Организация дистанционного обучения с нуля. Как быстро организовать дистанционное обучение в компании

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида

дистанционного обучения, основанного на:

  • 1. интерактивном телевидении (two-way TV);
  • 2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
  • 3. компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
  • 4. сочетание первого и второго.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV), при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использование современных педагогических технологий. Речь идет, грубо говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого педагогом метода. Если используются традиционные методы классно-урочной системы с преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного, когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному обучаемому во столько же раз уменьшается. Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить, поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических, информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий, как было сказано выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также Интернета, но только на основе текстовой информации. Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ и ИУУ России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения. Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый способ организации дистанционногообучения, обладающего, однако, значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков. Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования, так и для системы повышения квалификации, в данном случае работников образования.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы, записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством - они автономны и предназначены для сомаообразование, т.е. они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видеозаписях, радио и телевидении, что является существенным их достоинством по сравнению с последними. Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях. Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for technology utilization). Впрочем, аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций, но при этом возможности этой последней технологии значительно шире, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно определенные вставки в виде, например, фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики пр.

В России в настоящее время говорить серьезно о четвертом варианте организации дистанционного обучения не приходится, учитывая социально-экономическую, политическую да и культурную ситуацию, сложившуюся в результате многих десятилетий тоталитарного режима. Социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы федеральное правительство сможет всерьез субсидировать эту сферу образования. Региональные образовательные структуры с помощью и при финансовой поддержке деловых кругов, заинтересованных в качественном образовании своих детей и пополнении своего бизнеса квалифицированными, активными, самостоятельно мыслящими работниками, могут пойти на инвестирование материальных средств в эту перспективную область. Ведь таким образом их дети смогут получать хорошее образование как в столичных учебных заведениях России, так и в зарубежных школах и университетах, не покидая родного дома, что для многих весьма заманчиво.

  • 1. Поэтому, имея в виду различные варианты организации дистанционного обучения, описанные выше, мы склоняемся к мнению, что на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных (Internet). При этом в зависимости от экономических возможностей регионов, технологической основой такого обучения может быть
  • 2. Обмен текстовыми файлами;
  • 3. Обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами,

использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий. По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. Уроки бесплатные, посещение свободное! Интерент-школы, во-первых, бесплатны; во-вторых, являются дополнительным образовательных полем и реальную школу, как "Телешкола" заменить не стремятся. Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников является два проекта "Открытый колледж" (www.college.ru) и "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" (vschool.km.ru). Занятия проводятся по следующей схеме. Учитель конспективно излагает тему урока и рекомендует литературу для самостоятельного изучения. Ученик самостоятельно изучает предложенную тему и проверяет свои знания с помощью составленного учителем компьютерного задания. Если ученик не смог найти ответ на тот или иной вопрос темы, то он может задать вопрос учителю по электронной почте. Учитель либо ответит на вопрос либо порекомендует литературу, в которой ученик сможет найти ответ на свой вопрос. По завершении раздела приведены все часто задаваемые вопросы с пояснениями учителей. В конце темы - тест на проверку знаний. Занятия в интернет-школе бесплатные, посещение уроков - свободное.

Дистанционное обучение становится все более актуальным. Используя современные технические достижения, вы можете одновременно повышать квалификацию сотрудников из филиалов, оперативно доносить и обновлять информацию, потому что та информация, которая была актуальна вчера, сегодня уже устарела.

Как организовать дистанционное обучение с нуля? Вы сотрудник отдела обучения, и понимаете, что для оптимального развития бизнеса вам нужно внедрить eLearning в компанию, но не знаете, с чего начать? Тогда вам, возможно, окажутся полезными приведенные ниже советы.

Если вы поставите цель: запустить дистанционное образование, чтобы просто научить сотрудников, то получите обучение ради обучения, это заведомо ложный путь. А вот если вы желаете, чтобы через определенное время после внедрения eLearning ваши сотрудники приобрели необходимые навыки, то вы нацелены на результат.

