Развитие психики и происхождение сознания. Развитие психики и сознания

10 Виды и структура отражения

20 Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

30 Основные функции психики

40 Форма проявления психики человека

Виды и структура отражения

Психика - это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающейся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир, его связях и отношениях.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностью. Это также субъективное избирательное отражение объективного мира.

Механизмы проявления психики

10 Психика - это свойство только живой высокоорганизованной материи.

20 Главная особенность психики - способность отражать объективный мир.

30 Живая материя, обладающая психикой способна реагировать на изменения внешней или на воздействие объектов окружающей среды.

Раздражимость - простейшая форма биологического отражения, ею обладают все животные организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм. Внешняя раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Таксис (у растений) - самый первый уровень раздражимости.

Более сложная форма реагирования - чувствительность - как зачаточная форма психического отражения возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому жизнеспособному телу. Это способность реагировать на нейтральные, биологически не значимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно-важных событий (воздействий).

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Стадия Новообразование Примеры
Элементарная чувствительность (сенсорная психика) Простые безусловные рефлексы Простейшие многоклеточные; кольчатые черви, улитки, некоторые беспозвоночные
Стадия предметного восприятия (перцептивная психика) Сложные безусловные рефлексы (инстинкты) Рыбы и другие позвоночные (развивается защитное поведение); птицы и некоторые млекопитающие (способность к научению, инстинкт - совокупность врожденных элементов поведения, импринтинг - специфическая форма научения высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признака вида, глубокая привязанность к движущемуся объекту после появления на свет)
Стадия интеллекта (интеллектуальная психика) Навык - сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром Обезьяны, другие высшие позвоночные (собаки, дельфины, etc.)
Стадия сознания Высшая ступень развития психики Человек (появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов, познание общего и существенного в действительности, абстрактное мышление)

Основные функции психики

Психика выполняет ряд важных функций:

10 Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Функция носит характер отражения. Отражение - это процесс, постоянно развивающийся, совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкретные состояния человека. Одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком. Психическое отражение - правильное, верное отражение действительности.

20 Регуляция поведения и деятельности. Психика и сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды и адаптируются к ней, а с другой стороны регулируют этот процесс; составляют внутреннее содержание деятельности и поведение.

30 Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. Кроме того, она создает человека как личность, наделенную индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, отличающуюся от других людей.

Формы проявления психики человека

Свойство личности - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенные качественный и количественный уровень поведения; деятельность, типичную для данного человека Психические процессы - психические явления, обеспечивающие первичные отражения и осознание человеком воздействия окружающей среды. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко-выраженный конец, проявляющийся в виде реакции
Проявление чувств Направленность Познавательные (ощущения, восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение)
Проявления внимания Темперамент Эмоционально-волевые (чувства, воля)
Проявления собранности Характер
Проявления воображения Способности
Устойчивый интерес и пр.

Следующая лекция: личность, её структура и проявление



Личность и её проявление.

Общие представления о личности

Современные теории личности

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Структура личности

Потребности как источник активности личности

Направленность личности

Человек как вид - это представитель определенного биологического вида, который отличается от других существ конкретными специфическими особенностями и уровнем психического, физиологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения; контролировать свои действия, эмоция и чувства.

Индивид - целостный, неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами.

Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, темперамент, характер, ЭВС (эмоционально-волевая сфера) и пр.

Личность - определенный человек определенной социальной группы с определенным видом деятельности и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.

Человек как личность характеризуется развивающимся самосознанием, самостоятельность в суждениях и действиях, ориентированным прежде всего на познание себя; стремление выйти за рамки своих возможностей, ролевых предписаний, расширить сферу деятельности.

Направленность личности - это устойчивая система мотивов (потребности, идеалы, убеждения).

Способностями, свойствами и качествами.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающие типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

Типы теории личностей
Способ объяснения поведения Психодинамические (описывают личность и объясняют её поведение, исходя из её психологических или субъективных характеристик), социодинамические (внешние ситуации, где не придается существенное значение внутренним свойствам личности), интеракционисткие (внутренние и внешние факторы)
Угол зрения личности Структурные (главной проблемой является выяснение структуры личности и система понятий, с помощью которых личность должна описываться), динамические (развитие личности)
Способ получения данных о личности Экспериментальные (опираются на наблюдения, опыт, экспериментальные)

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Социокинетический подход - особенности личности объясняются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношения с другими людьми: теория социализации (согласно этой теории человек становится личностью благодаря развитию своему в обществе), теория научения (согласно ей личность - это результат научения, усвоения знаний и навыков), теория ролей (согласно ей общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения людей: статус, который накладывает отпечаток на характер поведения личности, её отношения с другими людьми).

Биокинетический подход - главная роль отведена биологическому созреванию организма.

Психогенетический подход - не отрицает ни биологии, ни среды, но на первом плане развитие собственных психических процессов: ориентации (психодинамическая - объясняет поведение личности через эмоции, увлечения и другие нерациональные компоненты психики, когнитивистская - отдает предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы личности, персонологическая - акцентируют внимание на развитие личности в целом).

Поесть, попить, сходить в туалет, поспать, шарфик хочу.

Выучиться, заниматься интересным делом, путешествовать.

Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом. Благодаря разуму человек получил способность мыслить, анализировать, обобщать. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена человеческого сознания и психики.

Путь развития представлений о психике можно разделить на два периода - донаучных и научный. Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоминания. Каждый человек наделен психической жизнью. Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме). Они отражались в трудах философов, медиков, педагогов. Можно условно выделить ряд этапов развития научного понимания природы психики и предмета психологии как науки. Переломной эпохой в развитии взглядов на психику стало XVII в.

В советской психологии утвердились методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности.

В формулировке этих принципов большую роль сыграли психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев. В работах выше указанных отечественных психологов сформулированы проблемы изучения личности как целостного системного психического образования в ее многоплановых социальных и природных связях и в процессе развития и психология образования. Таким образом, отечественная психология сформировала довольно обстоятельную научную картину психики.

Проблема психики и сознания психологии

Анализ понятия «психика»

сознание психологический психика

Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики человека входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства - это устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

Психические свойства, характеризуют каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер. Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность. Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т.е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества.

Психические процессы - развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества - возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. Психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Гностические психические состояния: это любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение и т.д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность и т.д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность и т.д. Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

В качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия «раздражимость» и «чувствительность».

Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия.

Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.

В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет. .

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1. Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение);); т.е. способность отражать отд. свойствава предмета. Основная форма поведения - таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты - врожденная программа поведения или видовой опыт животного.

2. Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); основная форма отражения - предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образований. Основная форма поведения - навыки.Навыки - приобретенная программа поведения или личный опыт животного.

3. Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):

а) сенсомоторный интеллект;

б) сознание.

1. Стадия элементарной сенсорной психики. Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые выполняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение. Развитие этих форм психического отражения совершается вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают. Ее главная особенность заключается в том, что она побуждается тем или иным воздействующим на животное свойством, на которое она вместе с тем направлена, но которое не совпадает с теми свойствами, от которых непосредственно зависит жизнь данного животного. Она определяется, следовательно, не самими по себе данными воздействующими свойствами среды, но этими свойствами в их отношении с другими свойствами.

2. Стадия перцептивной психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшествующей стадии. Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают, тот, мы будем называть операцией.

3. Стадия интеллекта. Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или «ручного мышления»). Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качественное различие. Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи (от рыб до человека).

Онтогенез (от греч. «онтос» - сущее; «генезис» - происхождение) - развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы. Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. Следует сразу отметить, что существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

Онтогенез психики - это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека - возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические функции формируются благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные психические функции, социальные потребности, высшие нервные чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы.

Огромную роль и вклад внес отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Им была разработана фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций. Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Л.С. Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии. Современные исследования значительно расширили и углубили общие представления о закономерностях, сущности, структуре ВПФ. Л.С. Выготским и его последователями было выделено четыре основных признака ВПФ - сложность, социальность, опосредованность и произвольность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития. Так же сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация (перенос социальных форм поведения во внутренний план). Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми. Затем как внутреннее явление. Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие опознавательные приметы явления определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

Среди высших психических функций выделяют, прежде всего: память, речь, мышление и восприятие. Высшие психические функции - это сложные психические процессы. Они формируются под действием биологических и генетических факторов, но наибольшее влияние на развитие высших психических функций оказывают «социальные» или, как еще их называют, «культурные» факторы. Наибольшее влияние на формирование высших психических функций оказывает взаимодействие между людьми.



Тема 3. Развитие психики и сознания
3.0.1.Представление о взаимосвязи психики и мозга
3.0.2. Строение и функции нервной системы
3.0.3 Рефлекторная деятельность мозга
3.1. Проблема возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе.
3.2. Общественно-историческая природа сознания человека.
3.3. Развитие сознания в онтогенезе. Высшие психические функции.
3.4. Характеристики сознания.
3.5. Измененные состояния сознания.

Литература по данному разделу:

3.0.1.Представление о взаимосвязи психики и мозга


В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизического параллелизма , психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.
В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.
В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями - функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика - системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения.

3.0.2. Строение и функции нервной системы


Согласно с представлением, которое сформировалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы. Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность создают анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.

Основные функции нервной системы:
1. Организация взаимодействия индивида с окружающей средой:
а)переработка и интеграция сенсорной информации, которая поступает из внешней и внутренней среды организма.
б)программирование адекватной реакции и поведения индивида
2. Координация работы внутренних органов
3. Постановка и реализация целей поведения\деятельности
4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

Возникновение нервной системы - результат длительной эволюции, которая выявилась в непрерывном усложнении и дифференциации физиологических механизмов поведения.

Структурный и функциональный элемент нервной системы (независимо от уровня ее организации) - нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. Назначение нейрона состоит в проведении возбуждения - передаче нервного импульса от одного отдела нервной системы к дургому.

Структура нейрона идентична у всех позвоночных, он состоит из тела клетки и отростков, которые отходят от него - дендритов и аксонов.

