Самое главное о древней греции. Древняя Греция: ее история, религия, культура

История Великой Эллады берёт начало в глубине далеких веков: ей около четырех тысяч лет. Бесспорно, греческая цивилизация имеет огромное значение для всего современного мира. Мировое искусство, наука, политика, философия и языки тесно связаны с культурой и историей Греции.

Условно историю Греции можно разделить на несколько этапов, начиная с минойской эры, когда, согласно древним свидетельствам, и зародилась греческая цивилизация на острове Крит.

Минойская эра

Остров Крит (2800 - 1500 года до н.э.)

История Греции и греческой цивилизации начинается на острове Крит приблизительно в VI тыс. до н.э., в эпоху неолита.
Выгодное географическое положение Греции (на пересечении торговых и морских путей), несомненно, послужило одним из определяющих факторов ее культурного и исторического развития, а так же создания цивилизации, и по сей день поражающей своим величием и изяществом.

Примечательно, что именно женское начало обеспечило столь стремительный рост и процветание критской культуры в минойскую эпоху. В те времена, более 4 тысяч лет назад, на Крите женщина занимала особенно высокое положение, что в последующие патриархальные века было утрачено.
Крит неустанно развивал торговые и культурные связи со своими соседями: Кикладскими островами, материковой Грецией, Египтом, Месопотамией и Сирией. В этот период уровень развития жизни на материке значительно отставал от критского. Культурными центрами тогда стали города Микены и Тиринф, расположенные на южном полуострове Пелопоннес, во многом подражавшие и дублирующие достижения минойского Крита.
С первого этапа своего существования греческая цивилизация испытывала на себе влияние стихий, а история Греции навсегда переплелась с морской силой, с морем.
Примерно в 1500 г. до н.э., недалеко от острова Крит (в непосредственной близости от острова Санторини) произошло сильнейшее землетрясение, вызвавшее необратимый процесс распада критской цивилизации.

Ахейский период (1400-1100 года до н.э.)

Приблизительно в 1400 г. до н.э. на полуостров Пелопоннес пришли и ассимилировались северные ахейские племена (ахейцы). До сих пор ведутся споры по поводу их происхождения. По одной из версий это греческий народ Северной Греции, а по другой - племена, пришедшие из Центральной Европы. В любом случае, существуют доказательства, что именно ахейцы принесли с собой языческий культ олимпийских богов и новые элементы культуры.
В результате чего Микены существенно усилили свое влияние и стали мощнейшей державой на всем Средиземноморье. Это был поистине легендарный период, многое о котором стало известно благодаря гомеровским поэмам и многочисленным мифам о героях и богах древней Греции.


Кульминационным моментом в истории ахейского периода, несомненно, была Троянская война, послужившая первым шагом к ее забвению.
История Елены, подробно описанная Гомером, привела к распаду всего греческого мира и к началу многолетней войны.
Силы могущественной микенской цивилизации были настолько истощены, что она не смогла противостоять даже нападениям полудиких северных племен дорийцев или, как их тогда называли «круглоголовых». Эпоха пришла в упадок приблизительно в 1100 году.

Гомеровский период

Происхождение дорийцев до сих пор остается загадкой истории. Но по легенде они были потомками Геракла.
Этот смутный период был одним из самых тяжелых в истории Греции. В первое время после вторжения дорийских племен страна встала на путь деградации, но вскоре постепенно начала «набирать обороты», синтезируя из остатков микенской, критской, ахейской, азиатской и дорийских культур совершенно новую цивилизацию.
В этот период формируется греческий язык. Именно в это время создает свои бессмертные поэмы великий Гомер, наполняя их всеми красками своей эпохи.

Архаический период

Для этого времени характерно интенсивное развитие экономики страны, а так же ее культуры и искусства. По всей территории Греции растут города-полисы, а так по всему Средиземноморью - греческие колонии. Кроме того, эта эпоха связана со значительными переменами в политической системе.
Ярким событием того времени стал Пелопонесский союз, который возглавила Спарта, знаменитая своими строгими законами спартанской жизни, что, собственно, и способствовало укреплению ее положения среди других городов-полисов.
Борьба за лидерство между Афинами и Спартой получила дальнейшее развитие в классический период.


Классическая эпоха

Классический период в истории Греции начинается войной с персами в 500 году до н.э., которая продлилась более 20-ти лет. Лишь благодаря Афинам, создавшим морской союз и взявшим на себя командование в борьбе с персами, Греции удалось одержать окончательную победу в этой жестокой войне.

Постепенно Афины укрепляют свою мощь, что позволило жителям города использовать существенные ресурсы для создания своих великих шедевров. Лучшие мастера-художники, архитекторы и скульпторы приглашаются в Афины для осуществления плана Перикла по превращению города в «произведение искусства». Кроме того, быстрыми темпами развивается наука, искусство и философия. Это время по праву можно считать «золотым веком» в истории Афин.
Естественно, такое положение не устраивало Спарту, что и послужило поводом к началу в 431 году до н.э. Пелопонесской войны, которая закончилась спустя 27 лет полным разгромом Афин.
По итогам войны Спарта стала самым могущественным полисом Греции, принуждая другие города к соблюдению своих военных порядков. И лишь с объединением Греции под гегемонией Македонии стали утихать междоусобные войны. Так в 337 году до н.э. Греция была объединена в Македонскую Империю.