Продумайте критерии, по которым можно будет оценить, успешно вы внедряете онлайн-обучение или нет. Например, после прохождения обучения в вашей компании выросли продажи, сократились расходы на тренеров, которым раньше требовалось ездить по регионам (оплата командировок, проезда и проживания) и т.д.

Определите краткосрочные и долгосрочные цели. Используйте тактику “маленьких шагов”. Например, краткосрочной целью может быть запуск пилотного проекта или создание тизера вашего дистанционного обучения.

Долгосрочные цели ставятся на год-два вперед. Когда вы уже запустили дистанционное обучение и прошли пилотный проект (о котором поговорим дальше подробнее).

Поставьте цели, определите задачи и выработайте план, по которому будет двигаться завтра, через месяц и через год после начала обучения. Разделите весь процесс на этапы.

Рассмотрим подробнее для каких целей лучше использовать каждый из инструментов.

Вебинар

Вебинары нужны в случае, если при проведении занятия нужна обратная связь. Это занятие, которое проводится онлайн, причем спикер может находиться в любом месте, будь то офис компании, кафе или дом. Присутствовать на вебинаре могут одновременно сотрудники из нескольких филиалов, при этом качеств обучения не страдает, а расходы на очные занятия сокращаются.

Читая материал в формате вебинара, вы можете одновременно показывать презентации, включать видеоролики, отправлять участникам ссылки на ресурсы. В свою очередь участники могут пользоваться чатом, задавать вопросы. Лекцию вы сможете записать и отправить сотрудникам для закрепления материала.

Необходимо отметить, что вебинар - не самый экономный вариант обучения. Бизнес-тренеру нужно готовиться к занятию, которое не все ученики смогут посетить в силу занятости. Вебинары подойдут для презентации простых товаров, небольших групповых занятий. Обычно вебинаров достаточно для обучения в компаниях до 100 человек.

Из книги узнаете, как избежать типичных ошибок при проведении вебинара и управлять вниманием слушателей.

Система дистанционного обучения (СДО)

Это виртуальный класс, в котором обучение происходит в любой точке мира, пользователям можно назначать учебные курсы, организовать тестирование, провести вебинар.

СДО используют для решения следующих задач:

  1. Создать учебную базу компании. В системе можно электронные курсы, видео, тренажеры, инструкции, книги и тесты. Базой данных сможет пользоваться любой из ваших сотрудников, где бы он ни находился.
  2. Удаленно обучать персонал. Вы сможете назначить отдельный курс для любого из сотрудников или целой группы.
  3. Проверять знания сотрудников. Для вашего удобства в системе есть возможность составить статистику успеваемости, посещаемости и прогресса для каждого из сотрудников.
  4. Организовать обмен опытом. Во внутренних чатах ученики могут обмениваться мнениями по поводу изученного материала, задавать вопросы более опытным работникам и наставникам.

Например, необходимо провести обучение сотрудников отдела продаж. Из теоретического материала оформляется курс обучения, а на вебинаре коуч дает практическое задание и отвечает на вопросы учеников.

Еще один кейс применения систем дистанционного обучения:

Если вы хотите запустить дистанционное обучение побыстрее, оптимальным решением для вас будет выбор облачной платформы. При использовании системы с установкой на сервер вы можете столкнуться с проблемами. Например, вам может потребоваться IT-специалист для ее установки и обслуживания, и если в вашей компании нет такого полезного человека со специальным техническим образованием, дополнительные расходы вам обеспечены. Срок запуска - 3-4 месяца.

Облачные системы не требуют установки на сервер, для работы с ними нужен лишь доступ в интернет. Запустить ее вы сможете за 1-2 дня, а обучение можно начать сразу после регистрации. Управлять ею сможет 1 человек, не обладающий специальными навыками. Если планируете использовать СДО, вам будет полезна

Редактор курсов

У некоторых платформ, например Docebo есть встроенный редактор, но он имеет ограниченный функционал, например нельзя создавать тесты после курса. Поэтому сразу советуем приобрести 1 лицензию редактора. Существующие решения можно изучить в статье-обзоре редакторов курсов .

