Религия и культура скифов. Основные памятники скифской культуры

Важнейшую информацию о классической скифской культуре дают погребения и погребально-поминальные комплексы .

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, в конструкцию которых могут также входить дерево, камень, камыш. Как правило, захоронения совершались в ямах, но известны и случаи сооружения склепов на уровне горизонта. Кроме простых ям, хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах и каменных склепах. В раннее время у скифов, при наличии самостоятельных подкурганных захоронений знати, преобладают впускные погребения в курганные насыпи предшествующих эпох. Со временем сооружается множество собственно скифских курганов.

Поскольку их страна бедна пастбищами и скотом, они в основном являются вегетарианцами. Они живут зимой под войлочными палатками, которые непреодолимо вызывают юрты турок, монголов и сибирских народов: «Каждый живет под деревом зимой, обертывая дерево одеялом белого войлока в течение лета без покрова». Их внешний вид поражает: люди, которые все лысые по рождению, мужчины и женщины невнятно; у них плоский нос, сильный подбородок; они говорят на определенном языке; они одеваются, как скифы. Это описание вызывает монголоидный тип, а не тип западной степи, представленный в греко-скифском искусстве и искусстве Ахеменидов, в частности, благодаря процессии делегации Саки на Рельефы лестницы Ападаны Персеполиса: люди с длинными прямыми волосами, прямой нос, чаще всего бородатые и усы.

Крайне редко практикуется кремация на месте: сожжение покойного вместе с деревянной гробницей, что характерно главным образом для северопричерноморской лесостепи. В той же лесостепи известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы.

Добавим, что эти западные саки всегда оснащены оружием. Физические черты персонажей, представленных на этой пластине, наличие деревьев. Это говорит нам, что они носят скифский костюм, хотя их язык является «своеобразным», другими словами, не понятным скифам Европы.

Нередко для правильных имен скифских царей найти точное эхо в птичьей и староперсидской онмастике. Это, очевидно, относится к именам аристократии, которые передают доминирующие ценности правящего класса, в дополнение к тому, что некоторые элементы выдвижения принимаются поколением или внутри одной семьи. и, таким образом, служат в качестве наследственного маркера. В цивилизациях, которые по-прежнему по сути являются устными, эти собственные имена несут социальную идентификацию. Теперь, образование этих имен прибегает, подобно греческому онмастическому, к номинальному составу: на самом деле использование составных существительных является доминирующим правилом для аристократии.

В погребениях часто встречаются различные подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.

Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (в основном это кости мелкого рогатого скота). Человеческое погребение может сопровождаться захоронением коня в той же или отдельной могиле. Кроме того, погребения знати могли содержать также захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.

В противном случае имена являются аббревиатурами от терминов, обычно используемых в композиции, и которые остаются узнаваемыми. Очевидно, что мы должны освободить место для имен, которые получены из одной лексемы и которые чаще всего являются прозвищами. Перечень собственных имен древнего иранца имеет параллели в собственных именах древнего индоарийского языка, другими словами, Ведический: это подтверждается в изобилии от первых текстов, в собрании гимнов Веды Это имена принцев, героев, поэтов, в дополнение к именам народов и теоним.

С этой стороны анализ литературы не настолько тщателен, как это было на иранской стороне, благодаря усилиям нескольких поколений иранцев. Перечень ведических и иранских названий содержит в изобилии. Номинальный состав определяется как комбинация двух лексем в новый лингвистический знак, который ведет себя как простая морфема в отношениях с другими элементами высказывания; уникальность этой морфемы отмечена на индоевропейских языках одним акцентом и тем фактом, что только конечная конечность несет сгибающие метки, а первая конечность - нет.

Древнейшие из крупных скифских захоронений по данным на сегодняшний день относятся к VII в. до н.э. - это Келермесские, Краснознаменские и Новозаведенские курганы на Северном Кавказе и Мельгуновский (Литой) курган в Поднепровье. Вообще, в VII-VI вв. до н.э., наиболее значительные погребальные памятники скифской и родственной ей скифообразной культуры находятся на Северном Кавказе и в лесостепном Северном Причерноморье, где скифы в это время расселяются, вступая в контакт с местным нескифским оседлым населением и формируя, очевидно, полиэтничную аристократию, которой и принадлежат многие крупные погребальные комплексы.

