История развития банковской системы кратко. Возникновение и развитие банковской системы рф


Введение

1. История возникновения и роль банковской системы

2. Сущность и функции банковской системы РФ

3. Структура банковской системы РФ, ее характеристика

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилище денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк («банко» - скамья, на которой совершались денежные и кредитные операции), а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого отношения.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается действительно неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Целью работы является рассмотрение специфики сферы деятельности банковской системы (далее БС). Обоснование, цели исследования.

Задачи исследования: дать общую характеристику банковской системы:

Рассмотреть историю возникновения и роль банковской системы;

Определить особенности развития и структуру современной банковской системы РФ.

Работа состоит из трех частей: теоретической, которая состоит из анализа книг, опубликованных источников, монографий; практической, которая основана на публикациях периодических изданий и данных сети Internet.

Информационной базой работы послужили статистические данные, публикуемые Центральным банком РФ и другими официальными органами, данные международных банковских организаций, вторичная информация из периодической печати.

1. История возникновения и роль банковской системы


До проведения одной из важнейших экономических реформ - отмены крепостного права - банковская система страны состояла в основном из дворянских банков. Сферой их деятельности являлся поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений из расчета числа крепостных "душ", а также драгоценностей. Первый дворянский банк был учрежден в 1854 г. с конторами в Петербурге и Москве и назывался Банк для дворянства.

Кредитованием промышленности и торговли занимались, прежде всего, банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-х годов стали учреждаться акционерные коммерческие банки, развитие которых активизировалось в 90-е годы. Важную роль в экономической жизни страны стали играть ипотечные банки, представляющие кредиты под землю и недвижимость, и городские банки, находящиеся в ведении городских управлений. Банковская система России в преддверии первой мировой войны включала эмиссионный Государственный банк, акционерные коммерческие банки, ипотечные банки, городские банки. Продолжался процесс концентрации, слияния банковских ресурсов. До 80% капитала акционерных коммерческих банков, которых насчитывалось около 50, было сосредоточено в 18 банках. Из них выделились 5 крупнейших банков Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий, Азово-Донской, Русский (для внешней торговли) и Русский торгово-промышленный. Собственные капиталы и вклады этих банков превысили 2 млрд. рублей, или 48% указанных средств всех акционерных коммерческих банков. Ведущая пятерка банков имела 418 филиалов по всей стране. Под контролем акционерных коммерческих банков находилось множество крупнейших промышленных и торговых фирм. Например, Русско-Азиатский банк контролировал такие предприятия, как Путиловский завод, Петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный заводы, Петербургский международный банк представительствовал в 50 акционерных обществах. Особенностью банковской политики России являлось активное привлечение иностранного капитала, в основном французского. В 1914 году примерно половина акционерного капитала 18 коммерческих банков принадлежала иностранным партнерам.

Система ипотечных банков включала два государственных - крестьянский поземельный и дворянский земельный, 10 акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ. Свыше 60% общей суммы ипотечной задолженности приходилось на государственные банки. Городских общественных банков насчитывалось 317. Они специализировались преимущественно на выдаче ссуд под городскую недвижимость.

Одним из первых актов Октябрьской революции был захват Государственного банка России, а затем, в конце декабря 1917 года, издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 годах в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с Госбанком, образовали Народный банк РСФСР, который в 1920 году прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Однако с переходом к новой экономической политике возникли предпосылки развития кредитных отношений и создания по существу заново банковской системы. В конце 1921 года начал функционировать Государственный банк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы кооперативные банки. На селе низовое звено кредитной системы представляли кредитные и сельскохозяйственные товарищества, осуществляющие банковские операции. Затем начали формироваться на паевых началах общества сельскохозяйственного кредита, которые представляли собой местные сельскохозяйственные банки, расположенные в областных (губернских) центрах.

Одновременно с возрождением кредитной кооперации в начале 1922 года были учреждены кооперативные банки, призванные содействовать кредитом развитию потребительской кооперации.

Следующий этап становления кредитной системы - создание отраслевых специальных банков - акционерного общества "Электрокредит", акционерного Российского торгово-промышленного банка, Центрального коммунального, с сетью местных учреждений и других. Начали действовать и территориальные банки, в частности, Среднеазиатский и Дальневосточный.

Здесь важно выделить следующий момент. Стало ясно, что реализация новой экономической политики невозможна без аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. Вот почему в 1922 году были учреждены с участием частного капитала два банка - Российский коммерческий банк и Юго-Восточный банк. Причем, что весьма примечательно, одним из учредителей Роскомбанка явились представители деловых кругов Швеции. Было также принято решение об организации частных банковских учреждений в форме обществ взаимного кредита, деятельность которых предполагала мобилизацию и вовлечение в хозяйственный оборот средств мелких товаропроизводителей и частников.

Реализация указанных мер позволила сформировать к концу 1925 года достаточно развитую кредитную систему, состоящую в основном из кредитных учреждений, созданных на новых началах. Функционировал 121 акционерный банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196 обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и кредитная кооперация, объединяющая 3800 подразделений. В то же время сеть учреждений Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений, на долю которых приходилось 56% всех кредитных вложений.

На этом, развитие инициативы в становлении кредитной системы было приостановлено. В 1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление "О принципах построения кредитной системы", которое положило начало монополизации банковского дела. Дальнейшие изменения в организационной структуре банков произошли в 1930 году в связи с проведением кредитной реформы. Все операции по краткосрочному кредитованию были сосредоточены в Госбанке, реорганизованы банки сельскохозяйственного кредита, функции которых в последующем перешли к Госбанку, создано четыре специализированных банка долгосрочных вложений. Реформация банков происходила и в последующие годы, вплоть до 1988 года, когда была создана не оправдавшая себя система специализированных банков.


2. Сущность и функции банковской системы РФ


Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, посреднические сделки, управление имуществом и множество других операций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Банк - это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Конечно, банк - это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер. В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования. На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря, банки - это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные виды банковских операций и услуг.

Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись деловому человеку. Кейнс сравнивал банковскую систему с кровеносной системой организма, а капиталы - с кровью, питающей различные его части. Он считал, что государство, регулируя с помощью банков движение потоков финансовых средств, может воздействовать на национальную экономику и оказывать поддержку тем отраслям, которые отстают от общего развития. Таким образом, мы подходим к более глубокому пониманию роли банковской системы, т.е. к тому, что важнейшая её задача - создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом её развитие.


