Фаянсовая посуда. Чем фарфор отличается от фаянса? Чем отличается фарфоровая посуда от фаянсовой

Фаянс I Фа́янс (Fajans)

Казимир (27.5.1887, Варшава, – 18.5.1975, Анн-Арбор, штат Мичиган), американский физико-химик. Поляк по происхождению. Окончил (1907) Лейпцигский университет, совершенствовался в университетах в Гейдельберге и Манчестере. В 1911–17 преподавал в Высшей технической школе в Карлсруэ; профессор Мюнхенского (1917–35), Мичиганского (1936–57) университетов. Ф. одновременно с Ф. Содди установил (1913) правило смещения при распаде радиоактивных элементов (см. Радиоактивность), открыл радиоактивные изотопы 243m Pa (UX 2) и 215 Po (AcA), двойной распад 214 Bi (RaC); совместно с Ф. Панет ом сформулировал (1913) правило соосаждения радиоактивных элементов (Фаянса - Панета правило). Основные труды Ф. в области физической химии посвящены рефрактометрическим исследованиям, изучению связи деформации электронных оболочек с химическими и оптическими свойствами неорганических соединений, изучению недиссоциированных молекул и комплексных ионов в растворах сильных электролитов, адсорбции ионов и красящих веществ на солеобразных соединениях. Иностранный член-корреспондент АН СССР (с 1924).

Соч. в рус. пер.: Радиоактивность и новейшее развитие учения о химических элементах, 2 изд., [Од.], 1923; Физико-химический практикум, Л., 1931 (совместно с И. Бюстом); Воспоминания, связанные с историей науки о радиоактивности, «Природа», 1973, № 10, с. 74–82.

II Фая́нс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)

плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.

Производство фаянса. Для изготовления Ф. применяется то же сырьё, что и для производства Фарфор а, меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Ф. отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9–12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури (См. Глазурь). По составу и свойствам различают Ф. глинозёмный, известковый, шамотный и полевошпатовый. Наибольшее распространение в технике и в быту получил полевошпатовый Ф., который приготовляется из однородной смеси: 60–65% пластичных материалов (каолина и глины), 30–36% кварца, 3–5% полевого шпата. Предварительный (бисквитный) обжиг (при 1250–1280 °С) проводится для получения прочного Ф., а последующий (т. н. глазурный) – для расплавления глазури, нанесённой на поверхность изделия после первого обжига (1050–1150 °С). Обжиг ведётся в туннельных печах с непосредственным обогревом. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из Ф. обычно применяется однократный обжиг, при котором одновременно протекают процессы спекания составных частей фаянсовой массы, плавления глазури и образования промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью. Хозяйственный Ф. (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига подвергается раскраске разными методами с закреплением рисунка, выполненного надглазурными красками, в 3-м обжиге при 700–900 °С.

Ф. получил наибольшее применение в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плитоколо В производстве санитарно-технических изделий Ф. вытесняется фарфором или полуфарфором. О производстве Ф. см. также в ст. Керамика .

И. А. Булавин.

Художественный фаянс . Близкие к Ф. изделия были известны уже в Древнем Египте. Разнообразные виды Ф. производили с 4–5 вв. в Китае (в 7–13 вв. – с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее – в Корее (11–13 вв.), Японии (с 16 в. славился Ф. завода Сацума). В странах ислама с 12 в. получила распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса (кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10–11 или 11–12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравиров. и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе (См. Ниса), Мешеди-Мисриан е, Древнем Ургенч е, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили Иран. изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12–13 вв.) или Люстр ом (конец 11 – начало 14 вв.) по опаковой кремовой глазури (центры – Рей, Кашан, Горган и др.), а также сефевидские (16–17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан , Керман и др.). В Европе собственно Ф. начали выделывать около 1525–65 в Сен-Поршере во Франции. Близки Ф. были произведения Б. Палисси (16 в.) и мастерских Делфт а (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680–1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг., Дж. Уэджвуд, конец 18 в.) усовершенствовали Ф., прочно ввели его в практику. В 18–20 вв. высокого качества Ф. производили в Англии, Франции, Германии, России. Определились характерные для Ф. черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщенность форм, разнообразие способов декорации, цветовой палитры, видов глазурей. Рус. заводы (в Межигорье под Киевом, 1799; А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино, 1809, с 1839 в с. Кузнецове Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод им. М. И. Калинина и др.) производили разнообразный Ф.: белый, опак («непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др.; полуфаянс выпускали в Гжели (см. Гжельская керамика). Основной центр производства сов. художественного Ф. – завод им. М. И. Калинина (посуда, мелкая пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хар а, Е. М. Гуревич и др.). См. также ст. Керамика .