В форме темы или в виде фигуры. Номинальные соединения конденсируют различные синтаксические отношения между двумя членами в свободном состоянии в синтагме. Если можно определить, следуя Бенвенисту, номинальную композицию как «микросинтакс» 40, она также действует в части лексикона с уплотнением фразеологии, которая известна полными утверждениями, в текстах, Фактически, ассоциации лексем, присутствующих в соединениях, часто засвидетельствованы в свободном состоянии, то есть в фразах, текстах в Ведах или в авестике, которые предлагают.

Когда они «сочинили» собственное имя, индоиранцы прибегли к тем же ассоциациям, которые послужили основой для формул традиционной поэзии, используемых институциональным дискурсом, религиозным, правовым и политическим. Более полутора веков исследования по поэтической фразеологии получили распространение и точность, и он опирается, помимо прочего, на онмастику.

Культура нескифских народов лесостепного Северного Причерноморья продолжает сохранять скифский облик вплоть до рубежа IV-III вв. до н.э., тогда как на Северном Кавказе черты собственно скифской культуры стираются уже в течение V в. до н.э., что, видимо, свидетельствует о полной ассимиляции скифов на данной территории местными оседлыми племенами меотской и кобанской культур.

Расположение всех этих народов является неточным и вызвало бесконечные споры. Похоже, что Геродот на определенном расстоянии сообщает информацию, которую греческий поэт из Пропонтиса собрал из Иссонов: Аристеа из Проконсе, автора эпической поэмы, озаглавленной «Аримавспейя», которая, кажется, войны между всеми соседними народами, населявшими этот обширный регион на востоке и севернее скифов, и которые мы могли бы просто назвать «Внутренняя Азия» или «Верхняя Азия».

Среди этих непрекращающихся боев были те, которые были между Аримаспесом люди с одним глазом, «самые воинственные из этих народов, и грифы, хранители золота». Геродот дает нам синтез биографических элементов в его распоряжении о Аристее, жизнь которого очень скоро была окружена легендами: преданный Аполлона, под вдохновением которого он отправился бы к Иссодонам, превратившимся в Ворон Аполлона. Способный покинуть свое тело, умереть и вновь появиться в разных местах, вплоть до Великой Греции, в Метапонте.

Поселения. В степи, где жили собственно скифские кочевые группы, использовавшие кибитки и юрты, до конца V в. до н.э. почти не было скифских оседлых поселений, исключая Елизаветовское городище на Нижнем Дону и несколько небольших поселений с круглыми и четырехугольными землянками. Действительно крупным скифским поселением стало Каменское городище на Нижнем Днепре (общая площадь 1200 га), функционировавшее в конце V - начале II в. до н.э. и защищенное почти со всех сторон естественными водными преградами, а со стороны открытой степи - земляными валами и рвами. Цитадель городища (площадь 30 га) была дополнительно защищена валом, подпиравшим стену из сырцового кирпича, а также каменной стеной с внутренней забутовкой. Жилищами служили овальные и четырехугольные землянки и наземные дома с глинобитным очагом. Их стены состояли из вертикально врытых бревен, переплетенных прутьями либо завешенных кошмами; крыши были двускатными. Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и черной металлургии.

Но научись знать опасность другого зрелища: остерегайся собак Зевса с их острыми клювами, которые не лают, Грифоны; а также смонтированной армии одноглазых Аримаспес, которые живут на берегах реки Плутон, которая несет золото. Те же элементы были взяты у Аристея несколькими историками и географами: необычными персонажами, Аримаспы имеют только один глаз и движутся только верхом; они в бесконечной войне против грифонов, которые защищают золото, которое они добывают с неумолимыми подземными пещерами, и что Аримаспас пытается украсть у них.

