Победившим считается кандидат набравший большинство голосов. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

В демократических государствах граждане имеют право оказывать влияние на политические решения, проявлять свою волю, определяя тем самым дальнейшее развитие страны. Одним из разновидностей избирательных систем, выработанных на протяжении долгого времени, является мажоритарная избирательная система. Рассмотрим кратко понятие мажоритарной системы, ее особенности, а также выделим ее достоинства и недостатки.

Признаки мажоритарной избирательной системы

  • страна делится на примерно равные по количеству населения округа, от каждого из которых выдвигаются кандидаты;
  • побеждает тот кандидат, которому удалось набрать наибольшее количество голосов;
  • выделяют абсолютное (больше одной второй голосов), относительное (больше голосов по сравнению с другим кандидатом), квалифицированное большинство;
  • собравшие меньшинство голосов в парламенте места не получают;
  • считается универсальной системой, так как позволяет учесть интересы и избирателей, и партий.

Система абсолютного большинства чаще всего применяется на президентских выборах, когда кандидату для победы необходимо набрать 50% голосов плюс один голос.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • создает прямую ответственность победившего кандидата перед его избирателями;
  • победившая партия составляет в парламенте большинство.

Таким образом, мажоритарная система формирует сильные связи кандидата с его избирателями. В результате ее использования удается сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно работать, так как входящие в них партии имеют схожие взгляды.

Недостатки:

  • уменьшает шансы войти в парламент малочисленных партий;
  • часта нерезультативность выборов, приходится проводить повторную процедуру.

Так, некоторые кандидаты, которые набрали недостаточное количество голосов, оказываются вне политики. Реальное соотношение политических сил при этом проследить не представляется возможным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной заключаются в том, что слияние групп с едиными интересами происходит до проведения выборов, а также в том, что она способствует созданию двухпартийной системы. Мажоритарная система исторически более ранний тип.

Примеры стран

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система применяется при организации выборов Президента РФ и глав субъектов РФ.
Кроме того, она практикуется также в:

  • Канаде;
  • Великобритании;
  • Франции;
  • Австралии.

Что мы узнали?

Мажоритарная избирательная система - это система, при которой победившим считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Как и другие типы избирательных систем, мажоритарная имеет свои преимущества и недостатки. Ее плюсом является установление прямой связи депутатов с их избирателями, что повышает их ответственность, а также возможность формирования устойчивого правительства, способного принять единую программу действий. Но при этом мажоритарная система обладает некоторыми недостатками, к которым, в частности, относится существенное снижение шансов войти в правительство малочисленных партий.

Результаты выборов, определяющие победителей и побежден­ных, во многом зависят от типа избирательной системы. Сущест­вуют два ее основных типа: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе от каждого избирательного ок­руга избирается один депутат. Победителем на выборах счита­ется кандидат, набравший наибольшее число голосов. Если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кан­дидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% го­лосов. Показательно, что не раз консервативная партия Велико­британии одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной электорат делился между лейбористской партией и либерал-социал-демократическим аль­янсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в за­конодательные собрания избирались от округов - по одному от каждого. Чтобы одержать победу, партия должна завоевать в ок­руге большинство голосов. Меньшинство оказывается непредставленным в законодательном собрании.

При мажоритарной системе большинство, полученное побе­дившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и отно­сительное. В первом случае победителем считается кандидат, за­воевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, когда ни один из кандидатов не по­лучает требуемого числа голосов, назначается второй тур выбо­ров, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре побе­дителем выходит уже кандидат, набравший относительное боль­шинство голосов, т.е., получавший больше голосов, чем все ос­тальные кандидаты каждый в отдельности.

Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Фран­ции, Японии.

