Физиологическое значение эмоций. Физиологические механизмы эмоций

8.1. Определение эмоций

Определение эмоции вызывает определенные трудности, так как почувствовать эмоцию можно только интроспективно. Общепринятого определения нет. Поэтому приводим несколько определений.
Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, которая характеризует переживание человеком действительности, его отношение к окружающему миру и к самому себе, это одна из форм отражения объективной действительности, при которой доминирует активный субъективный характер процесса.
Более конкретным определением является следующее. Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем их удовлетворения. Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Субъективность эмоций проявляется в переживании человеком его отношения к окружающей действительности. По словам П.К.Анохина, эмоциональное состояние характеризуется ярко выраженной субъективной окраской и охватывает все виды ощущений и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущения жизни.

8.2. Классификация эмоций

Различают эмоции:
1) Простые и сложные. Сложные, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей называются чувствами, свойственны только человеку.
2) Низшие (наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека) подразделяющиеся на гомеостатические и инстинктивные, и высшие (связанные с удовлетворением социальных потребностей - интеллектуальных, моральных, эстетических и др.).
3) Стенические (вызывающие активную деятельность) и астенические (снижающие активность).
4) Настроения, страсти, аффекты (по длительности и степени выраженности).
5) Положительные и отрицательные (вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребности).
Основу мотивационной системы человеческого существования составляют 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

8.3. Функциональная организация эмоций

Каждая эмоция включает в себя два различных компонента: эмоциональное переживание (субъективное состояние) и эмоциональное выражение - процесс сомато-вегетативных изменений, именно поэтому их можно изучать объективно. К этим изменениям относятся изменения кожно-гальванической реакции, артериального давления, частоты сердечных сокращений, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ (тета-ритм), мышечного напряжения, секреции слюны, мигания, движения глаз, диаметра зрачка, моторики желудка и кишок, эндокринных функций, тремор мышц и пр. Возможно некоторое разобщение этих компонентов, например, на театральной сцене, когда бурные мимические и вегетативные реакции, свойственные симптомам плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.
У животных об эмоциях судят по внешним проявлениям, которые генетически закреплены у каждого вида и определяются позой, характерным сокращением мышц, состоянием шерсти, положением хвоста, ушей и т.п.

8.4. Биологическое значение эмоций

Биологический смысл эмоционально-выразительных реакций - информационный, он состоит в том, что они служат тонким индикатором состояния организма, и в передаче сигналов различного рода на расстоянии для других особей данного и других видов (феномен эмоционального резонанса). Следовательно, "эмоциональное выражение" закрепилось в процессе эволюции как одна из форм сигнальной деятельности и одновременно - как способ приспособления к изменениям окружающей среды. Двигательные, вегетативные и эндокринные компоненты эмоций служат, с одной стороны, познавательным процессам, а с другой - влияют на сами эмоции по принципу обратной связи.
В настоящее время есть две теории, объясняющие их значение.

8.4.1. Биологическая теория П.К.Анохина

По биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствующей ситуации. Если параметры достигнутого результата действия соответствуют свойствам акцептора результатов действия, возникает положительная эмоция, если нет - отрицательная.

8.4.2. Потребностно-информационная теория П.В.Симонова

Потребностно-информационная теория П.В.Симонова рассматривает эмоцию как отражение мозгом качества и величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Существует определенный оптимум мотивации , порожденной потребностью, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. То есть эмоциональная реакция возникает лишь тогда, когда мотивация становится достаточно сильной. Однако, если мотивация слишком сильна, адаптационный характер эмоционального поведения полностью утрачивается, развивается лишь эмоциональная реакция.
Кроме этого, для возникновения эмоций важны новизна, необычность и внезапность ситуации. Если человек не подготовлен ко встрече с данными условиями, он не находит возможности для удовлетворения имеющихся потребностей, развивается эмоция. Чем ограниченнее у него система приобретенного опыта по удовлетворению потребностей в данной ситуации (особенно в детстве), тем больше эмоций он испытывает.
Информационная природа эмоции выражена П.В.Симоновым в следующей форме:

Э = - П (Н-С),

где Э - эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например, частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, уровень адреналина в организме и т.д.);
П - жизненно важная потребность организма, направленная на выживание индивида и продолжение рода, у человека - определяемая еще и социальными мотивами;
Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; С - информация, существующая о возможности удовлетворения потребности.
Отрицательная эмоция возникает, когда Н > С, и напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.
Далее Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле:

