Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения введение. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова

Упражнение 21. Прочитайте текст. Определите его стиль. Опишите лексические, морфологические, синтаксические особенности текста.

Чем измеряются калории?

Калория – это единица измерения энергии, или теплоты. Одна калория – это количество теплоты, необходимое для измерения температуры одного грамма воды на один градус Цельсия.

Какое отношение, в таком случае, она имеет к пище? Мы едим пищу, чтобы снабжать организм энергией, и энергия пищи также измеряется калориями. Когда пища перерабатывается, соединяясь с кислородом в клетках организма, она отдает энергию. При измерении энергетической ценности пищи, мы пользуемся большой калорией, или килокалорией, что равно одной тысяче обыкновенных калорий.

Каждый вид пищи, «сгорая», выделяет определенное количество калорий. Например, один грамм белка дает четыре килокалории, а один грамм жира – девять килокалорий.

Количество калорий, необходимых организму, зависит от работы, которую он выполняет. Человеку, который весит 68 килограммов, требуется 1680 килокалорий в день, если он ничем не занимается. Если он выполняет нетрудоемкую работу, ему нужно около 3360 килокалорий в день. А если он делает трудную работу, для поддержания нормальной деятельности организма потребуется 6720 килокалорий.

Существуют и другие факторы, определяющие потребность организма в калориях, такие, как возраст, пол, физическое состояние организма и даже климат. Представьте, что вы потребляете больше калорий, чем вам требуется. Организм перерабатывает то количество калорий, которое ему требуется, а остальные откладывает про запас. В запас может откладываться около одной трети количества, необходимого ежедневно организму. Оно превращается в жир. Именно поэтому очень важно подсчитать калории, необходимые организму.

(«Все обо всем»)

Упражнение 22. Прочитайте отрывок из проекта федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации». Докажите, что данный текст относится к официально-деловому стилю речи.

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные со статусом русского языка как государственного языка Российской Федерации и его официальным использованием.

Закон имеет целью:

усилить консолидирующую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в политической, социально-экономической и культурной сферах как способствующего сохранению единства и цельности многонационального Российского государства;

обеспечить использование русского языка как средства межнационального общения народов России;

укрепить правовую основу использования русского языка как государственного языка Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и иных организаций;

установить основные требования к должностным лицам органов власти или организаций, действующих на территории Российской Федерации, по отношению к использованию, развитию, совершенствованию и распространению русского языка как государственного языка Российской федерации;

разграничить полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации;

содействовать формированию бережного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, сохранению его самобытности, богатства и чистоты как общего культурного достояния народов России и мировой культуры;

способствовать распространению русского языка как одного из мировых языков.

Упражнение 23. Прочитайте текст, определите, к какому стилю речи он принадлежит; аргументируйте свой ответ.

Заключение

Правового управления

Аппарата Государственной Думы

по проекту федерального закона

«О русском языке как государственном языке

Российской Федерации»

Изучив повторно указанный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

В соответствии с преамбулой и статьей 6 законопроекта целью данного закона является «разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации в использовании русского языка». Данное положение противоречит части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, которой установлено, что разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Законопроект нуждается в существенной юридико-технической и стилистической правке.

Начальник Управления В.Б. Исаков

Упражнение 24. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

Слова и сочетания слов : разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, уменьшительно-ласкательные.

Предложения : восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Упражнение 25. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу .

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Упражнение 26. Определите, какие из следующих слов образуют паронимические пары. Составьте с ними предложения.

Сокрушенно, Швеция, опровергать, Австрия, Швейцария, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, дворовый.

Упражнение 27. Перед вами «перевертыши» – устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.


  1. Новая ложь. 2. Выйти из безвкусицы. 3. Умирать своей глупостью. 4. Прийти из бытия. 5. Ночи бессчетны. 6. Взять начала.
Упражнение 28 . Прочитайте и укажите антонимы. Какие их них использованы как средство шутки, игры слов?

  1. Старый друг – лучше новых двух. (Посл) 2. Нет ничего на свете сильнее… и бессильнее слова. (Т.) 3. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. (М.Г.). 4. «Сейчас противник начнет атаку, – сказал он бойцам. – Мы встретим его контратакой». (Н. Ник.) 5. И что бы в жизни не случилось, что бы – осуждены солдатские сердца дружить до гроба, и любить до гроба, и ненавидеть тоже до конца. (Друнина) 6. Белую работу делает белый, черную работу – черный. (Маяк.) 7. Живые чувства расцветают и отцветают в свой черед. (Добр.) 8. Вот вам длинный ответ на Ваше короткое письмо. (Ч.) 9. Он [Павел Петрович] подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова! (Т.) 10. Для репетиций останутся в Ялте только ценные представители труппы, прочие же будут отдыхать… Надеюсь, что Вы ценная. Для директоры Вы ценная, а для автора – бесценная. Вот Вам и каламбур на закуску. (Ч.)
Упражнение 29 . Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении иноязычных слов. Внесите необходимые исправления и перепишите.