Лит.: Кубе А. Н., История фаянса, Берлин – П. – М., 1923; Салтыков А. Б., Русская керамика, М., 1952; Бубнова Е., Старый русский фаянс, М., 1973; Химическая технология керамики и огнеупоров, М., 1972; Августиник А. И., Керамика, 2 изд., Л., 1975; Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975; Lane А., Later islamic pottery, L., ; его же, Early islamic pottery, L., ; Cox W. E., The book of pottery and porcelain, v. 1–2, N. Y., 1966.

(По материалам статьи А. Б. Салтыкова из 2-го издания БСЭ; часть статьи о восточном фаянсе – Т. Х. Стародуб.)


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фаянс" в других словарях:

    De Lunéville Фаянс (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнц … Википедия

    - (франц. faпence, от названия итальянского города Faenza Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные… … Художественная энциклопедия

    - (фр. faience по имени итальянского города Фаенцы, в котором первоначально возникло фаянсовое производство) хорошиё сорт глины, из которой делается посуда, покрываемая потом непрозрачною глазурью, также самая посуда из этой глины. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Фаянс - (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    фаянс - а, м. faïence f. <ит. города Фаэнца. 1. Минеральная масса, изготовляемая из особых сортов глины с добавлением гипса и других веществ, идущая на изготовление керамических изделий. БАС 1. В других местах встречались вместе золото и драгоценные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (франц. faience от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые… … Большой Энциклопедический словарь

    Керамика Словарь русских синонимов. фаянс сущ., кол во синонимов: 7 авата яки (1) керамика … Словарь синонимов

    ФАЯНС, разновидность керамического состава, дающая непрозрачную плотную КЕРАМИКУ, занимающая место между фарфоровой и обычной глиняной. Исходный материал обжигается при относительно низкой температуре, с получением твердых, водонепроницаемых… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ФАЯНС, фаянса, мн. нет, муж. (франц. faience по имени гор. в Италии Faenza). 1. Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и др. веществ, идущая на керамические изделия. 2. собир. Изделия из этой массы, обожженной и покрытой… … Толковый словарь Ушакова

    ФАЯНС, а, муж. 1. Мелкопористый, обычно белый керамический материал, по составу напоминающий фарфор. Чашки из фаянса. 2. собир. Изделия, посуда из такого материала. | прил. фаянсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова


Знакомые каждому керамические и фарфоровые материалы имеют схожие признаки и принципиальные отличия. Долгий период поисков позволил выявить новые уникальные возможности такого доступного и дешёвого ресурса, как обычная глина. Слои осадочных горных пород залегают на небольшой глубине и встречаются практически повсеместно. Различные по составу они обладают общим свойством. При соединении с водой образуется пластичный тестообразный материал, который после высушивания становится твёрдым и сохраняет форму.

Разбираемся с формулировками

От состава исходного сырья, внесённых добавок, способа формования и обжига зависит качество и конечные свойства получаемого материала. Изделия из глины, после высокотемпературной обработки, носят название керамики.

По структуре и плотности существует деление на грубую и тонкую керамику. К последней относятся: фаянс, фарфор, майолика и каменная керамика. Эти виды имеют плотный мелкозернистый черепок с низким уровнем поглощения жидкости. Отличаются по цвету технологии росписи, способам нанесения глазури. Используются для изготовления посуды и предметов бытового назначения.

Фарфор в этом перечне стоит особняком. Это высококачественный вид керамики , имеющий белый цвет черепка. Благодаря высокой плотности, изделия из него тонкие, лёгкие, прозрачные на просвет. При ударе издают приятный чистый звук.