СН = Ц (ИнВнЭн - ИсВсЭс),

где СН - состояние эмоционального напряжения;
Ц - цель;
ИнВнЭн - необходимые информация, время, энергия;
ИсВсЭс - существующие у организма информация, время, энергия.
Первая стадия напряжения (СН I) - характеризуется положительным эмоциональным состоянием, обостренным вниманием, мобилизацией активности, повышением работоспособности. При этом повышаются функциональные возможности организма.
Вторая стадия напряжения (СН II) - характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, - это стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости и гнева.
Третья стадия напряжения (СН III) - астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.
Четвертая стадия напряжения (СН IV) - стадия невроза. Ослабление деятельности систем положительного подкрепления или усиление деятельности отрицательного подкрепления приводит к гипотимии - депрессивному состоянию с проявлением тревоги, страха, апатии, нарушением работы внутренних органов.
Гипертимии - повышенное настроение.
В основе нарушений эмоциональной сферы - генетические факторы и отклонения в балансе нейромедиаторов - моноаминергических систем организма.

8.5. Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.
1. Отражательно-оценочная функция , так как эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен­ного индивидуального опыта.
2. Регуляторные функции . К ним относится целый комплекс: 1) переключающая функция, 2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.
Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.
Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.
Подкрепляющая функция - частная разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и затруднении (при отрицательных) в образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций организма в процессе поведенческого акта. Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в процессе естественного отбора с целью обеспечить лучшим образом напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

8.6. Происхождение эмоций

8.6.1. Периферическая теория

По одной из первых теорий эмоции (в конце XIX века), "периферической теории" Джеймса-Ланге, эмоции возникают как отражение, осознание изменений в работе внутренних органов, особенно кровообращения, и мышц (человек печален потому, что он плачет, испытывает ярость или страх потому, что бьет другого или дрожит).

8.6.2. Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную теорию происхождения эмоций. При перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.
Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими.
Установлена связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при раздражении ядер миндалины у человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса наблюдаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции среднего отдела - реакции гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей у человека ведет к эмоциональной тупости или растормаживанию низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с целенаправленной деятельностью, социальными отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям.
Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат. Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует тот факт, что при опухолях и воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших их участков может привести к улучшению состояния больных или излечению больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и т.д. (удаляют переднюю часть поясной извилины, пояс, свод, пути от лобных долей коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).
Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения эмоций. Однако необходимо указать, что в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную сферу . Например, нарушение кровообращения миокарда при спазме коронарных сосудов часто сопровождается страхом смерти.

8.6.3. Понятие об эмоциогенных зонах мозга

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные электроды различные отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной структуре - в области медиального пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

8.6.4. Роль моноаминергических систем мозга

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная отдельными группами в продолговатом мозгу и мосту, особенно в голубом пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу - латеральная область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга в составе медиального пучка переднего мозга.
Оказалось, что участки самораздражения мозга практически полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального пучка переднего мозга или химическое разрушение катехоламинергических нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния психотропных средств на больных психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности их лечебное действие опосредуется снижением метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных рецепторов, а в случае депрессий различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

8.7. Эмоциональный стресс и его значение в развитии соматических заболеваний и неврозов

Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Эмоциональный стресс имеет приспособительное значение - мобилизации защитных сил, направленных на преодоление конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы.Происходят также глубокие изменения баланса нейромедиаторов и нейропептидов.
У человека эмоциональный стресс чаще всего развивается в результате социальных конфликтов, что можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические изменения в отношениях между ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и определяется генотипом. Устойчивые к стрессу (линии Вистар) на раздражение отрицательных эмоциогенных зон отвечают прессорно-депрессорными реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными реакциями.
Оказалось, что эмоциональный стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо­генной природы: истерии, навязчивых состояний и неврастении. Их возникновение и форма неврозов определяются взаимодействием психотравмирующих ситуаций и исходными характеристиками личности.
И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают в зависимости от силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Эти параметры затем легли в основу классификации ВНД Павлова. Легче всего неврозы возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.
Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их функциональный характер, связаны с реактивными и дегенеративными изменениями в структурах головного мозга эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса катехоламинов и ацетилхолина в крови, расстройствами эмоциональной памяти. В частности, в основе алкоголизма и наркомании и других фобий лежит утрата эмоциональной памяти.
Устойчивость к эмоциональному стрессу определяется как генотипом, так и фенотипом. Так, повышение неустойчивости к невротизирующим стимулам происходит при раннем изолировании ребенка (как и детенышей животных) от матери или других особей в его окружении. Чем больше ребенок получает телесной ласки, непосредственного контакта со взрослыми (объятия, содержание его на руках, нередко и сон с родителями), тем более оптимально развивается его мотивационно-эмоциональная сфера с момента рождения и тем выше резистентность к эмоциональному стрессу впоследствии.

