Морфологические нормы презентация. Презентация на тему: морфологические нормы русского литературного языка употребление форм

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Морфологические нормы" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Вопрос А3

Грамматические (морфологические) нормы

Слайд 2

Слайд 3

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЕ- (светл + ее = светлее) СОСТАВНАЯ = более (менее) + начальная форма (более (менее) светлый)

Слайд 4

Слайд 5

Образование числительных

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (двадцать шестой, две тысячи восьмой) При склонении сложных и составных количественных числительных изменяется КАЖДАЯ составляющая часть (с тысяЧЬЮ пяТЬЮстАМИ шесТЬЮдесяТЬЮ треМЯ) 3. Числительные полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто Остальные падежи – полутора, полутораста, сорока, девяноста, ста

Слайд 6

Слайд 7

Числительное оба употребляется с существительными мужского рода и среднего рода (оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон) Числительное обе употребляется с существительными женского рода (обе студентки, обеих студенток) !!! Числительные оба и обе НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с существительными, имеющими только форму множественного числа (ворота, брюки, сани…), т.е. нельзя говорить у обоих ворот, обоих саней (здесь нужно использовать оборот у тех и других: у тех и других ворот)

Слайд 8

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных. Правильно: двое друзей, трое суток, нас пятеро. Четверо лосят, шестеро ребят, семеро людей НО: три женщины, четыре медведя, две кошки

Слайд 9

Склонение местоимений

1. К личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов (в, без, до…) или после наречных предлогов. Управляющих Р.п. (вокруг, впереди, возле, мимо…) Например: без него. вокруг них 2. После наречных предлогов, управляющих Д.п. (вопреки. Согласно, наперекор, навстречу…) начальное Н к личным местоимениям 3 лица не прибавляется Например: вопреки ему 3. После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без Н: старше его, больше её

Слайд 10

Слайд 11

При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п. В дательном падеже обычно употребляются существительные: скучать по (чему?) по дому В предложном падеже употребляются личные местоимения ТОЛЬКО 1 и 2 лица множественного числа: тоскуют (о ком?) о нас, скучают (по ком?) по вас При других глаголах с предлогом ПО употребляется форма Д.п. этих местоимений: из-за пригорка стреляли по (кому?0 по нам

Слайд 12

Образование имён существительных

Формы множественного числа И.п. и В.п. имён существительных Окончание –ы(-и): бухгалтеры, возы, выборы, выпуски, договоры, инженеры, конструкторы, контейнеры, лекторы, порты, приговоры, ректоры, слоги, снайперы, торты, шофёры Окончание –а(-я): адреса, борта, веера, века (кроие: во веки веков. В кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, егеря, жемчуга, катера, клевера, корма, купола, округа, ордера, паспорта, перепела, сторожа, стога, терема, тетерева, хлева, хутора, якоря

Слайд 13

Различайте слова - омонимы

Боровы (кабаны) Колени (часть ноги) Корпусы (туловища) Лагери (политические) Образы (художественно-литературные) Ордены (рыцарские) Поводы (причины) Поясы (географические)

Борова (части печной трубы) Колена (изгибы) Корпуса (военные части) Лагеря (туристские) Образа (иконы) Ордена (знаки отличия) Повода (упряжь) Пояса (части одежды)

Слайд 14

Окончания существительных Р.п. мн.числа

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: Названия большинства парных предметов (сапог, кед, чулок). НО: носков Названия многих единиц измерения (ватт, вольт) Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р): англичан, болгар, грузин Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (полк гренадер, рота солдат). НО: минёров, сапёров Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.числе: барж, кочерёг, свадеб, басен Большинство существительных ср.рода: зимовий, кушаний, селений

Слайд 15

ОКОНЧАНИЕ –ОВ: Некоторые названия единиц измерения: акров, гектаров, граммов, килограммов Названия многих народов: монголов, таджиков, калмыков Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.ч., и отдельные названия парных и составных предметов: бронхов, кандалов, заморозков Названия овощей и фруктов: апельсинов, помидоров, НО: гранат, яблок

Слайд 16

Слайд 17

1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на -ий: шалунья – шалуний 2. Сущ. ж.р, оканчивающиеся на –ья (ударное положение). В Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: полынья – полыней 3. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (безударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий: гулянье – гуляний 4. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (ударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: ружьё - ружей, НО: платье – платьев, устье- устий ЗАПОМНИТЕ: копьё - копий

Слайд 18

Слайд 19

Несклоняемые имена существительные

Мужской род: - существительные, обозначающие лиц мужского пола (атташе, маэстро, кутюрье) существительные, обозначающие названия животных (кенгуру, шимпанзе). Исключение: цеце (муха), киви (птица) – ж.р. Существительное КОФЕ, ВИСКИ Женский род: существительные, обозначающие лиц женского пола, - преимущественно обращения к женщинам в разных странах (мадам, мисс, фрау) Средний род: сущ., обозначающие неодушевлённые предметы (портмоне, кашпо, ситро) В именах собственных и некоторых нарицательных род определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли видового понятия: Тбилиси (город) – м.р., Онтарио (озеро) – ср.р, Арагви (река) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р.

