Церковный праздник лазаревское в году. Рацион на день лазаревой субботы

Лазарева суббота – это церковный праздник в честь воскрешения Лазаря, впоследствии великого святого, который проповедовал о жизни и учении Христа. Он празднуется в 6-ю субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, то есть, в 2020 году — 11 апреля. После начинается Страстная неделя — самая строгая и последняя неделя поста.

В Библии описывается история этого божественного воскрешения. Лазарь был другом Христа и жил недалеко от Иерусалима, в селении под названием Вифания. Иисус навещал его часто, но однажды до него дошла весть о внезапной тяжелой болезни Лазаря. Иисус ответил, что эта болезнь не приведет друга к гибели, а напротив, станет вехой в грядущей славе Божьего Сына.

Иисус направился к дому друга, чтобы навестить его у ложа, но за 4 дня до прибытия Христа Лазарь скончался. Его похоронили сестры, по тогдашним традициям, в пещере, завалив ее камнем. Но когда прибыл Иисус, он приказал отодвинуть этот камень от входа в усыпальницу Лазаря, а затем сказал: «Лазарь! Иди вон». И покойный ожил и вышел из пещеры.

Об этом чудесном воскрешении тотчас узнали по всей Иудее, люди рассказывали о Сыне Божием, способном воскрешать мертвых, молва быстро расходилась. Затем, немного позже, Иисус въехал в Иерусалим, как сказано в Писании, и его встречал народ с пальмовыми ветвями, говоря о нем как о новом царе. Именно этот случай дошел до первосвященников, которые, испугавшись свержения власти, сговорились убить Христа.

Интересным нюансом является то, что вход Иисуса в Иерусалим празднуется церковью на следующий день после Лазаревой субботы, в воскресенье, а по историческим данным между этими событиями существовал промежуток в несколько недель.

Лазарь же после смерти Иисуса прожил 30 лет земной жизнью и проповедовал в память о нем христианское учение. Умер он на Кипре, откуда были впоследствии, уже в IX веке, вывезены его мощи и помещены в Константинополь. В 890 г. в городе Китион на Кипре построили храм имени Лазаря. Основание выстроили прямо на захоронении святого. По сей день к храму съезжаются паломники из многих стран.

Воскрешение Лазаря церковь называет чудом, которое знаменует всемогущество Господа, его добрую волю и справедливость. Лазарь вел праведную жизнь и сразу поверил в истинную сущность Иисуса Христа, и ему была дана «вторая» жизнь.

Празднование Лазаревой субботы

Лазарева суббота приходится на конец Великого поста, и праздновать в полной мере этот день нельзя. Церковь разрешает небольшие допущения к столу в виде рыбной икры и красного вина. В этот день принято готовить блины из гречневой крупы, кашу, печь рыбные пироги и варить брагу.

В Лазареву субботу обычно отламывают от дерева или покупают веточки вербы, они символизируют пальмовые ветви, которыми встречали Христа в Иерусалиме. Во время вечернего богослужения их освящают святой водой. Лазареву субботу также называют Вербной субботой, так как она приходится на канун Вербного воскресенья.

Верба - самое первое дерево, которое начинает цвести после зимних холодов и является символом воскрешения, пробуждения, как воскрес и пробудился Лазарь. В ночь на Вербное воскресенье в русских деревнях у молодежи принято было ходить по домам с веточками вербы и песнопениями. Считалось, что если легонько ударить человека веточкой вербы, это наделит его здоровьем на весь год.

У прочих славянских народов такой обычай также имел место. Сербы привязывали к веточкам маленькие колокольчики, а чехи и словаки обходят дома с вербой не в ночь на воскресенье, а в понедельник, на Пасху.

У болгар и гагаузов есть обряд лазарования. Маленькие девочки, лазарки, ходили по домам и пели ритуальные песни, а одна из них символизировала невесту и несла большую корзину для даров, куда люди складывали угощения.

Именно в праздник воскресения Лазаря священнослужители меняют свои черные одеяния на белые, показывая свое единение с воскресшим святым. Праздник веры в чудо, исцеление и воскрешение возрождает в душе каждого верующего ощущение надежды и стремление к вечной жизни. В этот день Иисус не только вернул к жизни святого Лазаря, но показал могущество Бога и дал надежду на спасение своему народу.