Тем не менее, тема завоевания золота, хотя и не очень конкретная, соответствует сильному присутствию золота в искусстве скифов и кочевников Средней Азии, что оставило нам столько голов искусства. ослепительная работа. Труднее сделать один. Неудивительно, что участки добычи золота вскоре были связаны с ужасающими легендами, призванными сдерживать потенциальную конкуренцию. Наиболее распространенная теория допускает, что Аримаспы жили в окрестностях горы, богатой золотом, и именно Алтай - золотой регион, название которого вызывает этот минерал, ср.

Ведущие элементы материальной культуры. Наибольшую изобретательность создатели скифской культуры проявили в создании комплекса наступательного и оборонительного вооружения .

Широко распространились железные колющиемечи и кинжалы скифского типа - так называемые акинаки . Основным оружием дальнего действия у скифовбыл лук . Скифский лук - сигмовидный, короткий (длиной 0,6-1 м), состоящий из деревянных прутьев или пластин, обмотанных корой, иногда со срединной костяной накладкой и костяными или роговыми завершениями, с сухожильной тетивой. Стрелы (длиной 60-70 см) имели наконечники из бронзы (реже - из железа и кости); бронзовые наконечники были сначала двухлопастными, часто с шипом, позднее – трехлопастными. Использовались также копья длиной 1,7-2,2 м, изредка до 3 м. Их наконечники делались из железа и были сначала удлиненно-лавролистные, позднее более широкие остролистные. Скифы применяли также железные боевые топоры , или секиры, которые имели, как правило, длинный обушок и неширокое лезвие. Реже применялись топоры-клевцы с киркообразным обушком и секировидным лезвием.

Турецкий алтун «золото». Тем не менее, золото было также использовано в земле Сакас, восточнее Бактрии, Бадахшана и даже в бассейне Тарима. Образ грифонов не зависит от характера Аримаспеса, поскольку мы находим этих монстров в искусстве Алтая и в греко-скифском искусстве вне боя с Аримаспес.

Неоднозначность этого отрывка объясняется ссылкой на «нас», что, по-видимому, означает, что личность Аримаспеса является также известным скифам, с которыми греки, включая самого Геродота, находятся в контакте. Тем не менее, хотя Аристея не упоминается, почти буквальное возобновление выражений, используемых выше в отношении путешествия Аристея в Исседонах, позволяет.

Основу оборонительного скифского вооружения (доспеха) составлялпанцирь , имевший чешуйчатую структуру. При его изготовлении использовались многочисленные бронзовые и железные пластинки, нашивавшиеся на кожаную основу. Панцирь служил как минимум для защиты груди, как максимум всего корпуса, включая руки и ноги. Применялись также защитные пояса из кожи, иногда с нашитыми металлическими пластинами.

Приписывание поэту этого этимологического дискурса. Более того, если мы возьмем текст буквально, он одновременно говорит, что Аримаспы не являются скифами, и что их имя совершенно ясно «на скифском», что может означать, что это имя уже транспонирование их первоначального названия. Возможно, Геродот с некоторым злым умыслом указывает на это противоречие Аристея. Фактически, множество промежуточных информаторов должно было добавить к качеству и подлинности «лингвистического» интеллекта, который был реализован на практике. ценность по дискурсивной стратегии поэта.

Один из важнейших видов скифского доспеха- шлем . Щиты были кожаными прямоугольными (со скругленными углами), а также деревянными овальными.

Разнообразным был и скифский комплекс конского снаряжения . Удила в ранний период имели стремечковидное оформление внешних петель, делались из бронзы или железа и соединялись с трехдырчатыми псалиями из тех же материалов или из кости. Затем их сменили кованые железные удила с загнутым внешним концом, соединявшиеся с двудырчатыми псалиями из железа или бронзы. Для крепления уздечных ремней служили уздечные бляхи , использовались также нащечники , налобники и наносники , часто оформленные в скифском зверином стиле.

С литературной точки зрения, в любом случае гораздо интереснее было спросить, что подлинный смысл имени Аримаспеса «имеет только один глаз», поскольку их личность, как всадники и коневоды, имела бы недостаточно, чтобы отличить их, с греческой точки зрения, от скифов и всех кочевников Средней Азии.