К категории грубой керамики относятся изделия с рыхлой, крупнозернистой структурой. У них более высокий уровень поглощения жидкостей. Керамические массы с добавками различных металлов имеют цветовые оттенки и носят соответствующие названия.

Общие признаки и свойства

– основной природный компонент для производства всех видов керамики. Похожим является технологический процесс, подразумевающий обязательный высокотемпературный обжиг. Внешняя схожесть изделий из данных материалов.

Если коснуться внешнего вида изделий из фарфора и различных видов керамических масс, то отличить их достаточно сложно. Все товары соответствуют потребительским нормам. Это касается посуды, сантехнических изделий, некоторых декоративных строительных элементов.

Китай – родина фарфора

Но различия всё-таки существуют. Они объясняются химическим составом керамических масс и соответствующим режимом обжига. Из-за долгого отсутствия знаний о составе глин, керамика производилась повсеместно, из того сырья, которое было распространено в данной местности. А состав разных участков даже одного месторождения может значительно отличаться по химическому составу. Так Китай смог первым создать фарфор в 620 году, из-за присутствия на своей территории месторождений с высоким содержанием каолина . Именно он позволял проявиться тем качествам, которыми славится настоящий фарфор.

На юго-востоке страны в провинции Цзянси были обнаружены запасы белой глины. Они и получили название каолина (gaoling – высокая гора). Выдерживая высокие температуры при сушке и обжиге, черепок становился очень прочным и не пропускал жидкость. Китайские мастера добились создания удивительной по красоте и лёгкости посуды. Её секреты пытались постичь европейские учёные и ремесленники. Но удалось это сделать только в начале XVIII века. Загадочная, восточная редкость стоила дороже золота. За чашку могли заплатить столько монет, сколько она в себя вмещала.

Различие в химическом составе и правилах обжига

Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.

Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.

Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C . В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять 14 % – 18% . Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.

Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.

Служит безотказно уже тысячи лет

Трудно оценить значение керамики в жизни современного человека. Каждому знакома промышленно-строительная категория, включающая кирпич, печные изразцы, черепицу, облицовочную и половую плитки. Хозяйственно-бытовые вещи заявляют о себе наборами посуды, раковинами, унитазами. Художественно декоративная серия потребительских товаров включает вазы, статуэтки, панно, игрушки. Область применения так обширна, что всем видам обожжённой глины находится место не зависимо от цены и названия.

Производиться из глины, поэтому относится к керамике. Слово «Фаянс» произошло от названия итальянского города Фаэнца. Именно в этом городе процветало производство различной керамической посуды.

История фаянсовой посуды

Впервые о фаянсовой посуде упоминается в манускриптах Древнего Египта. Исходя из раздобытых фактов, можно с уверенность сказать, что фаянс уже был известен в Египте и в Месопотамии почти за 5 тысячелетий до нашей эры. Состав посуды того времени имел много отличий от современного, ведь в те времена фаянсовую посуду производили из кварцевого камня – гальки. К этому камню добавляли различные примеси типа соды, известняка, медной и железной руды.

С XVI столетия фаянс начал набирать популярность в мире. Первое время его называли майоликой и выпускали в Италии, в городах Фаэнце, Урбино, Губбио. Через некоторое время производством фаянсовой посуды начали заниматься во Франции в Сен-Порше.

В Украине, еще с Триполья славившейся своей керамикой, фаянс начали выпускать с XVIII века. В России, в Москве, фабрика Гребенщикова производила фаянсовую посуду, которая в свою очередь расписывалась мастерами прямо по сырому слою эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова, которые выпускали фаянсовую посуду, покрытую разноцветной глазурью с печатным рисунком и с объемным рельефом, донесли свои умения до нынешних времен. Фаянсовые изделия с рисунками синего цвета, расписанные золотом, производили на фабрике в Гжели.

Фаянсовая посуда: состав и качество

– чашки и тарелки, которые преобладают в нашем кухонном обиходе. Материал этой посуды имеет свои отличительные признаки. Обожженная масса для производства изделия – фаянсовый черепок, который характеризуется:

  • Хрупкостью
  • Мелкопористостью
  • Плотностью.