В своей жизни и в ходе проповедования Божьей воли Христос воскрешал умерших только три раза. В первый раз он воскресил сына вдовы из города Наин, вторым чудом стало воскрешение двенадцатилетней дочери Иаира, ну а третьим - воскрешение Лазаря. Чудо воскрешения Христос творил для того, чтобы люди уверовали в могущество Бога, в бессмертие души и в возможность воскрешения во время пришествия Страшного суда.

Великий пост в 2020 году

В 2020 году Великий пост начинается 2 марта и длится до 18 апреля. Что он означает? Великий пост символизирует собой 40 дней искушения Иисуса в пустыне дьяволом. Он 40 дней ничего не ел и боролся с наваждениями нечистого. Именно тогда он начал свой путь для спасения человечества от греха. 40 дней поста проходят в честь этого великого испытания, а последняя неделя - в честь последних деяний Христа, его страданий и смерти. В числе его последних чудес, совершённых перед смертью, церковь отмечает и воскрешение Лазаря.

Великий пост - самый строгий пост православных верующих, ко встрече святого праздника Пасхи принято готовиться тщательно и осмысленно. В Лазареву субботу церковь советует провести день в размышлениях о жизни и смерти, воздерживаясь от развлечений и мирских благ, очищая душу от неправедного, и лучше всего посвятить этот день чтению Святого Писания. Хотя эта суббота и является праздничной, но она всё же остается частью Великого поста, поэтому празднование происходит обычно очень сдержанно, умеренно в пище и трезво.

О торжестве читателям рассказал Владыка Павел

В эту субботу, 8 апреля, Церковь вспоминает чудесное воскрешение Лазаря Господом нашим Иисусом Христом.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Лазарева суббота: история праздника


"Воскрешение Лазаря". Караваджо

Во время земной жизни Господь часто заходил в дом Лазаря, любил беседовать с ним и его сестрами Марией (та, которая помазала ноги Господа миром и отерла волосами своими) и Марфой, а Лазаря называл Своим другом.

Лазарь был еврей и сын Симона-фарисея, родом из Вифании. Когда Лазарь заболел, сестры послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен. Но Иисус сказал, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, через нее прославится Сын Божий. Сказав это, Он еще два дня пробыл в том месте, где находился. Затем, обратившись к ученикам, сказал, что необходимо идти в Иудею, потому как "Лазарь, наш друг, уснул", и Он идет разбудить его.

Ученики же, не понимая, о чем Он говорит, ответили, что если уснул, то выздоровеет. Они не понимали, что Иисус говорил о смерти Лазаря.

Придя к дому Лазаря, Иисус находит, что Лазарь умер и уже четыре дня во гробе. И многие из иудеев пришли утешить сестер в их горе. Марфа, выйдя навстречу Иисусу, сказала, что если бы Господь был здесь, то не умер бы ее брат, но знает: что бы не попросил Христос у Бога - даст ему Бог. На слова Господа, что ее брат воскреснет, она ответила, что да, воскреснет вместе со всеми в последний день.

Вышедшая к Иисусу Мария упала в слезах к ногам Его со словами, что если Господь был здесь, то не умер бы брат ее. Видя плачущих сестер и пришедших с нею плачущих иудеев, Иисус прослезился и, испытывая внутреннюю скорбь, подошел к гробу и велел отвалить камень от гроба.

Возведя очи к небу Иисус сказал: "Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня!" После чего Христос сказал громким голосом: "Лазарь, иди вон!" И вышел умерший, обвитый пеленами с гроба.

Заговор против Христа

Многие из пришедших, кто видел это чудо, уверовали в Христа. Но были и такие, которые, увидев происходившее, пошли и рассказали фарисеям, которые пришли в ярость. Собрав совет, первосвященники и фарисеи рассуждали, что этот человек много чудес творит и, если все оставить, как есть, все уверуют в Него. И тогда Каиафа, который был в том году первосвященником, сказал весьма пророческую фразу: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб".

Говоря это по вдохновению свыше, он сам того не осознавая заключил в эту фразу весьма глубокий смысл, что Иисус умрет за народ, чтобы потом собрать всех чад Божиих воедино.

