Библия православная ветхий завет. Библия онлайн, читать: Новый завет, Ветхий завет

Ветхий и новый завет – в чем их суть, и в чем различие? Что означает жить по ветхозаветному, и что значит войти с Богом в новый завет? Сегодня много верующих христиан строит свою жизнь на том, что Господь заключил со Своим народом новый завет, но что они вкладывают в эти слова? Что это для них значит, и какие принципы нового завета они исповедуют в своей жизни?

Прежде чем начать рассуждать на эту тему, давайте определимся с самими понятиями, что есть ветхий и новый завет? Открыв Библию синодального перевода перед Евангелием от Матфея, мы обнаружим листок-вкладыш, страница которого не имеет номера, где большими буквами написано «Новый завет Господа нашего Иисуса Христа». Вот так, без каких-либо объяснений и библейских оснований, авторами синодального перевода дается определение, что такое новый завет. По их мнению, новым и ветхим заветом называются книги священного Писания. И это несмотря на то, что о различных заветах, в частности, и о самом новом завете говорится в книгах Ветхого завета, а в книгах Нового завета все, сказанное Моисеем и пророками, называется Священным Писанием. Таким образом, сами люди разделили Библию на две части, назвав Писания, записанные до рождения Иисуса Христа – Ветхим заветом, а написанные после Его рождения – Новым. И такая установка дается человеку с самого начала, как он начинает читать Библию, что формирует его взгляды и представления в угоду общепринятому мнению. Так что, когда верующие открывают Писания, даже зная об условности такого деления, они уже подсознательно относят названное Новым заветом к злободневному настоящему, а обозначенное, как Ветхий завет – к неактуальному прошлому. Несмотря на то, что такой подход в корне неправильный, не существует такого христианского течения, которое не называло бы Евангелия, Откровение и послания апостолов Новым заветом. Но нам, прежде чем продолжить исследование вопроса о ветхом и новом заветах, необходимо избавиться от подобных стереотипов и посмотреть на эти понятия не так, как смотрят люди, включающие в тексты Библии собственные человеческие определения, а так, как об этом говорится в тексте Священного Писания.

Так что же, исходя из библейских понятий, является ветхим и новым заветом? Словарное определение слова «завет» с еврейского «бэрит» означает – договор, союз, условие, а с греческого «диафики» – распоряжение, завещание, соглашение, договор. Таким образом, все эти термины имеют между собой одно общее – понятие союза или договора сторон. Уже, исходя из этого, можно прийти к заключению, что завет – это не книги апостолов и не писания пророков, а соглашение, которое возникает между двумя сторонами в момент заключения договора. При этом существует мнение, что слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Матф.5:38,39) – как раз и являются предметом нового договора, о котором говорится в Евангелии. На самом же деле, Христос заключает завет с учениками гораздо позже, перед Своим распятием, когда дает апостолам символы Своей плоти и крови. До этого же момента слова Иисуса являлись Его объяснением заповедей закона Моисея для уже существующего и действующего завета. И противопоставление новых заповедей древним здесь тоже не случайно – оно объясняется не сменой завета, а тем, что люди того общества пытались регулировать свою нравственную жизнь, не духовными принципами и нормами – заповедями Бога, а требованиями гражданского, в частности, уголовного закона Моисея. Благодаря чему можно было организовать и поднять правовой статус людей, а возможно даже – и их нравственный уровень, но нельзя было научить любить Бога. Такая же проблема возникает в христианских церквах и сегодня, когда люди пытаются заменить учение о самоотречении организационными правилами, уставами, церковными порядками, и новый завет здесь совершенно ни при чем. Таким образом, нельзя отнести все сказанное в Евангелии к новому завету, равно как, и все, написанное у пророков – к ветхому. Но к этому мы еще вернемся позже, а прежде же дадим определение слову «новый», используемому в отношении заключаемого с людьми завета.

Итак, завет – это договор, а что означает новый договор? Люди рассуждают так: раз новый, значит – другой. Соответственно, в нем должны быть другие законы и другие условия для нашего спасения. Поэтому и рождаются такие понятия, как: суть нового завета – это «верь и спасешься», а ветхого – «делай, и будешь жить». Но вопреки данному представлению, сам Христос, отвечая на вопрос законника – «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», после того, как тот называет заповеди, говорит – «так поступай, и будешь жить» (Лук.10:28). В результате из Его уст звучит все та же идея – «делай, и будешь жить». В таком случае, что же все-таки проповедовал Христос, ветхий или новый завет? С другой стороны, мы читаем, что евреи времен Моисея не могли войти в обетованную землю «за неверие» (Евр.3:19). Значит, уже тогда был завет веры… А как же он мог быть, если Бог его не заключал? Разве что-то изменилось в условиях спасения людей с наступлением христианской эры? Неужели Христос передумал и изменил условия договора с послушания на веру, а потом опять – с веры на дела, когда сказал грешнице: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан.8:11), и исцеленному при купальне: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Иоан.5:14)? То же самое можно сказать и о выражении «новый завет в Моей крови» (1Кор.11:25)… А разве был такой завет, дающий спасение грешнику, который существовал бы без крови? В Библии других нет. Люди, находящиеся в Божьем завете, всегда приносили установленные Богом жертвы. В этом случае, кровь жертвы за грех была символом крови, пролитой Христом за наши грехи. Сегодня мы тоже можем пить чашу, но уже нового завета, как все тот же символ пролитой крови Иисуса. Ничего, по сути, не изменилось.

Давайте вспомним, когда впервые появилась вера? После грехопадения. А если бы человек был верен Богу и не прикасался к плодам запретного дерева, он бы оставался в новом или ветхом завете? Дело в том, что послушание не предполагает жертвы, а также и саму веру в эту жертву. Поэтому прежде, чем появиться вере, человек должен был согрешить. Но целью Бога, давшего людям заповедь, была не вера, а послушание. С грехопадением же приходит вера и надежда на спасение, но эта вера должна была «содействовать делам» (Иак.2:22) – послушанию и любви, которые и являлись конечной целью этого завета. Таким образом, изначально отношения Бога с человеком строятся на послушании. Когда же они прекращаются по причине греха, приносится жертва. Но в этом еще нет никакого нового завета – так было всегда, начиная с завета и жертвы животных за грех, и заканчивая заветом и жертвой за грех Иисуса Христа, который и стал истинным искупителем мира. Условия спасения не изменялись никогда. В таком случае, можно ли говорить о заключении с человеком другого завета?