Многие континентально-европейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждо­го округа избирается несколько кандидатов, число которых рас­пределяется пропорционально количеству завоеванных партия­ми голосов. Здесь создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы включить, скажем, пять представителей и разде­лить их между партиями пропорционально завоеванным ими го­лосам. Если, например, одна партия получает около 40% всех голосов, она соответственно получает 40% из 5 мест, т.е. 2. Ес­ли три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, им предоставляется по одному месту. Однако если бы такой большой дистрикт был бы расчленен на 5 маленьких дистриктов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов всех избирателей, т.е. большинство (при условии, что если бы ее сила распределялась примерно равномер­но по первоначальному большому дистрикту). Другими словами, пропорциональная система представительства склонна предо­ставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой, поощряет партии меньшинств и способствует сохране­нию многопартийной системы. В Америке, если кандидат не за­воевывает большинство, то он не получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате кандидат, набравший 51% го­лосов избирателей, получает все 100% голосов выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для полу­чения голосов выборщиков третьи партии должны завоевать не просто определенное количество голосов по всей стране, а геогра­фически концентрированную в каком-либо округе поддержку боль­шинства избирателей. А это означает, что если третья партия и одер­жит победу в том или ином округе, или даже штате, она все же останется местным явлением.

В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорци­ональная система. Так, в ФРГ одна половина состава бундеста­га избирается на основ мажоритарной системы в один тур, а дру­гая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсо­лютного большинства, а сенат - на системе пропорционально­го представительства. При этом отмечено, что мажоритарная си­стема в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, многопартийности, а ма­жоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

Избирательное право

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. - большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.



Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. Хрестоматийный пример - выборы во французское Национальное собрание (нижнюю палату Парламента) в 1958 году, когда Французская коммунистическая партия, выйдя в стране на первое место по числу собранных голосов, получила всего 10 мандатов, тогда как Объединение в поддержку республики, собравшее голосов несколько меньше, приобрело тем не менее 188 мандатов, то есть почти в 19 раз больше.

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами.

Первый способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

Другой способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем федеральном законе так и предусмотрено), хотя, например, при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.

Мажоритарная Избирательная Система

Избирательная система, предусматривающая распределение мандатов среди кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей в соответствующем избирательном округе. См. Избирательная система. может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для признания избранным кандидата, набравшего большинство голосов избирателей - относительного, абсолютного или квалифицированного. Мажоритарная система относительного большинства - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, т.е. наибольшее число голосов среди всех кандидатов. При этой системе обычно не устанавливается обязательное минимальное число избирателей для признания выборов состоявшимися. В этом случае данная система всегда результативна, так как при любых обстоятельствах один из кандидатов (набравший относительное большинство голосов) признается победителем. Однако такая избирательная система не обеспечивает представительство в избираемых органах кандидатов, пользующихся поддержкой малочисленных групп избирателей. Мажоритарная система абсолютного большинства - избирательная система, при которой избранным признается кандидат получивший поддержку более половины избирателей. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, только при достижении которого выборы признаются состоявшимися. Эта система также не лишена недостатков. При ее использовании голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают и не влияют на результаты выборов. Она также не учитывает голоса малочисленных групп избирателей и не обеспечивает их представительства в избираемых органах. Если ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, выборы остаются нерезультативными - вопрос об избрании остается неразрешенным. В этих случаях, как правило, используется метод перебаллотировки - повторного голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей. Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает признание избранным кандидата, получившего квалифицированное большинство избирателей, установленное законом. Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью и встречается реже. используется при избрании выборных должностных лиц. В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Согласно положениям ст. 55 данного закона избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации может закрепляться мажоритарная система абсолютного либо относительного большинства при избрании глав (глав исполнительной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает избрание половины депутатского корпуса на основе мажоритарной избирательной системы по 225 одномандатным избирательным округам.

Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая - в оппозиции. Классическими примерами являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании.