После убийства Филиппа II место правителя занял его сын - Александр, создавший мощнейшую империю всего за 9 лет. Главной его целью было навсегда покончить с многовековой войной между Грецией и Персией. Надеясь на мирные соглашения, он женился на персидских принцессах - дочерях врагов Греции. Успехи многочисленных побед Александра, о которых слагались легенды, вскружили ему голову. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, и не хотел останавливаться на достигнутом. Но долгие годы сражений истощили его армию и вызвали волну непонимания, как среди солдат, так и среди его окружения. Александр умер на 33-м году жизни, так и не оставив наследника.

Эллинистический период

Несомненно, смерть Александра значительно ускорила распад великого государства, который и без того уже начался.
Военачальники армии Александра поделили империю между собой: Греция и Македония досталась Антипару, Фракия - Лисимаху, Малая Азия - Антигону, Вавилония - Селевеку, Египет - Птолемею.
От новой угрозы - римского агрессора - первыми в 148 году до н.э. пали Македония и Греция, а дольше всех сопротивлялась захватчику царство Птолемея в Египте, продержавшееся до 30-го года до н.э.

Римский период

Примечательно, что за несколько десятилетий до прихода римских завоевателей греческие правители сами приглашали римских освободителей.
Аналогично русским князьям, которые «использовали» Золотую Орду в междоусобных войнах как военную силу, греки обращались к римским легионерам. За что, собственно, и поплатились, когда римские войска заняли Грецию и Македонию, объявив о создании на их территории провинции, которая должна подчиняться римскому наместнику.
Именно римляне стали приемниками греческой культуры, донеся ее до наших дней. Элементы римской архитектуры, бесспорно, носят характер мастеров Древней Греции. Как и большинство великих цивилизаций, римская цивилизация подверглась саморазрушению из-за праздного образа жизни, коррупции и корысти.

Византийский период можно охарактеризовать как период формирования традиций Христианства, со строительством многочисленных церквей и монастырей по всей стране. Усиливается влияние церкви на общественную жизнь и политическую систему.
При Юстиниане I Византийская Империя достигает апогея своего развития, становясь самой могущественной державой Средиземноморья. Просуществовав до 1453 года, великая цивилизация пала под натиском турецких захватчиков, перейдя во власть Османской Империи.

Османский период Греции считается одним из самых тяжелых в ее истории. Несмотря на то, что турки оставили грекам свободу вероисповедания, греческий народ никогда не переставал бороться за свою независимость.

Революция

Датой начала революции считается 25 марта 1821. В ней ведущую роль сыграла Православная церковь, когда революционный флаг поднял патриарх. Спустя год тяжелой и ожесточенной борьбы Национальным собранием была провозглашена независимость Греции. Однако внутренние разногласия в стране привели к началу Гражданской войны 1823 - 1825 гг.
Спустя 2 года, в 1827 году, Национальным собранием был избран первый президент Греции, а Россия, Англия и Франция стали гарантами автономного статуса Греции.
В 1830 году, в соответствии с заключенным Адрианопольским мирным договором, Турция признала независимость Греческого Государства.

Новое время

Период с 1830 по 1922 год в Греции считается временем волнений и политических беспорядков.
Под влиянием ведущих мировых держав, способствовавших обретению долгожданной свободы, Греция была обязана прислушиваться к их мнению. Так, в 1862 году президентом Греции становится Георг I, принц Датский, благодаря чему стране были возвращены Ионические о-ва, Фессалия, часть Эпира.
В начале XX века, в ходе Балканской войны 1912-13 гг., Грецию вновь ожидало расширение исторической территории, когда к ней были присоединены острова Эгейского моря, Крит, Эпир и Македония, а по окончанию Первой Мировой Войны Греция получила Измир и Фракию.
1922 год ознаменовался так называемой «Малоазийской катастрофой», когда Греции пришлось забыть о своих имперских планах об освобождении части Малой Азии (вдоль побережья) от турецкого владычества и о возвращении себе былой славы.


Современность

Одной из главных проблем этого периода стало прибытие огромного числа беженцев из Малой Азии, что достигло поистине невероятных размеров.
В октябре 1940 г. итальянские фашисты вторглись в Эпир, но были разгромлены. Тяжелой стала победа над немецко-фашистскими захватчиками, оккупировавшими Грецию в 1941 году. Благодаря народно-освободительной армии во главе с коммунистами в 1944 году удалось освободить материковую часть Греции.
1946-1949 гг. - время гражданской войны.

С 1952 года в Греции начинается новый этап развития. Вступление в НАТО.
В 1967 году происходит военный переворот, приведший к правлению хунты (военной диктатуры). Спустя 7 лет время «черных полковников» закончилось: к власти вновь пришло гражданское правительство.
1922-1974 гг. характеризуются обострением противоречий в обществе. В этот период произошло 14 путчей и государственных переворотов. В итоге Греция разделилась на несколько политических лагерей: коммунистов, военных, монархистов и сторонников американской политики.
И лишь к 1974 году страна осознала: только объединившись, Греция сможет развиваться дальше как полноценное европейское государство.

8 декабря состоялся первый поистине демократический референдум, в ходе которого граждане проголосовали против монархии. В Греции произошла консолидация демократических сил под чутким руководством Костаса Караманлиса, пробывшего на посту Президента Греческой Республики с 1980 по 1995 гг.
В 1981 г. Греция вступает в Европейский Экономический Союз, а на местных выборах победу одерживает социалистическая партия. Ее известный лидер, Андреас Папандреу, становится премьер-министром страны, оставаясь у власти в течение следующих 7 лет.

Интересные факты о Древней Греции - звучит интригующе, особенно для любителей истории. Современная история многому обязана именно Древней Греции. Эта цивилизация оказала большое влияние на наш мир, и развитие человеческой истории. Именно в Греции взяли свое начало искусство, медицина, литература, и многое другое.