Но главное, что сама Библия не говорит нам о другом завете, а о новом, дословно – о свежем завете. Так в чем же разница? Представьте, что вы всегда покупаете в магазине один и тот же пшеничный хлеб. А если в следующий раз вы попросите у продавца другого хлеба, то вам могут подать уже не пшеничный, а ржаной хлеб, не белый, а черный. Тогда будет разница? Но если вы попросите свежего хлеба, то получите все тот же самый пшеничный хлеб, но только уже свежий. Аналогично и с новым заветом – это не другой, а все тот же самый договор, но только свежий, другими словами – обновленный завет.

Это все меняет. Это означает, что ни сам завет, ни его условия, как и сам Бог, никогда не изменяются, изменяются только требования к отношениям в этом завете, как то: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его… И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: „познайте Господа“, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь…» (Иер.31:33,34). Но об этом чуть позже. Прежде давайте скажем, когда и с кем Господь впервые заключает новый завет?

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
(Иер.31:31,32)

Самое первое упоминание о новом завете мы встречаем у пророка Иеремии, причем, в отношении еврейского народа:
Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота.
И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь.
(Иер.31:27,28)
Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему.
Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.
(Иер.31:35,36)

А теперь давайте ответим на вопрос: к какому времени относится это обещание Бога о новом завете?
Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!»
И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами.
Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую.
(Иер.31:23-25)

Эти слова пророка были записаны перед вавилонским пленением еврейского народа. А до того, как Господь наводит на Иудеев все слова проклятия, написанные в книге закона Моисея, и отдает Иерусалим на разрушение в руки врага, Бог открывает пророку, что Он готов будет сделать для Своего народа по возвращении его из плена. При этом меняет ли Бог что-то в условиях прежнего завета? Нет. Выведя Свой народ из Вавилона, Господь оставляет ему все те же заповеди и богослужебные уставы, в соответствии с которыми они должны были служить Богу и раньше. Со стороны Бога в этом новом завете ничего не изменилось. Все законы, постановления и предписания оставались в силе, и должны были по-прежнему соблюдаться. Не изменились даже богослужебные церемонии и обряды. Но при этом, завет все равно называется новым.

Если ни в законах, ни в условиях нового завета не было ничего нового, то почему тогда сказано, что последний завет – это «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер.31:32)? В чем тогда состоит новизна этого нового договора? Об этом мы читаем здесь же, в 31 главе пророка Иеремии:
Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа.
(Иер.31:22)

Или, как гласит более точный перевод – «жена будет окружать мужа». Причем муж в данном контексте – это глава, а жена – «отпадшая дочь», т.е. жена Бога – народ, с которым Господь заключил Свой союз. И что же такого нового будет в этом новом завете, что изменится в отношениях мужа с женою, Бога с Его народом? Мы читаем – «жена будет окружать мужа». Другой перевод слова «савав» , которое переведено, как «окружать» – это переворачивать, вращать, менять направление. Иными словами, с новым заветом не муж, а жена изменит свое направление; не Бог, а Божий народ поменяет свое отношение к Богу. Почему это произойдет? Потому что «после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). В результате чего, не один Бог, как прежде, будет проявлять любовь и заботу о Своем народе, но и сама жена станет окружать своего Главу вниманием и любовью. Это есть то новое, чего мы не встречаем раньше в первом завете. Таким образом, новый завет – это не замена заповедей, не замена и также не отказ от обрядов, а новое соблюдение ранее установленных заповедей и обрядов в результате нашей к Богу любви. Ведь, что Богу не нравится в прежнем завете? Это не заповеди и не обряды, которые Он сам же и установил. Богу не нравится другое – отношение народа к этим заповедям, предательство и измена людей, в то время как Господь остается в союзе с ними. И в таком отношении народа к Богу мы и находим старое – «ветхое», «а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13).

Если новый завет – это не другой, а свежий или обновленный союз с Богом, то, соответственно, и ветхий завет – это не устаревший, а правильнее сказать – пропавший завет, который вышел из своего срока годности по причине неверности Божьего народа и его непослушания Божьим заповедям – «они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь» (Евр.8:9).

Почему вообще перед Богом встал вопрос о новом завете? Потому что «тот завет Мой они нарушили», или как говорит ап. Павел: «они не пребыли в том завете Моем», а значит, нарушали его постоянно, «хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». И в самом деле, сколько бы Господь ни спасал, сколько бы ни благословлял Свой народ, люди все равно уклонялись от соблюдения заповедей Божьих и уставов и служили идолам. Но всему есть свой предел. Вспомните, что Бог говорит в отношении завета, заключенного прежде с допотопным миром: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3). То же самое было и с этим народом – в результате его многочисленных отступлений, Господь руками Навуходоносора, царя Вавилонского, разрушает Иерусалим, храм, который был образом присутствия с людьми невидимого Бога, и разрывает с ними завет. Но прежде чем это случится, Бог говорит, что по возвращении народа из плена (см. Иер.30), Он заключит с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.

Но к чему были все эти жертвы? Зачем нужно было разрушать город и святилище, а затем восстанавливать его развалины, чтобы возобновить прежнее служение Богу? Что мешало Богу заключить новый завет с евреями еще тогда, когда Иерусалим был заселен, и в его храме проходили богослужения? Ведь, как мы уже сказали, новый завет не нес в себе ничего нового, ни новые правила, ни новые условия для жизни и спасения, а говорил только о новом отношении людей к Богу, когда «все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер.31:34). Господь мог стать им Богом, а они – Его народом, только в том случае, если бы в жизни этих людей исполнилось условие нового завета: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). Но что мешало Богу сделать это раньше? О каких днях говорит пророк, после которых это станет вдруг возможно, и почему?

Прежде чем возобновить с людьми отношения, Господь наказывает Свой народ пленом и истреблением. Грешники подлежали уничтожению, а остатку народа суждено было попасть в плен. С этими, оставшимися в живых, людьми Господь впоследствии и заключит новый завет, но перед этим они должны будут пройти горнило страдания:
Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас.
(Иез.22:22)

Через страдания, которым Бог подвергает еврейский народ, Он очищает людей от любви к греху, которую они взрастили в себе, живя под покровом Бога в Иерусалиме. Тем самым, Господь готовит людей к новому завету, потому что невозможно, чтобы Бог наполнил сердце человека Своими заповедями, когда оно полно любви (заполнено любовью) к своим идолам.

Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!
(Иез.18:30-32)

Но когда время страданий еврейского народа приходит к концу, и Господь дает ему свободу, какое отношение к Богу появляется у людей тогда? О, нет! они уже никогда не вернутся к прежним грехам. В жизни этих людей уже никогда не будет открытого противления Богу, в их поведении не останется видимого греха, но и любви к Богу не будет тоже. Для них Божий закон по-прежнему останется написанным на камне, а не на их сердце. Заповеди станут соблюдаться людьми ради себя, а обряды останутся такими же пустыми ритуалами, как и прежде, и утратят свой смысл. Даже придя к времени нового завета, еврейский народ будет продолжать жить по-ветхозаветному, т.е. злоупотреблять любовью и милостью Господа, вместо того, чтобы окружать Бога такой же любовью в ответ. А поскольку у людей не будет любви к Богу, они по-старому будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», потому что никто сам не будет знать Бога. Соответственно, не суждено будет сбыться и другому обещанию нового завета: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:34).

С распятьем Христа снова происходит опустошение храма и окончательное расторжение завета с еврейским народом:
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
(Дан.9:27)

И как бы теперь не хотели евреи, они уже не могли восстановить прежнее служение Господу, а значит, не могли снова быть и называться Божьим народом. На протяжении многих лет люди могли оставаться неверными Божьему завету, изменять Господу, но это не считалось прекращением отношений до тех пор, пока Господь оставался с ними в союзе. Завет мог считаться разорванным тогда, когда Сам Бог отпускал Свою неверную жену, непокорный Ему блудный народ. Соответственно, только Бог и мог возобновить Свои отношения с народом, который был Им раньше оставлен.

В то время, когда было дано пророчество Иеремии о новом завете, Господь не отвергает евреев, как Свой народ, навсегда, почему и написано: «если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда» (Иер.31:36). После вавилонского плена еврейскому народу будет дана еще одна возможность изменить свое отношение к Богу, прежде чем Христос заключит со Своими учениками еще один новый завет. Причиной заключения последнего завета станет, опять же, расторжение прежнего договора, но теперь уже без возможности для еврейского народа возобновить свои отношения с Господом. Поэтому последний новый завет Христос заключает уже с новым народом – духовным Израилем. Это все те же самые евреи, ученики Иисуса, составившие остаток от дома Иуды и дома Израиля (Самарии), а также и все верующие во Христа по слову их (Иоан.17:20).

При этом, меняется ли Сам Бог, заключая с новым Израилем новый завет? Изменяет ли Господь Своим принципам – изменяется ли Его отношение к людям и становятся ли другими условия спасения для вечного Царства? Нет. Новые заповеди, которые дает людям Христос – это не другие заповеди, а новое понимание и исполнение воли Бога, которая была известна людям от начала. Прочитаем, как говорит об этом любимый ученик Христа, Иоанн:
Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
(1Иоан.2:7-10)

Новый завет раскрывает нам внутренние мотивы послушания Богу и тем самым обновляет наше понимание буквы Божьих заповедей. Так, если с позиции формального соблюдения закона нарушением заповеди «не убивай» является лишение жизни другого человека, то с точки зрения отношения к Богу и к ближнему, как к самому себе, «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15). Таким образом, новое появляется не в самом законе, а в его исполнении, «ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13:8). Аналогично, новое возникает и не в условиях спасения для вечной жизни, а в выполнении людьми этих условий:
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
(Лук.12:33,34)

Итак, новый завет – это по-прежнему нечто новое в отношениях, но не со стороны Бога, а со стороны людей. Но что изменилось в отношении к Богу у людей, которые уже давно живут «в эпоху нового завета»? Окружают ли сейчас верующие, называющие себя учениками Христа, своим вниманием Бога, или, как и древний Израиль, продолжают злоупотреблять Его любовью? Какие законы они имеют в своем сердце, Божьи или человеческие? Соответственно, знают ли они лично Бога, или продолжают учить друг друга, брат брата, говоря «познайте Господа»?

Почему нам важно найти ответ на все эти вопросы сегодня? Потому что от того, какое у нас отношение к Богу сейчас, будет зависеть наше будущее. И будем ли мы оставаться в числе Божьего народа, или будем отвергнуты, как евреи, распявшие своего Спасителя, зависит не от Бога, который уже заключил с нами завет, а только от нас. Новый завет, который заключил Господь с евреями, и тот завет, который заключил Иисус с учениками – не являются двумя разными заветами. Это один и тот же завет, который заключает с людьми Бог, но который не находит своего исполнения в жизни еврейского народа по причине отсутствия у них нового отношения – любви к Богу. Завет, который заключает Господь, зависит не от времени или эпохи, а от того, освободят ли люди свое сердце для Бога, чтобы Он мог вложить туда Свой закон. Таким образом, находимся ли мы в новом или ветхом завете с Богом, зависит не от того, какие книги Библии мы читаем, и не от того, какие обряды соблюдаем и какое имеем сейчас название, а только от своего отношения к Богу. Сегодня верующие могут глубоко ошибаться, думая, что они живут с Богом в новом завете, в то время, как сами ведут себя по-ветхозаветному – имеют потребительское отношение к Божьей любви, используя ее для достижения собственных желаний и целей.

Суть ветхого завета заключается в том, что человек не любит Бога, при том, что Господь продолжает любить человека и все еще остается с ним в союзе. Но такие отношения не могут продолжаться вечно. Ветхий завет – это временный завет, который имеет ограниченный срок годности. И если человек, пользуясь милостью Бога, продолжает жить только в свое удовольствие, Господь разрывает с ним Свои отношения, но прежде дает ему возможность вступить с Ним в новый завет. Причем, внешнее соблюдение всех заповедей и церковных правил, как и в случае с покинувшим рабство еврейским народом, еще не говорит о том, что наши отношения с Богом вышли на новый духовный уровень. Жизнь в новом завете у человека начнется тогда, когда он не просто будет ограничивать себя в своих желаниях, а когда перестанет любить все то, что его раньше привлекало:
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Иоан.2:15-17)

То же самое можно сказать и в отношении закона: можно любить Божьи заповеди, а можно их только соблюдать. Точно так же можно по-разному исполнять и волю Бога: гореть любовью к Богу или делать Ему одолжение, отдавать свой долг. Именно такая внешняя набожность создавала для верующих Иудеев иллюзию того, что они имеют правильные отношения с Богом. В таком же самообмане пребывает и ангел Лаодикийской церкви, когда говорит: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Откр.3:17). Как тогда, так и сейчас, пока Господь проявляет милость к людям, они думают, что поступают правильно. Кроме того, как и для евреев времен Христа, для Лаодикийской церкви условием получения белой одежды, оправдания от Бога, является принесение верующими духовного плода. Это означает, что люди не смогут получить прощение до тех пор, пока они не встанут на путь любви.