Эта идея восходит к Иоганну Каспару Зевсу, чье имя остается мастером кельтских исследований, которое дало ему альтернативу внутренней интерпретации соединением «Ари». Имя персидского народа упоминается в другом месте Геродота. Нет необходимости останавливаться на недостатках этих решений. Последняя гипотеза основана на работе, которая представлена ​​только в Ведике, и которая в любом случае является вторичной: невозможно проецировать «компаньон, друг» в авестику и поэтому очень сложно экстраполировать эту работу. неизвестный в древнем иранском языке, на другом иранском языке.

Сосуды скифской культурыпредставлены прежде всеголепной керамической посудой и тарой. В основном это сфероподобные сосуды - кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент. Известны также ритуальные полусферическиедеревянные чаши с золотыми обкладками.

Одежда и украшения . Мужчины, как правило, носили штаны-шаровары и кафтаны-куртки, мягкие сапожки и башлыки, женщины - длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей украшалась множеством золотых нашивных бляшек. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.

Можно ли представить, что кочевые всадники приняли такое имя? Тем не менее, эта гипотеза была тщательно обоснована59 с аргументом о том, что Аримаспы являются народом «Великого Севера»: это в первую очередь связано с неправильным толкованием текста Геродота, который не имеет ничего общего с близостью. Аримаспы и гипербореи. В любом случае, вряд ли можно прибегнуть к в значительной степени мифическому расположению гиперборейцев, чтобы объяснить имя Аримаспеса полностью восстановленным астрологическим мифом: их имя означает нечто вроде сыновей звезды, чьи лошади «Сыновья Полярной звезды» или, одним словом, «те, в которых лошади, в конце света, остановились». Более того, мы не можем сказать, что мы это сделали.

Дисковидные бронзовые литые зеркала являлись в скифской культуре не только предметом туалета, но и ритуальным объектом.

Хозяйство и орудия труда. Основой скифской экономики было кочевое скотоводство . Сначала практиковалась постоянная подвижность всего населения, без фиксированных зимников и летников (поэтому так много раннескифских впускных погребений в курганах эпохи бронзы). Необходимые продукты питания и ремесленного труда получались военным путем/обменом от соседей-земледельцев. Основной состав стада формировали лошади и мелкий рогатый скот. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовались родовые кладбища, четко определились границы кочевок. Начался процесс постепенного оседания части населения, появились свои поселки и города.

Эта теория лишена всякой филологической и языковой основы. Это имя может быть истолковано как «наделенное ценными лошадьми» или «кто приобретает лошадей». Не вдаваясь в фонетическую деталь, следует признать, что модификация для получения графа. «Аримаспов» весьма важен и что, за исключением последнего термина «лошадь», единственной общей точкой греческого слова с этим именем является первоначальный гласный и следующая жидкость. Таким образом, автор этой гипотезы прибег в несколько легком приближении с гр.

Важным моментом является то, что среди спекуляций различных древних писателей о местонахождении этой горы ни одна из них не размещает ее в регионе, где Аристеас находился в Аримаспов. Это делает идею внутреннего греческого сближения очень подозрительной, что побудило бы восстановить это имя от своего иранского источника. Индо-иранский словарь, однако, предлагает трек, который до сих пор полностью игнорировался.

Земледелие в северопричерноморской степи у скифов появилось местами не ранее рубежа V-IV вв. до н.э., причем оно играло здесь исключительно подсобную роль. Лишь в позднескифской культуре в Крыму оно стало основой хозяйства. Напротив, у народов, создавших культуру скифского типа в северопричерноморской лесостепи, земледелие господствовало. Здесь найдены деревянные плуги (сходные с гальштатскими) и железные серпы - некоторые с наварным стальным лезвием, с рукоятками из кости. Применялись также железные топорики-тесла и железные мотыги.

