Какая страна считается родиной фарфора. История фарфора – интересные и познавательные факты

vaduhan_08 в ПОЧЕМУ ГЖЕЛЬ РОДИНА КИТАЙСКОГО ФАРФОРА

Моя попытка разобраться в истории фарфора превратилась в криминалистическое исследование с массой удивительных находок и подлогов в истории химии, живописи и истории Китая и Европы.

Откуда появился форфор? Ну ответ естественный - из Китая. А когда? Еще в незапаметные времена, в Китае делали фарфор, это же любой ребенок знает! А знаете как выглядел древний китайский форфор, не тот который сейчас продается на прилавках а настоящий, очень дорогой?

А вот так, за эту вазу на аукционе заплатили 40. 000.000 (сорок миллионов долларов)!!! :-)))


Когда я случайно это увидел я был поражен...это же гжель!!!
Конечно, мы привыкли видеть гжель такой вот

Но давайте вернемся к истории фарфора, что же пишут в учебниках про первый европейский фарфор. В Европах свой фарфор появился в конце 17 века в городе Мейссен, где была открыта первая фабрика, а потом пошло и поехало! Но...до этого фарфор был только китайский... и ОЧЕНЬ дорогой. Ну теперь я уже не очень удивился когда увидел какой был этот фарфор...

Ну для полной уверенности сюда нужно добавить голландский фарфор и испанский

Испанский не много с арабскими нотками...


Вот узбекский фарфор, то же с незапамятных времен...

И только бедный гжель конечно совсем не древний, вот что пишут на официальном сайте фарфорового завода "гжель":- Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» - это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины.

Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в ХVII в. Местные сорта были высоко оценены самим царем Алексеем Михайловичем, сделавшим Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».

Отмечал высокое качество «белизною превосходных» гжельских глин и Михаил Ломоносов, не раз заверяя общественность, что данный материал- настоящее сокровище, сравнивавший их с теми сортами, что служат для изготовления драгоценного фарфора. Вплоть до ХVIII в. в Гжели производилась обычная, для того времени, гончарная посуда, кирпич и примитивные игрушки, которые продавались в Москве. Но после обнаружения светлой серой глины в районе деревни Минино возникло новое производство - полуфаянс.

Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца ХІХ в. возник и оригинальный стиль росписи - синий орнамент по белому фону....Вот тут удивляет две фразы полуфаянс и оригинальный стиль росписи! То есть везде эта фигня называется фарфор, а вот у нас это полуфаянс! А вообще, что значит слово фарфор? Все просто, оказывается это белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца... но все равно у нас не фарфор, а всего лишь полуфаянс...блин.

В русский язык слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе. Ну все прямо как сейчас - персидские купцы продают древнейший китайский автомат калашникова европейским борцам за мир в несчастной албании.

Но вернемся в гжель. Гжельский фарфор не всегда был таким лубочно кругленьким, старый гжель изящен и утончен в своей росписи, ни какой хохломы!


не правда ли очень похож на древний китайский....ну это я забегаю вперед, криминал только начинается! Когда я набрал словосочетание старый гжель появилась очень интересная информация - оказывается он очень редкий и тоже очень дорогой, не такой как китайский - тому же тыщщи лет, а этому всего 200 - 300, но все таки. Мне попалась статья эксперта о том как отличить старый от подделки! Оказывается все дело в краске! Ведь действительно, весь древний фарфор расписан синей краской и вот в ней то все дело, вся история!

Дальше будут химические термины и кому стало не интересно пусть уже листает в конец песни, а она только начинается!
Оказывается технология получения гжели очень сложна - сначала делают смесь жидкую, ее заливают в ФОРМУ как любимый "геополимерный бетон", форма эта из гипса, затем, когда гипс впитывает воду, заготовку (отливку) шлифуют и обжигают первый раз, при температуре 500 градусов.

Потом наносят краску которая черная на цвет - это алюминат кобальта, его, как я понял получают из смеси глин которая, как раз в гжели то и "растет" в земле. Ни в китае, ни в голандии, ни где больше она вместе с белой глиной не расположена!!! это ключевой момент! Причем не всякая глина содержит нужные примеси.

Так вот краска эта черная!

Вы видите первый опыт по производству гжели голландскими мастерами, краска по чему то осталась черной... а должна бысть голубой?? как же так??? А вот так, ну не умеют делать американцы ракетные двигатели, на наших летают, секрета наверное не знают, не все еще продали!

