Скифы и скифская культура - ранний железный век в европейской части ссср. Религия и культура скифов

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Этот факт хорошо известен и для скифов. В этой перспективе имя «Аримаспоев» было бы целесообразно обратиться к любому народу иранских кочевников. Вопреки тому, имя Аримаспеса не имеет никакого отношения к легенде, которая противостоит им грифонам-хранителям золота? Не исключено, что имя, которое может носить любое.

Тем не менее, может быть установлено слабое звено: золото, которое Аримаспы вырвало у своих соседей, они носили на них, они украшали своих лошадей и их оружие. Другая возможность, которая не может быть строго продемонстрирована, но которая будет согласуется с постоянной ассоциацией Аримасп с грифонами в легенде и в иконографии, заключалась бы в том, чтобы понять, что их имя происходит от их способности избегать давайте схватить их лошадей, «всегда готовых» улететь после взятия золота. Эта черта, которая могла бы реально примениться к стратегии монстров-воинов, взяла бы сказочное измерение в легенде, сообщенной Аристеасом.

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Культура скифов

Российский университет дружбы народов

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ “БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА СКИФОВ”

Можно еще пойти на восстановление исходной формы. Мог предположить, что скиф знал ту же эволюцию, что и авестик, или что эта эволюция авестика является сущностным фактом. Наречие в первой конечности дает более полное объяснение общего значения соединения: «чья сила существует в течение длительного времени, в течение длительного времени».

Г-жа Вероник Шильц, корреспондент Академии, говорит. Таким образом, лингвистика обладает силой, позволяющей говорить скифам, движется и бесконечно соблазнительна, и мы не можем поблагодарить вас за то, что вы даете язык этим народам без письменного разрешения. Портрет маленьких прикосновений, вытекающих из этих этимологий, является красноречивым, в котором говорится, что иранцы, лошади, короли, власть, пьянство и огонь.

ВЫПОЛНИЛ: студент группы ФЖБ-11

Куров Артём

© Москва 2000

ВВЕДЕНИЕ

Скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э. В данную эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним территории были заселены различными по происхождению племенами, говорящими на разных языках. Однако основное занятие их (пастушеское скотоводство, охота, частично земледелие), материальная культура, общественный строй, искусство всех этих племен имели много общего. Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Рядом с погребением знатного скифа или их царя клали убитых жен-наложниц, слуг, рабов коней. Сверху насыпан высокий курган. К примеру, курган Ульского аула (VI в. до н. э.), высотой 15 м знаменит тем, что здесь в жертву умершему было принесено более 400 коней. Выразительные элементы скифской культуры - бронзовые котлы, зеркала с петельками и ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве. Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии, так называемого скифо-сибирского мира. Этим обусловлено и появление термина "скифо- сибирский звериный стиль".

Что касается самой инновационной информации, которая относится к названию Аримаспеса, это очень убедительно, даже вне строгости филологических рассуждений. То, что их лошади так «парированы», в том или ином смысле этого слова, так же хорошо подходит для реальности кавалерийских людей, как воскрешение воображаемых созданных существ, чтобы найти их спасение в полете. Конечно, если это касается, как думают некоторые люди, людей, которые существовали, тот факт, что он носит имя, так что очевидно, что иранский не означает, что он сам Иранский наверняка.

