Как евреи празднуют субботу. Шабат: главный еврейский праздник

Это субботнее приветствие на иврите. Накануне в пятницу вечером и всю субботу приветствуют этой фразой, «шабат шалом», שבת שלום, что означает «мирной субботы.
Шабат – это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до Шабата евреи начинают желать друг другу «шабат шалом» то есть «мирной субботы» или «здравствуй суббота». Главное правило субботы (шабата) – человек не должен работать.

Приветствие с вечера пятницы и в субботу на иврите. Шабат — суббота, шалом — мир. Это притяжательная конструкция, שבת של שלום, шабат шель шалом, суббота мира, то есть мирная суббота. Буквально: «субботний покой».

Шабат шалом
На иврите буквально означает пожелание мирной субботы. Это уникальное приветствие, которое можно использовать в любое время в шабат, хотя общепринято произносить его в завершение субботней церемонии каббалат шабат.

Гут Шабес
Это аналогичное выражение на идиш дословно означает «хорошего шабата». Подобно выражению «шабат шалом», его используют, приветствуя каждого человека в шабат. По своему опыту я знаю, что приветствием «Гут Шабес» можно чествовать в обычном разговоре или при встрече людей, в то время, как «шабат шалом» больше используется в завершение ритуала каббалат шабат.

Шавуа тов
В переводе с иврита - «хорошей (доброй) недели». Приветствие используется после ритуала Авдалы (церемония, отмечающая завершение шабата), чтобы пожелать кому-то хорошей наступающей недели.

Вот как повезло евреям – праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.

Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.
Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.

Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.

Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!

К абалат Шабат (буквально «прием субботы») означает встречу Субботы в пятницу вечером. Это делает вечер пятницы особенным для евреев – в особенности для еврейских семей. Совместная семейная трапеза в пятницу — это обязанность каждого, не терпящая никаких оправданий. Даже для многих светских евреев, которые долгое время не соблюдали никаких Божьих постановлений – собираться дома в Шаббат является событием величайшей важности. Это стало неотъемлемой частью еврейской культуры. Данная статья является обзором традиций и причин важности Шаббата, а также того влияния, которое он оказывает на все еврейское сообщество.

Во-первых – почему Шаббат начинается в пятницу вечером? Сама идея Шаббата впервые появляется в истории сотворения, при описании движения времени суток: «и был вечер, и было утро: день шестой». И дальше все дни описаны таким же образом, начиная с вечера. Так что, с появлением первых трех звезд на небосводе начинается Шаббат.

Традиции Шаббата

Не все семьи следуют всем этим традициям, но зажигание двух свечей и вкушение хлеба и вина является наиболее распространенной частью семейной трапезы.

1) Хозяйка дома зажигает две свечи и произносит благословение на Шаббат – таким образом представляя два упоминания десяти заповедей в Торе, которые включают в себя два постановления о Шаббате – помнить его и соблюдать.

2) Отец возлагает руки на головы каждого из своих детей и благословляет их – самая трогательная часть традиционного еврейского Шаббата, которая помогает родителям выразить и подтвердить любовь к своим детям в это особенное семейное время.

3) Семья сидит вместе за столом и глава семьи произносит «кидуш» над чашей вина. Это благословение и освящение Шаббата: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» . Чаша «кидуш» является напоминанием о двух различных причинах хранить Шаббат, одна – чтоб следовать Божественной модели сотворения мира за семь дней, и другая — помнить, что они были избавлены от рабства. «Кидуш» отмечает сотворение, а также чудесный исход из Египта.

4) Две булки хлеба — «халы» — традиционно преломляются с благословением: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, произрастивший хлеб от земли» . Хлеб разламывается, обмакивается в соль и передается каждому члену семьи. Две булки подаются в память о двойной порции манны, которая давалась израильтянам каждую пятницу, чтоб они не собирали манну в Шаббат. Соль всегда на столе в память об отсутствии Храма, — и стол подобен алтарю в Храме, ведь на алтаре всегда была соль на жертвах.

5) Иногда поются песни или благословения, в зависимости от того, насколько традиционна семья — либо о самом Шаббате, либо по псалмам или 31 главе книги Притчей (о благочестивой жене), как похвала жене.

6) В конце трапезы часто произносится благодарение за пищу, вместе со специальным благословением для каждого вида пищи, в центре которых всегда два компонента – хлеб и вино.

Ничего не напоминает?