7. Избирательная система альтернативного голосования (мажоритарно-преференциональная)
Главной особенностью преференциальных избирательных систем является способ голосования избирателя. Избиратель ранжирует кандидатов в порядке своего предпочтения, ставя в избирательном бюллетене против их фамилий соответствующие числа (начиная с 1).
Преференциальные избирательные системы могут быть двух видов: в одномандатных и многомандатных округах. В первом случае избирательную систему можно назвать мажоритарно-преференциальной (иногда ее очень неудачно называют системой «альтернативного голосования »), во втором случае система получила название системы единственного передаваемого голоса. Принципиальное различие между ними в методике определения победителя (победителей): в первом случае передаются голоса, начиная с тех, которые отданы самым непопулярным кандидатам; во втором случае процесс передачи начинается с «избыточных» голосов, полученных избранными кандидатами.
Мажоритарно-преференциальная система может быть использована для выборов должностных лиц – она позволяет кандидатам получать абсолютное большинство голосов в один тур. Для выборов депутатов целесообразнее использовать систему системы единственного передаваемого голоса.
Главным достоинством преференциальных избирательных систем является то, что они позволяют в наибольшей степени учесть волю избирателей. Помимо этого, они обладают и рядом иных достоинств. В частности, она позволяет достичь пропорционального представительства, причем не только по партийному признаку, а по любому признаку, который важен для избирателей.
Главным недостатком преференциальных систем является сложность подсчета голосов и определения победителей. В частности, они требуют централизованного подсчета голосов, то есть все бюллетени необходимо свезти в окружную комиссию и там уже вести подсчет. Однако при автоматизированном подсчете голосов (который, впрочем, пока является отдаленной перспективой) эти недостатки в значительной степени могут быть нивелированы.
Тем не менее, и в нынешних условиях эти системы могут быть использованы в небольших избирательных округах, в первую очередь – на муниципальных выборах.
Использование преференциальных систем требует высокой культуры избирателей и членов избирательных комиссий, а также серьезной разъяснительной работы. Поэтому ее нельзя внедрять принудительно. Тем не менее, желательно было бы опробовать ее там, где для этого есть условия, например, на муниципальных выборах в наукоградах.

Австралия является самым признанным и хорошо известным примером применения действующей системы Альтернативного голосования (AV). Система была введена Национальным правительством Австралии в 1918 году, чтобы заменить существующую мажоритарную систему простого большинства голосов (FPTP), после того как стало ясно, что несколько кандидатов от консерваторов с равными избирательными возможностями, избранные одним электоратом, могли разделить свои голоса между собой по принципу системы FPTP, таким образом передав победу менее популярной, но более дисциплинированной Лейбористской партии. Введение этой системы было, в конце концов, связано с необходимостью противодействия возможности разделения голосов и для поощрения сотрудничества или коалиции между партиями. Эта возможность соединять равные интересы, а не делить их, была долгое время особенностью (не признаваемой) Австралийской избирательной политики, но только относительно недавно стал понятен весь потенциал распределения предпочтений в качестве инструмента, влияющего на принятие политических решений.


8. Избирательная система второго тура

Рассмотрим на примере избирательную систему Франции.

Базовые принципы французской избирательной системы:

На избирательных участках созданы условия для того, чтобы голосование было свободным и тайным. Избиратель обязательно проходит в кабинку, скрытую от посторонних, где кладёт бюллетень по своему выбору в конверт. Затем он опускает его в прозрачную урну и расписывается напротив своего имени в избирательном списке.

Президентские выборы

Пересмотр Конституции Пятой Республики 6 ноября 1962 г. установил всеобщее прямое голосование на этих выборах. Референдум 24 сентября 2000 г. заменил семилетний срок пребывания на посту президента на пятилетний, с возможностью переизбрания. Голосование проходит в два тура . Чтобы быть избранным в первом туре, необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов. Во второй тур проходят 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом, при том, что ни один из них не набрал абсолютного большинства.

Законодательные выборы

Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 г. Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура . Чтобы быть избранным, кандидат должен получить:

в первом туре - абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки;

во втором туре - относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (suppléant ), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора.