Чувство и эмоции постоянно присутствуют в жизни человека. С одной стороны, они мешают познавательной деятельности и взаимоотношениям с людьми; с другой стороны, представить себе жизнь без них невозможно. Эмоции в ходе эволюции возникли раньше чувств. Эмоции присущи человеку и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей.

Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом в ходе формирования общественных отношений и характерны только для человека. Чувства - это сложившиеся отношения человека к определенным объектам и жизненным ситуациям. Они длительны и устойчивы, совершенствуются и развиваются. Чувства вызывают разные эмоции, например радость при успехе и огорчение при неудаче.

Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям и обществу, например любовь, доброжелательность, патриотизм, честь, долг. Безнравственные чувства - жадность, эгоизм, жестокость, надменность, себялюбие.

Интеллектуальные чувства выражают отношение к процессу познания, например интерес, любопытство, радость открытия.

Эстетические чувства выражают отношение к реальным объектам и событиям жизни через искусство (живопись, архитектуру, скульптуру, музыку), например эстетическое наслаждение, восторг.

Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Эмоции не возникают сами по себе, источником эмоций является объективная действительность в ее соответствии с потребностями личности. Классификация эмоций представлена на рис. 13.7.

Большое разнообразие отрицательных эмоций дает возможность более успешно адаптироваться к неблагоприятным факторам, о характере которых очень успешно и тонко сообщают данные эмоции.

Рис. 13.7.

Согласно информационной теории П.В.Симонова эмоция есть функция потребности и информации обо всех средствах, необходимых для ее удовлетворения:

где Э - эмоция;/ - функция потребности; П - потребность; И н - информация, необходимая для удовлетворения потребности; И с - информация, имеющаяся в данный момент.

Положительные эмоции возникают, если возрастает вероятность достижения цели в результате поступления новой информации (И с > И н). Отрицательные эмоции возникают при снижении вероятности достижения цели (И н > И с). Дефицит информации обычно порождает отрицательные эмоции страха, испуга. Отрицательные эмоции вызывают истощение организма (астенические эмоции ), тогда как положительные эмоции стимулируют адаптивные возможности, повышают тонус (стенические эмоции). В определенной степени это связано с тем, что в последнем случае в организме выделяются эн- дорфины, оказывающие анальгезирующее (обезболивающее) действие.

По теории функциональных систем П.К.Анохина эмоции возникают в результате несоответствия полученного результата планируемому в акцепторе результата действия. Если полезный приспособительный результат превышает планируемый, то возникают положительные эмоции; если результат деятельности меньше, чем планировалось, то возникают отрицательные эмоции, стимулирующие новую деятельность. При соответствии полезного результата акцептору возникает состояние эмоционального комфорта (равновесия).

Формы переживания эмоций :

  • настроение - общее эмоциональное состояние, которое в течение длительного времени сохраняется у человека. Настроение может быть веселым и печальным, бодрым и вялым, возбужденным и депрессивным. Настроение, как правило, не замечают, оно зависит от удовлетворения и неудовлетворения жизнью, работой, семьей, состоянием здоровья;
  • страсть - устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Например, страсть к компьютерным и азартным играм, хоккею;
  • аффект (эмоциональная буря) - кратковременная бурно протекающая эмоциональная реакция, которая носит характер эмоционального взрыва;
  • стресс - состояние перенапряжения при больших физических и умственных перегрузках.

Функции эмоций :

  • оценочная - обобщенная оценка событий; их полезности или вредности. Она более очевидна для таких эмоций, как стыд, ненависть, гнев;
  • побуждающая - запускает поведение для удовлетворения доминирующей потребности и мотивации. Побуждающая сила эмоций связана с тем, что они представляют мотивы в сознании, т.е. делают мотивы осознанными;
  • подкрепляющая - влияние эмоций на образование и угасание условных рефлексов, обучение и формирование памяти. Возникновение положительной эмоции при обучении или выработке условного рефлекса служит «наградой», поощряющей дальнейшую деятельность. Появление отрицательной эмоции ведет к прекращению деятельности, избеганию этого состояния в результате соответствующего поведения;
  • компенсаторная - мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребностей;
  • переключающая - изменяет направленность поведения. Она особенно ярко проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой формируется доминирующая мотивация;
  • коммуникативная - обеспечивает выражение и восприятие неречевых форм коммуникации: мимики, жеста, походки, интонации, позы (язык человеческих чувств). До 90% эмоционального межличностного общения при устной речи происходит на невербальном уровне.