С этого дня и было принято решение убить Его.

Иисус на время ушел вместе с учениками в город Ефраим вблизи пустыни и там оставался.

По приближении иудейской Пасхи многие шли в Иерусалим, задаваясь вопросом, а придет ли Иисус? А первосвященники уже отдали приказание, чтобы кто увидит Его, объявить им об этом, чтобы взять Его.

Как жил Лазарь после воскрешения

Лазарь после своего воскресения жил 30 лет, уехал на Кипр и хранил строгое воздержание. Позднее там же Апостолами он был поставлен епископом. Пресвятая Богородица подарила ему собственноручно сделанный омофор.

Умер он на Кипре и в IX веке его мощи были перенесены с Кипра в Константинополь.

Воскрешение Лазаря: толкование


Воскрешение Лазаря. Жувене Жан

Как Бог Он возвестил ученикам о смерти Лазаря тогда, когда еще никто не сказал об этом. По приходе к дому Лазаря его сестры и некоторые из иудеев всенародно называют Его Сыном Божиим. И после краткой молитвы к Отцу Небесному, Иисус одним словом воскрешает четверодневного мертвого Лазаря.

Как человек, придя в Вифанию и увидев плачущих сестер и всех, кто с ними был скорбящих, заплакал Сам.

"Мы знаем, что согласно Писания, Иисус трижды плакал за период Своей земной жизни. Когда Христос плакал об умершем Лазаре, Он плакал о том ужасе, что человек согрешив, привел смерть и теперь светлый человек умирает, потом что грех пришел в мир. Чудо воскресения из мертвых Христос во время Своей земной жизни сотворил трижды. Он воскресил сына наинской вдовы, двенадцатилетнюю дочь Иаира и Лазаря, бывшего четыре дня во гробе. Чудо воскрешения показано нам Господом для того, чтобы мы видели и уверовали, что со смертью жизнь человека не заканчивается, он не погружается в вечную тьму, а есть надежда на общее воскресение всех в День Страшного Суда. Люди часто задаются вопросом, почему нечестивые люди, лжецы, угнетатели и другие - благоденствуют? Почему Бог попускает? И как получается, что люди праведной жизни испытывают нужды и притеснения? И где правда? Правда у Бога в воскресении мертвых! И будет Страшный Суд! И все, кто подвергался неправедным нападкам, страдавшие, гонимые, получат райскую радость. А те, кто не соблюдал Закон Христов, уйдут в огонь вечный, где плач и скрежет зубов", - подчеркнул митрополит Павел.

В Апостольских чтениях в эту субботу, Церковь нам говорит об установлении вечного царства благодати, которое началось с воскрешения Лазаря.

Пост в Лазареву субботу

В этот день на трапезе разрешается рыбная икра.


Новости

Соблюдение постов в православном христианстве – достаточно важная традиция. Особенно большое значение имеет для верующих Великий пост, предваряющий светлый праздник Пасхи. Суббота шестой недели (седмицы) этого периода именуется Лазаревой субботой. Чему посвящен данный праздник, и какие события подвигли Церковь установить его в качестве важной религиозной даты в православном календаре, узнаете из настоящего материала.


Лазарь как библейская фигура

Святой Лазарь был праведником, жившим во времена Иисуса. Он являлся родным братом двух благочестивых христианок: Марии и Марфы. Спаситель часто посещал эту семью, с которой у Сына Божьего установились теплые отношения. Поэтому Лазарь считал Иисуса своим другом – так и называл.


Однажды праведник заболел. Молва о недуге Лазаря быстро разлетелась по округе. Когда она дошла до Иисуса Христа, тот молвил: “Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”. Тем не менее, за четыре дня до прибытия Спасителя в Вифанию молодой мужчина скончался. Узнав сие, Иисус прослезился. Он плакал о том, что Лазарь должен был умереть из-за мира, погрязшего во грехе. Далее Христос отправился к погребальной пещере, куда положили тело праведника, и велел «отнять» камень от входа. Когда это было сделано, Иисус произнес, обращаясь к умершему: “Лазарь! Иди вон”. И тотчас из пещеры вышел воскресший праведник.