3. Структура банковской системы РФ


В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской системы:

1.Центральный (эмиссионный) банк.

2.Коммерческие банки, которые включают в себя: универсальные банки, специализированные банки, инвестиционные банки, сберегательные банки, инновационные банки, ипотечные банки, Банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.

3.Небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании.

Эту структуру принято называть двухуровневой, так как основными уровнями являются ЦБ и КБ.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золото-валютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Центральные, национальные банки подчинены представительным законодательным, а не исполнительным органам власти (в России -- Государственной Думе). Их взаимодействие определено законодательными актами, в соответствии с которыми центральные банки являются автономными, независимыми учреждениями. И решение только нескольких наиболее важных вопросов может осуществляться на основе постановлений законодательных органов, которые в дальнейшем являются руководством к действию для банков.

В России в систему управления Центрального банка (ЦБ) входят более 80 национальных банков и главных управлений ЦБ, которые не обладают автономией. В ряде стран центральные банки подчиняются непосредственно исполнительной власти - правительству.

Вторым уровнем денежно-кредитного хозяйства, как уже отмечалось, являются коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения. Они занимаются аккумуляцией свободных денежных ресурсов в форме депозитов (вкладов), ведением текущих счетов и всех видов расчетов между соответствующими хозяйственными субъектами, являющимися их клиентами. Остановимся на важнейших принципах и функциях коммерческих банков.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность, является экономическая самостоятельность коммерческих банков, подразумевающая и экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в рыночном характере взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка состоит в регулировании его деятельности косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может отдавать им приказов. Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).

Кроме банков, перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.


Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики, разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействие с различными структурами власти - вот далеко не полный перечень факторов, обусловливающих серьезное влияние сравнительно молодых российских банков на экономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и определенные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской банковской системе.

Для совершенствования российской банковской системы требуют своего решения следующие проблемы:

Реструктуризация всей банковской системы страны с целью увеличения банковского капитала, повышения качественной базы обслуживания клиентов;

Рекапитализация банков и принципиальный поворот во взаимоотношениях со сферой материального производства, что создаст прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе;

Повышение внимания банков к ограничению рыночных рисков;

Восстановление доверия к банковской системе всех слоев населения России.

Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской системы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком.

Банки являются неотъемлемым элементом современной экономической системы. Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так, как именно банки, являясь центром через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и расчетов.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ. - М., 2005. - 40 с. - (Б-ка российского законодательства).

2. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года // Материалы ЦБ РФ от 11.02.2004 г.

3. Аскинадзи В.М. Инвестиционные стратегии банков. Монография (Серия «Академическая серия»). - М., Маркет ДС Корпорейшн. - 2004. - 106 с.

4. Банковское дело / Под ред. Г.Г. Коробовой, И.Ю. Коробова, А.Ф. Рябова и др. - М.: Экономист, 2004.

5. Деньги, кредит, банки. Учебник / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 620 с.

6. Ильясов C.М., Бацына C.Ю., Цапиева О.К. Взаимодействие банковского сектора и реальной экономики региона // Деньги и кредит. № 7. 2003. C. 35-38.

7. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Консалтбанкир, 2005. - 320 с.

8. Челноков В.А. Деньги, кредит, банки. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 368 с.

9. Юдина И. Банки и банковская система / И.Юдина. - Барнаул, Изд-во ВЗФЭИ, 2002. - 123 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Термин «банк» происходит от слова «banka» (итал. - скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена.

Первые банки («деловые дома») появились в глубокой древности на Ближнем Востоке. Конечно же, это не были банки в том виде, в каком они существуют сейчас. Однако уже во времена Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналичный расчет между вкладчиками, а также некоторые виды кредитных операций.

Банковское дело современного типа получило свое развитие в Средние века в Италии, поскольку именно через нее проходило большинство торговых путей, связывавших Европу со странами Востока. В начале XV в. возникли первые банки современного типа: Банк св. Георгия в Генуе, а затем банки в Венеции и во Франции (1587 г.). К середине XVII в. банки становятся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых государств и сосредоточивают в своих руках практически весь их денежный оборот.

В России история становления банковской системы началась с указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», подписанного ею 8 января 1733 г. Монетная контора оперировала крайне ограниченными суммами, которые выдавались под залог золота и серебра из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки. Возможность пользоваться кредитом Монетной конторы имели только придворные. Так, в 1734г. было выдано всего 400 ссуд, в 1735 г. - 5000, в 1743 г. - 150, в 1746 г. - 2000, в 1750 г. - 2870, в 1752 г. - 6452 ссуды. Первые банковские учреждения появились в середине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными - Дворянский и Купеческий банки (1754 г.).

История создания этих двух банков тоже весьма своеобразна. 13 мая 1754 г. указом Елизаветы Петровны был учрежден государственный Заемный банк, положивший начало государственному ипотечному кредиту для дворянства и товарному кредиту для купечества. В результате Заемный банк в соответствии с указом императрицы оказался как бы состоящим из двух самостоятельных банков. Первый - Банк для дворянства с конторами в Санкт-Петербурге и Москве и второй - Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции. Эти банки и стали вскоре называться один -Дворянским, другой соответственно - Коммерческим или Купеческим.

До середины XIX в. в Российской империи, как и в других европейских странах, в качестве наиболее надежного обеспечения кредита рассматривалось недвижимое имущество. Казначейство предоставляло средства для выдачи ссуд ипотечным банкам под 6-8% годовых, при частном кредите до 20% и выше.

Ипотечные банки выдавали ссуды своим клиентам на основе примерной оценки доходов землевладельца как душевладельца, т.е. капитал клиента устанавливался в соответствии с количеством принадлежавших ему ревизских душ. Обеспечением ссуды была земля с прикрепленными к ней крестьянами.

