Народная сказка краткое содержание гуси лебеди. Гуси-лебеди – русская народная сказка

Отправляются родители на работу и наказывают старшей дочери, чтобы присматривала за младшим братом.
- За это мы привезём тебе сладких пряников и обновку из города.

Пока девочка резвилась с подружками, прилетели чужие гуси – лебеди и понесли младшего брата в дремучий лес. Сколько она не звала, не плакала, никто ей не ответил. Пробежав по тропинке, увидела в дали птиц с ребёнком. Отправилась его спасать. Видит, стоит белая печка. Попросила у печки сказать, где гуси - лебеди.

Поставила условие печка: съесть её пирожок из ржаной муки, а девочка нос отвернула, не захотела есть. Пошла дальше, не узнав ответ.

Прошла тропинку, видит, растёт яблоня. Задала вопрос девочка, яблонька поставила условие: съесть её плод. Не захотела, есть дикое яблочко, дальше побежала.

Остановилась возле реки из молока с берегами из киселя. Не захотела пить её кисель с белым молоком. И без ответа побежала дальше.

Повстречала колючего ёжика, поинтересовалась, не видел гусей, похитивших мальчика. Ёжик указал дорогу.

Добрела до избушки на куриных ногах, в которой страшная Бабка – Ёжка сидит, нос крючком, зубы торчат. Посадила хозяйка её прясть, а сама проверяет, чтоб не убежала. И пёчку готовит, чтобы их съесть.Покормила девочка мышонка кашкой, а он помог ей бежать и стал за неё отвечать. На руки взяла мальчика и побежала обратно. Добежала до речки, попросила спрятать. Попила у неё киселька и укрыла её речка. Дальше бежит, а гуси - лебеди подлетают, того гляди, заклюют.

По пути растёт дикая яблоня. Спрятала девочку, после того, как она дикое яблоко съела. Дальше печка стоит. Быстрей пирожок в рот и села в отверстие в ней. Птицы покричали и не с чем к бабке улетели.
А тут её родные появились, покупки привезли.

Сказка учит, что надо слушаться родителей. Есть, что дают, не капризничать. Уважительно отвечать тем к кому обращаешься.

Картинка или рисунок Сказка Гуси-лебеди

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сестрица Аленушка и братец Иванушка сказка

    Старики воспитывали детей, Алёнушку и Иванушку. Умерли дед да баба, и остались дети одни. Алёнушка собралась на работу, и братца с собой взяла. Идти надо было далеко, а на улице стояла невыносимая жара.

  • Краткое содержание Чехов Попрыгунья

    Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз

Мария Попова
Конспект занятия. «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель занятия: формирование навыка самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объёму текста.

Задачи:

Формирование навыка планирования развёрнутого высказывания;

Развитие умения анализировать содержание произведения (отражение содержания с помощью схемы-плана); развитие навыка текущего контроля за построением развёрнутого высказывания; развитие навыка диалогической речи;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, учить искать компромисс в отношениях с людьми.

Оборудование: книжка «Гуси-лебеди» с крупными красочными иллюстрациями, наборное полотно, блоки-прямоугольники (5 шт.) из плотной бумаги 20/30 см. силуэтные изображения персонажей сказки и отдельных предметов.

Ход занятия

1. Организационная часть. Постановка цели. Отгадывание загадки о гусе:

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

2. Первичное чтение сказки с демонстрацией иллюстраций осуществляет накануне воспитатель. По ходу чтения он комментирует малоупотребительную лексику.

При повторном чтении дети дополняют отдельные, незаконченные педагогом предложения нужными словами или словосочетаниями.

Гуси – лебеди.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Однажды отец с матерью поехали на базар, а дочке приказали за братцем приглядывать.

А дочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу, заигралась.

Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету. Выбежала она в чисто поле и только видела, как пропали гуси за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

Печка, печка, скажи. Куда гуси – лебеди полетели?

Печка ей отвечает: съешь моего пирожка из черной муки – скажу.

Не стану, я его есть.

Печка ей не сказала.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего кислого лесного яблочка – скажу.

Не стану, твое яблоко есть.

Яблоня ей не сказала.

Речка, речка, скажи – куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего киселька с молочком – скажу.

Не стану, я твой кисель есть.

Долго бежала девочка по полям, по лесам и заблудилась. Видит-стоит избушка на курьей ножке, а под окошком братец сидит, играет серебряными яблочками. Взяла девочка братца и побежала.

Увидела Баба-Яга, что мальчика не стало, и послала в погоню гусей – лебедей.

Девочка с братцем добежала до молочной речки. Видит, летят гуси – лебеди.

Речка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька.

Девочка поела, и река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала.

Гуси – лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Стоит яблоня…

Яблоня, яблоня, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего кислого лесного яблочка.

Девочка поскорее съела. Яблоня прикрыла её своими ветками. Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Опять гуси – лебеди догонять стали. Добежала девочка до печки.