Весть о чуде стремительно облетела всю Иудею. На следующий день по въезде Иисуса в Иерусалим его встретило множество людей, превозносивших Спасителя, будто тот являлся царем. Под ноги Христа толпа стелила собственные одежды и ветви пальм, которые у нас в России впоследствии заменили вербами.



К сожалению, именно воскрешение Лазаря послужило причиной ненависти к Иисусу первосвященников. Последние возжелали погибели Христа, приняв соответствующее решение. Что касается праведного Лазаря, то молодой человек после чудесного воскрешения прожил на Земле еще 30 лет. Все эти годы он посвятил служению Богу, будучи епископом и проповедником на Кипре, в городе Китионе. В богословской литературе можно встретить такое выражение, как «Лазарь Четверодневный», являющееся напоминанием о фактической смерти праведника, не ставшей гибелью окончательной.

Обретение святых мощей любимого друга Иисуса Христа случилось в 1972 году, в уже упомянутом выше городе Китионе, ныне Ларнака. Останки праведника лежали в мраморном ковчеге. На последнем значилась надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Ранее, в IX веке мощи праведника были перенесены по велению византийского императора Льва Мудрого в Константинополь. Там они находились в храме во имя Праведного Лазаря. Но сегодня тысячи паломников-христиан со всего мира едут именно в Ларнаку - поклониться мощам друга Иисуса Христа.

Богослужения в этот день

Лазарева суббота – это суббота перед большим религиозным праздником для верующих христиан: Вербным воскресеньем. Посему и служба в храмах в этот день достаточно торжественна. Она очень схожа по содержанию с воскресной утреней. То есть вначале в рамках этой субботней службы стихословят Непорочны, затем поют воскресные тропари («Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим»). После идет седален, песнопение «Воскресение Христово видевше», Псалом 50, канон. Завершается утреня пением Великого стихословия. Кроме того, в Лазареву субботу совершается литургия Иоанна Златоуста, в рамках которой поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Особенности поста в Вербную субботу

Ограничения в пище Лазарева суббота предусматривает не слишком строгие. Разрешается вкушать растительное масло, вино и даже рыбную икру. В прошлые времена русские женщины варили в этот день так называемую брагу, еще готовили кашу, пекли блины из гречневой муки и рыбные пироги. Однако перечисленные яства в семьях на Руси съедали в Вербное воскресенье, следующее за Лазаревой субботой, а не сразу же. Кстати, послабление в виде разрешения употребления в пищу рыбы и вина с маслом имело и имеет место быть в указанный праздник, да и вообще в Великий пост по причине Входа Господня в Иерусалим.

Русские обычаи, обряды, традиции


В этом разделе самым актуальным и любопытным вопросом является, конечно же, следующий: почему именно верба стала символом Вербного воскресенья на Руси?» Ветки этого удивительного дерева ломали по традиции накануне светлого праздника, то есть в Лазареву субботу. Этим занимались как крестьяне в деревнях, так и горожане. Логично предположить, что верба (ива) заменила собой пальму по двум причинам. Во-первых, на Руси и в других славянских странах нет и не было пальм. А во-вторых, именно верба является одним из тех деревьев, которые первыми расцветают весной. Таким образом, веточки, усыпанные нежными «пушистиками», символизируют пробуждение природы от долгого зимнего сна, иначе – воскресение живого от временной гибели. Впервые об этой традиции упомянуто было в Изборнике Святослава начала XI века. Данная книга занимает третью позицию в списке древнерусских рукописных томов после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса».


Кроме официальной «вербной» традиции, одобренной церковью, существовали неофициальные обычаи, распространенные в народе и носившие характер, можно сказать, магический. Так, в ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье, а именно в полночь сельские девушки и молодые люди обходили дома в своих деревнях с обрядовыми песнями, присловье в которых звучало так: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!». Существовал и другой обычай «битья вербой». В его рамках молодежь заходила в первый попавшийся дом с веточками вербы в руках и легонько, шутя била спящих, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровыми», «Верба хлест, бей до слез!».


Лазарева суббота у прочих народов

Не только наши предки отмечали Лазареву субботу всевозможными обрядами. Народы других стран в этом тоже от них не отставали.