Указом от 21 июля 1758 г. в Санкт-Петербурге и Москве был учрежден Медный банк, или «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег», задачей которых было привлечение в казну серебряной монеты и содействие обращению медных денег в империи. Ссуды Медный банк, получивший из казны для своих операций 2 млн. руб. медью, выдавал помещикам и владельцам заводов и фабрик под переводные векселя медной монетой из 6% годовых. Причем ссуда должна была вернуться в банк также медной монетой на 75%. Медный банк, помимо этих операций, выполнял также функции ипотечного банка, т.е. выдавал ссуды под залог душ. Ликвидирован этот банк был в 1763 г., поскольку не смог вернуть около 3 млн. руб., которые раздал в ссуды. К сожалению, Медный банк был не единственным банком России, который не смог вернуть розданные ссуды. Это стало своего рода тенденцией, причиной же послужило обеспечение ссуд землей с прикрепленными к ней крестьянами. Даже при очень небольшой процентной ставке на уплату процентов требовалась сумма, превышающая доходы, которые клиенты банков получали от своих поместий. Землевладельцы в результате не погашали кредит и не платили по нему проценты, конфискация же имений почти не практиковалась.

С 1770 г. в Российской империи начался прием вкладов с выплатой по ним процентов. Оплата вкладов в государственных кредитных учреждениях производилась из расчета 5% годовых.

Во второй половине XVIII в. Дворянский банк был преобразован в Государственный заемный банк при одновременном учреждении Ассигнационного банка с предоставлением ему права выпуска ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Это в определенной степени позволило на время решить проблему постоянных бюджетных дефицитов. Государственный заемный банк открыл свои операции 11 января 1787 г. и начал выдавать ссуды дворянству под залог населенных имений по 40 руб. за ревизскую душу из расчета 5% годовых и 3% в погашение долга сроком на двадцать лет. В городах банк выдавал ссуды под залог домов и заводов из расчета 4% годовых и 3% в погашение кредита сроком на 22 года. Депозитные операции банк совершал с выплатой 4,5% годовых. 31 мая 1860 г. Государственный заемный банк был ликвидирован, а его дела переданы Санкт-Петербургской сохранной казне.

Правление императора Александра характеризовалось тем, что власти страны встали на путь политических и экономических реформ. Составной частью этих реформ и реорганизации всей банковской системы стало создание Государственного банка, который начал свою деятельность 2 июня 1860 г. В уставе банка было отмечено, что он учрежден «для оживления торговых оборотов и для упрочения кредитной системы». Казенные банки, ресурсы которых в значительных объемах использовались в виде долгосрочных ссуд Государственному казначейству, оказались неплатежеспособными. Не спасло казенную банковскую систему ни расширение эмиссии кредитных билетов, ни выдача вкладов долговыми срочными процентными банковскими обязательствами (непрерывно-доходными банковскими билетами), ни внешние займы. Государственная банковская система практически рухнула, что и вынудило правительство вступить на путь реформ. Было принято решение о ликвидации казенных кредитных учреждений и передаче их средств и обязательств создаваемому Государственному банку.

Первым Управляющим Государственного банка России был назначен барон А.Л. Штиглиц. В соответствии с Уставом банк являлся коммерческим банком краткосрочного кредита. Основной капитал банка - 15 млн. руб., резервный - 3 млн. руб. Государственный банк был подведомственен Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Характерной особенностью банка было то, что на протяжении 60-80-х гг., ему пришлось заниматься несвойственной банкам деятельностью - ликвидацией дореформенных банков и выкупной операцией, вызванной освобождением крестьян 1861 г.

На ликвидацию дореформенных государственных банков Госбанк с 1861 г. по 1886 г. затратил более 2,5 млн. руб. При этом большую часть своих средств Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал Государственному казначейству кратко и долгосрочные ссуды «на текущие нужды», т.е. авансы железным дорогам, расходы по иностранным вексельным операциям, выдача землевладельцам по выкупной операции наличных денег вместо 5%-ных билетов, огромные средства на русско-турецкую войну и т.д.

В течении этих 20 лет Государственный банк привлек вклады на сумму свыше 2 млрд. руб. Коммерческая же деятельность банка до середины 90-х гг. в основном сводилась к развитию торгового кредита, что выражалось почти исключительно в форме учета торговых векселей.

В 80-90-е гг. основным направлением работы Государственного банка было подготовлено и проведение денежной реформы. Задачей Госбанка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики.

В начале 1900-х гг. Государственный банк России считался одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Госбанк постоянно поддерживал коэффициент золотого запаса на очень высоком по международным масштабам уровне. И для западных инвесторов это было гарантом сохранности их капиталов в России.

Новый этап в деятельности Госбанка начался после революции 1917 г., в результате чего изменились не только направления его деятельности, но и сама сущность Государственного банка.

Крупнейшим капиталистическим банком дореволюционной России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зарубежных филиалов. К 1872 г. банковская система России состояла из государственного банка, общественных городских и земельных банков и частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования. Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной и все же к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, делившихся на государственные, общественные и частные. После Октябрьской революции 1917 г. банковская система России в результате национализации банков была фактически ликвидирована.

В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и всемирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики» Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В течение 1918-1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность монопольно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могли находиться в руках частных лиц, а также установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закрыты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естественный процесс исторического развития кредитной системы России.

Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988-1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

В соответствии с законодательством создана сеть коммерческих банков: универсальных и специализированных, региональных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном банковской системы. В течение 1988-1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.

Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротствами, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество коммерческих банков сократилось до 1764.

9.1. История развития банковской системы в России

Прогрессивные реформы Петра I, направленные на принципиальные изменения во всех сферах, в том числе торговле и финансах, привели к необходимости образования кредитной системы. На первый план начинает выходить производство, вбирая в себя купеческие капиталы. Создается благодатная почва для развития некоторых видов промышленности. АВ это время в русский язык пришло и само слово «кредит» (от немецкого «credit») со значением «авторитет». Возникла кредитная (заемная) система во главе с заемным банком. А с 1729 г., уже после смерти Петра I, развивается система частного кредита, давшая возможность купцам право обмена векселями. Однако смерть императора сыграла свою пагубную роль, затормозив процесс развития кредитных учреждений еще на несколько десятков лет.

Лишь в 1731 г. подготовили «проект о банке казенном», представленный в Комиссию о коммерции, в котором намечалось предоставление банкам, купцам и землевладельцам ссуды под 6 % годовых сроком на один год, предусматривалось право переписки займа на следующий год. Указом Елизаветы Петровны от 13 мая 1754 г., с которого начинается история банковского дела в России, был создан Государственный дворянский заемный банк с целью «уменьшения во всем государстве процентных денег». Он состоял из фактически самостоятельных сословных банков: Дворянского заемного банка с конторами в Санкт-Петербурге и Москве и Купеческого банка в Санкт-Петербурге (Банк для правления в Санкт-Петербургском порте коммерции).