Так вот в чем секрет который гжельские мастера хранили как мальчиш кибальчиш военную тайну...заготовку раскрашенную черной краской надо окунуть в глазурь и опять на обжиг, но при температуре 1300 С., а ведь это печь особой конструкции в которой можно создать такую температуру!!!

Есть такая история, что учить делать гжель приехал мастер из голандии, много костей наверное и суставов сломали прежде чем научил гжельских мастеров голандский мастер делать древний китайский фарфор! Ему наверное все показали, он радостный поехал домой а дома тык пык, а не выходит каменный цветок, опять поехал учить делать гжель, опять кости затрещали!....

Ну ладно дела минувшие...так вот при температуре 1300 градусов краска вступает во взаимодействие с глазурью, окисляется и окрашивает глазурь в красивый синий цвет! Вся прелесть этого фарфора в том что он как бы стеклом покрыт, окрашенным стеклом, а белый фоарфор просвечивает и светится. В нем можно держать все что угодно, хоть серную кислоту, а краски не меняют свой блеск. Я стал прямо специалистом по фарфору. оказывается все остальное это ерунда, краски наносятся по верх глазури!

НО в 18 веке в европе получили краску - кобальт, путем обжига глины со смесями, краска синяя, красивая, и ей стали рисовать на фарфоре и потом покрывать глазурью и обжигать, но при этом глазурь остается прозрачная, а не синяя, как в гжели и старом китайском фарфоре. Вот об этом криминалист и вел свой рассказ, ну нельзя сначала нанести краску, любую другую, а потом обжигать до получения глазури, это 1300 градусов и другие краски разрушаются, белый фарфор пожалуйста, покрывай глазурью, но краска тогда сверху, как у всего другого фарфора!


Вот этот узбекский фарфор окрашен потом глазурь, а золотом сверху, по этому краска со временем облазит.
А вот псевдостаринный китайский фарфор, он точно китайский, потому что расписан по глазури, и краска скоро облетит!


А вот это вечная и красивая старая гжель, ее очень мало кстати, гораздо меньше чем всякой китайщины. Потому что это и есть настоящий древний китайский фарфор, и кому надо это знают!!!

А слово фарфор,... в давние времена когда букву Т писали очень похоже на Ф, не знали ни какого фарфора а знали ТАРТАР! И очень хорошо знали от куда этот фарфор!

Китайский поэт IX века написал о фарфоре: «Звонкий, как нефрит, и превосходящий блеском иней и снег». Да, действительно, настоящий фарфор бел и благороден, к тому же практически не стареет. Недаром в некоторых семьях фарфоровые изделия передаются из поколения в поколение, как фамильное серебро. В чем ценность этого материала? Конечно, в его свойствах и внешнем виде, да и сама история фарфора имеет много интересного и познавательного. Причем, в каждой стране она своя, особенная.

Китай подарил миру много открытий. К более значимым его достижениям можно отнести появление шелковых тканей, компасов, пороха, бумаги и, конечно, фарфора. И если просмотреть всю историю, то этот белый, пластичный материал проделал очень длинный путь. Изначально были просто глиняные предметы для обихода, затем керамика, художественный фаянс и, наконец, фарфор.

Первое время изделия не расписывались и не декорировались, так как ценность их заключалась в другом. Они были небесно-белого цвета, звонкие, чрезвычайно тонкие с прозрачной глазурью.

Согласно многовековым китайским традициям керамика имеет два направления: изделия, обжигаемые при высоких температурах; изделия, обжигаемые при низких температурах. И если разложить по временным вехам, то путь развивался и совершенствовался следующими этапами.