  1. Политика пришла в современный мир из древней Греции . Когда проходили выборы, за участие в них люди получали оплату. Именно по этой причине все жители Греции активно принимали участие в выборах. Так и взяла свое начало демократия.
  2. Древние греки были не такие уж и бесстрашные как описывает история. Они очень боялись воды, большинство из них не умело плавать . Они плавали на кораблях лишь вдоль берега. На почве этого страха у них было много водных богов, которых они молили о помощи, и спасении если оказывались далеко от берега.
  3. Древняя Греция - родина театра . Но греческий театр очень отличался от современно. Все постановки были очень трагичные, в них было много смертей и страданий. Играть в театре могли только мужчины, они играли как мужские роли, так и женские также. Ходить смотреть постановки тоже могли только мужчины.
  4. У греков были особые доспехи, они назывались «линоторакс» . Делались такие доспехи из льна в несколько слоев. Эти доспехи были действительно уникальны, они превосходно защищали от ударов меча, и лука.
  5. Древние греки были абсолютно не стеснительны, им не было стыдно . Довольно большой промежуток времени участники олимпийских игр бегали абсолютно голыми. Это произошло после того, как у одного бегуна спала набедренная повязка, и он пробежал дистанцию голым. Да и в обычной жизни они могли себе позволить ходить нагими.
  6. На первых олимпийских играх было только одно соревнование - бег .
  7. У богатых, обеспеченных греческих женщин, было не принято учиться и работать . Их любимое занятие было рассматривать украшения.
  8. Женщины, которые были образованы, умны, назывались «гетеры» . Такие женщины не ценились, их даже не хотели брать в жены.
  9. Древнегреческих философ Платон был спортсменом . Он участвовал в олимпийских играх, а именно в состязании борьбы, и даже два раза получал в них победу.
  10. Наше современное слово школа произошло от греческого языка . Только тогда в древние времена оно имело другое значение. Для греков это было досугом, и отдыхом. В общественных местах Греции делали скамьи, они были сделаны для отдыха людей, в таких местах всегда были скопления горожан. Со временем там стали собираться разные ораторы, у них было много слушателей. В таких беседах было много споров и дискуссий, и это стало постоянной традицией. Так и возникла потребность в учебном заведении, школе.
  11. Греки были набожными, верили в загробную жизнь . По их убеждениям, для того чтобы попасть в мир мертвых, тень или душа, умершего должна пройти через какую-то из рек окружавшую царство Аида. Перевозчика теней называли Харон. За свои услуги он брал плату с каждой тени. Чтобы тень могла покрыть расходы перевозки, родственники умершего, клали ему под язык монету. Если монету не клали, душа покойника была обречена, она не могла попасть в царство мертвых.

    11

  12. Есть легенда, что все богини Греции имели голубые глаза . А все гречанки в основном имели карие глаза. Женщины хотели хоть чуть-чуть походить на богинь, и для этого сыпали в глаза медный купорос. Глаза от этого действительно приобретали голубой оттенок, но на здоровье это оказывало очень негативное влияние.
  13. Название драгоценно камня Аметист было придумано в Греции . Значение этого слова- неопьяняющий. Древние греки делали из аметиста сосуды для вина, и считалось если пить из такого сосуда, то невозможно опьянеть.
  14. В древней Греции национальной валютой была драхма . И что самое интересное, она была поменяна на евро только вот в 2002 году, получается драхма продержалась главной волютой цивилизации почти 3000 лет.
  15. Древняя Греция не была одним единым государством . Каждый город Греции имел свои личные законы, правила, армию. Очень часто между городами возникали конфликты и недоразумения.

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты о древней Греции (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.

На юге Балканского полуострова расположена Греция - роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также западное побережье Малой Азии.

Греция богата полезными ископаемыми, что способствовало развитию ремесла и торговли. Земля здесь не отличалась плодоро­дием. Правда, хорошо растут виноград и оливковые деревья. Оби­лие островов, гаваней и бухт способствовало развитию морепла­вания.

Легендарным родоначальником греков был царь Эллин. Поэтому сами себя они именовали эллинами, а свою страну - Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили пелазги, которые первыми в Европе освоили земледелие. Гре­ческие племена тогда обитали на севере, у берегов Дуная. Пример­но с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. до н.э. вся Греция была населена лишь греками.

Минойская и микенская цивилизации. Первые следы произво­дящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит, который имел в древности связи со странами Передней Азии. На Крите сложилась и древнейшая в Европе цивилизация. По имени мифического правителя Миноса ее называют минойской. Перво­начально на острове возникло четыре небольших государства, центром которых был дворец правителя.

В городе Кноссе раскопан самый большой из дворцов, он счи­тается дворцом Миноса. Во дворце было около трехсот помеще­ний, его стены украшены фресками. Наиболее известно изобра­жение игры с быками: юноша проделывает на рогах быка и на его спине замысловатые движения. Очевидно, это был обряд, связан­ный с поклонением быку - главному помощнику древних земле­дельцев.

Во дворцах жили цари, их приближенные, слуги. Вокруг двор­цов располагались поселения земледельцев. Критские дворцы не были окружены стенами. От вторжений остров защищал сильный флот. Согласно мифам Минос создал огромный флот, который господствовал на востоке Средиземноморья.

Мифы и археологические данные говорят, что цари Крита по­корили население соседних островов и материковой Греции (миф о Тесее и Минотавре). Начиная с 1500 г. до н.э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, складывается своя цивилиза­ция. По названию города Микены она называется микенской. Со­здатели микенской цивилизации - греки-ахейцы - позаимство­вали на Крите многие его достижения.

