Классификация элит. Концепции плюрализма элит

Элита (от фр. elite) означает лучший, отборный, избранный. В повседневном общении этим словом можно охарактеризовать самые различные предметы и явления (например, элитный клуб, элитное зерно и т.д.).

Начиная с XVI в. слово «элита» стало употребляться для обозначения определенной избранной категории людей, занимающих в иерархической социальной структуре общества привилегированное положение. При этом в каждой сфере жизнедеятельности, как правило, имеется своя элита, например: «литературная элита», «научная элита», «творческая элита» и т. д.

Концепции элит возникали еще в глубокой древности. Например, Платон выделял особую привилегированную группу людей (философов-аристократов), которая знает, как управлять государством, и выступал против того, чтобы к управлению допускались выходцы из низов. В последующем подобные взгляды высказывали Н. Макиавелли, Ф. Ницше, Г. Карлейль, А. Шопенгауэр и др.

Система взглядов и представлений в виде теорий элит сформировалась в социологии и политологии на рубеже XIX-XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными.

В советском обществоведении на протяжении многих лет теория политических элит рассматривалась как псевдонаучное буржуазное учение, противоречившее принципам народовластия (народной демократии). В.И.Ленин, в частности, говорил о том, что в социалистической стране каждая кухарка сможет управлять государством. Поэтому политическая элита у большевиков ассоциировалась с политической аристократией буржуазного типа, которой в пролетарском государстве быть не должно. Но действительность опровергла иллюзии и догмы теоретиков бесклассового общества, и в СССР со временем была сформирована мощная и закрытая политическая элита.

Из всех видов элит политическая элита занимает особое место, так как она участвует в использовании государственной власти, обладает определенными властными полномочиями.

— немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти.

Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элигизм как целостная система был сформирован в первой половине XX в. благодаря работам В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие.

В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстре:мальных условиях.

В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе — это закон, который подтверждается всей историей человечества.

Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута.

По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ — аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к се вырождению и застою в общественном развитии.

Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулиран «железный закон олигархии» Р. Михельса.

В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении перед харизматическими качествами элит.

Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

Современные теории элит

В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:

  • элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
  • особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
  • групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
  • легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
  • структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
  • формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.

Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например, ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.

Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.

Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.

Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.

Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.

В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому можно согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который считает, что нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу и «что нами правят — и в политике, и в экономике — не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».

Существуют три основных метола выявления политической элиты:

  • позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;
  • репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;
  • анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.

Имеются и другие методы выявления политической элиты, например экспертный анализ, социологический опрос и пр.


Политическая элита не является социально однородным образованием. Она внутренне дифференцированная и имеет сложную структуру, которую составляют различные типы и виды элит, что дает право говорить о ней во множественном числе. Выделение элементов структуры политической элиты, ее деление на типы и виды могут осуществляться по разным признакам. Наиболее общими из них есть место в политической системе и объем властных полномочий.

Как уже отмечалось, еще В. Парето за местом в политической системе разделял на правящую элиту и неправлячу, или контр-элиты. К правящей элиты принадлежат все те, кто прямо или косвенно участвует в управлении обществом, а к контрэлиты - такие лица, которые обладают характерными для элиты качествами, но в силу своего социального статуса или различных препятствий не имеют доступа к управлению. Контр-элитой может выступать политическая оппозиция, которая стремится ослабить власть правящей элиты и взять на себя часть ее полномочий. Однако В. Парето понимал под контрелітою не просто политическую оппозицию, а такую наделенную элитарными качествами социальную группу, которая не входит и не стремится войти в состав правящей элиты, а ставит себе за цель вообще лишить правящую элиту власти и вместо этого создать новую систему осуществления власти. Именно с таким противостоянием он связывал возникновение социальных революций и действие закона циркуляции элит.

За временем и средствами утверждения господства политические элиты делятся на традиционные и современные. Власть традиционных элит опирается на традиционные ценности: обычаи, традиции, знатность происхождения, собственность на землю, воинская доблесть, религиозные заслуги и т.д. Согласно этих ценностей выделяются такие составляющие политической элиты, как родовая знать, земельная аристократия, военная элита, религиозные иерархи и т.д. Власть современных элит базируется на современных ценностях, к которым относятся, в частности, промышленный (особенно финансовый капитал, образованность, профессиональные достижения и др. Соответственно, до современных элит принадлежат предприниматели, образованные политические лидеры, представители научно-технической интеллигенции, искусств и т.п., но не все, а только те, кто непосредственно или косвенно занимает властные позиции или имеет возможность существенно влиять на принятие политических решений.

Близким к этой типологии является разделение элит в зависимости от основы их формирования на элиту крови, элиту собственности и элиту интеллектуальной производительности. На основе крови формируется элита доиндустриального общества, на основе частной собственности, богатства - элита индустриального, а на основе интеллектуальной производительности - постиндустриального общества.