Выборы в Сенат

Сенаторы избираются на 9 лет с возможностью переизбрания в рамках департаментов. Они избираются «избирательной коллегией» (collège électoral ), состоящим из депутатов Национальной Ассамблеи, региональных советников, избранных в департаменте, генеральных советников, делегатов муниципальных советов или заместителей делегатов. Избирательная коллегия состоит примерно из 150 000 человек, 95 % которых - делегаты от муниципальных советов. Это единственные выборы, где голосование обязательно для членов избирательной коллегии. Сенат состоит из 346 сенаторов (сейчас - 343, в 2011 г. будут добавлены ещё 3 места), треть из которых сменяется раз в 3 года. Запрещено совмещать мандаты сенатора и депутата Европарламента. Система избрания варьируется в зависимости от количества сенаторов, избираемых департаментом: если это 3 сенатора или меньше, то применяется мажоритарная система в 2 тура ; если это 4 сенатора или больше - то пропорциональная.

9. Система партийных списков. Типы партийных списков
Большинство западных демократий используют систему пропорционального представительства в форме голосования партийным списком. При этой системе партии, как правило, выдвигается перечень или список кандидатов, соответствующий числу мест, заполняемых по пропорциональному представительству, а избиратели голосуют за весь партийный список, а не за отдельных кандидатов. Партии получают места пропорционально своей доле голосов, а места отдаются кандидатам в порядке очередности по партийному списку сверху вниз по числу мест, на которые партия имеет право. Обычно, минимальные учитываемые «пороги» голосов, отданных в поддержку партии, устанавливаются на уровне от 3% до 5%, с тем, чтобы помешать распространению слишком большого числа мелких и расколовшихся партий; партия, которая не смогла преодолеть этот порог, не получает мест.

Закрытый список . Эта система используется в Израиле, Болгарии и в части голосования партийным списком на выборах в России и Германии.В системе голосования закрытым списком очередность кандидатов в партийном списке определяется партией. Избиратели могут голосовать только за партийный список в целом, а не за отдельных кандидатов. Места распределяются между кандидатами в точном соответствии с их очередностью в списке. Не удивительно, что такой подход часто критикуют за предоставление чрезмерной власти лидерам партии и за то, что он не дает достаточного выбора избирателям при определении того, какие кандидаты партии избираются.

Открытый список . В системе голосования открытым списком избиратели выбирают отдельных кандидатов из партийного списка.Эти голоса учитываются при подсчете общего числа голосов, отданных за партию, для определения пропорционального распределения мест партии, однако, они подсчитываются в первую очередь при определении порядка, в котором кандидаты партии получают каждое место, полагающееся партии. Это позволяет избирателям осуществлять определенный контроль за тем, какие кандидаты «продвигаются вверх по списку» для получения мест.

Простым вариантом этой системы является «список с порядковыми номерами с правом выбора одного кандидата», используемый в Бельгии и Дании. Каждая партия представляет список кандидатов под номерами. Избиратели могут отметить в бюллетене либо весь список, либо отдельного кандидата из списка. Голосование за отдельных кандидатов присоединяется к голосам, отданным за партию, для пропорционального распределения мест, а также продвигает кандидата вверх по списку. В системе, использующей «список с порядковыми номерами с правом выбора нескольких кандидатов», которая действует в Италии, избиратели могут голосовать за трех или четырех кандидатов из партийного списка для того, чтобы отдать предпочтение более, чем одному кандидату из списка.

Другой подход заключается в «голосовании списком без очередности за нескольких кандидатов по выбору». Партийный списки, выдвигаемые на выборах, составляются без определенной последовательности и в них не указаны внутрипартийные приоритеты, отдаваемые высокопоставленным кандидатам. Избиратели имеют право не только указать нескольких кандидатов в одном партийном списке, но и выбирать кандидатов более, чем из одного партийного списка. Как принято в Швейцарии и Люксембурге, избиратели отдают столько голосов, сколько мест выдвинуто на выборах, им также разрешено кумулятивное голосование (рассматриваемое ниже), при котором они могут отдавать до двух голосов за отдельного кандидата, чтобы выразить свое предпочтение и помочь кандидату продвинуться вверх по списку.