Структуры головного мозга, ответственные за возникновение эмоций:

  • гипоталамус (критическая структура для возникновения эмоций: перерезка ствола ниже него выключает эмоции); является главной структурой, формирующей витальные (биологические) потребности и эмоции. Стимуляция латерального гипоталамуса формирует положительные эмоции, медиального - отрицательные;
  • миндалевидное тело височной доли - обеспечивает выделение доминирующей мотивации и играет решающую роль в реализации переключающей функции эмоций, т.е. выборе поведения, соответствующего не только той или иной мотивации, но и условиям ее удовлетворения (влияние осуществляется через хвостатое ядро). При электрической стимуляции возникают эмоции страха, гнева, ярости. Удаление подавляет агрессивность и связанные с ней эмоции, приводит к нарушению однократного обучения, требующего участия сильной отрицательной эмоции, нарушает половое и пищевое поведение;
  • гиппокамп - реагирует на сигналы с низкой вероятностью подкрепления, расширяет круг извлекаемых энграмм (следов) памяти, компенсирует недостаток информации в ситуации неопределенности. В гиппокампе формируется память о пережитых эмоциях;
  • лобная кора - имеет важное значение для формирования высших эмоций, связанных с социальными отношениями и творчеством, а также обеспечивает социализацию биологических эмоций;
  • височная кора - участвует в распознавании эмоциональных реакций других людей, а также участвует в выражении эмоций;
  • поясная извилина - имеет наиболее обширные связи с другими отделами мозга. Предположительно, она выполняет функцию высшего координатора систем мозга, участвующих в формировании эмоций;
  • лимбическая система головного мозга - принимает участие в формировании эмоций, обучении и памяти, имеет большое значение в формировании эмоций, сопровождающих агрессивнооборонительные, пищевые и сексуальные реакции. Функциональная асимметрия полушарий и организация эмоций :
  • левое полушарие контролирует преимущественно положительные эмоции, быстрее реагирует на слайды с выражением радости, уменьшает степень тревожности;
  • правое полушарие вызывает сдвиг в эмоциональной сфере в сторону отрицательных эмоций, быстрее реагирует на слайды с выражением печали, распознает эмоциональную интонацию речи и окраску голоса.

Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют роль мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция - состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.

Организм человека - сложнейшая система связей и реакций. Все работает по определенным схемам, которые поражают своей методичностью и многосоставностью. В такие моменты начинаешь гордиться тем, какая сложная цепь взаимодействий приводит к чувству радости или горя. Больше не хочется отрицать какие бы то ни было эмоции, ведь все они приходят не просто так, у всего есть свои причины. Рассмотрим поближе физиологические основы чувств и эмоций и начнем лучше понимать процесс собственного существования.

Понятия чувств и эмоций

Эмоции охватывают человека под воздействием ситуации или каких-либо внешних раздражителей. Они быстро приходят и так же быстро уходят. Они отражают наше субъективное оценочное мышление по отношению к ситуации. К тому же эмоции не всегда осознаются; человек испытывает от них эффект, но не всегда понимает их эффект и характер.

Например, кто-то наговорил вам кучу гадостей. Ваша логичная реакция на это - гнев. О том, как он воспринимается и чем обусловлен, мы узнаем чуть позже. Сейчас сосредоточимся непосредственно на эмоции. Вы испытываете гнев, вам хочется как-то ответить, чем-то защититься - это Как только раздражитель исчезнет - гнев скоротечно закончится.

Другое дело - чувства. Они порождаются, как правило, комплексом эмоций. Развиваются постепенно, расширяя свое влияние. Чувства при этом, в отличие от эмоций, хорошо осознаются и воспринимаются. Они не являются порождением ситуации, а демонстрируют отношение к объекту или явлению в целом. Во внешний мир они выражаются непосредственно через эмоции.

К примеру, любовь - это чувство. Оно выражается через эмоции, такие как радость, эмоциональное притяжение и т. п. Или, например, чувство враждебности характеризуется ненавистью, брезгливостью и гневом. Все эти эмоции, являясь выражениями чувств, обращены во внешний мир, на объект чувств.

