Русская культура в XIV–XV веках. (10 класс)


















Архитектура Архангельский собор Московского кремля. Алоизо де Каркано. Начало XVI века. Алоизо де Каркано. Начало XVI века. В октябре 1508 года Великий князь Василий III « повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских » в новый Архангельский собор.


Архитектура Благовещенский собор Московского кремля. Псковские мастера. Конец XIV века. Андреем Рублёвым Феофаном Греком Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей.


Архитектура Церковь Ризположения Московского кремля. Псковские мастера. Конец XV века. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.


Архитектура Колокольня Ивана Великого Московского кремля. Бон Фрязин. XVI век. Церковь построена в память об Иване III. Самое высокое здание Московского Кремля (81 м). В старину у колокольни читали царские указы громогласно, « во всю Ивановскую », как тогда говорили.

Культура Руси XIV-XV вв.

Поскребышева Н.А.,

учитель истории МБОУ №4

г. Покачи.


Задание на урок.

Каковы достижения культуры

в 14-15 веках?


  • Со второй половины XIV начинается подъем национального самосознания, возрождение русской культуры.
  • Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур.
  • Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь.

Тематика произведений.

  • Жития святых
  • Летописи
  • Похвальные слова (князьям)
  • Повести о борьбе с монголо-татарами

(о разорении Рязани Батыем, нашествие Тохтамыша, о Шевкале)

  • О Куликовской битве

(«Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»)

  • Рассказы о путешествиях.

Зодчество (каменная книга). 14 век.

  • Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения

на Ручью (1360 г.) на Ильине улице (1375 г.)


(1407 г.) в Зверине монастыре (1467 г.)



особенности

зодчества 14 в?

Церковь Петра и Павла 1407г



Московский Кремль к. XV в.

Успенский собор (1475-1479 гг.) Архитектор Фиорованти


На территории московского кремля.

  • Благовещенский собор Грановитая палата (1491 г.)

(1484-1489 гг.) (Марко Руффо и Пьетро Салари)


Внутренний вид Грановитой палаты

Московского Кремля.


Источники сохранили имена трех великих художников 14-15вв-

Андрея Рублева

Феофана Грека

Дионисия.


Андрей Рублёв

«Троица» (ок. 1411г.)-самая знаменитая икона древней Руси


(фрагмент фрески во Владимире) Андрея Рублева



  • Донская Богоматерь Преображение

Дионисий (ок.1440-после 1503)

  • Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь)

Лучший художник 15 века.



  • Пророки Даниил, Давид и Соломон



Шитьё Петра (XIV в.)





«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.


Спасибо за внимание.

Источники.

Живопись: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_

Архитектура: Яндекс. Например, соборы Новгорода, Успенский собор….

www.abrisburo.ru

Архитектура. Грановитая палата в Московском Кремле. Троице - Сергиев монастырь. Сводная таблица современников. В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых. Письменность и литература. Андрей Рублев. Троица. Условия и характерные черты. Фольклор. Хождения за три моря. Кирилло-Белозерский монастырь. Культура Руси в 13-15 веках. Грановитая палата. Благовещенский собор Московского Кремля. Поэтические произведения.

«Архитектура Московского княжества» - Москва построена в 1156 г (до этого была деревней). Каменное строительство в Москве. Архитектура Московского княжества. Инициатором создания Русского государства и становится Москва. Архитектура и интерьер Московского княжества. Московское княжество. Покровский собор. Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598). Успенский собор. Быстрый рост экономического и политического значения. Грановитая палата.

«Новгород в 14 веке» - Новгородская литература 14-15 веков. Древнейшим памятником новгородской литературы является ле­топись. Новгородская печать XIII век. Живопись. Произведения о победе на Куликовом поле: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Новгородские товары имели хождение на огромной территории от Лондона до Уральских гор. Строительство закончено в течение года. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью - храм XIV века в Великом Новгороде.

«Культура Средневековой Руси» - Софийский собор в Новгороде. Культура Киевской Руси. Каменные Золотые ворота. Жанр древнерусской литературы. Русская живопись. Культура Московской Руси. Прикладное искусство. Празднества. Андрей Рублев. Церковь Рождества Богородицы. Крупнейшая постройка. Живопись. Софийский собор в Киеве. Икона Апостолов Петра и Павла. Каменное строительство. Церковь спаса на Ковалеве. Иконы. Золотые ворота. Музыка.

«Русские города 15 века» - Москва становится центром русского зодчества. Сергиев Посад. Москва. Технологии строительства. Ростов Великий. Ярославль. Углич. Каменное строительство. Владимир. Суздаль. Современные города России. Новгородское и псковское зодчество. Новгород. Владимиро-Суздальское зодчество. Деревянное зодчество. Грановитая палата. Страницы истории. Русские города XV века. Да сохранит Бог землю русскую. Кострома.

«Культура Руси 14-15 веков» - Пища. Феофан Грек. Одежда и обувь. План урока. Посуда. Цели. Характерные черты эпохи. Сказания. Живопись. Культура и быт XIV -XV вв.. Именно 14-15 вв. являются особенно важными. Основные понятия. Литературный отклик на Куликовскую битву. Закрепление. Каменное строительство, появившееся в разных городах. Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы. Былины. Андрей Рублев. «Житие святого Александра Невского».

В 13 веке храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Во второй половине 13 века каменное строительство полностью замерло (натиск с северо-запада, дань орде). Первой возобновила каменное зодчество Тверь. А за ней Новгород. Уже в 1292 году новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии создается ряд храмов, отличающихся завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциями здания. Храм был расчитан на небольшую группу прихожан одной улицы. Они же собирали деньги на его строительство. Новгородские мастера отказались от закомар, апсиду опустили до середины стены в пользу трехлопастного покрытия – излюбенный зодчих 14-15 вв., символом новгородского стиля. Плинфа не использовалась, выкладывали храм из грубо отесанного известняка и валунов. Это придавало стенам волнистую поверхность. Храмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.

Загрузка...
Top