  1. Ничто не может вывести Обломова из его баланса. 2. Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты. 3. В композиции романа важную роль играет пейзаж местности. 4. На классном форуме были обсуждены неотложные вопросы успеваемости и дисциплины. 5. Писатель продемонстрировал подлинную сущность «кровопийцы» Иудушки. 6. Картинам В.И. Сурикова свойственно глубокое понимание антагонизма противоречий исторического процесса. 7. Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперед в развитии нашей драматургии. 8. Монолог Сатина – это хвалебный дифирамб Человеку.
Упражнение 30. В следующих примерах найдите слова и обороты, свойственные канцелярской речи. Перепишите, исправляя предложения и заменяя канцеляризмы общелитературными синонимами.

  1. На запрос о пересылке книг по истории шахмат ставим вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга – почтой». 2. Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены. 3. Дабы ограда не подвергалась ржавлению, ее необходимо покрыть масляной краской. 4. Вышеизложенное постановление должно неукоснительно выполняться. 5. Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковы предусмотрены в нижеупомянутой инструкции.
Упражнение 31. Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного употребления диалектизма.

  1. Князь Игорь убег из плена. 2. Простакова всячески стращает Софью. 3. Вперед я опишу Митрофана. 4 Хлестаков, рассказывая о Петербургской жизни, гораздо сильно врет. 5. В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. 6. На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки-понёвы. 7. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина.
Упражнение 32. Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.

Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).

Упражнение 33. Пользуясь толковыми словарями, определите значения устаревших слов, разграничьте историзмы и архаизмы.

Боярин, чело, оратай, ланиты, десница, опричнина, казна, конюший, лорнет, сей, сеча, художество, терем, толмач, ярём.

Упражнение 34. Проанализируйте коммуникативные качества своей речи.

Письменно ответьте на вопросы.

1. Правильность речи:

Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю?

Что мешает моей речи быть правильной?

Какие способы развития правильности речи для меня являются

2. Эффективность речи:

Что мешает моей речи быть эффективной?

Какие способы развития эффективности речи для меня являются

наиболее действенными? Почему?

3. Уместность речи:

Что мешает моей речи быть уместной?

Какие способы развития уместности речи для меня являются

наиболее эффективными? Почему?

4. Богатство речи:

Какие средства повышения уровня богатства речи я использую?

Какие способы повышения уровня богатства речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

5. Точность речи:

Что мешает моей речи быть точной?

Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

6. Чистота речи:

Что мешает моей речи быть чистой?

Какие способы развития чистоты речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

7. Логичность речи:

Что мешает моей речи быть логичной?

Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

8. Выразительность речи:

Какие средства выразительности я использую?

Что мешает моей речи быть выразительной?

Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

9. Речевой этикет:

Какие средства повышения уровня этикета речи я использую?

Русский язык и культура речи

Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

Основным пластом лексики русского языка являются слова общеупотребительные , межстилевые, например: осень, лето, школа, сад, о город, газета, книга; новый, старый, молодой; учиться, работать, идти, читать, рисовать; хорошо, плохо, интересно и т. д. Такие слова употребляются во всех стилях, называют предметы, действия, признаки и не заключают в себе оценки соответствующих понятий. На фоне этой межстилевой, стилистически нейтральной лексики выделяются два других пласта слов: слова с пониженной стилистической окраской (разговорные) и слова с повышенной стилистической окраской (книжные).

Разговорная лексика - это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной, книжной речи, например: затеять (начать делать), белобрысый (с очень светлыми волосами), каверзный (запутанный, сложный), нынче (теперь) и др. Многие из разговорных слов не только называют соответствующие понятия, но и выражают положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений, например: работяга, здоровяк, пиликать, разиня.

Ещё большую сниженность по сравнению с разговорной лексикой имеют слова просторечные , характеризующиеся упрощённостью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок, например: втемяшиться (укрепиться в сознании), муторный (неприятный), башка (голова). Просторечные слова нежелательны даже в обычной беседе.

Книжная лексика - это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научном, официально-деловом стилях, например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), интерпретировать (истолковывать, разъяснять), адресат (лицо, которому направлено письмо), абитуриент (лицо, поступающее в высшее учебное заведение), мировоззрение (система взглядов на общество, природу), незыблемый (устойчивый) и др.

В лексике научного стиля значительную роль играют термины - слова с точно определёнными значениями. В каждой отрасли науки применяются особые термины, например: катет, гипотенуза (математические термины); склонение, спряжение, подлежащее, сказуемое (грамматические термины); окисел, ангидрид, этил (химические термины) и т. д.