Если же имеется столько общего в духовном состоянии людей живших перед отвержением Иерусалима и церковью последнего периода, то можно ли тогда сказать, что и Божьему народу последнего времени грозит расторжение завета с Богом, тем более, если учесть, что люди и сейчас могут жить отношениями на уровне ветхого завета?

Обращаясь к церкви последнего времени, Христос говорит:
знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
(Откр.3:15,16)

Почему Лаодикийской церкви Иисус выносит приговор «извергну тебя из уст Моих»? И только, «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Что является основанием для разрыва отношений Иисуса со Своей церковью и заключения союза с остатком, который услышит Христа?

Чтобы понять причины этого, давайте посмотрим, какое отношение у этой церкви к своему Богу: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!» (Откр.3:15). Итак, можно ли сказать, что Лаодикия любит Бога? Пылает ли она своей любовью к Господу, истаивает ли от желания с Ним воссоединиться, или остается к Нему равнодушной, о чем свидетельствует ее не горячее, не холодное, а именно теплое состояние? Не любит? Да, не любит. Ну а любит ли ее Господь? Конечно, потому что она находится в Нем. И поскольку она еще пребывает под покровом своего Бога, у нее складывается впечатление своей безупречности в Его глазах, того, что она приятна Господу, в то время, когда на самом деле, Христа от нее тошнит. Любовь и милость Бога к своей церкви нисколько ее не устыжает, а только подогревает в ней иллюзию духовного благополучия, которую она себе нарисовала. О, как это напоминает Иудеев перед опустошением Иерусалима! А главное – это то, что люди и сейчас продолжают жить с Богом ветхим заветом, «а ветшающее и стареющее», как мы уже сказали, «близко к уничтожению» (Евр.8:13). Поэтому Господь опять отвергнет Свой народ, чтобы остаток, будучи наказан, услышал голос Христа и отворил двери своего сердца для обновленного завета с Господом.

Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.
(Дан.12:10)

Всякий мало-мальски образованный христианин скажет, из чего слагается Библия, священное Писание: из Ветхого и Нового Завета. Какое между ними сходство и каково отличие? Это предстоит нам выяснить в нашей статье. Само слово «ветхий» в русском языке подразумевает не только «старый», но и «ненужный». И как тут не вспомнить пассаж из Евангелий о том, что не пришивают новую заплату к старой рубахе? Обветшалую одежду принято выбрасывать. А новое молодое вино способно разорвать старые мехи. Так почему же Ветхий Завет до сих пор является составной частью Библии? Не пора ли его сдать в утиль, сделать памятником письменного творчества древнего еврейского народа? Читая Ветхий Завет, невольно поражаешься аморальности Иеговы: по рекам проливаемой крови эту книгу можно сравнить с каким-нибудь современным триллером. Заповеди Христа на этом фоне выглядят абсолютной противоположностью. В чем загадка комплекса Библии? Давайте разбираться.

Время написания

Само название - Ветхий Завет и Новый Завет - указывает на то, что составные части Святого Писания были созданы в разные эпохи. Причем священная книга иудеев формировалась в срок поистине эпический. Библеисты указывают, что наиболее древние фрагменты относятся к тринадцатому веку до нашей эры, а самые новые - к 3 ст. до н. э. События, описанные в Новом Завете, связаны с рождением, учением и смертью Иисуса Христа. Эта часть Библии была создана в течение полувека. Написана она на койне. Этот вариант греческого наречия в эллинистическую эпоху служил в Средиземноморье языком межнационального общения, как латынь в Средневековье или английский в современную эпоху. Ветхий Завет у иудеев называется Танах.

Описание Ветхого Завета

Эта первая часть Библии состоит из четырех больших разделов. Предваряет Ветхий Завет Пятикнижие, которое в иудаизме называется Торой. В этом разделе изложен Закон Моисеев. Как видно из названия, Тора состоит из пяти книг (от Бытия до Второзакония). В них излагаются события, произошедшие от сотворения мира до прихода иудеев в Моав. Двенадцать последующих книг (от Иисуса Навина до Есфири) повествуют об истории еврейского народа. Далее следует раздел, который условно можно назвать поэтическим. В него входят пять книг: Иова, Псалтырь, Притчи, Екклесиаст и Песня Песней. И завершает Танах писания пророков. В этом разделе 17 книг (от Исайи до Малахии). Напомним, что Ветхий Завет и Новый Завет, то есть полная Библия христиан включает также одиннадцать неканонических книг (Товит, Сирах и другие).

Описание Нового Завета

Танах одинаково почитаем всеми «верующими Книги». А вот вторая часть Библии является источником веры только для христиан. Если сравнивать священные книги Ветхого и Нового Завета, то по объему последний значительно уступает первому. Он также состоит из четырех разделов. Вначале идут четыре канонических Евангелия, описывающие Рождество, учение, Страсти и Воскресение Иисуса Христа. Второй раздел посвящен истории Церкви. Он состоит лишь из одной книги - Деяний. Потом идут послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла. Всего таких писем включено в Библию двадцать одно. И завершает Новый Завет Откровение. К слову, существует не только четыре Евангелия. Имеются и другие, написанные апостолами (Иудой, Фомой). Но эти Евангелия Церкви не включают в канон и называют апокрифами.

Ветхий Завет и Новый Завет: различия

Как мы уже упоминали, изучение Библии ставит читателя в тупик: неужели обе части Библии говорят об одном и том же Боге? В книге «Исход» Бог внушает иудеям обокрасть египтян, он требует жертвоприношений (в том числе и человеческих - см. Быт.22:2). Как не вяжется все это с Нагорной проповедью Христа: не убий, не укради, не прелюбодействуй. И если Ветхий Завет говорит «око за око» (Левит, 24:20), то Новый - «любите ваших врагов, проклинающих вас благословляйте» (Матф.5, Лук. 6). Различия между двумя частями Библии сразу же бросаются в глаза. Давайте конкретизируем их, сопоставив книги Ветхого и Нового Заветов.