Слайд 20

Употребление форм глагола

Распространённые ошибки: Употребление диалектно-просторечных глагольных форм: мы игрались (правильно: играли) в лесу очень долго. Мама в этот день меня дожидала (правильно дожидалась) долго-долго и не дождала (дождалась) Ошибочное образование формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от ряда глаголов: едь, бежи, ляжь, ложи (правильно: поезжай, беги, ляг, положи) Ошибочное образование причастных форм на –щий от глаголов совершенного вида: вздумающий (так нельзя) Образование деепричастий от тех глаголов, от которых они не образуются: ждя, пиша, шья Неправильное образование особых глагольных форм – причастий и деепричастий, например. Образование причастий с постфиксом –ся от невозвратных глаголов: играющиеся дети (правильно: играющие дети)

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.

    При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

    Род неизменяемых имен

    1. Неодушевлённые

    2. Одушевлённые

    3. Обозначающие животных, птиц

    4. Географические наименования, названия печатных изданий

    5. Аббревиатуры

    Средний род

    Пальто, кашне,

    Исключения:

    такси, эскимо

    1) мужской род: хинди, эсперанто,

    сирокко, торнадо, сулугуни, евро.

    2) женский род: кольраби, салями,

    Род сущ., обозначающих леди, пани, мадам и

    авеню и др.

    лицо, соотносится с

    др. - ж. р.;

    жюри – среднего рода;

    п о л о м данного лица

    рефери, портье и др. протеже, замдекана, зампредседателя,

    завполиклиникой, завотделом и т. п. –

    Мужской род

    пони, ш и м п а н з е,

    мужского и женского рода.

    Если подчёркивается, что речь идет об

    фламинго;

    особи женского пола, данные слова

    исключения: иваси, употребляются как сущ. женского рода:

    цеце и др. - ж. р.

    Молодая ш и м п а н зе, очень заботилась

    о своём детёныше.

    Определяется по роду

    Тбилиси (город) –

    того нарицательного

    м.р., Капри

    сущ., с которым

    (остров) – м.р.,

    соотносится данное

    Миссисипи (река)

    название

    – ж.р., «Таймс»

    (газета) – ж.р.

    Обычно определяется

    Это правило не касается изменяемых

    по роду опорного

    (университет) –

    аббревиатур, род которых

    м.р. АТС

    определяется не по опорному слову, а

    (станция) – ж.р.

    по характеру основы и окончанию

    Им.п. ед.ч.: вуз (в вузе, вузом) – м.р.,

    загс (у загса) – м.р.

    Род сложных существительных,

    пишущихся через дефис

    Род сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

    а) по первой части, если изменяются обе части:

    автомобиль-цистерна - м. р., кресло-кровать - ср. р., школа -интернат -ж. р.,

    б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение

    (ср. р.), альфа-частица (ж. р.).

    В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-

    палатка, к плащпалатке, с плащ-палаткой; вакуум

    охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.

    1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: в е чер - вечер а , п а спорт - паспорт а , голос - голос а ,

    ве ксель – векселя .

    2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: апт е карь - аптекар и , библиот е карь -

    библиотекари , компью тер - компьютеры , инжене р - инженеры . Исключения: рукав - рукава , ме сяц - месяцы.

    3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёр ы ,

    шофёр - шофёры , режиссёр - режиссёры , дирижёр - дирижёры и др.

    Это слова французского происхождения.

    4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлектор ы , детектор ы ,

    рефрижераторы , конденсаторы

    5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а: доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

    Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а ,

    выбора , договора , приговора , должностя , шофера , почерка , крема , супа

    и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

    множественного числа имен существительных

    6) Различие в значение слов

    В ряде случаев окончания –ы,и -а служат для различения смысла слова:

    образы (художественные) - образа (иконы); проводы (при отъезде) - провода (электрические); цветы (растения) - цвета (окраска); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

    поясы (географические) - пояса (одежды) и др.

    Подобных пар в русском языке достаточно: листы - листья, зубы - зубья и др.