Дворянский заемный банк был основан по инициативе П. Шувалова, и первоначально его услугами могли пользоваться только великорусские дворяне. Дворянский банк выдавал ссуды в размере не более 1000 руб. одному заемщику сроком на один год под залог золота, серебра, драгоценных камней, сел и деревень вместе с крестьянами. Дворяне и помещики в основном брали кредит, чтобы рассчитаться с долгами, не думая о его возврате, стремясь лишь получить рассрочку по долгам. Они рассматривали кредиты как еще один способ надувательства и извлечения прибыли, не возвращали деньги, обманывая банки.

Данная ситуация напрямую отражалась на деятельности банка, который был вынужден через некоторое время прекратить выдачу ссуд и постоянно отсрочивать возврат уже выданных ссуд.

Купеческий банк также имел печальный опыт в связи с недостаточной культурой населения. Причиной этого был менталитет тогдашних купцов и промышленников, которые вели заграничную торговлю под девизом «не обманешь – не продашь». Однако деятельность Купеческого банка была более удачной, чем Дворянского, так как его заемщики вкладывали полученные деньги в торговлю, порой рискованную, пускали в оборот, получая значительную прибыль и хотя бы иногда возвращая кредиты. Уже в 1786 г. Дворянский заемный банк в Петербурге был переименован в Государственный заемный банк, который стал выдавать ссуды дворянству на 20 лет и городам на 22 года.

В случае неуплаты в срок заложенное имение поступало в опеку до истечения займа или до погашения всего долга. Спрос на кредиты в новом заемном банке превышал предложение. Кредиты раздавались направо и налево, что привело к тому, что большая их часть так и не была возвращена.

Банки, исходя из их сущности, с момента возникновения были ориентированы на работу с клиентами, приносящими им и себе доход, который можно было получать только путем торговли или производства. Но в России XVIII в. данное существенное условие было грубо нарушено политическими решениями, которые делали акцент преимущественно на кредитовании дворян и помещиков, а затем уже купцов и других торговцев. В комплексе с названным выше это вылилось в неудачное начало распространения кредитных учреждений в России. Торгово-промышленное сословие с трудом осваивало нововведения, с большой неохотой обращаясь к кредиту. Следует особо отметить, что это было характерно не только для России, но и для Западной Европы, где вплоть до последней четверти XVIII в. даже в таких крупных экономических центрах, как Лондон и Гамбург, считалось, что дело должно вестись на свой капитал. Это сейчас кредит не считается показателем несостоятельности берущего его, и даже, наоборот, превратился в способ повышения репутации, конечно, только в случае его своевременного и полного возврата.

Таким образом, банковская система России в XVIII в., или, точнее, кредитная система развивалась невысокими темпами, набирая кредитно-денежный оборот.

В начале XIX в. по инициативе и при полном содействии и поддержке государства стали возникать первые кредитные учреждения сословного типа: запасные денежные фонды, мирские заемные капиталы, коммунальные кассы, удельные банки, сберегательные кассы для государственных крестьян, сельские и волостные банки, а также ссудо-сберегательные кассы. Последние создавались в целях предоставления участвующим в них лицам возможности делать сбережения, пользоваться ссудами, а в самых крайних случаях – и пособиями. Кассы занимались выдачей ссуд людям, не являющимся членами, под поручительство одного или двух членов кассы, в зависимости от размера ссуды. Оставшиеся средства обычно выдавались членам кассы под залог ценных бумаг и тратились на покупку ценных бумаг государственных или частных компаний.

Появление всех вышеперечисленных кредитных учреждений связано с широкомасштабным освоением земель Новороссии. В связи с этим следует упомянуть об учреждении в 1814 г. на острове Эзель в Новороссии первого крестьянского банка, занимавшегося преимущественно выдачей целевых ссуд на конкретные, в основном сельскохозяйственные, цели. В 20-е годы XIX в. начали появляться первые банкирские дома в России, например основанный в 1818 г. в Москве «Юнкер и K°». В 30-40-е годы появились и первые купеческие банки. Их число постоянно увеличивалось и к 1857 г. достигло 150. В предреформенную эпоху прогрессивное развитие банковского сектора экономики страны вынудило правительство активно вмешиваться в жизнедеятельность финансово-кредитной системы, ограничивая и жестко регламентируя работу ее учреждений. При этом вплоть до начала 90-х годов XIX в. в России не было специального банковского законодательства. Ограничения носили случайный характер, их целью было хоть как-то упорядочить новые веяния.

В конце 30-х годов XIX в. у правительства возникла инициатива широкого внедрения мелких кредитных учреждений наподобие банков в крестьянскую среду. Так, в 1837 г. в государственных имениях бывшей Белотокской области были созданы коммунальные кассы, капиталы которых предназначались для беспроцентного кредитования крестьян на срок до трех лет под закупки продовольствия и семян. В том же году открылись и банки для удельных крестьян. В целом создание кредитных учреждений сословного типа положило начало массовому развитию банковского дела в крестьянской среде, предоставив крестьянам право пользования кредитами и получения ссуд, что само по себе указывало на расширение гражданских и экономических свобод зависимой части населения страны.

В связи с подготовкой и проведением реформы 1861 г. в России закрепляется наравне с уже имеющими хождение терминами «заем» и «ссуда» термин «кредит», который используется не только в сфере экономики, но и в уголовном законодательстве. После отмены крепостного права Манифестом от 19 февраля 1861 г. и с началом реформирования банковской системы России продолжали развиваться кредитные учреждения сословного типа в виде сельских и волостных банков.

Действительно реальная банковская система в России начала формироваться во второй половине XIX в. (с 70-х годов), когда в стране утвердились капиталистические отношения. В конце 50 – начале 60-х годов старые банкирские фирмы Штиглица, Якоби, Жадимирского прекратили свое существование. Им на смену пришли новые – Мейера, Гинцбурга, Кайгера и др. За 1862–1863 гг. число городских банков утроилось, а сумма их капиталов возросла почти вчетверо. В 1864 г при активной поддержке министра финансов М. X. Рейтерна в России был создан первый коммерческий банк. Крупнейший исследователь истории акционерных коммерческих банков России И. И. Левин писал: «Для акционерных коммерческих банков М. X. Рейтерн сделал больше, чем кто-либо другой из его преемников». С 1868 г. акционерные коммерческие банки начали учреждаться повсеместно.