Сербы по примеру русов ломали ветки вербы с тем, чтобы освятить их в воскресенье в храме. Однако предварительно они привязывали к символам праздника маленькие колокольчики.

Греки по сей день следуют древней традиции, заключающейся в производимой в Лазареву субботу выпечке «лазарчиков» (по-гречески «лазаракиа»). Под милым, необычным названием скрывается антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Но самой интересной традицией Лазаревой субботы следует считать «лазарование», придуманное болгарами. Суть ее в следующем: накануне Вербного воскресенья девочки в возрасте 7-10-ти лет исполняют весенний девичий обряд, то есть ходят по домам группами по трое и поют лазарские песни. При этом одна из малышек изображает «невесту», в связи с чем лицо ребенка закрывает короткая белая фата, в крайнем случае – платок. За свое пение девочки (их называют «лазарки») получают в каждом доме угощение: мелкую монету и сырые яйца. Подобный обычай практиковали и гагаузы.

"!

В Библии это чудесное событие описывается в Евангелии от Иоанна. Христос искренне любил Лазаря и часто приходил в его дом. Но смерть не щадит даже самых лучших людей - Лазарь, будучи в расцвете сил, тяжело заболел и умер. По прошествии четырех дней Иисус узнал о смерти человека, которого он считал своим другом и пришел к гробовой пещере, где лежал покойный. «Отнимите камень» - промолвил Сын Божий. После того, как его требование было выполнено, Иисус поднял глаза к небу и обратился к Отцу своему небесному. После он громко сказал: «Лазаре! Гряди вон!».

Какого было удивление окружающих, когда из пещеры вышел сам Лазарь, все еще обвитый погребальными пеленами. Молва об этом чуде сразу же распространилась по всем окрестным землям. Именно воскрешение Лазаря Иисусом Христом стало причиной принятого окончательного и твердого решения фарисеев и первосвященников об убийстве Спасителя. Наряду с торжеством Жизни наступает сила тьмы, принесшая с собой последние дни жизни Христа. Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»...Воскресив своего друга Лазаря Иисус дал надежду каждому из нас на вечную что будет воскресение Его самого, а также воскресение всех мертвых. Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»...

Богослужение в Лазареву субботу особенное, с определенным порядком. В нем есть необыкновенный трепет в сочетании с проникновенностью и торжественностью, а в песнопениях ключевыми являются строки, указывающие на неслучайность события, воскрешение Лазаря, на то, как оно важно для всех истинно верующих и для Человечества, в целом. Проводят его с особым трепетом, проникновенно и торжественно, а главное песнопение содержит строки, указывающие на неслучайность воскрешения Лазаря и важное значение этого события для веры и верующих.

Сложно переоценить значение Лазаревой субботы, хоть праздник этот не так широко известен среди светских людей. Это истинный символ грядущего воскресения всех покойных, а также настоящее чудо, которое доказывает, что Жизнь всегда одерживает победу над смертью. Это ли не что иное, как доказательство любви Господней? Если заглянуть в церковный календарь , то можно увидеть, что Лазарева суббота напрямую связана с Вербным Воскресеньем , которое, в свою очередь, ознаменовано Входом Господним в Иерусалим, и оно отмечается православным миром на следующий день. Действительно, праздник, связанный с воскрешением Лазаря, православная Церковь вспоминает очень давно. Такие отцы Церкви, как святой Амфилохий, Иоанн Златоуст и прочие оставили потомкам поучения, которые были произнесены именно в Лазареву субботу, напоминая о том, что воскрешенный Лазарь смог уничтожить для живущих множество соблазнов.

Традиции Лазаревой субботы

Лазарева суббота является одним из дней, приходящихся на Великий Пост. Однако, показателен тот факт, что постящиеся могут дать себе некоторые послабления в рамках организации питания. Так как в Великий Пост запрещены все те блюда, в которых содержатся продукты животного происхождения, а также отмечено ограничение в приеме растительного масла и горячей пищи, то в Лазареву субботу, согласно церковному уставу, постящиеся могут себе позволить виноградное вино, икру и растительное масло. Если же заглянуть вглубь традиций, то на Руси радушные хозяйки в этот день готовили такие блюда, как каша, гречневые блины, а также рыбный пирог, который предполагалось вкусить на следующий день, поскольку в Вербное воскресение к списку разрешенных продуктов добавлялась также рыба.