Как вы уже могли заметить, многие аспекты еврейского Шаббата полны мессианского значения! В частности, когда мы читаем в Послании Евреям, что Иешуа Сам является нашим покоем, и «вхождение в покой» — это путь переживания новой свободы спасения, которую мы имеем в Нем. Когда мы размышляем о том, что история Исхода повествует о выходе евреев из рабства, через избавление благодаря крови и пресному хлебу, в завет с Богом, и потом в обетованную землю, — как удивительно отмечать в традициях Шаббата параллели с грядущим спасением Мессии! Чаша «кидуш», символизирующая кровь избавления, и преломленный хлеб спасения и обеспечения, принимаемые нами до «вхождения в покой» Шаббата. Разве это не прекрасно?

«Более чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев»

Я люблю традиции, которые помогают почтить каждого члена семьи, а особенно тех, которые иногда не получают столько же уважения, как другие. Традиции Шаббата помогли еврейским семьям выстоять в самые тяжелые времена, во времена испытаний и преследований, на протяжении двух тысяч лет изгнания.

В то время как многие другие народы, будучи угнетаемы, жестоко мучимы и рассеяны, распались и были уничтожены этими страданиями, еврейский народ, каким-то образом, придерживаясь их Богом установленной культуры, сохранился. На самом деле, хорошо было сказано: «Больше чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев.”

Возлюбив Дарителя больше, чем дар

Но, к большому сожалению, со временем, восхваление Шаббата достигло богоподобного статуса. В средние века, когда христианское преследование еврейского народа было особенно жестоким, песня с названием «Леха Доди» (приди, мой возлюбленный) была написана о Шаббате будто в ожидании прихода «Царицы Субботы», и слова из Песни Песней Соломона произносились в отношении самого Шаббата. Песнь Песней рассматривается как аналогия любви Бога и Его народа, а не народа Божьего и Шаббата. Шаббат – это святой и драгоценный дар, но он не может заменить Самого Бога, и все почтение следует воздавать Творцу, а не Его дарам.

Конечно, всем людям свойственна тенденция любить (более видимые) дары вместо Того, кто дал их, но это идолопоклонство. Задумайтесь на минутку о своей жизни, и вспомните те моменты, когда вы поступаете так же. Каждый из нас участвует в этой битве по сохранению Бога в центре нашей любви и хвалы, но когда Бог не на первом месте, все идет не так. Мы упускаем самое лучшее.

Подписывайтесь:

Бог, по милости Своей, сохранил еврейский народ сильным, единым и культурно слитным на протяжении столетий не иначе как чудесным способом. Следование Его мудро данным законам и заповедям, таким, как соблюдение Шаббата, во многих отношениях сделало возможным их сохранение. Но давайте молиться, чтобы народ Израиля вновь был наполнен жаждой по Тому, Кто дал заповеди, и не удовлетворялся самими заповедями. Давайте молиться за пробуждение Его народа – за жизнь из мертвых! Молитесь вместе с нами в этот Шаббат за еврейский народ по всему миру, за откровение и спасение, и чтобы они по-настоящему «вошли в Его покой». Аминь.

Исход 20 и Второзаконие 5
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/261818/jewish/A-Brief-History-of-Shabbat.htm

Вот как повезло евреям - праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.


Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.

Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.


Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.


Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!

Который празднуется еженедельно. Шабат наступает в пятницу вечером, после захода солнца и продолжается до захода солнца в субботу вечером. Стоит отметить, что абсолютно все еврейские праздники отмечаются именно так – от захода солнца, да захода солнца на следующий день. Источник этого кроется в библейской фразе «И был вечер и было утро…» Т.Е с точки зрения Торы (Библии) день начинается с вечера.

Транспорт в шабат : в шабат в , точнее с середины пятницы – примерно 15-00 зимой и 16-17-00 летом перестаёт работать общественный транспорт (автобусы, поезда). Такси (маршрутное и обычное) продолжает работать в обычном режиме, но по субботним тарифам, которые чуть выше.

Обычное движение общественного транспорта возобновляется на исходе субботы, как правило, примерно через час после захода солнца.

Если вы прилетели в шабат, то стоит заранее выяснить путь, по которому вы доберетесь до гостиницы. Как правило, оптимальным вариантом станут маршрутные или обычные такси, а также заранее заказанный трансфер из аэропорта.

Если вы путешествуете, используя только общественный транспорт, то стоит таким образом, что бы в шабат вам бы не пришлось далеко ходить/ездить на такси. Кроме того именно на шабат стоит заказать индивидуальный или групповой тур в одну из достопримечательностей Израиля.

В шабат не работаю гос. учреждения — банки, почты, министерства.

В шабат не работают поликлиники . Больницы в шабат работают, но в особом, субботнем режиме, т.е если кому то нужна первая медицинская помощь, то её конечно окажут. Кроме того в шабат работают несколько частных медицинских центров, в которых также можно получить первую медицинскую помощь – МАЛЬРАМ И БИКУР РОФЭ .