В произведениях публицистического стиля употребляется много слов общественно-политической лексики, например: государство, мобилизовать, активный и многие другие.

В официально-деловом стиле используется специальная деловая лексика и фразеология: резолюция, мандат, дубликат, истец, ответчик, верительная грамота, полномочный представитель, вынести постановление, возбудить дело, привлечь к ответственности и т. д.

Иногда в деловых документах встречаются устаревшие слова и словосочетания, канцелярские шаблоны казённых учреждений далёкого прошлого, например: нижеподписавшийся, таковые, сие дано в том и т. д. Естественно, что таких канцеляризмов надо избегать.

Книжные слова чаще всего не имеют дополнительной экспрессивной окрашенности. Однако в книжной лексике выделяются слова высокие , придающие окраску приподнятости, возвышенности или поэтичности тем понятиям, которые они обозначают, например: беззаветный, грядущее, зиждется, осенить, непоколебимый, отчий, уста, нисходить. Высокие слова употребляются в торжественно-приподнятой речи (публицистике, художественной литературе), например: Все в мире сущие народы, благословите светлый час! Отгрохотали эти годы, что на земле застигли нас. (Твард.)

Таким образом, при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и возможную стилистическую закреплённость и экспрессивную окрашенность. Например, неудачно использовано разговорное слово картошка в предложении: Уборку картошки крестьяне закончили в срок (следовало употребить общелитературное слово картофель). Неоправданно включение канцелярского и устаревшего слова означенный в такое предложение: В 1898г. появляется «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал... (здесь уместнее было бы местоимение этот ).

В художественном стиле писатели и поэты используют всё богатство лексических средств нашего языка. Поэтому в ткань художественного произведения наряду с общелитературными словами могут иногда включаться и слова, употребляемые лишь жителями определённой местности,- диалектизмы , например: кочет (петух), гуторить (говорить), балка (овраг), бучило (глубокая яма с весенней водой). Диалектные слова находятся за пределами литературного языка, употребление их в устной и письменной речи вместо общелитературных слов нарушает нормы литературного языка и недопустимо. Однако в языке художественной литературы диалектизмы обычно используются с особыми стилистическими целями: автор стремится дать более выразительную речевую характеристику героя, вызвать у читателя более яркие представления о том месте, где развивается действие. Так, умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М. Шолохова. Рисуя в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина» жизнь донского казачества, автор вместо слов изба и хата употребляет слово курень ; место на дворе, огороженное для скота, называет базом , приусадебную рощицу - левадой и т. д., например: Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма.

Некоторые диалектизмы, становясь общеупотребительными, постепенно входят в литературный язык, обогащая его. Примерами могут служить слова земляника, вспашка, щупальце, неуклюжий и др., которые вошли в литературную речь из местных говоров.

В произведениях художественной литературы может встретиться лексика жаргонная и арготическая . Жаргонные и арготические слова являются вторым наименованием явлений, уже имеющих общепринятое литературное название, например: буза вместо беспорядок, шамать вместо есть. Жаргонные и арготические слова находятся за пределами литературного языка. Они используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита.

Жаргонные и арготические слова засоряют язык.

55. К. Чуковский в книге «Живой как жизнь» резко возражает против проникновения в разговорную речь, научный стиль, учебники многих стандартных оборотов делового стиля, которые он называет «канцеляритом». Найдите в приводимых им примерах такой «канцелярит». Как можно исправить эти предложения?

1) Баллады Мицкевича близки к балладам Пушкина, и не случайно последний восторженно оценил их... 2) Полоса застоя и упадка театра отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. 3) Необходимо ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры. 4) [Незнакомец] подошёл к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, и спросил: «Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клёва?»

56. Прочитайте и укажите высокие слова. Передайте 4-е, 5-е предложения как цитаты, используя материал § 89, и запишите их. Объясните значение выделенного слова.

1) ...Вдаль идут державным шагом... - Кто ещё там? Выходи. (А. Б.) 2) Грибоедов видел, насколько крепостные цепи мешают России осуществить её предначертания. (Леон.) 3) Это всё - страна моя родная, милый край благословенный мой. (Исак.) 4) Народ - подвижник и герой - оружье зла оружьем встретил. (Твард.) 5) В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. (А. Н. Т.) 6) В столицах шум, гремят витии , кипит словесная война. (Н.) 7) Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!» И нет певцов... Замолкло божество... (Н.)