Фаянсовую посуду имеет особые отличия — внутреннюю белизну и наличие цветной или бесцветной глазури снаружи. В состав этого материала — смесь огнеупорной белой глины и кварца. По количеству и характеру примесей выделяют 4 вида фаянса:

  1. Известковый фаянс. Кроме беложгущегося вида глины и кварцевой добавки в состав изделия входит доломит и мел. Такую посуду подвергают недолгому термическому обжигу при низких температурах.
  2. Мягкий фаянс. Помимо традиционной глины и кварцевой добавки, в состав материала для фаянсовой посуды данной категории входят различные плавни – это вещества, образующие в процессе обжига легкоплавкие соединения.
  3. Полевошпатный фаянс. Исходя из названия, становится ясно, что в состав материала для такого фаянса, наряду с белой глиной и кварцем, вводится определенная доля полевого шпата – породообразующего минерала.
  4. Твердый фаянс. Этот вид фаянса имеет высокие механические характеристики. Изделия в процессе производства твердого фаянса обжигаются при самых высоких температурах.

Фаянсовую посуду на предприятиях общественного питания чаще всего используют в небольших кафе и кофейнях, фаст-фудах, а самую качественную применяют в ресторанах. Это белая керамика, которая способна впитывать влагу в небольшом количестве. В отличии от фарфоровой посуды, фаянсовая посуда не просвечивается даже на самых тонких участках. Легкий удар по краю фаянсовой посуды издаст глухой короткий звук, который говорит о невысокой температуре обжига в процессе производства. Фарфор при ударе издает чистый, четкий и продолжительный звук. Фаянсовой посуды имеет пониженную механическая прочность и более низкую стойкость к термическим воздействиям по сравнению с фарфором. Именно по этой причина фаянсовую посуду делают толще, чем фарфоровую.

Уход за фаянсовой посудой

Посуду из фаянса нежелательно мыть в слишком горячей воде. Наилучшим вариантом для мытья является теплая вода. Ополаскивать фаянс нужно холодной водой. При этом запрещается резкий перепад температур. Неосторожное обращение может вызывать последствия. Не удивляйтесь, если ваша тарелка или миска в скорости покроется большим количеством трещин.

Ни в коем случае нельзя ставить такую тарелку на горячую плиту, даже для просушки, а тем более – чтобы готовить или подогревать в ней еду. Горячая вода может привести к тому, что глазурь, покрывающая фаянс, растрескается. Фаянсовой посуде не имеет особой прочности, поэтому, чтобы избежать трещин и сколов, обращаться с ней следует очень аккуратно и внимательно.

При мытье фаянсовой посуды не используйте металлические губки, шлифующие поверхность, так как они легко царапают глазурь и другие деликатные покрытия.

Не стоит накрывать фаянс крышкой, если вы не хотите, чтобы во время хранения, он источал неприятный запах. Однако если вы с этим столкнулись, то исправить ситуацию можно с помощью кухонной соли и уксусной кислоты. Просто добавьте эти вещества в небольшое количество теплой воды и сполосните посуду.

Весь профессиональный фаянс можно легко штабелировать, складывая тарелки одна в другую, размещая блюдца плотно одно на другое, чашки и салатники выставляя пирамидой за счет идентичной формы. Такая особенность экономит и без того дефицитные места в кухонных шкафчиках, а также позволяет без проблем переносить стосы посуды, составленной в стопки в существенных количествах.

Какими достоинствами обладает фаянсовая посуда

— это очень популярный вид кухонной утвари. Сегодня ни один среднестатистический дом не обходится без фаянсовой посуды.

Наиболее распространены среди потребителей являются такие приборы:

  • Наборы закусочных и мелких тарелок, предназначенных для подачи второго блюда
  • Тарелки, служащие для подачи хлеба, булочек и кондитерских изделий
  • Глубокие мисочки (более объемные тарелки)
  • Салатные тарелки, селедочницы и блюда разного диаметра
  • Десертные тарелки разного объема и диаметра
  • Плоские блюда круглой формы для сервировки мясных и овощных нарезок
  • Чайники и чайные чашки разного объема
  • Бульонные чашки с крышечками
  • Кофейники и кофейные чашки
  • Молочники, вазочки, сахарницы
  • Чашки для подачи супа
  • Кружки и пиалы
  • Соусницы и др.