В Финляндии используется система голосования «списком без очередности с требованием голосования за одного кандидата». В партийных списках нет очередности, избиратели должны выбрать отдельного кандидата для того, чтобы отдать свой голос партии, и их выбор определяет как пропорциональное распределение мест в законодательных органах между партиями, так и порядок, в соответствии с которым кандидаты выбираются из партийных списков для заполнения этих мест.

10. Система единого передаваемого голоса (пропорционально-преференциональный)
Система передаваемых голосов - разновидность пропорциональной избирательной системы, когда избиратель имеет один голос, который он отдает кандидату, проставляя в бюллетене последовательность преференций, в которой он хотел бы видеть избранными кандидатов. Если по первой преференции голос избирателя не будет использован, то он должен быть использован по второй.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов. При втором подсчете голосов, голоса поданные за кандидатов сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчета голоса поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту. Этот процесс подсчета голосов продолжается пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчета голосов и определения победителей выборов относительно сложен большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия и Виктория. Она также используется в Шотландии, Ирландии, Северной Ирландии, и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии

Мажоритарная (фр. majorité – большинство) система – одна из разновидностей , применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Виды мажоритарной системы

Существуют три вида мажоритарной системы.

  1. Абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос.
  2. Относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех набранных голосов.
  3. Квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Во многих странах, в том числе и в России, большинство голосов рассчитывается от общего числа избирателей, пришедших и проголосовавших .

Достоинства мажоритарной избирательной системы

  1. Мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), так и при выборах коллегиальных органов власти (парламент, Дума).
  2. Мажоритарная система является системой персонального представительства – избираются конкретные кандидаты. Избиратель имеет возможность учитывать или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата – репутацию, профессиональность, жизненные убеждения.
  3. Такой персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать и победить любому независимому кандидату, не относящемуся ни к какой партии.
  4. Кроме того, при выборах в коллегиальный орган власти (парламент, Дума) по одномандатным мажоритарным округам соблюдается принцип народовластия. Избирая конкретного кандидата от своего округа, по сути, выбирают своего представителя в коллегиальном органе власти. Кандидату такая конкретность дает независимость от партий и их лидеров – в отличие от кандидата, прошедшего по партийному списку.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина - по .

Недостатки мажоритарной избирательной системы

  1. Представители органа власти, сформированного на основе мажоритарной системы, могут иметь кардинально противоположные точки зрения, что затруднит принятие решений.
  2. Приоритетом каждого депутата, избранного по одномандатному мажоритарному округу, будут решения собственного округа, что также может затруднить принятие общих решений.
  3. При отсутствии реального выбора избиратели, голосуя за конкретного кандидата, голосуют не за него, а против его конкурента.
  4. Мажоритарной системе присущи такие нарушения, как подкуп избирателей и/или манипуляции с образованием избирательных округов, что лишает территорию с ярко выраженной позицией преимущества по голосам. Например, в США часто манипулировали при «нарезке» округов в районах массового проживания чернокожих граждан. В избирательный округ добавлялись районы с белым населением, и чернокожее население теряло большинство голосов за своего кандидата.
  5. При мажоритарной системе выборов может быть искажен реальный выбор избирателей. Например, в выборах участвуют 5 кандидатов, 4 из них набрали 19% голосов (в сумме 76%), а пятый набрал 20%, против всех проголосовало 4%. Пятый кандидат будет считаться демократически избранным, хотя против него или не за него проголосовало 80% проголосовавших.