Если вы знакомы с программой PowerPoint, то с легкостью сделаете слайды с текстом и графикой, в которые можно добавить анимацию, записать видео. Вам понадобятся инструменты для создания электронных курсов и тестов. Выбор инструментов играет большую роль на стадии верстки электронного курса. И даже если нет специального образования, то помогут простые в использовании сервисы iSpring Suite.

На старте проекта придется вносить много правок в существующий курс, а с подрядчиками это сделать сложно. К тому же без навыка разработки курсов вы не сможете составить правильное техническое задание для подрядчиков. Как следствие, получаете плохой результат и напрасно потраченные деньги.

Также сторонние разработчики могут не знать особенностей вашего бизнеса, а потому не обеспечат должного экспертного уровня.

На старте проекта курсы можно сделать самостоятельно, это значительно дешевле. А уже при масштабировании elearning на всю компанию, можно обратиться к сторонним разработчикам. На тот момент вы уже “набьете шишки” и будете точно знать, как выглядит работающий курс.

Совет 4. Создайте тестовую группу и проведите пилотный запуск проекта

Пилотный запуск - это тест-драйв вашего курса. С его помощью вы сможете оценить качество системы обучения, найти ошибки и сделать материал максимально полезным. В корпоративном обучении часто недооценивают значение пилотного запуска, вследствие чего сотрудники неохотно обучаются по неотработанной системе. Запуск системы обучения сразу после разработки без отлаживания на фокус-группе может сильно снизить ее эффективность и приведет к потере времени и денег.

Для проведения генеральной репетиции вашей системы обучения вам понадобится тестовая группа. В компании может быть довольно большое количество сотрудников. Ни к чему проводить занятия сразу со всеми. В тестовую группу можно взять небольшое количество потенциально лояльных компании сотрудников, после работы с которыми вы определите слабые места выбранной системы обучения. Из опроса фокус-группы вы поймете, сложно или легко было использовать систему, как открылся курс и какие трудности возникли в процессе. Для фокус-группы достаточно 10 специалистов. Обкатывают обычно на опытных сотрудниках, представителях отдела продаж.

Обратная связь очень важна. Составьте максимально подробную анкету, чтобы не упустить важных моментов. Пусть она включает несколько десятков вопросов. Анкета поможет вам быстро обработать информацию, и после того, как она будет собрана, вы внесете необходимые изменения в систему и сделаете доступнее для своих сотрудников.

Анкета для обратной связи может включать такие вопросы:

  1. Что понравилось в курсе?
  2. Было ли обучение интересным?
  3. Удобно ли было изучать материал?
  4. Какие дополнения можно внести?
  5. Встречались ли ошибки?
  6. Какие навыки вы получили после прохождения курса?
  7. Чем занятия помогут в вашей работе?
  8. Материал курса подобран последовательно?
  9. Встречались ли сложные вопросы?
  10. Работает ли обратная связь?

При проведении опросов выделите для себя людей, которые наиболее активно и развернуто дают ответы и предлагают варианты улучшения системы. Это поможет сформировать собственный коллектив внутренних экспертов. Активное взаимодействие с ними поможет вам делать работу продуктивнее. Пользуясь их опытом и советами, вы сформируете новые идеи для развития компании. Выберите приемы для их мотивации.

Для сбора обратной связи используйте отчеты в СДО. Современные системы имеют десятки различных отчетов, которые не только помогут оценить знания, но и оценить сложность курса. Подробнее о том, как метрики в СДО помогают сделать обучение эффективнее читайте в статье .

Например, iSpring Online имеет ряд метрик, которые помогут оценить работоспособность курса:


Если ваши сотрудники учатся с удовольствием, если вы видите положительные результаты, процесс обучения внутри компании оптимизирован — значит система работает на бизнес.

Внутренний PR поможет поднять авторитет дистанционного обучения, ваши сотрудники будут заниматься по собственному желанию, а не по принуждению начальства. Элементами PR могут быть новости, анонсы, тизеры курсов, видео с приветствиями, награды и поздравления.

Тизер - это подготовительный этап, который поможет расположить сотрудников к внедрению новой для них формы обучения, покажет ожидающие их возможности и преимущества, вызовет интерес и энтузиазм. Тизер вполне под силу сделать самостоятельно, а вашим будущим ученикам будет приятно увидеть живой материал в видеоролике или презентации.