Важный момент! Если у человека присутствует то или иное чувство, то это совсем не значит, что объект этого чувства не будет подвергаться сторонним эмоциям. Можно, например, испытывать раздражение или гнев по отношению к любимому человеку. Это совсем не значит, что чувство любви сменилось враждебностью. Это просто реакция на какие-либо внешние раздражители, которые совершенно не обязательно исходят от объекта, к которому направлена любовь.

Виды чувств и эмоций

Первоначально чувства и эмоции делятся на положительные и отрицательные. Это их качество определяется субъективной оценкой человека.

Далее по своей сущности и принципу воздействия они разделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают человека к активным действиям, усиливают практическую мобилизацию. Это, например, разного рода мотивации, вдохновение и радость. Астенические, наоборот, "парализуют" человека, ослабляют работу нервной системы и расслабляют организм. Это, к примеру, паника или фрустрация.

К слову, некоторые чувства, такие как, например, страх, могут быть как стеническими, так и астеническими. То есть страх может как заставить человека мобилизоваться, действовать, так и парализовать и демобилизовать.

Понятие основ эмоций с точки зрения физиологии

Если кратко: физиологические основы эмоций полностью обуславливают процесс чувственного восприятия. Если подробнее, рассмотрим каждый аспект в отдельности и составим целостную картину.

Эмоции обладают рефлекторной сущностью, то есть всегда предполагают наличие раздражителя. Целый механизм сопровождает эмоцию от восприятия до проявления. Эти механизмы называются в психологии физиологическими основами эмоций и чувств. В них задействованы различные системы организма, каждая из которых отвечает за конкретный результат. Фактически все это образует целую отлаженную систему приема и обработки информации. Все почти как в компьютерах.

Подкорковые механизмы

Самым низшим уровнем физиологических основ эмоций и чувств являются подкорковые механизмы. Они отвечают за сами физиологические процессы и инстинкты. Как только в подкорку поступает некий возбудить, тут же начинается соответствующая реакция. Если конкретно: провоцируются различного рода рефлексы, сокращения мышц, определенное эмоциональные состояние.

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система на основе тех или иных эмоций посылает сигналы-возбудители к органам внутренней секреции. Например, надпочечные железы выделяют адреналин в стрессовых и опасных ситуациях. Выделение адреналина всегда сопровождается такими явлениями, как приток крови к легким, сердцу и конечностям, ускорение свертывания крови, изменение сердечной деятельности, увеличивается выделение сахара в кровь.

Первая и вторая сигнальные системы

Для того чтобы перейти к корковым механизмам, необходимо приблизительное понимание первой и второй сигнальных систем и динамического стереотипа. Начнем с систем.

Первая сигнальная система характеризуется восприятиями и ощущениями. Она развита не только у человека, но и у всех животных. Это, например, визуальные образы, вкусовые напоминания и тактильные ощущения. К примеру, внешность друга, вкус апельсина и прикосновение к горячим углям. Все это воспринимается через первую сигнальную систему.

Вторая сигнальная система - это речь. Она есть только у человека и потому только человеком и воспринимается. По сути, это любая реакция на сказанные слова. Она при этом неразрывно связана с первой сигнальной системой и сама по себе не функционирует.

Пример, мы слышим слово "перец". Само по себе оно ничего не несет, но в соединении со второй сигнальной системой образуется смысл. Мы представляем себе вкус, особенности и внешний вид перца. Вся эта информация, как уже было сказано, воспринимается через первую сигнальную систему и запоминается.

Или еще пример: мы слышим о друге. Воспринимаем речь и перед глазами у нас появляется его внешность, мы помним его голос, походку и т. д. Это взаимодействие двух сигнальных систем. Уже после, на основе этой информации, мы будем испытывать те или иные чувства или эмоции.

Динамический стереотип

Динамические стереотипы - это некие поведенческие наборы. Условные и безусловные рефлексы формируют определенный комплекс. Они образуются при постоянном повторении каких-либо действий. Такие стереотипы достаточно устойчивы и определяют поведение индивида в той или иной ситуации. Иными словами, это что-то вроде привычки.

Если человек в одно и то же время на протяжении длительного периода совершает некие действия, например занимается гимнастикой по утрам на протяжении двух лет, то у него формируется стереотип. Нервная система облегчает работу мозга, запоминая эти действия. Таким образом, происходит меньшая затрата ресурсов мозга, и он освобождается для иной деятельности.