    Чтобы нивелировать этот недостаток, была придумана система ординарного голосования (передаваемого голоса). Избиратель не только отдает свой голос конкретному кандидату, но еще и выставляет рейтинг предпочтений из нескольких кандидатов (не всех). Если кандидат, за которого проголосовал избиратель, не получил большинства голосов, голос избирателя переходит ко второму кандидату в его рейтинге – и так далее, пока не установится кандидат с реальным большинством голосов.

    Такая модифицированная система относительного большинства с передаваемым голосом существует в Австралии, Ирландии, на Мальте.

  6. Еще один недостаток мажоритарной системы был сформулирован французским социологом и политологом Морисом Дюверже в середине XX века. Исследовав результаты многих выборов по мажоритарной системе, он вывел, что рано или поздно такая система приводит к двухпартийной системе в государстве, так как шансы новых и/или небольших партий попасть в парламент или Думу очень малы. Яркий пример двухпартийной системы – парламент США. Этот эффект получил название «закон Дюверже».

Мажоритарная избирательная система в России

Мажоритарная система применяется в России при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

Также, можно разделить мажоритарную систему по типу округов.

  1. Мажоритарная система в едином избирательном округе.

    Так избирают высшие должностные лица. Используется абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

  2. Мажоритарная система в одномандатном избирательном округе.

    Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется категорическое голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет один голос, а избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов.

  3. Мажоритарная система в многомандатных округах.

    Так избирают депутатов представительных органов власти. Используется одобрительное голосование за конкретных кандидатов. Избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов распределяется в округе. Такую разновидность системы еще называют системой неограниченного вотума. Избранными считаются столько кандидатов, сколько мандатов в округе, и набравшие относительное большинство голосов.

КРИТЕРИЙ СРАВНЕНИЯ

... ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Деление страны на избирательные округа

Страна делится на избирательные округа

Как определяется победивший

Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПРИЗНАКИ

...

От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов

Пропорциональная

Места в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) выборы депутатов

2) избирательное право

3) списки политических партий

4) тайное голосование

5) избирательная кампания

4. Ниже приведён перечень положений. Все они, за исключением двух, характеризуют мажоритарную избирательную систему.

1) формирование единого национального избирательного округа

2) побеждает кандидат, получивший большинство голосов

3) возможен второй тур голосования для определения победителя

4) формируются одномандатные округа

6) возможно самовыдвижение кандидатов

Найдите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5. Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государство делится на избирательные округа

3) государство представляет собой единый избирательный округ

6) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

6. В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) Голосование проводится по спискам политических партий.

2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

7. Любой гражданин государства Z, достигший совершеннолетнего возраста, имеет право участвовать в выборах президента страны и быть избранным в органы государственной власти. Выборы проводятся на альтернативной основе.

Найдите в приведённом ниже списке принципы избирательного права страны Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принцип равенства

2) многоступенчатость выборов

3) принцип всеобщности

6) обязательность имущественного ценза

8. В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы был осуществлён переход от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной избирательной системе выборов в парламент. Какие изменения произошли в избирательной системе государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) предоставление права голоса гражданам старше 18 лет, независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода и пр.

3) создание единого национального избирательного округа

5) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

6) преодоление партией пятипроцентного избирательного порога (барьера)

9. Выберите верные суждения об отличительных чертах пропорциональной избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Добровольность участия в выборах.

3) Победившим считается депутат, набравший большинство голосов.

4) Распределение мандатов между партиями в соответствии с числом поданных голосов.

5) Установление заградительного порога.

10. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

11. Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа.

2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте.

12. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.

В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.

Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.

Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.

1) мажоритарная

2) пропорциональная

A

13. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

А) существование общенационального избирательного округа

Б) применение системы абсолютного большинства

В) ввыдвижение кандидатов только от политических партий

Г) возможность проведения второго тура голосования

1) пропорциональная

2) мажоритарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

14. Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа.