Современные элиты за объемом властных полномочий делятся на высшие, средние и административные. Четких критериев такого разделения нет. Считается, что к высшей элиты принадлежат те, кто принимает наиболее значимые для всего общества политические решения. Это ведущие политические руководители - глава государства, председатель парламента, премьер-министр, председатель Верховного суда, а также те, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение главы государства, председателя парламента, премьер-министра, руководители центральных органов исполнительной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте). В количественном отношении высшая элита составляет в стране 100-200 человек. Косвенным показателем принадлежности к ней есть ведомость. Это лица, которые известны как те, кто принимает решения.

Средняя политическая элита формируется из большого количества выборных должностных лиц. Это члены парламента, губернаторы, мэры крупных городов, лидеры различных политических партий и ведущих групп интересов и т.п. В ее среде есть своя довольно значительная дифференциация. Объединяет представителей среднего политической элиты разве что то, что они являются выборными, а не назначаемыми лицами.

Административную элиту составляет высший слой государственных служащих (чиновничества), которые занимают высшие позиции в министерствах, департаментах, комитетах и других органах государственного управления. На должности они не избираются, а назначаются.

По содержанию деятельности и функций политическая элита делится на партийную, военную, административную и идеологическую а по способу формирования - на закрытую и открытую Элиты закрытого типа воспроизводятся на собственной основе. Они максимально затрудняют проникновение в свои ряды новых членов, применяя жесткие критерии отбора. Элиты открытого типа воспроизводятся с привлечением в его состав представителей низших слоев населения, наделенных элитарными чертами. Эти элиты обновляются более интенсивно, чем закрытые, умело используют свежие силы в СВОИХ ЦЕЛЯХ, гибко приспосабливаются к политических изменений.

В зависимости от масштабов деятельности политические элиты делятся на общенациональную и региональные. Региональные политические элиты играют особенно важную роль в федеративных государствах, где организация власти в субъектах федерации, как правило, повторяет организацию власти в государстве в целом. При таких условиях политическая элита субъектов федерации имеет такую же структуру, как и общенациональная элита. В унитарных государствах к региональных политических элит принадлежат руководящий состав органов государственного управления высших административно-территориальных единиц, депутаты органов местного самоуправления этих единиц. Отдельные элиты формируются в автономных образованиях.

Оригинальную типологию политических элит предложил В. Парето. Кроме правящей и неправлячої элиты (контрэлиты), в зависимости от стиля правления он выделял элиту «львов» и элиту «лис». К первой относятся консервативно настроенные сторонники силовых методов правления, которые выступают против радикальных общественных изменений. Ко второй - люди динамические, мастера обмана и политических комбинаций, сторонники радикальных преобразований в обществе, которые во время их совершения опираются не на силу, а на убеждение. В условиях политической стабильности преобладают руководители-«львы». Нестабильность политической системы требует правления элиты «лис». Равновесие в обществе придерживается при условии пропорционального притока в элиту представителей обоих типов элит.

И какую роль в обществе они играют. Выясним, по каким особенностям проходит разделение разных видов упомянутой элиты. Узнаем их признаки и функции. И определим, в чем именно заключается понятие: "типы политических элит", "формирование элит".

Типы

Виды политической элиты делятся по целому ряду особенностей. Так, в зависимости от способа отбора, она может определятся как открытая или закрытая. А при ориентировании на занимаемое место в ее можно разделить на правящую и оппозиционную.

Политическая элита может быть объединенной или разъединенной, в зависимости от характера внутренних отношений в ней, и низкой или высокой, по степени представительства.

По способу отбора

Политическая элита может быть открытой или закрытой. Первая характеризуется тем, что при желании попасть в её ряды перед претендентом появляется ограниченное число формальностей, которые нацелены на то, чтобы подобрать человека с необходимыми личными качествами.

Механизм её работы - выборы, которые подразумевают конкурентную борьбу. Особенностью данного типа элиты является то, что ей обеспечена высокая степень циркуляции. Иными словами, попасть в неё могут представители различных слоев. Благодаря этому в открытую элиту часто приходят люди с новыми идеями. От этого наблюдается низкая преемственность в вопросах выработки политики.

Политическая элита, сформированная по типу гильдий (закрытая) характеризуется тем, что попасть в неё кандидат может лишь соответствуя значительному количеству формальных требований. В этом случае большую важность играет личная преданность по отношению к руководству и готовность без вопросов выполнять полученные приказы. В качестве механизма отбора используется назначение.

Из плюсов можно сказать, что такие элиты обеспечивают высокую степень преемственности при выработке политики, низкое количество внутренних конфликтов, а также поддерживают уравновешенность принимаемых решений. Но при этом инициативные люди сюда приходят в малом количестве (к тому же им не дают возможности хорошо развернуть деятельность). Это ведёт к тому, что закрытая элита костенеет, деградирует и вырождается. Степень циркуляции в данном случае низкая.