В этом видео показан отлично разработанный тизер по внедрению новой системы обучения в университете Флориды:

Мотивация сотрудников - важная составляющая успеха вашего проекта. Учащиеся должны понимать, для чего лично им будет полезно обучение и где они смогут применить полученные знания.

Запуск eLearning, как и любого долгосрочного проекта, требует тщательной подготовки. От того, насколько проработаны идея, цели и задачи вашего дистанционного обучения, зависит, будет ли успешным его внедрение в компанию.

Приведенные в статье советы могут показаться очевидными, но многие специалисты отдела обучения допускают ошибки, которые потом обходятся компании в сотни тысяч рублей. У вас есть возможность их избежать и использовать все возможности дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (E-learning) используют практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell , Johnson &Johnson , Sony , Adidas , MW-Light . При этом, согласно исследованию Brandon Hall Group , 42% из них планировали в 2018 году увеличить бюджет на внедрение и поддержку дистанционного обучения. Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, – и это консервативный прогноз.

Безусловный лидер по онлайн-образованию – США. Там дистанционное обучение применяют уже несколько десятков лет. Российские компании тоже оценили преимущества eLearning. По данным «Высшей школы экономики», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране уже составляет 3 млрд рублей.

«Дистанционное обучение дает бизнесу несколько преимуществ. Во-первых, сокращает расходы на обучение. Например, на оплату перелетов и гостиниц для тренеров. Во-вторых, можно на одном уровне поддерживать знания большого количества сотрудников, как центрального офиса, так и филиалов. В-третьих, можно ускорить обучение персонала новым продуктам компании: доступ к онлайн-курсам открыт в любое время», – рассказывает Юрий Усков , основатель компании iSpring , специализирующейся на продуктах для дистанционного обучения.

По его словам, охотнее всего в онлайн вкладываются банки и торговые компании с развитой сетью филиалов и тысячью сотрудников по России. Управлять дистанционным обучением в компании может один человек, главное правильно подобрать инструменты для работы.

Какие инструменты нужны для запуска дистанционного обучения?

Для запуска E-learning нужно два инструмента: редактор электронных курсов и система дистанционного обучения (СДО).

В редакторе создают учебный контент: курсы, тесты, видеоуроки, интерактивные игры. «Сейчас есть такие редакторы, которые интегрируются в PowerPoint. Вы создаете курс, как презентацию. Дополнительно изучать интерфейс программы не придется», – рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов . В его компании уже больше года тренируют в онлайне менеджеры по продажам.

Система дистанционного обучения – это виртуальный класс, в котором сотрудникам можно назначить учебный материал и в режиме реального времени следить за их успеваемостью по отчетам. И неважно, где ученики находятся физически: на работе, дома или в отпуске.

Вот минимальный набор задач, которые помогает решать СДО:

  • База знаний. Электронные курсы, тесты, видеоуроки – весь контент находится в одном месте. В любой момент сотрудники могут зайти в СДО, изучить нужный курс.
  • Виртуальный наставник. В несколько кликов вы можете назначить курс конкретному сотруднику, отделу или филиалу. Они проходят электронный курс, будто учатся у наставника, только виртуального.
  • Результаты обучения. В СДО вы видите результаты обучения каждого сотрудника: сколько курсов прошли, какую оценку набрали за тест, на какие вопросы ответили неправильно.
  • Обмен идеями. Внутренний чат или форум – место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким темам еще нужны электронные курсы.

Системы дистанционного обучения делятся на два типа: коробочные и облачные. Коробочную СДО устанавливают на сервер компании. Проект потребует несколько месяцев на внедрение и постоянного контроля со стороны IT-специалистов. Плюс такого решения – все данные хранятся в вашей организации.

Чаще всего новое направление берет под контроль отдел очного обучения. Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией. Так, например, поступила компания Honeywell. «Преимуществ несколько. Во-первых, отдел самостоятельно разрабатывает оформление для курсов, отталкиваясь от брендбука компании. HR и маркетинг лишь корректируют и направляют. Во-вторых, в финансовом плане вы ни от кого не зависите – у вас отдельный бюджет», – рассказывает Игорь Гапонов. По его словам, эта независимость дает eLearning-команде возможность работать с максимальной отдачей для бизнеса.