  1. Первая керамика была обнаружена на юге Китая в пещере Yuchanyan. Примерный срок её изготовления 18 тысяч лет назад. А в пещере Xianrendong, расположенной в провинции Цзянси (Jiangxi), были найдены керамические черепки, созданные почти 20 тысяч лет назад. Судя по формам, изделия применялись в быту и для ритуальных обрядов. Были примитивными в дизайне и лишенными каких-либо рисунков.
  2. В период правления династии Хань (Han) по мнению экспертов был произведен первый настоящий фарфор. Это подтверждает качество материала, из которого были созданы статуэтки и скульптуры. Чрезвычайно твердый и прочный. Что, в свою очередь, указывает на применение уже тогда высокотемпературного обжига.
  3. При династии Суй (Sui) мир увидел фарфор во всем его внешнем великолепии. Высокотемпературные обжиги позволяли создавать изделия уже с трехцветной гаммой декора. Шедевры цвета морской волны изготавливались только при низких температурах с применением специальной глазури.
  4. В период династии Сун (Song) технология производства фарфора также шагнула в гору. Повсеместно начали использоваться печи для обжига, что послужило расцветом художественной росписи под глазурь. То там, то тут появлялись изделия с рисунками из драгоценных камней и элементами из ценных металлов.
  5. Династия Мин (Ming) прославилась своими «синими» росписями. При правлении императора Чжу Чжаньцзи (Xuande) в декорировании начали применять кобальт, в сочетании с синей, глазурованной отделкой, который после обжига имел красивый, королевско-синий цвет. Многие считают, что лучший фарфор династии был изготовлен именно в период правления Чжу Чжаньцзи. Так же по заказу другого императора Чжу Ди (Yongle) изделия той эпохи приобретали исламский стиль, имели фрагменты драгоценных металлов и обилие золотого декора.
  6. Династия Цин (Qing) при правлении императора Цяньлун (Qianlong) наконец-то открыла миру тайну изготовления фарфора. Первый раз эта информация «утекла» благодаря активным действиям французского шпиона Pеre Franсois Xavier d’Entrecolles. Второй раз это случилось в 1743 году, когда сам император Цяньлун в своих мемуарах детально описал производство фарфора. Часть этих мемуаров имела даже название «20 иллюстраций изготовления фарфора». Таким образом, Китай, это не только родина фарфора, это целая «фарфоровая» эпоха, протяженностью на многие века.

Как гласит легенда, благодаря невероятной любви китайцев к чаю был создан и усовершенствован этот чудный материал. И, действительно, вкус чая и кофе существенно отличаются в керамической и фарфоровой чашках.

В фарфоровой посуде вкус и запах напитка остается неизменным, как бы «чистым».

История русского фарфора

В России керамика известна с X века. У деревни Гнездово, Смоленской губернии, были обнаружены обломки двух тарелок и кружки из белой глины. Как они там оказались, остается и по сей день тайной. А само производство и его расцвет пришелся на XVIII век. Правда, вначале сам материал больше походил на фаянс в силу своих технических характеристик.

Этапы развития фарфоровой индустрии в России прошли разный путь. И если говорить о том, на чьем энтузиазме они формировались, то это было два направления: поддержка и финансирование королевской семьи; мануфактуры и фабрики на коммерческой основе.

В 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым в Москве был открыт первый фаянсовый завод. Продукция его славилась массивными формами и росписью по глазури. Изделия были толстостенные, беловато-кремового цвета и без характерного «фарфорового» звона.

В 1752 году молодой ученый Дмитрий Виноградов, бывший сокурсник Михаила Ломоносова, изобрел свой «рецепт» фарфора, который ничем не уступал саксонскому. Первое фарфоровое изделие было в виде чашечки, украшенной виноградной лозой. Ценность этого изобретения заключалась в том, что фарфоровый материал производился полностью из русского сырья.

В 1765 году Екатерина II отдает приказ переименовать Порцелиновую мануфактуру (занимающуюся изготовлением фарфоровых пуговиц, чашек, табакерок и прочее) в . В это же время Дмитрий Виноградов создает специальное оборудование для печей этого завода, позволяющее производить высокотемпературный обжиг материала. Изделия обретают дополнительную твердость и прочность, начиная соперничать даже с Мейсеном и Севром. Бренд «Императорский фарфоровый завод» становится узнаваемым не только в России.

В августе 1809 года в Тверской области в селе Домкино появляется завод по производству керамики. Его владельцем становится предприниматель-аптекарь А.Я. Ауэрбах. В 1832 году во Владимирской области в селе Дулево коммерсант открывает фарфоровое производство. Навыки работы с материалом он получил от своего отца в подмосковной Гжели, что послужило удачным стартом в его производственных делах.

В 1843 году запускается завод в Риге, но на этом Кузнецов не останавливается. В 1870 году он покупает завод Ауэрбаха. К 1913 году кузнецовский холдинг насчитывает восемнадцать заводов по производству керамической, фаянсовой и фарфоровой продукции, чья продукция экспортируется во все страны мира.

Миссия предпринимателя сводится к одному – «выдавить» из России иностранных производителей.