Главный посыл двух частей Библии

Особое внимание в Торе уделяется обетованию, которое Иегова дал Моисею. Бог обещал ему и народу израилевому землю, где они поселятся. Пророки предсказывали приход Мессии. Он должен будет воздвигнуть новое царство, которое вовек не разрушится. Новый Завет особое внимание придает приходу Христа как Спасителя. Христиане верят, что Сын Божий вновь придет, чтобы судить живых и мертвых. В Ветхом Завете нет понятия «Отца Небесного». Бог, которого описывает первая часть Святого Писания, зол, ревнив и жесток. Он требует жертвоприношений животных. Но, как мудро заметил апостол Павел, «кровь козлов и тельцов не смывает грехи» (Евр. 10:4). Вторая часть Библии говорит не о физическом родстве, а о духовном. Иисус говорит: «Кто исполняет Мои заповеди, тот Мне и мать, и брат». Поэтому христианство - мировая религия, поскольку обращает свою проповедь на всех людей. Иудеи уделяют большое значение святым местам. Если сравнивать Ветхий Завет и Новый Завет, Бог Израиля избрал себе Иерусалим, чтобы там ему приносили жертвы. Истинные христиане не имеют нужды боготворить какие-то места, поскольку Отец Небесный существует в Царствии.

Сходство Ветхого и Нового Заветов

Почему же существует общий сборник святых текстов, называемый Библией? Ветхий и Новый Завет, вместе с многочисленными отличиями, имеют и немало общих посылов к читателю. Во-первых, это писания пророков. Еще до прихода Иисуса на землю, ясновидцы, вдохновляемые Богом, пытались предуготовить своих одноплеменников к прибытию Мессии. Не забываем, что апостолы распространяли учение Христа в иудейской среде. Поэтому им важно было показать родословную Сына Божия (он должен был «восстать из колена Давидова»), признать, что они новой верой не ломают Закон, но дополняют его. В Новом Завете есть немало ссылок на Ветхий. Земная биография Сына Божия часто подтверждает сказанные ранее пророчества. Однако христианство предлагало людям большее. Апостол Павел прямо говорит об этом в Послании к евреям: «Если первый завет был бы без недостатка, тогда не нужно было искать другого». Когда к Христу пришел человек и спросил, что делать, чтобы достичь жизни вечной, Тот сказал: «Ты знаешь Закон (Моисеев), что там написано?» И когда человек перечислил иудейские заповеди, Сын Божий сказал: «Правильно говоришь. Только нужно еще, чтобы ты роздал имущество свое, взял на плечи крест добрых дел и следовал за Мною».

Все ли христианские течения принимали книги Священного Писания (Ветхого и Нового Завета)

Разница между двумя частями Библии настолько разительна, что некоторые конфессии отбрасывали определенные тексты как не соответствующие христианской морали. Это было и в античные времена, и в эпоху Средневековья. Например, диссидентские христианские течения во Франции, Бельгии и Италии, которых верующие называли Добрыми Людьми, а католические оппоненты - еретиками-катарами, поначалу (с Х по XII век) не принимали кодекса Ветхого Завета (кроме Псалмов). Они говорили, что в их противниках, представителях великих церквей, живет «дух Илии», тогда как они сами движимы Духом Святым.

Когда мы говорим о христианстве, то в сознании каждого возникают разные ассоциации. Каждый из людей уникален, поэтому понимание сути этой религии является субъективной категорией для каждого из нас. Одни считают это понятие совокупностью древности, другие - ненужным верованием в сверхъестественные силы. Но христианство - это, прежде всего, одна из которая формировалась веками.

История возникновения этого феномена началась задолго до рождения великого Христа. Многие и представить не могут, что источники христианства как религиозного мировоззрения появились ещё в XII веке до нашей эры. В процессе изучения христианства нужно обратиться к священным писаниям, которые дают возможность понять моральные устои, политические факторы и даже некоторые особенности мышления древних людей, прямо влиявшие на процесс зарождения, развития и мирового распространения этой религии. Подобную информацию можно получить в процессе детального изучения Старого и Нового Завета - основных частей Библии.

Структурные элементы христианской Библии

Когда мы говорим о Библии, нужно чётко осознавать ее важность, ведь в ней собраны все некогда известные религиозные сказания. Это писание является настолько многогранным явлением, что от его понимания могут зависеть судьбы людей и даже целых народов.

Цитаты из Библии во все времена трактовались по-разному в зависимости от целей, преследуемых людьми. Тем не менее Библия не является истинным, первоначальным вариантом святого письма. Это, скорее, своего рода сборник, состоящий из двух основополагающих частей: Старого и Нового Завета. Смысл этих структурных элементов имплементирован в Библию в полной мере, без каких-либо изменений или дополнений.

В этом священном писании раскрывается божественная суть Бога, история создания мира, а также предоставляются основные каноны жизни обычного человека.

Библия претерпевала всевозможные изменения на протяжении многих веков. Это обусловлено появлением различных христианских течений, которые принимают или отрицают некоторые библейские писания. Тем не менее Библия, вне зависимости от изменений, вобрала в себя еврейские, а позднее - сформировавшиеся христианские традиции, изложенные в заветах: Старом и Новом.

Общая характеристика Старого Завета

Старый Завет, или как его принято называть, является основной частью Библии наряду с Это самое древнее писание, вошедшее в Библию, которую мы привыкли видеть сегодня. Книгу Ветхого завета принято считать «Еврейской Библией».

Поражает хронология создания этого священного писания. Согласно историческим фактам, Старый Завет был написан в период с XII по I век до нашей эры - задолго до появления христианства как отдельной, самостоятельной религии. Отсюда следует, что многие еврейские религиозные традиции и понятия в полной мере вошли в состав христианства. Книга Ветхого завета написана древнееврейским языком, а перевод не греческий был осуществлён только в период с I по III век до нашей эры. Перевод был признан теми первыми христианами, в сознании которых только зарождалась эта религия.

Автор Ветхого Завета

На сегодняшний день неизвестно точное количество авторов, принимающих участие в процессе создания Ветхого Завета. С уверенностью можно утверждать лишь один факт: книга Старого Завета писалась десятками авторов на протяжении нескольких веков. Писание состоит из большого количества книг, названные в честь людей, создававших их. Однако многие учёные современности считают, что большая часть книг Ветхого Завета написана авторами, чьи имена сокрыты в веках.