За считанные годы банковская система России вышла из состояния вековой спячки, сделала гигантский шаг вперед. В результате реформы банковского дела была создана разветвленная кредитная система, организованы банки нового типа, появились и начали быстро развиваться качественно иные банковские операции. В состав банковской системы вошли: Государственный банк, коммерческие акционерные банки, ипотечные банки, общества взаимного кредита, городские банки, кредитная кооперация, ломбарды, в том числе в форме акционерных обществ.

В условиях кризиса и обнищания деревни появляется еще один элемент банковской системы – кредитные кооперативы, возникшие в России едва ли не одновременно с их образованием в Германии в 50-е годы XIX в. Первые подобные учреждения в России были созданы еще в 60-х годах XIX в., в основном в виде ссудо-сберегательных товариществ наподобие одноименных кредитных учреждений, действовавших в Германии (товарищества Шульце-Деличе). Формально вступить в товарищество мог каждый желающий, проживающий в районе его деятельности. Капитал состоял из паев, а ссуды выдавались по личному доверию и под залог на срок до девяти месяцев с трехмесячной отсрочкой. Чистая прибыль распределялась среди членов соответственно величине пая.

В 90-е годы ХГХ в. активизировалось участие банковской системы в экономической жизни страны, чему сопутствовал экономический подъем и бурный промышленный рост. Главным направлением деятельности банков стало кредитование товарного оборота. Банки вступили на путь финансирования промышленности, что положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов. Эти начинания были столь успешны, что к концу 90-х годов банки стали объединяться в банковские группы с целью совместного финансирования промышленности. Однако экономический кризис 1899–1903 гг. нанес чувствительный удар именно по тем отраслям промышленности, с которыми банки были наиболее тесно связаны. Тем не менее банки продолжали финансирование патронизируемых предприятий даже в убыток себе. Основным направлением развития банковских операций того времени было кредитование торгового оборота, которое привело к расширению и других форм кредитования. Банки начали широко осуществлять товарно-комиссионные операции и торговлю за собственный счет.

Преодолев экономический кризис, банковская система России развивалась, реформировалась, пополнялась новыми кредитно-финансовыми учреждениями. В связи с этим в 1911 г. был создан Московский народный банк, призванный усилить связи мелкой кредитной кооперации с открытым рынком. Акционерами банка были учреждения мелкого кредита и частные лица, привлекавшиеся в целях усиления финансовой основы деятельности банка, в сферу которой входили как краткосрочные чисто банковские (учет векселей, выдача ссуд, проведение платежей и расчетов), так и посреднические операции с разнообразными товарами. Банк также имел право выпускать от своего имени срочные облигации и выдавать их вместо денег по учету векселей, обеспеченных залогами, и по ссудам под залог.

В XX в. Россия вступила с относительно развитой кредитной системой, в которой ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным банкам. Но уже в 1917 г. в процессе национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, что, в свою очередь, привело к образованию государственной монополии на банковское дело. Впоследствии произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый Государственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и в конце концов были запрещены операции с ценными бумагами. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления и находилась в административном подчинении у правительства и прежде всего у Министерства финансов. Так в СССР сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны. Перечисляя негативные стороны данной банковской системы, просуществовавшей до 1987 г., следует отметить основные: потеря банковской специализации, монополизм и неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

2 декабря 1990 г. были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Таким образом, впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственность по обязательствам государства (так же как и государство не несет ответственности по обязательствам банков). Стали закладываться институциональные основы новой банковской системы.

На верхнем уровне системы находится Банк России, на втором – широкая сеть коммерческих банков. Банк России должен решать вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита, в связи с чем он освобождается от операций с иной клиентурой, кроме коммерческих банков. Он же является единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов: выполняет множество функций управления процессами организации кредитно-расчетного финансового обслуживания государства. Однако Банк России выполняет контрольные и надзорные функции только по отношению к банковским учреждениям и учреждениям, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим его лицензию.

За годы реформ 90-х годов XX в. в России возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет (с 1781 по 1860 г.), в других странах банков до сих пор намного меньше.

В России в области денежного обращения и банковского дела были заимствованы византийское право в этой области и исключительная государственная монополия на денежную эмиссию и банки. Это обстоятельство предопределило особенности банковской системы России, как системы в основном государственной. До 1860 годов в России вообще отсутствовали частные банки.

Для сравнения, в Великобритании Банк Англии был учрежден в 1694 г. в силу необходимости регулирования деятельности уже сформировавшейся системы частных банков. И лишь в 1844 г. была провозглашена монополия эмиссионной деятельности Банка Англии, т.е. в Великобритании банковский бизнес, как и любой другой бизнес, произрастал снизу.

Днем рождения банковской системы России принято считать создание государственного ссудного банка в 1733 г.

Этапами развития банковской системы России были создание в 1786 г. «Государственного земельного банка» (ипотечное кредитование), в 1797 г. «Вспомогательного для дворянства банка» (выдача ипотечных ссуд банковскими билетами с принудительным курсом), в 1817 г. «Государственного коммерческого банка» (вклады, ссуды, жирорасчеты).

Коммерческие банки были созданы в России в эпоху Великих реформ императора Александра II.

В 1860 г. был создан Государственный банк России на основе государственного коммерческого банка, и сразу начался интенсивный процесс создания коммерческих и общественных банков .

В 1864--1873 гг. было создано около 40 коммерческих банков, самым крупным из которых был в то время Волжско-Камский коммерческий банк.

К 1914 г. в России сформировалась следующая двухуровневая банковская система:

  • 1. Государственный банк и несколько специализированных госбанков (Комиссия погашения госдолгов, Государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.), Крестьянский поземельный банк (1881 г.).
  • 2. Общественные городские и земельные банки и частные банки. Второй уровень банков состоял, как видим, из двух подуровней. Всего в это время насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1 800 отделений банков. Общественные и частные банки включали 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита, 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15 450 ссудо-сберегательных товариществ, 16 000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, в которые входили 558 товарищества и 4 724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита.

Государственные специализированные банки принимали активное и непосредственное участие в проведении «столыпинских реформ» .

После прихода к власти большевиков в 1917 г. частные и общественные банки были национализированы, а деятельность иностранных банков запрещена в 1918 г.