Нервная система делится на 3 части:
-центральную, которая состоит из головного и спинного мозга
-периферическую, которая состоит из спинномозговых и черепно-мозговых нервов
-вегетативную, которая обеспечивает иннервацию внутренних органов и желез

Головной мозг - центр психической деятельности. Он состоит из двух полушарий - правого и левого; промежуточного, среднего, заднего, переднего мозга. Наиболее значительную часть последнего составляет кора больших полушарий.

Кора головного мозга состоит из отделов, которые по своему расположению имеют названия: затылочная (отвечает за зрительное восприятие), височная (слух, у человека также и речь), теменная (реакции на сенсорные стимулы и управление руками), лобная (координация функций других отделов коры).

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, которые занимают 30% общей поверхности коры больших полушарий. Повреждение лобных долей влияет на высшие формы поведения, связанные с интеллектом, обучением, мышлением. Многочисленные клинические факты свидетельствуют, что повреждение лобных долей приводит к нарушениям в личностной сфере человека, ее характере.

Также установлено, что психические функции определенным образом поделены между правым и левым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию в виде образов и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга - разная степень выявленности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

3.0.3 Рефлекторная деятельность мозга


В основе всех форм системной деятельности мозга находится универсальный принцип - рефлекторность, т.е.организация нервных процессов по типу условных и безусловных рефлексов.

Схема действия любого рефлекса носит название "рефлекторная дуга", или в более сложном и точном варианте - "рефлекторное кольцо". Эта схема отражает характер связи между афферентными и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между анализатором (органом чувства, который поставляет сенсорную информацию) и эффектором (органом движения, который обеспечивает коррекцию поведения).

Согласно фундаментальной теории Павлова, различают условные и безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - случайно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые влияния внешнего мира или изменения во внутренней среде организма. Безусловные рефлексы осуществляют приспособление к относительно стойким условиям.

Условный рефлекс - один из двух основных типов рефлексов, открытый и исследуемый великим русским физиологом Павловым. Разнообразные виды условных рефлексов образуются при определенных условиях в процессе жизнедеятельности организма на базе врожденных безусловных рефлексов. Условный рефлекс возникает вследствие многоразового соединения действия безусловного раздражителя (например, пищевого) с действием любого фактора, который хоть и воспринимается организмом, но является индифферентным касательно его жизненных потребностей (например, звонка, вспышки электролампы). При этом,индифферентный раздражитель должен опережать во времени или действовать одновременно с безусловным раздражителем. Возникновение условного рефлекса состоит в приобретении организмом особенности давать на раздражитель, который ранее был для него индифферентным, такую же самую реакцию, которую до этого мог вызвать только безусловный раздражитель. Это изменение объясняется тем, что ранее индифферентный раздражитель начинает исполнять роль сигнала о следующем закономерном появлении безусловного раздражителя. Этот раздражитель, ставший сигнальным (или просто сигнал), называют также условным, потому что роль сигнала он приобретает и исполняет лишь при определенных условиях. Отсюда также и название условного рефлекса, которым обозначается описанный выше механизм замыкания и функционирования временных нервных связей.

3.1. Проблема возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе


Отражение
- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов

Психика - функция мозга, но этого недостаточно для понимания природы и происхождения психического. Психика детерминирована не мозгом, а внешней действительностью. Такое влияние действительности на организм возможно только в процессе реального взаимодействия организма с окружающей средой. Поэтому проблема происхождения психики возникает как проблема происхождения особой деятельности на определенном этапе развития жизни в целом, с изменением условий жизни

На протяжении истории развития науки были предложены такие взгляды на "момент" появления психики:

панпсихизм
- психикой обладает вся материя, живая и неживая;
биопсихизм - психику имеет только живая материя;
нейропсихизм - психика есть только там, где есть нервная система;
антропопсихизм - только человек имеет психику.

Решить эти вопросы нельзя, если не рассматривать особенности взаимодействия организма и среды.

Выделяют такие уровни отражения:

Физическое - существует на уровне неживой природы, это непосредственный физический след, изменение физического состояния одного объекта под влиянием другого.

Физиологическое (раздражительность) - существует на уровне живой природы, это реакция на биологически важные раздражители. Раздражительность существует в форме тропизмов - у растений, и таксисов - у животных.

Психическое (чувствительность) - отражение абиотических влияний, которые являются сигналами или признаками биологически важных. Отражение признака дает возможность более адаптивному поведению.

По мнению Леонтьева, элементарной формой психики являются ощущения, которые отражают внешнюю объективную действительность.

Леонтьев выделяет также два объективных критерия психики: чувствительность и способность к обучению.

А.Н. Леонтьев: "Появление чувствительности - первый объективный критерий появления психики "

Этапы психического отражения:
Филогенез - историческое эволюционное развитие.
Онтогенез
- прижизненное развитие человека.

Этапы развития психики в филогенезе


По мнению Леонтьева, касательно возникновения психики, психическое отражение проходит такие этапы, или стадии:
  • Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения - инстинкт.
  • Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения - навык - индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. Импринтинг - у некоторых видов животных с момента рождения генетическая программа есть, но она зависит от той среды, в какую попадут животные.
  • Интеллектуальное поведение . Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения - интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение
Характеристики интеллектуальной деятельности животных:
1. На низкой ступени развития операции формируются медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепляются, лишние же движения затормаживаются. У обезьян ранее идет период полной неудачи - множество попыток, которые не приводят к осуществлению деятельности, а потом - как бы внезапное "открытие" операции, которая сразу приводит к успеху.
2. Если опыт повторять, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воссоздается, - обезьяна исполняет задание уже без всяких предварительных попыток.
3. Найденное решение обезьяна очень легко переносит в другие условия, лишь подобные тем, в которых впервые возникло решение.
4. Возникает способность решения двухфазных заданий (короткой палкой достать длинную, а за ней - плод)

Эти характерные черты сохраняются и в более сложном поведении человекообразных обезьян.