Закономерности

Следует сказать, что функции и типы политических элит являются взаимосвязанными. Как пример можно привести следующее.

Существуют пары: закрытая и объединенная; открытая и разъединенная. Но это вовсе не значит, что один признак всегда является сопутствующим другому, хотя при этом в их группировании прослеживаются весьма явные закономерности.

Также нельзя точно сказать, что какая-то элита полностью открытая или закрытая, поскольку нет четких границ в данном определении.

Характер внутренних отношений

В данном случае могут быть такие типы политической элиты: объединённая и разъединённая. В первом случае она довольно сплочена и может похвастаться высокой степенью интеграции. Внутри такой элиты межгрупповая конкуренция держится на низком уровне, а конфликты не переходят в стадию непримиримого характера. Причем при объединении на основе определённой идеологии возникает нетерпимость ко всем, кто придерживается инакомыслия.

Наиболее оптимально действуют элиты, которые объединились на основе консенсуса. В таком случае ими вырабатывается соглашение относительно основных ценностей, целей и методов политики, которая будет проводиться.

Особенностью разъединенной элиты является низкая степень интеграции. Это сопровождается наличием острой борьбы между разными группировками, которые хотят иметь под своим контролем стратегические должности, сферы контроля и руководить распределением ресурсов. Благодаря высокой степени конкуренции широко практикуются осуждаемые методы борьбы (в том числе и грубая компрометация соперников).

Место в политической системе

Ранее отмечалось, что в случае с определением места в политической системе, различают правящую элиту и контрэлиту. К первой относят тех, кто косвенно или прямо принимает участие в управлении обществом. Контрэлитами называют лиц, обладающих качествами, которые характерны для элит, но в силу различных препятствий или своего социального статуса не имеющих возможности осуществлять управление.

Под контрэлитой могут понимать, к примеру, политическую оппозицию, поскольку она желает ослабить власть элиты и перебрать на себя часть или все её полномочия. В более широком смысле под этим может пониматься социальная группа, которая наделена элитарными качествами.

Особенностью в данном случае является то, что она не хочет быть в составе правящей элиты, а имеет перед собой цель лишить её власти, чтобы в последующем выстроить новую систему. Осуществляется это посредством социальных революций.

Степень представительности

Этот параметр важен для народа. Ведь если элиты обладают высокой степенью представительности, то они смогут выразить интересы большого количества сегментов общества. Таким образом оно будет развиваться более-менее сбалансировано. Если же степень представительства низкая, то, соответственно, будут представлены интересы незначительного числа сегментов.

Эта типология используется для понимания процессов трансформации, которые проходит политическая элита. Признаки, которые привели к современному положению дел, можно найти в прошлом. Давайте рассмотрим ситуацию на примере современной РФ.

В дореволюционные часы элита и контрэлита формировались в условиях, когда отсутствовали демократические свободы в обществе. Официально она состояла из чиновников и формировалась по сословному принципу. Таким образом, лучше всего в ней представлялись интересы верхов (причем это было открыто и законно). Начиная с 1917 года, место элиты начинает занимать «пролетарская» бюрократия. Она формировалась согласно бессословно-номенклатурному принципу. Законодательно было оформлено, что бюрократия представляет интересы всего народа.

Другие виды

Рассмотренные ранее типы политической элиты являются общепринятыми при классификации. Но существуют и другие подходы, которые предлагают свои способы классификации. Давайте же разберем альтернативные версии того, какие типы политической элиты могут быть:

  1. Традиционные и современные.
  2. Высшая, средняя и административная.

Традиционные и современные элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании используемых элитой средств утверждения. Так, для традиционных элит характерным является опора на определенные явления:

  • обычаи;
  • собственность на землю;
  • воинскую доблесть;
  • знатность происхождения;
  • религиозные заслуги и т. д.

В качестве примеров можно привести родовую знать, земельную аристократию, религиозные иерархии и др.

Современные элиты получают свою власть благодаря ценностям, которые распространены в наше время:

  • финансовые капитал;
  • профессиональные достижения;
  • образованность и др.

К современным элитам можно отнести предпринимателей, политических лидеров, представителей научно-технических ремесел. Но это относится не ко всем поголовно, а только к тем, кто может влиять на принимаемые решения и занимает определённую властную позицию.

Высшая, средняя и административная элиты

Деление в данном случае осуществляется на основании полученных властных полномочий, но четких критериев этого нет. Высшей элитой считают людей, которые могут оказывать влияние на самые значимые в масштабах общества решения. В качестве примера можно привести глав государств, председателей парламентов, премьер-министров - всех, кто занимает высокие посты в любой из трёх ветвей власти. Количественно данная группа обычно колеблется в диапазоне от 100 до 200 человек.