С переходом к НЭПу временно восстановилось коммерческое кредитование. К 1926 г. число коммерческих банков выросло до 61, а доля Госбанка в кредитах уменьшилась с 66% до 48%. Но уже в 1927 г. коммерческие банки перешли под управление Государственного банка и фактически были ликвидированы как самостоятельные кредитные учреждения.

В СССР до 1987 г. банковская система включала Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк.

Госбанк СССР выполнял функции эмиссионного центра, главного кредитного учреждения, расчетного и кассового института страны.

Стройбанк обслуживал капитальное строительство.

Внешторгбанк обслуживал внешнюю торговлю.

Разделение банков на Центральный банк и деловые государственные банки произошло в 1987 г. Были созданы пять отраслевых госбанков: Промстройбанк (кредитование промышленности, транспорта, связи), Агропромбанк (сельское хозяйства и переработка), Жилсоцбанк (жилищное хозяйство и социальная сфера), Сбербанк (вклады населения), Внешэкономбанк (внешнеэкономическая деятельность).

Создание коммерческих банков началось в России с 1988 г. после выхода Закона «О кооперации» .

Стихийный рост количества кооперативных банков оказался лавинообразным. К концу 1991 г. число банков составило 1 357. По существу, это были не банки в общепринятом понятии, а инструменты для перекачки бюджетных средств к частным лицам.

К 2002 г. банковская система преодолела последствия дефолта и восстановила свой уровень. В конце 2001 г., по данным Центра развития, совокупные активы банковской системы России достигли 140% в реальном выражении от докризисного уровня, а капитал 120%. Чистые доходы за 2001 г. составили 2,2 млрд долл. и тоже превысили докризисные. Причем основным источником доходов банков в 2001 г. стали кредиты реальному сектору экономики. Доля кредитов нефинансовому сектору экономики в активах банковской системы составила в конце года 42% (прирост за 2001 год 43%). Таким образом, банковская система стала выполнять свою главную функцию кредитования экономики.

Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора РФ в 2001-2005 гг. приведены в таблице 68. Активы банковского сектора выросли с 2001 г. примерно втрое в 2005 г. и составили 350 млрд долл. Также примерно втрое увеличился и собственный капитал банковского сектора и достиг в 2005 г. 44,4 млрд долл. Существенно выросла доля кредитов в активах до 55,9% в сравнении с 41,9% в 2001 г. Вырос и объем кредитования реального сектора экономики, включая население, в 4 раза. Банковская система во все нарастающем объеме выполняет свои функции как источника финансирования экономики.

Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора РФ в 2001-2005 гг.

Кредиты нефинансовым организациям за 2005 г. выросли на 30,5% (2004 г. на 39%) и составили 4110,6 млрд руб. на 1.01.06. Краткосрочные кредиты до 1 года составили 43,5% .

Серьезным конкурентом кредитованию юридических лиц стало кредитование населения. За год объем потребительских кредитов увеличился в 1,9 раза с 616,05 млрд руб. на 1.01.05 до 1174,9 млрд руб. на 1.01.06.

Второй по значимости активной операцией банков и источником доходов является приобретение ценных бумаг около 16% от активов в 2005 г.

Восстановилось доверие населения к банковской системе после дефолта. Вклады физических лиц выросли за этот период примерно в четыре раза и составили около 30% пассивов сектора. Стабильно снижается доля Сбербанка на рынке вкладов -- с 60% в 2004 г. до 54,4% в 2005 г. Население все активнее участвуют в финансировании экономики чрез банковскую систему. Около 20% своих доходов оно размещает в банках (сбережения). Вклады населения почти сравнялись с совокупными депозитами юридических лиц.

Тенденция роста финансовых результатов коммерческих банков приняла устойчивый характер. За 2004 г. прибыль банковского сектора, по данным Банка России, составила 177,9 млрд рублей, за 2003 и 2002 гг. -- 128,4 млрд руб. и 93 млрд рублей, соответственно. В 2005 г. прирост прибыли был самым высоким за три года и составил 47,3% (2004 г. 38,6%). Прибыль банковского сектора составила в 2005 г. 262,1 млрд руб. С учетом финансового результата предыдущих лет 304,5 млрд руб. (данные Банка России). Удельный вес прибыльных банков вырос до 98,9%. Убытки в основном приходятся на один кризисный банк (95% всех убытков). Рентабельность собственного капитала выросла за год с 20,3% до 24,2%, а рентабельность активов с 2,9% до 3,2%. Таким образом, банковский сектор экономики один из самых рентабельных и быстро растущих секторов экономики в РФ.

Чистый текущий доход кредитных организаций составил 665 млрд руб. и вырос на 42,4% по сравнению с предыдущим годом. Основной вклад в чистый доход внес чистый процентный доход (63% против 62,3% в 2004 г.), но доля его выросла незначительно из-за снижения процентных ставок по вкладам населения. На втором месте доля чистых комиссионных доходов (23,2% против 22,6%). Чистый доход от операций купли-продаж ценных бумаг на третьем месте по вкладу в совокупный чистый доход. Их доля 12,4% (была 12,5% в 2004 г.). Доля кредитных организаций от операций с иностранной валютой в 2005 г. -- 5,1% (была 4,9%) .

Доля стабильных кредитных организаций по данным ЦБ составила в 2005 г. 99,6%.

Банковский капитал России в основном по-прежнему сосредоточен в Москве и Московской области. Из 200 крупнейших банков около 70% зарегистрированы в Москве и Московской области.

Цели и условия развития банковского сектора определены в «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года», принятой совместно Банком России и Правительством РФ 5 апреля 2005 г.

По состоянию на начало 2005 года соотношение активов банковского сектора с ВВП составило 42,5% (против 32,3% на 1 января 2001 г.), капитала 5,6% (против 3,9%), кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям -- 19,5% (против 11,0%), что пока значительно ниже, чем в развитых странах мира.

Банковская сфера РФ имеет пока невысокую инвестиционную привлекательность на международном уровне. Об этом свидетельствует снижающаяся доля иностранного капитала. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2005 г. доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций РФ снизилась с 10,7% до 6,2%. Банк России принял ряд решений и мер, направленных на приток иностранного капитала в банковскую сферу и устранение бюрократических препятствий на его пути. И эти меры привели к увеличению притока иностранного капитала в банковский сектор уже в 2005 году. Предусматривается в целом упростить процедуру формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов и максимально сблизить ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами. В целях облегчения допуска нерезидентов в капитал банковского сектора планируется внести в законодательство РФ изменения .