Центрами микенских государств, как и на Крите, были двор­цы. Но они, в отличие от критских, были сильно укреплены. Ахейцы вели между собой долгие войны. Однако иногда они создавали крупные объединения. Именно такое объединение вело знамени­тую Троянскую войну, завершившуюся захватом богатого города Трои (Илиона) в Малой Азии примерно в 1180 г. до н.э., в самом конце микенского времени. Эти события нашли отражение в по­эмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Дорийское завоевание. В XII в. до н.э. жившие на севере Балкан­ского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили ахейские государства. Большая часть дорийцев верну­лась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со време­нем исчезла, а там, где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-го­сударства, сложившийся в Греции, называют полисом. В полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Древнегреческий полис. Самыми крупными городами-государ­ствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей). Были и совсем маленькие полисы, в которых жили всего несколь­ко сотен человек. Самыми распространенными были полисы с населением в 5 -10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан (мужчин-воинов) могло быть от 1 до 2 тыс. В городе, являвшемся центром полиса, прожи­вала основная часть населения.

В полисе жили его граждане - члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) - владельцы больших участков земли, круп­ных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным населением полиса являлся демос (народ) - мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы и обладало верховной властью в полисе. Должностные лица изби­рались народным собранием на определенный срок.

Великая греческая колонизация. К VIII в. до н.э. население Греции сильно увеличилось. Малоплодородная земля Эллады не мог­ла прокормить всех жителей. Из-за этого разгоралась борьба внутри полисов за землю. С VIII в. до н.э. «лишнее» население стало переселяться в колонии.

Греки либо договаривались с местными племенами, которых называли варварами, либо отвоевывали себе земли. Варвары, как правило, выгодно торговали с пришельцами. Массовые переселения и создание колоний продолжались до VI в. до н.э. Это время получило название периода великой греческой колонизации. Су­ществовало три направления колонизации: западное (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), северное (северное побережье Эгейского, Мраморное и Черное моря), южное (Африка).

Многие колонии быстро росли и богатели. В Элладу из них вез­ли зерно, металлы, рабов. В колонии вывозили вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Обмен товарами способствовал расцвету ремесла и сельского хозяйства в Греции. Знакомство с иными народами обогащало греческую культуру. Главное же зна­чение колонизации состояло в снятии социального напряжения внутри полисов. Но избежать внутренней борьбы грекам не уда­лось.

Тирания. Начиная с VII в. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и аристократии. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса, которые становились во главе государства. Их называли тиранами (властителями). Тираны спо­собствовали развитию ремесел и торговли. По их приказу строи­лись новые корабли и основывались колонии. Однако правление тиранов осталось в воспоминаниях как мрачное время. Многие тираны прославились своей жестокостью. Но тираны подорвали влияние аристократов.

Афины. Афины были центром полуострова Аттика, объединен­ного в единое государство легендарным царем Тесеем. Царей в Афинах не стало в глубокой древности. В VIII -VII вв. до н.э. власть в полисе принадлежала аристократам, владевшим обширными землями и обращавших за долги обедневших сограждан в рабство. По мере укрепления демоса разгоралась его борьба за землю и за отмену долгового рабства. Эта борьба ослабляла Афинское госу­дарство и его войско.

В 594 г. до н.э. для примирения сторон архонтом (правителем) был избран Солон, которого уважали как аристократы, так и де­мос. Он запретил долговое рабство, освободил афинян-рабов. Долж­никам вернули земельные наделы. Граждан Солон разделил на четыре разряда по размеру имущества. От разряда зависели место человека в войске и его политические права.

Следующий этап борьбы демоса и аристократов связан с тира­нией Писистрата, который провел преобразования для развития хозяйства и в интересах демоса. В 510 г. до н. э. был свергнут тиран Гипий - сын Писиситрата, который, в отличие от отца, притес­нял народ. Вскоре правителем Афин стал вождь демоса Клисфен. Всю территорию Аттики он разделил на 10 областей, каждая из которых состояла из трех районов, расположенных в разных час­тях полуострова. Клисфен создал Совет пятисот. В него поровну входили представители всех 10 областей независимо от имуще­ственного положения. Совет ежегодно пополнялся по жребию граж­данами, достигшими 30 лет. Совет пятисот занимался текущими делами и готовил их для обсуждения на народном собрании. На народном собрании выбирали всех должностных лиц, в том числе стратегов, которые были командующими войском и флотом, а также являлись фактическими правителями полиса.

Расцвет демократии в Афинах, а вместе с ней подъем их эко­номики и могущества связаны с именем первого стратега Перикла (444 - 429 гг. до н. э.). При нем была введена оплата службы долж­ностных лиц, что давало малоимущим гражданам возможность за­ниматься политикой. После Перикла была даже введена плата за посещение народного собрания.

Спарта. Область на юго-востоке Пелопоннеса Лаконика (Лаке-демон) была завоевана дорийцами, которые построили здесь свой город Спарту. Часть местного населения была порабощена и стала называться илотами. Завоевателям-спартанцам запрещалось зани­маться любым делом, кроме военного. Земельный надел спартанца обрабатывали несколько илотских семей. Они доставляли своему господину строго определенное количество продуктов. Спартан­цы превратили свое государство в военный лагерь. Позже они за­воевали соседнюю область Мессению.

Приблизительно в VIII-VII вв. до н.э. в Спарте были введены так называемые законы Ликурга. Согласно им, все (включая царей и старейшин) жили одинаково, носили одинаковую грубую одеж­ду, имели одинаковые жилища. Собираясь за общим столом, муж­чины ели простую пищу. Золотые и серебряные монеты были за­прещены.