Скифы играли серьезную роль в политической жизни Передней Азии, участвовали в процессе этногенеза многочисленных народов нашей страны, создали поразительное искусство, получившее широкое географическое распространение. Сведения о скифах содержатся у греческих и латинских писателей и в ассирийско-вавилонских клинописных документах. Ценнейшим сведениям о занятиях, обычаях, образе жизни и верованиях скифов мы обязаны Геродоту, который посвятил значительную часть своей "Истории" этому народу. Известно о вытеснении скифами киммерийцев и их военных походах в страны Передней Азии с 70-х гг. VII в. до начала VI в. до н. э. под предводительством Партатуэ, когда они были частично уничтожены мидийцами. В VI в. до н. э. персидский царь Дарий с огромным войском (700000 человек) вторгается в скифские владения и терпит поражение. IV в. до н. э. - время наивысшего экономического, культурного и политического подъема в истории скифского царства. Основу его экономики составляла торговля зерном, вывозившимся в греческие города Северного Причерноморья. Многие шедевры греческих ювелиров и торевтов, обнаруженные археологами в царских курганах, были получены в обмен на вывозимый хлеб. В середине III в. до н. э. Скифия превращается в безлюдную пустыню в результате нашествия сарматов. Однако ко II в. до н. э. происходит возрождение государства скифов. В 3 в. скифское царство было уничтожено готским нашествием.

Имена, под которыми мы знаем народы степей, часто таковы, которыми другие крестили их, и что письмо передается нам. Археология свидетельствует об этом, в степях и горных массивах в центре Азии наблюдаются трения сообществ различных пней. Но Геродот явно помещает Аримаспы за тех аргиппий, описание которых, как вы правильно говорите, вызывает скорее монгольский тип. Фактически, степень реальности Аримаспеса непросто указать. Для остальных это не Аримаспес, а для Паусаниаса, первый в цепочке последовательных передач, которые позволяют подаркам Гиперборейцев достичь Делоса?

ИЗУЧЕНИЕ СКИФСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Скифская культура представляет собой часть обширной историко- культурной общности, охватывающей огромную территорию от Дуная до Монголии. Изучение скифского мира остается оной из насущных проблем отечественной археологии. Одним из первых открытий в области скифоведения явились раскопки Литого кургана, осуществленного в 1763 г. по распоряжению губернатора Новороссийской губернии А. П. Мельгунова, по фамилии которого этот памятник стал известен в науке под именем Мельгуновский курган. Середина XIX в. явилась временем открытий И. Е. Забелина в степях около Никополя, среди них - раскопки Чертомлыцкого кургана, получившего всемирную известность. Вторая половина XIX и начало XX в. - период знаменитых раскопок Н. И. Веселовского на Кубани и Нижнем Днепре, когда были открыты выдающиеся памятники скифской культуры - Келермесские, Костромской, Ульские курганы, а также знаменитый курган Солоха. Большой вклад в изучении проблем скифоведения внесли советские археологи. С 30-х гг. начались раскопки курганов рядового населения Скифии, небывалые по масштабам раскопки курганов развернулись в 60-е гг. Кубанские курганы, когда были открыты выдающиеся скифские памятники, в том числе курганы Толстая могила и Гайманова могила. В работах Б. Н. Гракова, А. И. Тереножкина, Б. А. Рыбакова рассмотрен широкий круг проблем, связанных с культурой и составом населения Скифии. Каждя из поставленных проблем становилась предметом дискуссии, в том числе проблема происхождения скифского звериного стиля, к этой проблеме мы ещё вернёмся позже.

Это непосредственное соседство с людьми, чье местоположение, как вы сказали, в значительной степени мифическое, четко накладывает их на границу между известным и неизвестным, реальным и мнимым. И единственный глаз, который тексты единодушно предоставляют им, так же, как «скифская» этимология, на которой настаивает Геродот, показывает, что они принадлежат к миру, который уже не принадлежит к людям. Волосатые, бородатые, лохматые, с низким лбом и замаскированным носом, они борются с монстром. Греческий взгляд увидит Силен, но эти противники гриффона могут быть только Аримаспес.

БЫТ И КУЛЬТУРА СКИФОВ

О физическом типе скифов Гиппократ писал: "Фигуры их толсты, мясисты, не членораздельны, слабы, вялы. При своей широкой безбородой наружности скифы все на одно лицо... Народ скифский от холода русый, так как солнце его не печет. Белое тело обжигается морозом и оно краснеет". Из вышеописанного следует, что причерноморские скифы, как и среднеазиатские саки при ярко выраженном европеоидном типе имели светлую кожу. У скифов была более светлая по сравнению с греками пигментация волос. Изображения скифов имеются на сосудах и других предметах греческой работы, найденных в курганах северного Причерноморья. На них представлены скифы ярко выраженного европеоидного типа, с гладкими или слегка волнистыми волосами на голове. Тот же европеоидный тип имеют и саки, изображенные на персепольских барельефах, а также на ряде золотых пластин из Аму-дарьинского клада. Глос. Персеполь, Аму - дарьинский клад.