Она продвигается в древней Авесте в ранг «благотворных бессмертных», которые окружают Ахура Мазда; в этом контексте он относится к порядочной мысли, подчиненной мировому порядку Реноу 68, первому компоненту Веда. «Правильное форматирование мысли, готовое мышление». Поэтому это наречие относится к поэтической фразеологии индоиранцев и выражает набор понятий из одной фундаментальной идеи, приложения которой кратные. Однако возможны и другие интерпретации, которые не обязательно являются взаимоисключающими.

«Лошади украшены». Для соответствующего соединения значение, «наделенное богато украшенными лошадьми, обрезанное», было бы прекрасно согласовано с эстетической и символической значимостью использования в искусстве кочевников Средней Азии: седла, стремена, оковы, уздечки и утонченности. из долота и фаски, которые одели лошадей какой-то маской, как в курганах Пазырыка. Эта роскошь поразила иностранцев, как замечание Ксенофонта в «Сиропедии о персах» показывает: «У них теперь больше одеяла на своих лошадях только на своих кроватях, потому что им все равно, что они ездят как комфортно сидящие».

Металлургия. Как уже было сказано, начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур. Первоначально, до возникновения Каменского городища основная масса металлических орудий, оружия и уздечных элементов производилась для киммерийцев и скифов оседлыми ремесленниками Лесостепи и Северного Кавказа: именно там в VI-V вв. до н.э. были центры добычи и обработки железа и бронзы. С появлением оседлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры - Каменское и Елизаветовское городища - вместе с лесостепными мастерскими снабжали округу всем необходимым.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в горнах ямных и шахтных; порой получали сталь за счет первичного науглероживания в сыродутном горне или в результате преднамеренной цементации. Ковка осуществлялась при высоких температурах в кузнечных горнах с воздуходувными мехами. Обнаружены остатки кузнечного дела: молоты, клещи, пробойники, пуансоны, зубила.

В VII-V вв. до н.э. на высоком уровне находиласьобработка кости и рога . Широко было распространеноткачество . Сырьем служили овечья шерсть, лен, конопля. Был известен вертикальный ткацкий станок с каменными грузиками.

Торговля велась в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье. Вывоз: хлеб (из лесостепи), рабы, шкуры. Ввоз: вино, керамические и металлические изделия (орудия труда, дорогое оружие и украшения).

Изобразительное искусство богато и разнообразно представлено в памятниках скифской культуры. При наличии геометрических и растительных тем, данное искусство особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.

Прикладное зооморфное искусство скифской культуры представляет собой локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля - одного из элементов «скифской триады». Это особое художественное направление в древнем прикладном зооморфном искусстве, характеризующееся на всем пространстве соответствующей культурно- исторической области - от Дуная до Южной Сибири едиными чертами: унифицированным набором образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) - в строго определенных позах и композициях, с использованием особых приемов моделирования деталей. Данному художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях). Скифский звериный стиль имеет исключительно прикладной характер и украшает в первую очередь предметы вооружения и конского снаряжения.

В данном искусстве отразились культ солнца и огня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля были, вероятно, заложены и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории) - отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя .

Вместе с тем отличительной чертой классической скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирского мира, является наличие монументальнойантропоморфной скульптуры . Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

За пределами "скифского мира", но в тесном контакте с собственно скифской культурой находились создатели оседлых земледельческо-скотоводческих культур Северного Кавказа, существовавших более длительное время и отличавшихся высокоразвитым ремеслом. Это меотская и кобанская археологические культуры.

Меотская культура в бассейне Кубани и Восточном Приазовье была результатом жизнедеятельности целого ряда разнородных племен, объединенных самоназванием или иноназванием меоты. Культура возникла еще в предскифский период и продолжала существовать в скифскую и сарматскую эпоху (максимальные хронологические рамки: IX в. до н.э. - III в. н.э.). Меоты оставили многочисленные поселения - как неукрепленные, так и защищенные валами и рвами, часто с площадкой-цитаделью. Жилища строились из глины с соломой либо из обмазанного глиной камыша, а также на деревянном каркасе с применением камышовых матов и глиняной обмазки; они обычно имели крышу из древесных прутьев, соломы и камыша, глинобитный или глинобитно-илистый пол и открытый очаг.