Высшим органом власти было народное собрание - апелла. Апеллой законы не обсуждались, а лишь принимались или отвер­гались. Главную роль в управлении играл совет геронтов (стари­ков) - герусия. 28 человек старше 60 лет на должности геронтов избирались Апеллой, два царя получали власть по наследству. Цари возглавляли войско. Спарта была мощнейшим в военном отноше­нии полисом Эллады. Воспитание воинов являлось основной за­дачей государства. Спарта - пример олигархического полиса, в ко­тором власть принадлежала аристократии.

Со второй половины VI в. до н.э. Спарта стала центром Пело­поннесского союза. К середине V в. до н. э. в этот союз вошли почти все полисы Пелопоннеса и ряд полисов Средней Греции.

Греко-персидские войны. В VI в. до н.э. персы покорили грече­ские полисы Малой Азии. В 500 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали воору­женную помощь восставшим. За это в 490 г. до н.э. войска Дария высадились в Аттике около городка Марафона. В ходе ожесточен­ной битвы афинянам во главе с Мильтиадом удалось разгромить превосходящие силы противника.

Спустя 10 лет Ксеркс, сын Дария I, двинул на Грецию огром­ное войско и флот (финикийский). Большинство городов-государств во главе с Афинами и Спартой объединились против об­щей опасности. В Фермопильском ущелье на севере Греции неболь­шие силы эллинов под предводительством спартанского царя Лео­нида несколько дней сдерживали наступление Ксеркса. После ги­бели Леонида персы заняли Среднюю Грецию.

Греческий флот, в котором половина кораблей были афин­скими, встал у острова Саламин. 28 сентября 480 г. до н.э. здесь произошло решающее морское сражение. В узком проливе боль­шинство кораблей Ксеркса погибли не в бою, а в столкновени­ях друг с другом. Остатки флота и большая часть войска во главе с Ксерксом ушли из Греции. Решающее сухопутное сражение произошло около небольшого городка Платеи в 479 г. до н.э. Союзное греческое ополчение заманило персов в ловушку и уничтожило их. В этот же день греки разгромили персидский флоту мыса Микале. Греко-персидские войны продолжались до 449 г. до н.э. Персы признали независимость всех малоазиатских полисов.

В результате победы в греко-персидских войнах особенно уси­лились Афины, которые встали во главе Афинского морского со­юза, объединившего в основном демократические полисы. Со вре­менем афиняне начали вмешиваться во внутреннюю жизнь союз­ников. Денежные взносы полисов в казну союза превращались в дань Афинам.

После войны в Греции значительно возросла численность ра­бов. Рабский труд широко использовался в ремесле, добыче по­лезных ископаемых.

Кризис полиса. Единство Эллады было недолгим. В 431 г. до н. э. вспыхнула Пелопоннесская война между Пелопоннесским и Афин­ским морским союзами. Ожесточенные военные действия завер­шились в 404 г. до н.э. победой Спарты. Афинский морской союз был распущен. В Греции установилось господство Спарты. Спар­танцы вмешивались в дела других полисов, устанавливали всюду олигархическое правление. В ответ в Фивах произошел переворот против спартанцев и их местных приспешников-олигархов. Во главе восстания стоял Эпаминонд. В 371 г. до н.э. в битве при Левктрах он разгромил непобедимое до того войско Спарты. В ходе войн полисы взаимно ослабляли друг друга.

Одновременно в IV в. до н.э. внутри самих городов-государств происходят явления, получившие название кризиса полиса. По мере развития экономики усиливается неравенство между гражданами. Многие теряли средства к существованию, разорялись. Обычным явлением стало наемничество: на смену ополчений граждан при­ходят воины, нанятые за деньги.

Македонское завоевание Греции. К северу от Греции находи­лась Македония, где жило родственное грекам население. В сере­дине IV и. до н.э. на македонский престол вступил царь Филипп //, поклонник эллинской учености, выдающийся дипломат и полко­водец. Филипп создал знаменитую македонскую фалангу, превра­тив свою армию в грозную силу.

Многие в Греции надеялись, что и Филипп наведет в их стране порядок, прекратит усобицы. Другие греки, во главе с афинским оратором Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Решающая битва между греками и македонцами произошла в 338 г. до н.э. возле городка Херонеи. Греки были раз­биты, Эллада попала под власть Филиппа. Царь начал подготовку к войне с Персией, но был убит в 336 г. до н.э.

Походы Александра Македонского. Царем Македонии стал сын Филиппа Александр - великий полководец древности. Он пода­вил вспыхнувшее в Греции антимакедонское восстание и продол­жил подготовку к войне с Персией. Его поход в Азию начался в конце марта 334 г. до н.э. Первое сражение произошло на реке Граник. Персидское войско сопротивлялось недолго. Александр прошел по Малой Азии, захватывая один город за другим. Пер­сидский царь Дарий III дал сражение на берегу Средиземного моря у городка Исс. В разгар битвы Александр, увидев, что пер­сидский царь остался почти без защиты, приказал атаковать его. Дарий едва спасся бегством.

Александру покорились без сопротивления почти все фини­кийские города. Лишь Тир был взят после долгой осады. Вскоре войско двинулось в Египет. Здесь Александра приветствовали как освободителя от персидского ига, жрецы провозгласили его фа­раоном. Решающая битва македонско-персидской войны произош­ла 1 октября 331 г. до н.э. у деревни Гавгамелы в Месопотамии. У Дария сил было в двадцать раз больше, чем у Александра. Пер­сы почти одержали победу, но Александр вновь нанес свой глав­ный удар туда, где находился Дарий, который опять бежал. Побе­да была за воинами Александра. В столице Персии они захватили несметные сокровища. Дарий вскоре погиб.