В двухфазных заданиях выявляется двухфазность любой интеллектуальной деятельности животных , которая имеет такие фазы:

1) подготовительная
- побуждается не самим предметом, на который она направлена, вне связи со второй фазой она избавлена биологического смысла. Эта фаза связана не с самой палкой, а с объективным отношением палки к плоду.

2) осуществление
- направлена уже на предмет, который непосредственно побуждает животное, это операция, которая становится достаточно крепким навыком.

Наличие подготовительной фазы составляет определенную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

С точки зрения отражения первая фаза соответствует объективному отношению между предметами.


Различие психики человека и животного


Отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития. Животное развивается по законам биологической эволюции, человек покоряется законам общественно-исторического развития.

Разногласия психики человека и животного:


Параметры сравнения
Психика животного Психика человека

1.Филогенез
Биологическая эволюция Культурно-историческое развитие

2.Факторы психического развития в онтогенезе
Биологические Социокультурные и социально-психологические
3.Форма активности Инстинктивное и поисковое поведение
Целенаправленная и осознанная деятельность, общая или индивидуальная.
4.Характер активности
Непосредственно связанный с биологическими потребностями организма и особенностями конкретной ситуации
Надситуативный и опосредованный социокультурным опытом.
5.Регуляторы активности/поведения Инстинкты, безусловные и условные рефлексы
Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы.
6.Характер саморегуляции
Преимущественно непроизвольный, бессознательный
Произвольный: сознательный самоконтроль, воля
7.Информационный обмен со средой
Первая сигнальная система: информация о мире в виде ощущений - сигналов, которые поступают в мозг от органов чувств
Вторая сигнальная система: информация о мире поступает в словесной форме; сигналы являются знаками языка.

8.Форма коммуникации между особами одного вида (индивидами)
Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы Вербально-знаковая: язык, система знаков и значений.
9.Уровень развития психических функций
Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции
Высшие/опосредованные (обусловленные культурой) психические функции
10. Характер интеллектуальной/умственной деятельности
Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) заданий в конкретных проблемных ситуациях.
Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию

Фактором, повлиявшим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество (по гипотезе Ч.Дарвина), была трудовая деятельность, т.е.такая деятельность, которая осуществляется людьми при общем изготовлении и использовании орудий.


3.2. Общественно-историческая природа сознания человека


Сознательное отражение в отличие от психического отражения животных - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные и устойчивые свойства

Любая деятельность животных направлена на предметы биологических потребностей и побуждается этими предметами, предмет деятельности и биологический мотив у животных всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Сложная деятельность высших животных покоряется природным связям и отношениям. У человека она покоряется связям и отношениям изначально общественным. Это и есть тот непосредственный фактор, благодаря которому возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.

Действительность открывается человеку в объективной стойкости ее особенностей, в ее обособленности, независимости от субъективного отношения к ней человека, от ее имеющихся потребностей.

Это возможно благодаря тому, что обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством, фиксируется в системе значений (понятий, норм, знаний, способа действия). Человек находит уже готовую, исторически сформированную систему значений и овладевает ей так же само, как она овладевает орудием.

Поведение современного культурного взрослого человека - это результат двух разных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества.

В филогенезе это две независимые линии. Приспособление человека к природе вызывает к жизни приницпиально иную, чем у животных, иначе организованную систему поведения. Эта новая система поведения формируется при достижении опреденной ступени биологической зрелости, но без изменения биологического типа человека.

В онтогенезе эти две линии слиты воедино, ребенок одновременно формируется и как биологическое существо, и как продукт культурно-исторического развития.

История человеческой психики -отношения повторяющихся, низменных особенностей этого мира, вне зависимости от потребностей человека, в их объективных устойчивых низменных свойствах.

Трудовая деятельность человека :

сопровождается употреблением и изготовлением орудий ;

труд совершается в условиях совместной коллективной деятельности , так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения с природой, но и с другими людьми

Сущность различий психики человека и животных:

1. Конкретно-практическое мышление животных подчиняется их непосредственному впечатлению от данной ситуации

2. Человек способен создавать и сохранять орудия, создавать впрок

3. И человек, и животное передают опыт поколений в виде инстинктов
и человек и животное передают индивидуальный опыт в виде навыков , только человек передает общественный опыт , т.е. способы изготовления орудий, способы общения и т.п.

4. Различия в чувствах.

5. Принципиально различаются “язык” животных и человеческая речь


3.3. Развитие сознания в онтогенезе. Высшие психические функции


Усвоение или присвоение общественно-исторического опыта
- специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных.