Достоинства фаянсовой посуды:

  • Низкая стоимость
  • Относительная прочность, в сравнении с глиной или терракотой
  • Практичность в каждодневном использовании и хранении
  • Красивый внешний вид за счет использования подглазурного декора
  • Высокая теплоемкость изделий, например, супниц и чайников
  • Экологически чистая и безопасна для здоровья человека.

Как выбирать фаянсовую посуду

Выбирая фаянсовую посуду, нужно обращать внимание на качество ее поверхности — внутри и снаружи. Она должна быть идеально гладкой, ведь малейшие шероховатости и поры могут скапливать грязь и микробы. Делается это достаточно просто: нужно поймать на глади тарелки солнечный луч и внимательно осмотреть поверхность. Под таким естественным прожектором можно легко увидеть все недостатки.

Считается, что лучше приобретать любую посуду, в том числе фаянсовую, от известного производителя. Больше всего доверия завоевали брендовые компании. В любом случае – не стоит покупать посуду с рук на улице, так как кустарные мануфактурщики позволяют себе применение токсичных компонентов в составе керамики и красок, которыми украшаются их изделия. А ведь посуда – это незаменимый атрибут в приеме пищи. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем, пытаясь совершить сомнительную по качеству покупку у уличного торговца. Отдавайте предпочтение более цивилизованным местам торговли.

Декор в виде узоров, росписи, золотых ободков и прочих элементов, украшающих профессиональный фаянс, наносят при производстве обязательно под глазурь при самых высоких температурах. Благодаря этому изображение не изменяется, не блекнет и не изнашивается даже через долгое время. Кроме этого, качественная профессиональная посуда из фаянса может использоваться и в микроволновой печи. А за счет особого состава и двойного слоя глазури, блеск на такой посуде сохраняется на протяжении длительного времени.

Что лучше — фаянс или фарфор, и как их различить

Фаянс по структуре и внешнему виду очень похож на фарфор. Но фарфоровая посуда – элитная, дорогая и прочная керамика. Ее свойства намного лучше, а качество – выше. Конечно, непосвященному человеку трудно заметить отличия фаянсовой и фарфоровой посуды. Но присмотревшись, можно научиться их замечать.

Отличия фаянсовой посуды от фарфоровой:

  1. Более низкая степень белизны, меньшая прочность, большая толщина стенок и не такая плавность формы готового изделия.
  2. В фаянсовой посуде не может так долго сохраняться теплая пища, как это происходит в фарфоровых аналогах за счет большей плотности материала.

Не выдерживает высокую температуру, чем она отличается от толстостенных фарфоровых изделий.

Фарфоровая посуда запросто моется в горячей воде, ну а фаянсовая от такого воздействия, скорее всего, потрескается.

Еще один хороший способ отличить фаянсовую посуду от фарфоровой, — постучать по краешку тарелки. Фарфоровые изделия издают отчетливый и продолжительный звук, словно гул. Фаянсовая посуда отзовется только глухим коротким звуком.

Несмотря на все преимущества фарфоровой посуды перед фаянсов, спрос на фаянс постоянно растет.

И фарфор, и фаянс являются разновидностями керамики. Они различаются составом, техникой изготовления и стоимостью, а вот по внешним признакам материалы схожи. Фарфоровые изделия являются более изысканными и дорогими. Поэтому их начали подделывать, заменяя материал на более доступный фаянс. В данной статье мы узнаем, как узнать подделку. И рассмотрим, как отличить фарфор от фаянса и керамики.

Фарфоровая посуда

Характеристика материалов

Керамика — древний материал, который получают путем спекания глины с минеральными добавками и органическими соединениями. Он считается одним из первых материалов, который человек создал самостоятельно. Керамику используют для изготовления посуды, в строительстве, машино- и приборостроении, в медицине и науке.

