции в том, что семья несет ответственность за поведение каждого из ее членов в обществе, за соблюдение им моральных норм и придерживание ценностей.
  • Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в ласке и сексе, в то же время реализуется потребность общества в биологическом воспроизводстве.
  • Функция духовного общения. Удовлетворяет потребность каждого из членов семьи в близком общении и духовном развитии.
  • Эмоциональная: стремление к принятию в кругу семьи, поддержке и психологической защите.

Со временем функции семьи имеют свойство изменяться, упраздняться или расширяться за счет появления новых. Речь идет не только о функциях внутри семейной ячейки, но также и о функциях семьи как абстрактном понятии: повышается терпимость к нарушению некоторых общественных ролей, в то время как другие обретают все большую силу. Одни функции семьи отходят на второй план, иные оказываются более важными. Пожалуй, в современном обществе, как и ранее, одной из прерогативных функций семьи является воспитательная и эмоциональная . Бесспорно, роль семьи в формировании личности ребенка - одна из главенствующих, в силу того, что большинство навыков коммуникативного взаимодействия, привычек поведения и реагирования закладываются в рамках семейных взаимоотношений, что накладывают на родителей огромную ответственность за развитие полноценного и адекватного человека.

Вклад семьи в формировании личности

Функции семьи, являясь в большей степенью лишь моделью здоровых семейных отношений, отражают и вмещают в себе те потребности, которые может испытывать каждый член семьи. Принципы воспитания, эмоционального и духовного контакта, закладывающиеся среди родных людей, ребенок усваивает, ориентируясь на них далее во взрослой жизни. Все дело в том, что маленькие дети максимально восприимчивы к новой информации: привычки и поведение родителей и значимых взрослых посредством подражания присваиваются ими. Поэтому важно, чтобы взрослые члены семьи, выполняя свои функции ответственно, отдавали себе отчет в том, что личность их ребенка находится в их руках.

Источник: fb.ru

Актуально

Загрузка...
Top