Конечно, их глаз, довольно маленький, не что иное, как очень обычный. Но это то, что лицо, как и должно быть, должно наслаждаться. А также, что древние образы, точно так же, как они сохраняют свои две груди до амазонок, отвратительны, чтобы изобразить этот уникальный глаз, который также характеризует Циклопов текстов. Чаще всего в лицо, обращенное к профилю, что Улисс толкает свою ставку, и когда Полифем с фронта, любезно глядящего Галатею, или что он высечен, у него на середине лба появляется третий глаз, который добавляется к двум другим.

Не доходя до Одилона Редона, нужно ждать средневековых образов, увлекающихся чудовищными фигурами, наблюдать за убедительной монофтальмией и живописными армиями существ с уникальным глазом. Многое сделано для того, чтобы понять эту особенность Аримаспеса, и было обнаружено, что существует избыток объяснений, которые, больше, чем они убеждают, отражают интересы их авторов. Это происходит от лучника, который закрывает глаза, чтобы прицелиться в третий глаз индийских мудрецов, через присутствие в гробницах лошадей в Центральной Азии круговых передних пластин.

По изображениям работы греческих мастеров можно также составить полное представление об одежде скифов. Они носили короткий, меховой, шерстью вниз кафтан с косыми, заходящими одна за другую полами, перетянутыми кожаным поясом. Наружная поверхность этих кафтанов расшивалась узорами. Головные уборы были двух типов: островерхие, подобные сакским (меховые или войлочные); либо шлемовидные, подобные шапкам- ушанкам. Штаны на одних изображены узкие, меховые или кожаные, на других - широкие матерчатые или тонкого войлока. Заправлялись они в кожаные сапожки, которые, так же как и у саков, перевязывались у лодыжек ремнем.

Также было запомнено, что плиты Окуневской сибирской культуры легко отображали трехглазочные маски. Недавно было упомянуто эхо мифологемы, связанное с изображениями загробной жизни. Несомненно, более разумно видеть прежде всего выражение формы негуманности или, по крайней мере, деградировавшего человечества.

Он также переводит для Циклопа тот факт, что у него нет ни домашних, ни культивируемых полей, иногда питается молоком и сырым мясным сыром, человеческой плотью. Короче говоря, он живет в варварах, скиф. Параллель между Циклопами и Аримаспесами также была отмечена древними авторами, такими как Аулу-Гелле, и перед ним Страбоном, для которого «Гомер мог бы, возможно, заимствовать из истории скифов свой миф Циклопа одним глазом». Еще одна замечательная параллель, подчеркнутая современниками, - это тот, кто в разных уголках мира делает пару Грифсонов-Аримаспес дублетом пары кранов-пигмеев и Грипомачей симметричным гераномахией.

Говоря же об особенностях культуры скифов, в первую очередь стоит обратиться к так называемому “звериному стилю” в скифской культуре. Понятием "звериный стиль" принято обозначать широко известную изобразительную манеру мастеров-художников первой половины - середины I тысячелетия до н. э. Эта манера изображения имела характерные общие черты в декоративно- прикладном искусстве скифских, сарматских, сако-масагетских и других кочевых племен, населявших Великую степь. Нельзя назвать ни одной категории бытовых предметов, которые не стремились бы украсить кочевники. Тысячи изделий из металла, дерева, бересты, кожи, обнаруженных в степях Евразии, имели общие художественные мотивы - изображения различных животных (оленя с поджатыми ногами, свернувшегося хищника, грифа и др.) и сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных.