Фарфор и фаянс являются более сложными видами керамики. Первый вид представляет тонкий материал, который получают при обжигании специальной смеси в условиях высокой температуры. В результате он получается водонепроницаемым, тонким и даже прозрачным.

Фаянс представляет плотный мелкопористый материал, чаще белого цвета. Он схож по составу с фарфором, но имеет немного другое соотношение глиняной смеси и добавок. Здесь больше глины. Кроме того, при изготовлении фаянса применяют более низкую температуру обжига. Давайте подробнее рассмотрим технологию изготовления этих керамических материалов. Это поможет определить различия между объектами.

Изготовление фаянса

При изготовлении фаянса используют свыше 80% глины, также добавляют силикат, кварц и небольшой объем белой глины. В результате материал получается хрупким с мелкими порами и шершавой поверхностью. Кроме того, он поглощает воду. Чтобы убрать дефекты, изделия покрывают глазурью. Предметы становятся матовыми, непрозрачными и тяжелыми.

При необходимости фаянс окрашивают в другие оттенки и цвета. Он используется для изготовления плитки, фигурок и декоративных изделий, посуды и сантехники. В отличие от фарфора, этот материал непрозрачный и тяжелый, неустойчивый к влаге без обратки глазурью, менее прочный, надежный и долговечный.

Изготовление фарфора

При изготовлении фарфора, кроме белой и пластичной глины, применяют кварц, силикат и минеральные примеси. После термической обработки получается тонкий, легкий, непористый и прочный материал, устойчивый к высоким температурам, воде и переработкам.

Сегодня изготавливают два вида фарфора в зависимости от состава и пропорции смеси. В результате получается мягкий и твердый тип. Первый вариант очень нежный, тонкий и чувствительный к перепадам температур. Мягкий фарфор подходит для изготовления эстетичных изделий. Например, статуэток, фигурок, украшений и пр..

Посуда изготавливается только из твердого фарфора, так как это плотный и более устойчивый материал, который переносит механические воздействия. Твердый вид отличают легкий вес, прозрачность и гладкая поверхность. Он не только подходит для изготовления декоративных изделий и посуды, но и применяется в сантехнике. Давайте узнаем, как отличить фарфор от подделки.

Шесть способов, отличить фарфор от фаянса и керамики

  1. Фарфор представляет плотный, белый на изломе, твердый и звенящий, как стекло, материал. Как различить хрусталь и стекло, смотрите ;
  2. Слегка ударьте деревянной палочкой по фарфоровой вещи, и вы услышите высокий, продолжительный и чистый звук. У фаянсового изделия звук глухой, короткий и низкий;
  3. Любые изделия с глазурью или покраской — фаянс. Такие изделия имеют яркую окраску и покрытие, которое наносят, чтобы устранить пористость, влагопроницаемость и другие недостатки материала;
  4. Фарфор, в отличие от других керамических изделий, на протяжении всего срока службы выглядит привлекательно, не теряет первоначальные внешние свойства и не подвергается растрескиванию. Фаянс и дешевая керамика со временем покрываются микротрещинами;
  5. Фарфор — более дорогой материал с легким весом, устойчивостью к механическим воздействиям и продолжительным сроком службы;
  6. Фаянс — более доступный, дешевый и практичный материал. Но он менее гигиеничный, так как поглощает влагу. Фаянсовые изделия плохо переносят резкие перепады температур.

Что выбрать: фарфор или фаянс

Наиболее распространенными керамическими изделиями, которые применяют в быту, являются посуда и сантехника. Унитаз и раковины из фаянса или фарфора выглядят практически одинаково. На каждое изделие, в независимости от типа материала, наносят специальное покрытие. Под нанесенным блеском трудно различить вид.


Унитаз из фаянса

Фарфоровая сантехника более прочная и гигиеничная. Материал меньше впитывает грязь и запахи, не поглощает влагу. Но стоит фарфоровый унитаз или раковина гораздо дороже, чем фаянсовый. При покупке сантехники обязательно проверяйте сертификат изготовителя.