Гостиницы в Израиле по лучшим ценам:

В шабат не работают большинство магазинов, супермаркетов . Продукты первой необходимости – вода, хлеб, сигареты (кому что) можно приобрести в киосках и небольших магазинах, работающих в шабат.

Большинство заправок работают в шабат в обычном режиме. Кроме того на многих заправках работают небольшие магазины, которые можно использовать для небольших покупок.

В шабат не работают многие рестораны . Причиной является «кашрут » — соответствие еды еврейскому закону. В Израиле большинство населения питается кошерной едой, а значит, большинство ресторанов стараются быть «кошерными», а одним из условием является закрытие ресторана на шабат.

С другой стороны те рестораны, которые не ставят перед собой целью быть кошерными, а скажем в таких ресторанов больше половины, в шабат работают, что называется по полной.

В шабат как правило закрыт въезд в районы в которых большинство населения ультра-ортодоксы – Бней Брак (кроме центральной дороги, которая проходит через весь город – улица Жаботински и некоторых «смешанных» районов города), Эльад, некоторый районы Бейт-Шемеша и некоторые районы Иерусалима.

В остальном речь идёт об обычном выходном дне. В шабат вы встретите на пляжах и в парках огромное количество народу. Все пляжи, парки, заповедники работают в обычном режиме.

Гостиницы в Израиле по лучшим ценам:

Если у вас есть родственники или хорошие знакомые в Израиле, которые ведут религиозный образ жизни, то имеет смысл попасть на встречу субботы дома – речь идёт о красивой, яркой церемонии с праздничными песнями, молитвами. Правда фотографировать на ней нельзя – шабат.

С одной стороны, все знают, что «в шабат в Израиле ничего не работает». С другой, приходится объяснять, что этот стереотип далеко не всегда верен. И действительно, все госучереждения, большинство общественного транспорта, включая железную дорогу, в шабат не работают. Не работает большое количество магазинов, ресторанов и кафе. Однако-же, в таких городах, как Тель-Авив, Хайфа, Эйлат, это правило действует не всегда. Все больше торговых центров и мест общественного питания доступны в шабат. Открыты национальные парки, парки развлечений, увеселительные заведения, многие музеи. Можно найти действующий общественный транспорт, работает такси.

Главный совет, который я бы дал, в связи со всем вышесказанным:
Если вы строите какие либо планы на дни, выпадающие в шабат, заранее убедитесь, что нужные вам локации или услуги работают в это время.
И помните - шабат начинается в пятницу вечером, перед заходом солнца. Пятница - короткий рабочий день. Всё, что не работает в шабат, начинает закрываться в пятницу в первой половине дня. Заканчивается шабат в субботу после захода солнца. Соответственно, все что в шабат не работало, включая общественный транспорт, начинает открываться в субботу через час-два после захода солнца.

Учтите, что в дни, выпадающие на шабат, гостиницы стоят дороже, чем в будни .

Главная страшилка про шабат — если вы заедете в шабат на машине в религиозный район, вас закидают камнями… Ну что-же, теоретическая возможность получить камнем в стекло машины, от какого-нибудь придурка существует. Прецеденты случались. Но, во первых, вероятность этого очень мала. Наибольший шанс попасть в такую историю у вас будет в Ирусалиме. Хотя даже там, максимум на что вы можете «расчитывать», это на возмущенные крики «Шабес!» и «гевалт!». А так, самые «суровые» религиозные районы обычно лежат вдалеке от туристических автомобильных «троп», или перекрыты шлагбаумом. Советую так-же в шабат, если вы встречаете человека в кипе (такая шапочка на голове — ермолка), не обращайтесь к нему с просьбами типа «дай закурить»… а еще лучше, вообще не обращаться к нему — это проще, чем изучать «правила шабатнего этикета». Просто оглянитесь вокруг, и найдите кого-то, кто не выглядит религиозным.

Еще советую учесть, что в шабат на дорогах гораздо меньше машин, чем в будни. И пробок практически нет. С другой стороны, к исходу субботы, когда многие израильтяне возвращаются домой из гостей или с отдыха, пробки могут начать образовываться лавинообразно. Особенно напряженным становится направление с севера (со стороны Хайфы) на юг — в сторону Тель Авива. Так же в Субботу очень высока заполняемость всевозможных мест отдыха и развлечений . Там, где в будний день народу обычно не много, в субботу, когда у израильтян выходной, посещаемость может возрасти в разы! Учтите это при планировании своих мероприятий.

Загрузка...
Top