Печка, печка, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего пирожка из черной муки.

Девочка съела пирожок и залезла с братцем в печь.

Гуси – лебеди полетали-полетали и ни с чем улетели к Бабе- Яге.

Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

3. Лексический разбор текста.

Почему гуси – лебеди украли мальчика?

Кого встретила девочка в начале своего пути? Почему печка не помогла девочке?

Кто ещё встретился девочке в чистом поле? Почему яблоня не помогла девочке?

Какая необыкновенная речка встретилась девочке на пути? Почему речка не помогла девочке?

К кому обращалась девочка за помощью, когда убегала от гусей – лебедей?

Почему на этот раз печка, яблоня и речка помогли девочке?

4. Составление наглядной схемы сюжета сказки .

В блоках-прямоугольниках дети должны расположить силуэтные изображения персонажей и отдельных предметов. На мольберте размещаются блоки-прямоугольники, на наборном полотне - силуэтные изображения персонажей сказки (гуси-лебеди, мальчик, девочка, печка, яблоня, речка, избушка бабы-яги).

Педагог помогает наводящими вопросами.

5. В заключительной части занятия педагог просит ответить детей на вопрос: «Чему учит эта сказка?»

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку "Гуси-лебеди".

Конспект занятия-игры по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ и мнемотехники «Проделки бабы Яги» Игра с использованием ИКТ и мнемотехники "Проделки Бабы Яги" Цель: обучить заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблиц, корригировать.

Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

НОД по формированию элементарных математических представлений по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сосенка» Конспект НОД по формированию элементарных математических.

Сказка «Гуси-лебеди» является популярным народным произведением, которое в свою очередь имеет несколько вариаций сюжета. Один из самых популярных пересказов принадлежит фольклористу Александру Афанасьеву. По мотивам народной сказки «Гуси-лебеди» в 1949 году был выпущен одноименный мультипликационный фильм.

Сказки «Гуси-лебеди» краткое содержание

Было у родителей двое детей: маленький сынишка и старшая дочь. В сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что как-то раз родители должны были отправляться на работу, а девочку попросили присмотреть за маленьким братцем, пока их не будет. За это пообещали они дочери принести подарок. Посадила сестренка младшего брата на траву во дворе, а сама пошла немного поиграть. Если читать книгу «Гуси-лебеди», то узнаем, что заигралась она, да и забыла, что должна за братиком следить. Возвращается – а его нет. Увидела девочка, что как в в небе кружат птицы, а вместе с этими птицами и ее маленький брат. Многие люди говорили о том, что гуси-лебеди часто детей забирают.

Бежала девочка за ними, но вот догнать так и не смогла. Тогда она встретила большую печку и спросила ее, не видела ли она, куда гуси-лебеди братца ее понесли. Печка сказала, что расскажет все, что знает, если девочка съест ее пирожок, но та отказалась и побежала дальше. Если «Гуси-лебеди» читать сказку, то узнаем, что дальше видит она большую яблоню и спрашивает у нее, не видела ли она больших птиц и маленького мальчика с ними. Дерево ответило, что все расскажет, как только девочка съест одно яблочко, но та снова отказалась. Подбегает она к молочной реке с кисельными берегами и задает тот же вопрос, но река предлагает ей сначала попробовать кисель. Девочка отказывается, и река ей не говорит, куда птицы понесли ее брата.

Тут добегает девочка до избушки Бабы Яги и видит, как у нее во дворе играет ее младший братец. Она зашла в дом и сказала, что находилась за день, и хочет немного отдохнуть. Тогда старуха дала ей прясть пряжу, а сама вышла из дома. Выбегает мышка и говорит, что сейчас Баба Яга растопит печку, зажарит детей и съест их. Испугалась девочка, взяла братишку и убежала. За ней в погоню отправились и гуси-лебеди. Как только добежали сестрица и братец до речки, то попросили спрятать их ненадолго от злых птиц. Та предложила им взамен съесть киселя, девочка согласилась и получила укрытие. В русской сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что так же было и с яблоней, и с печкой, которые прятали детей от злых птиц. Как не старались гуси-лебеди, найти детей они так и не смогли. А как только девочка с братиком вернулись домой, с работы пришли их родители.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» нравится детям всех возрастов. На протяжении многих поколений, сказка по-прежнему держится в числе знаменитых, которую передают из уст в уста.

В сказке народ наглядно показал, что нужно уметь признавать свои оплошности, исправлять ошибки и грубость, принимать мужественные решения, не смотря на возраст и нести ответственность. Только научившись всем этим положительным качествам и привнеся их в жизнь, ребенок вырастит ответственным и мудрым человеком. Сказка наглядно дает понять ребенку, что такое ответственность, а также отношение и забота старших к младшим.

На протяжении всего повествования сказки ребенок понимает, что, оказывая помощь другим, он сможет получить ее сам. В произведении использована зеркальная композиция с пространственно-инициативным путем. А получив новые умения и навыки, знания и изменив отношение, героиня благополучно проходит обряд инициации и превращается из девочки в девушку.