Корковые механизмы

Корковые механизмы контролируют вегетативную нервную систему и подкорковые механизмы. Они являются определяющими в понятии эмоций и их физиологической основы. Эти механизмы считаются главными по отношению к двум последним. Они формируют понятие физиологических основ эмоций и чувств. Именно через кору больших полушарий головного мозга проходит основа высшей нервной деятельности человека.

Корковые механизмы воспринимают информацию от сигнальных систем, преобразуя их в Эмоции, в контексте корковых механизмов, являются результатом перехода и функционирования динамических стереотипов. Поэтому именно в принципе работы динамических стереотипов и заключается основа различных эмоциональных переживаний.

Общие закономерности и принцип работы

Описанная выше система функционирует по особым закономерностям и обладает собственным принципом работы. Рассмотрим более детально.

Сначала внешние или внутренние раздражители воспринимаются первой и второй сигнальными системами. То есть воспринимается какая-либо речь или ощущение. Эта информация передается в кору больших полушарий головного мозга. Ведь мы помним, что именно корковая часть соединяется с сигнальными системами, воспринимая от них возбудители.

Далее сигнал из корковых механизмов передается в подкорку и вегетативную нервную систему. Подкорковые механизмы формируют инстинктивное поведение на раздражитель. То есть начинают работать усложненные безусловные рефлексы. Например, хочется убежать, когда страшно.

Вегетативная же система вызывает соответствующие изменения процессов в организме. Например, отток крови от внутренних органов, выброс адреналина в кровь и т. д. В итоге появляются изменения в физиологии организма, приводя к различным реакциям: напряжение мышц, обостренное восприятие и т. п. Все это служит для помощи инстинктивному поведению. В случае страха, например, мобилизует организм для марш-броска.

Эти изменения после опять передаются в кору головного мозга. Там они контактируют с имеющимися реакциями и выступают основой в проявлении того или иного эмоционального состояния.

Закономерности чувств и эмоций

Для чувств и эмоций существуют некоторые закономерности, которые определяют пути функционирования. Рассмотрим несколько из них.

Всем нам известно, если что-то делать постоянно - это быстро надоедает. Это и есть одна из основных Когда раздражитель постоянно и длительно воздействует на человека, чувство притупляется. Например, после трудовой недели человек испытывает блаженное чувство от отдыха, все ему нравится, и он счастлив. Но если такой отдых продолжается уже вторую неделю, то чувства начинают притупляться. И чем длительнее раздражитель продолжает свое воздействие, тем менее ярко ощущается чувство.

Чувства, вызванные одним раздражителем, автоматически переносятся на весь класс подобных объектов. Теперь всем однородным с вызвавшим эмоцию раздражителем вещам приписывается испытанное чувство. Например, мужчина оказался жестоко обманут одной непорядочной женщиной и теперь испытывает к ней враждебные чувства. А тут бац! Теперь для него все женщины непорядочные, и ко всем он чувствует враждебное отношение. То есть чувство перенеслось на все однородные с раздражителем объекты.

Одна из самых известных закономерностей - чувственный контраст. Все знают, что самый приятный отдых - после тяжелой работы. В этом, собственно, и весь принцип. Противоположные чувства, которые поочередно возникают под воздействием разных раздражителей, ощущаются намного острее.

Физиологические основы памяти

Физиологическая основа памяти - нервные процессы, которые оставили следы реакции в коре головного мозга. Это в первую очередь означает, что любые процессы, вызванные внешними или внутренними раздражителями, не проходят бесследно. Они оставляют свой отпечаток, формируя заготовку для будущих реакций.

Физиологические основы и психологические теории эмоций дают понять, что процессы в коре головного мозга при воспоминании идентичны процессам при восприятии. То есть мозг не видит разницы между непосредственным действием и воспоминанием или представлением о нем. Когда мы вспоминаем выученное уравнение, мозг воспринимает это как еще одно заучивание. Именно поэтому и говорят: "Повторение - мать учения".

Такая штука, разумеется, не сработает с физическими упражнениям. Например, если каждый день представлять, как ты поднимаешь штангу, мышечная масса не будет нарастать. Ведь идентичность между восприятием и воспоминанием происходит именно в коре головного мозга, а не в мышечных тканях. Так что эта физиологическая основа памяти работает только для содержимого черепной коробки.

А теперь о том, как же все-таки реакции нервной системы воздействуют на память. Как уже было сказано, все реакции на раздражители запоминаются. Это приводит к тому, что при столкновении с тем же раздражителем будет задействован соответствующий динамический стереотип. Если один раз прикоснуться к горячему чайнику, мозг это запомнит и не захочет делать этого второй раз.