Практически с каждым праздником связаны свои традиции, которые идут из глубины веков, и Лазарева суббота не стала исключением. В этот день принято ломать вербу, и уже вечером начнется ее освящение в преддверии Вербного воскресения. Интересен и другой обычай. Как только наступал вечер, люди хлестали друг друга веточками вербы, приговаривая при этом определенные слова « «Верба хлёст, бей до слез!» или «Бьем, чтобы ты был здоровым». У обряда есть свои обоснования: считалось, что он способен помочь в обретении человеком здоровья и достатка в доме.

Крайне важно отметить, что Лазарева суббота не годится для пышных гуляний и шумного веселья, так как при всех послаблениях – это по-прежнему день Великого поста , где в почете воздержание со смирением. Раньше в России на Лазареву субботу традиционно начинался так называемый вербный торг, который собирал много народу. До революции, произошедшей в 1917 году, торг разворачивался непосредственно в столице на Красной площади. Там торговали иконами, вербными веточками, а также пасхальными яйцами и игрушками с цветами. Еще в 1870-х годах торг перенесли на Смоленский рынок в связи с началом строительства Исторического музея.

Кстати, хочется отметить несколько слов о веточках вербы, о которых было уже сказано много раз. Считается, что срывать их следует с тех деревьев, что растут в непосредственной близости от водоемов. Кроме того, можно купить вербу у старушек, что торгуют ею возле церквей и храмов, поскольку они обычно всегда стремятся к выполнению праздничных традиций, и не станут срывать вербу в неположенных местах. Христиане особо обрабатывают вербу, поскольку ей, и воде, в которой она стоит, приписывают целебные силы. Обратите также внимание на то, как выглядит выбранная вами верба: если на ней красуется множество пушистых комочков, или желтые сережки, как их еще принято называть, то это отличный знак, предсказывающий обильный урожай в достатке. Еще одна историческая справка: ранее в этот день было принято сеять горох, и, тогда он обязательно хорошо рос. Еще одно доказательство победы Жизни!

В Лазареву субботу на протяжении веков молодые девушки собирались компаниями и пели звонкие песни, а людям было приятно слушать их стройные красивые голоса, поэтому в награду они от души давали какие-то продукты или деньги. Кстати, девушек называли «лазарки», и компании обычно состояли из трех человек. После окончания мероприятия девушки делят поровну все гостинцы и расходятся по домам к своим семьям. А еще на Лазареву субботу в свое время кипрские прихожане со священниками ставили театральные представления, которые символизировали чудесное воскресение, ставшее посланием всему Человечеству.

Богослужение в Лазареву субботу

В церковных канонах имеются особые правила, относящиеся к богослужению в Лазареву субботу. Накануне утром, в пятницу, поют пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевшее». В саму же субботу служат Литургию Иоанна Златоуста, плюс, поют гимн «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», вместо Трисвятого. Сама Церковь и ее представители, как и ранее, убеждены, напоминая народу, что воскрешение Лазаря, великое чудо, совершалось для всего Человечества, дабы показать и грешникам, и истинно верующим, что воскрешение из мертвых возможно, и это повод думать о душе и ее предназначении.

Как провести Лазареву субботу?

Хоть это и праздник, рекомендуется его проводить не совсем в традиционном для празднества понимании. Лучше посвятить Лазареву субботу размышлениям о своей смерти, в также подготовиться к ней духовно по святому Франциску Сальскому, вспоминая чудо воскрешения Христом праведника Лазаря, который прожил после в здравии более 30 лет, проповедуя христианство. Прихожане идут в храм, прося Бога об исцелении себя или членов своей семьи. Считается, что в этот день все молитвы без исключения будут услышаны, и помощь верующим не заставит себя ждать, но именно тех, кто верит всем сердцем и молится искренне. Также немаловажно пребывать в хорошем расположении духа, следя за своими помыслами. Конечно, ни о какой работе в праздничный день речи быть не может.