Банковский сектор в России остается относительно небольшим. Суммарный капитал всей банковской системы невелик и меньше капитала одного крупного западного банка. Высоки издержки ведения банковского бизнеса. Не решены пока задачи развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротств и ликвидации банков.

Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу в Стратегии является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора.

Базовыми задачами развития банковского сектора Стратегия Центрального Банка и Правительства РФ определила:

  • - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
  • - повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформация в кредиты и инвестиции;
  • - повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
  • - предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях;
  • - развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
  • - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В Стратегии прогнозируется, что будут достигнуты следующие совокупные количественные показатели российской банковской системы:

  • - активы/ВВП -- 56-60%;
  • - капитал/ВВП -- 7-8%;
  • - кредиты нефинансовым организациям/ВВП 26-28 % ВВП .

Деятельность кредитных организаций все в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений. На рынке банковских услуг усиливается конкурентная борьба, в том числе за вклады физических лиц. В результате -- доля Сбербанка в привлеченных банковским сектором средств физических лиц во вклады (депозиты) имеет тенденцию к снижению.

Банки в современном понимании как учреждения, принимающие вклады и выдающие кредиты, появились в период позднего Средневековья, в середине XVII в. Предпосылкой возникновения банков было появление сбережений, необходимость надежного их хранения, а также потребность нарождающейся капиталистической экономики и международной торговли в дополнительных денежных ресурсах.
Эмиссионной деятельности банков предшествовала депозитная. Так происходило в Англии, в первых банках Гамбурга и Амстердама. Но в целом банковская деятельность приобрела существенное значение именно с началом эмиссионной деятельности. Взамен переданных банкиру на хранение денег и драгоценностей люди стали получать расписки (банкноты), которые можно было передавать из рук в руки.
Только после того, как в результате обращения банкнот банкирам удалось завоевать доверие публики, люди начали оставлять на хранение в банках крупные суммы денег под обеспечение всего лишь бухгалтерской записи. Более того, банкиры имели возможность давать взаймы в сколько-нибудь крупных масштабах из депонированных в их банках сумм лишь тогда, когда были в состоянии выплатить по своим банкнотам наличные деньги в случае внезапно возросшего спроса вкладчиков. Выпуск банкнот явился той сферой, где возникли и первые банковские проблемы, и именно здесь государства в наиболее сильной степени стремились установить монополию через систему выдачи лицензий.
Прообразом ныне действующей двухуровневой банковской системы стала банковская система Англии, складывавшаяся со второй половины XVII в. Первый уровень банковской системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На втором уровне действуют коммерческие банки различных типов и небанковские кредитно-финансовые инсти
туты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и кредитные союзы и ассоциации и т.п.). Такая система сложилась в результате эволюции банковской системы Англии с конца XVI i в., а с XVIII в. эта модель постепенно распространилась и на другие страны. Из числа развитых стран модель двухуровневой жестко регулируемой банковской системы последними официально приняли США в начале прошлого века.
В XX в. централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, "но и как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития. Целесообразность действующей системы практически не подвергается сомнению. Вера в желательность центральных банков стала всеобщей, обсуждаются и отрабатываются на практике только методы регулирования. В последние два десятилетия XX в. выявилось стремление к усилению контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между центральными банками различных государств.
Однако центральный банк не является результатом естественного развития. Он создается по инициативе правительства, пользуется особыми привилегиями и имеет особые обязательства. Как правило, центральный банк выступает в роли банкира правительства и обычных банков н имеет монопольное или преимущественное право на выпуск бумажных денег. С
этой привилегией связаны другие функции и характеристики центрального банка: в его распоряжении находится основная часть валютных резервов и золотого запаса страны, а его краткосрочные обязательства и банкноты составляют большую часть наличных резервов обычных банков. Через регулирование объема денежной эмиссии и уровня процентных ставок центральный банк контролирует размер денежной массы, банковскую систему страны и общую ситуацию на рынке кредитов.
Центральный банк может вести свое происхождение от частного учреждения, имеющего целью получение прибыли. Другой причиной возникновения центрального банка может являться необходимость оказания помощи в осуществлении финансирования правительственных расходов. Именно эта причина лежит в основе создания Банка Англии, такие же предпосылки появления центрального банка во Франции и в других странах. Банк Англии (Bank of England), учреждение которого в 1694 г. ознаменовало зарождение двухуровневой банковской системы, появился в результате довольно случайного политического события. Для обеспечения своих финансовых нужд король Карл II был вынужден в значитель
ной мере полагаться на кредиты лондонских банкиров. Британский королевский двор, утратив доверие лондонских банкиров из-за отказа Карла
II платить по своим долгам, стремился найти замену источника займов. Впоследствии король Вильям III и его правительство обратились к схеме шотландского финансиста Уильяма Паттерсона, в соответствии с которой был создан институт под названием «Управляющий и КО при Банке Англии» (Governor and Company of the Bank of England).
Учреждение этого института было оформлено в Законе Таннеджа (Tunnage Act), где среди множества других статей было предусмотрено образование Банка «для улучшения сбора средств и передачи казначейству 1 200 ООО фунтов стерлингов». В тот период это событие выглядело абсолютно незначительным.
С первых же лет вновь образованный банк занял исключительное положение по сравнению с другими банками. В 1697 г. правительство разрешило ему увеличить собственный капитал и тем самым расширить выпуск банкнот. Правительство предоставило Банку монопольное право на ведение правительственных расчетов: все платежи правительству должны были производиться через Банк, что привело к существенному росту престижа Банка. Было установлено, что никакой другой банк не мог быть учрежден через принятие Парламентом специального закона. Наконец,
Закон постановлял, что никакие действия Управляющего и КО при Банке Англии не могли служить основанием для использования частной собственности любого из членов корпорации в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Это означало предоставление Банку привилегии ограниченной ответственности. Всем другим банковским учреждениям в подобной привилегии было отказано на протяжении последующих полутора веков.