У животного генетическую основу поведения составляют безусловно-рефлекторные механизмы, инстинкты, в ходе индивидуальной жизни они развиваются, формируются, приспосабливаются к меняющимся элементам внешней среды, это процесс "развертывания" наследственного опыта.

Процесс усвоения человеческого видового опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка, в ее практической деятельности, которую опосредует взрослый человек.

Наиболее совершенно исследовал этот процесс Л.С.Выготский в рамках культурно-исторической теории развития сознания , главным принципом которой является историческое понимания психических процессов. Исходя из того, что психика детерминируется трудовой деятельностью, Выготский выдвигает идею "психологических орудий", которые изготовлены человечеством искусственно и представляют собой элемент культуры. Изначально они повернуты внешне на другого человека, потом оборачиваются на себя, т.е. становятся способами управления собственных психических процессов.


Основные положения культурно-исторической теории такие:

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой - благодаря использованию орудий человек оказался способен к овладению природой. (а не только приспосабливаться к ней )

2. Способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой - появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции.

3. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических, эти психологические орудия - знаки. (человек способен овладевать собственной психикой с помощью специальных психологических орудий)

ЗНАКИ - символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:

  • различные формы нумерации и исчисления
  • мнемотехнические приспособления
  • алгебраические символы
  • произведения искусства
  • диаграммы, карты, чертежи
  • условные знаки и пр.

Введение в структуру психической функции знака превращает ее в функцию высшую, опосредованную. Когда человек, например, завязывает узелок на память, он сам создает дополнительный стимул, опосредует свою реакцию с помощью знака, который выступает как способ запоминания, или психологическое орудие. Этот дополнительный стимул не имеет органической связи с ситуацией, поэтому существует искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.

С оздавая стимулы-средства, человек освобождается от зависимости от независящих от него стимулов-объектов. С помощью знаков человек извне создает связи в мозгу, руководит мозгом и через него собственным телом. Между низшими и высшими психическими функциями существуют определенные отличия.

Знак всегда сначала является средством социальной связи, средством влияния на другого, и только потом он становится средством влияния на себя. Высшие психические функции - интериоризованные отношения социального порядка.

Высшие и низшие психические функции:

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е.межличностным, потом эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе он осуществляется так же.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики , обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности

Интериоризация - процесс присвоения ребенком знаков.

Стадии интериоризации в онтогенезе:
1) взрослый действует словом на ребенка , побуждая его что-то сделать;
2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого ;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (вначале в громкоречевой форме, затем - внутренняя речь).

Т.е. не развертывание природно заложенного, а присвоение искусственного, культурно-созданного - генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь и определяет социальную природу ее психики.

3.4. Характеристики сознания

Основные психологические характеристики сознания как высшего уровня психического отражения:

1. Сознание содержит знания о внешнем и внутреннем мире человека. Со-знание (совокупность знаний)
2. Знание как ядро сознания окрашено сложной тканью эмоциональных переживаний , намерений и интересов. Человек всегда как-то относиться к тому, что он отражает.
3. Разграничение субъекта и объекта, отделенность Я от не-Я (наличие самосознания)
4. Сознание человека имеет активный характер. Активность (не только форма отражения, но и способность преобразовывать мир)
5. Связь сознания человека с языком (связь с речью, язык как система знаков)

Сознание - это высшая , свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга , заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действительности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека


3.5. Измененные состояния сознания

  • гипноз
  • медитация
  • действие наркотиков
  • состояния перед смертью
Традиционная западная психология выделяет два состояния сознания - сон и бодрствование. То, как мы осознаем внешний мир, изменяется на протяжении дня, изменяется способность воспринимать и обрабатывать сигналы. Зависимость между уровнем активации и эффективностью деятельности описывает закон Йеркса-Додсона: поведение будет эффективным, если уровень волнения будет близок оптимальному, он не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким. При низком уровне активации готовность субъекта к действиям постепенно снижается, и вскоре он засыпает, а при высоком - он будет очень взволнован, и его поведение может быть дезорганизованным.

Состояние бодрствования, состояние экстравертированного сознания до недавнего времени рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Но все больше психологи и физики обращаются к восточной культуре, которая рассматривает жизнь в ее полноте не как цепочку явлений, которую необходимо объяснить, а скорее, как неотъемлемую часть Вселенной, к единству которой она причастна. Это глобальное единство постигается через состояния медитации и транса.

К измененным (или необычным) состояниям сознания относят такие состояния, которые возникают под влиянием: гипноза, медитации, действия наркотиков, приближения смерти.

Даже поведение, которое традиционно считалось анормальным (шизофрения, депрессия) все чаще рассматривается теперь как способ найти внутреннее равновесие и избежать давления внешней реальности. Их следует понимать как нормальное выражение внутреннего мира, а не как "ненормальность" сознания, которого следует избегать.

Таким образом, сознание - это мозаика состояний, которые играют более-менее значительную роль как во внешнем, так и внутреннем равновесии.

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи – все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. Для чего нужна психика? Для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.

Главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Чтобы понять природу психики вообще и специфику психики человека, необходимо найти объективный критерий психики (внешне наблюдаемый, регистрируемый).

Панпсихизм – приписывание души всей природе, в т.ч. неживой.

Биопсихизм – психика есть у всего живого, включая растения.