Гуси-лебеди – читайте текст сказки с картинками

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Поешь моего лесного яблочка — скажу.

У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала.

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:

Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

Речка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:

Печка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

Сказка «Гуси-лебеди» в стихах

Далеко за горной кручей
Там где лес шумит дремучий,
Там где солнце прячет тени,
Где стоит ночная темень,
Озерко одно искрится.
В нем студеная водица
Здесь темно всегда, и тут
Гуси-лебеди живут.
Стая белых лебедей,
Что крадут в домах детей.
Здесь избушка есть и в ней
Нет ни окон ни дверей.
В этой старенькой избушке
Дряхлая живёт старушка,
Что зовут бабой-ягой
С костяной одной ногой.
Гуси-лебеди ей служат
Со старухой этой дружат.

Вот однажды в ранний час
Строгий шлет она наказ
Своим преданным гусям
Длинношеим лебедям:
- Эй, бездельники, летите
Время даром не тяните,
Мне мальчишку принесите!
Гуси дружно зашумели,
Встрепенулись, загалдели,
И расправив крылья, ввысь
Поднялись и унеслись
За холмы, за сини горы
На широкие просторы,
Где в деревне у реки
Скромно жили рыбаки.

Вот у крайнего у дома
Видят мальчик незнакомый.
Он на травке под окошком
Мастерит себе лукошко.
Он живет в семье простой
С мамой, папой и сестрой.
Мама с папой по утрам
Уезжают по делам.
Как собрались на заре,
Обещали детворе
Привезти для радости
Пряники и сладости.
И еще как уезжали,
То сестрице наказали
Со двора не убегать,
Братца Ваню не бросать.
Но сестрица из избушки
Поиграть ушла к подружке,
Бросив братца одного,
И забыла про него.

Гуси тихо подлетели,
Покружили, поглядели,
Быстро мальчика схватили
И на крылья посадили,
Унеслись за облака,
Не оставив ни следа.
Час прошел, прошел второй,
И сестра спешит домой.
Видит: нет нигде братишки.
Может где мелькнут штанишки?
Может кто его забрал?
Или в лес он убежал?
Но не видно никого,
Лишь гусиное перо
На скамейке под окошком
В перевернутом лукошке.
Тут сестрица поняла-
Братца стая забрала.

И за стаей вслед сестренка
Побежала им вдогонку.
Видит возле речки
Стоит дымится печка.
-Печка, печка подскажи
Путь мне к братцу укажи.
- Пирожок мой съешь ржаной,
Подскажу где братец твой.
- Мне ржаной пирог зачем?
И пшеничный я не ем.
И пустилась дальше в путь.
Долго шла сестра вперед,
Видит яблоня растет,
И висят на яблоньке
Наливные яблочки.
- Яблонька скорей скажи,
Где мой братец подскажи.
- Яблочки сперва откушай,
А потом меня послушай.
- Мне кислятина зачем?
Я садовые не ем.

И пустилась дальше в путь.
Долго ль коротко идет,
Времени потерян счет.
Видит перед ней река
Плещется из молока.
Вместо берегов у ней
Затвердел густой кисель.
-Речка, реченька скажи,
Где мой братец подскажи.
-Пей кисель молочный мой,
Подскажу где братец твой.
- Не хочу я твой кисель,
Лучше сливочек налей.

И пустилась дальше в путь.
Лес становиться темней,
Пробираться все трудней,
Смолкли птичьи голоса,
Потемнели небеса
И в тени ветвистых елей
Не крадутся даже звери.
Пробралась, и перед ней
Видит стая лебедей
Спит на озере лесном
Тихим крепким птичьим сном.
И изба на курьих ножках
Без дверей и без окошка.
На земле перед избушкой
Брат ее сидит Ванюшка.
Девочка схватила брата
И пустилась в путь обратный.

А тем временем старуха
Воротилась в дом и сразу
Обнаружила пропажу,
И отправила за ней
Своих преданных гусей.
Девочка бежит вперед,
Стая вслед не отстает,
Машут крыльями, шипят,
Братца отобрать хотят.
Добежала до реки,
Просит: «Речка, помоги!
Спрячь под бережок крутой,
Стая гонится за мной».
-Пей кисель молочный мой,
Лезь под бережок крутой.
Быстро выпила кисель,
Спряталась среди камней.
Поднялась в реке волна
И гусей отогнала.
Побежала вновь вперед,
(Стая вслед, не отстает),
Видит яблоня растет:
-Яблоня прошу укрой,
Гуси гоняться за мной.
-Скушай яблочко скорей,
Прячься средь моих ветвей.
Гуси шумно погалдели,
Так ни с чем и улетели.

Время близится к закату
Воротилась сестра с братом,
Огляделись, отряхнулись,
И родители вернулись.
Много было радости,
Пряников и сладостей.

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

Загрузка...
Top