    7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

    бункеры - бункера годы - года

    инструкторы - инструктора клапаны - клапана (технический термин) кители - кителя прожекторы - прожектора

    секторы – сектора, цехи - цеха

    имен существительных

    Мужской род

    1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание:

    ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков.

    2. Названия национальностей подчиняются следующим

    правилам:

    а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан,

    армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

    Исключение: негров.

    б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение:

    турок, бурят.

    3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют

    следующих окончаний:

    10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

    4. Названия единиц измерений вариативны:

    а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .

    5.Имена группы "овощи - фрукты" имеют окончания -ов:

    Родительный падеж множественного числа

    имен существительных

    Женский род

    1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь.

    2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.

    Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей.

    Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

    3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.

    Средний род

    1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

    2. Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий.

    3 . Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.

    Имя прилагательное

    Недопустимо соединение в одной конструкции простой и

    сложной форм сравнительной степени:

    Мой брат более старше меня.

    В качестве однородных членов предложения нельзя

    употреблять простые и сложные формы степеней сравнения:

    Он более способный и умнее меня.

    От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней - лучше, хуже: Он учится лучше меня.

    Местоимение

    Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.

    Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор

    б) дремет, сыпет, трепаешь,

    2. Неправильное

    образование форм

    настоящего времени

    разноспрягаемых глаголов

    З. Неправильное

    замерзнул

    образование форм

    охрипнули

    прошедшего времени глаголов

    с суффиксом -ну-

    утихнула

    4. Неправильное образование

    лечь - ляжь

    испечь - испечите

    форм повелительного

    наклонения глаголов

    Правильный

    Литературная норма:

    а) колышет, машу, плещется, полощет; б) дремлет, сыплет, треплешь, щиплют

    Литературная норма:

    Лечь - ляг испечь - испеките

    Слайд 1

    А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

    Готовимся к ЕГЭ

    Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

    Слайд 2

    Образование падежных форм числительных:

    Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

    Слайд 3

    У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

    Слайд 4

    1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

    Слайд 5

    Употребление собирательных числительных:

    Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

    Слайд 6

    Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Образование некоторых форм имен существительных:

    При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

    Слайд 10

    Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

    Слайд 11

    В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

    Слайд 12

    Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:

    Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

    Слайд 14

    Образование степеней сравнения наречий:

    При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

    Слайд 15

    Образование некоторых глагольных форм:

    В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

    Слайд 16

    Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Образование и употребление форм местоимений:

    Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

    Слайд 19

    Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

    Слайд 20

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Морфология и культура речи Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы

    Морфологические нормы русского языка Рассмотрим задание ЕГЭ по русскому языку, содержащее материал по морфологии: А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: л ягте на пол; с амый красивый п ара носок п ятисот лет А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: я щик мандарин в ыступали профессора и х предложения г руппа англичан

    Формообразование имён существительных Формообразование имён существительных может представлять некоторую сложность. В частности, к грамматически трудному материалу следует отнести: Существование вариантных форм; Нестандартное образование форм; Различие форм в зависимости от значения.

    Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания: - ы (-и) и –а(-я).

    Запомните слова с нормативными окончаниями –А (-Я) Адрес а борт а буфер а вексел я вензел я вечер а ворох а директор а желоб а жернов а инспектор а катер а кител я клевер а колокол а кузов а купол а окорок а округ а ордер а паспорт а перепел а повар а погреб а профессор а сторож а тенор а фельдшер а флюгер а штабел я штемпел я

    Запомните слова с нормативными окончаниями –Ы(-И) Акуш е ры бухг а лтеры библиот е кари в ы боры гр и фели др а йверы дисп е тчеры догов о ры инстр у кторы инжен е ры корр е кторы л е кари л и фты офиц е ры пл е еры п о лисы п о рты пр и нтеры р е кторы ред а кторы скл а ды сл е сари сн а йперы т о кари т о рты тр е неры фл и гели фл о ты фронт ы шоф ё ры

    Окончания родительного падежа множественного числа имён существительных нулевое окончание окончание - ов Ботинок, валенок,сапог, чулок, погон, эполет, лампас Носк ов, гольф ов, клипс ов, брелок ов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган Калмык ов, киргиз ов, монгол ов, таджик ов, узбек ов, якут ов, хорват ов Яблок, слив Апельсин ов,банан ов, баклажан ов, мандарин ов, помидор ов, томат ов, гранат ов Ампер, аршин, ватт, вольт, радиан, рентген Акр ов, байт ов, грамм ов, карат ов, килограмм ов, гектар ов, рельс ов Гусар, драгун, солдат, улан, партизан Минёр ов, сапёр ов, мичман ов

    Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье без ударения, и женского рода на - ья без ударения имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий: побережье – побережий, соленье – солений, оладья – оладий, плясунья – плясуний. Исключения: верховье – верховьев; низовье – низовьев; платье – платьев; устье – устьев; подмастерье – подмастерьев; коренья – кореньев; лохмотья – лохмотьев; отрепья – отрепьев; хлопья – хлопьев.

    Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье под ударением, а также женского и общего рода на - ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание - ей: ружьё – ружей, ладья – ладей. Следует запомнить: копьё – копий. Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на - ец: блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; сердце – сердец; щупальце – щупалец. Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание - ев: болотце – болотцев; деревце – деревцев. Следует запомнить: солнце – солнц.

    В родительном падеже множественного числа у ряда имен существительных женского и общего рода может быть нулевое окончание и окончание -ей. Например: в а фля – в а фель; п е тля – п е тель; т у фля – т у фель; б а ржа – барж; серьг а – серёг; манж е та – манж е т; ск а терть – скатерт е й. Следует обратить внимание на имена существительные, оканчивающиеся на – ня. Если перед – ня стоит гласная, то согласная в нулевом окончании будет мягкой: бог и ня – бог и нь, пог о ня – пог о нь. Если перед - ня стоит согласная, то согласная в нулевом окончании будет твердой: б а сня – б а сен; б а шня – б а шен.

    Запомните окончания некоторых существительных, употребляющихся во множественном числе -ей - ов нулевое бр е дни – бр е дней будни – б у дней др о вни–др о вней зл ы дни – зл ы дней я сли – я слей в ы боры – в ы боров выкрут а сы – выкрут а сов деб а ты – деб а тов з а морозки – з а морозков конс е рвы - конс е рвов м у скулы – м у скулов оч и стки – оч и стков ч и псы – ч и псов зразы – зраз гл а нды – гланд ж а бры – жабр макар о ны – макар о н узы – уз ш о рты – шорт шпр о ты – шпрот

    Формы имён прилагательных Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интереснее. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени: он милейший человек, спокойнейший ребёнок. При употреблении прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, менее худший, самый умнейший, менее предпочтительный и т.п. Правильно: лучший, худший, умнейший, предпочтительный

    Из вариантных форм кратких прилагательных на – ен и на – енен в современном литературном языке употребляются формы на – ен. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

    Склонение и особенности сочетаемости имён числительных Правильное склонение имён числительных – самый яркий показатель культуры речи. Числительные необходимо склонять. К сожалению, здесь делают очень много ошибок. В разговорной речи чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т.е. говорят (и пишут) вместо пятьюдесятью – пятидесятью, вместо шестьюстами – шестистами. Это неверно!

    Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста падеж От 50-80 От 500-900 200, 300, 400 И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пят и десят и пят и десят и пятьдесят пять ю десять ю (о) пят и десят и шестьсот шест и сот шест и ст ам шестьсот шесть ю ст ами (о)шест и ст ах четыр е ст а четыр ёх сот четыр ём ст ам четыр е ст а четырьм я ст ами (о) четыр ёх ст ах

    Склонение собирательных числительных оба, обе падеж Мужской и средний род Женский род И. Р. Д. В. Т. П. Оба Обоих Обоим Оба или обоих Обоими (об) обоих Обе Обеих Обеим Обе или обеих Обеими (об) обеих При употреблении числительных оба и обе нельзя смешивать мужской и женский род: неправильно говорить: у обоих сестёр красивые косы. Правильно: у обеих сестёр.

    У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова: пятисот восьмидесяти трёх (р.п); пятьюстами весемьюдесятью тремя (т.п) При склонении дробных числительных изменяются обе части: к двум шестым (д.п), от пяти восьмых (р.п.) При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом (п.п.), тысяча девятьсот девяносто восьмым (т.п.) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже: Готовимся к празднику 8 марта

    При употреблении собирательных числительных (двое, трое…семеро и т.д) нужно помнить, что они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: пятеро мальчиков, двое волчат; с существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое ножниц, двое брюк. - с личными местоимениями: нас трое, их дво е

    Задание 1. Прочитайте. Г ражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 0 00 рублей, потраченных на негодяев гостей! А заодно не мешало бы и задуматься о том, что приобретённое нечестным путем счастья не приносит! Напоминаем, что найденные деньги, вещи и документы следует сдавать в «Стол находок»! За последний год это было сделано 789 440 гражданами. Хотелось бы, чтобы этой норме поведения следовали все. (Из книги: Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997)

    Задание1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами. 2) Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. 3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей. 4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами. 5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями. 6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители. 7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли. 8) До конца экспедиции осталось двадцать двое суток. 9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес. 10) В моей библиотеке около полутораста книг.