Источники возникновения Ветхого Завета

Не смыслящие абсолютно ничего в религии люди считают, что основным письма является Библия. Старый Завет входит в состав Библии, но она никогда не была первостепенным источником, так как появилась уже после его написания. Ветхий Завет изложен в различных текстах и манускриптах, важнейшими из которых являются следующие:


Ветхий Завет - первая и более древняя из двух частей христианской Библии, наряду с Новым Заветом. Ветхий Завет – это Священной Писание общее для иудаизма и христианства. Считается, что Ветхий Завет был написан с XIII по I в. до н. э. В основном большинстве книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском, однако некоторые из них написаны на арамейском языке. Данный факт связан с изменением политической ситуации.

Читать Ветхий Завет онлайн бесплатно.

Книги исторические

Книги учительные

Книги пророческие

Широкое распространение тексты Ветхого Завета получили после их перевода на древнегреческий. Данный перевод датируется I веком и называется Септуагинта. Септугианта была принята христианами и сыграла ключевую роль в распространении христианства и становлении христианского канона.

Название «Ветхий Завет» — калька c древнегреческого. В библейском мире слово «завет» означало торжественное соглашение сторон, которое сопровождалось клятвоприношением. По христианской традиции разделение Библии на Ветхий и Новый Заветы основано на строках из Книги пророка Иеремии:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет».

Ветхий Завет – авторство.

Книги Ветхого Завета создавались десятками авторов на протяжении веков. Большинство книг по традиции носят имена своих авторов, однако большинство современный исследователей Библии сходятся во мнении, что авторство было приписано много позже и что на самом деле основное большинство книг Ветхого Завета были написаны анонимными авторами.

К счастью текст Ветхого Завета дошел до во многих копиях. Это и оригинальные тексты на древнееврейском и арамейском, и многочисленные переводы:

  • Септуагинта (перевод на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в III-I веках до н. э.),
  • Таргумы - перевод на арамейский язык,
  • Пешитта - перевод на сирийский язык, сделанный в среде ранних христиан во II веке н. э.
  • Вульгата - перевод на латынь, сделанный Иеронимом в V веке н. э.,

Кумранские рукописи считаются самым древним источником (неполным) Ветхого Завета.

Основой для церковнославянских переводов Ветхого Завета — Геннадиевской, Острожской и Елизаветинской Библий – стала Септуагинта. А вот современные переводы Библии на русский язык – Синодальный и перевод Российского Библейского Общества были выполнены на основе масоретского текста.

Особенности текстов Ветхого Завета.

Тексты Ветхого Завета считаются боговдохновенными. Боговдохновенность книг Ветхого Завета признается в Новом Завете, подобную точку зрения разделяют раннехристианские историки и богословы.

Каноны Ветхого Завета.

На сегодняшний день есть 3 канона Ветхого Завета, несколько различающихся по составу.

  1. Танах – иудейский канон;
  2. Септуагинта – христианский канон;
  3. Протестантский канон, возникший в XVI веке.

Канон Ветхого Завета формировался в два этапа:

  1. Формирование в иудейской среде,
  2. Формирование в христианской среде.

Иудейский канон подразделяется на 3 части:

  1. Тора (Закон),
  2. Невиим (Пророки),
  3. Ктувим (Писания).

Александрийский канон отличается от иудейского по составу и расположению книг, а также по содержанию отдельных текстов. Данный факт объясняется тем, что александрийский канон основан не на Танахе, а на протомасоретской версии. Возможно также, что некоторые из тестовых различий объясняются христианским переосмыслением оригинальных текстов.

Структура Александрийского канона:

  1. Законоположительные книги,
  2. Исторические книги,
  3. Учительные книги,
  4. Пророческие книги.

С точки зрения Православной церкви Ветхий Завет состоит из 39 канонических книг, тогда как Католическая Церковь признает каноническими 46 книг.

Протестантский канон появился в результате пересмотра авторитета библейских книг Мартином Лютером и Якобом ван Лисвельдтом.

Зачем читать Ветхий Завет?

Читать Ветхий Завет можно с различными целями. Для людей верующих это сакральный, священный текст, для остальных Ветхий Завет может стать источником неожиданных истин, поводом для философских рассуждений. Читать Ветхий Завет можно наряду с «Илиадой» и «Одиссеей» как великий памятник древней литературы.

Философские и этические идеи в Ветхом Завете богаты и разнообразны. Речь идет и о разрушении ложных моральных ценностях, и о любви к истине, и о понятиях беспредельности и предела. В Ветхом Завете изложен своеобразный взгляд на космологию, обсуждаются вопросы личностной идентификации, вопросы брака и семьи.

Читая Ветхий Завет, Вы будете рассуждать и о каждодневных вопросах, и о вопросах глобальных. На нашем сайте Вы можете читать Ветхий завет онлайн бесплатно. Мы также снабдили тексты различными иллюстрациями на ветхозаветные сюжеты для того, чтобы чтение было еще более приятным и познавательным.

Скачать: Библия - Ветхий и Новый завет

Формат: doc / zip

Размер: 1 ,7 Мб

/ Download файл

Формат: html / rar

Размер: 1 ,3 Мб

/ Download файл

Формат: chtml / zip

Размер: 3 Мб

/ Download файл

Скачать: Библия - (только) Ветхий завет

Формат: doc / zip

Размер: 1 ,3 Мб

/ Download файл

Скачать: Библия - (только) Новый завет

Формат: doc / zip

Размер: 4 84 Кб

/ Download файл

Иллюстрированная Библия в гравюрах Ю. Карольсфельда

Формат: doc / rar

Размер: 4 ,1 Мб

/ Download файл

Название

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским. Евреи свои священные книги обозначали названиями: «писания», «священные писания», «завет», «книги завета», «закон и пророки». Христиане новозаветные писания обозначали названиями «Евангелие и Апостол».

Состав Библии

Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет (Танах)

Первая, по времени создания, часть Библии в иудаизме называется Танах, в христианстве она получила название Ветхий завет, в отличие от «Нового». Используется также название - «еврейская Библия». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на еврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями. Эта часть Библии является общим Священным Писанием как для иудаизма, так и для христианства.

Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела.

Первый называется «Учение» (Тора) и содержит Пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Книга Левит, Книга Чисел, Второзаконие.