В погребальном обряде собственно меотской культуры господствует трупоположение в ямах на бескурганных могильниках. Вместе с тем в VII-VI вв. до н.э. - в период, синхронный раннескифской эпохе, на данной территории появляются богатейшие курганы с погребениями скифо-меотской аристократии – в том числе вышеназванные Келермесские и Ульские. Эта курганная традиция берет здесь начало еще в предскифский период, в погребениях колесничих и воинов-всадников (в том числе и под курганами, как например курган Уашхиту). Эти богатые курганные захоронения обнаруживают следы контактов с Передней Азией, вероятно, обусловленные завоевательными походами киммерийцев и ранних скифов на Ближний Восток. В третьей четверти I тыс. до н.э. влияние степных кочевников ослабевает и абсолютно господствуют самобытные меотские черты в погребальном обряде; хотя курганная традиция имеет место и в этот период, но сооружаются курганы в основном не над погребениями, а над святилищами. С конца I тыс. до н.э. культура меотов испытывает влияние сарматской обрядности, в связи с чем наряду с традиционными ямными могилами распространяются катакомбы и подбои. В начале IV в. н.э. меотская культура в своей классической форме перестает существовать, став одной из основ материальной культуры средневековых раннеадыгских племен.

С меотской культурой на востоке граничила кобанская культура Центрального Предкавказья (XIII-IV вв. до н.э.). Появившаяся еще в эпоху поздней бронзы и входившая в состав Кавказской металлургической провинции, эта культура, подобно гальштатской, плавно перешла в стадию железного века и просуществовала в течение всей скифской эпохи, дав начало ряду местных культур сарматской эпохи. Этноним ее создателей неизвестен (название культуре дано по имени современного селения Верхний Кобан в Северной Осетии, где были сделаны первые важнейшие находки), однако ясно, что их предки населяли эту территорию еще со времен бронзового века. Генетически кобанская культура восходит к северокавказской культуре среднебронзовой эпохи при участии импульсов со стороны закавказских племен.

Кобанские племена практиковали скотоводство (отгонное с преобладанием овец – в горах, придомное с доминированием крупного рогатого скота и свиней - в предгорьях) в сочетании с земледелием (выращивали твердую и мягкую пшеницу, ячмень, рожь, просо). Высокого уровня достигли цветная и черная металлургия и металлообработка, в том числе художественная. Это дало возможность кобанским мастерам, усваивая у степных кочевников многие новации в вооружении и конском снаряжении, совершенствовать конструкцию этих предметов и налаживать их массовое производство для собственных нужд и для нужд тех же кочевников.

Кобанцы жили в основном на неукрепленных поселениях, размещавшихся в малодоступных местах: на предгорных возвышенностях, порой даже на отвесных скалах, по долинам рек на высоких плато, в ущельях на плоских отрогах (Сержень-Юрт, Бамут). Жилища были глинобитными или «турлучными» (деревянный каркас с глиняной обмазкой), иногда на булыжных фундаментах; В высокогорье встречаются и каменные дома. Они чаще стояли группами, стенами друг к другу, иногда целыми кварталами, разделенными улицами, мощенными булыжником. На поселениях обнаруживаются также гончарные печи и мастерские металлургов.

Основу погребального обряда составляло трупоположение, но известны и случаи кремации. Могильники, как правило, бескурганные; сооружение курганов практиковалось нечасто и было следствием влияния степных кочевников. Весьма разнообразны могильные конструкции: это и обычные ямы, и ямы, обложенные по краям рваным камнем или булыжником, и каменные ящики со стенками из массивных песчаниковых или сланцевых плит, перекрытые еще более мощной плитой и т.д. В могилы клали орудия труда, оружие (обязательный атрибут мужских погребений), уздечку, сосуды, напутственную пищу. Известны, хотя и не столь часто, как у скифов, захоронения человека с взнузданным конем.