В обоих случаях мы имеем дело с крылатыми и когтистыми существами, способными бегать и летать. В обоих случаях их противники исходят от человека, не будучи самим собой: монофтальмия относится к Аримаспесу, что является небольшим размером и уродством для пигмеев. Аримаспы связаны с поиском золота, пигмеев в металлообработке. Иногда ориентиры размыты, и мы наблюдаем странные сговоры. Для Ктесия Пигмеи составляют в Индии королевскую армию умелых лучников. Для Аристотеля журавли переезжают из Скифии в болота Верхнего Египта, а пигмеи сражаются с ними на маленьких лошадях.

Дискуссия о происхождении скифо-сибирского звериного стиля в отечественной науке многие годы велась вокруг двух гипотез. Одна группа исследователей считала, что скифское искусство целиком сложилось во время скифских походов в Переднюю Азию на основе древневосточного искусства и в готовом виде быстро перенесено в степную Евразию (М. И. Артаонов, Н. Л. Членова) Другие исследователи считали, что скифское искусство сложилось в недрах евразийских степей, т. е. выдвигали центральноазиатскую гипотезу (В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин). Современный взгляд на указанную проблему определяют две точки зрения.

Эта тема Аримаспеса на самом деле неисчерпаема, но, чтобы вернуться к филологии, вы, которые очень склонны к апелляции, оценивают, как и должен быть Рабле, который, вдохновленный Целием Родигиным, заявляет, что среди философы, Зороастр взял Аримаспую в качестве компаньона для его перерождений. Шильц, рассказы о курганах.

Тордарсон в сборнике Лингаварум Ириникарум, режиссер Рюдигер Шмитт, Висбаден. Более конкретно, самым важным языком является Хотан сака или Хотананис, из которых другой, более архаичный диалект известен документы, найденные далее на север в регионе Тумчук, ср. Абаев, «Скифо-сарматские наречия», в Основном иранском языке. Текст подготовлен и переведен П. -Э. Майрхофером, «Иранский персонаж». Иванчик, «Датировка стихотворения Аримаспея Аристея из Проконсе». Это позднее свидание, похоже, связано с литературным и иконографическим свидетельством, а аргументы, касающиеся стиля и поэтического словаря, не кажутся убедительными.

1. Раскопки царского кургана Аржан в Туве, где были найдены древнейшие предметы скифо-сибирского звериного стиля IX -VIII вв. до н. э., позволил одним исследователям утверждать, что "проблема происхождения скифской культуры, искусства и самих скифов может считаться в общих чертах решенной. Установлено, что их родину следует искать в глубинах Азии, а не в Северном Причерноморье и не в Передней Азии" (В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин, 1983).

Горбунова, статья «Аримаспой» в лексиконе «Иконографическая мифология». Самый сильный из всех людей. Совершенно ясно, что ассимиляция Циклопа, а также сказочных существ древних времен. Несколько сообщений, особенно китайских текстов, свидетельствуют о том, что Центральная Азия была центром развития легенд, касающихся мужчин, с одним глазом, ср.

Поэтому возможно, что Аристеас добавил эту особенность, первоначально не зависящую от легенды об Аримаспесе, столкнувшейся с грифонами, чтобы подчеркнуть их фантастический характер. Поэт имеет дело с «воображаемой Скифой», которая не выдерживает серьезного изучения; об отношении Геродота, ср.

2. " Не исключено, что именно племена скифов принесли с собой на Передний Восток мотив оленя с поджатыми ногами и ветвистыми рогами, мотив пантеры, стилизованное изображение головы грифа... Вместе с тем, не говоря уже о позе оленя или барана, распространенной весьма широко в искусстве Передней Азии еще во II тысячелетии до н. э., на территории Ирана найдены памятники с изображением тех же животных, хотя в иной стилизации. Голова грифа венчает обухи луристанских топоров еще в X - IX вв. до н. э., олень с поджарыми ногами есть на луристанских "псалиях" конца VIII в. до н. э." (В. Г. Луконин, 1984). Глос. Аржан, псалии, Луристан или луристанские бронзы.