К средней элите относят большое число должностных лиц, которые получают своё положение во время выборов. К ней относят членов государственной думы (если рассматривать реалии Российской Федерации), губернаторов, лидеров разных политических партий и общественных движений, глав городов и так далее. В этой среде наблюдается сильная дифференциация, поэтому в качестве объединительного фактора здесь выступает то, что её представители избираются на выборах.

Под административной элитой понимают высший слой чиновничества, который занимает высокие позиции в комитетах, министерствах и иных органах государственного управления. Их особенностью является то, что их назначают.

Заключение

Как видите, существуют различные типы элит. Система координат их классификации будет меняться зависимо от того, что мы будем выбирать в качестве отправной точки. Если есть желание попасть в состав элиты, то необходимо помнить, что это не дело одного дня. Для этого человеку необходимо иметь авторитет, знания и связи.

Не менее важным является и осознание того, что большие права - это соразмерные им обязанности. За принимаемые решения приходится расплачиваться. Поэтому в своих желаниях необходимо быть осторожным и избегать совершения действий, последствия которых верно оценить не получается.

Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Элиты (в переводе с французского означает «лучшее», «избранное») во многих отношениях определяют лицо любого общества, поскольку именно они формируют цели и перспективы его развития. Делают они это путем принятия стратегически важных решений и использованием ресурсов государственной власти для их реализации.
Указывая на зависимость уровня развития общества от качества политической элиты, Н. А. Бердяев вывел даже «коэффициент элиты», который представляет собой отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных людей. Если коэффициент элиты приближается к 1%, то это грозит распадом государству, застоем в общественной жизни, а сама элита превращается в замкнутую касту, лишенную возможностей обновления. Если же коэффициент элиты составляет более 5%, то это означает, что общество обладает высоким потенциалом развития.
Чем же обусловлена особая роль элиты, в политике?
1. Теории элит
Политические элиты как субъекты политики. Причины существования злит
Реально политическая власть существует только тогда, когда имеются в наличии взаимодействия субъектов политики по поводу власти, которые составляют то, что называют пространством политической власти. Напомним, что субъектами политики являются личность, социальная группа, организация, государство, которые прямо или косвенно участвуют в политической жизни, способны оказывать влияние на других. Эта способность влиять на других людей называется политической субъективностью и включает в себя способность и возможность принимать политические решения, наличие средств реализации принятых решений, практическое участие в политической деятельности.
Особое место среди субъектов политики занимают политические элиты, что обусловлено ролью политики как механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управленческие функции в обществе осуществляет политическая элита путем принятия важнейших политических решений. Без элиты нет политики, поскольку для осуществления политико-управленческих функций необходимы специальные знания, обычно отсутствующие у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования.
Следовательно, политическая элита — это привилегированная группа, занимающая руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Существование политических элит в обществе связано с действием ряда причин, прежде всего с потребностью в существовании людей, обладающих специальными знаниями, навыками, опытом, позволяющими им осуществлять управленческие функции. Поскольку сложно организованные социальные системы нуждаются в профессиональном управляющем воздействии, постольку существует разделение труда на управляющих и управляемых. Кроме того, политическое неравенство в обществе вызвано неравенством психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности для занятия политикой социальным группам и индивидам. Следует указать еще одну причину, а именно: управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, близость же к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей, что заставляет многих людей стремиться во властные институты. Наконец, существование политической элиты обусловлено пассивностью широких слоев населения, которые заняты решением собственных повседневных проблем и не рвутся к власти.
Классические теории элит
Термин «элита» в политическую науку ввел В. Парето, который отмечал: «Главная идея термина «элита» — превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». В. Парето, а также Г. Моска (1856—1941) и Р. Михельс (1876— 1936) — представители итальянской школы политической социологии — можно считать, завершили создание классической концепции элиты. Они, во-первых, признавали естественным существование политического неравенства в обществе, и во-вторых, рассматривали элиту как сплоченную группу, обладающую исключительными качествами и осознающую свое превосходство над всеми остальными.
Элитаристские теории были своеобразной реакцией западной политологии на социалистические учения, отрицавшие потребность в элите и подчеркивавшие решающую роль народных масс в истории. Не случайно в элитарных теориях анализ элит осуществлялся в контексте их значения для развития истории человеческого общества, а история общества, в свою очередь, представлялась как история циркуляции элит.
«Элиты, — писал В. Парето, — возникают из низших классов и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются, уничтожаются и исчезают... Этот круговорот элит является универсальным законом истории».
Однако Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс по-разному обосновывали существование политического неравенства правящего меньшинства и управляемого большинства.
Профессор, депутат итальянского парламента Г. Моска считал основой господства политической элиты наличие у нее власти и организации. Этот подход получил название властный, хотя иногда его называют и организованным. «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными, передовыми и мощными обществами, — писал Г. Моска, — всегда существуют два класса людей: класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые дает эта власть, в то время как другой, более многочисленный класс управляется и контролируется первым, причем таким способом, который обеспечивает функционирование политической организации».
Власть правящего меньшинства над большинством, по мнению Г. Моска, неизбежна хотя бы потому, что меньшинство просто лучше организовано. Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные правящему классу, опираются на его интеллектуальное и культурное превосходство. Это превосходство обеспечивается особым воспитанием, в процессе которого элита проникается убеждением в своем непререкаемом праве на управление. «Правящее меньшинство образуется так, — замечал Г. Моска, — что индивиды, из которых оно составляется, отличаются от масс некоторыми качествами, дающими им определенные материальные, интеллектуальные или даже моральные превосходства; другими словами, они должны иметь какие-то необходимые качества, которые чрезвычайно ценны и придают вес в том обществе, в котором они живут». Качества, открывающие доступ в элиту, на протяжении истории изменялись. Сначала, как полагал Г. Моска, источниками власти правящего класса были военная доблесть, богатство, теологические знания. Но постепенно все больше возрастало значение интеллектуальных способностей, образования, умения управлять.
Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои господствующие позиции и передавать их своим потомкам, стараясь превратиться в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые обусловливают конфликты элиты с другими слоями общества. Г. Моска утверждал, что история цивилизованного человечества сводится к «конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству в стремлением к вторжению на их место новых сил». Поэтому для общества одинаково опасно как превращение элиты в закрытую касту, когда она вырождается, так и ее быстрое обновление. Выход их такой ситуации, считал Г. Моска, один — найти равновесие между этими двумя тенденциями.
В. Парето включал в элиту только тех, кто демонстрирует свои выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей деятельности. Неравенство между элитой и остальной массой обусловлено, по В. Парето, естественным положением вещей — неравенством по происхождению. «Человеческое общество неоднородно, — замечал он, — и индивиды различаются физически, морально и интеллектуально». Совокупность групп «индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, получает наименование элиты». В. Парето даже ввел систему индексов (баллов), по которой оценивал уровень способностей людей.
Элиту В. Парето делил на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает ха-ризматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения. Он различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип — «львы», для них характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. «Львы» хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип — «лисы», которые властвуют, используя различные средства манипуляции, обмана, демагогии, чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, чем к угрозе применения насилия. «Лисы» преобладают в условиях нестабильности, в переходные периоды развития общества, когда требуются энергичные правители-прагматики, способные к преобразованиям.
Социальные изменения в обществе являются, по мнению В. Парето, следствием борьбы и «циркуляции» элит. В. Парето был автором теории круговорота элит. Общество, в котором преобладают элиты-«львы», обречено на застой; общество же, где доминируют элиты-«лисы», отличается динамичностью развития. Поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечены при пропорциональном притоке в элиту лидеров первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции элит приводит к революции. Революция является, по мнению В. Парето, наиболее радикальным способом обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают «лисы», которые со временем вырождаются во «львов», сторонников насилия и деспотического правления.
Иное объяснение деления общества на правящих и управляемых дал Р. Михельс. Он противопоставил партийную элиту и партийные массы. Массы неспособны. к управлению, они свыклись со своим ущемленным положением, поэтому выдвигают руководителей. Но даже самые демократические партийные вожди со временем превращаются в авторитарных руководителей, отрываются от масс, забывают об их интересах. Вокруг вождей создается аппарат (бюрократия), осуществляющий повседневное руководство массой. Этот аппарат вырождается в олигархию, в высший слой бюрократической структуры, оторванной от масс. Вывод Р. Михельса: поскольку массы некомпетентны, они нуждаются в руководстве и организации со стороны правящей элиты. Сам принцип организации — подчинение нижестоящих вышестоящим, необходимость специальных знаний приводит к возникновению партийной олигархии. На этом основании Р. Михельс отрицал возможность существования демократического правления. Неизбежность возникновения элиты и бюрократии он назвал железным законом олигархии. Массы так же заинтересованы в элите, как и элита в массах, поскольку последние способны обеспечить поддержку лидерам.
2. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора
Современные теории элиты
С начала XX в., когда сформировалась классическая теория элит, прошло уже немало времени. Однако ее исследовательские традиции продолжаются и сегодня. В современной политической науке существует специальная отрасль знания — элитология, занимающаяся изучением элиты, условий ее формирования, роли в обществе, способов влияния на социальные изменения. Ученые считают, что существовали, существуют и будут существовать, несмотря на радикальные изменения, произошедшие в мире: доступ к образованию широких слоев общества, заметное повышение уровня жизни населения большинства стран мира, всеобщее избирательное право, открывающее доступ в политику каждому человеку. Эти изменения преобразовали лишь источники власти политической элиты, способы ее формирования в различных странах. Соответственно несколько преобразовалась и трактовка элиты: теперь ее рассматривают либо как однородную группу, либо как состоящую из нескольких групп.
Новую традицию открывает имя американского политолога Райта Миллса (1916—1962), который в работе «Властвующая элита» определил современную американскую элиту как группу статусов и стратегических ролей, в которую он включил «тех, кто занимает командные посты». Однако, поскольку власть в современном обществе институциализирована, постольку те, кто находится во главе социальных институтов, занимают «командные стратегические посты в социальной структуре». Среди «институтов» наиболее значимыми для общества, по мнению Р. Миллса, являются политический, экономический и военный институты. Те, кто возглавляет государство, корпорации, армию, и составляют элиту власти. Таким образом, в структуре американского общества, согласно Р. Миллсу, господствуют три элитные группы: экономическая (руководители корпораций), политическая (политические лидеры) и военная (руководство вооруженных сил). Между этими тремя институтами власти существуют тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена. Подобный характер отношений обусловлен совпадением их объективных интересов в обеспечении стабильного и прогрессирующего развития общества.
Представление о современной элите как замкнутой касте сформулировал в работе «Абсолютное право» французский политолог Р.-Ж. Шварцевбергер. Эта «каста» во Франции представляет собой «треугольник власти», состоящий из политологов, высшей администрации и деловых кругов. Она абсолютно контролирует власть, формирует правительство, управляет государством, руководит крупными корпорациями и банками. Олигархический характер власти, по мнению политолога, вытекает из того, что Франция не придерживается принципа разделения властей, и потому элита представляет собой единый класс, а не разделенные на части руководящие группы. В результате в стране сложилась сплоченная и разносторонняя элита, монополизировавшая власть в политическом, административном и экономическом секторах.