Однако не все земли Персидской державы признали власть нового завоевателя. С большим трудом удалось покорить Среднюю Азию. В 327 г. до н. э. Александр повел свое войско на территорию Индии, не входившую в состав Персии. На восточном берегу реки Инд завоеватели разгромили войско царя Пора. Однако, когда македонцам стало ясно, что впереди их ждет война с государ­ством Магадхи, они взбунтовались. Александр был вынужден в 325 г. до н. э. повернуть назад.

В 324 г. до н.э. Александр сделал своей столицей Вавилон. Он планировал новые походы, но в июне 323 г. до н.э. 32-летний завоеватель внезапно заболел и умер.

Эллинистические государства. После смерти Александра нача­лась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок уп­равления, который существовал при персах.

Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали до­вольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные мест­ные народы. В эллинистических государствах возникла очень инте­ресная культура, сочетающая греческие и восточные черты.

Египет был одним из первых обособившихся владений Алек­сандра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македон­ский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские цари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил об­ширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и ук­расил основанный Александром Македонским город Александ­рию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государствен­ные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне.

Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов вклю­чало Иран, Месопотамию, Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Се­левкидов было очень воинственным.

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


История Древней Греции одна из наиболее захватывающих, величественных и интересных. Всю историю Древней Греции принято делить на пять основных периодов: эгейский или крито-микенский (3—2 тыс. до н. э.), гомеровский (11—9 вв. до н. э.), архаический (8—4 вв. до н. э.), классический (5—4 вв. до н. э.) и эллинистический (вторая половина 4 — середина 1 в. до н. э.). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся история Древней Греции разбивается на три больших основных периода: доклассический, классический и эллинистический.

О заселении территории Греции человеком свидетельствуют археологические раскопки, обнаружившие палеолитические стоянки на территории от Македонии до Элиды, относящиеся к периоду среднего палеолита (около 100-го — 40-го тыс. до н. э.). К этому времени относится череп неандертальского человека, найденный на полуострове Халкидика. В период неолита (около середины 7-го тыс. до н. э.) население Греции освоило земледелие, занималось скотоводством, ведя оседлый образ жизни. В этот период родовой строй, складывавшийся ещё в эпоху среднего палеолита, достиг полного развития.

Эгейский период (3—2 тыс. до н. э.)

Именно к этому времени относиться возникновение первых раннеклассовых обществ. Историю Греции данной эпохи хронологически принято делить на ранний, средний и поздний периоды. Различия культурных традиций отдельных частей Греции позволили выделить географические варианты: культура Крита получила название минойской культуры, материковой Греции — элладской культуры, островов Эгейского моря — кикладской культуры.

Период ранней бронзы (около 28 — около 21 вв. до н. э.). Этот период отмечен особым подъёмом островной Греции. К середине 3-го тыс. на многих островах (на Сиросе, Паросе, Мелосе, Китносе, Аморгосе и др.) была развита широкая добыча серебра, свинца и меди и изготовление металлической посуды, оружия, орудий, украшений и ритуальных вещей. Одновременно наблюдался значительный прогресс в гончарном и строительном ремёслах. Мореходство во 2-й половине 3-го тыс. связало всё побережье Эгейского моря. Появились первые города: Полиохни на о. Лемнос, Агиос-Козмас в Аттике.

Укрепленное поселение с дворцом (т. н. «Дом черепиц») на вершине холма в Лерне (Арголида) отражает рост власти племенных царьков на побережье южной Г. На остальной территории материковой Г. родовой строй сохранял полную силу. Между 2200—2000 племенные войны и передвижения уничтожили ряд процветавших центров на островах и материке. Этнический состав населения в 3-м тыс. сложен: среди племён сначала преобладали пеласги, позднее их оттеснили и частью ассимилировали протогреческие племена. Среди протогреческих племён усиливались ахейцы и ионийцы.

Период средней бронзы (около 20—17 вв. до н. э.). Этот период отмечен значительным прогрессом Крита в хозяйственной и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельческие государства (Кнос, Фест, Агия-Триада, Маллия). Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в 23—17 вв.). Около 18 в. была выработана новая система — т. н. слоговое письмо А. Создав большой флот, критяне подчинили себе ряд островов Эгейского моря. Широкие торговые и дипломатические связи с Египтом и государствами Передней Азии обеспечили Криту первенство в Эгейском бассейне.

Внутреннюю историю материковой Г. в 20—17 вв. характеризует сравнительно медленное развитие, способствовавшее устойчивости общинных отношений. Лишь с 17 в. началось формирование раннерабовладельческих государств Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Открытые в Микенах погребения царских семей в больших колодцеобразных (т. н. шахтовых) могилах содержали огромное количество драгоценных вещей (оружие, украшения, золотые маски и т. д.), свидетельствуя об усилении значения власти ахейских династов уже в середине 17 — конце 16 вв.

Период поздней бронзы (около 16 — около 12 вв. до н. э.). Продолжался подъём критских государств. В так называемый новодворцовый период (около 1700—1450) перестроены и расширены дворцы Кноса и Феста, заново воздвигнут дворец в Като-Закро. Росли города, расширялись внешние связи. Морское владычество (талассократия) критян этого времени сохранялось в памяти греков много веков спустя. Около 1470 тектоническая катастрофа на о. Фера повлекла за собой губительное землетрясение на Крите. Разрушение городов и деревень, гибель населения и флота — все эти обстоятельства определили запустение острова. В Кносе дворец был восстановлен; приблизительно до 1380 здесь сохранялось небольшое государство.

Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в 16—13 вв. Прогресс в земледелии и ремёслах повлек рост населения. Междоусобия соседей, оборонительные и военные союзы династов характерны для истории того времени. Это получило отражение в богатой легендарной традиции и в эпическом наследии ахейцев. Микенская культура ахейцев оказала влияние на соседние страны, в том числе и на Египет. Флоты царей Иолкоса, Микен, Пилоса, Фив и др. государств позволили ахейцам вести обширную заморскую торговлю ремесленными изделиями, которые иногда производились специально на вывоз. Для 15—14 вв. характерно широкое распространение ахейских изделий на Восток (в Троаду и др. районы Малой Азии, на Кипр, в финикию, Сирию, Египет) и на Запад (в Сицилию и Южную Италию). Усложнение государственной жизни ахейцев привело к развитию письменности: приспособив к своему диалекту критское письмо, ахейцы создали более совершенное, т. н. слоговое письмо.

Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)

В гомеровский период происходило дальнейшее формирование классовых обществ. Из северных районов вторглись новые греческие племена дорийцев, занявших часть земель в Средней и Южной Греции. Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побеждённых ахейских государств Пелопоннеса. Вторжение дорийских племён, живших ещё в условиях родового строя, повлекло за собой быстрый распад ахейских государств и оживление родовых отношений в греческом обществе. Основой дальнейшего развития производительных сил стало постепенное распространение железных орудий труда и вооружения. Дорийцы унаследовали от ахейцев и критян плуг, колёсные повозки, парусные суда, прессы, гончарный круг, др. орудия труда, зачатки архитектуры (особенно храмовой и крепостной).

После дорийского завоевания в Г. сложились мелкие самостоятельные общины; у власти стояли басилеи, всюду усилилась родовая знать. Во многих районах собственность рода на землю стала основой землевладения. Покорённое местное население становилось собственностью родов завоевателей, распадавшихся на большесемейные общины. Процесс порабощения местного населения протекал неодинаково. В Спарте членам общины завоевателей — спартиатам — противостояли периэки — бывшее коренное население территории Спарты, покорённое и оттеснённое к границам Лаконики; периэки сохраняли ограниченное самоуправление, занимались ремеслом и торговлей. Др. категорией зависимого населения в Спарте были илоты — покорённое спартиатами земледельческое население Мессении и др. областей; они считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Подобные илотам категории зависимого населения существовали в Фессалии (пенесты), на Крите (клароты) и в др. областях Г. В Афинах закабаление земледельцев происходило путём долговой зависимости и концентрации земли в руках родовой знати — евпатридов.

К 9 в. греческие племена заселяли: эолийцы — Северную Г., дорийцы — Среднюю Г. и восточной часть Пелопоннеса, ионийцы — Аттику, ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в Аркадию и Ахайю. Важнейшее событие этого периода — начало колонизации греками островов и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (Иония) — ионийцами, южные — дорийцами.

Возникновение и развитие полисного строя (8—6 вв. до н. э.). Дальнейшее распространение железных орудий труда привело к выделению ремесленников. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, производству на рынок, к развитию городов.

Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

Для городов Греции стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономической необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван прежде всего классовой борьбой внутри греческих городов-государств и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В середине 8 в. была выведена первая колония городов о. Эвбеи — Кумы (в Италии). Расцвет колонизации падает на 7—6 вв. Греческие колонии распространились по северному побережью Эгейского моря, восточному побережью Сицилии, побережью Тарентского залива в Италии и продвинулись на побережье Чёрного моря. Только Милетом было основано 75 колоний на Чёрном море.

В результате греческая торговля уже в 6 в. приобрела международный характер; ремесленные изделия греков находили широкий сбыт и на западном, и на восточных рынках. В Грецию поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырьё, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры (Дельфы, Олимпия). Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и денежным хозяйством. Однако основное средство производства — земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев.

Борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства составляет главную особенность периода 8—6 вв. В результате упорной борьбы демос добился в некоторых городах Греции отмены долговой кабалы (например, в Афинах в результате реформ Солона 594/593 до н. э.). Однако подавить сопротивление родовой знати проведению реформ было возможно лишь с помощью насилия. Такой силой стала тирания — единоличная власть, установленная путём вооруженной борьбы и опиравшаяся на движение крестьянской бедноты и поддержку торговцев и ремесленников.

В результате реформ тиранов были ликвидированы экономические и политические привилегии родовой аристократии. В период 8—6 вв. до н. э. сформировалась особая форма социально-экономические и политические организации древнегреческие общества — полис (город-государство) как коллектив свободных граждан, противостоявших рабам и др. категориям зависимого населения (кларотам, пенестам, илотам и др.), а также чужеземцам — метекам. Принадлежность к полису обеспечивала коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов.

В зависимости от степени победы земледельцев и ремесленников над родовой знатью конституция полиса была либо олигархической (например, в Спарте, на Крите), либо демократической (например, в Афинах). К концу 6 в. до н. э. рабство широко распространилось в некоторых высоко экономически развитых полисах (Коринф, Афины), где рабы и рабовладельцы стали антагонистическими классами. В то же время в ряде др. полисов (Спарта, полисы Крита, Аргос и др.) наряду с рабством в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя. В Средней и Южной Г. существовали ещё племенные земледельческие общины, в которых сохранялось натуральное земледельческое хозяйство и племенной строй (Фокида, Этолия, Акарнания и др.).