С приходом советской власти многие фарфоровые фабрики национализируется. После этого события предприятие в Тверской области практически разваливается. Но в 30-е годы XX века на фабрику приходят талантливые художники, в их числе И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная. Это позволяет снова начать свой расцвет.

Поповский фарфор, изготавливаемый на мануфактуре в подмосковной деревне Горбуново, носит название основателя Алексея Гавриловича Попова, чье дело потом продолжил сын Дмитрий Алексеевич. Специализация предприятия – фарфоровые статуэтки. Изящные фигурки поповских косарей, пастухов, прядильщиц, модников и модниц, серия кукол неаполитанского театра до сих пор встречаются на аукционах всего мира. Их качество и формы можно смело отнести к произведениям мирового искусства.

Периоды работы русских фарфоровых предприятий разные, от нескольких столетий, до нескольких десятилетий. Многие вынуждены были закрыться, некоторые соединились, что бы выжить и дальше продолжать развиваться. К таким относятся заводы Гарднера (Фарфор Вербилок), Кузнецова и семьи Поповых.

История европейского фарфора

Первые попытки создать свой фарфор делали итальянские мастера во второй половине XV века. Изготовить «рецепт» этого чудного материала хотели многие, так как китайские фарфоровые вазы и предметы посуды стоили баснословные деньги. В этом деле пробовали добиться успеха немцы, англичане, французы, но все их попытки оказывались тщетными – материал больше походил на стекло, нежели на белый фарфор.

Переломный момент наступил в Германии во времена правления саксонского императора Августа. После многочисленных проб и ошибок создать нужное сырье, молодой алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер в паре с математиком и физиком Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом находят недалеко от Дрездена целые залежи белой глины с её уникальными пластичными свойствами. Это был 1709 год.

В Мейссене в крепости Альбрехтсбург в 1710 году открывается мануфактура, которую возглавляет сам Беттгер. Цель одна – производство твердого фарфора, имеющего свой собственный стиль. Но ушли годы, пока наработалось настоящее мастерство. В итоге стал узнаваем во всем мире, являясь синонимом качества и индивидуальной истории.

Если говорить о фаянсе, то его производство существенных успехов достигло в Англии тоже в XVII веке. Английский художник по керамике Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы: кремовую; базальтовую; яшмовую. У мануфактуры появились свои технологии, художественный стиль и первые заказы. Столовый сервиз из 952 предметов, сделанный для Екатерины II, получил название «русский». Отличительный знак – зеленая лягушка (личное клеймо автора) на каждом предмете этого сервиза.

На сегодняшний день своими формами и дизайном обогнал многие восточные бренды. Технологии декорирования далеко шагнули вперед, да и само качество фарфора шлифуется с каждым годом, становясь все лучше и тверже. Хотя родина фарфора — Китай, заслуга европейцев в этом деле очевидна. Именно они дали белому материалу длинную и творческую жизнь, которой он до сих пор качественно и красиво «живет».


Город Мейссен находится в 25 км от Дрездена, он знаменит не только своим фарфором, но и средневековым замком.
Крепость Альбрехтсбург стоит на высокой скале на берегу Эльбы, возведена в Мейссене в 15-м веке как резиденция саксонских курфюрстов.

В 1710 г. Август Сильный приказал устроить здесь первую европейскую фарфоровую мануфактуру, которая располагалась в замке до 1863 г. Сейчас по фабрике фарфора проводятся экскурсии, есть и сувенирный магазин.

Прикольная экскурсия на Мейссенской фарфоровой фабрике: группа ходит по залам, в каждом из которых работает мастер, который и показывает процесс производства фарфора на одном из этапов.


Как сопровождение включается запись с объяснением самого процесса на вашем языке. На фото - мастер по росписи посуды.


При фабрике есть музей фарфора и соответственно магазин. Цены там конечно ошеломляющие. Посуды и других изделий из фарфора там немеренно, поэтому ощущаешь себя слоном в посудной лавке.
Расслабились мы только в кафе при музее. Попили чаю из мейссенского фарфора и поели тортик со шпажками, вот и все, что мы смогли себе позволить -))


Перекрещенные шпаги - старинный фирменный знак Мейссенского фарфора. Голубые мечи, взятые из саксонского герба, появились на мейсенском фарфоре в 1722 г. и тем самым являются одной из старейших торговых марок мира.


В наши дни на Майсене производятся: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%.


На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 чел., из них 450 художников и скульпторов. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется.