Элита в обществах советского типа имеет принципиально иную природу. Ее пытался выявить югославский политический деятель, писатель-публицист и социолог Милован Джилас (род. 1911), бывший одним из руководителей Союза коммунистов Югославии. Он — автор концепции «нового класса» (книга, в которой он ее изложил, так и называлась — «Новый класс»). После социалистических революций, по его мнению, к власти приходит новый политический класс, состоящий из бывших революционеров и государственной бюрократии. Основой класса является Коммунистическая партия. Обладая монополией на политическую власть, этот класс подчиняет себе национальную собственность. Его природа не экономическая, как в западных странах, где элита обладает властью благодаря наличию собственности на средства производства, а политическая: именно монополия на власть обеспечивает монополию на собственность.
Итак, в современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению ее природы: 1) элита как группа, занимающая властные позиции в руководстве (эту концепцию «политического класса» развивал Г.Моска); 2) элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества (подход В. Парето), то в современных трактовках преобладает первый подход.
Типы элит
Облик и функции политической элиты в разных странах заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов. На учете влияния этих факторов основаны классификации элит.
Элита, обладающая государственной властью и принимающая важнейшие политические решения, называется правящей. Та часть элиты, которая лишена возможности осуществлять властные функции, — это контрэлита. По тому, каким образом обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту (она пополняется выходцами из определенных классов, сословий, например аристократии, тогда как доступ представителям других классов в элиту закрыт) и противостоящую ей открытую элиту, доступ в которую открыт всем социальным группам.
В отличие от американской и западноевропейской классификации индийский политолог П. Шаран выделил традиционный и современный типы элит. Они различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту ученый включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.
Современная элита рациональна, опирается на закон, формальные правила. Она состоит из четырех групп: высшая, средняя, маргинальная и административная элиты. Высшую элиту составляют те, кто занимает руководящие позиции во властных структурах и принимает все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например начальник охраны президента, личные друзья и т. д. Обычно высшая элита в западных демократиях представлена в пропорции 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но решения принимает обычно узкий круг лиц в 50 человек.
В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, какой — нет. Средняя элита составляет 5% взрослого населения. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После приобретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. И наконец, административная элита — это высший слой государственных служащих, в который входят руководители министерств, ведомств, комитетов. Она осуществляет исполнительские функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку искушена в управлении.
Системы отбора в элиту
Зависимость уровня развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, обусловливает необходимость тщательного отбора для выполнения властноуправленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важные вопросы при этом: кто, как и из кого осуществляет отбор, каким критериям, должен отвечать кандидат на руководящую должность?
В различных странах сложились присущие только им системы отбора или рекрутирования элит.
Политологи выделяют две системы отбора в элиту: антрепренерскую и систему гильдии. Выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет говорить о конкретном механизме отбора в той или иной стране.
Антрепренерская (предпринимательская) система позволяет отбирать кандидатов в элиту в зависимости от личных качеств, не в последнюю очередь — от их умения нравиться людям. Это дает возможность отбирать кандидатов — претендентов на властные позиции из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число «фильтров», т. е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами за руководящие посты, в которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом (от лат. selectio — выбор, отбор), т. е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.
Такая система не рассчитана на серьезный выбор по принципу профессиональной компетентности кандидата, качества его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президентом США был актер Р. Рейган, который до избрания на этот пост не был профессиональным политиком и не имел ни юридического, ни экономического, ни политологического образования. Однако это не помешало ему стать одним из самых популярных президентов послевоенной Америки.
Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить внешний эффект, слабая предсказуемость их поведения. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.
Система гильдии (по аналогии со средневековыми гильдиями — объединениями купцов и ремесленников) предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти, что связано с большим количеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и др. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или какой-либо партии. Система рекрутирования — закрытая система. Узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет отбор кандидатов.
Эта система очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководства, обрекает элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. Хотя вместе с тем она обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, исключает конфликты внутри элиты. Элементы гильдийской системы отбора характерны и для демократических стран, где, например, существуют партии с сильной структурой (строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.).
Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы, рекрутирования, но и от политической ориентации ее членов, степени поддержки ее населением, социального происхождения, партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (экономически состоятельные классы), университетское образование. Но в некоторых странах в нее входят и представители рабочих, фермеров.
Особую разновидность гильдийского подхода представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее отличало то, что замещение ключевых постов почти во всех сферах общественной жизни осуществлялось партийными руководителями определенного уровня. То есть элитарность и элита как проявление экономического неравенства были заменены элитарностью и элитой, формировавшимися на основе политического неравенства. Причем номенклатурная элита строилась по иерархическому принципу (при строгой соподчинен- ности), когда каждый кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе практически исключены конфликты внутри элиты, обеспечиваются преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем такая система отбора в элиту имела и серьезные недостатки, практически стоившие ей жизни. Среди них можно назвать, например, такой, как культивирование личной преданности кандидата руководству, угодничество и лесть, показная активность и т. п.

Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит :

По видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

По личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

По отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

По позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

По типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

По форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

По видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий , получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.

12. Сущность и природа политического лидерства .

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей , основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним . = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.



Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства .

Макс Вебер :

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер :

1 – консерваторы : опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы : за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры : за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн :

1. Знаменосец : своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель : признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец : «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный : быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P.S. Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти .

Функции политического лидерства : аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка .

14. Политическая система: понятие, структура, функции .

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции :

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.

15. Типы политических систем, их характеристика .

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности:

1. Рабовладельческий (античный и азиатский);

2. Феодальный;

3. Буржуазный;

Социалистический.

5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата ), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства. - Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти:1. Демократическая;2. Авторитарная;3. Тоталитарная.- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры: 1. Англо–американский (демократический стабильный);2. Европейско–континентальный (демократический нестабильный);3. Доиндустриальный (развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);

4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).

16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности .

Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан .

Тоталитарный режим : полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация

- Тотальный контроль властей

- Репрессивная

- Однопартийная

- Подавление инакомыслия

Разновидности : фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …

Авторитарный режим

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

Разновидности : абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.

18. Демократия: понятие, принципы .

Демократический режим

1. Источник власти – народ .

2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

3. Конкурентная многопартийная система.

4. Легальная политическая оппозиция.

5. Реальная свобода слова .

6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

19. Политические режимы и их сравнительный анализ .

1. Демократический режим : либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:

Источник власти – народ .

- Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

Конкурентная многопартийная система.

- Легальная политическая оппозиция.

Реальная свобода слова .

Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

2. Авторитарный режим : сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

3. Тоталитарный режим : крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.

- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).

- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).

- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.

- Подавление инакомыслия . Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.

4. Военно-диктаторский режим : захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки:

Сосредоточенность власти в руках военных .

- Значительное ограничение демократических прав и свобод.

Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм .

Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования .

Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата ), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций).

Роль выборов :

1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв).

2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной.

3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции.

4. Рекрутирование политической элиты.

5. Институализация участия граждан в политической жизни страны.

6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе.

Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти .

Виды избирательного права :

2) Пассивное – право избираться .

Принципы избирательного права :

1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане.

2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими.

3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста.

4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам.

6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США).

7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца).

8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны).

9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов.

Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании . Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.

21. Избирательные системы и их виды .

Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов .

Три основных вида :

1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция . Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства .

2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды .

3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония .

22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции .

Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки :

Наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти;

Наличие права , системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества;

Наличие определённой территории , на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства;

Исключительное право взимать налоги и сборы с населения.

Функции :

1. Внешние:

-защита общества от внешних врагов

-развитие отношений с другими государствами;

2. Внутренние:

- политическая (осуществление политической власти),

- правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан),

- экономическая (налоговая политика, кредиты, вложения, санкции),

-организаторская (принятие решений, координирование, контроль),

- социальная (забота о гражданах),

-культурно-образовательная (создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей).