С Ла-за-ре-вой суб-бо-ты цер-ков-ные пес-но-пе-ния на-чи-на-ют ве-сти ве-ру-ю-щих по сто-пам Гос-по-да. Вре-ме-ни Его зем-ной жиз-ни оста-лось ме-нее неде-ли. Час ве-ли-ко-го Ис-хо-да бли-зок. «Об-щее вос-кре-се-ние преж-де Тво-ея стра-сти уве-ряя, из мерт-вых воз-двигл еси Ла-за-ря, Хри-сте Бо-же...», - слы-шим мы пе-ние празд-нич-но-го тро-па-ря.

«Вос-кре-ше-ние Ла-за-ря - по-след-нее ве-ли-кое чу-до Хри-ста, по-след-ний от-блеск Сла-вы Его пе-ред но-чью стра-стей. Еван-ге-лист Иоанн изо-бра-жа-ет это со-бы-тие как оче-ви-дец, с по-ра-зи-тель-ной, по-чти ося-за-е-мой до-сто-вер-но-стью. Ви-дишь бук-валь-но каж-дый штрих: ро-бость уче-ни-ков, их ко-ле-ба-ния и, на-ко-нец, ре-ши-мость ид-ти на-встре-чу опас-но-сти. Иисус с гла-за-ми, пол-ны-ми слез, у гроб-ни-цы; сёст-ры, по-дав-лен-ные го-рем; сму-ще-ние Мар-фы, от-ва-лен-ный ка-мень и власт-ный при-зыв, услы-шан-ный в иных ми-рах: «Вый-ди, Ла-зарь!» Без-молв-ная фигу-ра в са-ване на по-ро-ге скле-па… Тот, Кто вско-ре Сам дол-жен бу-дет прой-ти через вра-та смер-ти, объ-яв-ля-ет Се-бя ее по-бе-ди-те-лем» .

Хри-сти-ан-ское бо-го-сло-вие рас-смат-ри-ва-ет это чу-до как зри-мый сим-вол вла-сти Хри-ста над жиз-нью и смер-тью, как уве-ре-ние уче-ни-ков в сво-ем Вос-кре-се-нии и бу-ду-щем вос-кре-ше-нии мерт-вых. По-это-му дан-но-му со-бы-тию по-свя-ще-на суб-бо-та ше-стой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста (суб-бо-та Ла-за-ре-ва), пе-ред празд-ни-ком Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим (Верб-ным вос-кре-се-ньем). Ра-ди точ-но-сти сле-ду-ет за-ме-тить, что здесь бо-го-слу-жеб-ное вре-мя не сов-па-да-ет с ис-то-ри-че-ским: вос-кре-ше-ние Ла-за-ря про-изо-шло за ме-сяц или два до Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим (см. .)

Сам же «Ла-зарь Чет-ве-ро-днев-ный», или «друг Бо-жий», - это го-сте-при-им-ный жи-тель Вифа-нии (пред-ме-стья Иеру-са-ли-ма), брат Мар-фы и Ма-рии, в до-ме ко-то-ро-го оста-нав-ли-вал-ся Иисус Хри-стос ( ; ). Его вос-кре-ше-ние из мерт-вых на чет-вер-тый день (от-сю-да про-зва-ние), со-вер-шен-ное Хри-стом в фор-ме пуб-лич-но-го мес-си-ан-ско-го «зна-ме-ния», ста-ло для иудей-ских вла-стей, опа-сав-ших-ся ре-ли-ги-оз-ных вол-не-ний, по-след-ним ар-гу-мен-том в поль-зу немед-лен-ной над Ним рас-пра-вы ( ).

Со-глас-но цер-ков-но-му пре-да-нию, по-сле вос-кре-ше-ния Ла-зарь про-жил еще 30 лет и умер в сане епи-ско-па Ки-ти-о-на (о. Кипр). В кон-це IX в. его мо-щи пе-ре-нес-ли в Кон-стан-ти-но-поль. Па-мять - 17/30 ок-тяб-ря и в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву.

Юрий Ру-бан

Литература

Кас-си-ан (Без-об-ра-зов), еп. // Путь. Па-риж, 1929. № 16; Ра-ин А. П. Вос-кре-се-ние Ла-за-ря // Стран-ник. 1904. № 3.

Загрузка...
Top