В качестве посуды для ежедневного использования эксперты советуют выбирать недорогой и доступный качественный фаянс. Он более практичен и рационален в повседневном быту. Кроме того, если тарелка или чашка разобьется, это не станет большой трагедией. Сегодня вы найдете широкий выбор яркой и красочной посуды разных цветов.

Вы можете повысить прочность фаянсовой посуды. Для этого поместите изделия в большую глубокую емкость и залейте холодной водой без извести. Затем подогрейте воду на маленьком огне и доведите до кипения. Оставьте кипеть на 15 минут, после чего остудите. Повторяйте процедуру раз в год, и посуда станет прочнее.

Для праздника или торжества можно запастись настоящим фарфоровым сервизом. Такую посуду характеризуют изысканность и роскошь, эстетичность и аристократичность. Она украсит каждый стол, сделает праздник изящным и богатым. А чтобы изделия прослужили долго, важно соблюдать правила ухода.

Как ухаживать за фарфоровой и фаянсовой посудой

Помните, что фаянс плохо переносит сильный нагрев и перепады температур. Поэтому при мытье таких изделий используйте теплую воду, а при ополаскивании прохладную. При горячей воде глазурь потрескается, краска облупится, и на изделиях появятся трещины.

Несмотря на то, что фарфор со временем не теряет привлекательность и не трескается, при неправильном уходе и хранении он может потемнеть. Чтобы отбелить фарфоровую посуду протрите поверхность смесью воды с содой, уксуса с солью либо лимонной кислотой. Кстати, эти средства прекрасно подойдут, чтобы почистить унитаз или раковину.

Изделия из фарфора мойте теплой или прохладной водой и мыльным раствором. Не используйте абразивные и агрессивные составы, порошки и средства с хлором, грубые и жесткие щетки или губки, иначе они поцарапают материал. Пятна с посуды можно удалить при помощи теплой воды и нашатырного спирта.

Не оставляйте фарфор в воде надолго. После мытья вытрите посуду насухо, не оставляйте предметы сохнуть естественным способом. При продолжительном хранении уберите изделия в коробку или ящик. Каждый предмет заверните в белую бумагу, которая подходит по размеру. Не ставьте на коробку тяжелые вещи!

Фарфоровую посуду нельзя ставить в микроволновую печь! А вот керамические и фаянсовые изделия, покрытые глазурью, можно. При этом изделия должны быть без трещин и сколов. Что касается посудомоечной машины, и фарфор, и фаянс можно мыть при деликатном режиме. Однако эксперты советуют мыть фарфоровую посуду вручную.

В каждом доме найдется какая-нибудь фаянсовая посуда: это может быть старая тарелка или пиалка, красивая бабушкина ваза или сахарница, чудом сохранившийся чайный набор или простая салатница. В советские времена фаянсовая посуда была весьма популярна, достать ее было не так сложно, и стоила она значительно дешевле той же фарфоровой посуды. Качество, конечно, было на порядок хуже, но кто при всеобщем дефиците об этом думал. Сейчас фаянсовая посуда не столь популярна, ведь магазины посуды заполнены более качественным и доступным по цене товаром, но все же любители посуды именно из фаянса встречаются и сегодня. Кроме того, заведения общепита предпочитают именно фаянсовую посуду из-за ее дешевизны и часто оригинального рисунка.

Относится к разряду керамической посуды. Само слово фаянс произошло от названия города Фаэнца в Италии, где активно выпускалась керамическая посуда разных видов.

Черепок (обожжённая масса для изготовления изделий) фаянса характеризуется такими качествами как мелкопористость, хрупкость, плотность. Так как фаянс состоит по большей части из глины, то он способен поглощать влагу. Именно поэтому посуду из такого материала покрывают глазурью, которая обладает водоотталкивающими свойствами. Фаянсовая посуда внутри, как правило, белого цвета, а снаружи покрыта, как мы сказали, бесцветной или цветной глазурью.

