Архитектура Архангельский собор Московского кремля. Алоизо де Каркано. Начало XVI века. Алоизо де Каркано. Начало XVI века. В октябре 1508 года Великий князь Василий III « повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских » в новый Архангельский собор.
Архитектура Благовещенский собор Московского кремля. Псковские мастера. Конец XIV века. Андреем Рублёвым Феофаном Греком Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей.
Архитектура Церковь Ризположения Московского кремля. Псковские мастера. Конец XV века. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Архитектура Колокольня Ивана Великого Московского кремля. Бон Фрязин. XVI век. Церковь построена в память об Иване III. Самое высокое здание Московского Кремля (81 м). В старину у колокольни читали царские указы громогласно, « во всю Ивановскую », как тогда говорили.
Культура Руси XIV-XV вв.
Поскребышева Н.А.,
учитель истории МБОУ №4
г. Покачи.
Задание на урок.
Каковы достижения культуры
в 14-15 веках?
- Со второй половины XIV начинается подъем национального самосознания, возрождение русской культуры.
- Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур.
- Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь.
Тематика произведений.
- Жития святых
- Летописи
- Похвальные слова (князьям)
- Повести о борьбе с монголо-татарами
(о разорении Рязани Батыем, нашествие Тохтамыша, о Шевкале)
- О Куликовской битве
(«Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»)
- Рассказы о путешествиях.
Зодчество (каменная книга). 14 век.
- Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения
на Ручью (1360 г.) на Ильине улице (1375 г.)
(1407 г.) в Зверине монастыре (1467 г.)
особенности
зодчества 14 в?
Церковь Петра и Павла 1407г
Московский Кремль к. XV в.
Успенский собор (1475-1479 гг.) Архитектор Фиорованти
На территории московского кремля.
- Благовещенский собор Грановитая палата (1491 г.)
(1484-1489 гг.) (Марко Руффо и Пьетро Салари)
Внутренний вид Грановитой палаты
Московского Кремля.
Источники сохранили имена трех великих художников 14-15вв-
Андрея Рублева
Феофана Грека
Дионисия.
Андрей Рублёв
«Троица» (ок. 1411г.)-самая знаменитая икона древней Руси
(фрагмент фрески во Владимире) Андрея Рублева
- Донская Богоматерь Преображение
Дионисий (ок.1440-после 1503)
- Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь)
Лучший художник 15 века.
- Пророки Даниил, Давид и Соломон
Шитьё Петра (XIV в.)
«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.
Спасибо за внимание.
Источники.
Живопись: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_
Архитектура: Яндекс. Например, соборы Новгорода, Успенский собор….
www.abrisburo.ru
Архитектура. Грановитая палата в Московском Кремле. Троице - Сергиев монастырь. Сводная таблица современников. В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых. Письменность и литература. Андрей Рублев. Троица. Условия и характерные черты. Фольклор. Хождения за три моря. Кирилло-Белозерский монастырь. Культура Руси в 13-15 веках. Грановитая палата. Благовещенский собор Московского Кремля. Поэтические произведения.
«Архитектура Московского княжества» - Москва построена в 1156 г (до этого была деревней). Каменное строительство в Москве. Архитектура Московского княжества. Инициатором создания Русского государства и становится Москва. Архитектура и интерьер Московского княжества. Московское княжество. Покровский собор. Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598). Успенский собор. Быстрый рост экономического и политического значения. Грановитая палата.
«Новгород в 14 веке» - Новгородская литература 14-15 веков. Древнейшим памятником новгородской литературы является летопись. Новгородская печать XIII век. Живопись. Произведения о победе на Куликовом поле: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Новгородские товары имели хождение на огромной территории от Лондона до Уральских гор. Строительство закончено в течение года. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью - храм XIV века в Великом Новгороде.
«Культура Средневековой Руси» - Софийский собор в Новгороде. Культура Киевской Руси. Каменные Золотые ворота. Жанр древнерусской литературы. Русская живопись. Культура Московской Руси. Прикладное искусство. Празднества. Андрей Рублев. Церковь Рождества Богородицы. Крупнейшая постройка. Живопись. Софийский собор в Киеве. Икона Апостолов Петра и Павла. Каменное строительство. Церковь спаса на Ковалеве. Иконы. Золотые ворота. Музыка.
«Русские города 15 века» - Москва становится центром русского зодчества. Сергиев Посад. Москва. Технологии строительства. Ростов Великий. Ярославль. Углич. Каменное строительство. Владимир. Суздаль. Современные города России. Новгородское и псковское зодчество. Новгород. Владимиро-Суздальское зодчество. Деревянное зодчество. Грановитая палата. Страницы истории. Русские города XV века. Да сохранит Бог землю русскую. Кострома.
«Культура Руси 14-15 веков» - Пища. Феофан Грек. Одежда и обувь. План урока. Посуда. Цели. Характерные черты эпохи. Сказания. Живопись. Культура и быт XIV -XV вв.. Именно 14-15 вв. являются особенно важными. Основные понятия. Литературный отклик на Куликовскую битву. Закрепление. Каменное строительство, появившееся в разных городах. Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы. Былины. Андрей Рублев. «Житие святого Александра Невского».
В 13 веке храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Во второй половине 13 века каменное строительство полностью замерло (натиск с северо-запада, дань орде). Первой возобновила каменное зодчество Тверь. А за ней Новгород. Уже в 1292 году новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии создается ряд храмов, отличающихся завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциями здания. Храм был расчитан на небольшую группу прихожан одной улицы. Они же собирали деньги на его строительство. Новгородские мастера отказались от закомар, апсиду опустили до середины стены в пользу трехлопастного покрытия – излюбенный зодчих 14-15 вв., символом новгородского стиля. Плинфа не использовалась, выкладывали храм из грубо отесанного известняка и валунов. Это придавало стенам волнистую поверхность. Храмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.