Мейсенский фарфор – это свыше 175 тысяч наименований различной продукции и около 10000 цветов и оттенков.


Избранные изделия завода хранятся сегодня в Дрезденском музее, Метрополитене, Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. Первые образцы мейсенского фарфора попали в Россию еще в 1728 году.

Еще посты о Германии.

В прошлом году у нас в городе проходила выставка-продажа изделий из Китая.
Было много изделий из фарфора - посуда, лампы, шкатулки.
Некоторые изделия были авторскими, т.е. сопровождались сертификатами с фамилиями авторов.
Эти работы современных мастеров стоили очень дорого, но они того стоили.
Многие люди не могли купить, но ходили почти каждый день полюбоваться.
Традиции старых мастеров продолжает молодежь и это очень приятно.

После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки “Яобянь”, который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси, который впоследствии стал известен под именем Цзиндэчжень. Он находится на берегу многоводного озера Поянху. С его названием ассоциируется одно из самых древних, чудесных достижений китайского народа-фарфор.

Китайские историки затрудняются точно установить дату основания этого города. Впервые его имя упоминается в летописях династии Хань, т.е. 2 тысячи 200 лет назад. В 6 веке нашей эры город был известен под названием Чаннаньчжэня. Позже, уже в годы Сунской династии, на изделиях знаменитых мастеров фарфора было принято писать: “Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ”. Это и определило новое название города - “Цзиндэчжэнь”.

Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору.

Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт. Еще в 14 веке здесь были созданы печи, которые работали для нужд двора. Вместе с парчой и бархатом. отправляемыми по “шелковому пути”, на Средний Восток и в Европу, за рубеж шел и китайский фарфор.

Слава Цзинджэня основана на том, что его фарфор - "белый, как яшма, тонкий, как бумага, блистающий, как зеркало, и благозвучный - как колокольчик".

Традиционные фарфоровые изделия Цзинджэня, включая сине-белые, с узорами под рис, пламенеющие, разноцветные глазурованные и скульптуры из фарфора, отличаются изяществом форм и богатыми украшениями, которые наиболее полно отражают глубину китайского мышления. Цзинджэньский фарфор ценится как яркая жемчужина в художественном наследии человечества.

Ныне в Цзиндэчжэне сохраняется часть древних мастерских и печи для изготовления и обжига фарфора.

Выставки керамических и фарфоровых изделий Цзиндэчжэня, различные виды фарфора и современные предприятия по производству керамики и фарфора ежегодно привлекают к себе все больше китайских и иностранных туристов. Цзиндэчжэньский фарфор пользуется большим спросом и в стране, и за ее пределами.


Город Мейссен находится в 25 км от Дрездена, он знаменит не только своим фарфором, но и средневековым замком.
Крепость Альбрехтсбург стоит на высокой скале на берегу Эльбы, возведена в Мейссене в 15-м веке как резиденция саксонских курфюрстов.

В 1710 г. Август Сильный приказал устроить здесь первую европейскую фарфоровую мануфактуру, которая располагалась в замке до 1863 г. Сейчас по фабрике фарфора проводятся экскурсии, есть и сувенирный магазин.

Прикольная экскурсия на Мейссенской фарфоровой фабрике: группа ходит по залам, в каждом из которых работает мастер, который и показывает процесс производства фарфора на одном из этапов.


Как сопровождение включается запись с объяснением самого процесса на вашем языке. На фото - мастер по росписи посуды.


При фабрике есть музей фарфора и соответственно магазин. Цены там конечно ошеломляющие. Посуды и других изделий из фарфора там немеренно, поэтому ощущаешь себя слоном в посудной лавке.
Расслабились мы только в кафе при музее. Попили чаю из мейссенского фарфора и поели тортик со шпажками, вот и все, что мы смогли себе позволить -))


Перекрещенные шпаги - старинный фирменный знак Мейссенского фарфора. Голубые мечи, взятые из саксонского герба, появились на мейсенском фарфоре в 1722 г. и тем самым являются одной из старейших торговых марок мира.


В наши дни на Майсене производятся: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%.


На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 чел., из них 450 художников и скульпторов. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется.


Мейсенский фарфор – это свыше 175 тысяч наименований различной продукции и около 10000 цветов и оттенков.


Избранные изделия завода хранятся сегодня в Дрезденском музее, Метрополитене, Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. Первые образцы мейсенского фарфора попали в Россию еще в 1728 году.

Еще посты о Германии.

Загрузка...
Top