В XVIII в. связь Банка и правительства все более крепла. Концентрация привилегий в руках Банка обеспечила ему исключительно престижную и влиятельную позицию в финансовом мире. Мелкие частные фирмы испытывали значительные трудности, конкурируя с Банком в тех же сферах бизнеса, и большинство частных банкнот в Лондоне закончили свое существование примерно к 1780 г. Другим следствием такого развития событий стало то, что мелкие банки обратились к практике хранения своих средств в Банке Англии, который уже начал приобретать черты центрального банка.
В первой половине XIX в. через систему законодательных актов, ограничивающих свободное банковское предпринимательство, окончательно сформировалась система централизованного банковского бизнеса с единой резервной системой. Точку в спорах поставил Закон 1844 г., который провозгласил окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии.
Сложившаяся двухуровневая централизованная система характеризовалась следующими чертами
концентрация эмиссионной деятельности в Банке Англии Банкноты Банка Англии признаются законным средством платежа,
законодательное ограничение на создание депозитных банков, на эмиссионную деятельность действующих банков и запрет на банковские слияния,
контроль Банка Англии за деятельностью других банков и совокупным денежным оборотом,
значительное вмешательство государства в сферу банковской деятельности, регламентация проведения банковских операций и их ограничения
Одновременно с формированием банковской системы в Англии происходили аналогичные процессы и в Шотландии. Однако развитие банковской сферы в Шотландии происходило независимо от Англии и несколько иначе Вначале там преобладала практика выдачи банкам разрешительных концессии Основанный группой шотландских торговцев в 1695 г Банк Шотландии {Bank of Scotland) в течение 21 года владел монопольными правами на банковскую деятельность, врученными ему в соответствии с чартером Шотландского Парламента В отличие от Банка Англии Банк Шотландии с самого начала приступил к созданию своих отделении Когда в 1716 г срок действия его монопольных прав подошел к концу, Банк Шотландии пытался ожесточенно сопротивляться перспективе конкуренции, но в 1727 г второй чартер был вручен Королевскому Банку Шотландии {Royal Bank of Scotland). Тем самым в Шотландии была создана конкурентная среда.
Получение чартера означало, что банк получает права ограниченной ответственности Нов Шотландии не существовало никаких ограничений для осуществления банковской деятельности акционерными компаниями, если акционеры были готовы принять на себя неограниченную ответственность за долги банка. Поэтому очень скоро повсеместно стали появляться акционерные банки без чартера. Все остальные банки были учреждены в соответствии с обычными законами. Не существовало никаких ограничений на число партнеров, и после небольшого периода злоупотреблений на начальной стадии развития банковского дела бизнес перешел в руки крупных и финансово сильных акционерных компаний
Шотландской системе были присущи определенные специфические черты, с самого начала отличавшие ее от систем, существовавших в других странах. Она включала острую конкуренцию между банками и строгое соблюдение практики регулярного взаимного погашения банкнот, обмен банкнотами происходил дважды в неделю, и балансы
подбивались тут же Система отделении здесь быта освоена почти с самого начала, и в сравнении с другими странами интенсивность развития депозитного бизнеса и кредитных инструментов оказалась гораздо выше К1826 г в Шотландии действовали 3 чартерных банка (с 24 отде гениями),
22 акционерных банка (с 97 отделениями) и 11 частных банков В это время в Англии только что было принято законодательство, разрешающее создание акционерных банков, и даже Банк Ангчии еще не учредил ни одного отделения К рассматриваемому моменту в истории шотландского банковского бизнеса была лишь одна серьезная неудача- банкротство Эйр Бэнк когда совокупный ущерб, понесенный населением, оценивался в пределах 36 000 фунтов, тогда как в Англии с ее централизованной системой банкротства и прекращения татежеи периодически принимали массовый характер
Существовавшая в Шотландии сеть устойчивых, не знающих вмешательства
законодателей банков с уже высокоразвитой депозитной сферой, ее видимый успех и отсутствие ведущих к запретам злоупотреблений произвели впечатление на англичан, к тому времени ставших свидетелями крушения огромного количества мелких рядовых банков В еще большей степени эта система вдохновляла сторонников свободного банковского бизнеса на континенте Однако в итоге банки Шотландии были вынуждены работать по общим правилам, установленным Британским законодательством.
Банковская система Шотландии представляла собой пример свободной банковской деятельности, основные черты и принципы которой были восприняты банковской системой США и в опредеценной степени сохранялись там вплоть до 30-х гг. XX в.
Особые привилегии и доминирующее положение центрального банка накладывают на него обязательства, которые отодвигают на второй план цель получения прибыли Подтверждением этого сегодня служат Банк Англии и Федеральная резервная система США Предполагается, что в
качестве «кредитора в последней инстанции» центральный банк приходит на помощь обычным банкам, когда те испытывают недостаток в резервных средствах Считается, что, имея возможность не учитывать цель получения прибыли, центральный банк, регулируя параметры кредитно-денежного рынка, такие как процентные ставки, служит общественным целям. Например, до 1914 г. он твердо придерживался политики золотого стандарта, а в настоящее время сдерживает инфляцию и одновременно стимулирует производство и занятость (в той мере, насколько эти цели выполнимы и совместимы).
Свободная банковская деятельность представляет собой систему, при которой банки осуществляют операции и выпускают платежные средства, руководствуясь лишь общим законодательством о компаниях. Банку может не требоваться особое разрешение на начало деятельности, если он сможет показать перспективы прибыльной деятельности, привлечь достаточное количество капитала и завоевать доверие публики. Он имеет такие же права и обязанности, как и любое другое коммерческое предприятие Его платежные средства являются "«безусловным обязательством к погашению» или к обмену на основное (законное) платежное средство
На современном этапе развития рыночной экономики вопрос о структуре банковской системы встал вновь - в теоретических дискуссиях с 1988 г., в работах ряда экономистов (Лоуренса Уайта, Джона Селджина). Однако изменения в системе банковского надзора Великобритании и Японии (1998 г.), Германии (2002 г.), образование зоны евро и Европейского центрального банка, нарастающие с 1980-х гг. процессы глобализации, дерегулирование финансовых рынков свидетельствуют о начинающемся «размывании» традиционной двухуровневой банковской системы.
Более того, задачи управления темпами инфляции, денежным оборотом, обеспечения устойчивости национальной валюты невозможно решить в рамках только банковской сферы и регулирования только банковской деятельности: на финансовых рынках оперирует огромное число различных финансовых компании, фондов, ассоциаций и т.д., занимающихся традиционно банковскими операциями, но находящимися вне сферы контроля центральных банков и ими не регулируемыми. В результате чем выше уровень развития и диверсификации финансовых рынков, тем ниже эффективность действий центрального банка.

Загрузка...
Top