Второй отдел, под названием «Пророки», обнимает книги: Иисуса Навина, Книга Судей, 1-ю и 2-ю кн. Царств, или Книга Самуила (считаются за одну книгу), 3-ю и 4-ю кн. Царств, или Книга Царей (считаются за одну книгу), Исаии, Иеремии, Иезекииля, кн. Двенадцати малых пророков (считаются за одну книгу).

К третьему отделу под названием: «Писания» принадлежат: Книга Иова, Книга Руфь, Псалмы, Книга Притчей Соломоновых, Песнь Песней, Книга Екклесиаста, Книга Даниила, Плач Иеремии, Книга Ездры и Неемии (считаются за одну книгу), 1-я и 2-я Паралипоменон (считаются за одну книгу) и Книга Есфири. Соединяя кн. Руфь с кн. Судей в одну книгу, а также Плач Иеремии с кн. Иеремия, получим вместо 24 книг 22. Двадцать две священных книги и считали в своем каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий. Таков состав и порядок книг в еврейской Библии.

Все эти книги считаются каноническими и в церкви христианской.

Новый Завет

Вторая часть христианской Библии - Новый завет, - собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время, как иудаизм боговдохновенной её не считает.

Новый Завет состоит из 27 кн., принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матвею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде. Книги Нового Завета, как и кн. Ветхого Завета, по содержанию распадаются на три отдела: книги исторические - сюда принадлежат четыре Евангелия и кн. Деяний Апостольских; книги учительные - сюда принадлежат послания апостольские; к отделу кн. пророческих принадлежит только одна книга - Апокалипсис.

В славянской и русской Библии книги Нов. Зав. размещены в следующем порядке: Евангелия - Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния Апостольские Луки, Послания Иакова, 1-е Петра, 2-е Петра, 1-е Иоанна, 2-е Иоанна, 3-е Иоанна, Иуды и далее Четырнадцать Посланий Апостола Павла в таком порядке: к Римлянам, 1-е к Коринфянам, 2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-е к Фессалоникийцам, 2-е к Фессалоникийцам, 1-е к Тимофею, 2-е к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям и, наконец, откровение Иоанна Богослова.

В таком порядке размещены кн. Нового Зав. в древнейших манускриптах - Александрийском и Ватиканском, Правилах апостольских, Правилах соборов Лаодикийского и Карфагенского и у многих древних Отцев церкви. Но такой порядок размещения книг Нового Зав. нельзя назвать всеобщим и необходимым, в некоторых Библ. сборниках встречается другое размещение книг, и теперь в Вульгате и в изданиях греч. Нового Зав. Соборные послания помещаются после Посланий апостола Павла перед Апокалипсисом. При таком или ином размещении руководились многими соображениями, но время появления книг не имело большого значения, что нагляднее всего можно видеть из размещения Посланий Павловых. При указанном нами порядке руководились соображениями относительно важности мест или церквей, куда были направлены послания: сначала поставлены послания, написанные к целым церквам, а потом уже послания, написанные к отдельным лицам. Если Послание к Евреям стоит на последнем месте, то это зависит от того, что в подлинности его долгое время сомневались. Руководясь соображениями хронологическими, можно разместить Послания апост. Павла в таком порядке: 1-е к Фессалоникийцам, 2-е к Фессалоникийцам, к Галатам, 1-е к Коринфянам, к Римлянам, к Филимону, к Филиппийцам, к Титу и 2-х к Тимофею.

БИБЛИЯ
Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические.

Книги ветхого завета:
Первая книга Моисеева. Бытие
Вторая книга Моисеева. Исход
Третья книга Моисеева. Левит
Четвертая книга Моисеева. Числа
Пятая книга Моисеева. Второзаконие

Книга Иисуса Навина
Книга Судей Израилевых
Книга Руфь
Первая книга Царств
Вторая книга Царств
Третья книга Царств
Четвертая книга Царств
Первая книга Паралипоменон
Вторая книга Паралипоменон
Книга Ездры
Книга Неемии
Книга Есфирь
Книга Иова

Псалтирь
Книга Притчей Соломоновых
Книга Екклесиаста, или Проповедника
Книга Песни Песней Соломона
Книга Пророка Исаии
Книга Пророка Иеремии
Книга Плач Иеремии
Книга Пророка Иезекииля
Книга Пророка Даниила
Книга Пророка Осии
Книга Пророка Иоиля
Книга Пророка Амоса
Книга Пророка Авдия
Книга Пророка Ионы
Книга Пророка Михея
Книга Пророка Наума
Книга Пророка Аввакума
Книга Пророка Софонии
Книга Пророка Аггея
Книга Пророка Захарии
Книга Пророка Малахии

Книги Нового Завета:
От Матфея святое благовествование
От Марка святое благовествование
От Луки святое благовествование
От Иоанна святое благовествование
Деяния святых Апостолов
Послание Иакова
Первое послание Петра
Второе послание Петра
Первое послание Иоанна
Второе послание Иоанна
Третье послание Иоанна
Послание Иуды
Послание к Римлянам
Первое послание к Коринфянам
Второе послание к Коринфянам
Послание к Галатам
Послание к Ефесянам
Послание к Филиппийцам
Послание к Колоссянам
Первое послание к Фессалоникийцам
Второе послание к Фессалоникийцам
Первое послание к Тимофею
Второе послание к Тимофею
Послание к Титу
Послание к Филимону
Послание к Евреям
Откровение Иоанна Богослова

ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО
БЫТИЕ
ИСХОД
ЛЕВИТ
ЧИСЛА
ВТОРОЗАКОНИЕ


ПРОРОКИ
КНИГА ИИСУСА НАВИНА
КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ
ПЕРВАЯ КНИГА ЦАРСТВ
ВТОРАЯ КНИГА ЦАРСТВ
ТРЕТЬЯ КНИГА ЦАРСТВ
ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ЦАРСТВ
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ
КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ
КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ
КНИГА ПРОРОКА ОСИИ
КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ
КНИГА ПРОРОКА АМОСА
КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ
КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ
КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ
КНИГА ПРОРОКА НАУМА
КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА
КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ
КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ
КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ
КНИГА ПРОРОКА МАЛАХИИ


ПИСАНИЯ
ПСАЛТИРЬ
КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ
КНИГА ИОВА
КНИГА ПЕСНИ СОЛОМОНА
КНИГА РУФЬ
КНИГА ПЛАЧ ИЕРЕМИИ
КНИГА ЕККЛЕСИАСТА, ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА
КНИГА ЕСФИРЬ
КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА
КНИГА ЕЗДРЫ
КНИГА НЕЕМИИ
ПЕРВАЯ КНИГА ПАРАЛИПОМЕНОН
ВТОРАЯ КНИГА ПАРАЛИПОМЕНОН

КНИГИ НОВОГО ЗАВЕТА
ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ
ОТ МАРКА СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ
ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ
ОТ ИОАННА СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ
ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ
ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ
ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ
ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
ПОСЛАНИЕ К ТИТУ
ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Что означает само слово Библия?