Физиологические основы внимания

Нервные центры коры головного мозга всегда функционируют с разной интенсивностью. Наблюдения показывают, что всегда выбирается наиболее оптимальный способ для конкретной деятельности. Складывается он, конечно, из опыта, памяти и стереотипов.

Физиология понимает под вниманием высокую интенсивность работы того или иного участка коры головного мозга. Таким образом, раз на основе опыта подбирается оптимальный уровень функционирования определенного нервного центра, то и внимание, как интенсивность участка коры, повышается. Таким образом для человека создаются максимально оптимальные, с точки зрения субъективного восприятия, условия.

Физиологические основы мотивации

Ранее мы уже упоминали о стенических и Мотивация как раз и представляет собой стеническое чувство. Оно побуждает к действиям, мобилизует организм.

С научной точки зрения, физиологические основы мотивации и эмоций образуются из потребностей. Такое желание обрабатывается подкорковыми механизмами, ставится наравне с усложненными инстинктами и поступает в кору больших полушарий головного мозга. Там оно обрабатывается как инстинктивное желание, и мозг, используя влияние вегетативной системы, начинает искать пути к удовлетворению потребности. Именно за счет такого функционирования организма происходит мобилизация ресурсов, и дела даются намного легче.

Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции- своеобразная "награда" организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции- сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций (П.В.Симонов). Следовательно, положительные эмоции- сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.

Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.

Эмоциональные состояния.

Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Повышение у достаточно большой категории людей уровня общей тревожности, который стимулируется локальными войнами, увеличением числа катастроф, техногенных и естественных, в которых масса людей получают физические и психические травмы или просто погибают. Никто не застрахован от попадания в такие ситуации. Для человека естественен страх смерти, физических и психических увечий. Но в обычных условиях этот страх находится в подавленном состоянии и не осознается. Когда человек попадает в опасную ситуацию или становится её очевидцем (пусть даже косвенно, смотря телевизор или, читая газету), то подавленное чувство страха выходит на сознательный уровень, значительно повышая уровень общей тревожности.

В зависимости от силы, длительности и устойчивости эмоции различают на отдельные виды в частности стрессы, аффект, настроение.

Стресс.

Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса. Стресс- состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на нашем пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают в нас эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.

Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее популярной является теория стресса, предложенная Г.Селье. В рамках этой теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом.

Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный механизм поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифичное для организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель не исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд особых изменений - организм пытается защититься от стресса, предупредить его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к заболеванию и даже смерти человека.

Эмоции - это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям . Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А.Н. Леонтьев): 1. Аффекты - сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию, например страх, ужас при непосредственной угрозе жизни. 2. Собственно эмоции - длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации (печаль, тревога, радость). 3. Предметные чувства - постоянные эмоции, связанные с каким - либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.). Функции эмоций: 1. Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность еѐ удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода, т.е. интенсивностью соответствующей эмоции. 2. Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение. 3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения. 4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. С помощью мимики передаются эмоции, а не мысли.

Эмоции выражаются определѐнными двигательными и вегетативными реакциями. Например, при определѐнных эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция. Возрастает тонус скелетных мышц, изменяется голос, учащается сердцебиение, повышается АД. Это объясняется возбуждением двигательных центров, центров симпатической нервной системы и выбросом адреналина из надпочечников (полиграфия). Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбической системе, особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоций нарушаются. При раздражении миндалевидного ядра у человека возникают страх, ярость, гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височной областям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональная тупость. Неодинаково и значение полушарий. При временном выключении левого полушария возникают отрицательные эмоции - настроение становится пессимистичным. При выключении правого возникает противоположное настроение. Установлено, что первоначальное чувство благодушия, беспечности, лѐгкости при употреблении алкоголя объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения, агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие. Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразу вызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правого полушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантности левого этих явлений нет (тест эмоциональной асимметрии мозга - юмор). Важное значение в возникновении эмоций принадлежит балансу нейромедиаторов. Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается; при его недостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке или избытке норадреналина. Обнаружено, что у самоубийц значительно снижено содержание этих нейромедиаторов в мозге.

С физиологической точки зрения эмоция - активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями) .

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множествофизиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление,пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.

Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным - приматам, собакам и другим

9. Теории эмоций (Джеймса-Ланге, Фрейда, Кэннона-Барда, Папейза)

Теория эмоций Джеймса–Ланге Теория, согласно которой возникновение эмоций обусловлено состоянием внутренних органов и поведенческими реакциями. По мнению Джеймса, «мы печальны потому, что плачем, боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся». При этом Ланге особое значение придавал состоянию иннервации сосудов. Теория предложена независимо друг от друга в 80-х гг. XIX в. американским психологом W. James (1842–1910) и датским психологом C. Lange (1834–1900).

философско-психологическая теория, рассматривающая возникновение эмоциональных состояний как следствие определенных движений, жестов, физиологичческих изменений, а не наоборот. По У. Джеймсу, мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Периферические органические изменения, которые обычно рассматриваются как следствие эмоций, обьявлены их причинами. Согласно этой теории, чтобы достичь положительных эмоций, надо сперва искусственно заставить себя улыбаться – и тогда постепенно появятся положительные эмоции.

Психоаналитическая концепция эмоций Фрейда.

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими

ПЕЙПЕЗА, ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ Одна из первых теоретических попыток определить конкретные кортикальные механизмы, лежащие в основе эмоций. Эта теория была разработана Дж. В. Пейпезом в 1930-х гг., и в ней предлагалось три взаимосвязанных системы (сенсорная, гипоталамическая и таламическая), которые, как предполагалось, объединялись в коре, где возникал "психологический продукт" эмоций. Эта теория не подвергалась тщательному анатомическому исследованию, но она оказалась влиятельной в плане признания участия гипоталамуса и привлечения внимания к интегративной роли коры..

10. Посттравматические стрессовые реакции, первичные и вторичные симптомы.

11. Посттравматические стрессовые реакции, фазы развития, типы психической дизадаптации.(+см 7, 10)

12. Психо-эмоциональный стресс (ПЭС). Классификация. Синдромы. Признаки ПЭС.

Синдромы:

Инернтность, нервно-псих расстройства, БА, ИБС, Сах. диабет.

Генез неясен. Возможно на нервной почве.

13. Стресс жизни, профессиональный стресс

14-16. Коррекция функциональных состояний. Обоснование. Схемы и показания к применению.

15. Средства и способы коррекции (физиологические, витаминотерапия, фармакологические). (см14)

16. Средства и способы коррекции (психологические, психофизиологические) (см 14).

17-20. Методы оценки функционального состояния. Параметры сенсорной деятельности.

18. Методы оценки функционального состояния. Параметры деятельности физиологических систем.

19. Психологические методы оценки функционального состояния и работоспособности.

20. Математические методы оценки физической и умственной работы.

21. Специфические функциональные состояния. Монотония, утомление, механизмы, диагностика.

22. Специфические функциональные состояния. Гипокинезия. Нервно-эмоциональное напряжение, механизмы, диагностика.(см 21)

23. Характеристика дыхательной системы человека с позиций ее участия в стрессовых реакциях.

Ауторегуляция дыхания .

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

24. Значение энерготрат в экстремальных условиях. Основные понятия. (а вот хз, надеюсь, что не попадется на экз)

25. Тепловые поражения организма и их профилактика. Индекс теплового стресса.

26. Адаптивные реакции мигрантов в высоких широтах.

27. Социально-психологическая адаптация и работоспособность в условиях крайнего севера.

28. Адаптивные реакции мигрантов в низких широтах.

29. Биологическое значение боли. Классификация. Методы оценки.

30. Химическая теория боли. Воротная система боли.

31. Болевая система боли. Подходы к обезболиванию.

4. Функциональные системы (акад. П.К.Анохин), схема, классификация.

Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий: -> афферентный синтез, -> принятие решения, -> акцептор результатов действия, -> эфферентный синтез, -> формирование действия, и, наконец, -> оценка достигнутого результата

1. АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens - приносящий), несущий к органу или в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна). ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна. АКЦЕПТОР (от лат. acceptor - принимающий).

Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза . Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного.

2 Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения , которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта –формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей .

Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение , попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.

До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.

3. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией . Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.
Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности.

Классификация эмоциональных явлений.

1. Первая группа – это ведущие эмоции . Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности, прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно увязаны с типом и особенностями породившей его потребности.

Вторая группа эмоциональных переживаний – ситуативные эмоции . Они возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результатов действия с ожидаемыми эмоциональные переживания носят положительный характер.

Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище.

Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.

Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности . Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения .

Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1168 | Нарушение авторского права страницы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) ...
Загрузка...
Top