И Сэм  хита Атхарваведы в смысле «компаньон» или «союзник», но это приложение к индивидууму принципа, представленного богом Арьяманом, как олицетворение социальной сплоченности, параллельное использование митра-маска. «Друг», от имени бога Митры, самого персонифицированного социальной абстракции, «договора» или «альянса». Поэтому занятость в качестве апеллятива не является первой.

Пират, «Название Аримаспеса», «Вестник Асоциации Эспаньола де Ориенталистас». Майрхофер, Иранский персонаж. Пирарт, Тексты старых авестик, том. М. де Ваан, Авестанские гласные, соч. соч. с. 462. Менее чем через 24 часа его тело было найдено в канаве с 5-футовой косой, встроенной в его череп, и более 60 ран на его теле.

Блестящие образцы искусства найдены при раскопках всемирно известных скифских царских курганов - Солохи, Чертомлыка и др. Отличительной особенностью скифского искусства является "скифский звериный стиль". Изображения отдельных животных в изделиях скифов (оленя, барса, коня и др.) сочетаются со сложными композициями, выполненными с большим мастерством. Сокровища скифских курганов - это, как правило, набор изделий выполненных разными мастерами, принадлежащим различным художественным школам. Например, в Келермесских курганах - захоронениях скифской знати, часть золотых изделий связаны с древневосточным искусством, часть с раннегреческим. Некоторые вещи не были скифскими, а добыты во время переднеазиатских походов. Часть предметов изготавливалась, очевидно, по специальному заказу скифских царей и знати у мастеров различных стран (ассирийцев, греков и др. В V - IV в до н. э. скифское искусство развивалось под влиянием греческих мастеров, которые жили в городах Боспора. Боспорские мастера хорошо знали запросы своих заказчиков - скифов и изготавливали вещи по их вкусу. "Как быстро теряют ранние скифские вещи тот пласт фантастических образов, который связан с искусством Переднего Востока! Уже в раннескифских памятниках из курганов Северного Причерноморья (VI-V вв. до н. э.) он исчезает вовсе: там скифское искусство приходит в соприкосновение с искусством Греции. Но эти образы живут в искусстве Ирана эпохи Ахеменидов. Они встречаются в на ахеменидских печатях, на серебряных и золотых сосудах (в особенности на ритонах). На изображениях ахеменидских мечей, даже в "большом" искусстве - на капителях колонн, на рельефах."

Три «друга» были арестованы в пожизненном заключении в Шеффилдском королевском суде вчера, признав себя виновным в убийстве, которое сбивало с толку детективов и родственников жертвы, так как явно не было мотивов. Г-н судья Эндрю Смит сказал 17-летнему Джону Соудону, 17-летнему Джермейну Джеймсу и 16-летней Ребекке Петерс, что они столкнулись с обязательным пожизненным заключением.

Полное недоверие к этому все затянется, если когда-либо. Теперь мы собираемся попытаться вернуть нормальность в нашу жизнь и вспомнить некоторые из забавных моментов, которые мы поделили с ним. Хотя жертва не знала никого из них хорошо, как заядлый турист, он согласился присоединиться к экспедиции. Подсудимые и г-н Херст отправились из деревни Болстерстоун и прошли около мили, прежде чем создать палатки.

Однако, в период своего военно-культурного расцвета скифы развивали свой культурный потенциал, а параллельно с этим распространяли его на своих соседей.

Парадокс заключается в том, что скифизируется наиболее мощная в военном отношении этнокультурная группа лесостепи, а в более слабых группах эти процессы менее заметны.