Словом Библия мы обязаны греческому слову «библион» - книга. Которое, в свою очередь, произошло от названия древнего порта - Библос, расположенного у подножия Ливанских гор, через который в Грецию экспортировался египетский папирус. Так название древнего порта вошло в 1829 языков, на которые сегодня переведена Библия (Всего на Земле насчитывается около 3000 языков и диалектов, из которых 1500 принадлежит небольшим этническим группам ). Итак, Библия - это просто слово - Книга.

Библия.

Но давайте откроем Книгу Книг. Мы сразу увидим, что Библия состоит из двух частей Ветхого Завета (написанного до пророка Малахии, жившего в V в. до Р. X.) и Нового Завета, созданного в первом веке нашей эры.

Эта традиция основана на том, что во многих переводах во 2Коринфянам 3:14 использовано выражение «Ветхий Завет». В Синодальном переводе (1998 г. изд.) этот стих звучит так: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом». Сам Иисус Христос говорил о собрании священных книг как о «Писаниях» (Матфея 21:42; Марка 14:49; Иоанна 5:39). Апостол Павел называл их «священными Писаниями» и «Писаниями» (Римлянам 1:2; 15:4; 2Тимофею 3:15).

П ервоначально тексты Ветхого завета почти полностью были написаны на еврейском языке. Лишь немногие фрагменты - на так называемом арамейском языке: Книга Даниила (2:4б - 7:28), Первая книга Ездры (4:8 - 6:18; 7:12-26), Книга Товита, Книга Иудифи и книга Премудрости Иисуса сына Сирахова (последние три книги дошли до нас только в греческом переводе). Книги Маккавейские, книга Премудрости Соломона и Вторая книга Ездры написаны на греческом языке. Третья книга Ездры дошла до нас только в латинском переводе, хотя была написана на семитском языке.

Первый раздел Ветхого Завета - Тора - был окончательно отредактирован и установлен еще при Эзре около 444 года до н.э. (Hеем.8:1-12; 2 Езд.9:37-48; ср. Вавилонский Талмуд. Санhедрин.21). По-видимому, вскоре после этого был канонизирован и раздел H"биим; во всяком случае, уже в 132 году до нашей эры Священное Писание подразделялось на три раздела: Закон (o nomoV ), Пророки (oi profhtai ) и “остальные” книги (Сирах, предисловие). Первые два раздела часто упоминаются и в Евангелиях (Мф.5:17; 7:12; Лк.24:27 и др.), а в одном месте назван и третий раздел - “Псалмы”:

Но вернемся к Библии. Оба завета были впервые сведены в каноническую форму на третьем Вселенском Соборе, который состоялся в Карфагене в 397 году.. (по другим источникам Лаодикийским собором 363 года н.э. ) . Документов этих соборов не сохранилось, но доподлинно известно, что уже в V веке от Р.Х. Библия - делилась на Ветхий и Новый Завет. В сегодняшнем каноне содержится 39 книг

Hазвание Hовый завет по отношению к собранию канонических книг стало применяться со второй половины II века, хотя само понятие Hового завета, или Hового союза (с Богом), восходит к Книге пророка Иеремии: “Вот, дни пришли, - говорит Яхве, - и заключил Я с домом Исраэля и с домом Й"hуды завет новый [б"рит х а дашa ]” (Иер.31:31, РХ ). В собственно христианских книгах понятие Hовый завет (h kainh diaqhkh ) впервые встречается у апостола Павла в словах Иисуса (1 Кор.11:25; cp. Лк.22:17-20

С амым первым известным списком почитаемых книг считается Canon Muratori, cоставленный, по мнению многих исследователей, в Риме около 200 года. В нем отсутствуют оба послания Петра, Послание Иакова, Третье послание Иоанна, Послание к евреям, но присутствует апокриф Апокалипсис Петра (APOKALUYIS PETROU ). Впрочем, общепринятая точка зрения, что утерянный греческий оригинал латинского перевода Канона Муратори возник в Риме около 200 года, была убедительно оспорена в пользу более позднего его происхождения (IV в.) и другой родины (Восток) (Sundberg A. Canon Muratori: a Fourth Century List. - HTR. Vol. 66, 1973, N. 1, pp. 1 - 41).
.
В первой четверти IV века Церковь не признавала богодухновенности большинства так называемых соборных посланий и Послания к евреям (Евсевий. Церковная история.VI.13:6).
С огласно Лаодикейскому собору 363 года, в состав Hового завета вошли 26 книг (кроме Откровения Иоанна). После этого вопрос о новозаветном каноне подвергался обсуждению еще на двух соборах - Гиппонском (393 г.) и Карфагенском (419 г.), - пока, наконец, не был окончательно решен в 692 году на Трулльском соборе.

Однако первый документально подтверждённый канон установлен лишь со времени нового Тридентского собора, созванного во время реформации в 1545 году и длившегося до 1563 года. По распоряжению этого собора была уничтожена масса книг, признанных апокрифическими, в частности, "Летописи о царях иудейских и израильских"

Так что Библия это действительно Книга Книг - собрание отдельных сочинений, которые делят на три группы исторические, поучительные и пророческие. Большая часть книг носит имена их составителей. Однако и сегодня миллионы верующих считают текст Библии записанным Словом Бога.

Обозначающее этот процесс греческое слово, в подлиннике Нового Завета, звучит как «теопнеустос» - «боговдохновенно», но общеупотребительным стал другой термин- «инспирация» возникший от латинского inspirare (вдохнуть, вдуть).Среди христиан по поводу «инспирации» бытуют весьма различные представления. Апологеты одной точки зрения полагают, что «озаренный» человек способен лишь отчасти участвовать в написании Библии. Другие же отстаивают теорию «дословной инспирации», по которой каждое слово Библии записано в подлиннике так, как оно внушено Богом.

Загрузка...
Top