Теории происхождения государства :

1. Патриархальная теория (древняя Греция ): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2. Теологическая концепция : государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий.

3. Теория общественного договора . Локк, Гоббс, Руссо : государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.

4. Теория «насилия» или «захвата» . Гумплович, Каутский : государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным.

5. Социально-экономическая (марксистская) концепция : государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс

6. Расистская концепция : государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен .

23. Формы государственного правления и их характеристика .

1. Монархия : формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления.

- Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия .

- Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр .

2. Республика : формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем.

- Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением.

- Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган.

- Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно.

- Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.

24. Государственно-территориальное устройство .

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь .

2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР .

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта , Сенегамбия – Сенегал и Гамбия .

25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства .

Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью .

Принципы :

1. Незыблемость конституции , которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства ; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями.

2. Равенство всех граждан перед законом.

3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством : полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов.

4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов , подчиняющихся только закону.

5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону.

Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость (право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования).

Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.

26. Гражданское общество: понятие и характерные черты .

Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.)

Признаки :

Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан;

Обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.

27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти .

Глава государства – человек или орган, считающийся верховным представителем государства. Соединяет законодательную, исполнительную и судебную власти.

В США президент является главой исполнительной власти. В Германии президент имеет лишь представительские функции. В других странах также является главой высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

В республиках главой государства является Президент или парламент, в монархиях - король или королева, в Японии - император .

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект, подписывает и обнародует законы. Но: он не может принимать законы, а издаваемые им нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

28. Правительство: порядок формирования, полномочия и функции .

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением . РБ – Совет министров.

Состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства или премьер-министром.

Функции :

Приводит в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом,

Осуществляет оперативное управление государственными делами,

Обеспечивает порядок в обществе и охрану прав граждан.

Формируются двумя основными способами :

1. Парламентским (в странах с парламентарной формой правления: парламентская республика, монархия, смешанные республики.). Формируется партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.

2. Внепарламентским (в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик). Правительство формируется президентом.

Полномочия :

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики ;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии ;

Осуществляет управление федеральной собственностью ;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности , реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан , охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

29. Политические партии: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий .

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении .

Появились в древней Греции (клиентеллы – группы в поддержку какого-либо деятеля). В современном понимании – с 19 века. Цель – завоевание и осуществление политической власти . Есть детальная политическая программа иустав . Есть организационная структура в центре и на местах. Активно участвуют в выборных кампаниях .

Типы :

По социальному признаку (какие социальные слои, страты представляет: буржуазные , крестьянские , рабочие и пр.);

По идеологическому признаку (консервативные , либеральные , социалистические , коммунистические , националистические , клерикальные (религиозные) и пр.);

По организационному признаку (кадровые – без фиксированного членства, свобода внутри партии, подбирают кандидатов во власть; массовые – жёсткое фиксированное членство, взносы, иерархия, ведут идеологическую работу);

По ориентации , методам достижения целей (левые – социалистическая и коммунистическая направленность, радикально-революционные методы; правые – консервативные и буржуазные ценности, поддержка традиций, против реформ и революций; центристские – за умеренные нерезкие перемены и эволюционный путь развития, методы – реформы и компромиссы).

По отношению к существующему режиму (правящие – победившие на выборах и сформировавшие правительство и оппозиционные – лишённые возможности влиять на формирование правительства, находящиеся в противостоянии власти и критикующие её).

Функции :

Выражение интересов определённых страт и попытка реализации этих интересов;

Участие в формировании правительства;

Выработка курса социально-политического развития страны;

Осуществление политической власти или попытка влиять на неё.

30. Партийные системы и их характеристика. Переход от однопартийности к многопартийности в России и Беларуси .

Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь.

1. Монопартийная система – власть в обществе контролирует одна партия (КПСС ). Характерна для тоталитарного общества. Ведёт к застою во всех сферах жизни и бюрократизации.

2. Двухпартийная система – лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют политическую конкуренцию. В странах с устойчивой социальной и культурной средой и традиционными ценностями. Великобритания – лейбористы и консерваторы, США – республиканцы и демократы . Последовательно сменяют друг друга у власти, «качели». Эффективное развитие страны + выражение интересов разных слоёв.

3. Многопартийная система – реальная борьба за власть более чем двух партий. Раздробленность политических сил. Результат – объединение партий со схожими целями и взглядами, создание межпартийной коалиции для завоевания большинства в парламенте и формирования кабинета министров.

В СССР – монопартийная система: была только одна, коммунистическая партия. С расформированием СССР и образованием республик (1991) – появление многопартийности. В РФ – около 100 партий. НО: создание партий часто идёт не «снизу», а «сверху»: лидер сам ищет себе сторонников, финансирует их и затем создаёт партию. В РБ – то же самое, только меньше партий.

Загрузка...
Top