1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. не является гражданкой РФ по рождению

3) гражданка Д. является атеисткой

4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет высшего образования

15. В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов

2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов

4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции

6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания

16. В выборах в законодательный орган власти приняли участие 60% граждан, имеющих право голоса. Выборы проходили по пропорциональной системе. Найдите в приведенном списке черты этой избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) мандат получает тот, кто набирает абсолютное большинство голосов

3) сохраняется непосредственная связь депутата с избирателями

4) мандаты распределяются между участниками в соответствии с количеством отданных за них голосов

5) существует 5%-й барьер для прохождения в законодательный орган власти

18. С1 Используя авторский текст, приведите точку зрения, объясняющую невысокую активность избирателей. Приведите два аргумента объясняющие, почему лучше образованные граждане не используют свое право голосовать так же, как и менее образованные?

С2 Приведите аргумент автора, доказывающий, почему невысокая активность избирателей является признаком «политики счастья»? Каково отношение к этой точке зрения автора текста?

С3 Приведите авторскую точку зрения на проблему безразличия людей к выборам. В чём автор текста видит главную причину неучастия в них? Используя обществоведческие знания, приведите одну причину спада избирательной активности населения.

С4 Выскажите и аргументируйте свою позицию по поводу актуальности проблемы безразличия людей к выборам применительно к поведению российских избирателей? Опираясь на обществоведческие знания, назовите одно последствие пассивности части граждан и предложите один способ повышения активности населения на выборах.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют своё право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе - ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей - это признак «политики счастья»: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

М. Паренти

19. С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структурных компонентах избирательной системы, и одно предложение о типах избирательных систем.

1. В правом столбце таблицы указаны характеристики мажоритарной избирательной системы.

2. Есть следующие типы избирательной системы:

пропорциональная

мажоритарная (именно о ней идет речь)

смешанная (совмещающая оба типа)

3. Обобщающий термин: избирательное право

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов, т. е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права; 2) (в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться (различаются соответственно активное избирательное право и пассивное избирательное право); одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.

Ответ: 2

4. Признаки мажоритарной избирательной системы: формирование территориальных одномандатных округов;

победителем признается кандидат набравший наибольшее количество голосов;

возможен второй тур голосования;

возможно самовыдвижение кандидатов.

Формирование единого национального избирательного округа и голосование по спискам политических партий - это признаки пропорциональной избирательной системы.

5. Мажоритарная избирательная система - система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

Государство делится на избирательные округа;

избиратели голосуют за личность кандидата

победитель - набравший большинство голосов.

Но: выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе, государство в этом случае представляет собой единый государственный округ. Однако в целом это мажоритарную систему не характеризует.

Позиции 3, 4 - относятся к пропорциональной системе.

6. Типы избирательных систем:

1. Мажоритарная.

абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

2. Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в Г. Д. 7 % барьер.

Согласно условиям задания к пропорциональной системе относятся 1, 5, 6.

Ответ: 156.

7. Единственно возможным правильным ответом является 1, 3, 5.

Ответ: 135.

8. Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Единственно возможным правильным ответом является 3, 4, 6.

Ответ: 346.

9. 1) Добровольность участия в выборах - нет, неверно, это при любой системе.

2) Организация голосования по партийным спискам - да, верно.

3) Победившим считается депутат, набравший большинство голосов - нет, неверно, это мажоритарная.

4) Распределение мандатов между партиями в соответствии с числом поданных голосов - да, верно.

5) Установление заградительного порога - да, верно.

Ответ: 2, 4, 5.

10. 1) Избиратели голосуют по партийным спискам - да, верно.

2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты - нет, неверно, это мажоритарная.

3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии - нет, неверно, это мажоритарная.

4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей - нет, неверно, это мажоритарная.

5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах - да, верно.

Ответ: 1, 5.

11. 1) Территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа - да, верно.

2) Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения - нет, неверно, это пропорциональная.