Между полисами развернулась борьба, вызывавшаяся различными экономическими и политическими причинами. В конце 6 в. возникло первое крупное объединение городов — Пелопоннесский союз под главенством Спарты, созданный для объединения военных сил Пелопоннеса (кроме Аргоса) и для организации помощи Спарте во время восстаний илотов.

Классический период (5 — 4 вв. до н. э.)

5—4 вв. до н. э. в истории Греции — период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в сельском хозяйстве. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Период расцвета Греции связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах (500—449) и создания в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами (или Первого Афинского морского союза) из государств, расположенных на островах Эгейского моря и его северном, восточном и западном побережьях.

Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла (443—429). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание подати — фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на территории союзников вызывали стремление последних к освобождению, особенно со стороны олигархических кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитического характера: борьба Афин и Коринфа за торговые пути на З., борьба Афин и Спарты за гегемонию в Г. Все эти противоречия привели к Пелопоннесской войне (431—404), которая охватила большинство греческих полисов.

Война вскрыла всю непрочность Афинского союза и завершилась полным поражением Афин. Они лишились почти всех внешних владений, флот был передан Спарте. Начался период спартанской гегемонии в Греции.

Не только Афины, но и многие греческие города вышли из войны ослабленными. Усиление имущественных контрастов вызывало острые столкновения и вооруженную борьбу внутри полисов. В каждом городе образовались два лагеря: бедноты и богачей. Дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла, денежного хозяйства начало подрывать основы государственной общины (полиса), экономической базой которой было мелкое и среднее землевладение.

Скопление денег в руках богатых метеков разрушало замкнутые рамки полисной экономики. Разорение крестьян и ремесленников создало в полисах бедноту, не находившую применения в сфере экономики. Была подорвана и военная мощь полиса: народное ополчение в ряде полисов заменяли отряды наёмников, т. к. война становилась единственно возможной профессией для бедноты. Постоянные междоусобные войны полисов ещё более усиливали их тяжёлое положение.

В 395 началась развязанная Спартой Коринфская война (395—387); в войне Спарте противостояла коалиция государств (Афины, Коринф, фивы и др.). Ослабление полисов и упадок финансового хозяйства ставили в тот период все полисы в зависимость от богатой Персии, которая фактически продиктовала воюющим сторонам условия мира (царский, или Анталкидов мир): Персия восстанавливала свою власть над малоазийскими городами, в Греции запрещались союзы городов, наблюдение и контроль за греческими городами передавались Спарте, политика которой выражалась в нарушениях автономии государств, в расправе с демократами, установлении олигархических порядков.

Спарта становилась главным врагом греческой свободы и независимости. В Фивы был введён спартанский гарнизон, но фиванские демократы в 379 под руководством Пелопида и Эпаминонда изгнали спартанцев и восстановили существовавший ещё в 6 в. Беотийский союз. В 378/377 возник Второй Афинский морской союз для борьбы со Спартой, куда вошли и Фивы. В 371 в битве при Левктрах фиванцы нанесли спартанским войскам поражение, которое развеяло миф о непобедимости Спарты. После гибели фиванского полководца Эпаминонда в битве при Мантинее (362) закончился краткий период возвышения Фив, чему способствовало и враждебное отношение к Фивам Афин, напуганных их усилением. Однако попытка Афин установить во Втором Афинском морском союзе порядки, существовавшие в Первом союзе, встретила отпор союзников и привела к Союзнической войне 357—355 до н. э.,закончившейся распадом союза.

В этот период на севере Греции возникла новая сила — Македония. К 346 македонским царём Филиппом II были завоёваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и фракийское побережье. В Афинах и других полисах Греции происходила борьба промакедонской (Исократ, Эсхин, Филократ и др.) и антимакедонской (Демосфен, Гиперид и др.) партий. Усилиями Демосфена против Македонии была создана коалиция греческих городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338), где, по словам Ликурга, одного из руководителей антимакедонской партии, «вместе с телами павших была зарыта и свобода греков». Конгресс в Коринфе в 338—337, созванный Филиппом II, окончательно оформил подчинение Греции Македонии, на нём было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархический режим, поддерживаемый македонскими гарнизонами.

Эллинистический период (конец 4 до н.э. - середина 1 вв. н.э)

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти (323). Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (самыми крупными из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и сама Македония).

Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, Спарта), продолжавших оспаривать господство в Греции. В большинстве государств у власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война 323/322) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267—261; названа по имени афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став всецело зависимыми от Македонской монархии.

Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против неё боролись, то объединяясь друг с другом, то порознь, два новых могущественных союза — Ахейский (возродившийся около 280) и Этолийский (созданный около 320). Ахейский союз охватывал большую часть Пелопоннеса (кроме Спарты, которая вошла в союз после 192) и крупнейшие города (Сикион, Коринф, Мегара). В Этолийский союз, кроме Этолии, входили районы Средней Г. (кроме Афин), южная Фессалия и некоторые др. города. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греческие города и пираты, которых использовали этоляне, продавая им в рабство жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было продано до 50 тыс. чел.). Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев греческого населения, рост бедноты, волнения которой становились обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Милете).

После поражения, нанесённого римлянами Македонии в битве при Киноскефалах в 197 г., римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. Летом 196 римский полководец Фламинин провозгласил на Истмийских играх «свободу» греков, вера в которую на короткий срок сделала Рим популярным в Греции. С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием. Фактически Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, номинально считавшихся свободным городом) и мало чем выделялась среди других восточных провинций Римской империи. С 4 в. н.э. Греция составила ядро Восточной Римской империи — Византии.

Загрузка...
Top