57. Найдите слова и обороты, свойственные канцелярской речи. Спишите, исправляя предложения и заменяя канцеляризмы широкоупотребительными синонимами. 1) На запрос о наличии книг по истории шахмат ставим вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга - почтой». 2)

Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены. 3) Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть её масляной краской. 4) Вышеизложенное постановление должно неукоснительно выполняться. 5) Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковые предусмотрены в нижеупомянутой инструкции.

58. В следующих отрывках найдите диалектизмы и укажите их стилистическую роль.

I. - А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

На плотине-то? - спросил Федя.

Да, да, на плотине... Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах казюли водятся. (И. Тургенев)

II. С той поры редко видели его [Прокофия Мелехова] в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своём курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гуторили про него по хутору чудное. (М. Шолохов)

59. Спишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного употребления диалектизма. Мотивируйте свой ответ.

1) Князь Игорь убёг из плена. 2) Простакова всячески стращает Софью. 3) Вперёд я опишу Митрофана. 4) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт. 5) В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. 6) На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки - понёвы. 7) С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.

60. Прочитайте диалог из повести В. Токаревой. Почему героиня произведения не понимает своего собеседника? Какую лексику он использует в своей речи?

Марина с трудом дождалась, когда все встанут. За завтраком она торжественно объявила:

Олег! Я знаю, что ты должен сделать... Ты станешь свободным, как птица.

Какая птица, мамаша... - весело отозвался Олег. У него было хорошее настроение. - Фильтруйте базар.

Что? - не поняла Марина.

Думай, что говоришь, - перевела Снежана на русский язык.

А почему базар?

Базар - это противоречия.

А на каком языке?

Проверь себя На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввична Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец в правую подмышку. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. 1. Смеяться… смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь… намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. …. шелк (искусный, искусственный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Наблюдать за … развития растения. Идти впереди … (процесс, процессия). 6. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать – быть … (невежа, невежда). 7. Произнести … в честь кого-либо. Уехать отдыхать в … (здравица, здравница). 8. Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостной, крепостник). 9. На дворе стало … . Сирень начала … (расцветать, рассветать). 10. … ребенка. … калоши (одеть, надеть). 11. … плохого работника. … разные краски (смешать, сместить). 12. … на вершину горы. … в класс (войти, взойти). Внесите в предложения необходимые изменения и перепишите их 1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Обе линии сюжета развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь. 3. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 4. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 5. С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. 6. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в ужас. 7. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым. Распределите словосочетания по группам: а) прямое значение слова; б) переносное значение слова 1) Стальная игла – игла сосны. 2) Берег моря – море флагов. 3)Бронзовая монета – бронзовый загар. 4) Воет волк – воет буря. 5) Гладить белье – гладить волосы. 6) Подошва туфель – подошва горы. 7) Работа на производстве – сдать работу. 8) Читать Чехова – произведения Чехова. 9) Штык винтовки – отряд в тысячу штыков. Прочитайте. Выпишите выделенные слова, распределяя их по группам: а) прямое значение слова; б) переносное значение. 1) Горит восток зарею новой. 2) Бывало, он еще в постеле: к нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бранил Гомера, Феокрита; зато читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на заре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, не зная горестей и бед. 5) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 6) Он выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 7) Но торжеством победы полны еще кипели злобно волны. 8) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Прочитайте шуточное стихотворение. На каком лексическом явлении основано данное стихотворение. Найдите омонимы и их разновидности. Бобёр, в Лисе души не чая, К ней заглянул на чашку чая И вежливо спросил: “Не помешал?” Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!” И села в кресло мягкое напротив, И ложечкою чай он помешал. Придумайте словосочетания со следующими омонимами: 1) 2) 3) 4) 5) Ключ – ключ; Клуб – клуб; Затопить – затопить; Мина – мина; Полка – полка. Перепишите, заменяя каждое выделенное слово синонимом 1. Слушать интересный рассказ. 2. Беседовать с вежливым молодым человеком. 3. Узнать подлинную правду. 4. Великая держава. 5. Любоваться всадниками. 6. С увлечением рассказывать о чем-либо. 7. Смотреть на бушующее море. 8. Вмиг все сделать. 9. Лестно отзываться о ком-либо. 10. Отворить наружную дверь. Запишите предложения, устраняя повторяющиеся слова. 1. Автор сатирически изображает образы помещиков. 2. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 3. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 4. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. 1. Вежливый ответ. 2. Активно действовать. 3. Объединять людей. 4. Преувеличивать достоинства. 5. Правдивые слова. 6. Идти в атаку. 7. Отнестись с доверием. 8. Опасная дорога. 9. Краткий разговор. 10. Наши противники. Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. 1. Князь Игорь убёг из плена. 2. Простакова всячески стращает Софью. 3. Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врет. 4. В следующее воскресенье все студенты нашей группы решили обратно поехать на экскурсию. 5. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.

Загрузка...
Top