    Задание 2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту. 2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка. 3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись. 4) Нас было двое, а их – четверо. 5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков. 6) У обоих часов сломана секундная стрелка. 7) Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с большим трудом. 8) Трое неизвестных неожиданно появились перед нами. 9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю. 10) Озеро находится в полутора километрах от города.

    1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Много народу Семисот двадцати Обеим подругам Курсантских погонов 2 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Приближаются выборы Шире Волги Шесть гусаров Отряд партизанов


    1 слайд

    2 слайд

    Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни:

    3 слайд

    Типология заданий Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) лягте на пол; 2) самый красивейший; 3) пара носков; 4) пятисот лет. Укажите номер предложения, в котором есть действительное причастие (деепричастие, подчинительный союз и т.п.). Укажите правильную морфологическую характеристику слова ясно из предложения: 1) краткое прилагательное; 2) глагол; 3) краткое причастие; 4) наречие.

    4 слайд

    Типология заданий Из предложения (предложений) выпишите краткое причастие (прилагательное в превосходной степени, все наречия, частицы, производные предлоги, притяжательные местоимения и т.п.). Из предложения (предложений) выпишите причастие, перешедшее в имя существительное. Укажите номер предложения, в котором местоимение употреблено в функции частицы.

    5 слайд

    Следует повторить следующие темы: I. Род имен существительных. II. Формообразование имен существительных и прилагательных. III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных. IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.

    6 слайд

    самостоятельные служебные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Предлог Частица Союз Морфологические нормы. Части речи.

    7 слайд

    Особенности употребления имён существительных Употребление форм рода Все существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: дом, страна, село. Трудности при определении рода имён существительных возникают при определении рода таких существительных, как толь, тюль, шампунь; при определении рода несклоняемых существительных (собственных и нарицательных); при определении рода существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии, должности.

    8 слайд

    Род несклоняемых существитель- ных иноязычного происхождения К мужскому роду относятся существительные, являющиеся: наименованием лиц мужского пола: атташе, кутюрье, денди; названиями животных: пони, кенгуру, шимпанзе, исключения: цеце (ж.р.), колибри (ж.р.): существительное кофе. К женскому роду относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола: леди, мадам, фрау. К среднему роду относятся: существительные-названия предметов: пальто, кино, меню, такси.

    9 слайд

    Род имён существительных Род имён собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию: Тбилиси (город) – м.р., Миссисипи (река) – ж.р., Онтарио (озеро) – ср.р. Род сложносокращённых слов определяется по роду ведущего слова: РОО – районный отдел образования (м.р.). Род имён существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии: менеджер Елисеев – менеджер Елисеева; певец-певица, студент-студентка; секретарь Иванова, инженер Родионова.

    10 слайд

    Употребление форм числа имён существительных Большинство существительных в русском языке способно иметь формы единственного и множественного числа: стол – столы. Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, имеют окончания –И(-Ы): юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных в именительном падеже множественного числа оканчивается на ударное –А (-Я): дома, вечера.

    11 слайд

    Запомните Окончание -Ы (-И) имеют слова: аптекари лекари ораторы сваты библиотекари инструкторы приговоры секторы бункеры кондукторы рапорты слесари бухгалтеры конструкторы ревизоры торты выборы консулы редакторы фронты договоры лекторы режиссёры шофёры инженеры офицеры ректоры штурманы

    12 слайд

    Запомните Окончание -А (-Я) имеют слова: адреса (но во веки веков) директора жемчуга бока векселя доктора жернова века мастера желоба сторожа катера номера паспорта тенора кителя округа повара фельдшера колокола ордера погреба хутора корма отпуска поезда шелка кузова паруса профессора закрома купола сорта штемпеля

    13 слайд

    Употребление падежных форм имён существительных Пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок Пара носков Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов. Несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген. Несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров. Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган. Жить среди бедуинов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, узбеков, якутов. Отряд гусар, драгун, партизан, солдат. Отряд гардемаринов, минёров, сапёров.

    14 слайд

    Несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простынь, туфель Несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей (но игра стоит свеч) нет блюдец, полотенец, яблок нет коленей нет нападок, потёмок, будней, заморозков нет граблей, сумерек, лохмотьев, яслей

    15 слайд

    ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

    16 слайд

    Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

    17 слайд

    Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

    18 слайд

    Следует помнить Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени: более интереснее, самый строжайший, более хуже. Исключением является несколько конструкций, закрепивших сочетание слова самый с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим (образом). Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

    Загрузка...
    Top