В Honeywell и MW-Light утверждают, что онлайн – не альтернатива очному обучению, а его дополнение. «Иногда мы используем eLearning для выравнивания знаний, иногда – для погружения в тему. К примеру, мы знаем, какой тренинг очно прошли сотрудники, и назначаем несколько электронных курсов для закрепления знаний. В некоторых случаях мы используем курсы перед тренингом: даем основные понятия, теорию. На очной встрече тренер уже не тратит время на методологию и фокусируется на практике», – делится опытом Лана Виноградова.

eLearning помогает ускорить обучение и развивать сотрудников непрерывно , чтобы они всегда работали на пике возможностей. Ведь бизнес – это люди. И чем мощнее команда, тем успешнее компания.

Дистанционное обучение - это обучение, при котором его субъекты разделены в пространстве и, возможно, во времени, реализуется с учетом передачи и восприятия информации в виртуальной среде, обеспечивается специальной системой организации учебного процесса, особой методикой разработки учебных пособий и стратегией преподавания, а также использованием электронных или иных коммуникационных технологий. Дистанционное образование позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого человека в обучении и решить такие проблемы традиционного образования, как отсутствие индивидуального подхода к учащимся, недостаточное использование активных форм обучения, директивность образовательного процесса, слабая мотивация к самостоятельной познавательной деятельности учащегося, жесткая привязка к территории и во времени, субъективность оценки результатов обучения.

Таким образом, дистанционное обучение способно оптимально преодолеть недостатки традиционного образования и отличается от него по ряду показателей:

Повышает посещаемость мероприятий за счет онлайн участников и просмотров записей;

Привлекает тех участников, кто не может присутствовать на занятиях в силу нехватки времени или географической удаленности;

Предоставляет возможность доступа к электронным материалам и видеозаписям после лекции;

Привлекает новых слушателей, предоставляя им возможность в любое свободное время присоединиться к онлайн занятию;

Обеспечивает доступность и экономичность образования для всех категорий граждан, в том числе социально незащищенных и маломобильных;

Обеспечивает возможность выбора индивидуального содержания обучения, а также эффективность и результативность обучения;

Дает возможность выбора индивидуального темпа освоения знаний;

Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащегося.

Так же Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой :

Большая свобода доступа -- учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

Более низкие цены на доставку обучения -- процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

Возможность разделения содержания электронного курса на модули -- небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

Гибкость обучения -- продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

Возможность обучения на рабочем месте -- учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

Возможность развиваться в ногу со временем -- пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

Возможность определять критерии оценки знаний -- в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Применение дистанционных технологий нуждается в тщательной подготовке материалов: программного обеспечения, планов, учебных пособий по управлению программой, руководства, индивидуализации инструкции, а также предъявляет требования к технической оснащенности, информационной компетентности учащегося и преподавателей, к личностным качествам учащегося в связи со сложностью учебной мотивации при данной форме обучения. Особую сложность при подготовке к реализации дистанционного курса представляет проблема аутентификации студента при дистанционной проверке знаний.

При этом дистанционные курсы могут быть использованы в качестве дополнения к основному курсу, в качестве основного курса с поддержкой куратора или без поддержки куратора. Кроме того могут быть использованы различные модели дистанционного обучения:

Очная форма + дистанционная;

Сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда - виртуальные кафедры, школы, университеты);

Сетевое обучение + кейс-технологии;

Обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) -- это международный стандарт, который определяет требования к организации учебного материала и всей СДО. Соответствие электронных курсов стандарту SCORM обеспечивает совместимость компонентов и возможность их многократного использования. Учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться в СДО независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Перечень популярных СДО, совместимых со стандартом SCORM.

ISpring Online;

SharePoint LMS;

ShareKnowledge;

Формы взаимодействия:

Чат-занятия -- учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия -- дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей "Всемирной паутины".

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы -- форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция -- проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название "Природный процесс обучения" (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение -- это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России .

Загрузка...
Top