В этом же ключе работает и то, что на территории Азербайджана, по сведениям Геродота, служившего “скифской дорогой” для нашествий в Переднюю Азию, в скифское время продолжает существовать без значительных изменений ходжалы-кедабекская культура, скифское влияние на которую слабо ощутимо и ограничивается восприятием отдельных элементов триады. Еуджен Москалу отмечает, что в памятниках типа Сентеш-Векерзуг и Чиумбруд, наличие элементов триады в которых послужило основанием для ряда исследователей говорить о завоевании скифами этих территорий, 99% и даже 100% керамического комплекса составляет местная керамика, а между тем, пишет он, “никто не говорит о кельтах в Трансильвании без кельтской керамики”

В какой-то момент вечером три подсудимых вернулись в соседний дом усыновителей Салдона, чтобы собрать немного алкоголя. По мере того, как они возвращались в палатки, они, как полагают, подняли два больших сельскохозяйственных коса с кладбища. По возвращении они начали жестокую атаку на мистера Херста, вытащив его из своей палатки, нося только его шорты и носки для боксера.

Ваше преступление было пугающим, - сказал мистер Смит Смит. Вы знали, что он будет беззащитен. Вы нашли его в палатке и беспощадно побеспокоились о нем. После первоначального нападения Терри Херст тщетно пытался бежать. Вы все преследовали его, поймали и продолжили атаку. Вы использовали косы, чтобы о нем повиноваться.

Тезис о том, что кочевники не приносят с собой своей керамики, а пользуются местной, не так уж бесспорен. Кочевники вовсе не находятся в состоянии постоянного доминирующего симбиоза с оседлым населением, и в периоды становления их власти в той или иной области они вынуждены изготавливать себе посуду сами. Речь, несомненно, должна идти о домашнем производстве, и, вероятнее всего, это был удел женщин и детей. Поэтому, даже завоевав какое-то оседлое население, кочевники вряд ли были так уж заинтересованы в местной керамике, разве что в ее парадных, престижных формах. Отказ от этого положения должен был диктоваться весьма серьезными причинами, а скорее всего одной – гибелью своих жен и детей. Такие варианты тоже возможны, но смешно считать, что кочевники постоянно и сознательно обрекали их, родную кровь, на гибель, устремляясь в походы и завоевания новых земель. Не стоит забывать и о сакральной функции некоторых категорий керамики. О том, что кочевники приносили с собой свою керамику, свидетельствует, в частности, и то, что мы находим скифскую керамику в памятниках Добруджи, на территории так называемой “малой Скифии”.

Так что факта присутствия триады явно недостаточно для утверждения о завоевании скифами какой-либо территории.

С другой стороны, обращает на себя внимание и факт отсутствия единого архетипа триады даже в границах Северного Причерноморья, выраженный в том числе и в значительном разнообразии и “отсутствии стандарта” в оформлении отдельных элементов триады даже в одном могильнике. По словам В. Г. Петренко, “для каждого региона скифской культуры характерны все же свои особенности развития материальной культуры, и, в частности, типов наконечников стрел”, сохраняется только “общая тенденция в развитии форм”. В некоторых локальных группах отсутствуют отдельные элементы триады, даже весьма яркие, как, например, зооморфные псалии, выступающие в периодизационной схеме раннескифской культуры, предложенной И. Н. Медведской, хронологическим индикатором прихода новой волны скифов и начала второго этапа раннескифской культуры, отсутствуют в западноподольской группе.

Отметим также, что если рассматривать степные памятники как ту самую среду, в которой рождалась триада, то в них отсутствует ряд таких ее важных элементов, как навершия, шлемы кубанского типа, зеркала с боковой ручкой, а каменные блюда все-таки представлены в незначительном количестве – четыре экземпляра.

Все это не согласуется не только с концепцией завоевания лесостепи скифами – носителями триады, но и вообще с идеей триады как целостного комплекса, присущего конкретному этносу. Триада – собирательный, абстрактный образ, созданный не скифами, а скифологами. Поэтому бессмысленны и поиски некоего гипотетического очага зарождения триады, не увенчавшиеся, кстати, до сих пор успехом.