В 1903 году на Кубани, возле станицы Келермес, были раскопаны четыре из шести имевшихся в этом месте скифских курганов. Захоронения относились к VI веку до н. э. и дали много ценнейших памятников. Раскопки следующего года осуществлял известный археолог Н. И. Веселовский. Несмотря на то, что оставшиеся два кургана, которые он вскрыл, были частично разграблены еще в древности, ученому удалось выяснить основные принципы устройства этих скифских захоронений. Ямы прямоугольной формы были разделены бревнами на три части: в центре погребены люди, а по бокам - кони (в одном захоронении их было двадцать четыре, а в другом - шестнадцать). Деревянный настил сверху могилы перекрывала насыпь.

В одном из погребений (женском) обнаружили круглые зеркала из бронзы и серебра. Серебряное зеркало имело загнутые назад края (оригинальная скифская форма) и с тыльной стороны электровую (сплав золота и серебра) обкладку с изображением в восьми секторах плоскости круга богини Кибелы - покровительницы животных, в том числе и фантастических. Среди вещей из мужского захоронения особенно интересны золотые обкладки ножен и рукояти меча с изображением «древа жизни» и фантастических животных (древневосточные мотивы), а также оленя и птичьих голов на выступе в верхней части ножен (скифские изображения и форма).

Кроме того, обнаружили бронзовые шлемы и прямоугольную золотую пластинку - обшивку горита (колчан для стрел и футляр для лука), разделенную на двадцать четыре квадрата, с рельефными изображениями оленей. Там же найден боевой топорик, рукоять которого украшена золотой обкладкой. Многочисленные животные на ней сделаны наблюдательно, с великолепным знанием натуры и одновременно в своеобразной, несколько условной манере. Для скифского искусства характерен так называемый «звериный стиль» - изображение животных, борьбы зверей, момента, когда хищник терзает свою жертву.

Пантера и Олень

К лучшим образцам скифского искусства относится знаменитая Пантера, найденная в одном из келермесских курганов. Она представляет собой массивную рельефную золотую бляху, служившую для украшения центральной части щита. Сам щит не сохранился. Мастер, создававший Пантеру, сумел передать характерные повадки зверя, его мягкое, крадущееся движение. Но вместе с тем изображение носит условный характер - многое в нем имело, очевидно, магический смысл. Не случайно каждая лапа животного изображена в виде маленькой свернувшейся пантеры - она наделялась как бы могуществом целого зверя, а хвост, составленный из шести пантер,- соответственно еще большей силой. В изображении преобладают крупные плоскости. Очевидно, эта техника связана со спецификой обработки дерева и кости, а затем перенесена на золото. Глаз Пантеры инкрустирован цветной пастой.

Скифская культура. Пантера - украшение щита
Из Келермесского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Те же художественные принципы лежат в основе другого замечательного памятника скифского звериного стиля - Оленя, найденного также на Кубани, но в другом захоронении- близ станицы Костромской. Выразительно переданы упругое тело животного, вытянутая шея и настороженно поднятая голова. Преувеличенно большие рога показаны условно. В центре уха и глаза некогда были вставки из камня или пасты.



Скифская культура. Олень - украшение щита
Из Костромского кургана
Золото. Нач. VI в. до н.э.
Государственный Эрмитаж

Скифские «цари»

В 1912 - 1913 годах Н. И. Веселовский вел раскопки южнее Никополя, в одном из районов, где в древности жили «царские скифы» - наиболее сильные и влиятельные среди родственных им кочевых племен. Курган Солоха оказался частично разграбленным, однако грабители обнаружили в огромной насыпи кургана (высота ее восемнадцать метров) лишь одно из двух захоронений и похитили только часть вещей. К главному захоронению, где были погребены вождь, оруженосец и слуга, вел колодец, сделанный в самом грунте, и от него наклонный ход, завершавшийся погребальной камерой. Поблизости, в специальной яме находились скелеты пяти коней и рядом могила конюшего. Самые ценные предметы помещались возле скелета вождя (царя). Это были вещи по преимуществу античной работы, полученные в результате обмена через греческие колонии в Причерноморье. Эллины ввозили в Скифию предметы ремесел и, в частности, ювелирные изделия, драгоценности, высоко ценившиеся у скифской знати. Так, в захоронении скифского вождя оказались ныне всемирно-известный Солохский гребень, чаша фиала, служившая для возлияния вина в честь богов (вождь был одновременно и жрецом), украшенная рельефным изображением борющихся животных, бронзовый шлем, семь сосудов греческого производства и некоторые другие предметы, свидетельствующие о торговых и культурных связях скифов с греками.