Антропопсихизм – психика только у человека, а животные как и растения – живые автоматы.

Нейропсихизм – психика только у существ, обладающих нервной системой.

Психика приписывалась не потому что существо обнаруживало определенные свойства поведения, а потому что принадлежало к определенному классу.

А.Н. Леонтьев. Объективный внешний критерий – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Они связаны с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами.

Психика имеет адаптивный, приспособительный и регуляторный характер – возникает как инструмент адаптации и регуляции. Адаптировать надо конкретного субъекта к конкретным обстоятельствам. За счет адаптации ощущения прекращаются, для того чтобы воспринимать требуется движение (серьги в ушах – помотать головой, изменится стимуляция, возбуждаются новые рецепторы, возникает ощущение).

Свойства:

Активность – если заканчиваются моторные реакции – заканчивается психическое отображение.

Субъективность – психический образ строится в связи с актуальными задачами субъекта. У Леонтьева – принадлежит конкретно субъекту.

Историчность – психический. образ несет на себе отпечаток истории своего создания, психические процессы в целом развиваются в процессе жизнедеятельности и обучения. Нет ни одной системы психики, которая бы возникала сразу, не претерпевала бы развития. Пример: после операции на глаза (катаракта) требуется длительный процесс обучения по соотнесению тактильных впечатлений со зрительными впечатлениями.

Адекватность – психический образ призван регулировать поведение в реальности, образ должен в какой-то мере отражать эту реальность (если попытаться пройти сквозь стену, то образ мне не позволит, реальность меня остановит). Никогда не идет речь о полном соответствии, но принципиальное соответствие есть.


Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, являющейся необходимой стороной Деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую Деятельность;

совершается в процессе активной Деятельности;

углубляется и совершенствуется;

преломляется через индивидуальность;

носит опережающий характер;

психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и Деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной Деятельности.

5. Теория сознания и бессознательного. Психология сознания, структура и функции. Проблема бессознательного в отечественной и зарубежной психологии.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт». Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве. Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли. Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи.

Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

К бессознательному обычно относят следующие психические явления: – сновидения; – ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции); – движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми; – некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

– некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться. Фрейд считал, что бессознательное – это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры. Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное – это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека. Принято выделять следующие структурные элементы сознания: психические процессы и психические состояния, психические свойства.

Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.

Психический процесс – это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Психическое состояние занимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, маломеняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение).

Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности. Психические свойства, или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности. Психика существует прежде всего как процесс – непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т. п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

Развитие - это движение от простых форм и структур к высшим, более сложным.

Развитие жизни, например, это не коловорот событий, а последовательный процесс, движение от простых к более сложным формам жизни. Это развитие связано с усложнением связей, форм движения материи, строения материальных систем.

Процесс развития природы нельзя представить себе в виде прямой линии. В своем развитии она, как говорил А.И. Герцен, что "бросается в разные стороны и никогда не идет правильным маршем вперед". Это и обусловило все многообразие форм существования материальных тел и явлений. Так, например, развитие органической материи пошел тысячами направлений и дал неизмеримо богатство видов растительного и животного мира. Эволюция человека - лишь одна из линий развития органического мира.

Ученые материалистического направления рассматривают психику человека как свойство высокоорганизованной материи, которая является продуктом длительного (миллионы лет) развития. Возникновение и развитие психики связаны с возникновением и развитием органической природы. Развитие живой природы, развитие психики идет от элементарных, простейших форм к высшим проявлениям у человека логического мышления, сознания.

История развития психики человека имела предысторию, связанную с биологической эволюцией живых организмов.

Для понимания предыстории развития сознания большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (эволюционная теория), который раскрыл основные пути развития природы, ее закономерности. Однако, анализируя проблему возникновения человека, Ч. Дарвин не смог выяснить движущих факторов развития, под влиянием которых животный предок человека превратился в живое существо. Он предполагал, что человек возник по биологическим законам естественного отбора, но не смог подняться до понимания ведущей роли общественного производства, создает новые, отличные от биологических, социально-исторические законы развития.

Для понимания того, как возникла психика человека, его сознание, необходимо рассмотреть, как она зарождалась в процессе эволюции живых форм, как в течение многих миллионов лет развивалась от простых, элементарных форм к высшим.

Исследуя природу материи, ученые-материалисты изучают различные формы движения материи, поскольку движение является способом существования материи, ее внутренним свойством. Неподвижной материи не существует вообще. В состоянии движения, изменения и развития находится во Вселенной все, вся органическая и неорганическая природа.

Всем видам материи, начиная от неживой, неорганической и заканчивая высшей сложной материей - человеческим мозгом, присущая качество изображения, то есть способность реагировать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формы существования материи. Высшей формой отражения является психическое отражение, а высшей формой психического отражения -свидомисть.

Такая точка зрения возникла не сразу.