3) Избиратели голосуют за конкретных кандидатов - да, верно.

4) Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей - да, верно.

5) Существует проходной порог (процентный барьер), и не преодолевшие его партии не получают места в парламенте - нет, неверно, это пропорциональная.

Ответ: 1, 3, 4.

12. Мажоритарная система - это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

пропорциональная система - это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

13. А) существование общенационального избирательного округа - пропорциональная;

Б) применение системы абсолютного большинства - мажоритарная;

В) выдвижение кандидатов только от политических партий - пропорциональная;

Г) возможность проведения второго тура голосования - мажоритарная;

14. 1 - на пост Президента РФ можно балатироваться только с 35 лет.

4 - человек, баллотирующийся на пост Президента РФ должен проживать в РФ не менее 10 лет.

15. Пропорциональная система - порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При П. и. с. создается единый общенациональный избирательный округ, в котором каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Кроме того, устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.

Ответ: 1, 3, 6.

2) мандат получает тот, кто набирает абсолютное большинство голосов - нет, неверно, это мажоритарная.

3) сохраняется непосредственная связь депутата с избирателями - нет, неверно, это мажоритарная.

4) мандаты распределяются между участниками в соответствии с количеством отданных за них голосов - да, верно.

5) существует 5%-й барьер для прохождения в законодательный орган власти - да, верно.

Ответ: 1, 4, 5.

17. В стране Ъ проходят очередные парламентские выборы. Какие признаки позволяют говорить о том, что в стране Ъ мажоритарная избирательная система? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правом выдвижения кандидатов наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, так и политические партии, религиозное объединение.

2) Для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

3) Существует общенациональный избирательный округ.

4) Каждый избиратель обладает одним голосом на выборах.

5) Избиратели обладают правом отзыва депутатов парламента.

18. С1 1) точка зрения, объясняющая невысокую активность избирателей: не используют своё право голоса менее образованные и социально активные слои населения;

2) два аргумента:

образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям,

менее образованные легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляет угрозу демократической системе.

С2 1) аргумент автора: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел;

2) отношение автора текста: многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования.

2) причина: неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни;

3) собственный пример:

переход от мажоритарной системы к смешанной,

административное воздействие власти на избирателей,

усталость избирателя от выборов,

недовольство властью,

протест против «грязных» (или даже любых) избирательных технологий,

недостаточная информированность граждан о выборах и кандидатах,

неудачно выбранный день голосования (например, совпадение с религиозным праздником),

погодные условия,

снятие с выборов популярных кандидатов или партий

С4 Пример для положительной позиции.

1) позиция: да, авторское суждение актуально и для российских избирателей;

2) аргументация положительной позиции: в первой половине 2000-х годов была заметна тенденция к снижению явки, во второй половине 2000-х годов показатели явки в основном повышались, но в настоящее время вновь проявляется тенденция к её снижению в зависимости от разных видов выборов, от уровня урбанизации регионов (в сельских районах явка выше чем в городах).

аргументация отрицательной позиции выпускника: для российских избирателей проблема безразличия людей к выборам (абсентеизм) не актуальна. Поколения людей среднего и старшего возраста, воспитывавшихся в советское время, считают своим гражданским долгом явиться на избирательный участок для голосования;

3) последствие:

уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах (абсентеизм);

рост оппозиционных настроений в обществе;

нарастание социальной напряжённости.

4) способы повышения активности избирателей:

расширение (или улучшение) информирования избирателей;

повышение значимости избираемого органа, кандидата в глазах избирателей.

19. 1) смысл понятия, например: порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структурных компонентах избирательной системы, например: избирательная система включает два взаимосвязанных компонента: избирательное право и избирательный процесс. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о структурных компонентах избирательной системы).

3) одно предложение о типах избирательных систем, составленное с опорой на знания курса, например: представительная демократия выработала два основных типа формирования органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о типах избирательных систем).

Загрузка...
Top