Из проявившегося полицентризма происхождения элементов триады возникает мысль о принципиально ином механизме ее распространения и, шире, иной модели реконструкции событий. Не завоевания скифов, а взаимодействие культур, в ходе которого вырабатываются общие стереотипы,

Похожие рефераты:

Первые известные нам памятники изобразительных искусств и архитектуры в Закавказье относятся к тому времени, когда человеческое общество от собирательства и охоты перешло к земледелию и скотоводству, когда появились орудии из меди и бронзы.

Характеристика культуры первобытных племён на территории Украины. Процессы этнического смешивания (миксации) в период Великого переселения. Отличительные черты Трипольской культуры. Культурное достояние киммерийцев и скифов. Древнеславянская культура.

Характеристика культур, предшествовавших Басандайской культуре. Взаимосвязь и общие черты Сросткинской и Басандайской культуры. Описание погребального обряда. Сопоставление особенностей курганных могильников. Предметы культа, найденные в захоронениях.

Скифская культура развивалась не изолированно, но в тесном взаимодействии с культурами других народов (Передней Азии и Кавказа). Большое значение в образовании Скифского государства имели греческие города.

Исследование исходных тематических структур белорусской, русской и украинской культур. Двойственность понимания культуры. Проблема семантической двойственности понятия «культура».

ОТЛИВКИ КАТАКОМБНОЙ, АНДРОНОВСКОЙ И СРУБНОЙ КУЛЬТУР Свой исторический путь развития многие народы нашей страны прошли так же, как и другие народы планеты, - от камня к бронзе и железу. На берегах Амура пять тысячелетий назад жили племена, создавшие очаг культуры, не уступающий культуре других плем...

Рассмотрение особенностей происхождения трипольской, киммерийской, скифской, славянской культуры. Изучение христианизации Руси как двигателя нового культурного процесса Украины. Развитие украинской архитектуры, иконописи, полемической литературы.

Глава 8. КУЛЬТУРА СКИФОВ

Древняя культура степных кочевников. Материальная и духовная культура скифов.

Скифы и близкие им народы, обитавшие в первом тысячелетии до нашей эры в степях Евразии, не знали городских поселений. Поэтому их культуру воссоздают преимущественно на основе кратких сведений из источников других цивилизаций, а также по сравнительно небогатым находкам археологов в сохранившихся захоронениях. Есть основание полагать, что скифы – самоназвание одного из племён, положивших начало раннегосударственным образованиям кочевников степной Евразии.

Современные исследования мира скифов возводят к Новому времени, когда стали систематизировать сведения о них на основании греко-римской традиции. Греки впервые встретились с этим народом на северном побережье Чёрного моря. Согласно рассказам Геродота и сообщению Диодора Сицилийского скифы пришли в Причерноморье из Азии и вытеснили киммерийцев. Прародина скифов, названная у Диодора долиной у реки Аракс, относится современными историками к территории от Центральной Азии до реки Дон. Скорее всего, появление скифов в Причерноморье было не единовременным, а сравнительно длительным процессом противоречивого взаимодействия нескольких близких групп племён. На протяжении седьмого века до нашей эры скифские и киммерийские воины активно участвовали в конфликтах между государствами Передней Азии. Древневосточная цивилизация оставила прочный след в культуре скифов. Потерпев поражение, скифы переместились в Причерноморье и господствовали здесь приблизительно четыреста лет. Имеющиеся скудные данные позволяют учёным утверждать, что скифский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Полагают, что язык савроматов по сути диалект скифского.

Наиболее популярными у скифов были изображения животных: копытных, хищников из семейства кошачьих и птиц. Так называемый звериный стиль считается ведущим элементом скифской культуры. Строго определёнными образами животных украшались предметы воинского снаряжения, ритуальных сосудов. Смысл звериного стиля остаётся предметом дискуссий. Одни полагают, что в его основе магические представления, другие связывают с мифологией, третьи видят в нём знаковую систему, передающую представления скифов о мире.