Солохский гребень

Солохский гребень - работа греческого мастера V века до н. э. исполнен с учетом вкусов заказчиков, со знанием специфики жизни скифов. Скульптурная группа (ручка гребня), отделенная от линии зубцов двумя полосами с зажатыми между ними фигурками львов, изображает схватку между скифами. На помощь всаднику спешит пеший воин, а их противник (его конь лежит раненый на земле) пытается противостоять превосходящим силам врага. Фигуры необычайно выразительны, динамичны, прекрасно передан этнический тип, характерные особенности костюма и т. д. Вместе с тем сама композиция (симметричная группа, равновесие масс, предельная ясность каждого компонента и чувство целого) типична для античного искусства периода классики.


Гребень.
Из кургана Солоха
Золото. Кон.V - нач. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Солохский гребень и многие другие вещи античной работы содержат изображение скифов. Но в том же захоронении обнаружены и скифские памятники с характерными элементами «звериного стиля» и местными формами. Такова, например, золотая обкладка ножен меча с типично скифским выступом вблизи рукояти, а также с изображениями животных, выполненными в компактной. замкнутой композиции, в условной манере, с деформацией фигур, имеющей целью включить их в определенное пространство предмета, который они призваны заполнить и украсить.

Чертомлыкский курган

Самый большой из скифских курганов, расположенный севернее Никополя,- Чертомлыкский (IV в. до н. э.) - имеет около двадцати метров в высоту и пятьдесят метров в диаметре. Раскопки его вел один из первых русских археологов И. Е. Забелин, в 1862 - 1863 годах. Под насыпью он обнаружил ряд подземных гробниц, часть которых сообщалась между собой. Захоронены были «царь» и «царица», два оруженосца, двое слуг. Рядом с тремя ямами, где находились скелеты одиннадцати лошадей, обнаружили могилы двух конюших. Люди, животные, вещи, служившие царю при жизни, должны были сопровождать его в загробный мир.

Во время раскопок археологи неожиданно натолкнулись на «мину» (грабительский ход) и в ней обнаружили скелет человека. По-видимому, это был грабитель, погибший во время внезапного обвала, в то время как он пробирался по прорытому лазу в курган за ценностями. Как выяснилось, часть вещей была все же похищена, но тайники в стенах грабители не обнаружили. Из них-то археологи и извлекли много ценных памятников.



Горит.
Из кургана Чертомлык
Золото. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж


Здесь были предметы быта (котлы, светильники, посуда), украшения одежды (золотые бляшки в виде треугольников, розеток, а также с рельефным изображением головы Диониса и культовой сцены, где скиф получает сосуд от богини, восседающей на троне), предметы вооружения - наконечники стрел, железные мечи, ножны, на золотой обкладке которых изображено сражение, а также золотая обкладка горита. Греческий мастер изобразил на горите последовательную цепь эпизодов из жизни эллинского героя Ахилла - с момента, когда его, еще ребенка, обучают владеть луком и стрелами, и кончая моментом, когда мать держит урну с прахом Ахилла и оплакивает гибель своего сына. Мифологический сюжет, характер композиции (две полосы рельефа с равномерно заполняющими его фигурами, расположенными в плоскости изображения), трактовка образов - все здесь выдержано в классической традиции греческого искусства. Точно такие же гориты обнаружены были позднее и в других древних захоронениях: по-видимому, с одной формы их изготовили в нескольких экземплярах для знатных заказчиков.

Ю.Г. Шапиро
По Эрмитажу без экскурсовода. Изд-во «Советский художник», Л. 1968

Загрузка...
Top