Можно выделить несколько подходов к решению проблемы возникновения психики:

1) "антропопсихизм", в основе которого лежит мысль, которая происходит еще от Декарта и поддерживается некоторыми учеными и сегодня, о том, что психика присуща только человеку;

2) "панпсихизм" Ж.Б. Робин, Г. Фехнера и др., Которые считали психику свойством любой материи;

3) "биопсихизм" - признание психики как свойства только живой материи (Т. Гоббс, В.Вундт, Э. Геккель и др.);

4) концепция "нейропсихизму", выдвинутая Ч. Дарвином и Г. Спенсером, которая получила наибольшее распространение как в современной физиологии, так и в психологии. За ней психика присуща не любой вообще материи и не только живой, а только организмам, которые имеют нервную систему.

В неживой природе отражение может проявиться как механическая, физическая или химическая взаимодействие тел или веществ (волна и камень, солнечный луч и поверхность воды, озон после грозы и т.п.).

С появлением жизни на Земле живая материя приобретает особые свойства. Общим свойством всех живых организмов является раздражение - способность живого организма реагировать на внешние воздействия среды определенными биологическими процессами. Раздражительность является необходимым условием обмена веществ между организмом и средой. Это биологическая форма отображения.

Рассмотрим, как она проявляется.

Животное отвечает активностью (внешней и внутренней) на прямые воздействия, которые сами по себе положительно или отрицательно влияют на организм. Так, например, питательные вещества, растворенные в воде, вызывают у инфузории процесс ассимиляции, то есть их усвоения. Прикосновение инородного тела до оболочки амебы вызывает процесс захвата (независимо от свойств этого тела).

Таким образом, с возникновением жизни отражение становится качественно иным. В неживой природе объект остается пассивным относительно воздействий, а в живой природе существа проявляют активность, они избирательно реагируют на воздействия вследствие способности к саморегуляции.

Отметим, что в последнее время появляются публикации о том, что растениям присущи сложные формы реагирования на внешние воздействия. Элементарные движения, осуществляемые растениями, называются тропизмами (подсолнечник возвращается за солнцем; мимоза сворачивается при прикосновении; росянка, поймав в плен насекомое, закрывает лепестки цветка и т.п.).

Описываются и сложные проявления реагирования растений. Известно, что с помощью электродов, прикрепленных к растениям, можно определить их биоэлектрической активности. Если рядом с растением, к которой прикреплены электроды, сломать другую, то фиксируется увеличение биоэлектрического потенциала. Более того, возвращение к столу с растениями того, кто сломал этот цветок, снова вызывает такую же реакцию, что растение "узнает" его. Аналогичную реакцию наблюдали в растения, когда при ней опускали в кипяток креветку. Конечно, подобные явления требуют экспериментального массового подтверждение, однако они свидетельствуют о сложности проявления форм отражения.

Раздражительность является основой появления более высокого уровня отображения - психического.

Психическое отражение возникает на определенном этапе развития животного мира в форме способности чувствовать.

Способность чувствовать - чувствительность - проявляется в реагировании на такие воздействия среды, от которых непосредственно жизни организма не зависит, но которые сигнализируют о биологически значимые воздействия среды. Например, вибрация паутины, вызванная попаданием в нее насекомые, не имеет прямого отношения к потребностям паука, однако она является для него сигналом наличия поблизости пищи. Легкое шуршание для лягушки само собой не поддерживает ее жизнь и не вредно для него, но представляет для нее сигнал о наличии пищи или опасности. Роль сигнала могут выполнять звуки, запахи, цвета и другие качества предметов и их сочетания.

Возникновение у животного способности различать отдельные раздражители, которые играют сигнальную роль в приспособлении ее к внешней среде, является началом развития психики.

Благодаря способности отражать по крайней мере элементарные связи между раздражителями производится механизм предсказания ожидаемого события. Это обеспечивает возможность приготовиться к отражению влияния, который должен состояться (опережающее отражение). Например, насекомые по запаху, звуком находят пищу, особей противоположного пола; звуки и запахи являются для них сигналом опасности и тому подобное.

Итак, психика выполняет сигнальную функцию в приспособлении животных к внешней среде.

Появление и развитие чувствительности - нового уровня отображающей деятельности - неразрывно связаны с усложнением образа жизни животных и развитием у них нервной системы, органов чувств и органов движения.

Совершенствование телесной организации животных под влиянием образа их жизни происходило в двух противоположных направлениях: во-первых, в сторону все большей специализации органов чувств (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и т.п.) и органов движения (ног, крыльев) во-вторых, в сторону централизации нервной системы: от сетчатой (медуза), узловой (черви, насекомые) к нервной системе позвоночных.

У позвоночных все активнее развиваются мозг и его высший отдел - кора головного мозга. Увеличение объема и роли коры головного мозга называется кортикализациею. Что большего развития достигает нервная система и мозг животного, тем выше уровень его психики.

Весь длительный процесс психического развития состоит из двух качественно отличных периодов:

o развитие психики у животных, который подлежит законам наследственности, изменчивости и естественного отбора;

o развитие психики - сознания у человека, который определяется общественно-историческими закономерностями.

А.Н. Леонтьев в книге "Проблемы развития психики" предложил гипотезу о стадии и уровне развития психического отражения от простейших животных к человеку. Позже она была уточнена на основе новейших зоопсихологичних данных и развито в трудах советского психолога К.Е. Фабри. Согласно взглядам Леонтьева-Фабри о развитии психического отражения и поведение от животных к человеку сформирован таблицу "Стадии и уровни развития психики и поведения животных" (см. Табл. 4.1).