Исследователи полагают, что в рассказах античных авторов о военном противостоянии скифов персидской армии Дария содержатся сведения из скифского фольклора. В навязанной персам классической тактике ускользания кочевников от столкновения с мощной армией противника, включающей мелкие удары, постоянно тревожащие врага, а также тактику «выжженной земли» на пути его следования, скифы оказались неуязвимыми. После ухода персов из Причерноморья наступает почти двухсотлетний период расцвета Скифии.

Абсолютное большинство скифских памятников этого периода – погребальные курганы. Невысокие погребения простых воинов сложно увидеть в современной степи, зато гигантские земляные холмы (около и свыше 20 метров в высоту), сооружаемые над могилами вождей или царей, видны издалека. Могила, располагающаяся под насыпью, является пещерой-камерой, вырытой под боковой стенкой глубокого входного колодца. Камер может быть несколько. В камере размещали основной инвентарь, сопровождавший усопшего. В погребениях знатного скифа укладывали тела прислуги и верховых коней. Подданные усопшего воздвигали курган и участвовали в тризне – грандиозном поминальном ритуале. По количеству обнаруженных археологами при раскопках одного из курганов костей животных, съеденных в ходе тризны, учёные предположили, что число участников поминального ритуала приближалось к трём тысячам человек. Набор предметов в скифских могилах традиционен независимо от места умершего в социальной структуре общества; в могилах простых воинов инвентарь тот же, но проще по материалу. В мужских погребениях находятся предметы оружия. Распространённым оружием у скифов были мощные луки с бронзовыми наконечниками стрел, копья. Мечи-акинаки чаще встречаются в богатых захоронениях. Для женских могил типичны личные украшения – браслеты, перстни, серьги, - а также зеркала. В погребениях знати предметы часто украшены золотыми пластинами с изображениями. Золотыми накладками украшались женский головной убор, одежда усопших и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Ритуальные сосуды разной формы выполнены из драгоценного металла или из дерева с металлическими накладками.

По форме и перечню предметов исследователи сделали вывод, что между скифами и греками существовали культурные связи. Многие изделия, в том числе с классическими скифскими изображениями, выполнены греческими мастерами.

Космологические представления скифов, полагают исследователи, выполнены на сохранившейся пекторали (нашейное украшение, охватывающее грудь и плечи). Композиция состоит из трёх ярусов: нижний символизирует потусторонний мир хаоса и смерти, верхний – противостоящий хаосу мир людей, средний соединяет нижний и верхний миры. На серебряной вазе из погребального кургана исследователи обнаружили сцену жертвоприношения коня в полном соответствии с описанием ритуала у Геродота. На предметах из курганов встречаются сюжеты греческих мифов.

По Геродоту, скифы выделяли семь богов. Первая по значимости Табити – богиня огня, стихии, почитаемая древними индоиранскими народами. Почитали богов-супругов неба и земли Папая и Апи, считавшимися прародителями человечества и земного мира. Последующие четыре бога, видимо, были связаны с земным миром. Один из них воплощался в древнем железном мече-акинаке, ему приносили в жертву домашних животных и одного из ста пленников. Полагают, что святыней для скифов был большой котёл из бронзы, символизирующий единство и многочисленность скифов.

Скифы делились на три сословия: воинов, жрецов и общинников. Каждое сословие считало своим прародителем одного из сыновей легендарного предка. Священный атрибут: воинов – боевой топор, жрецов – чаша, общинников – плуг с ярмом. По мифу скифов, эти предметы из золота упали с неба в самом начале мира. Первоначально, свидетельствуют мифы, во главе скифов стояли три царя, затем один Атей. Легендарный Атей погиб в трагическом для скифов сражении с македонским войском, возглавляемом царём Филиппом. Окончательное крушение Скифии произошло в результате нашествия сарматов. По описанию Диодора, сарматы преследовали и уничтожали скифов поголовно, так что большая часть страны превратилась в пустыню.

Культура скифов сохранилась в нартском эпосе – достоянии многих народов Кавказа. Среди преемников скифских племён исследователи, прежде всего, называют осетин, ираноязычный народ Кавказа.

Загрузка...
Top