В состав всей фаянсовой посуды обязательно входят такие вещества как огнеупорная белая глина и кварц. В зависимости от характера и количества дополнительных примесей выделяют 4 разновидности фаянса:


  1. Известковый. Помимо беложгущейся глины и кварца, в состав таких фаянсовых изделий входят доломит и мел. Фаянсовая посуда известковой разновидности подвергается относительно недолгой термической обработке при низкой температуре.
  2. Мягкий. В составе фаянсовых изделий данной категории, кроме традиционных глины и кварца, содержатся также различного рода плавни (вещества, вызывающие при обжиге образование легкоплавких соединений).
  3. Полевошпатный. Уже исходя из самого названия данного вида, нетрудно определить, что такой фаянс, помимо белой глины и кварца, содержит определённую долю полевых шпатов (породообразующих минералов).
  4. Твёрдый . Такой фаянс отличается высокими механическими характеристиками. Фаянсовые изделия данного типа проходят обжиг при повышенной температуре.

Достоинствами посуды из фаянса являются: низкая стоимость, относительная прочность (благодаря использования подглазурных декоров), практичность в повседневном использовании.

Краткая история фаянса


Первые упоминания о фаянсе связаны с историей Древнего Египта. Согласно имеющимся данным, фаянс производился в Египте и Месопотамии ещё в 4500 году до нашей эры. Правда, состав древнего фаянса сильно отличался от состава современного. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с различными примесями: известняк, сода, железные и медные руды.

До Старого Света фаянс добрался лишь в XVI веке. Сначала он под именем майолики выпускался в итальянских городах: Урбино, Фаэнца, Губбио, - а затем уже истинно фаянсовые изделия стали производиться в Сен-Порше во Франции.

На Руси фаянсовая посуда начала выпускаться в XVIII веке. На московской фабрике А. К. Гребенщикова мастера расписывали фаянс прямо по сырой эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова изготавливали фаянсовые изделия, покрытые разноцветными глазурями, делали посуду с печатными рисунками и с объёмными рельефами. Фаянс с синими рисунками, а также расписанный золотым люстром фаянс производились на фабриках Гжели.

Перечень фаянсовой посуды

Самыми распространёнными предметами фаянсовой посуды являются:


Отличие фаянсовой посуды от фарфоровой

Фаянсовая посуда отличается от фарфоровой более низкой степенью белизны, меньшей прочностью, большей толщиной стенок, а также плавностью форм готовых изделий.

Фаянсовая посуда не может хранить тепло пищи так же долго, как фарфоровая.

Фаянсовая посуда не выдерживает высокие температуры, в отличие от изделий из толстого фарфора. Фарфоровую посуду можно мыть в горячей воде, а у фаянсовой в таком случае может потрескаться вся эмаль. Именно по этой причине фаянсовую посуду не стоит использовать в микроволновой печи и посудомоечной машине.

Чтобы различить фаянсовую и фарфоровую посуду, надо постучать по краю тарелки. Фарфоровая - издаст отчётливый длительный гул, в то время как фаянсовая отзовётся глухим звуком.

А еще можно взять тонкую тарелку, изготовленную из фаянса, и рассмотреть ее на свету. Фаянсовая тарелка окажется абсолютно непрозрачной, а вот фарфоровая будет просвечивать.

Главные преимущества фаянсовой посуды:

  • доступная цена,
  • большое разнообразие изготавливаемой посуды: от ваз и салатников до мелких тарелок и чашек,
  • интересный дизайн: посуда покрывается глазурью и ее можно расписывать как угодно,
  • такая посуда, покрытая глазурью, не впитывает моющие средства, а значит остается безопасной,
  • по той же причине не впитывает грязь и жир, а значит легко моется,
  • практичность: она подойдет для многоразового ежедневного использования,
  • легкость хранения: тарелки из фаянса можно ставить друг на друга и они нисколько не повредятся,

Среди минусов фаянсовой посуды:

  • невозможность использования в микроволновой печи и посудомоечной машине,
  • фаянс боится высоких температур, мыть следует в теплой воде, а не в кипятке.

Все же несмотря на некоторые недостатки фаянсовой посуды и преимущества фарфоровой, спрос на фаянсовые изделия не падает и множество кружек и тарелок, продаваемых сегодня в России, изготовлено именно из фаянса. А вы пользуетесь фаянсовой посудой?

Видео: изготовление фаянсовой посуды

Загрузка...
Top