Таблица 4 .1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных

(По А.Н. Леонтьевым и К.Э. Фабри)

Стадии и уровни

психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, соответствующие заданной стадии и уровню

Виды живых существ, находящихся на этом уровне

И. Стадия элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражительность

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости направления движения. Элементарные формы движений. Слабая гибкость поведения. Сформирована способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность

А. Простейшие. Многие низших многоклеточных организмов, обитающих в водной среде

Б. Высший уровень Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных рефлексов

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность связана с выходом из воды на сушу. Способность избегать неблагоприятных условий среды, отходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и обучения играют незначительную роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

II. Стадия перцептивной психики

А. низкий уровень Отображение внешней действительности в форме образов предметов, интеграция, объединение свойств, которые влияют на целостный образ. Главный орган манипулирования - челюсти

А. Формирование двигательных навыков. Преобладание ригидных, генетически запрограммированных компонентов. Движения достаточно разнообразны, сложны (ныряние, ползание, хождение, бег, прыжки, лазание, летание и т.д.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитая защитное поведение

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также частично некоторые высшие беспозвоночные, членистоногие и головоногие моллюски. Насекомые

Б. Высший уровень Элементарные формы мышления (решения задач). Выработка определенной "картины мира"

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к учению

Б. Высшие позвоночные (птицы, некоторые млекопитающие)

В. высокий уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одно и то же задание различными методами. Перенос найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование примитивных орудий. Способность к познанию окружающей среды независимо от имеющихся биологических потребностей. Видение и учета причинно-следственных связей между явлениями.

В. Выделение специальных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков

В. Обезьяны

В процессе биологической эволюции животных выделяют (А. Н. Леонтьев) трех качественно отличные стадии развития психики:

o стадия элементарной чувствительности - сенсорная;

o стадия предметного восприятия - перцептивная;

o стадия простой интеллектуального поведения.

На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные влияния на нее свойств предметов внешнего мира, которые имеют для нее определенное биологическое значение, то есть они связаны с теми действиями, от которых зависит реализация основных биологических функций животных. Отражения действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений. Сенсорное отражение наблюдается у животных с сетчатой и узловой нервной системами. Они выделяют из среды отдельные свойства: вибрацию, звуки, запахи, цвета, которые имеют для животных отображающей аналитическое сигнальное значение и ориентируют животных во внешнем мире (гусеница сворачивается в ответ на прикосновение; пчела летит на цветы по запаху). Прикосновение и запах сигнализируют о других жизненно важные воздействия.

На перцептивной стадии психического отражения находятся все млекопитающие, имеющие достаточно развит головной мозг. Его отражательная функция богаче, а регулятивная - совершеннее. Для этой стадии характерна способность к синтетическому отображения различных свойств одного объекта, часто сложного (собака узнает хозяина по ряду признаков: голос, одежда, запах). Формируется представление, совершенствуется память. Но одни из свойств объекта является для животных более значимыми (как сигнал), тогда как другие играют меньшую роль.

Для развития психики большое значение имеет образ жизни животных. Птицы, рыбы, которые живут в однообразной среде, имеют менее развитую психику, чем многие наземных животных.

Ведущей для этих животных является, как и на предыдущей стадии, инстинктивная деятельность, но обратная реакция возникает на вещи, образы. Есть органы восприятия, которые работают на основе взаимодействия группы анализаторов. Возникает реакция на дистантные раздражители: у собаки вырабатывается рефлекс на звонок и еду. пищу показывали в другой комнате и только потом давали звонок - собака открывал дверь и сам находил пищу. Этот пример свидетельствует о том, что на этой стадии у животных есть образ, представление, память, а также способность реагировать на свойства, которые определяют способ действия, операции, дает начало развитию новой формы закрепления опыта животных - навыков.

Наиболее организованные животные поднимаются еще на одну стадию развития - стадию интеллекта, которая характеризуется сложными формами отражения действительности.

Существенным для этой стадии развития психики является способность решать так называемые "двухфазные" задачи. На фазе подготовки действия животного руководствуются не самим предметом, на который они направлены, не конечной целью, а тем, что является лишь средством достижения этой цели. Вторая фаза "деятельности" направлена уже непосредственно на тот предмет, который является ее непосредственным фактором. Одно и то же задание может решаться различными способами с использованием различных операций.

Интеллектуальная поведение животных характеризуется следующими основными признаками:

o в сложных условиях животные после многократных "проб и ошибок" находят решения;

o если поставить животное в аналогичные условия - сразу находят решение;

o если условия несколько видоизменить - находят решения, а это значит, что им свойственно переноски;

o решают "двухфазные задачи" (некоторые психологи утверждают, что обезьяны могут решать и "трехфазные задачи", что является уже ориентировочной основой деятельности).

В то же время в нестандартных ситуациях ярко проявляются ограничения интеллектуального поведения животных. Так, в известном опыте с обезьяной, которая гасила огонь водой из бака, при изменении условий (огонь находился на плоту посреди реки, а бак с водой на другом плоти, к которому трудно было добраться) она пыталась решить задачу старым методом - доставалась к баку с водой вместо того, чтобы воспользоваться водой из реки.

Загрузка...
Top